» » Сознание. Развитие психики. Какие есть современные теории сознания и в чем их суть? Развитие психики и сознания людей

Сознание. Развитие психики. Какие есть современные теории сознания и в чем их суть? Развитие психики и сознания людей

Стадии и уровни развития психики и поведения

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по а.Н.Леонтьеву и к.Э.Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфин

А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.

Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т. е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Простейшие способны к элементарным формам научения, т. е. к формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с «наказанием» (повышенной температурой, электрическим током). В результате животные, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на ее освещение. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.

Животные с перцептивной психикой отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находится психика позвоночных, практически всех членистоногих, в том числе насекомых, а также головоногих моллюсков. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т. е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Согласно В.А. Вагнеру инстинкты есть результат естественного отбора, обусловившего высокую приспособленность инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного: в добывании пищи, защите, размножении, заботе о потомстве и т. д.

Преобладание врожденных инстинктивных форм поведения на данной стадии развития психики не означает отсутствие возможности научения. Многие инстинктивные акты окончательно формируются в индивидуальном опыте животного, что обеспечивает приспособление инстинктивного действия к условиям среды. Конечно, пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной вариативностью. По существу, всякое действие животных представляет собой сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. Согласно представлениям К.Э. Фабри, на стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животного: чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем сложнее навыки и легче их выработка.

Следующая стадия развития психики животных – стадия интеллекта – характеризуется еще более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения (такие как больше – меньше, короче – длиннее, реже – чаще), а также различать форму геометрических фигур.

Интеллектуальная форма поведения существенно отличается от простого научения, т. е. формирования навыков.

1. На более низкой ступени развития нахождение решения проблемной ситуации происходит медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные операции постепенно закрепляются, а неудачные так же медленно затормаживаются, отмирают. На стадии интеллекта животным сначала совершается множество попыток, не приводящих к решению задачи, а затем достигается внезапное понимание отношений и структуры проблемной ситуации – инсайт , что почти сразу приводит к успеху.

2. При повторении опыта найденное решение воспроизводится уже без предварительных проб.

3. Решение легко переносится в условия, аналогичные тем, в которых оно было найдено впервые.

Интеллектуальное развитие высших обезьян показывает, что человеческое мышление имеет реальные предпосылки в мире животных. Это отражает факт естественной преемственности в развитии психики человека и животных. Однако не следует преувеличивать сходство между человеком и животным, выводя законы существования человека из тех законов, которыми регулируется жизнедеятельность животных. Интеллектуальное поведение, свойственное высшим млекопитающим и достигающее особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития, за которой начинается история развития психики совсем другого, качественно нового типа – человеческого сознания.

До сих пор точно не известно, когда появилась психика в эволюции живых существ. Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, в филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Раздражимость – свойство всего живого реагировать на воздействие внешней среды.

1. Таксисы – это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды. Характерна для одноклеточных живых существ.

2. Чувствительность – способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов. Отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Для обеспечения чувствительности требуются специальные органы (рецепторы ),которые реагируют на биологически незначимые воздействия. Сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде (щука «атакует» карася, ориентируясь на его движение и блеск).

3. Поведение присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Характеризуется сложной совокупностью реакций на воздействие среды.

Инстинкты. Инстинкты - это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного реф­лекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в гото­вом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития организма (как инстинкты раз­множения). Выразительный пример: незадолго до того, как цып­лята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Под­ражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанию курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появив­шееся на свет существо не может иметь никакого представления ни об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери - курице.

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как ре­зультат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий. Примеры инстинктивных действий - сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животны­ми, запасание пищи на зиму и т. д.

Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятель­ность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска пра­вильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу - при наимень­шей затрате строительного материала создать помещения макси­мальной вместимости.

Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, причем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искус­ством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки.

Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2-3 м и шириной 1-2 м), при­чем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «сплавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.

Особенно поражают своим сложным инстинктивным поведени­ем муравьи. В специальных помещениях в муравейнике они хра­нят собранные ими зерна, непонятным пока для человека образом предохраняют эти зерна от прорастания. Муравьи разводят гри­бы - в особых помещениях хранят смешанные с землей мелко изрезанные кусочки листьев, на которых растут грнбы - лакомое блюдо этих насекомых. Муравьи разводят тлей, которых исполь­зуют как дойных коров; раздражая своими усиками брюшко тлей, муравьи заставляют их выделять сахаристую жидкость, которой лакомятся. Осенью муравьи переносят тлей в места, защищенные от холода.

Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное пове­дение производится автоматически, без какого-либо признака ра­зума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действия из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмыслен­ные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполня­ет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вер­нувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.

Инстинкты, характерные прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у человека (в виде врожденных безусловных рефлексов - пищевого, оборони­тельного инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.). В поведении человека инстинкты носят совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе че­ловека.

Инстинкты - очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, пере­страиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые во­обще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.

Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспо­собиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения - инстинкты. По мере усложнения жизни жи­вотных ведущее значение начинает приобретать новый, более со­вершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения - навык.

Навык - способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе на­выка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совер­шенный приспособительный механизм, так как животное получа­ет возможность в соответствии с изменениями среды сравнитель­но быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты - гораздо более сложные формы поведения - вспомним приведен­ные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Что касается разума, мышления, то в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык - лапой нажимать на запор клет­ки, отпирать ее получать корм. После этого клетку повора­чивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему ме­сту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспо­собления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препят­ствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ниинстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой зада­чей. Животное должно найти новую форму поведения, которойу него в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в пер­вую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению - простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами. Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки различной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные запоры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвле­каясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины). Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение - высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление живот­ного к меняющимся условиям среды.

Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мысли­тельной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на ма­ленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке по­мещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в некоторых слу­чаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис. 3).

Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Поче­му же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а во­дой из бака - тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке - разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее пред­ставление о воде и ее свойстве. Она знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.

Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Пав­лов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3-4- летнего возраста.

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи – все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. Для чего нужна психика? Для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.

Главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Чтобы понять природу психики вообще и специфику психики человека, необходимо найти объективный критерий психики (внешне наблюдаемый, регистрируемый).

Панпсихизм – приписывание души всей природе, в т.ч. неживой.

Биопсихизм – психика есть у всего живого, включая растения.

Антропопсихизм – психика только у человека, а животные как и растения – живые автоматы.

Нейропсихизм – психика только у существ, обладающих нервной системой.

Психика приписывалась не потому что существо обнаруживало определенные свойства поведения, а потому что принадлежало к определенному классу.

А.Н. Леонтьев. Объективный внешний критерий – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Они связаны с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами.

Психика имеет адаптивный, приспособительный и регуляторный характер – возникает как инструмент адаптации и регуляции. Адаптировать надо конкретного субъекта к конкретным обстоятельствам. За счет адаптации ощущения прекращаются, для того чтобы воспринимать требуется движение (серьги в ушах – помотать головой, изменится стимуляция, возбуждаются новые рецепторы, возникает ощущение).

Свойства:

Активность – если заканчиваются моторные реакции – заканчивается психическое отображение.

Субъективность – психический образ строится в связи с актуальными задачами субъекта. У Леонтьева – принадлежит конкретно субъекту.

Историчность – психический. образ несет на себе отпечаток истории своего создания, психические процессы в целом развиваются в процессе жизнедеятельности и обучения. Нет ни одной системы психики, которая бы возникала сразу, не претерпевала бы развития. Пример: после операции на глаза (катаракта) требуется длительный процесс обучения по соотнесению тактильных впечатлений со зрительными впечатлениями.

Адекватность – психический образ призван регулировать поведение в реальности, образ должен в какой-то мере отражать эту реальность (если попытаться пройти сквозь стену, то образ мне не позволит, реальность меня остановит). Никогда не идет речь о полном соответствии, но принципиальное соответствие есть.


Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, являющейся необходимой стороной Деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую Деятельность;

совершается в процессе активной Деятельности;

углубляется и совершенствуется;

преломляется через индивидуальность;

носит опережающий характер;

психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и Деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной Деятельности.

5. Теория сознания и бессознательного. Психология сознания, структура и функции. Проблема бессознательного в отечественной и зарубежной психологии.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт». Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве. Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли. Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи.

Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

К бессознательному обычно относят следующие психические явления: – сновидения; – ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции); – движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми; – некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

– некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться. Фрейд считал, что бессознательное – это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры. Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное – это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека. Принято выделять следующие структурные элементы сознания: психические процессы и психические состояния, психические свойства.

Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.

Психический процесс – это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Психическое состояние занимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, маломеняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение).

Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности. Психические свойства, или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности. Психика существует прежде всего как процесс – непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т. п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

УДК 15.0(075.8) ББК 88.3 я 73-1 В-686

Рецензенты: . д-р психол. наук, проф. (НГГТУ)

В.Г. Леонтьев канд. психол. наук, доц. (СГГА)

Д. X. Хасанбаева

канд. психол. наук, доц. (Сиб АГС) ИВ. Доронина

Архипова И.В., Волошина Т.В. В - 686 Введение в общую психологию: Учебное пособие.

Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. - 115с.

ISBN 5-85921-189-9

В учебном пособии изложен курс общей психологии - дисциплины, изу­чаемой студентами педагогических вузов. Этот базовый курс позволит по­знакомиться с основными достижениями психологической науки. Он пред­назначен для того, чтобы дать теоретическое представление о природе пси-хикии сознания, о движущих силах развития личности, атакже ориентиро­ван на получение практических навыков по пониманию и целенаправленно­му воздействию на психологические проявления человека.

Предназначено для студентов вузов, педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования.

Предисловие........................................................................ 3

Тема 1. Введение в психологию....................................... 4

Тема 2. Развитие психики и сознания............................. 10

Тема 3. Личность............................................................. 20

Т е м а 4. Познавательные процессы.............................. 38

Тем а5. Эмоционально-волевая сфера личности......66

Тема 6. Индивидуально-психологические

особенности личности...................................................... 78

Тема?. Общение и деятельность..................................... 107

Библиографический список............................................ 114


УДК 15.0(075.8) ББК 88.3 я 73 -1 В-686


ISBN 5 - 85921 - 189 - 9

© И.В. Архипова, Т.В. Волошина, 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях социально-экономической нестабильнос­ти общества проблема формирования активной, хоро­шо интегрированной личности, способной управлять со­бой, адаптироваться к быстро изменяющейся социаль­ной ситуации, является одной из актуальных.

В системе профессиональной подготовки в педагоги­ческих вузах большая роль отводится психологическо­му образованию. Его эффективность определяется не только уровнем читаемых лекций, но и во многом орга­низацией самообразовательной деятельности студентов.

В процессе обучения в педвузах студенты должны не толь­ко усвоить систему психологических знаний, закономернос­ти психического развития, но и научиться активно воздей­ствовать на него, учитывая потенциальные возможности кон­кретного человека, его индивидуально-психологические осо­бенности, применяя наиболее целесообразные, психологичес­ки обоснованные способы воздействия. Исходя из этого, оп­ределяются целевые установки данного учебного пособия:

Дать научное представление об основных психоло­
гических проявлениях человека;

Познакомить с методами изучения психических про­
цессов, свойств личности и межличностных отношений;

Научить применять полученные знания при харак­
теристике и понимании другого человека, а также в це­
лях самопознания.

Данное учебное пособие поможет студентам педагогичес­ких вузов изучить основные разделы курса "Общая психо­логия". В нем содержится тезисное изложение теоретичес­кого материала, представлены литературные источники, а также даны вопросы для самостоятельной подготовки.


Тема I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Определение психологии как науки.

2. Краткая история развития психологии.

3. Структура современной психологии.

4. Основные методы психологии.

Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жиз­недеятельности (от греческого psyche - душа, logos -учение).

Своим названием и первым определением она обяза­на греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Пси­хею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюб­ленных, заставляла Психею пройти различные испыта­ния. За такую сильную любовь, желание быть с возлюб­ленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бес­смертием. Поэтому Психея - смертная, обретшая бес­смертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в сво­их трудах немецкий философ Х.Вольф.

Предметом изучения психологии является психика. Психика - это системное свойство высокоорганизован­ной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизован­ной материей подразумевается работа головного мозга.

Психику можно также определить как основу для орга­низации взаимодействия с окружающей средой, вклю-


чающей: получение информации; переработку информа­ции; хранение информации; организацию ответного дей­ствия.

Задачи психологии непосредственно связаны с пред­метом исследования этой науки. К основным задачам со­временной психологии можно отнести следующие: изу­чение механизмов и закономерностей функционирова­ния психики; формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта дея­тельности.

В развитии психологии можно выделить две основ­ные стадии: донаучную и научную.

Первые представления о природе человека характе­ризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в кото­ром учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Ки­тае обнаружены черепа людей с отверстием в затылоч­ной части, необходимым "для освобождения духа".

Древние люди объясняли свою судьбу и происходя­щие с ними события вмешательством богов, что выра­жалось в языческой культуре.

В античной философии, кроме "постороннего" воз­действия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции - души, влияющей на поведение человека. Аристотель выдвинул идею о том, что душа -это функция тела, двигатель, позволяющий живому су­ществу существовать, реализовывать себя. Его трактат "О душе" считается первым психологическим произве­дением. Некоторые психологические аспекты рассмат­ривались также в философских учениях Платона, Демок­рита, Лукреция и др.

Таким образом, I этап в развитии психологии - фило­софский. Психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Именно наличием души философы древ­ности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

В XVII веке от философии начинают отделяться раз­личные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая являет­ся действительным показателем психики, а не предпо­ложительным. Выдвигаемые теории стали подвергать­ся эксперименту. В 1879 году в Германии (Лейпцигс-кий университет) произошло событие, послужившее на­чалом развития психологии как науки. В.Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследо­ватели пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чув­ства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение).

Итак, 2-й этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Предметом изу­чения психологии стало сознание, под которым в этот пе­риод понималась способность думать, чувствовать, желать.

Начало XX века явилось для психологии новым, 3-м этапом её развития. Предметом исследования психоло­гии в тот период становится поведение, а основной за­дачей - экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изу­чению человека был назван бихевиоризмом (поведен­ческим). Основной недостаток этого научного направ­ления заключался в том, что не учитывались мотивы


(побуждения), вызывающие поступки и поведение че­ловека в целом.

Во второй половине XX века психология вышла на но­вый виток своего развития. Начался 4-й, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, про­явления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т.д.). В настоящее вре­мя психология представляет собой развитую как в науч­ном, так и практическом плане область исследований. Бо­лее фундаментальными (основными) являются такие отрас­ли, как общая, социальная, возрастная психологии. К спе­цифическим, специальным психологическим областям от­носятся: психология управления, педагогическая, медицин­ская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все пси­хологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой.

В психологии существуют методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономернос­ти и механизмы психики.

Основными методами психологии являются:

1,Наблюдение - один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их спе­цифических изменений в определенных условиях. Разли­чают следующие виды наблюдения:

Внешнее и самонаблюдение;

Свободное и стандартизированное (жесткий план);

Включенноеиневключенное(со стороны).

2.Опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:

Письменный опрос (анкетирование);

Устный опрос (беседа, интервью).

З.Тесты - метод, при котором получают точную ко­личественную или качественную характеристику изуча­емого явления. Различают:

Тест - опросник;

Тест - задание;

Проективный тест.

4. Эксперимент - метод, позволяющий целенаправлен­
но создавать ситуации, в которых изучаемые свойства
выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего.
Эксперименты бывают лабораторные и естественные, в
зависимости от того, в каких условиях изучается то или
иное явление.

5. Моделирование - создание искусственной модели
изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно
или затруднено. Модель должна повторять основные
параметры и предполагаемые свойства изучаемого пред­
мета или явления. Моделирование бывает математичес­
ким, логическим, техническим, кибернетическим.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Определение психологии. Основные взгляды на
предмет психологии.

2. Практическое значение психологии в жизнедеятель­
ности человека.

3. Психология на современном этапе, ее связь с дру­
гими науками.

4. Традиционные и нетрадиционные методы психоло­
гического исследования.


Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. - М., 1983. Годфруа Ж.Что такое психология. -М., 1992. -Т.1. Джемс У. Психология. - М., 1991. Ланге Н.Н. Психический мир. - М., 1996. Немов Р.С. Психология. - М., 1995.- Т. 1. Психология: Словарь. - М., 1990. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т - М 1989.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М, 1985.

Тема 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ

1. Мозг и сознание

2. Развитие психики в животном мире.

3. Происхождение сознания в человеческом обществе.

4. Сознание и самосознание как высшая форма пси­
хического отражения.

Согласно теории отражения психическая деятель­ность является функцией мозга. Психика - это систем­ное качество, проявляющееся в идеальном (объектив­ном) отражении окружающего мира. Исходя из такого понимания психики, выделяются две функции психики - отражательная и регулирующая. О психическом от­ражении можно говорить тогда, когда окружающий че­ловека мир предстает перед ним как мир, воспринятый им. Психическая регуляция представляет собой установ­ление отношений между носителем психики и окружа­ющей действительностью, которое выступает в форме ответной реакции на отраженный раздражитель.

ю

Отечественный физиолог И.М.Сеченов объяснял фун­кционирование психики рефлекторной деятельностью мозга, делая вывод о рефлекторном характере психики в целом. Он считал, что в основе работы мозга (т.е. психи­ки) лежит рефлекс (лат. "отражение"), который представ­ляет собой закономерно возникающий ответ организма на раздражения, идущие из внешней среды и внутрен­них органов. "Все факты сознательной и бессознатель­ной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (И.М.Сеченов) . Таким образом, психическая деятель­ность - это результат преобразования сигналов из внещ-


ней и внутренней среды, совершающихся в головном мозге.

Отечественный психолог А.Р.Лурия на основе сво­их исследований предложил теорию вертикальной регу­ляции мозга, объясняющей особенности функциониро­вания психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах вер­хних отделов мозгового ствола, а также охватывает та­кие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, та-ламус и ретикулярную формацию. Процессы, происхо­дящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодр­ствования организма. Если приток импульсов возбуж­дения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энерге­тическое питание мозга и организма в целом.

Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная об­ласть, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до че­ловека из внешнего мира. Разные отделы головного моз­га выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная - за осязательно-двигательную, а височная - за слуховести-булярную деятельность.

Третий блок мозга расположен в его передних от­делах, включает в себя лобные доли. Это блок програм­мирования, регуляции и контроля человеческой деятель­ности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать

программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение.

Впервые роль лобных долей была отмечена учеными после происшествия со старшим мастером бригады до­рожников-строителей Фениасом Гейджем. Он получил травму головы ломом, который прошел через левую щеку и вышел около темени. Оказались повреждены лобные доли. В течение часа Гейдж пребывал в оглушенном со­стоянии, после чего был доставлен к хирургу, где ему оказали помощь. Оправившись от травмы, Гейдж про­жил еще 12 лет. Все это время он оставался дееспособ­ной личностью. Вместе с тем у него наблюдались лично­стные изменения. До несчастного случая он был тактич­ным, уравновешенным человеком, после него стал не­выдержанным, грубым, упрямым и нерешительным. В связи с этим большинство исследователей считают, что наиболее заметными последствиями повреждения лоб­ных долей является изменение личности.

Функциональная организация мозга человека отлича­ется некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различ­ные функции. Это было выявлено в 1960г. в лаборато­рии Роджера Сперри, в которой была проведена опера­ция, получившая название "расщепление мозга" и зак­лючающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обна­ружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполня­ют левые и правые полушария в отдельности.

В лабораторных клинических условиях проводились эксперименты, в которых больным на одну половину


головы накладывались электроды, что приводило к уг­нетению мозговой деятельности одного из полушарий. В результате человек существовал только с одним бодр­ствующим полушарием. Таким образом, у исследовате­лей появилась возможность понять, за какие психичес­кие функции отвечает каждое полушарие. Основными функциями левого полушария головного мозга являют­ся речь, чтение, счет. Функции правого полушария- опе­рирование образами, ориентация в пространстве, раз­личение музыкальных тонов, мелодий и распознавание сложных объектов (человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Таким образом, левое полушарие головного мозга яв­ляется базой логического мышления, а правое полуша­рие - база образного, интуитивного мышления. У боль­шинства людей проявляется полушарное доминирова­ние, когда деятельность одного из полушарий оказыва­ется ведущей и определяет мышление и поведение чело­века. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным - от скрытого до явного. В фун­кциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны.

Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?

В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию "панпсихизма", соглас-

но которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория "биопсихизма" при­писывала психику всему живому, включая растения. На­против, сильно сужала круг обладателей психики тео­рия "антропопсихизма". Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, "только живые автоматы". Теория "нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной сис­темой. Все перечисленные точки зрения относятся ско­рее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разрабо­танным теориям.

Однако среди множества гипотез существует такая, ко­торая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики. Со­гласно ей критерием появления психики у живых организ­мов является наличие чувствительности - способности ре­агировать на жизненно незначимые раздражители окру­жающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализиру­ют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех живот­ных и отсутствует у растений, А.Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире .

В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А.Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие пси­хики у животных проходит ряд этапов (рис. 1).

Первая стадия развития психики в животном мире на­зывается сенсорной или стадией элементарной чувстви­тельности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их


Инстиню ы - врожденные формы

Навыки - формы поведения,

приобретаемые в индивидуальном

опыте животных

Интеллектуальное поведение -

сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи

Рис. 1. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

поведение определяется врожденными инстинктами (пи­тания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким жи­вотным относятся многие простейшие (например, инфу­зория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.).

Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают вне­шнюю действительность уже не в виде отдельных ощуще­ний, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуаль­но приобретенные навыки поведения. На этой стадии на­ходятся такие животные, как позвоночные, членистоногие.

Третья стадия была обозначена А.Н.Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличи­ем у животных способности к отражению межпредмет­ных связей, ситуации в целом. В результате такие жи­вотные умеют, например, обходить препятствия, нахо­дить способы решения задач, требующих предваритель­ных подготовительных действий. Интеллектуальный ха­рактер носят действия многих хищников, но в особен­ности - человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходит


за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и

существовать.

Психика человека - это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе ан­тропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с био­логического на социальный (общественный) путь раз­вития. Главным событием в ходе этого процесса яви­лось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это поло­жение получило наибольшую конкретно-психологичес­кую разработку в работах таких отечественных психо­логов, как Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Ле­онтьев и др.

А.Н.Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхожде­нии сознания. Согласно определению сознание-это та­кое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта". В этом оп­ределении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир на­чинает отражаться независимо от биологических моти­вов. Как это стало возможным? По мнению А.Н.Леон­тьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых дей-


ствий появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. В сло­вах стали фиксироваться результаты познания. Уникаль­ная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного созна­ния. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию" и благодаря этому формируется его собствен­ное сознание.

Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, овладе­ние человеком смысловых значений языка, наряду с кол­лективным трудом, сыграло основную роль в формиро­вании человеческого сознания .

Л.С.Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, са­мосознания), отмечал, что развитие сознания в челове­ческом обществе осуществлялось в ходе социального вза­имодействия между людьми. Научное решение пробле­мы развития психики человека Л.С.Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализиру­ет причины принципиального отличия психики челове­ка от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью ору­дий труда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать соб­ственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, пси-



хологические. В качестве таких орудий выступают зна­ки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков яв­ляется человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обще­стве, Л.С.Выготский отмечает, что решающая роль при­надлежит слову .

Итак, сознание представляет собой особенность че­ловеческой психики, связанную с познавательной дея­тельностью руки как органа труда, и речью, развиваю­щейся на основе труда. Именно деятельность и обще­ние детерминируют структуру сознания. В психологи­ческом плане сознание выступает прежде всего как про­цесс осознания человеком окружающего мира и само­го себя. Сознание и самосознание присущи только че­ловеку, но далеко не во всяком состоянии: оно отсут­ствует у новорожденного, у некоторых категорий ду­шевнобольных и, как правило, у спящих людей. Созна­ние и самосознание представляют собой активную, де­ятельную, преобразовательную силу, которая дает че­ловеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Адаптивная роль психики в эволюции животных.

2. Основные особенности психики животных.

3. Гипотезы о происхождении сознания.

4. Качественные особенности психики человека.

5. Основные характеристики феномена "сознания".


Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6т. -М., 1983.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М„ 1996.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произве­дений 2 т. - М., 1983.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2т.-М, 1970.

НемовР.С. Психология.- М., 1995.- Т. 1.

Петровский А.В. Введение в психологию. - М, 1995.

Петровский А.В, Ярошевский М.Г. История психоло­гии. - М, 1994.

Психология: Словарь/Под общей ред. А.В.Петровско­го. -М., 1990.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.

Сеченов И.М. Избранные филосовские и психологи­ческие произведения. - М., 1947.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологичес­кой антропологии. Психология человека. Введение в пси­хологию субъективности: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Школа-Пресс, 1995.


Тема 3 ЛИЧНОСТЬ

1. Общее понятие о личности.

2. Основные теории развития личности.

3. Формирование личности в процессе социализации.

4. Самооценка и её роль для становления самосозна­
ния личности. Уровень притязаний.

Категория "личность" является объектом всесторон­него изучения психологической науки. Реальность, ко­торая определяется термином "личность", проявляется уже в этимологии этого слова. Слово личность (в пере­воде с английского "persona") первоначально относилось к актерским маскам, которые надевались во время сце­нических представлений. Так, в римском театре маска актера называлась "личиной" -лицо, обращенное к ауди­тории. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обя­зательно с указанием определенной социальной функ­ции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Следовательно, личность по своему первоначальному значению - это определенная социальная роль или фун­кция человека.

Современная психологическая наука рассматривает личность несколько иначе. Так, в отечественной психо­логии этот термин обозначает: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, либо общности.Иначе говоря, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, ко-


торые социально обусловлены, проявляются в обще­ственных по природе связях и отношениях, являются ус­тойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие "личность" используется как в широком, так и узком смысле. В широком смысле понятие "личность" представляет социально-системное качество, формирую­щееся только в процессе деятельности и общения. Лич­ность как система социально обусловленных качеств по­является только с возникновением сознания и самосозна­ния. В узком, специфическом, смысле личностью являет­ся человек, как отмечает С.Л.Рубинштейн , у которо­го имеется своя позиция, самостоятельность мышления, небанальность чувств, сила воли, внутренняя страстность. Поэтому к человеку, в котором чувствуется личность, окружающие редко относятся безразлично.

В психологии наряду с понятием "личность" употреб­ляются термины "человек", "индивид", "индивидуаль­ность". По содержанию они тесно переплетены между собой. Поэтому анализ каждого из этих понятий, их со­отнесение с понятием "личность" позволяет более полно раскрыть последнее.

Человек - это родовое понятие, указывающее на при­надлежность существа к человеческому роду, homo sapiens.

Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens. Каждый человек с момента рождения является индивидом.

Индивидуальность - это единство неповторимых лич­ностных свойств конкретного человека. Это самое уз-

Целостное понимание личности невозможно вне изу­чения ее структуры. В настоящее время в психологичес­кой литературе рассматриваются различные концепции психологической структуры личности. К.К.Платонов предлагает модель структуры личности, которая состо­ит из четырех блоков:

^направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, мотивы и т.п.);

2) социальный опыт (привычки, знания, умения, навыки);

3) психологические процессы (ощущения, восприятие,
память, мышление, воображение, внимание, воля, чув­
ства, эмоции и т.д.);

4) биологические свойства (пол, возраст, тип высшей
нервной деятельности, темперамент) .

По С.Л.Рубинштейну, структура личности включает следующие подструктуры:

Направленность (к чему стремится человек);

Способности (что может человек);

Темперамент и характер (что он есть);

Самосознание как внутренняя регуляция поведения .

Таким образом, изучение психологического облика лич­ности включает три основных направления: а) чего он(а) хочет (интересы, потребности, желания и т.п.); б) что он(а) может (способности); в)что он(а) есть (характер).

Психологическая структура личности является внутрен­не противоречивой. Развитие личности представляет собой переплетение биологического и социального начал в пове-


дении человека. Человек рождается индивидом, имеет обус­ловленные природой особенности - генотип. Человек ста­новится личностью лишь в качестве субъекта обществен­ных отношений. Сущность человека как личности прояв­ляется не в ее уникальности, а в социальном качестве.

Изучение личности - одна из самых сложных проблем психологической науки. Что формирует личность, по­чему существуют индивидуальные различия, как проис­ходит развитие личности и каковы причины ее измене­ний на протяжении жизни человека? На эти и другие воп­росы пытаются найти ответ авторы различных подхо­дов и теорий личности. К ним относятся: глубинная пси­хология, бихевиористская теория, гештальт-психологи-ческая, гуманистическая, трансперсональная и др.

Сторонники глубинной психологии выдвинули идею о несводимости психики человека к сознанию и пыта­лись исследовать бессознательную часть психики. Глу­бинная классическая психология включает в себя такие теории, как психоанализ Зигмунда Фрейда, индивиду­альную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

Основные положения теории глубинной психологам заключаются в следующем:

* Ведущая роль в человеческом поведении принадле­жит бессознательной сфере психики. Бессознательная сфера психики содержит в себе врожденные инстинкты. По Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос", или либидо) и агрессия, стремление к разрушению. Со­гласно Адлеру, основной человеческий инстинкт - стрем­ление к превосходству, совершенству, преодолению не­полноценности.

Помимо инстинктов, в содержание бессознательно­го входят желания, вытесненные из сознания по причи­не их культурной неприемлемости или душевной трав-матичности, нежелательности для человека. Бессозна­тельная часть психики человека энергетически заряже­на. Инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стре­мятся к удовлетворению. Их энергия является движу­щей силой человеческого поведения.

Желание бессознательного противоречит обществен­
ным и культурным нормам. Так, 3. Фрейд полагал, что
человеческие инстинкты по своей природе асоциальны,
низменны и эгоистичны. Социальные, нравственные,
культурные нормы, которые человек усвоил в процессе
воспитания, являются сдерживающим фактором для про­
явления бессознательных желаний и инстинктов.

Психологическое развитие человека осуществляет­
ся через установление баланса между инстинктами и
культурными нормами. Иначе говоря, в процессе раз­
вития внутреннее "Я" (эго) человека вынуждено посто­
янно искать компромисс между рвущейся наружу энер­
гией бессознательного и тем, что допускается обще­
ством. Это приводит к душевному, психологическому

равновесию.

Возможность установления психического равнове­
сия достигается посредством действия защитных меха­
низмов психики. Таким образом, психологическая защи­
та представляет собой механизм, направленный на пре­
дупреждение расстройств в поведении в рамках конф­
ликта между сознанием и бессознательным.

Рассмотрим некоторые из психологических механиз­мов защиты:


- забывание как психологический механизм защиты
не позволяет травмирующим мыслям проникнуть в со­
знание;

- отрицание - информация, которая тревожит и мо­
жет привести к внутриличностному конфликту, не вос­
принимается, вследствие чего происходит искажение
восприятия реальности;

- вытеснение - представляет собой активное выклю­
чение из сознания неприятной информации;

- проекция - перенос, приписывание собственных
чувств, желаний, в которых человек не хочет себе созна­
ваться, другому лицу. Например, если человек сам аг­
рессивен, он и других считает таковыми;

- идентификация - перенос на себя чувств или качеств,
присущих другому человеку, но недоступных, хотя и же­
лательных для себя;

-рационализация - псевдоразумное объяснение чело­веком своих желаний, поступков, в действительности вызванное причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, не достигнув желае­мой цели, человек убеждает себя, что она для него не очень то и значима;

- катарсис (включение) - если человек наблюдает и
переживает драматические ситуации других людей, бо­
лее тягостные и травмирующие, чем те, которые трево­
жат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-
другому. Таким образом, сопереживая, помогая другим,
человек тем самым укрепляет и свою психику;

- замещение - перевод реальной активности в мир фан­
тазии, перенос действия, направленного на недоступный
объект, на действие с доступным объектом. Например,

Введение

Развитие психики и возникновение сознания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе . Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.

Развитие психики и возникновение сознания

Возникновение психики

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими . Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение , характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

10 Виды и структура отражения

20 Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

30 Основные функции психики

40 Форма проявления психики человека

Виды и структура отражения

Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающейся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир, его связях и отношениях.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностью. Это также субъективное избирательное отражение объективного мира.

Механизмы проявления психики

10 Психика - это свойство только живой высокоорганизованной материи.

20 Главная особенность психики - способность отражать объективный мир.

30 Живая материя, обладающая психикой способна реагировать на изменения внешней или на воздействие объектов окружающей среды.

Раздражимость - простейшая форма биологического отражения, ею обладают все животные организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм. Внешняя раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Таксис (у растений) - самый первый уровень раздражимости.

Более сложная форма реагирования - чувствительность - как зачаточная форма психического отражения возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому жизнеспособному телу. Это способность реагировать на нейтральные, биологически не значимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно-важных событий (воздействий).

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Стадия Новообразование Примеры
Элементарная чувствительность (сенсорная психика) Простые безусловные рефлексы Простейшие многоклеточные; кольчатые черви, улитки, некоторые беспозвоночные
Стадия предметного восприятия (перцептивная психика) Сложные безусловные рефлексы (инстинкты) Рыбы и другие позвоночные (развивается защитное поведение); птицы и некоторые млекопитающие (способность к научению, инстинкт - совокупность врожденных элементов поведения, импринтинг - специфическая форма научения высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признака вида, глубокая привязанность к движущемуся объекту после появления на свет)
Стадия интеллекта (интеллектуальная психика) Навык - сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром Обезьяны, другие высшие позвоночные (собаки, дельфины, etc.)
Стадия сознания Высшая ступень развития психики Человек (появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов, познание общего и существенного в действительности, абстрактное мышление)

Основные функции психики

Психика выполняет ряд важных функций:

10 Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Функция носит характер отражения. Отражение - это процесс, постоянно развивающийся, совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкретные состояния человека. Одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком. Психическое отражение - правильное, верное отражение действительности.

20 Регуляция поведения и деятельности. Психика и сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды и адаптируются к ней, а с другой стороны регулируют этот процесс; составляют внутреннее содержание деятельности и поведение.

30 Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. Кроме того, она создает человека как личность, наделенную индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, отличающуюся от других людей.

Формы проявления психики человека

Свойство личности - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенные качественный и количественный уровень поведения; деятельность, типичную для данного человека Психические процессы - психические явления, обеспечивающие первичные отражения и осознание человеком воздействия окружающей среды. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко-выраженный конец, проявляющийся в виде реакции
Проявление чувств Направленность Познавательные (ощущения, восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение)
Проявления внимания Темперамент Эмоционально-волевые (чувства, воля)
Проявления собранности Характер
Проявления воображения Способности
Устойчивый интерес и пр.

Следующая лекция: личность, её структура и проявление



Личность и её проявление.

Общие представления о личности

Современные теории личности

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Структура личности

Потребности как источник активности личности

Направленность личности

Человек как вид - это представитель определенного биологического вида, который отличается от других существ конкретными специфическими особенностями и уровнем психического, физиологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения; контролировать свои действия, эмоция и чувства.

Индивид - целостный, неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами.

Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, темперамент, характер, ЭВС (эмоционально-волевая сфера) и пр.

Личность - определенный человек определенной социальной группы с определенным видом деятельности и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.

Человек как личность характеризуется развивающимся самосознанием, самостоятельность в суждениях и действиях, ориентированным прежде всего на познание себя; стремление выйти за рамки своих возможностей, ролевых предписаний, расширить сферу деятельности.

Направленность личности - это устойчивая система мотивов (потребности, идеалы, убеждения).

Способностями, свойствами и качествами.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающие типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

Типы теории личностей
Способ объяснения поведения Психодинамические (описывают личность и объясняют её поведение, исходя из её психологических или субъективных характеристик), социодинамические (внешние ситуации, где не придается существенное значение внутренним свойствам личности), интеракционисткие (внутренние и внешние факторы)
Угол зрения личности Структурные (главной проблемой является выяснение структуры личности и система понятий, с помощью которых личность должна описываться), динамические (развитие личности)
Способ получения данных о личности Экспериментальные (опираются на наблюдения, опыт, экспериментальные)

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Социокинетический подход - особенности личности объясняются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношения с другими людьми: теория социализации (согласно этой теории человек становится личностью благодаря развитию своему в обществе), теория научения (согласно ей личность - это результат научения, усвоения знаний и навыков), теория ролей (согласно ей общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения людей: статус, который накладывает отпечаток на характер поведения личности, её отношения с другими людьми).

Биокинетический подход - главная роль отведена биологическому созреванию организма.

Психогенетический подход - не отрицает ни биологии, ни среды, но на первом плане развитие собственных психических процессов: ориентации (психодинамическая - объясняет поведение личности через эмоции, увлечения и другие нерациональные компоненты психики, когнитивистская - отдает предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы личности, персонологическая - акцентируют внимание на развитие личности в целом).

Поесть, попить, сходить в туалет, поспать, шарфик хочу.

Выучиться, заниматься интересным делом, путешествовать.