Контрольные работы 5-й класс.
Диктант №1.
Осень в тайге.
Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке она прошуршала пожухлым листом. На извилистой речке и озере к рассвету она расстелила молочно-сизые туманы. Густой туман с речки добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки, края поляны. Сел туман на резные листья осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина и на тополе, клене, рябине.
Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру лужицы успели затянуться хрупким ледком. Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем.
Вот на опушке остановилось оленье стадо, прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж. Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это пробирается сквозь бурелом медведь, спешит залечь в берлогу на зиму.
- Выполните морфологический разбор слова на опушке .
- Произведите фонетический разбор слова ели.
- Сделайте морфемный разбор слова удивительную .
- Выпишите из любого простого предложения все возможные словосочетания.
Диктант №2.
Тема: “Причастие. Причастный оборот”.
Лесные звуки.
Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.
На макушке березы, покрывшейся дымом молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик.
На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.
Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель. И уж тянет свою песенку первый комар.
Грамматическое задание:
- Выпишите все причастия из текста, выделите орфограмыы.
- Фонетический разбор: весною.
- Морфологический разбор: неповоротливый.
- Морфемный разбор: притаившийся, вылетевший.
- Определите стиль и тип текста.
Диктант №3.
Тема: Деепричастный оборот.
В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный Никольский лес.
Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился, услышав что- то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова… На берегу он увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку…
С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся.
Грамматическое задание :
- Фонетический разбор: огонек ;
- Морфемный разбор: остановился, валявшегося;
- Морфологический разбор: спускаясь, испуганно;
- Синтаксический разбор: На берегу он увидел…
- Выпишите все причастия из текста.
- Определите тип и стиль речи.
Диктант
Тема: “Местоимение”
1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2) В городах приметы не нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. 4) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио. 6) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8) Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. 9) В приметах заключено много точного знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и сложные. 11) Самая простая примета – это дым костра. 12) То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.
А 1. В каком предложении говорится о том, нужны ли приметы в городе?
А 2. Выпишите все местоимения. Произведите морфологический разбор.
А 3. К какому стилю относится фрагмент этого текста?
1) научный
2) разговорный
3) художественный
4) официально – деловой
А 4. Какие типы речи представлены в данном фрагменте текста?
1) описание
2) описание и рассуждение
3) повествование
4) повествование и рассуждение
А 5. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.
А 6. Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.
А 7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.
Контрольная работа по теме: “Имя числительное”.
Обязательная часть.
1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена числительные как члены предложения.
Первые часы.
Историки предпол..гают, что часы первыми создали арабы. В те времена, то есть тысяча – тысяча двести лет назад, арабы значительно пр..восходили европейцев своей культурой и образованностью.
Считает..ся, что самые первые часы в Европе по..вились в 1223 году.
В Росси.. часы стали извес..ны почти одновременно с Западной Европой. Уже в 13 веке лет..писцы начинают ак..уратно указывать не только год и день события, но и его час.
В 1404 году в Москве были установлены башен..ые часы, на дворце князя Василия, сына Дмитрия Донского.
2. Запишите данные числа словами.
12, 20, 50, 115, 800, 5248.
3. Просклоняйте имя числительное вместе с именами существительными.
356 страница.
4. Впишите в данные предложения имена числительные (словами).
У нас не хватает(555) рублей. Российские спортсмены встречаются со спортсменами (5) континентов по (34) видам спорта. Царь-колокол, стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200) пудов, т.е.(200) тонн.
5. Замените количественные имена числительные подходящими порядковыми с именами существительными час .
Рассвет в декабре начинается в 8 часов 20 минут.
В 19 часов 50 минут по радио передавали концерт.
Автобус отходит в 10 часов 20 минут.
6. Найдите в данных словах имена числительные, докажите правильность своего выбора.
Тройка, трехчасовой, тринадцатый, тройной, утроить.
7. Составьте с данными словосочетаниями предложения, подчеркните в них имена числительные как члены предложения.
8. Тест. Выберите правильный вариант ответа.
9. Согласуйте данные в скобках слова в нужном падеже. Определите падеж имен числительных.
Копать (оба, обе) руками. (Оба,обе) девочек не было на уроке. Вязать (оба, обе) спицами. Завязать (оба, обе) конца.
10. Составьте три предложения, употребив числительные оба и обе в разных падежах.
Дополнительная часть.
- К количественным числительным 3.5.7 запишите однокоренные слова разных частей речи.
- Запишите примеры русских народных загадок, пословиц и поговорок, в которых употребляются имена числительные.
- Расшифруйте запись данных слов. Запишите их правильно.Блещущий чи100тою, пре2рительно приготовь, вме100 осе3ны, сес3цы ухи3лись, 100лько ус3ц.
- Составьте и запишите небольшой текст, используя числительные. 1вариант: тип речи - описание, стиль – публицистический; 2 вариант: тип речи – повествование, стиль – художественный, 3 вариант: тип речи – рассуждение, стиль – научный.
Контрольная работа по теме: “Наречие”.
Обязательная часть.
1. Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий.
Занов.., издавн.., затемн.., искос.., изредк.., снов., направ.., сев.., вправ.., наглух.., досыт.. .
2. Укажите номера предложений, в которых в наречиях после шипящих не нужен Ь? Почему?
- я открыл окно настеж.. .
- я лежал навзнич.. в траве.
- все прбежали проч.. .
- дочери ее вышли замуж.. .
- он говорил точ..-в-точ.. так же.
3. Вставьте там, где надо ь укажите, какие это части речи.
Наотмаш.., гореч.., спряч.., свеж.., колюч.., уж.., зрелищ.., лиш.., (не)проч.., навзнич.., экипаж.., вираж.., глядиш.., полноч.., ноч.. .
4. Раскройте скобки, выпишите сначала словосочетания, в которых наречия пишутся через дефис, затем все остальные.
(По)январски морозно, видно (по)всюду, точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, завязать крест(накрест), встать (по)парно, наконец(то) пришел, (во)первых, выполнить кое(как), едва(едва) ответил.
5. НЕ слитно или раздельно.
(Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня. Было решено (не)медленно уезжать. Я их прождал (не)меньше часа. Я его (не)сразу заметил.
6. Расставьте в наречиях ударение.
Удобнее, сослепу, мельком, иначе, дочиста, завидно, вовремя, попросту, тотчас, наперегонки, насмерть, исподволь.
Дополнительная часть.
1. Составьте предложения с парами слов. Какие это части речи?
- вовремя – во время.
- вмиг – в миг.
- поэтому – по этому.
2. Слитно или раздельно.
(Без)оглядки, (на)изнанку, (в)даль, (на)спех, (в)просак, (в)потемках, (на)веки, (на)перекор, (в)разбивку, (на)выбор, (в)полголоса, (в)обнимку, (до)востребования.
3. Н илиНН. Укажите части речи.
- оратор говорил убежде(н,нн)о.
- говорил обоснова(н,нн)о.
- заявление было обоснова(н,нн)о.
- решение его было мгнове(н,нн)о.
4. Могут ли наречия употребляться при существительных? Если – да, то приведите примеры.
5. Объясните слово тщетно , подобрав к нему наречия-синонимы. Запишите синонимический ряд.
6. От прилагательного величественный образуйте наречие, подберите к этому наречию синонимы.
7. Напишите сочинение по данному началу.
Кутузовский проспект… Поклонная гора! Отсюда открывается величественный вид на Москву. На этом месте 2 сентября 1812 года Наполеон тщетно ждал депутацию “бояр” с ключами от Кремля…
Контрольная работа:
“ Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи”
1. Решите вопрос о слитном и раздельном написании.
(Не)вмешиваясь в события, (не)было намерений, (не)взлюбить с первого взгляда, (не)покладая рук, песня (не)допета, (не)открыв двери, девушка (не)ранена, (не)лепый поступок, взлететь (не)высоко, а низко, (не)навистный человек, вести себя (не)непринужденно, это (не)дорого, но красиво, вовсе (не)заботливый, (не)сказав, (не)нужно беспокоится, (не)где отдохнуть, (не)у кого спросить, (не)чем гордиться, (не)кто иной, (не)когда отдыхать.
А1. Найдите случай слитного написания НЕ.
А) (не)разжигая огня
Б) пришел (не)вовремя
В) (не)проветренная комната
Г) ковер (не)соткан
А2 Найдите случай раздельного написания НЕ.
А) женщина (не)образована
Б) меня (не)долюбливают
В) в доме (не)прибрано
Г) (не)большая, но интересная брошюра
А3 В каких случаях НЕ пишется слитно?
А) (не)обожжены
Б) (не)праведный грех
В) абсолютно (не)засеянные поля
Г) (не)греющее зимнее солнце
А4 В каких случаях НЕ пишется раздельно?
А) (не)обнажая плеч
Б) поля (не)заброшены
В) (не)окрепший лед
Г) (не)нависть
А5 В каких случаях НЕ пишется слитно?
А) (не)взирая на лица
Б) все делает (не)торопясь
В) (не)доучка
Г) (не)сгораемый сейф
Творческое задание: Одинаково или по-разному вы напишите не в словосочетаниях и предложениях: совсем (не)отдохнул; (не)оправдав доверия; гости (не)встречены вовремя?
Контрольная работа
Снег давно сбежал с полей. От края весьма разъезженной дороги до ближней деревеньки стелется рожь, освещенная восходящим лучом солнца. На светло-синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении.
В вышине звенит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлица в заботе о постройке нового гнездышка для птенцов. В свежей зелени уже жужжат трудолюбивые пчелки, добывая нектар с первых весенних цветов. В ярко-зеленой чаще, в каждой бороздке слышится шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок, который дает им жизнь. По соломинке, как по лестнице, шествует какая-то букашка, важно расправляет свои бронзовые крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи, в рыхлом4 почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.
В воздухе уже не чувствуется сырости, которая так заметна в первую весеннюю пору, когда реки в бешеном разливе. Из ближних рощ, с пашен и пастбищ — отовсюду доносится радостная птичья разноголосица.
Слышится иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо щелкнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.
Нельзя не удивляться тому, как быстро преображается все окружающее. В природе творится великая тайна весеннего обновления. Это величайшее торжество той великой силы, которая льется с голубого неба и претворяется в зелень, цветы и звуки птичьих песен.
Весна — это самое лучшее и самое поэтическое время года.
К концу 2 четверти в 8 классе уже изучены типы словосочетаний, способы выражения главных членов, виды сказуемых, типы односоставных предложений. В 9 классе основное внимание уделялось сложносочинённым предложениям и сложноподчинённым с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными образа действия, меры и степени, места и времени.
Диктанты с грамматическими заданиями помогут провести итоговый контроль в 8-9 классах.
8 класс
Зимнее зеркальце
Морозно. Трещат в лесу, раскалываясь от холодов, де-ревья. А под склонившейся в инее ивой блестит небольшое зер-кальце лесного ручья. Овально-круглое, оно красиво в своей бело-мраморной оправе искристых снегов. Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз.
Зимнее зеркальце! Смотрится в его живую тёмную гладь сонная ива. И снится ей весёлая весна, ласковое солнце и звонкие песни лесного вольного ветра.
Зябко. Колюче искрится высокий снег на спя-щем лугу. Кругом безмолвие. Звенящая зимняя тишина. А возле полыньи вороний грай. Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье.
Заинтригованный, замираю под кустом ивы. И вижу, поражённый, как две бойкие вороны азартно рвут силь-ными клювами длинную жидкую ниточку водо-рослей, только что добытую ими из тёплых струй голубо-го ручья. Да ведь это же птичья столовая! Не простая. Диетическая. С витаминами. (138 слов.)
Грамматическое задание
1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); в 3 абзаце (2 вариант).
2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье. (1 вариант); Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз. (2 вариант).
8 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти
Жизнелюбивое растение
Мороз. В бахроме узорчатых кружев заснув-шие леса. Тихо. Нигде ни души. Иду лесной просекой по пухлым высоким снегам на широких кленовых лы-жах к реке. Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её теплые воды блестящую мормышку 1 .
Кругом белым-бело. От снежной голубизны на душе спокойно. Только нет радости: ведь до весны далеко! Когда ещё увидишь и сможешь полюбоваться зе-лёной веточкой, травинкой, нежным цветочком?
Из-под осыпавшегося на лыжне крупитчатого от мороза снега пружинисто выстрелила зелёная веточка в огрубевших от холода лакированных листиках. Срезал я перочинным ножом тонкий деревянистый стебе-лек, поднёс к губам и ласково дохнул на растеньице.
И тут же увидел вытаявшие из-под седой изморози ру-биновые ягоды брусники. Глянцевые, румяные, они лежа-ли на моей тёплой ладони.
Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне-любивым растением, способным сохранить в лютые мо-розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод. (138 слов.)
1 Сказать о правописании слова "мормышка". Это рыболовная снасть: крючок, впаянный в свинцовую или оловянную дробинку.
Грамматическое задание
1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); во 2 абзаце (2 вариант).
2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её тёплые воды блестящую мормышку. (1 вариант);
Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне-любивым растением, способным сохранить в лютые мо-розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод. (2 вариант).
3. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
4. Обозначьте в тексте типы односоставных предложений.
8 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти
Солнце Севера
Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь-ся к солнцу ладонью. Не бойся обжечься! Солнце Севера ласковое и не такое яр-кое, как в южных широтах. Иногда оно розового цвета, чаще белого. Порой думаешь, что солнцу самому холодно.
Приблизительно с восьми часов ве-чера солнце начинает устраиваться на ночлег, будто бы понимает, что земля за Полярным кру-гом теплее воздуха. И наконец, облюбо-вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов.
Каких только растений здесь нет! Вполне можно было бы решить, что ты попал в безмолвное царство арктиче-ской ромашки, цветки которой величи-ной с блюдце.
Самые различные промысловые суда можно встретить у причалов Мурманско-го порта: стоят на якорях, прижавшись друг к другу бортами, средние рыбо-ловные траулеры. Их называют малыша-ми. Ведь команда — всего 24 человека. Рыболовный траулер покрупнее. Такие суда оповещают ба-систыми гудками о заходе в порт в отличие от мелких. (120 слов.)
Грамматическое задание
1. Обозначьте разные виды сказуемых во 2 абзаце (1 вариант); в 4 абзаце (2 вариант).
2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь-ся к солнцу ладонью. (1 вариант);
И наконец, облюбо-вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов. (2 вариант).
3. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
4. Обозначьте в тексте типы односоставных предложений.
9 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти
Звуки рояля
Анна сидела на скамейке, в саду, в том его месте, куда выходило окно комнаты, где стоял рояль. Было слышно стрекотание цикад, хлопанье крыльев голубя, взлетевшего в воздух, крик ночной птицы, далёкий звон колокола из деревни, находившейся в двух километрах от их дома.
Слышался иногда лёгкий треск туго пригнанных половиц паркета, когда в вечерней тишине кто-нибудь проходил через комнаты. 4 По хрусту гравия в саду можно было знать, в каком направлении шёл её отец, совершавший одинокие прогулки в поздний час. 4 В её комнате было отворено окно, и она не могла заснуть от смутного и непонятного волнения.
Кроме того ощущения, что она выздоровела после очень долгой и тяжёлой болезни, Анна впервые чувствовала теперь, насколько жизнь может быть спокойной и счастливой. Она садилась за стол и начинала сочинять. Незаметно для неё самой страницы шли за страницами, и перед ней возникали зрительные воспоминания, потом всё наполнялось звуками. (170 слов.)
(По Г. Газданову.)
Грамматическое задание
1. Сделайте полный синтаксический разбор указанного предложения.
9 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти
Этюд настроения
Те, кто любит природу, знают, как изменчив её облик и как много прелести в её мимолетных настроениях. Вот массивные серые тучи заволокли небо, и листья деревьев кажутся свинцовыми, тяжёлыми, неподвижными. В этом есть суровая, строгая красота, затаённое ожидание грозы. А стоит сквозь тучи глянуть солнцу — и всё вокруг будто осветит лёгкая светлая улыбка.
Если вы попытаетесь изобразить всё до последней чёрточки, точно выписать то, что видите, у вас получится только жалкая копия.
А может быть, лучше попытаться ухватить что-то основное, особенно яркое, много вам сказавшее? Именно так делают многие художники. К таким работам относится и та, которую мы сегодня показываем вам. 4 Автор её — Михаил Владимирович Маторин.
«Луч солнца» — этюд настроения. Вы не рассмотрите трещины коры, не узнаете, есть ли на снегу следы птиц. 4 Но зато, глядя на картину, вы вспомните то настроение, какое бывает в солнечный морозный день, когда воздух кажется особенно лёгким, а снег почти звенит под ногами и рассыпается суховатыми блёстками.
Из огромного арсенала средств, которыми располагают художники, Маторин придирчиво отобрал только самое необходимое, подсмотренное в самой природе.
Грамматическое задание
2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите вид придаточной части.
9 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти
Звонкий день
Утром, когда я встаю, уже почти рассветает. 4 Небо постепенно светлеет и из тёмно-фиолетового превращается в серовато-голубое, с редкими грязноватыми облачками. Солнце не такое тягучее и ослепительное, как летом или весной, а тускловатое.
Белоснежные сугробы, как накрахмаленные простыни, покрывают землю. Лёгкие снежинки, почти не касаясь друг друга, лежат на земле, чуть шевелясь под порывами ветра, блестя, как крохотные осколки алмазов. Снег переливается искрящимися чудесными оттенками. Кажется, что он отражает ослепительные лучи солнца и охлаждает их в своём белоснежном пуху 4 .
В морозный зимний день ветви деревьев и провода в колючем инее. Он опушает голые ветки деревьев, торча во все стороны иголочками-кристаллами, сияет и переливается множеством огоньков. Ветви деревьев становятся похожими на ветви какой-то чудной, ослепительно белой ёлки.
К вечеру вдруг пойдёт снег. Пушистыми хлопьями опускается он на землю и мягко ложится на белые сугробы. Невесомый, как пух тополя, он долго кружит в воздухе, выделяясь на темнеющем небе, но теперь он уже не такой, как днём. Только изредка в свете вечернего фонаря блеснёт та или иная снежинка, и снова падают крупные хлопья, покрывая землю новым ковром. (172 слова.)
Грамматическое задание
1. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.
2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите его вид.
Звуки и запахи весны врываются в открытое окно, манят на улицу, в парк, в лес. Во дворе можно услышать крик синиц, которые первыми оповещают о том, что весна идет. А в парке очень странные звуки! Это дятлы-барабанщики наперебой стучат и будто перекликаются друг с другом. Некоторые люди, нечасто бывающие в лесу и в парке, считают, что это скрипит дерево. На самом деле это стук дятла-труженика, который ранней весной становится особо активным и создает эту музыку, звучащую так громко и торжественно.
У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам. Драчуны и щебетуны целый день не дают покоя, непонятно, что они там делят, о чем спорят. Стоит близко подойти к кустам, как эта пугливая стайка порхнет и рассыплется. А какой-нибудь смельчак сядет поодаль, чтобы снова вернуться в это место, где у него важные воробьиные дела. Чуть позже они разлетятся по парам и начнут вить гнезда, кормить птенцов, неутомимо таская им червяков и жуков.
Эти общительные и задорные птички устраивают искусные гнездышки под крышами домиков, а вот пара несмышленышей свила гнездо на макушке водосточной трубы. Долго любуюсь, как неутомимые труженики теребят оставшиеся на виноградной лозе прошлогодние гроздья, как что-то внимательно ищут на древесной коре. Волнуясь, они садятся поодаль от меня и ждут момента рвануться к гнезду с червяком в клюве.
Осторожно ступая, медленно отхожу. Не хочу им мешать.
Грамматические задания
- Фонетический разбор слова: Ему
- Сделать разбор слова по составу: Ступая, подающих
- Найти в тексте односоставные предложения и указать их тип.
- Выполнить синтаксический разбор предложения: У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам.