Игра к уроку литературного чтения по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» для учащихся 3 класса
Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Данная разработка игры предназначена для учащихся 3 класса и может быть использована учителем на уроках литературного чтения при закреплении знаний по произведению, а также во внеклассной работе по предмету.
Цель: Закрепление и обобщение знаний по сказке Паустовского «Теплый хлеб».
Задачи: развивать мышление, воображение, память, познавательные и интеллектуальные способности обучающихся;
воспитывать интерес к чтению произведений Паустовского.
Ход игры:
1 задание «Найди героя»В задании представлен филворд, в котором нужно найти героев произведения.
Ответ: мельник, конь, мальчик, старики, бабка, женщины, ребята, сорока
2 задание «Узнай героя»
Работа со слайдом презентации:
Нажав на кнопку «вопрос», появляется вопрос, при нажатии на кнопку «ответ», появляется иллюстрация героя и слово-ответ. При нажатии на текст вопроса, исчезает вопрос, иллюстрация героя и слово-ответ.
1. Он был молчаливый, недоверчивый, его любимым выражением было: "Да ну тебя!" (мальчик Филька)
2. Мучная пыль навеки въелась в него. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза. Человек этот был скорый на работу, сердитый. Ребята в деревне считали его колдуном. (мельник Панкрат)
3. Она была старая и опытная, жила в сенях у мельника Панкрата. Очень любила хвастаться, считала, что это ей одной удалось помирить коня с мальчиком Филькой. (сорока)
4. Его кавалеристы оставили в деревне Бережки, потому что он был ранен в ногу. (конь)
5. Героиня сказки, рассказавшая Фильке о том, как сто лет тому назад мужик из их деревни очень обидел солдата. После ухода солдата случилось несчастье, в округе сильный мороз заморозил колодцы, погибли птицы, леса и сады. (бабка)
3 задание «Викторина»
1. У кого жил конь в деревне, когда кавалеристы оставили его в Бережках? (у мельника Панкрата)
2. Какую работу выполнял конь у мельника? (возил глину, навоз и жерди, помогая Панкрату чинить плотину)
3. Почему конь ходил по дворам, побирался? (мельнику трудно было его прокормить)
4. Прозвище Фильки. (Ну Тебя)
5. Кто, по словам бабки, мог помочь мальчику исправить совершенное им зло. (мельник)
6. Как Филька мог исправить зло, которое он совершил по отношению к коню? (он должен был изобрести спасение от стужи)
7. Как поступил Филька, каково было его решение? (он решил собрать всех ребят деревни и рубить лед у лотка около мельницы)
8. Зачем нужно было рубить лед? (нужно было добраться до воды, без которой не могла работать мельница)
9. Кто помогал ребятам? (старики)
10. Сколько раз должен был мельник повернуть колесо, чтобы заработала мельница? (20)
11. Куда полетела сорока, услышав о беде? (на юг, к тёплому морю, чтобы разбудить в горах летний ветер, рассказать ветру про беду и попросить его прогнать мороз)
12. Как Филька помирился с конем? (он принес буханку свежего хлеба, разломил ее, посолил и протянул коню. Конь поначалу боялся есть хлеб, но когда мельник сказал, что мальчик не злой, вытянул шею и взял губами хлеб из рук Фильки)
4 задание «Что лишнее?»
В этом задании нужно, посмотрев на иллюстрации, определить, чем кормили люди коня, когда он приходил к ним во двор и стучал мордой в калитку, прося еды.
Верный ответ – свекольная ботва, черствый хлеб, морковь.
Лишнее – овес.
При нажатии в презентации на иллюстрацию, где изображен овес, иллюстрация исчезает.
Презентация на тему: Литературная игра по сказке Паустовского «Теплый хлеб»
Жанр произведения :
Тема произведения :
:
В предложении: - автор использовал :
Предложение: содержит:
Настоящее спасение от стужи было результатом :
Идея произведения:
_________________________________________________________________________________________
Тест по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». 5 класс.
1) Жанр произведения : а) рассказ; б) быль; в) сказка.
2) Тема произведения : а) труд и взаимовыручка людей; б) забота о животных; в) человек и природа.
3) Значение слова «тёплый» в названии произведения:
а) обладающий теплотой, несущий теплом; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий.
4) Филька осознал, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки.
5) История старого солдата, рассказанная бабушкой, - это : а) быль; б) легенда; в) сказка.
6) Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет сходство:
а) персонажей; б) портретов; в) сюжета.
7) В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная как невеста, розовыми венцами…» - автор использовал: а) олицетворение; б) сравнение; в) аллегорию
8) Предложение: «Ветер… понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» содержит: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение.
9) Настоящее спасение от стужи было результатом: а) совместного труда жителей; б) перемены направления ветра; в) осознания Филькой своей вины и примирения с конём.
10) Идея произведения:
а) добро всегда побеждает зло; б) нельзя обижать животных; в) любые трудности можно преодолеть
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
А) Попросил у него прощения.
В) Он покормил его морковкой.
Б) О злых колдунах
Б) Язык до Киева доведет.
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной?
А) О том, что она разбудила летний ветер.
Б) О том, что Филька – плохой человек.
В) О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница?
А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
8) Как Филька помирился с конем?
А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
9) О чем сказка «Теплый хлеб»?
А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
Б) О злых колдунах
В) О путешествии на необитаемый остров
10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?
А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Б) Язык до Киева доведет.
В) Делу – время, потехе – час.
ОТВЕТЫ: 1в; 2а; 3а; 4в; 5б; 6в; 7б; 8в; 9в; 10а.
ОТВЕТЫ: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.
Тест по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
1. Определите жанр произведения
а) сказка
а) П.П. Бажов
б) К.Г. Паустовский
в) В.В. Бианки
3. Тема произведения:
а) труд и взаимовыручка людей;
б) забота о животных;
в) человек и природа.
4. Главного героя зовут:
а) Филька
б) Федька
в) Панкрат
5. Действие происходит:
а) в деревне Озерки
б) в деревне Камешки
в) в деревне Бережки
6. Почему конь остался в деревне?
а) Его ранили.
б) Так захотел Панкрат.
7. Коня взял:
а) мельник Панкрат
б) мальчик Филька
в) старик из деревни
8. Конь начал ходить по дворам:
а) любил вкусно поесть
б) трудно было прокормить
в) любил гулять по деревне
9. Какая кличка была у Фильки?
а) «Ничего не знаю».
б) «Ну Тебя!».
в) «Ну Вас!».
10. Филька жил:
а) с родителями
б) с бабушкой
в) с мамой
11. Филька по характеру был:
а) молчаливый, недоверчивый
б) общительный, доверчивый
в) добрый, отзывчивый
12. Какой плохой поступок совершил Филька?
а) ударил коня по губам и закинул хлеб в снег
б) прогнал лошадь
в) ударил коня по губам и ничего не дал
13. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
а) началась метель.
б) было наводнение.
в) налетела вьюга.
14. Какую историю рассказала бабушка Фильке?
а) О том, как она обидела когда-то солдата.
б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
в) О том, как люди обидели лошадь.
15. Филька осознал, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.
16. Как Филька искупал свою вину?
а) Он не хотел меняться.
б) Накормил всех.
в) Рубил лед с ребятами у мельницы.
17. Когда заработала мельница?
а) вечером
б) она сломалась навсегда
в) на следующий день
18. О чем рассказывала сорока над плотиной?
а) О том, что она разбудила летний ветер.
б) О том, что Филька – плохой человек.
в) О том, что она самая болтливая.
19. Как Филька помирился с конем?
а) Попросил у него прощения.
б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
в) Он покормил его морковкой.
20. О чем сказка «Теплый хлеб»?
а) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
б) О злых колдунах
в) О путешествии на необитаемый остров
21. Какая пословица соответствует содержанию сказки?
а) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
б) Язык до Киева доведет.
в) Делу – время, потехе – час.
22. Значение слова «тёплый» в названии произведения:
а) обладающий теплотой, несущий теплом;
б) согревающий тело, сытный;
в) недостаточно горячий.
Вариант 1
Тест по рассказу К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс
а) Березняки; б) Бережки;
3. Прозвище Фильки
а) «Ну Да»; б) «Ну На»;
в) «Ну Тебя»; г) «Ну Вас».
а) недоумение; б) страх;
7. Объясните значение слов и выражений:
а) не пужайся …………..;
б) камердинер ……………
8. События в сказке «Тёплый хлеб» происходят:
а) в годы Гражданской войны;
б) после Гражданской войны;
г) после Великой Отечественной войны.
Вариант 2
1. События в сказке «Тёплый хлеб» происходят:
а) в годы Гражданской войны;
б) после Гражданской войны;
в) в годы Великой Отечественной войны;
г) после Великой Отечественной войны
2. Как в деревне ребята называли мельника Панкрата?
а) ветеринаром; б) волшебником;
в) колдуном; г) злым стариком.
3. Каждый в деревне считал своей обязанностью коня
а) погладить; б) потрепать по шее;
в) завести к себе во двор; г) покормить.
4. Филька, когда вышел к коню,
а) накормил его хлебом; б) попоил водой;
в) ударил его плёткой; г) ударил его по губам.
5. Отчего, по словам бабки, сто лет назад упал на деревню
лютый мороз?
а) от зависти людской; б) от злобы людской;
в) от сплетен людских; г) от обиды людской.
6. Что придумал Филька, чтобы мельница заработала?
а) рубить лёд у мельницы; б) крутить колесо мельницы;
в) ждать тёплой погоды; г)просить прощения у всех.
7. Как звали коня?
а)Вороной; б) Мальчик;
в) Раненый; г) Малыш.
8. Объясните значение слов и выражений:
а) лютый мороз …………………;
б) пешня ……………………..
9. Что сказочного в произведении?
10. Какой урок извлекли для себя?
Ответы
Вариант1
б
в
в
г
б
г
1
2
3
4
5
6
7 А не бойся
Б слуга
а
8
Вариант2
а
в
г
г
б
а
б
Асильный
Бтяжёлый лом для
пробивания льда
9 Сорока, которая полетела за помощью к тёплому
ветру, болтала;
Сразу после окрика случился лютый мороз.
1
0
10 баллов – «5»
9баллов – «4»
68 баллов – «3»
Тест по рассказу К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс
Вариант 1
1. Назовите деревню, в которой кавалеристы оставили коня.
а) Березняки; б) Бережки;
в) Берестевичи; г) Барановичи.
2. Конь в деревне начал ходить
а) в гости; б) работать в поля;
в) побираться; г) в ближний лесок.
3. Прозвище Фильки
а) «Ну Да»; б) «Ну На»;
в) «Ну Тебя»; г) «Ну Вас».
4. Филька, когда конь подошёл к калитке,
а) вынес хлеба; б) посыпал хлеб солью;
в) подал ему хлеб; г) забросил хлеб в сугроб.
5. Что испытал Филька, когда случился лютый мороз?
а) недоумение; б) страх;
в) ничего не понял; г) злость.
6. Когда Филька пришёл мириться, конь
а) подошел к нему и сразу взял хлеб;
б) взял сразу хлеб и ушёл в сарай;
в) попятился от него и ушёл в сарай;
г) помотал головой, взял хлеб, положил голову ему на плечо.
Тесты по рассказу К.Г. Паустовского
« Теплый хлеб»
Тест №1.
А.Лиса Б.Сорока В.Конь
2. Приносить людям добро - это значит…
3. Охлаждение сердца – это…
А.Сердце замёрзло. Б.Сердце перестало биться.
4. Реальные мотивы в произведении Паустовского:
Тест №2.
1.Назовите главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб».
А.Бабка Фильки Б. Панкрат В.Филька
2. Кто помог Фильке исправить беду?
А.Сорока. Б.Конь. В.Панкрат.
3. Антоним к словосочетанию «тёплый хлеб»:
А. Ласковый Б. Добрый. В. Чёрствый.
4 . Приносить людям добро - это значит
А. Помогать Б. Жить для себяВ. Думать только о себе.
5.Сказочные мотивы в произведении Паустовского:
А. Война Б. Панкрат-колдун В. Раненый конь
Тест №3.
1.Назовите главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб».
А.Лиса Б.Сорока В.Конь
2. Реальные мотивы в произведении Паустовского:
А. Болтовня сороки Б. Панкрат-колдун В. Раненый конь
3. Приносить людям добро - это значит…
А. Помогать Б. Жить для себяВ. Думать только о себе.
4. Охлаждение сердца – это…
А.Сердце замёрзло.Б.Сердце перестало биться.
В. Очерствело, стало равнодушным.
5. Синоним к словосочетанию «тёплый хлеб»:
А.Холодный Б.Чёрствый В.Горячий
Тест по рассказу К.Г. Паустовского
« Теплый хлеб»
1. Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
2. Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5. Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6.О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.
Б) О том, что Филька – плохой человек.
В) О том, что она самая умная.
7. Когда заработала мельница? А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
8. Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
9. О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
Б) О злых колдунах.
В) О путешествии на необитаемый остров.
10. Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Б) Язык до Киева доведет.
В) Делу – время, потехе – час.
Проверим ваши ответы. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10