Участие женщин в Великой Отечественной – тема общеизвестная. Девушки Советского Союза не только выступали в привычном амплуа санитарок и связисток, но и вовсю сражались в первой линии. Впечатляющие «персональные кладбища» советских снайперш стали легендой, множество санинструкторов пало жертвой огня противника, вынося людей с поля боя, а оборот «Ночные ведьмы» - женщины, летавшие на ночных бомбардировщиках - известен далеко за пределами бывшего СССР. Однако летчицы пилотировали не только ударные самолеты.
Среди советских асов-истребителей обращает на себя внимание человек очень необычных для военного летчика качеств. Среди мощных харизматичных истребителей вроде Покрышкина, Гулаева или Султана неожиданно обнаруживается хрупкая романтичная блондинка, бравшая в кабину самолета букетики и нарисовавшая лилию на борту самолета. Она одержала дюжину индивидуальных побед и с полным правом вошла в элиту воздушных сил. В том возрасте, когда девушки об ычно поступают в университет, она гонялась за «Мессершмиттами» и сбивала их. Ее жертвами становились в том числе заслуженные отлично подготовленные летчики, а после гибели ее образ привлекал множество людей искусства, начиная от писателей и заканчивая такими экзотическими персонажами, как один из самых необычных асов мировой истории. Лидия Литвяк.
От винта!
Ее родители приехали в Москву из деревни вскоре после Гражданской войны. Лидия родилась в 1921 году – по некой подначке судьбы - 18 августа, в день, который скоро станет Днем воздушного флота СССР. Авиацией юная Лидия болела с детства, 30-е годы были временем массового увлечения авиацией. В 14 лет она уже поступила в один из аэроклубов, которые росли тогда как грибы после дождя. Родителям она поначалу ничего не сказала, и мать была в ужасе, узнав, что дочь твердо намерена летать. С 15 лет Лидия совершала самостоятельные полеты на «кукурузнике» - У-2. Следующим шагом в небо стала Херсонская авиашкола летчиков-инструкторов. Девушка-подросток уже не только летает самостоятельно, ее опыт и навыки позволяют тренировать других. СССР нуждался в большом количестве подготовленных пилотов, а с кадрами было откровенно туго, так что любой специалист, хотя бы и 18 лет от роду, ценился на вес золота. Литвяк подготовила четыре десятка курсантов до 41-го года. До войны с ней происходит одна из самых страшных жизненных трагедий – в 1937 году ее отец пал жертвой репрессий. На судьбе юной летчицы, правда, эта история не отразилась.
Когда началась война, Лидия попросилась на фронт тут же. Поначалу командование не планировало массового использования женщин в боевой авиации. Однако здесь путь Лидии пересекся с энтузиастом женской авиации – Мариной Расковой. Раскова имела основательную летную подготовку, колоссальный опыт пилотирования, и в 30-е годы она несколько раз ставила рекорды в воздухе, и ее авторитет в советских ВВС был крайне высок, а связи доходили до самого верха – летчица имела контакты лично со Сталиным.
Благодаря своему влиянию Раскова успешно пробила идею сформировать несколько женских авиационных частей. Это были три полка – 588 ночной бомбардировочный – знаменитые «Ведьмы», 587 бомбардировочный (тоже прославившийся в будущем полк, ставший 125 гвардейским) и 586 – истребители.
Литвяк горела желанием попасть именно в истребители. Чтобы этого добиться, она ухитрилась приписать себе лишних 100 часов налета. Может, и не самый ответственный шаг, зато ВВС КА получили настоящего истребителя – энергичного, агрессивного, напористого. Строптивый характер она проявила еще во время тренировок на учебной базе под Энгельсом. Требовалось привезти для потерпевшего аварию самолета запасной винт. На дворе стояла пурга, никакие полеты не разрешались, и Литвяк полетела с запасным винтом в кабине без разрешения. Начальник школы полковник Багаев объявил выговор, а Раскова только заметила, что гордится такой летчицей.
И все-таки она оставалась девушкой – шпанистой, напористой, но именно девушкой. Там же, на учебной базе, с ней случилась комичная история: в один прекрасный день Раскова обнаружила, что Литвяк срезала кусок с меховых унтов, чтобы… сделать из него модный воротник к комбинезону. Следующую ночь Лида посвятила перешиванию меха обратно на унты.
Между тем, занятия в Энгельсе были вовсе не развлечением скучающих. Тренировки шли по 12 часов в сутки. Девушкам предстояло драться с самыми титулованными асами мира, и в небе где-нибудь над Ржевом никаких поблажек ждать не приходилось. Вскоре летчицы отправились уже на боевые задания.
«Можете меня поздравить – вылетела самостоятельно на Яке с оценкой «отлично». Исполнилась моя давняя мечта. Можете считать меня «натуральным» истребителем. Очень довольна…» - писала Лидия матери.
Поначалу 586 иап защищал тыл армии – Саратов, и Лидия вместе со всеми занималась рутинными задачами – патрулирование, сопровождение транспортников. Не самое вдохновляющее занятие для энтузиасток. Лидия рвалась в пекло. Вскоре ей обеспечили желаемое.
Пекло
В сентябре 1942 части вермахта ворвались в Сталинград, и там начались уличные бои. Одновременно севернее города шло отчаянное сражение – русские пытались прорваться к Сталинграду, немецкие части удерживали узкий коридор, пробитый к Волге. В воздухе также ничего хорошего не происходило. Немцы прокладывали путь по улицам градом артиллерийского огня и воздушными ударами. Авиация стала самым маневренным средством борьбы у Паулюса: самолеты то наносили удары по Сталинграду и переправам через Волгу, то неслись к станции Котлубань севернее. Самолеты бомбили эшелоны. Самолеты бомбили переходившие Волгу суда. В этом чудовищном по накалу сражении и родилась легенда Белой лилии Сталинграда.
Вместе с несколькими подругами она добилась перевода на фронт в обычный, мужской 437 авиаполк (несколько позднее, 8 января 1943, ее перевели в 296 полк, он же впоследствии 73 гвардейский). И здесь она получила возможность проявить все свои бойцовские качества.
Во втором же воздушном бою Литвяк сбивает сразу двоих! Сначала жертвой летчицы на «Яке» становится бомбардировщик Ju-88, а затем Литвяк кидается на помощь напарнице Раисе Беляевой, у которой кончились боеприпасы, и сбивает Bf-109 - «Мессершмитт», истребитель.
И вновь легкое хулиганство. После удачных боев Лидия не отказывает себе в удовольствии повеселиться в воздухе – если хватает топлива, то перед посадкой она показывает фигуры высшего пилотажа над аэродромом на радость наземному персоналу. Командир полка сначала ворчал и пытался наказывать истребительницу, но потом махнул рукой. В конце концов, она делала главное – сбивала нацистов и выполняла боевые задачи. Как раз во время боев над Сталинградом на ее «Яке» появилась белая лилия. Ее и саму называли Лилией.
Вскоре в полку оставалось только две летчицы – Литвяк и ее подруга Екатерина Буданова, тоже успешный истребитель. Две другие оказались в госпитале. Война продолжалась без них.
23 февраля 1943 года Лидия получает заслуженную «Красную звезду» на грудь. Литвяк обнаруживает и лихость, и цепкость, и тактическое мышление. Битва за Сталинград окончилась, и Лидия вышла из нее закаленным в огне асом – впрочем, любви к шарфикам из парашютного шелка и перешитым для большего изящества подшлемникам ас так и не потерял.
После Сталинградского сражения передышки летчики не получили. Там ее впервые подбивают. Литвяк села на нейтральной полосе и чуть не попала в плен. На помощь очень кстати пришел штурмовик: «Ил» сначала огнем отогнал немцев, пытающихся добраться до «Яка», а затем сел рядом: девушка втискивается в кабину, и «летающий танк» на полном ходу возвращается на аэродром.
22 апреля Лидия участвует в перехвате бомбардировщиков в окрестностях Ростова. Она сбивает «Юнкерс» и сталкивается с вынырнувшими из облаков истребителями прикрытия. В течение четверти часа идет бой, и летчица получает первое ранение. Самолет тяжело поврежден. Литвяк дотянула до аэродрома, посадила изувеченный истребитель, доложила о выполнении задания и тут же потеряла сознание от боли и кровопотери. Из госпиталя она вскоре сбежала.
5 мая еще не полностью восстановившись после ранения, она уже отправляется в боевые вылеты, и вскоре истребительница истребителей рисует новые звездочки на фюзеляже – минус два «Мессершмитта». Вскоре она добавила к списку побед необычную цель – аэростат-корректировщик. Немцы спускали аэростат, видя атаку, и Лидия уничтожила его обходным маневром, неожиданно свалившись со стороны солнца.
После одного из боев произошел любопытный эпизод – Лидия встретилась с побежденным. Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:
я слышала, как она закричала: - Иду в атаку!
Я зафиксировала. И вот когда она приземлилась, оказалось и фашист приземлился, жив-здоров остался. Его доставили в штаб. Он еще никак не мог поверить, что его сбили, и попросил через переводчика познакомить его с летчиком, который его сбил. Ребята, я сама была очевидцем. Меня пригласили для того, что бы и я рассказала, что слышала. И руководитель полетов тут был. Переводчик был. И пригласили Лилю, она зашла в брюках-галифе, как положено доложила:
- Старший лейтенант Литвяк прибыла!
Немец на нее посмотрел и говорит:
Она руками показывала… Это все было при мне:
- Он вот так, потом пике, потом маневр такой, потом зашел…
Показала, как она маневрировала, как зашла к нему в хвост… Он внимательно смотрел, и сказал:
- Теперь нет сомнений!
Она ему ответила:
- Вас погубила Ваша большая самоуверенность.
Той же весной у Лидии появился возлюбленный – тоже истребитель, Алексей Соломатин. Он сам летчик-ас, хорош собой, и похож по темпераменту на Лидию. На войне романы возникают быстро. Май 1943-го, время единственного большого перерыва в боевых действиях, когда линия фронта стояла на месте. Уже давно закончились бои вокруг – и над Луганском – а до летних сражений еще оставалось полтора месяца – вечность по меркам войны, где батальон мог выгореть за день. В конце концов, ни Лидия, ни Алексей не были автоматами для убийства. Им обоим чуть за двадцать, они любят друг друга, и война поворотила на запад, и все у них впереди.
Алексей Соломатин погиб 21 мая 1943 года. Смертельно раненный, он не смог посадить самолет и разбился на глазах любимой и аэродромной обслуги.
Ас Борис Еремин:
Соломатин стал по сути дела мужем Литвяк, они жили открыто, все знали. Хорошая была пара. Но погиб он. Она, помню, все бросалась на могилу, когда его хоронили. На могиле любимого Лидия выкрикнула «Я отомщу!»
А 19 июля погибает ее лучшая подруга – Катя Буданова. В течение двух месяцев убивают двух самых близких Лидии людей. Что за ад носила в голове эта девушка в последние дни июля 1943 года, сказать невозможно. Ей был 21 год, и все лучшее уже осталось позади. Но она продолжала делать то, что получалось у нее лучше всего – убивать врагов. Обещание отомстить от человека с ее навыками воздушного боя было не просто сотрясением воздуха. В день гибели Будановой она сбивает «Мессершмитт». И еще один – через день. Ранение – и отказ ехать в госпиталь. У нее не осталось жениха, не осталось подруги, но остался «Як» и двухсантиметровая автоматическая пушка на нем.
1 августа 1943 года Лидия Литвяк пропала без вести во время воздушного боя над Донбассом во время попытки РККА прорвать немецкий фронт на речке Миус. Ее последние минуты остаются тайной – бой шел среди густых облаков. Летчик Иван Борисенко рассказывал об этом эпизоде:
«Мы вылетели в составе восьми Як-1. Над территорией противника увидели группу бомбардировщиков, которые следовали к линии фронта. Атаковали их с хода. Но во время боя «мессершмитты» бросились к паре наших истребителей. Бой шел за облаками. Один из Яков, задымив, пошел к земле. Приземлившись на аэродроме, мы узнали, что с задания не вернулась Литвяк. Все особенно тяжело переживали эту утрату. Человеком и летчиком она была прекрасным! После освобождения этого района мы пытались найти место ее гибели, но так и не нашли».
Возможно, именно она перед смертью уничтожила истребитель другого погибшего в этот день летчика - Ханса-Йорга Меркле, немецкого аса, который сам до этого сбил 30 самолетов. Высказывалось даже предположение, что в облаках их самолеты столкнулись. Если его действительно сбила Лидия, это сильный прощальный удар дверью, но однозначных подтверждений этому обстоятельству не имеется.
Ей был 21 год.
Самолет и останки Лидии долго не могли отыскать. Из-за этого ей во время войны так и не присвоили вполне заслуженное звание Героя: возник нелепый слух о том, что ее видели разъезжающей в немецком тылу в машине с германскими офицерами! Для любого, кто имел хотя бы минимальное представление о Литвяк, это была, конечно, невероятная ахинея. Однако все же необходимо было найти останки. Это удалось сделать только в самом конце 1980-х годов, стараниями В.И. Ващенко, учительницы из Красного Луча и ее учеников. Возле деревеньки Кожевня в балке обнаружили остатки самолета. По истлевшим остаткам бюстгальтера стало ясно, что им управляла женщина. В итоге специальная комиссия сделала заключение: найденные останки принадлежат именно Лидии. «Золотую звезду» она все же получила – посмертно в 1990 году.
Земля небом
Наградные документы содержат указания на 11 самолетов, лично и в группе уничтоженных Лидией Литвяк, и аэростат. Неподтвержденные данные указывают и на больший счет – в общей сложности, возможно, Лидия имеет отношение к гибели 16 самолетов люфтваффе. В действительности, оверклейм – проблемы с подтверждением побед – наверняка имеет место и в этом случае, но это неизбежный момент в работе боевой авиации.
Литвяк стала одним из самых ярких авиаторов Второй мировой. Для жизнелюбивой обаятельной девушки это, конечно, чудовищный финал. Но судьба Лидии – это отражение трагедии всего ее поколения, принесшего себя в жертву. Она погибла в том возрасте, в котором обычно только начинают жить, но успела чрезвычайно многое и своей биографией опровергла опрометчивое представление о слабости своего пола. Ей не довелось увидеть конец войны, использовать свои таланты в мирное время, но она осталась блестящей летчицей и одним из самых светлых лиц в эпопее Великой Отечественной.
Девушки, воевавшие в Великую Отечественную, - тема общеизвестная. Советский Союз оказался единственной страной, где женщины выступали не только в обычной роли связисток и санитарок, но и регулярно сражались на передовой. Снайперши РККА стали всемирно известным феноменом, санинструкторы тысячами погибали на поле боя, но вынесли на себе колоссальное количество раненых, известны девушки, воевавшие даже в танковых войсках. Своего рода "брэндом" советской авиации стали "ночные ведьмы" - женские бомбардировочные подразделения. Однако девушки служили не только в ударной авиации.
Мечта о небе
Среди советских лётчиков-истребителей выделяется один совершенно необычный персонаж. Увидев Лидию Литвяк без униформы, вряд ли можно было бы представить, что это - воздушный ас. Хрупкая блондинка студенческого возраста, бравшая букетики в кабину самолёта, странно смотрится среди суровых лиц ветеранов воздушных боёв. Однако она не просто побывала за штурвалом Яка. В то время как подавляющее большинство лётчиков-истребителей не успевало сбить за свою карьеру ни одного самолёта или сбить 1–2, Литвяк добилась дюжины индивидуальных побед и нескольких групповых. Юная девушка отличалась агрессивным эффектным стилем воздушного боя и с полным правом вошла в элиту боевой авиации антигитлеровской коалиции.
Родители Лидии перебрались из деревни в Москву по окончании Гражданской войны. Будущая лётчица родилась в 1921 году. По иронии судьбы 18 августа - день её рождения - вскоре стал отмечаться как день советской авиации. Звёзды сошлись удачно: юная Литвяк с детства болела небом. Благо 20-е и 30-е годы стали не только временем тяжёлых испытаний для страны, но и короткой эпохой надежд и безоглядной веры в прогресс. Авиацией увлекались многие, и когда четырнадцатилетняя Лидия поступила в аэроклуб, то ужаснула мать, но никого не удивила.
Девушка осваивала воздух стремительно: в 15 она уже пилотировала кукурузник У-2 самостоятельно, а затем окончила школу лётчиков-инструкторов в Херсоне. Ещё старшеклассница, но уже полноценная авиатрисса: Литвяк не только летает сама, но и учит других. Советский Союз отчаянно нуждался в кадрах, стране остро недоставало любых специалистов, так что опытный пилот ценился всегда, хотя бы и несовершеннолетняя девушка. На карьере Литвяк не сказалась даже типичная трагедия эпохи: в 1937 году её отец попал под каток репрессий и погиб в тюрьме, однако на судьбе самой Лидии эта история не отразилась.
До лета 1941 года Литвяк подготовила четыре десятка лётчиков. Затем началась война, и она сразу же попросилась на фронт в боевые части. Поначалу энтузиазм двадцатилетней девушки вызвал кислую реакцию у командования. Использование женщин в боевой авиации ещё не планировалось. Однако в это время личное дело Лидии попалось на глаза живой легенде отечественной авиации - Марине Расковой.
Раскова сама была неординарным персонажем. Одна из трёх первых женщин - Героев Советского Союза, воздушный штурман, лётчица с опытом полётов в экстремальных условиях, ставившая рекорды в небе. Опыт, энергия и квалификация принесли Расковой изрядный авторитет в воздушных силах, а её связи тянулись очень высоко, вплоть до личных контактов со Сталиным. С началом войны она предложила создать несколько женских авиационных частей. Энергия и связи Расковой позволили ей продавить эту идею, и осенью 1941 года началось формирование трёх женских авиаполков - 587-го бомбардировочного (будущий 125-й гвардейский), 588-го ночного бомбардировочного (знаменитые "ночные ведьмы") и, наконец, 586-го истребительного.
Лидия Литвяк стремилась попасть именно в истребительную авиацию. Её желание вступить именно в этот полк было настолько острым, что она тайком приписала себе сто часов налёта. Быть может, это не самое ответственное поведение, однако эта хитрость оправдалась: советская авиация получила превосходного истребителя - энергичного и инициативного. Иной раз даже чрезмерно инициативного. Лидия отличалась своенравным и даже немного шпанистым характером. Впервые склонность к риску даже в обход приказаний в ней отметили ещё во время обучения на авиабазе неподалёку от Энгельса. С одним из самолётов произошла авария, ему требовалось привезти запасной винт. Из-за метели полёты были запрещены.
Однако Лидия просто запрыгнула в кабину и полетела на место аварии без приказа и дозволения. Руководитель авиашколы объявил ей выговор, зато Раскова заявила, что гордится такой ученицей. Кажется, Раскова видела в Лидии черты собственного характера. Иногда, впрочем, проблемы Лиды с дисциплиной проявлялись комичным образом. Так, однажды она срезала кусок меха с унтов, чтобы сделать из него модный воротничок к комбинезону. Тут Раскова уже не проявила снисхождения: Литвяк пришлось перешивать мех обратно. Правда, любви к мелкому украшению жизни она не потеряет даже на фронте, уже будучи опытным пилотом. Шарфики из парашютного шёлка, перешитые для большего удобства и изящества подшлемники - Лидия даже под огнём останется девушкой, а не только истребителем.
А вот к уровню пилотажа претензий не было. Литвяк, как и остальные девушки, выдерживала бешеный темп обучения с двенадцатичасовыми тренировками каждые сутки. Свирепость подготовки объяснялась просто: лётчицам предстояло воевать против противника умного, жестокого и не прощающего ошибок. Пилотирование Яка Лидия сдала на отлично и отправилась на войну.
Всё, что в воздухе, - враг
В сентябре 1942 года на земле шла самая грандиозная и жестокая битва в истории человечества - Сталинградская. Ставки были как никогда высоки, а выражение "любой ценой" никто не воспринимал как простую риторику. Люфтваффе начали эту битву грандиозной воздушной бомбардировкой Сталинграда, погубившей сразу десятки тысяч жителей. Бомбардировщики жестоко трепали идущие в Сталинград подкрепления и переправлявшиеся через реку суда с беженцами и ранеными. Именно в этом сражении Лидия Литвяк стала не просто девушкой на истребителе, а бойцом с грозной репутацией. Она с несколькими подругами воевала в мужском 437-м авиаполку наравне со всеми.
И воевала блестяще. В первом же своём воздушном бою Лида уничтожила бомбардировщик, а затем срубила истребитель, нацелившийся на её напарницу Раису Беляеву. Самолёт возвращается на базу с победой…
…И лётчица опять хулиганит. После успешных вылетов Лида, если у неё оставалось топливо, не отказывала себе в удовольствии покрутить фигуры высшего пилотажа над родным аэродромом. Эти шуточки стали одной из её визитных карточек. Командир полка смотрел на эти развлечения сквозь пальцы. Боевые задачи она выполняла успешно, а количество звёздочек на фюзеляже медленно, но неуклонно росло. Полк нёс тяжёлые потери, но Литвяк оставалась в строю, неизменно показывая цепкость, напор и хорошее тактическое мышление. Из-под Сталинграда она ушла закалённым в огне пилотом-истребителем.
Вскоре после Сталинградской битвы Литвяк впервые подбили. Она чуть не погибла, пойдя на вынужденную посадку на нейтральной полосе. Лидию спасли штурмовики, вместе с которыми она ходила на задание. Илы прижали огнём немцев, пытавшихся добраться до неё на земле, а затем один из "летающих танков" приземлился рядом. Литвяк влезла в кабину, и ильюшин благополучно ушёл от погони.
Весной 43-го почти на всём фронте наступило затишье, но лётчиков оно не касалось. Вылеты на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, перехват немецких ударных самолётов. В апреле Литвяк получила серьёзное ранение в крайне сложном бою. Её Як вышел на перехват бомбардировщиков над Ростовом. Яки атаковали немцев, Литвяк свалила один из юнкерсов, но во время свалки пуля попала ей в ногу. На повреждённый самолёт начали заходить уже немецкие истребители. Лидия отреагировала в своей манере - она пошла в отчаянную контратаку и не отвернула. Ей удалось уничтожить один из атаковавших её мессершмиттов ценой второго ранения и измочаленного собственного самолёта. После боя Як едва дотянул до аэродрома, Литвяк отрапортовала об успешном выполнении задания - и тут же свалилась от боли и кровопотери. Госпиталь она вскоре покинула самым естественным для себя образом - сбежала. Ещё не оправившись от ранения, она сбивает два мессера подряд. Один из лётчиков попал в плен и попросил о встрече с пилотом, который его сбил. Немецкий авиатор не поверил, что его самолёт уничтожила девушка. Литвяк пришлось на пальцах показывать, как именно она заходила ему в хвост, чтобы рассеять сомнения незадачливого аса.
Затем Лидия уничтожила необычную цель - аэростат-корректировщик. Немцы внимательно следили за тем, чтобы их драгоценный летательный аппарат не сбили, и Литвяк управилась с аэростатом хитростью - она спикировала на него со стороны солнца.
Этой бурной весной Литвяк познакомилась с другим асом - Алексеем Соломатиным. Военные романы часто завязывались быстро, оказывались бурными - и по понятным причинам несчастливыми. Но риск воспринимался как часть профессии, а в боях наступил перерыв в преддверии схватки под Курском, и Лидия могла урвать себе несколько недель покоя и простецкого человеческого счастья. Литвяк и Соломатин сошлись характерами, и, по словам однополчан, были отличной парой. Интересно, что Соломатин служил в полку, куда Литвяк в своё время не взяли: эта часть часто ходила на разведку далеко за линию фронта, и комполка майор Ерёмин отказался от девушек-лётчиц - в случае плена им пришлось бы хуже, чем мужчинам.
Военно-полевой роман продлился недолго: 21 мая 1943 года Соломатин погиб на глазах наземного персонала и любимой - смертельно раненный в бою, он не сумел посадить повреждённый самолёт. На похоронах Лидия кричала: "Я отомщу!" Вскоре убили её лучшую подругу Екатерину Буданову. За несколько недель Литвяк потеряла двух самых близких людей. Всё, что у неё осталось, - это самолёт, навыки воздушного боя и желание мстить. В ближайшие недели она уничтожает ещё два самолёта, получает новое ранение, но отказывается от госпитализации. Бои возобновились с прежним накалом, и ас двадцати одного года от роду участвует в них самым деятельным образом.
1 августа 1943 года Лидия пропала без вести во время боёв над Миус-фронтом в Донбассе. Она возвращалась с воздушного боя вместе с напарником.
Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:
Очень часто наши погибали буквально при посадке: ну вот родной аэродром рядом… Расслабленность такая… А тут из-за тучки или со стороны солнца: вжик - и всё… Поэтому говорили: при посадке будь до предела, не расслабляйся…
Я с ними держала связь. Они говорят:
- Все тут, всё благополучно! Но это не её голос, а ведущего. А она была ведомой.
- Я - "Чайка-5", я - "Чайка-5". Пошла в атаку!
Что такое? Я ослышалась? Я начала записывать.
Тихо. Вдруг слышу такой крик. Знаете - такой крик, надрывом.
- Пошла!
И всё. Она не вернулась…
По словам напарника Литвяк Ивана Борисенко, восьмёрка Яков сцепилась с немцами, и лётчики потеряли друг друга в облаках. Он успел заметить, как из туч вывалился дымящийся Як, а уже на базе оказалось, что Лидия не вернулась на базу. На немецкой стороне в этот день в этом секторе тоже погиб истребитель-ас: из вылета не вернулся Ханс-Йорг Меркле, он также пропал без вести. Кто его убил, неизвестно, но существует некая вероятность, что это был прощальный удар Лидии Литвяк: оба самолёта исчезли рядом с деревней Дмитровка под Шахтёрском. Позднее Скоробогатова заметила, что, возможно, Лидия целенаправленно пошла в атаку, просто из бешеного желания отомстить. Так ли это, узнать невозможно, но такой поступок вполне в духе этой девушки.
Несколько десятилетий Лидия считалась пропавшей без вести. Из-за того что ни обломков самолёта, ни тела не нашли, ходила даже байка о том, что девушка спаслась с парашютом - и её будто бы видели в немецком тылу в обществе германских офицеров. Учитывая обстоятельства её жизни и характера, это откровенно безумный слух. Однако ясности в этом деле не было до конца 80-х годов. Учительница-энтузиастка из Красного Луча В. И. Ващенко по своему почину занялась поисками, и в результате удалось обнаружить останки. Тело лётчика сохранилось плохо, но по остаткам белья стало понятно, что это была женщина. После изучения останков было установлено, что они принадлежат Лидии. Судя по сохранившимся костям, она погибла мгновенно от ранения в лоб. Эта девушка не изменила себе и в последний момент жизни шла навстречу тому, кто её убил.
Лидия Литвяк прожила 21 год и за время войны сбила 11 самолётов и аэростат. Это делает её лучшей женщиной-истребителем всех времён и народов. Конечно, огненный шар над миусской степью - это не тот финал, которого она заслуживала. Судьба Лидии - это судьба всего её поколения, великолепно одарённого природой - и принёсшего себя в жертву.
На фюзеляже самолета Литвяк по ее просьбе нарисовали белую лилию. «Белая Лилия-44» (по бортовому номеру самолета) стала ее радиопозывным. А саму ее отныне стали называть «Белая лилия Сталинграда». Вскоре Лидию перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, где служили лучшие пилоты, затем в 296-й ИАП.
Однажды ее собственный самолет оказался подбит, и ей пришлось сесть на территории, занятой немцами. Она чудом избежала плена: один из летчиков-штурмов иков открыл огонь по фашистам, а когда они залегли, укрываясь от обстрела, спустился на землю и взял девушку к себе на борт.
23 февраля 1943 года Лидию Литвяк за боевые заслуги наградили орденом Красной Звезды. К тому времени на фюзеляже ее «Яка» красовались, кроме белой лилии, восемь ярко-красных звезд – по числу сбитых в боях самолетов.
22 марта в районе Ростова-на-Дону во время группового боя с немецкими бомбардировщикам и Лидия получила тяжелое ранение в ногу, но все же сумела посадить поврежденный самолет. Из госпиталя ее отправили долечиваться домой, но уже через неделю она вернулась в полк. Летала в паре с командиром эскадрильи Алексеем Соломатиным, прикрывая его во время атак. Между боевыми товарищами возникло чувство, и в апреле 43-го Лидия и Алексей расписались.
В мае 43-го Литвяк сбила еще несколько вражеских самолетов и была награждена орденом Красного Знамени. Но судьба приготовила ей сразу два тяжелых удара. 21 мая в бою погиб ее муж Алексей Соломатин. А 18 июля - лучшая подруга Екатерина Буданова.
Но горевать было некогда. В конце июля - начале августа 43-го Литвяк пришлось принимать участие в тяжелых боях по прорыву немецкой обороны на реке Миус. 1 августа Лидия совершила целых четыре боевых вылета. Во время четвертого вылета ее самолет был подбит немецким истребителем, но не упал сразу на землю, а скрылся в облаках…
Лидия Литвяк - самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, чей рекорд по одержанным в воздухе победам занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. На персональном счету Героя Советского Союза Лидии Литвяк значатся 12 сбитых вражеских самолётов, и ещё четверых стервятников она воткнула в советскую землю в составе группы, то есть с помощью своих товарищей-пилотов. В данном случае речь идёт о подтверждённых победах. В реальности она сбила на пару самолётов больше. Итого: 18 поверженных захватчиков и ещё один аэростат - корректировщик артиллерийского огня. При этом воевала Лидия Литвяк всего один год. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. В свои неполные 22 года при освобождении Донбасса она пропала без вести…
О Лидии Литвяк написано множество статей и снято несколько документальных фильмов. В них очень подробно описан весь боевой путь героической лётчицы: где и при каких обстоятельствах она карала врагов, над какими городами и сёлами сбивала «мессеры» и «юнкерсы», за какие подвиги получала награды. Я не стану дублировать эти факты, а расскажу вам несколько историй из короткой, но очень яркой жизни белокурой красавицы Лиды Литвяк. Простые «человеческие» истории, которые мне показались наиболее интересными.
Начну с удивительного совпадения - Лида, которую все домашние и близкие друзья называли Лилей, родилась 18 августа 1921 года - во Всесоюзный день авиации. Она всегда невероятно гордилась этим фактом. Девушка была безумно влюблена в небо и в самолёты. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, и уже в 15-ть совершила свой первый самостоятельный полет. После того, как Литвяк окончила Херсонское лётное училище, она стала лётчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов. Вы только вдумайтесь в это: миниатюрная девятнадцатилетняя красотка подготовила для страны 45 военных пилотов!
|
Когда началась война, советское командование приняло решение сформировать из женщин-добровольцев три женских авиаполка под руководством легендарной лётчицы Марины Расковой .
|
И Лидия Литвяк приложила все усилия, чтобы попасть в новую часть. Кстати, чтобы быть зачисленной в 586-й истребительный авиаполк, Литвяк приписала к своему налёту 100 недостающих часов. То есть, она совершила серьёзный подлог во имя великой цели - ради изгнания захватчиков с территории Родины.
Лидия успешно освоила истребитель «Як-1» и в первом же своём бою в небе над Саратовом в составе группы сбила свой первый вражеский самолёт-бомбардировщик - «Юнкерс Ju-88». А вот во время второго боевого вылета над Сталинградом молодая лётчица совершила невероятное - она сбила сразу два самолёта: бомбардировщик «Юнкерс Ju-88» и истребитель «Мессершмитт Bf.109». Причём, сделала это, выручая из беды свою подругу Раю Беляеву, у которой закончились боеприпасы. Две победы - в одном бою! Да ещё и во время своего второго (всего лишь второго!) по счёту вылета! Вы знаете, не каждый советский мужчина-пилот мог осенью 1942 года похвастать подобным достижением. То есть, отсутствие боевого опыта у Литвяк целиком перекрывалось удивительным лётным мастерством. И везением, наверное, тоже.
|
Некоторые источники сообщают, что немецкий лётчик сбитого Me-109, который приземлила Лидия, оказался бароном, одержавшим до этого 30 воздушных побед. Пленённый барон во время допроса пожелал познакомиться со своим победителем. К нему на встречу пришла белокурая, хрупкая, нежная с вида, голубоглазая девушка. Это попросту взбесило барона. Он посчитал, что русские захотели над ним поиздеваться! Бывший немецкий небожитель пришел в ярость и воскликнул: «Вы смеетесь надо мной!? Я - лётчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски!».
А вот когда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, барон изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, девушке, которая свергнула его с небес.
Даже на войне женщина хочет оставаться женщиной. Об этом в мемуарах сослуживцев Литвяк есть одно забавное воспоминание. Однажды Лидия вышла на общее построение с шикарным и необычным меховым воротником на лётной куртке. Это было не по Уставу. А потом все вдруг поняли, откуда взялся мех - Лидия срезала его со своих унтов и украсила им воротник. Командир Марина Раскова заметила эту женскую «штучку» и приказала Литвяк перешить всё обратно. И та всю ночь, вместо сна, находясь под арестом, возвращала унтам и куртке уставной вид.
По воспоминаниям однополчан Лида любила изящно одеваться. Она носила необычные вещи: белый подшлемник, вывернутую мехом наружу безрукавку, хромовые сапоги и длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка. Летом в кабине её истребителя всегда находился букетик полевых цветов. После нескольких побед в небе над Сталинградом Лидия заслужила право на персональный бортовой знак - на фюзеляже её «Яка» появилась нарисованная белая лилия. А в эфире стали звучать новые радиопозывные: либо просто «Лилия» , либо «Белая Лилия - 44» . 44 - это по бортовому номеру её самолета. Да и саму девушку часто стали называть не Лидой, а Лилей.
Очень интересный случай произошёл с ней в середине февраля 1943-го.
В одном из боёв её самолёт «Як-1» был подбит, и лётчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. К ней бросились немецкие солдаты-пехотинцы и попытались взять Лидию в плен. Она стала отстреливаться из пистолета. И когда у Лиды остался только один патрон, на выручку прилетел наш штурмовик. Он пронёсся над головами гитлеровцев, и, поливая их огнём, заставил зарыться в землю. А затем приземлился рядом с Белой Лилией и взял её к себе на борт. Ну, вот прямо готовая слёзо-выжимательная сцена для героического художественного фильма! Только если её снять, то зрители скажут: - Не верим! Не бывает такого!...
Однако, бывает. Ещё как бывает!
|
В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину. Для справки, вдруг кто не знает: ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый - его прикрывать. Между ведущим Соломатиным и ведомой Литвяк возникла любовь, и спустя несколько месяцев совместных полётов, в апреле 43-го, в перерыве между боями пара поженилась. Но фронтовое семейное счастье оказалось не долгим…
21 мая муж Лиды Герой Советского Союза Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе.
А ещё через месяц от множественных ранений скончалась лучшая подруга Лиды - Катя Буданова .
|
Этот роковой 1943-й год стал последним и для самой Лидии Литвяк. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.
1-го августа 1943 года Белая Лилия совершила свой последний полёт. В тот день гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, (особо акцентирую: четыре боевых вылета!) в ходе которых лично сбила два самолёта противника и ещё один в группе. Из последнего четвёртого вылета она не вернулась…
|
То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие. В бешеной круговерти смертельной карусели жаркого воздушного боя самолёт с Белой Лилией на борту был подбит, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез...
Через две недели Лиде Литвяк должно было исполниться 22 года.
Долгое время отважная пилотесса считалась пропавшей без вести. Конечно же, её искали. И сразу после освобождения Донбасса, и после войны. Искали долго и упорно. Так, например, в 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд под названием РВС, что расшифровывается как Разведчики Военной Славы. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята-разведчики узнали от местных жителей, что летом 1943 года на окраине хутора упал советский истребитель. Его пилотом, раненным в голову, была девушка. Похоронили её в селе Дмитровка Шахтерского района в братской могиле. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Белую Лилию опознали по двум белым косичкам.
Только спустя 45 лет после гибели лётчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания».
А в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
P.S.
Подборка колоризированных фотографий о войне. Посмотрите - какие прекрасные лица!
|
Алексей Соломатин родился 12 Февраля 1921 года в деревне Бунаково, ныне Ферзиковского района Калужской области, в семье крестьянина. Начальное образование получил в Караваинской школе, семилетнее — в Новолокской....
Алексей Соломатин родился 12 Февраля 1921 года в деревне Бунаково, ныне Ферзиковского района Калужской области, в семье крестьянина. Начальное образование получил в Караваинской школе, семилетнее — в Новолокской. С 1936 года учился в Калужском гидромелиоративном техникуме, занимаясь одновременно в аэроклубе. В 1939 году Алексей Соломатин поступил в Качинскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1940 году. Работал в Батайской авиационной школе лётчиком — инструктором.
Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Служил в 296-м истребительном авиационном полку (позднее ставший 73-м Гвардейским ИАП).
Слава о бесстрашном лётчике Соломатине гремела на Южном, Юго — Западном и других фронтах. Рядовой лётчик вырос до командира эскадрильи. В самых трудных условиях он отлично выполнял боевые задания, нанося врагу тяжёлые потери.
В составе группы лётчиков Капитана Б. Н. Ерёмина, участвовал в знаменитом воздушном бою 9 Марта 1942 года. Тогда 7 лётчиков ВВС Юго — Западного фронта, атаковав группу из 25 самолётов противника, добились замечательной победы — сбили 7 самолётов (5 Ме-109 и 2 Ju-87) без потерь со своей стороны! В этом бою Соломатин сбил Ме-109. На его груди появился орден Красного Знамени.
За год боевых действий он совершил 123 боевых вылета, лично сбил 5 и в составе группы 11 самолётов противника. Был награждён орденом Ленина.
Почти вся его дальнейшая боевая деятельность прошла в составе 296-го истребительного авиаполка под командованием Майора Н. И. Баранова.
Там же он нашёл и свою «вторую половину», в лице отважной лётчицы Лидии Литвяк. После одного из полётов он подарил Лиле маленький с узорной ручкой нож, который девушка прицепила к поясу в кожаном чехле и больше никогда с ним не расставалась. В кабине своего истребителя Алексей пристроил Лилину фотографию, с которой она улыбалась ему одними глазами — Лидия Литвяк была очень серьёзной девушкой.
В первом ряду (слева направо): В. А. Балашов, Н. И. Баранов, Б. Н. Ерёмин. Во втором ряду: А. В. Мартынов, В. Я. Скотной, М. Седов, А. Ф. Саломатин, И. И. Запрягаев, И. Федулов. Снимок сделан зимой 1941 — 1942 годов.
26 Июля 1942 года 5 самолётов Як-1 прикрывали переправу через Дон. В неравном бою наши лётчики сбили 2 самолёта, 1 из которых сбил Соломатин. И в этот же день 5 советских самолётов вели бой с 12 Ме-109, немцы вновь потеряли 2 самолёта, один из которых сбил Алексей Фролович.
К Февралю 1943 года командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка (268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Старший лейтенант А. Ф. Соломатин совершил 266 боевых вылетов, провёл 108 воздушных боёв, лично сбил 12 и в группе 15 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года Старший лейтенант Алексей Фролович Соломатин удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 955).
6 Мая 1943 года, после гибели Н. И. Баранова, лётчики яростно рвались в бой, словно и смертью своей командир вселял в них силу и мужество. Алексей был по — прежнему выдержан и внешне спокоен.
К тому времени на его боевом счету было уже 17 сбитых самолётов лично и 22 — в групповых боях, около 300 боевых вылетов. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 16 групповых побед. ] Свой 40-й по счёту самолёт противника он хотел сбить за своего погибшего командира, Николая Ивановича Баранова.
21 Мая 1943 года Капитан А. Ф. Соломатин ушёл на очередное задание, как обычно, бодрый и уверенный в победе. Лидия Литвяк, с гордостью за своего Алексея, проводила взглядом его стремительную машину. В воздушном бою над селом Павловка самолёт Соломатина был подбит, а сам пилот тяжело ранен. С большим трудом Алексей довёл истребитель до аэродрома, но посадить его уже не смог.
Лиля первая заметила появившийся над аэродромом самолёт. Она ещё ничего не могла различить, но интуитивно почувствовала, что явилось несчастье. Истребитель не горел, не было в нём и следов дыма, он просто летел к земле под большим углом, стремительно и красиво. Лишь разрывающий душу звук падающей машины заполнял всё вокруг. И тогда девушка поняла — это была прощальная песня её друга, который пришёл умирать к дому. Она не закрыла глаз, не проронила слезы, не отвернулась. Гулким эхом прокатился по аэродрому взрыв. Алексея не стало…
Герой Советского Союза Алексей Фролович Соломатин похоронен на центральной площади хутора Павловка Гуковского горсовета Ростовской области. На здании гидромелиоративного техникума в Калуге установлена мемориальная доска.
Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, медалями.
9 Мая 1975 года в честь 30-летия Победы над фашистской Германией в Центральной усадьбе колхоза ордена «Знак Почёта им. Мичурина был открыт мемориальный комплекс в честь погибших во время Великой Отечественной войны. Сюда перенесены останки Героя Советского Союза А. Ф. Соломатина.