» » Порядок разработки проекта освоения лесов. Разработка проекта освоения лесов (ПОЛ) Образец изменений в проект освоения лесов

Порядок разработки проекта освоения лесов. Разработка проекта освоения лесов (ПОЛ) Образец изменений в проект освоения лесов

Регистрационный N 24075

В соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343) приказываю :

1. Утвердить прилагаемые Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Руководитель В. Масляков

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки

I. Общие положения

1. Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлены в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч.1.) ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч.1) ст. 3616; N 52 (ч. 1.), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч.1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343)) (далее - Лесной кодекс Российской Федерации) и устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

2. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора - аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.


II. Состав проекта освоения лесов

3. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

4. Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:

Общие сведения;
сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры;
строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);
мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

5. В разделе "Общие сведения" содержатся:

Сведения о лице, использующем лесной участок: адрес (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - место нахождения и почтовый адрес, для физических лиц - адрес места регистрации), вид использования лесов, дата и номер договора аренды лесного участка либо выданного уполномоченным органом свидетельства о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, дата и номер регистрации права, срок аренды, кадастровый номер лесного участка (приложение N 1);
сведения об органе государственной власти или органе местного самоуправления, предоставившем лесной участок в аренду или постоянное (бессрочное) пользование;
выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка 1 ;
копия договора аренды лесного участка с приложениями или свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
сведения о разработчике проекта (наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, факса, электронный адрес).

6. В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация:

Перечень предоставленных в аренду, в постоянное (бессрочное пользование) лесных кварталов, лесотаксационных выделов (приложение N 2), год последнего лесоустройства лесничества, лесопарка;
распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса (приложение N 3, тематическая лесная карта);
распределение площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного фонда (приложение N 4);
таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования) (приложение N 5);
характеристика имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия;
сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (приложение N 6);
сведения об обременениях лесного участка;
прогнозные показатели состояния лесного участка к сроку завершения действия проекта освоения лесов в соответствии с договором аренды лесного участка (приложение N 7) (указанные сведения приводятся только в случае, если проект освоения лесов действует до срока окончания договора аренды лесного участка).

7. Раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит следующие сведения:

Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (приложение N 9).

8. Раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения:

Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 10) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (приложение N 11).

9. Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит:

Характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта;
сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря;
сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта;
обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16);
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении (приложение N 20);
проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению (приложения N 21, 22), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения N 23, 24) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

10. Раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные:

Характеристика водных объектов;
проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире;
проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта)

11. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" состоит из подразделов (по видам разрешенного использования лесов).

12. Подраздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения:

Возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26);
установленный объем заготовки древесины на участке;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта);
общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28);

13. Подраздел "Заготовка живицы" содержит следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки живицы в соответствии с лесохозяйственным регламентом; фонд заготовки живицы (приложение N 29);
проектируемые ежегодные объемы заготовки живицы (приложение N 30);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для заготовки древесины;
ведомость лесотаксационных выделов, проектируемых для заготовки живицы (приложение N 31), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

14. В подразделе "Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов" указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов в соответствии с лесохозяйственным регламентом; фонд недревесных лесных ресурсов (приложение N 32);
проектируемые ежегодные объемы заготовки недревесных лесных ресурсов (приложение N 33);
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка недревесных лесных ресурсов (приложение N 34), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемые технологии заготовки недревесных лесных ресурсов.

15. В подразделе "Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений" указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
фонд пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (приложение N 35);
проектируемые ежегодные объемы заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (приложение N 36);
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (приложение N 37) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

16. В подразделе "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" содержатся следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом (приложение N 38);
характеристика охотничьих угодий, численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
сведения о видах животного мира, отнесенных к объектам охоты, допустимый объем добычи и проектируемые мероприятия по их охране;
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется проведение биотехнических мероприятий (приложение N 39), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

17. В подраздел "Ведение сельского хозяйства" включаются следующие сведения:

Основные проектируемые параметры использования лесов для ведения сельского хозяйства и нормативы в соответствии с лесохозяйственным регламентом (приложение N 40);
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по ведению сельского хозяйства, характеристика проектируемых технологий;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по ведению сельского хозяйства (приложение N 41), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

18. В подразделе "Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности" приводятся:

Программа научно-исследовательской или образовательной деятельности на лесном участке с обоснованием и характеристикой проектируемых видов и объемов работ;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется осуществление мероприятий по научно-исследовательской и/или образовательной деятельности (приложение N 42), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

19. Подраздел "Осуществление рекреационной деятельности " включает в себя:

Основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта);
ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка (приложения N 43-49), повыдельная тематическая лесная карта (указанные сведения приводятся только в случае, если площадь лесного участка равна или более 3 гектаров);
проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности, (приложения N 50-52, 54);
характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 53), (тематическая лесная карта);
влияние рубок лесных насаждений при осуществлении строительства проектируемых объектов на состояние лесного участка;
размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная карта).

При разработке проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесных участках площадью до 3 гектаров проводится перечет всех деревьев и составляется ведомость (приложение N 43, таблица 2) с указанием древесной породы, возраста, состояния, диаметра и высоты ствола каждого дерева, а также схема их размещения на лесном участке. При площади лесного участка равной или более 3 гектаров сплошной перечет деревьев проводится только на участках, на которых проектируется создание объектов лесной инфраструктуры и рекреационных объектов, на остальной площади производится глазомерная таксация.

20. Подраздел "Создание лесных плантаций и их эксплуатация» содержит следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатации в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по созданию лесных плантаций и их эксплуатации, технология создания и эксплуатации лесных плантаций;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется создание лесных плантаций и их эксплуатация (приложение N 55) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

21. В подразделе «Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)»:

Основные параметры и нормативы использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по выращиванию посадочного материала лесных растений(саженцев, сеянцев); характеристика проектируемых технологий;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (приложение N 56), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

22. В подразделе "Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений" указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по выращиванию лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; характеристика проектируемых технологий;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (приложение N 57), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

23. В подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" содержатся следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ, а также характеристика существующих и проектируемых объектов по использованию лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для геологического изучения недр, разработки полезных ископаемых (приложение N 58);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при геологическом изучении недр, разработке полезных ископаемых (тематическая лесная карта;
о рекультивации нарушенных при выполнении указанных работ земель (приложение N 59). К сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензий на пользование недрами.

24. Подраздел "Строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов" содержит:

Основные параметры и нормативы использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов на лесном участке (приложение N 60);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (приложение N 61);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

25. В подразделе «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на лесном участке (приложение N 62);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (приложение N 63);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (тематическая лесная карта).

26. Подраздел "Переработка древесины и иных лесных ресурсов" содержит:

Основные параметры и нормативы использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по переработке древесины и иных лесных ресурсов;
характеристика существующих и проектируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (приложение N 64);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (приложение N 65);
территориальное размещение проектируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, тематическая лесная карта.

27. Подраздел "Изыскательские работы" содержит:

Основные параметры и нормативы использования лесов для изыскательских работ;
обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов изыскательских работ и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемые объемы изыскательских работ.


III. Порядок разработки проекта освоения лесов

28. Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

29. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.

30. Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Для видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

31. При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

32. Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.

33. Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

34. Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.

1 В случае предоставления лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 31, ст. 4014; 2008, N 20, ст. 2251; 30 (ч. I), ст. 3597, 3599; N 11, ст. 1261; N 19, ст. 2283; N 52 (ч. I), ст. 6441, 6455) указывается номер учетной записи в государственном лесном реестре и прикладывается план лесного участка.

Проект освоения лесов включает сведения о разрешенных видах и запроектированных объемах разработки лесов, их воспроизводству и защите, мероприятиях по охране, по созданию объектов лесоперерабатывающей и лесной инфраструктуры, охране водоемов и животного мира. Проект подготавливается с целью использования лесов в порядке выполнения мероприятий по разработке месторождений, геологическому изучению, реконструкции и строительства линий электропередачи, связи, сети дорог и прочих объектов.

Порядок разработки проекта освоения лесов включает проведение таксации за счет лиц инициировавших его разработку и использующих леса. Полученная информация применяется при разработке проекта, если она внесена в госреестр и лесохозяйственный регламент лесопарка и лесничества.

Изменения вносятся в проект освоения лесов в случае изменения регламента или условий аренды. При составлении проекта учитываются все виды использования лесов указанные в договоре аренды участка. Информация оформляется в форме текстовых, графических и табличных материалов, включая картографические.

Пример проекта освоения лесов

Проект – документ, в котором описываются цели использования арендуемого участка и мероприятия, которые он должен осуществить.

Состав проекта освоения лесов

Проект состоит из сведений:

– о, собственно, лесном участке;

– планируемом использовании лесов;

– о мероприятиях по воспроизводству, защите, охране лесов;

– о мероприятиях по охране водоемов и животного мира;

– прилагается карта участка с древостоем и элементами благоустройства.

Проект освоения лесов рекреация

Проект включает сведения об участке, его ландшафтно-рекреационной характеристике, функциональных зонах, работах по благоустройству и формированию ландшафтов, объектах лесной инфраструктуры и пр. действиях направленных на сохранение, защиту и воспроизводство лесов, использование водоемов и животного мира.

Проведение рекреационной деятельности с целью организации туристических маршрутов, зон отдыха, спортивной и оздоровительной деятельности на арендованных лесных участках осуществляется способами, не наносящими вред здоровью человека и окружающей среде, без нарушения природного ландшафта. Допускается сооружение временных построек, возведение физкультурно-оздоровительных сооружений, благоустройство территории, если это включено в план субъекта РФ. Временные постройки размещаются на участках свободных от кустарников и деревьев, а так же на участках с наименее ценными насаждениями.

Проект освоения лесов

Проект освоения лесов стал важным документом, без которого нельзя приступать к освоению лесов, даже при наличии договора аренды - советы и рекомендации.

Проект освоения лесов необходимо не только составить, но и провести его государственную экспертизу, на основании которой он будет утвержден приказам уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений.

В статье 88 Лесного кодекса установлено, что «лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов». Освоение лесов согласно статье 12 Лесного кодекса проводится целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования.

«Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки» утвержден приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Порядок разработки проекта освоения лесов

Вопрос

Ответ

Кто разрабатывает проект?

Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Основания для разработки проекта?

Основанием для разработки проекта освоения лесов являются:

договор аренды лесного участка, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком;

лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка);

материалы государственного лесного реестра;

данные лесоустройства и иных специальных обследований;

документы территориального планирования.

На какие виды использования лесов разрабатывается проект?

Проект освоения лесного участка составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Срок действия проекта?

Проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

За чей счет проводится таксация лесов?

При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет арендатора (пользователя) проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.

Состав проекта?

Проект освоения лесов оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).

Как вносятся изменения в проект?

Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента.

Количество экземпляров проекта?

Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 установлены следующие требования к содержанию разделов проекта освоения лесов (приводим в сокращении).

Экспертиза проекта освоения лесов

Следует учитывать, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (из статьи 89).

Экспертиза проектов освоения лесов

Государственная экспертиза проводится

Муниципальная экспертиза проводится

Уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в лесах, полномочия по которым переданы субъекту Российской Федерации

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лесах, полномочия по которым не переданы субъекту Российской Федерации

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий

Муниципальным органом в лесах, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности

Отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 49).

В целях реализации Лесного кодекса Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, Рослесхозом изданы приказы, которые устанавливают состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых и другие нормативные документы, которые размещаются на официальном сайте Рослесхоза.

«Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» утвержден приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс Российской Федерации) и устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

2. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

4. Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить не менее двух представителей общественных объединений.

5. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

В заявлении указываются:

а) сведения о Лесопользователе:

  • полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, банковские
  • реквизиты - для юридического лица;
  • фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего
  • личность, - для гражданина или индивидуального предпринимателя;

б) дата, номер регистрации договора аренды или права постоянного (бессрочного)

пользования лесным участком;

в) местоположение, площадь лесного участка, вид и срок использования лесов.

6. Представленные материалы регистрируются органами государственной власти или

органами местного самоуправления, которые в течение 3 дней с даты регистрации проверяют их

комплектность. При несоблюдении требований, указанных в пункте 5 настоящего Порядка,

материалы возвращаются Лесопользователю.

7. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления

материалов. Срок проведения Экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания

проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.

8. В процессе проведения Экспертизы у Лесопользователя может быть запрошена

дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом

освоения лесов.

9. Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной

власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть

положительным либо отрицательным.

10. Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии

Российской Федерации.

11. Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия

предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и

воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту

лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству

Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения,

противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие

лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской

Федерации.

12. Органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7 дней

после утверждения заключения Экспертизы направляют его Лесопользователю.

13. Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения Экспертизы на проект освоения лесов не допускается.

14. Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

15. Изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат Экспертизе в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.

Лесная декларация и отчет об использовании лесов

Даже при наличии утвержденной государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов нельзя приступать к освоению лесного участка, так как минимум за десять дней требуется заполнить декларацию по использованию лесного участка.

Требования по заполнению декларации установлены в статье 26 Лесного кодекса: «Лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, лесная декларация (заявление) об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов».

«Порядок заполнения и подачи лесной декларации» утвержден приказом Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации", где сказано: «2. Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

3. Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

4. В лесную декларацию вносится следующая информация:

а) полное наименование лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номер телефона; для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер телефона;

б) дата и номер договора (решения уполномоченного органа о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование);

в) декларируемый период;

г) наименование органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.

5. Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации (по одной из двух форм, прилагаемых к форме лесной декларации, в зависимости от вида использования лесов»).

Лесную декларацию и приложение к ней подписывает лесопользователь.

Лесная декларация составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится у лесопользователя, второй экземпляр представляется лесопользователем в уполномоченный орган.

В случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации уполномоченный орган направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

В случае внесения изменений в проект освоения лесов лесная декларация подлежит приведению в соответствие с проектом освоения лесов.

Заполнение лесной декларации производится строго по форме, которая приводится в приложении №2 к приказу Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 «О лесной декларации».

Порядок перевода земель лесного фонда в другие категории земель, в том числе включения лесных земель в границы населенных пунктов - советы и рекомендации в книге -

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, получившие лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69. Проект освоения лесов разрабатывается после государственной регистрации права аренды или постоянного бессрочного пользования, так как в проекте освоения в обязательном порядке указываются реквизиты правоустанавливающих документов на лесной участок и данные об их государственной регистрации. Проект освоения лесов разрабатывается лицом, использующим леса, или специализированной коммерческой организацией. Данные о разработчике проекта также указываются в соответствующем разделе.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 г. N 545. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества или лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов.

Подача проекта освоения лесов на государственную экспертизу

Для проведения экспертизы проекта освоения лесов лица, получившие лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее – лесопользователи), подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в 2-х экземплярах (в прошитом и пронумерованном виде) и в электронном виде.
В заявлении указываются:

  1. сведения о лесопользователе: полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, банковские реквизиты – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для гражданина или индивидуального предпринимателя;
  2. дата, номер регистрации договора аренды или договора, предоставляющего право на постоянное (бессрочное) пользование лесным участком;
  3. местоположение, площадь лесного участка, вид и срок использования лесов.

Представленные материалы регистрируются органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые в течение 3-х дней с даты регистрации проверяют их комплектность. При несоблюдении вышеуказанных требований, материалы возвращаются лесопользователю.

Экспертиза проекта освоения лесов

Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30-ти дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.

В процессе проведения экспертизы у лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Кроме того, отрицательное заключение должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также на положения, не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7-ми дней после утверждения заключения экспертизы направляют его лесопользователю.

Использование лесов по проекту освоения лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы не допускается.

Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Проект освоения лесов, стоимость проекта освоения лесов, экспертиза проекта освоения лесов.