Средиземноморский остров заселяют российские бизнесмены, чиновники и депутат Ходин.
Российские инвесторы за рекордно короткие сроки получают паспорта стран Евросоюза. Среди них — связанные с властью лица и те, кого обвиняют в коррупции. Мы решили разобраться, как и почему это стало возможным.
Чтобы получить паспорт по схеме «золотой визы», необходимо инвестировать в экономику страны Евросоюза. Российские инвесторы, получившие паспорта по инвестиционной программе, наделены всеми правами и свободами граждан Евросоюза, в том числе — правом на беспрепятственное проживание в любой стране ЕС. Но самая веская причина приобрести «золотой паспорт» — страх потерять свои деньги и бизнес в условиях нестабильной политической и экономической ситуации в России. Например, за последние два года Кипр выдал около 2000 паспортов в обмен на инвестиции в экономику страны. По данныммеждународной консалтинговой компании PwC, почти половина этих паспортов была оформлена россиянами.
При оформлении второго гражданства российские инвесторы стремятсясохранить анонимность. Особенно усердно о соблюдении конфиденциальности своих инвесторов заботится правительство Мальты в лице государственной организации Identity Malta, которая курирует местную программу экономического гражданства.
Руководство Identity Malta настаивает на анонимности в соответствии с законом «О гражданстве», поэтому в опубликованном в мальтийской газете списке лиц, получивших гражданство страны в 2015 году, «экономические граждане» никак не отделены от лиц, которым паспорта достались через натурализацию или по праву рождения.
53-летняя мальтийская журналистка и блогер Дафна Каруана Галиция была убита 16 октября 2017 года. В её машине взорвалась мощная бомба.
Журналистка Дафна Каруана Галиция стала заниматься идентификацией людей из опубликованного списка одной из первых. Она писала о распространенной практике продажи мальтийских паспортов, что составляет основную часть теневого дохода мальтийских чиновников.
В мае 2017 года газета Times of Malta рассказала, как три российские семьи, купившие гражданство Мальты через местного бухгалтера Брайана Тонна, получили право голоса, несмотря на то, что конституция Мальты не предусматривает такой возможности для сохранивших анонимность «экономических граждан». Чтобы получить право голоса, им нужно отказаться от анонимности, а этого российские граждане не сделали.
Глава администрации премьер-министра Мальты Кит Шембри
По версии Times of Malta, одним из таких инвесторов оказался бывший генеральный директор АО «Связьтранснефть» Виктор Вашкевич с семьей (сам Виктор Иванович, его жена и двое сыновей), который вместе с двумя другими россиянами заплатил Тонна 166 тысяч евро за услуги по оформлению паспортов по инвестиционной схеме. 100 тысяч Тонна сразу же перевел на счет главы администрации премьера Мальты Киту Шембри (Keith Schembri).
В своих заявлениях в Избирательное бюро (Electoral Office) Мальты члены семьи Вашкевич утверждают, что не проживали на Мальте шесть месяцев в течение предыдущих 18 месяцев (минимальный срок пребывания, предусмотренный конституцией страны для избирательного права) и не имеют права голоса. В сентябре 2016 году они были исключены из избирательных списков Республики Мальта.
Несмотря на то, что в том самом списке, опубликованном Государственной газетой Мальты, указаны только имена новых граждан, мы смогли идентифицировать еще нескольких граждан России, которые приобрели паспорт средиземноморской страны. В их числе — депутат, топ-менеджеры государственных компаний и «короли госзаказа».
Депутат из Лобни
Полный тёзка предпринимателя и депутата городского округа ЛобняМосковской области от партии «Единая Россия» Игоря Витальевича Ходина уже два года является гражданином Мальты. Судя по всему, супруга депутата Ходина Евгения Константиновна, его дочь Анна (27 лет) и сын Григорий (20 лет) также получили мальтийские паспорта по инвестиционной схеме. Игорь Ходин был избран в Совет депутатов города Лобня в 2011 году и переизбран в 2016 году.
Игорь Витальевич Ходин и его сын Григорий
Фотография водительского удостоверения Григория Ходина
В декларации о доходах Ходина за 2015 год указаны 36 миллионов рублей. Супруга депутата заработала всего 260 тысяч рублей. В прошлом году депутат заработал всего 20 миллионов рублей, доход его супруги составил 178 тысяч рублей.
Арендаторы из «ВЭБ-лизинга»
Мальтийская программа инвестиционного гражданства была запущена в 2014 году и уже тогда вызвала волну недовольства со стороны Евросоюза. Еврокомиссия одобрила программу только после того, как в неё добавили правило о необходимости иметь вид на жительство на Мальте на протяжении года. На деле же для получения вида на жительство вовсе не нужно жить на острове целый год, достаточно просто снимать квартиру. Из 143 инвесторов, которые получили паспорта по инвестиционной схеме до апреля 2016 года, 116 подписали пятилетний контракт на аренду, и всего 27 приобрели недвижимость.
Большинство инвесторов арендуют дешевые квартиры, но фактически в них не живут, тем самым нарушая условия программы инвестиционного гражданства. Такой способ позволяет существенно сэкономить: инвесторы тратят около 100 тысяч евро, арендуя квартиры на пятилетний срок, вместо того, чтобы приобретать недвижимость за 350 000 евро. Именно так и поступил Вячеслав Сергеевич Соловьев. Полного тёзку исчезнувшего экс-гендиректора государственной лизинговой компании «ВЭБ-лизинг»Вячеслава Соловьева мы тоже нашли на Мальте.
[АО «ВЭБ-лизинг» создано в 2003 году при участии ФГУП «Рособоронэкспорт». Внешэкономбанк контролирует 100% акций АО.
В марте 2016 года в СМИ сообщили об исчезновении гендиректора «дочки» Внешэкономбанка, компании «ВЭБ-лизинг», Вячеслава Соловьева. Руководство госкорпорации сначала заявило, что не знает где искать гендиректора, но позже глава Внешэкономбанка Сергей Горьков пояснил, что Соловьев якобы находится на лечении в Швейцарии и по-прежнему остается генеральным директором. Тем не менее, спустя три недели выходец из Сбербанка Александр Дымов сменил исчезнувшего Соловьева на посту гендиректора «ВЭБ-лизинга». Сейчас исполняющим обязанности Генерального директора назначен Юрий Николаевич Гайченя.]
Для того, чтобы оформить «золотые паспорта» для себя и троих членов семьи, Вячеслав Сергеевич арендовал небольшой дом в городе Сан-Пауль-иль-Бахар. Судя по всему, сам Соловьев по указанному адресу не проживает. Почтовый ящик и дверь даже не обозначены его именем.
В 2015 году резидентом республики стал еще один руководитель «ВЭБ-лизинга» — бывший президент компании Олег Владимирович Мурадян. Указанный им адрес регистрации находится в небольшом посёлке Мджаррна северо-западе острова. По словам соседей, в доме никто не живет.
Олег Мурадян
Поскольку поселок не включен в электронный земельный кадастр республики, нам не удалось выяснить арендует ли топ-менеджер объект недвижимости или приобрел его в собственность. В любом случае, цены на аренду недвижимости в небольшом сельскохозяйственном поселке вряд ли удовлетворяют условиям программы экономического гражданства.
Сейчас Олег Владимирович занимает должность директора по охране труда, здоровья и окружающей среды в Salym Petroleum Development N.V, которое является дочерним предприятием компании «Газпром нефть».
«Короли госзаказа»
Основатель и владелец ООО «УК «Трансюжстрой» Анатолий Дмитриевич Антипов и пять членов его семьи являются владельцами паспортов Евросоюза. По правилам мальтийской инвестиционной программы основной заявитель вкладывает 650 000 евро в виде безвозмездной дотации в государственный фонд страны. Супруги и дети заявителя должны внести по 25 000 евро за человека, или еще 50 000 евро для каждого ребенка в возрасте от 17 до 26 лет.
К счастью, Анатолий Дмитриевич не стеснен в средствах. В 2015 году Forbes включил УК «Трансюжстрой» в рейтинг «Королей госзаказа». Как пишет издание, успехами в бизнесе Антипов обязан деловому партнеру, ныне вице-президенту РЖД по строительному комплексу Олегу Тони. Антипов и Тони вместе владели «Трансстройбанком», подконтрольным «Балтийской строительной компании» и лично Олегу Тони. Когда Тони перешел в РЖД на должность вице-президента по строительству, «Трансюжстрой» получил один из самых высокобюджетных подрядов олимпийской стройки (подготовительные работы по строительству совмещенной железной и автодороги из Сочи в Красную Поляну на 29 млрд рублей) и выиграл конкурс на 13 млрд рублей на строительство части этой дороги. Сейчас «Трансюжстрой» выполняет подряд на 53 млрд рублей по обустройству Восточного полигона РЖД. Общая сумма госзакупок «Трансюжстрой» начиная с 2010 года составляет 90,2 млрд рублей.
В 2014 году племянник президента России, предприниматель Роман Путин (на фото) обвинил «Трансюжстрой» в использовании коррупционной схемы, при которой компания выигравшая тендер у госмонополии, поручает выполнение работ субподрядчикам, оставляя себе за «посреднические услуги» иногда до четверти от общей суммы заказов, сообщает издание Republic. По словам Романа Путина особенно злоупотребляет такими схемами УК «Трансюжстрой», которая «откусывает» с каждого контракта минимум 35%. Племянника президента особенно возмущало,что собственником «Трансюжстроя» является (являлась на тот момент до 2015 года) кипрская компания Apelsino Holdings Limited, а ее реальные владельцы спрятаны за цепочкой офшоров.
Ранее Константин Хромушкин занимал пост гендиректора совместного предприятия Bombardier Transportation и ОАО «РЖД» в области систем железнодорожной автоматики ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)».
Мальтийская лига генеральных подрядчиков и партнеров РЖД представленатакже в лице главы региона «Россия, СНГ и страны Балтии» Bombardier Transportation Константина Хромушкина.
По данным The Malta Government Gazette, вместе с главой семьи паспорта ЕС получили супруга Елена Валерьевна Хромушкина, сын Николай и дочь Ирина.
Интересно, что власти Мальты отклонили заявку заместителя Хромушкина — Юрия Сергеевича Данилова. Получив отказ, Данилов решил судиться с местным правительством в попытке отменить решение. В ходе открытого заседания он сообщил суду, что, представил всю необходимую документацию вместе с ходатайством о гражданстве для себя, жены и дочери. Кроме того, он подписал договор аренды жилья в мальтийском поселке Меллиха и переехал туда вместе со своей женой и дочерью, пишетTimes of Malta. В представленных документах было указано, что Данилов располагает состоянием почти в 2,7 млн евро, работал в штате компании Bombardier Transportation (Signal) Limited и занимал должность заместителя регионального директора по России, странам СНГ и Балтии. Тем не менее, суд отказал Данилову, мотивируя свое решение несоответствием предоставленной документации требованиям законодательства.
Встреча делегации Bombardier Transportation с партнерами в Азербайджане, 2015 год. Константин Хромушкин (второй слева). Евгений Павлов (второй справа) Томас Бинер (третий справа, допрошен по делу о взятке).
[Ранее в ходе расследования «Панамского архива» Центр исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) и «Новая газета» писали, что российская «дочка» Bombardier заключает сомнительные сделки с офшорами, связанными с сыном близкого соратника бывшего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина Алексеем Крапивиным. По данным расследователей, связанные с Крапивиным офшоры поставляли оборудование Bombardier Transportation для государственных проектов РЖД. Спустя год после публикации полиция Швеции начала свое расследование вокруг сделки по реконструкции железной дороги в Азербайджане, из Баку до границы Грузии.]
В 2014 году РЖД поставили под сомнение необходимость строительства Bombardier «Энгельсского локомотивного завода», однако завод проектной мощностью 150 локомотивов в год все-таки открылся летом 2015 года. Общая стоимость совместного проекта АО «Первая локомотивная компания», канадской Bombardier и уже упомянутого ОАО «ВЭБ-лизинг» составила 6,8 миллиарда рублей. Председатель совета директоров ООО «Первая локомотивная компания» и АО «Энгельсский Локомотивный Завод» Станислав Джахпарович Гамзалов, его сын Ибрагим и дочь Мадина стали гражданами Республики Мальта в том же 2015 году.
Регистрационный адрес Гамзаловых на Мальте
Адрес, который указывают Гамзаловы, находится в небольшом городе Бирзеббуджа на юге Мальты. По оценкам Identity Malta цены на недвижимость в этом городе не удовлетворяют условиям инвестиционной программы. Более того, владельцы недвижимости утверждают, что не видели Гамзаловых и не получают от них арендную плату. Супружеская пара приобрела недвижимость в прошлом году, и с тех пор несколько раз получала корреспонденцию на имя Станислава Гамзалова, которую передавала предыдущему владельцу. По словам владельцев недвижимости, предыдущим собственник — совладелец известной в Мальте строительной компании Elbros Group Чарльз Эллул (Charles Ellul), который представился другом Гамзалова и передавал ему почтовую корреспонденцию.
[Список лиц, получивших мальтийское гражданство в 2015-м году, опубликован в «Газете правительства Мальты» (Gazzetta tal-Gvern ta’ Malta) 2 августа 2016 года.]
1. Перечисленные случаи злоупотреблений при покупке мальтийских паспортов наглядно показывают уязвимости мальтийской программы «экономического гражданства». По своей природе программа представляет собой высокорискованный инструмент: отсутствие прозрачности и недостаток надлежащей проверки со стороны ЕС создают дополнительные возможности для коррупционеров, которые хотят избежать правосудия.
2. Такая схема привлекательна еще и тем, что позволяет отмывать большие суммы денег, одновременно получая свободный доступ в страны Евросоюза. Кроме того, паспорт гражданина ЕС значительно облегчает движение денег, так как европейские банки рассматривают владельцев «золотых паспортов» как местных жителей, а не как подозрительных иностранцев. Фактически, речь идет об отмывании репутации. Неслучайно «золотые визы» пользуются наибольшим спросом среди инвесторов из стран с высоким уровнем коррупции, сильной теневой экономикой и нестабильной политической системой. По данным издания Malta Today, из 646 человек, получивших мальтийское гражданство, более 40% оказались российскими гражданами. Всего 19% — граждане других государств-членов ЕС.
3. Коррупционные риски заложены также в крупных денежных операциях между государством и заявителями, которые зачастую непрозрачны по своей структуре. В результате люди, которые должны были инвестировать средства в экономику и недвижимость государства, превратились в «призраков» с почтовыми ящиками в дешевых квартирах.
Сначала на территории Саратовской области был построен завод металлоконструкций - крупнейшее предприятие по выпуску железнодорожного подвижного состава и уникальных металлоконструкций для мостов, тоннелей и т.д. Следующим заводом стал «ВСЗ» - вагоностроительный завод в Балаково, Потом литейный завод «Балаково -Центролит». сейчас в энгельсе завершается строительство Локомотивного завода по проекту «Бомбардье». это уже четвертое предприятие холдинга «Новые инвестиции», который возглавляет станислав джахпарович гамзалов.
Редкие земли: Станислав Джахпарович, вас с Саратовом, с областью связывают многолетние деловые отношения. Расскажите о них.
В Саратове я уже десять лет. Начинал с завода металлоконструкций (ОАО «Завод металлоконструкций», город Энгельс). Завод производил мостовые и строительные конструкции. В 1992 году его перепрофилировали и добавили к нему вагоностроение с расчетной мощностью - 550 вагонов в год. Этот показатель был достигнут года три назад, но сейчас, в связи с кризисом, объемы упали. Но зато у нас вырос выпуск металлоконструкций. Вагон же состоит не только из кузовной части, у него еще есть колесные тележки, и эта позиция как раз дефицитная. В свое время мы очень сильно зависели от Украины и от Китая, которые нам поставляли эти самые тележки. Такая ситуация создавала определенную опасность для вагоностроительного бизнеса, потому что ставило его в зависимость от этих стран. Вот потому три года назад было принято решение построить в Балаково литейный завод «Центролит». Технология, которую мы сейчас делаем на этом литейном заводе, ее, по сути, в России еще нет. Мы пионеры в данной области.
РЗ: Наверное, без помощи областного правительства было бы трудно его построить?
Да, область оказала нам большую помощь. У нас рядом есть маленький заводик, он старенький, ему больше 50 лет. Там у нас было футбольное поле. Чтобы что-то строить, нужна инфраструктура, потому что это достаточно дорогое удовольствие. Мы от поля отказались, нам дали еще землю, и мы начали строить там новый завод. Самим было бы действительно тяжело потянуть, потому что все вопросы нужно было решать быстро. А когда помощь есть со стороны области, то все делается очень легко. Это удалось во многом благодаря Александру Михайловичу Стрелюхину, который тогда был вице-губернатором и заместителем председателя правительства Саратовской области. Он сам по образованию строитель и ушел из правительства области ради того, чтобы построить такой завод. За полтора года мы его построили. После этого запустили новую стройку. С компанией «Бомбардье» - одним из ведущих лидеров локомотивостроения. Таких у нас в мире всего три: немецкий «Сименс», французский «Альстом» и канадский «Бомбардье». Мы выбрали «Бомбардье». Договорись с ними, что они разработают нам проект. Хочу добавить, что период переговоров с «Бомбардье» был достаточно долгим, дольше даже сроков строительства завода. На переговоры я потратил года два, просто чтобы договориться… Ну, а потом начали строить завод по производству локомотивов. Год назад была закладка первого камня. К стройке приступили в ноябре прошлого года. Должны полностью закончить строительство в конце этого года. Александр Михайлович Стрелюхин сейчас как раз директор данного завода. Конечно, он удивительный человек, у него безумное количество энергии. И к счастью, на всех заводах такие директора. Если перед ними правильно поставлена задача, то она всегда выполняется. Для себя мы определили цель на базе этого нового строящегося завода при поддержке завода металлоконструкций Балаково - Центролит освоить весь спектр социального транспорта. Трамваи, скоростные поезда и т.д. Сначала, конечно, локомотивы, а потом уже дальше развивать линейку. Мы думаем достигнуть этого в ближайшие 3–4 года. В Екатеринбурге мы подписали соглашение о сотрудничестве с «Уралвагонзаводом». У него достаточно большой потенциал, их конструкторы - то, чего не хватает на сегодняшний день в России.
РЗ: В свое время представитель РЖД утверждал, что новый локомотивный завод не нужен, так как потребности РЖД полностью удовлетворяются существующими производителями. У вас с РЖД есть контракты, вы будете поставлять им свою продукцию?
Прежде нужно сделать опытный образец, потом будет целый комплекс испытаний. На это уйдет почти год. Нам надо доказать, что наш продукт - лучший. Мы сами должны в этом убедиться, а потом уже думать о контракте. Но я думаю, что та продукция, которая сейчас производится, морально устарела. То, что мы разрабатываем с «Бомбардье», двухсистемные локомотивы, - это новый, хороший продукт. РЗ: У вас есть опыт работы и с европейцами, и с китайцами. С кем вообще легче работать? «Бомбардье», как я уже сказал, канадская компания. Мы сотрудничаем с их европейским представительством, со штаб-квартирой в Цюрихе и Берлине. Не все идет гладко в связи с тем, что данный продукт является высокотехнологичным и разрабатывается он в данном случае специально для России. Поэтому сроки иногда сдвигаются.
РЗ: С европейцами - понятно, а как с китайцами?
Вы знаете, с европейцами иногда даже сложнее работать, чем с китайцами. Но китайцы - тяжелые переговорщики, с ними договариваться очень сложно. И исполнительность у них тоже иногда хромает. Мы сейчас ждем китайцев, чтобы налаживать оборудование, запускать линию в автоматическом режиме (сейчас она работает в ручном режиме). И мы надеемся, что в октябре уже выйдем на автоматический режим. Но все равно с китайцами сотрудничать непросто. Летать надо часто, расстояния большие…
РЗ: Станислав Джахпарович, мало построить завод и установить оборудование - нужно еще решить вопросы с квалифицированными кадрами. Как вы с этим справляетесь?
Полтора года назад, когда мы строили «Балаково -Центролит», мы столкнулись с большой нехваткой кадров. Мы с Александром Стрелюхиным посоветовались и решили сами воспитывать кадры. Пошли в электромеханический техникум, договорились с директором об открытии новых групп по обучению детей. Он пошел нам навстречу. Мы приобрели для техникума все пособия, книжки. И даже… купили общежитие, где полностью сделали ремонт. Там шикарный спортзал, актовый зал. Общежитие рассчитано на 90 человек, в основном это дети-сироты, которых мы нашли по всей области. Дети учатся, от завода мы им платим стипендию. Отличникам - 2 МРОТа, хорошистам - 1 МРОТ. Дети приходят к нам на практику, чему-то учатся, в чем-то помогают. Кадры растут. Первые ребята, которые проучились года полтора уже, приходят на работу утраиваться… Мы, к сожалению, забыли среднее специальное образование, все у нас с высшим образованием. Неважно каким, главное - диплом. Но то, что было при Советском Союзе - ПТУ - это уникальная вещь. А сейчас некому работать. Еще мы сотрудничаем с Харьковским институтом, в Кременчуге есть сталелитейный завод, оттуда кадры берем. На Украине очень хороший потенциал кадров, они приезжают к нам, несмотря на сложную обстановку. Особо хочу сказать о Крюковском вагоностроительном заводе в Кременчуге. Там сегодня работает 9 тыс. человек. Один из самых лучших заводов на постсоветском пространстве. Я даже думаю, один из самых лучших в Европе. Жалко этот завод, потому что он в связи со сложившейся ситуацией, наверное, тоже остановится. Хотелось бы перевезти технологии и опыт в Россию. Люди у нас ничуть не хуже, могут делать что угодно. Да и бывшие работники согласны переехать.
РЗ: Как вам видится развитие отрасли в будущем?
Я считаю, что кроме нефти и газа у нас все-таки будет машиностроение, станкостроение. То, что когда-то гремело при Советском Союзе, а потом потихонечку затихло. И Россия войдет в пятерку мировых держав в плане машиностроения. Потому что когда-то мы обучали китайцев всему, а сейчас вынуждены к ним ездить и покупать у них технологии. Мы должны создавать заново свою школу конструкторов, инженеров. Конечно, на это нужно много времени. Десятилетия... Наша страна всегда была мощной державой. Кстати, в Китае на старых предприятиях можно увидеть наши прессы, которым лет по 50. И если они строят новое предприятие, они эти прессы перевозят туда, потому что они надежные и качественные.
Российские инвесторы за рекордно короткие сроки получают паспорта стран Евросоюза. Среди них - связанные с властью лица и те, кого обвиняют в коррупции. Мы решили разобраться, как и почему это стало возможным.
Чтобы получить паспорт по схеме «золотой визы», необходимо инвестировать в экономику страны Евросоюза. Российские инвесторы, получившие паспорта по инвестиционной программе, наделены всеми правами и свободами граждан Евросоюза, в том числе - правом на беспрепятственное проживание в любой стране ЕС. Но самая веская причина приобрести «золотой паспорт» - страх потерять свои деньги и бизнес в условиях нестабильной политической и экономической ситуации в России. Например, за последние два года Кипр выдал около 2000 паспортов в обмен на инвестиции в экономику страны. По данным международной консалтинговой компании PwC , почти половина этих паспортов была оформлена россиянами.
При оформлении второго гражданства российские инвесторы стремятся сохранить анонимность. Особенно усердно о соблюдении конфиденциальности своих инвесторов заботится правительство Мальты в лице государственной организации Identity Malta , которая курирует местную программу экономического гражданства.
Руководство Identity Malta настаивает на анонимности в соответствии с законом «О гражданстве», поэтому в опубликованном в мальтийской газете списке лиц, получивших гражданство страны в 2015 году, «экономические граждане» никак не отделены от лиц, которым паспорта достались через натурализацию или по праву рождения.
53-летняя мальтийская журналистка и блогер Дафна Каруана Галиция была убита 16 октября 2017 года. В её машине взорвалась мощная бомба.
Журналистка Дафна Каруана Галиция стала заниматься идентификацией людей из опубликованного списка одной из первых. Она писала о распространенной практике продажи мальтийских паспортов, что составляет основную часть теневого дохода мальтийских чиновников.
В мае 2017 года газета Times of Malta рассказала , как три российские семьи, купившие гражданство Мальты через местного бухгалтера Брайана Тонна, получили право голоса, несмотря на то, что конституция Мальты не предусматривает такой возможности для сохранивших анонимность «экономических граждан». Чтобы получить право голоса, им нужно отказаться от анонимности, а этого российские граждане не сделали.
Глава администрации премьер-министра Мальты Кит Шембри
По версии Times of Malta, одним из таких инвесторов оказался бывший генеральный директор АО «Связьтранснефть» Виктор Вашкевич с семьей (сам Виктор Иванович, его жена и двое сыновей), который вместе с двумя другими россиянами заплатил Тонна 166 тысяч евро за услуги по оформлению паспортов по инвестиционной схеме. 100 тысяч Тонна сразу же перевел на счет главы администрации премьера Мальты Киту Шембри (Keith Schembri).
В своих заявлениях в Избирательное бюро (Electoral Office) Мальты члены семьи Вашкевич утверждают , что не проживали на Мальте шесть месяцев в течение предыдущих 18 месяцев (минимальный срок пребывания, предусмотренный конституцией страны для избирательного права) и не имеют права голоса. В сентябре 2016 году они были исключены из избирательных списков Республики Мальта.
Несмотря на то, что в том самом списке, опубликованном Государственной газетой Мальты, указаны только имена новых граждан, мы смогли идентифицировать еще нескольких граждан России, которые приобрели паспорт средиземноморской страны. В их числе - депутат, топ-менеджеры государственных компаний и «короли госзаказа» .
Депутат из Лобни
Полный тёзка предпринимателя и депутата городского округа Лобня Московской области от партии «Единая Россия» Игоря Витальевича Ходина уже два года является гражданином Мальты. Судя по всему, супруга депутата Ходина Евгения Константиновна, его дочь Анна (27 лет) и сын Григорий (20 лет) также получили мальтийские паспорта по инвестиционной схеме. Игорь Ходин был избран в Совет депутатов города Лобня в 2011 году и переизбран в 2016 году.
Игорь Витальевич Ходин и его сын Григорий
Фотография водительского удостоверения Григория Ходина
В декларации о доходах Ходина за 2015 год указаны 36 миллионов рублей. Супруга депутата заработала всего 260 тысяч рублей. В прошлом году депутат заработал всего 20 миллионов рублей, доход его супруги составил 178 тысяч рублей.
Арендаторы из «ВЭБ-лизинга»
Мальтийская программа инвестиционного гражданства была запущена в 2014 году и уже тогда вызвала волну недовольства со стороны Евросоюза. Еврокомиссия одобрила программу только после того, как в неё добавили правило о необходимости иметь вид на жительство на Мальте на протяжении года. На деле же для получения вида на жительство вовсе не нужно жить на острове целый год, достаточно просто снимать квартиру. Из 143 инвесторов, которые получили паспорта по инвестиционной схеме до апреля 2016 года, 116 подписали пятилетний контракт на аренду, и всего 27 приобрели недвижимость.
Большинство инвесторов арендуют дешевые квартиры, но фактически в них не живут, тем самым нарушая условия программы инвестиционного гражданства. Такой способ позволяет существенно сэкономить: инвесторы тратят около 100 тысяч евро, арендуя квартиры на пятилетний срок, вместо того, чтобы приобретать недвижимость за 350 000 евро. Именно так и поступил Вячеслав Сергеевич Соловьев. Полного тёзку исчезнувшего экс-гендиректора государственной лизинговой компании «ВЭБ-лизинг» Вячеслава Соловьева мы тоже нашли на Мальте.
[АО «ВЭБ-лизинг» создано в 2003 году при участии ФГУП «Рособоронэкспорт» . Внешэкономбанк контролирует 100% акций АО.
«Короли госзаказа»
Основатель и владелец ООО «УК «Трансюжстрой» Анатолий Дмитриевич Антипов и пять членов его семьи являются владельцами паспортов Евросоюза. По правилам мальтийской инвестиционной программы основной заявитель вкладывает 650 000 евро в виде безвозмездной дотации в государственный фонд страны. Супруги и дети заявителя должны внести по 25 000 евро за человека, или еще 50 000 евро для каждого ребенка в возрасте от 17 до 26 лет.
К счастью, Анатолий Дмитриевич не стеснен в средствах. В 2015 году Forbes включил УК «Трансюжстрой» в рейтинг «Королей госзаказа». Как пишет издание, успехами в бизнесе Антипов обязан деловому партнеру, ныне вице-президенту РЖД по строительному комплексу Олегу Тони . Антипов и Тони вместе владели «Трансстройбанком», подконтрольным «Балтийской строительной компании» и лично Олегу Тони. Когда Тони перешел в РЖД на должность вице-президента по строительству, «Трансюжстрой» получил один из самых высокобюджетных подрядов олимпийской стройки (подготовительные работы по строительству совмещенной железной и автодороги из Сочи в Красную Поляну на 29 млрд рублей) и выиграл конкурс на 13 млрд рублей на строительство части этой дороги. Сейчас «Трансюжстрой» выполняет подряд на 53 млрд рублей по обустройству Восточного полигона РЖД. Общая сумма госзакупок «Трансюжстрой» начиная с 2010 года составляет 90,2 млрд рублей.
В 2014 году племянник президента России, предприниматель Роман Путин (на фото) обвинил «Трансюжстрой» в использовании коррупционной схемы, при которой компания выигравшая тендер у госмонополии, поручает выполнение работ субподрядчикам, оставляя себе за «посреднические услуги» иногда до четверти от общей суммы заказов, сообщает издание Republic. По словам Романа Путина особенно злоупотребляет такими схемами УК «Трансюжстрой», которая «откусывает» с каждого контракта минимум 35%. Племянника президента особенно возмущало,что собственником «Трансюжстроя» является (являлась на тот момент до 2015 года) кипрская компания Apelsino Holdings Limited, а ее реальные владельцы спрятаны за цепочкой офшоров.
Ранее Константин Хромушкин занимал пост гендиректора совместного предприятия Bombardier Transportation и ОАО «РЖД» в области систем железнодорожной автоматики ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)».
Мальтийская лига генеральных подрядчиков и партнеров РЖД представлена также в лице главы региона «Россия, СНГ и страны Балтии» Bombardier Transportation Константина Хромушкина.
По данным The Malta Government Gazette, вместе с главой семьи паспорта ЕС получили супруга Елена Валерьевна Хромушкина, сын Николай и дочь Ирина.
Интересно, что власти Мальты отклонили заявку заместителя Хромушкина - Юрия Сергеевича Данилова. Получив отказ, Данилов решил судиться с местным правительством в попытке отменить решение. В ходе открытого заседания он сообщил суду, что, представил всю необходимую документацию вместе с ходатайством о гражданстве для себя, жены и дочери. Кроме того, он подписал договор аренды жилья в мальтийском поселке Меллиха и переехал туда вместе со своей женой и дочерью, пишет Times of Malta. В представленных документах было указано, что Данилов располагает состоянием почти в 2,7 млн евро, работал в штате компании Bombardier Transportation (Signal) Limited и занимал должность заместителя регионального директора по России, странам СНГ и Балтии. Тем не менее, суд отказал Данилову, мотивируя свое решение несоответствием предоставленной документации требованиям законодательства.
Встреча делегации Bombardier Transportation с партнерами в Азербайджане, 2015 год. Константин Хромушкин (второй слева). Евгений Павлов (второй справа) Томас Бинер (третий справа, допрошен по делу о взятке).
[Ранее в ходе расследования «Панамского архива» Центр исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) и «Новая газета» писали , что российская «дочка» Bombardier заключает сомнительные сделки с офшорами, связанными с сыном близкого соратника бывшего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина Алексеем Крапивиным . По данным расследователей, связанные с Крапивиным офшоры поставляли оборудование Bombardier Transportation для государственных проектов РЖД. Спустя год после публикации полиция Швеции начала свое расследование вокруг сделки по реконструкции железной дороги в Азербайджане, из Баку до границы Грузии.]
В 2014 году РЖД поставили под сомнение необходимость строительства Bombardier «Энгельсского локомотивного завода», однако завод проектной мощностью 150 локомотивов в год все-таки открылся летом 2015 года. Общая стоимость совместного проекта АО «Первая локомотивная компания», канадской Bombardier и уже упомянутого ОАО «ВЭБ-лизинг» составила 6,8 миллиарда рублей. Председатель совета директоров ООО «Первая локомотивная компания» и АО «Энгельсский Локомотивный Завод» Станислав Джахпарович Гамзалов , его сын Ибрагим и дочь Мадина стали гражданами Республики Мальта в том же 2015 году.
Регистрационный адрес Гамзаловых на Мальте
Адрес, который указывают Гамзаловы, находится в небольшом городе Бирзеббуджа на юге Мальты. По оценкам Identity Malta цены на недвижимость в этом городе не удовлетворяют условиям инвестиционной программы. Более того, владельцы недвижимости утверждают, что не видели Гамзаловых и не получают от них арендную плату. Супружеская пара приобрела недвижимость в прошлом году, и с тех пор несколько раз получала корреспонденцию на имя Станислава Гамзалова, которую передавала предыдущему владельцу. По словам владельцев недвижимости, предыдущим собственник - совладелец известной в Мальте строительной компании Elbros Group Чарльз Эллул (Charles Ellul), который представился другом Гамзалова и передавал ему почтовую корреспонденцию.
[Список лиц , получивших мальтийское гражданство в 2015-м году, опубликован в «Газете правительства Мальты» (Gazzetta tal-Gvern ta’ Malta) 2 августа 2016 года.]
Выводы
1. Перечисленные случаи злоупотреблений при покупке мальтийских паспортов наглядно показывают уязвимости мальтийской программы «экономического гражданства». По своей природе программа представляет собой высокорискованный инструмент: отсутствие прозрачности и недостаток надлежащей проверки со стороны ЕС создают дополнительные возможности для коррупционеров, которые хотят избежать правосудия.
2. Такая схема привлекательна еще и тем, что позволяет отмывать большие суммы денег, одновременно получая свободный доступ в страны Евросоюза. Кроме того, паспорт гражданина ЕС значительно облегчает движение денег, так как европейские банки рассматривают владельцев «золотых паспортов» как местных жителей, а не как подозрительных иностранцев. Фактически, речь идет об отмывании репутации. Неслучайно «золотые визы» пользуются наибольшим спросом среди инвесторов из стран с высоким уровнем коррупции, сильной теневой экономикой и нестабильной политической системой. По данным издания Malta Today, из 646 человек, получивших мальтийское гражданство, более 40% оказались российскими гражданами. Всего 19% - граждане других государств-членов ЕС.
3. Коррупционные риски заложены также в крупных денежных операциях между государством и заявителями, которые зачастую непрозрачны по своей структуре. В результате люди, которые должны были инвестировать средства в экономику и недвижимость государства, превратились в «призраков» с почтовыми ящиками в дешевых квартирах.
Олигарх приедет в Саратовскую область поздравить трудовые коллективы своих предприятий с Днем машиностроителя, который в этом году отмечают 28 сентября.
Как прозвучало на недавней коллегии министерства промышленности и энергетики, за январь-июль 2014-го объем производства транспортных средств и оборудования составил всего 87,7% от аналогичного периода прошлого года. Так как основным заказчиком в этом направлении выступает ОАО «Российские железные дороги», то негативный результат принято связывать с проблемой продления срока службы подвижного состава – конкретно, грузовых вагонов.
После отмены монополии РЖД на грузоперевозки и перехода отрасли в руки частных компаний, производство подвижного состава в стране получило огромный импульс к развитию, однако обновление парка входит в противоречие с нормативной базой, позволяющей продлевать срок службы вагонов. Кроме того, экономический спад ведет к недозагрузке уже существующего подвижного состава.
В Саратовской области Станиславу Гамзалову полностью или частично подконтрольны достаточно крупные игроки этого рынка – ОАО «ЗМК», строящийся энгельсский локомотивный завод, ЗАО «Вагоностроительный завод» в Балаково, ЗАО «Балаково-Центролит». Также Станислав Гамзалов контролирует более 20% акций ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (Украина).
Весьма непростая ситуация со сбытом основной продукции уже повлияла на некоторые из предприятий. Например, в корпоративной отчетности ОАО «ЗМК» отмечается, что в 2013 году предприятие понесло убытки в размере 132 млн рублей, подвижной состав выпущен на сумму 6 250 119 тыс. рублей, что почти в два раза меньше 2012 года.
Спад продолжается и в этом году. Например, по данным сайта www.rzd-partner.ru , Крюковский вагоностроительный завод за восемь месяцев 2014 года снизил выпуск грузового подвижного состава на 66,1%, произведя 1,687 тыс. ед. продукции. Как сообщило само предприятие, утраченный объем составил более 3,2 тыс. ед. Например, в прошлом месяце заводом произведено почти в половину меньше вагонов, чем в августе 2013-го. Пассажирский дивизион предприятия не загружен вообще, в то время как за 8 месяцев 2013 года выпуск составлял 59 пассажирских вагонов.
Тем не менее, как сообщил нам источник в ЗАО «Вагоностроительный завод» (Балаково), выход найден в освоении новых видов продукции. Например, предприятие в Балаково в этом году начало выпускать мостовые краны для промышленности по проектной документации известного немецкого производителя — компании Demag Cranes AG. Порядка 30 кранов балаковцы должны поставить на строящийся Энгельсский локомотивный завод, здесь же производят корпуса для насосов, которые выпускает подконтрольное Станиславу Гамзалову ОАО «ЭНА» (Щелково, Московская область). Третье направление, актуальное для балаковцев, — поставка каркасов для передвижных ж/д лабораторий, которые производятся в Калуге.