» » Современные представления о легкой степени дизартрии. Современные научные представления о дизартрии. Современные представления о дизартрии

Современные представления о легкой степени дизартрии. Современные научные представления о дизартрии. Современные представления о дизартрии
Справочник логопеда Автор неизвестен - Медицина

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

По степени выраженности дизартрии различают следующие их виды.

Анартрия – полная невозможность звукопроизношения, речь отсутствует, возможны отдельные нечленораздельные звуки.

Выраженная дизартрия – ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения зву-копроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.

Стертая дизартрия – при данной степени выраженности дизартрии все основные признаки, как неврологические и речевые, так и психологические, оказываются выражены в минимальной, стертой форме.

Однако при тщательном обследовании выявляются неврологические микросимптомы, отмечаются нарушения выполнения специальных проб.

Наиболее часто встречающейся в детской практике логопеда является псевдобульбарная дизартрия. По степени выраженности нарушений речевой и артикуляционной моторики принято выделять три степени тяжести псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии

При легкой степени (III степени) псевдобульбарной дизартрии отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. Причиной данных расстройств чаще всего становятся односторонние поражения нижних отделов передней центральной извилины, а точнее нейронов двигательных кор-тико-бульбарных путей. При неврологическом обследовании описывается картина избирательного поражения мышц аппарата артикуляции, при этом наиболее часто поражаются мышцы языка.

При легкой степени дизартрии происходит ограничение и нарушение выполнения наиболее тонких и дифференцированных движений, осуществляемых языком, в особенности, затрудняются движения его кончика вверх. Также у детей, страдающих легкой формой псевдобульбарной дизартрии, отмечается, как правило, избирательное повышение мышечного тонуса мышц языка. Основными нарушениями являются нарушения темпа и плавности звукопроизношения. Трудности звукопроизношения связаны с медленными и зачастую недостаточно точными движениями языка и губ. Нарушения глотания и жевания выражены нерезко и проявляются, преимущественно, редкими поперхиваниями.

Речь замедляется, а также появляется смазанность при произношении звуков. Нарушения звукопроизношения относятся прежде всего к сложным по артикуляции звукам: [ж], [ш], [р], [ц], [ч]. При произнесении звонких звуков отмечается недостаточное участие голоса. Также затрудняется произношение мягких звуков, для которых необходимо добавление к основной артикуляции подъема спинки языка к твердому нёбу. Так затрудняется произношение звуков «л», «ль».

Какуминальные согласные [ж], [ш], [р] отсутствуют в речи или же в ряде случаев происходит их замена на дорсальные звуки [с], [з], [св], [зв], [т], [д], [н].

В целом указанные изменения звукопроизношения негативным образом влияют на фонематическое развитие. У подавляющего большинства детей, страдающих легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, описаны трудности в звуковом анализе. При последующем обучении письму у таких детей наблюдаются, по данным ряда авторов, специфические ошибки замены звуков ([т] – [д], [ч] – [ц]). Нарушения лексики и грамматического строя выявляются крайне редко. Принято считать, что сущность легкой формы дизартрии заключается в наличии нарушений фонетической стороны речи.

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии У большинства детей, страдающих дизартрией, наблюдается средняя степень (II степень) выраженности расстройств. Она возникает в результате более обширных односторонних поражений, локализующихся в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. В результате поражения центральной нервной системы наблюдается недостаточность ки-нестического праксиса. Также у детей со средней степенью дизартрии отмечается недостаточность лицевого гнозиса, что особенно выражено в области артикуляционного аппарата. При этом нарушается способность к точному определению места воздействия раздражителя. То есть при прикосновении к лицу наблюдаются затруднения в указании точного места прикосновения. Нарушения гнозиса тесно связаны с нарушениями ощущения и воспроизведения артикуляционных укладов, перехода от одного артикуляционного уклада к другому. Затрудняется поиск нужного артикуляционного уклада, что приводит к значительному замедлению речи, потере ее плавности.

При осмотре ребенка, страдающего среднетяжелой дизартрией, обращает на себя внимание нарушение мимики. Лицо такого ребенка, как правило, амимично, движения лицевых мышц практически полностью отсутствуют.

При выполнении простых движений – надувания щек, плотного смыкания губ, вытягивания губ, – возникают значительные затруднения. Наблюдаются значительные ограничения движений языка. Часто невозможным оказывается поднятие кончика языка вверх, повороты его в стороны, а самое главное, резко затрудняется или становится невозможным удержание языка в подобном положении. Переходы от одного движения к другому также значительно затруднены. Отмечаются парезы мягкого нёба с выраженным ограничением его подвижности. Голос приобретает явный носовой оттенок. У таких детей отмечается повышенное слюнотечение. Выявляются нарушения процессов жевания и глотания.

Функция артикуляционного аппарата оказывается значительно нарушена, в результате чего развиваются выраженные нарушения звукопроизношения. Темп речи замедлен. Речь, как правило, является невнятной, смазанной, негромкой. Вследствие нарушений подвижности губ расстраивается артикуляция гласных звуков, она становится нечеткой, звуки произносятся с усиленным носовым выдохом. В большинстве случаев происходит смешение звуков [и] и [ы]. Нарушается четкость произношения звуков [а], [у]. Из согласных наиболее частые нарушения описываются для шипящих звуков [ж], [ш], [щ], также нарушаются аффрикаты [ч], [ц]. Последние, а также звуки [р] и [л] произносятся приближенно, в виде носового выдоха с призвуком «хлюпающего» характера. При этом выдыхаемая ротовая струя значительно ослабевает и ощущается с трудом. Звонкие согласные звуки во многих случаях заменяются на глухие. Чаще других оказываются сохраненными звуки [п], [т], [м], [н], [к], [х]. Зачастую концевые согласные, а также согласные в стечениях звуков опускаются. Речь детей со среднетяжелой дизартрией оказывается значительно нарушенной, часто мало понятной окружающим настолько, что такие дети предпочитают не вступать в разговоры, держатся в стороне и отмалчиваются. Развитие речи при этом значительно запаздывает и происходит в возрасте лишь 5–6 лет. Дети со среднетяжелой дизартрией могут при правильной коррекцион-ной работе обучаться и в обычных общеобразовательных школах, однако наиболее благоприятные условия для обучения таких детей требуют создания индивидуального подхода, который осуществим в специальных школах.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (I степень) характеризуется грубыми нарушениями речи вплоть до анар-трии. При данной степени выраженности речевых расстройств наблюдаются грубые нарушения воспроизведения серии следующих друг за другом движений. У таких детей выявляется выраженная недостаточность кинетического динамического праксиса, вследствие чего происходят нарушения автоматизации поставленных фонем, что особенно выражено в словах со стечением согласных. Речь в подобных случаях практически нечленораздельна, напряжена. Аффрикаты распадаются на составные части [ц] – [тс], [ч] – [тш]. Происходят замены щелевых звуков на смычные [с] – [т], [з] – [д]. При стечении согласных происходит опускание звуков. Звучные согласные избирательно оглушаются.

Крайняя степень выраженности дизартрии – анартрия – возникает при глубоких нарушениях функций мышечных групп, а также, по мнению некоторых исследователей, «полной бездеятельностью речевого аппарата». Лицо ребенка, страдающего анартрией, амимично и напоминает маску, как правило, нижняя челюсть не удерживается в нормальном положении и отвисает, в результате чего рот оказывается постоянно полуоткрытым. Язык оказывается практически полностью неподвижным и постоянно находится на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены в своем объеме. Значительно нарушены акты глотания, жевания. Характерно полное отсутствие речи, иногда присутствуют отдельные нечленораздельные звуки.

Считается, что для псевдобульбарной дизартрии характерно сохранение ритмического контура слова, независимо от искажения произношения звуков в его составе. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, в большинстве случаев способны произносить двусложные и трехсложные слова, тогда как четырехсложные обычно произносятся отраженно. Нарушения артикуляционной моторики оказывают большое влияние на развитие восприятия речевых звуков, обусловливая формирование его нарушений. Вторичные нарушения слухового восприятия, связанные с недостаточностью артикуляционного опыта, а также отсутствие четкого кинестического образа звука приводят в результате к нарушениям развития звукового анализа. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, не способны правильно выполнить большинство из существующих проб для оценки уровня звукового анализа. Так, при обследовании дети-дизартрики не могут правильно выбрать из массы предложенных картинки, названия предметов на которых начинаются на заданные звуки. Также они не могут придумать слово, начинающееся или содержащее требуемый звук. При этом нарушения звукового анализа зависят от тяжести нарушений звукопроизношения, поэтому дети с менее выраженными дефектами звукопроизношения допускают меньше ошибок в пробах на звуковой анализ. В случае же анартрии подобные формы звукового анализа оказываются недоступными. Нарушения и недоразвитие звукового анализа у детей с дизартрией обусловливают значительные трудность вплоть до невозможности освоения грамоты. При этом основное количество ошибок в письме таких детей представляет собой замены букв. При этом очень частыми являются замены гласных звуков дети – «дету», «зубы» – «зуби» и др. Это происходит вследствие неточности имеющегося у ребенка носового произношения гласных, при котором они практически неразличимы по звучанию. Замены согласных при письме также являются многочисленными и носят разнообразный характер.

Из книги Хирургические болезни автора Татьяна Дмитриевна Селезнева

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

автора Павел Александрович Фадеев

Из книги Бронхиальная астма. Доступно о здоровье автора Павел Александрович Фадеев

Из книги Бронхиальная астма. Доступно о здоровье автора Павел Александрович Фадеев

Из книги Судебная медицина. Шпаргалка автора В. В. Баталина

Из книги Психиатрия. Руководство для врачей автора Борис Дмитриевич Цыганков

Из книги Малая психиатрия большого города автора Самуил Яковлевич Бронин

Из книги Болезни почек. Пиелонефрит автора Павел Александрович Фадеев Из книги Болезни щитовидной железы. Выбор правильного лечения, или Как избежать ошибок и не нанести вреда своему здоровью автора Юлия Попова

Из книги Питание при сахарном диабете автора Илья Мельников

Из книги Костоправ. Исцеляющие практики волхвов автора Валентин Сергеевич Гнатюк

Из книги Гипертония автора Дарья Владимировна Нестерова

Для выстраивания правильной схемы лечения и коррекции команде врачей необходимо не только поставить диагноз , но и классифицировать форму, степень и выраженность заболевания.

  • Методы выявления степеней

Классификация степеней заболевания

Классификация, согласно которой устанавливают степени дизартрии, основана на анализе тяжести симптомов, их выраженности и общей картине нарушения.

Выделяют следующие степени тяжести дизатрии:

  1. легкая;
  2. средняя;
  3. тяжелая.

Легкая степень дизартрии

Чаще всего в этом случае подразумевается скрытая форма речевого дефекта, так как она отличается не столь явной картиной болезни и общностью симптомов. Расстройства речи и моторики негрубые, а осложнения незначительные.

При определении важно учитывать как симптомы нарушения речи, так и общие. Так, определяют следующие речевые симптомы:

  • Нечеткие или смазанные звуки.
  • Замещение звуков в трудных ребенку словах.
  • Проблемы в произношении согласны звуков, наподобие «ш», «х».
  • Звонкие согласные имеют глухой звук.
  • Трудности в выговаривании гласных: «и», «у».
  • Голос слабый, невыраженный.

К неречевым симптомам относят:

  1. Дыхание частое, неглубокое.
  2. Слабость артикуляции.
  3. Трудности в осуществлении произвольности управления языком.
  4. Легкое слюнотечение.
  5. Моторная неловкость.
  6. Легкое напряжение при жевании и глотании.
  7. Слабые изменения в выражении эмоций посредством мимики.

Средняя степень дизартрии

Это, так называемая, умеренная тяжесть. Она характеризуется более выраженными и тяжелыми симптомами ().

К речевым симптомам относят:

  • Неразборчивая неясная речь.
  • Смазанная речь.
  • «Проглатывание» окончаний.
  • Неяркий, глухой голос.
  • Расстройство окраски голоса (глухость, хриплость, назализованность).
  • Монотонность в речи.

Неречевые симптомы характеризуются:

  1. Расстройством мышечного тонуса лица, речевого аппарата.
  2. Слабой мимикой.
  3. Замедленной артикуляцией.
  4. Затруднением произвольности управления языком.
  5. Усиленным слюнотечением.
  6. Затруднением жевательных, глотательных движений.
  7. Усилением рвотного рефлекса.
  8. Непроизвольными движениями.
  9. Изменениями в дыхании, его ритмичности и глубине.

В первую очередь, этот тяжкий недуг характеризуется анартрией, то есть полным (иногда остаются незначительные элементы речи) дефицитом звукообразования. Наступает это нарушение вследствие паралича речевой мускулатуры, расстройств нервной системы.

У детей наблюдаются тяжесть артикуляции во всех ее ветвях (артикуляционной, фонаторной, дыхательной). Присутствуют выраженные спастические парезы, гипертонус или гипотонус мышц, гиперкинезы, атаксия и апраксия. Иногда дефект такой значительный, что невозможно слитно произнести слог из нескольких звуков.

Лицо таких детей отличается полной амимичностью, имеет вид маски. Движения языка им неподвластны, а губы ограничены в своем функционале, слюнотечение обильное. Процессы захвата пищи, жевания и глотания почти не контролируются детьми, вследствие чего они полностью зависят от окружающих.

При этом анартрию тоже подразделяют на степени тяжести:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  • Речь и голос отсутствуют вовсе.
  • Голосовые реакции присутствуют.
  • Имеется звуко-слоговая составляющая речи.


Особенности, сопровождающие виды дизартрии

Необходимо учесть, во время изучения заболевания, что деление дизартрии по степени тяжести, где имеются 3 степени, – это не единственная классификация. Основная – по локализации пораженного участка.

Таким образом, выделяют бульбарную, корковую, псевдобульбарную, подкорковую. Каждая имеет свои особенности. Так, при мозжечковой, помимо изменений в виде толчкообразной речи, имеются мозжечковые симптомы – неустойчивость походки, тремор и т. д. При подкорковой – выражены гиперкинезы. И все виды дизартрии имеют 3 степени тяжести.

По статистике, самая распространенная форма – . Рассмотрим на ее примере особенности болезни в соответствии со степенью.

Для легкой не присущи грубые изменения. Затруднены аккуратные, нуждающиеся в точности движения. Они замедлены и мало дифференцированы. Ребенок изредка поперхивается при глотании, нарушения актов жевания мало выражены. Основной особенностью этой степени дизартрии будет недостаток плавности, темпа речи, смазанные при произношении звуки. Наибольшую трудность у них вызывают «ж», «ц», «ч», мягкие звуки. Дети с таким нарушением могут производить замену некоторых звуков.

Дизартрия средней степени тяжести диагностируется у большинства людей с таким диагнозом. Она может проявляться в нарушении произвольности движений, в том числе и регулировании работы речевого аппарата, у таких больных снижена артикуляция. Им трудно выполнять такие действия, как надувание щек, сжимание или даже полное прикрытие рта, ограничение подвижности языка. Кроме того, диагностируется ослабление чувствительности – пациент не определяет место, к которому прикоснулся врач.

Речь замедлена также в силу снижения артикуляции, она смазана и малопонятна (особенно это заметно при произношении схожих гласных – «а»-«у», «и»-«ы» – и шипящих звуков). Голос тихий и имеет носовой оттенок. Лицо сильно ограничено в мимике, она почти отсутствует, лицо приобретает вид маски. Нарушены функции захвата, жевания и глотания, присутствует сильное слюнотечение.

При тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии будут сильно выражены симптомы, грубые нарушения могут доходить до полной потери способности к звукообразованию. Если присутствует речь, то она будет нечленораздельной, невнятной, напряженной. Дети при произношении меняют звуки, разделяют их на составные («ц» слышится, как «тц»).

Самый серьезный вариант при этой степени тяжести – анартрия с полной амимичностью лица. При этом лицо приобретает странное выражение, так как опущенная нижняя челюсть способствует постоянно открытому рту, язык при этом неподвижен, но находится во рту. Слюнотечение обильное, процесс жевания и глотания сильно нарушен.

Особенностью проявления дизартрии также является то, что при любой степени (и виде) болезни у ребенка возможны негативные симптомы в разных компонентах речи. То есть, проявления могут не зависеть от степени тяжести. Так, при легкой степени выраженности врач может отметить изменения, как в фонетическом, так и в грамматическом устройстве речи. А при тяжелой все нарушения могут ограничиваться только грамматическим.

Методы выявления степеней

При речевых нарушениях важно установление не только формы, но и степени тяжести заболевания. Так, распространена диагностическая практика, когда ребенка, после амбулаторного обследования, при системном нарушении речи, отправляют на медико-социальную экспертизу, где и будет подтверждено наличие у него легкой, средней или тяжелой степени дизатрии.

На обследовании большую роль играют различные неврологические и логопедические пробы и тесты. Основными среди них являются методики на выявление нарушений мимики, особенности дыхания, голоса, моторные и артикуляционные характеристики, состояние мышц и речевого аппарата в целом.

В схему работы входят:

  1. Опрос (родителей, в первую очередь) и осмотр. Уточняют длительность заболевания, основные жалобы, при осмотре смотрят общее физическое развитие, состояние языка, мягкого неба, наличие или отсутствие парезов и гиперкинезий.
  2. Функциональные пробы. Применяют 2 пробы: первая заключается в высовывании широкого языка изо рта и удержании его в одном положении, вторая – в осуществлении движений языком в стороны, вверх и вниз, при этом врач держит руку на шее ребенка.
  3. Пробы на мимическую моторику: попросить ребенка прищуриться, поднять-опустить брови, улыбнуться, надуть губы.
  4. Исследование артикуляции: повторение поз по образцу, по словесной инструкции (поднять руки, дотронуться до носа пальцем руки).
  5. Изучение письменной речи.
  6. Изучение устной речи: произношение слов, звуков, предложений.
  7. Методики на изучение координации движений: пройтись по прямой, постоять на одной ноге.

После этого, на основе результатов тестов, осмотра и в соответствии с критериями, комиссией устанавливается диагноз и степень тяжести.

По степени выраженности дизартрии различают следующие их виды.

Анартрия – полная невозможность звукопроизношения, речь отсутствует, возможны отдельные нечленораздельные звуки.

Выраженная дизартрия – ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.

Стертая дизартрия – при данной степени выраженности дизартрии все основные признаки, как неврологические и речевые, так и психологические, оказываются выражены в минимальной, стертой форме.

Однако при тщательном обследовании выявляются неврологические микросимптомы, отмечаются нарушения выполнения специальных проб.

Наиболее часто встречающейся в детской практике логопеда является псевдобульбарная дизартрия.

По степени выраженности нарушений речевой и артикуляционной моторики принято выделять три степени тяжести псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии
При легкой степени (III степени) псевдобульбарной дизартрии отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. Причиной данных расстройств чаще всего становятся односторонние поражения нижних отделов передней центральной извилины, а точнее нейронов двигательных кортико бульбарных путей. При неврологическом обследовании описывается картина избирательного поражения мышц аппарата артикуляции, при этом наиболее часто поражаются мышцы языка.

При легкой степени дизартрии происходит ограничение и нарушение выполнения наиболее тонких и дифференцированных движений, осуществляемых языком, в особенности, затрудняются движения его кончика вверх. Также у детей, страдающих легкой формой псевдобульбарной дизартрии, отмечается, как правило, избирательное повышение мышечного тонуса мышц языка. Основными нарушениями являются нарушения темпа и плавности звукопроизношения. Трудности звукопроизношения связаны с медленными и зачастую недостаточно точными движениями языка и губ. Нарушения глотания и жевания выражены нерезко и проявляются, преимущественно, редкими поперхиваниями.

Речь замедляется, а также появляется смазанность при произношении звуков. Нарушения звукопроизношения относятся прежде всего к сложным по артикуляции звукам: [ж], [ш], [р], [ц], [ч]. При произнесении звонких звуков отмечается недостаточное участие голоса. Также затрудняется произношение мягких звуков, для которых необходимо добавление к основной артикуляции подъема спинки языка к твердому нёбу. Так затрудняется произношение звуков «л», «ль».

Какуминальные согласные [ж], [ш], [р] отсутствуют в речи или же в ряде случаев происходит их замена на дорсальные звуки [с], [з], [св], [зв], [т], [д], [н].

В целом указанные изменения звукопроизношения негативным образом влияют на фонематическое развитие. У подавляющего большинства детей, страдающих легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, описаны трудности в звуковом анализе. При последующем обучении письму у таких детей наблюдаются, по данным ряда авторов, специфические ошибки замены звуков ([т] – [д], [ч] – [ц]). Нарушения лексики и грамматического строя выявляются крайне редко. Принято считать, что сущность легкой формы дизартрии заключается в наличии нарушений фонетической стороны речи.

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии
У большинства детей, страдающих дизартрией, наблюдается средняя степень (II степень) выраженности расстройств. Она возникает в результате более обширных односторонних поражений, локализующихся в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. В результате поражения центральной нервной системы наблюдается недостаточность кинестического праксиса. Также у детей со средней степенью дизартрии отмечается недостаточность лицевого гнозиса, что особенно выражено в области артикуляционного аппарата. При этом нарушается способность к точному определению места воздействия раздражителя. То есть при прикосновении к лицу наблюдаются затруднения в указании точного места прикосновения. Нарушения гнозиса тесно связаны с нарушениями ощущения и воспроизведения артикуляционных укладов, перехода от одного артикуляционного уклада к другому. Затрудняется поиск нужного артикуляционного уклада, что приводит к значительному замедлению речи, потере ее плавности.

При осмотре ребенка, страдающего среднетяжелой дизартрией, обращает на себя внимание нарушение мимики. Лицо такого ребенка, как правило, амимично, движения лицевых мышц практически полностью отсутствуют.

При выполнении простых движений – надувания щек, плотного смыкания губ, вытягивания губ, – возникают значительные затруднения. Наблюдаются значительные ограничения движений языка. Часто невозможным оказывается поднятие кончика языка вверх, повороты его в стороны, а самое главное, резко затрудняется или становится невозможным удержание языка в подобном положении. Переходы от одного движения к другому также значительно затруднены. Отмечаются парезы мягкого нёба с выраженным ограничением его подвижности. Голос приобретает явный носовой оттенок. У таких детей отмечается повышенное слюнотечение. Выявляются нарушения процессов жевания и глотания.

Функция артикуляционного аппарата оказывается значительно нарушена, в результате чего развиваются выраженные нарушения звукопроизношения. Темп речи замедлен. Речь, как правило, является невнятной, смазанной, негромкой. Вследствие нарушений подвижности губ расстраивается артикуляция гласных звуков, она становится нечеткой, звуки произносятся с усиленным носовым выдохом. В большинстве случаев происходит смешение звуков [и] и [ы]. Нарушается четкость произношения звуков [а], [у]. Из согласных наиболее частые нарушения описываются для шипящих звуков [ж], [ш], [щ], также нарушаются аффрикаты [ч], [ц]. Последние, а также звуки [р] и [л] произносятся приближенно, в виде носового выдоха с призвуком «хлюпающего» характера. При этом выдыхаемая ротовая струя значительно ослабевает и ощущается с трудом. Звонкие согласные звуки во многих случаях заменяются на глухие. Чаще других оказываются сохраненными звуки [п], [т], [м], [н], [к], [х]. Зачастую концевые согласные, а также согласные в стечениях звуков опускаются. Речь детей со среднетяжелой дизартрией оказывается значительно нарушенной, часто мало понятной окружающим настолько, что такие дети предпочитают не вступать в разговоры, держатся в стороне и отмалчиваются. Развитие речи при этом значительно запаздывает и происходит в возрасте лишь 5–6 лет. Дети со среднетяжелой дизартрией могут при правильной коррекционной работе обучаться и в обычных общеобразовательных школах, однако наиболее благоприятные условия для обучения таких детей требуют создания индивидуального подхода, который осуществим в специальных школах.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии
Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (I степень) характеризуется грубыми нарушениями речи вплоть до анартрии. При данной степени выраженности речевых расстройств наблюдаются грубые нарушения воспроизведения серии следующих друг за другом движений. У таких детей выявляется выраженная недостаточность кинетического динамического праксиса, вследствие чего происходят нарушения автоматизации поставленных фонем, что особенно выражено в словах со стечением согласных. Речь в подобных случаях практически нечленораздельна, напряжена. Аффрикаты распадаются на составные части [ц] – [тс], [ч] – [тш]. Происходят замены щелевых звуков на смычные [с] – [т], [з] – [д]. При стечении согласных происходит опускание звуков. Звучные согласные избирательно оглушаются.

Крайняя степень выраженности дизартрии – анартрия – возникает при глубоких нарушениях функций мышечных групп, а также, по мнению некоторых исследователей, «полной бездеятельностью речевого аппарата». Лицо ребенка, страдающего анартрией, амимично и напоминает маску, как правило, нижняя челюсть не удерживается в нормальном положении и отвисает, в результате чего рот оказывается постоянно полуоткрытым. Язык оказывается практически полностью неподвижным и постоянно находится на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены в своем объеме. Значительно нарушены акты глотания, жевания. Характерно полное отсутствие речи, иногда присутствуют отдельные нечленораздельные звуки.

Считается, что для псевдобульбарной дизартрии характерно сохранение ритмического контура слова, независимо от искажения произношения звуков в его составе. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, в большинстве случаев способны произносить двусложные и трехсложные слова, тогда как четырехсложные обычно произносятся отраженно. Нарушения артикуляционной моторики оказывают большое влияние на развитие восприятия речевых звуков, обусловливая формирование его нарушений. Вторичные нарушения слухового восприятия, связанные с недостаточностью артикуляционного опыта, а также отсутствие четкого кинестического образа звука приводят в результате к нарушениям развития звукового анализа. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, не способны правильно выполнить большинство из существующих проб для оценки уровня звукового анализа. Так, при обследовании дети дизартрики не могут правильно выбрать из массы предложенных картинки, названия предметов на которых начинаются на заданные звуки. Также они не могут придумать слово, начинающееся или содержащее требуемый звук. При этом нарушения звукового анализа зависят от тяжести нарушений звукопроизношения, поэтому дети с менее выраженными дефектами звукопроизношения допускают меньше ошибок в пробах на звуковой анализ. В случае же анартрии подобные формы звукового анализа оказываются недоступными. Нарушения и недоразвитие звукового анализа у детей с дизартрией обусловливают значительные трудность вплоть до невозможности освоения грамоты. При этом основное количество ошибок в письме таких детей представляет собой замены букв. При этом очень частыми являются замены гласных звуков дети – «дету», «зубы» – «зуби» и др. Это происходит вследствие неточности имеющегося у ребенка носового произношения гласных, при котором они практически неразличимы по звучанию. Замены согласных при письме также являются многочисленными и носят разнообразный характер.

Современные представления о стертой дизартрии

у детей дошкольного возраста

Как особый вид речевого расстройства стёртая дизартрии стала выделяться в логопедии относительно недавно – в 50-60-х годах двадцатого века.

Вопросами изучения стёртой дизартрии занималась Е.Ф. Соботович, выделившая недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стёртый, невыраженный характер. Е.Ф. Соботович квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симптоматика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрий, которые имеют место при ДЦП. В дальнейшем в исследованиях Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартыновой, Л.В. Лопатиной и других эти нарушения стали обозначаться как стёртая дизартрия.

В настоящее время в отечественной литературе стёртая дизартрия рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

В литературе подчёркивается, что стёртая степень дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Этиологию стёртой дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трёх периодов развития ребёнка.

Ведущим симптомом при стёртой дизартрии считается фонетический. Для таких детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношение, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трёх групп звуков: свистящих, шипящих, соноров. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком. Вторичные лексико-грамматические нарушения при дизартрии характеризуются задержкой в формировании.

В исследованиях, посвященных изучению проблемы стёртой дизартрии, отмечает c я, что у детей с данной речевой патологией распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твёрдые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слова, трудности в овладении звукослоговым анализом, синтезом, формирования фонематических представлений. Также Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина выделяют детей со стёртой дизартрией с недоразвитием грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.

Наряду с речевыми симптомами, существуют и неречевые. Р.И. Мартынова выявила особенности формирования ряда высших психических функций и процессов у детей со стёртой дизартрией: снижение функций внимания, памяти, трудности при обобщении, классификации, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушение в установлении причинно-следственных связей.

А также у детей с данным дефектом наблюдаются нарушения двигательной сферы, проявляющиеся как в общей, так в тонкой и артикуляционной моторике. Исследователи отмечают замедленность, неловкость, недостаточность движений при относительной сохранности их объёма. Л.В. Лопатина, описывая нарушения ручной моторики у этих детей, обращает внимание на неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

Таким образом, в литературе описывается наличие следующих симптомов стёртой дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения, фонематического восприятия, нарушение грамматического строя речи.

Статью подготовила

Учитель-логопед Гаврилова Е.Г.

Используемая литература:

1. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб.: «Союз», 2005.- 192 с.

2. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников // журнал: Логопед в детском саду. 2005. № 4. – С. 50-52.

3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. Сб. статей / Под ред. С.С. Ляпидевского. С. Н. Шаховской. – М. 1975. – С.79-91.

4. Федосова О.Ю. Дифференциальный подход к диагностике лёгкой степени дизартрии // Логопед в детском саду. 2004. № 3. – С. 53.

5. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики // журнал: Дефектология. 1974. № 4 – С. 19-26.

6. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. Пособие для логопедов.– М.: «Школьная Пресса», 2007.- 48 с.

7. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. 1996. № 5 – С.!0-15.

8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдо-бульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М.: 1982. – С.75.

Дизартрия - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком, «как будто каша во рту». Причинами формирования такой речевой патологии как дизартрия служат различные вредности пренатального, натального, постнатального периодов: заболевания матери во время беременности, слабая родовая деятельность матери, нарушение раннего психомоторного развития и тяжелые заболевания ребенка, особенно на первом году жизни. Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Классификация по степени выраженности. В ее основе лежит учет степени поражения головного мозга. И в зависимости от степени поражения выделяют анартрию, дизартрию, стертую дизартрию: анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи; дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность; стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.

Классификация по степени понятности речи для окружающих . В ее основе лежит учет чисто внешних проявлений. Автор выделили четыре степени тяжести речевых нарушений : первая – самая легкая степень – нарушение звукопроизношения выявляется только специалистом в процессе обследования ребенка; вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих; четвертая , самая тяжелая – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).- Классификация в отечественной невропатологии и логопедии создана с учетом механизма нарушения, по локализации поражения. Бульбарная дизартрия. Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично. Корковая дизартрия. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание. Псевдобульбарная дизартрия. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую: основным дефектом в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи. 2. средняя - амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. тяжелый дефект произношения. Речь очень невнятная, смазанная, тихая. 3. Тяжелая - анартрия - характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Стертая форма дизартрии. Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств.Раннее речевое развитие незначительно замедлено. к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной. Дизартрия мозжечковая - дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.