» » Презентация к уроку родной литературы "старик-годовик". Как нарисовать старика карандашом поэтапно Рисунок на тему старик годовик

Презентация к уроку родной литературы "старик-годовик". Как нарисовать старика карандашом поэтапно Рисунок на тему старик годовик

Вера Калужина

Тема. Старик - Годовик.

Вышел Старик Годовик на лесную поляну, поглядел вокруг и позвал к себе старшую дочь. Взмахнула она рукавом и выпустила на волю птицу (демонстрация изображения птицы синего цвета). Полетела птица по свету. Стало холодно. Пошел снег. Река скована льдом. Уснул медведь в своей берлоге.

Позвал Старик - Годовик вторую дочь. Выпустила она из рукава зеленую птицу. Полетела птица по свету, обняла мир своими крыльями. Тает снег, на черных проталинах грачи важно расхаживают. На реке треснул лед и начался ледоход. На пригорке травка пробивается…

Педагог продолжает рассказ, демонстрируя изображения дочерей Старика -Годовика и птиц красного и оранжевого цвета. По окончании рассказа предлагает детям дать имена дочерям Старика Годовика.

Дети называют: Зима, Весна, Лето, Осень.

Игровое упражнение “Загадки Старика Годовика”.

Весной птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Зимой детвора собирает желтые листья для гербария.

Осенью на проталинах появляются первоцветы.

Летом можно купаться и загорать.

Дети рассуждают о том, что может, и чего не может быть.

Педагог демонстрирует сюжетные картинки о разных временах года.

Дети рассматривают картинки и распределяют их между дочерьми

Старика Годовика, вспоминая признаки и приметы каждого времени

Какое сейчас время года?

Сейчас время года осень.

Осень богата на урожай.

Педагог демонстрирует карточки:

Лук морковь картофель помидор

Мухомор сыроежка рыжик

Дети объединяют одним названием: овощи, грибы.

Осенью часто идут дожди, для того чтобы не промочить ножки, предлагаю переобуться в резиновые сапожки.

Игровое упражнение “Сапожки”.

Дети расставляют сапожки в убывающей последовательности, называя порядковый номер и цвет.


Дидактическая игра “Ежик и грибы”.

Педагог: Осенью многие животные готовятся к зиме. Ежик тоже делает запасы.

Материал. Изображение ежа, 3 больших гриба красного, желтого и зеленого цвета, 3 маленьких гриба красного, желтого и зеленого цвета. Две корзины

с символическим обозначением разной величины: большой домик и маленький домик; изменение цвета.


Декодируя информацию, дети перемещают грибочек из корзинки в корзинку.

Например:большой желтый гриб-сыроежка, попадая в первую корзину становится маленьким желтым, а во второй корзине маленьким зеленым.

В заглавной сказке читатель узнает о том, как старик-годовик из широких рукавов своей шубы выпускает диковинных разноцветных птиц. Взмахнул рукавом в первый раз - полетели первые три птицы с синими перьями, и сразу стало ветрено и морозно. Взмахнул во второй раз - поднялась в небо тройка нежно-розовых птиц, и на проталинах появились первые цветы. Взмахнул в третий раз - взвились в вышину три птицы в желтом оперении, и стало жарко и знойно. Взмахнул в четвертый раз - полетела тройка лиловых птиц, повеяло дождями и туманами.

А дальше читатель должен сам разгадать смысл сказки: «Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?» И оказывается, что за этими необыкновенно поэтическими образами птиц, выпускаемых стариком-годовиком, скрывается целостная картина мира, когда все вокруг воспринималось как живое, родственное, соразмерное человеку и время текло неспешно, по кругу, в извечном порядке.

Обычно фольклорные произведения разных жанров содержатся в разных разделах сборника. Эта книга необычна по структуре: за сказками следуют загадки и пословицы, за побасенками и скороговорками идут народные игры, а потом снова сказки. Как будто чередуются времена года, проходит месяц за месяцем, а день сменяется ночью - и мы опять наблюдаем за ходом времени. Встречаются даже сквозные образы. Например, загадка «Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером» явно отсылает читателя к заглавной сказке о старике-годовике.

Чтение фольклорных текстов развивает у ребенка чувство родного языка. Очень полезно вслушиваться, как звучит народная речь, и подмечать, как она организована. Сначала все в ней кажется непривычным, но потом она завораживает своим особым строем и напевностью:

Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка,
За девицей - молодец:
- Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растет без кореньев?
А что цветет без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
- Растет камень без кореньев.
Цветет сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.

А какие встречаются редкие, необыкновенно красивые слова, которые, к сожалению, уже вышли из употребления. Например, в сказке «Девочка Снегурочка» бездетные одинокие старики, у которых весной неожиданно появилась дочка, «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок», пели ей такую колыбельную:

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платьице рядить,
Уму-разуму учить!

Любопытно, что замечательное слово «кокурочка», которое обозначает сдобную лепешку или булочку, первоначально с яйцом, является выражением самых нежных родительских чувств.

Впервые сборник «Старик-годовик» вышел в 1959 году в оформлении Владимира Конашевича. Книга получилась самобытной, изысканной и очень нарядной. Конашевич говорил, что его «русский стиль» имеет свои «истоки» и поэтому обладает ярко выраженной индивидуальностью: «Обычно художники (как, например, И. Билибин) идут от русских первопечатных книг, евангелий и часословов. У Ю. Васнецова “русский стиль” народный, деревенский, идущий от росписей дуг и донец прялок, а больше из собственного нутра художника. А у меня - и от росписей посуды и подносов, от вышивок бисерных кошельков и шалей. Следовательно, хоть и полностью русский, но не совсем деревенский» («О себе и своем деле»; сайт «Картинки и разговоры»).

И действительно - страницы с загадками, пословицами, поговорками и скороговорками напоминают вышивку или кружева. Текст здесь ложится прямо на затейливые цветочные узоры, при этом цветы всякий раз разные, а цветовая гамма одинаковая: нежнейший розовый, голубой и желтый. Форзацы книги как будто украшены декоративными пасхальными яичками, а внутренняя обложка выглядит как расписной деревянный поднос.

Были времена, когда Конашевича называли формалистом и упрекали в том, что он не учитывает особенности восприятия рисунков дошкольниками. Художник не заигрывает с читателем. Люди и животные на иллюстрациях Конашевича изображены реалистично, без всяких условностей. Обращает на себя внимание эмоциональная закрытость персонажей: они держатся строго, немного отстраненно, с достоинством, все заняты своим делом и как будто погружены в себя. И это очень подходит для визуального сопровождения фольклорных текстов.

Книга «Старик-годовик» предназначена не только для чтения и рассматривания, но и для игр с детьми. Среди разных по жанру произведений фольклора в сборнике есть описания народных игр. Например, в игре «Кузовок» дети должны по очереди называть слова, которые заканчиваются на «ок»: «Я положу в кузовок сапожок, сахарок, сучок, лепесток и т.д.» Тот, кто растеряется или замешкается, должен положить в кузовок залог - какую-нибудь личную вещь. По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп, т.е. придумывают задание для владельца вещи. Например, «в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться». Многие дворовые и домашние детские игры почти забыты, поэтому эти редкие для фольклорного сборника тексты представляют особую ценность.

Закрываешь эту книгу с трепетным чувством, что приобщился к настоящим сокровищам народной культуры. Еще раз любуешься красивой обложкой, где синяя «зимняя», розовая «весенняя» и желтая «летняя» птицы вьются над стариком-годовиком. А на задней стороне обложки летит лиловая «осенняя» птица, склонив голову вниз и как будто прощаясь с читателем.

Ксения Зернина

Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

ТЕМА: «Сказка-загадка».

ЛОПЫРЕВА И. А.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп»


Владимир

Иванович

Даль

1801 – 1872 г.


  • Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
  • Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
  • Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
  • 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

слов






ЗИМА

декабрь

январь

февраль


ВЕСНА

март

апрель


ЛЕТО

июнь

июль

август


ОСЕНЬ

сентябрь

октябрь

ноябрь



Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

Старик годовик (сказка-загадка)

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?