» » Некрасов — редактор. Литературно-исторические заметки юного техника Редактором какого журнала долгое время был некрасов

Некрасов — редактор. Литературно-исторические заметки юного техника Редактором какого журнала долгое время был некрасов

Укажите пьесы, написанные В. Маяковским

Какой вид (жанр) произведения обходится без сюжета?

Кто из поэтов 19 века эстетическую программу своего художественного творчества выразил в словах ʼʼЯ лиру посвятил народу своемуʼʼ?

$ Н.А.Некрасов

$ Ф.И.Тютчев

$ В.К.Курочкин

$$$59. Какие произведения входят в трилогию Л.Н.Толстого, передающую духовную историю трех периодов жизни Николая Иртеньева, а вместе с тем и самого автора?

$ ʼʼДетствоʼʼ, ʼʼОтрочествоʼʼ, ʼʼЮностьʼʼ

$ ʼʼНахлебникʼʼ, ʼʼВоскресениеʼʼ

$ ʼʼВласть тьмыʼʼ, ʼʼАнна Каренинаʼʼ

$ ʼʼСмерть Ивана Ильичаʼʼ

$$$60. К малой эпической жанровой форме относится:

$ рассказ

$ лирическое произведение

$$$61. Революцию 1917 года С.Есенин:

$ принял с ʼʼкрестьянским уклономʼʼ

$ не принял

$ не понял

$ лирическое стихотворение

$ повесть

$ рассказ

$$$63. Укажите имя главной героини в рассказе ʼʼГранатовый браслетʼʼ:

$$$64. Роман ʼʼАнна Каренинаʼʼ написан:

$ Л.Толстым

$ Ф.Достоевским

$ И.Буниным

$ И.Тургеневым

$$$65. Повесть ʼʼОлесяʼʼ принадлежит перу писателя:

$ А.Куприна

$ И.Бунина

$ М.Горького

$ ʼʼКлопʼʼ, ʼʼБаняʼʼ

$ ʼʼЧайкаʼʼ, ʼʼДядя Ваняʼʼ

$ ʼʼНа днеʼʼ, ʼʼМещанеʼʼ

$ ʼʼВласть тьмыʼʼ, ʼʼЖивой трупʼʼ

$$$67. Синоним пословицы ʼʼТрус и таракана посчитает за великанаʼʼ:

$ Волков бояться, так в лес не ходить

$ Копейка рубль бережет

$ Куй желœезо, пока горячо

$ Наш пострел везде поспел

$$$68. Система событий в художественном произведении – это:

$ экспозиция

$$$69. Ирония:

$ Вид комического, выражение насмешки под маской серьезного

$ Сочинœение двух гласных в одном слоге

$ Основное ударение

$ Фигура речи, состоящая в заведомом преувеличении

$$$70. ʼʼМуза мести и печалиʼʼ вдохновляла поэта 21 века:

$ Н.А.Некрасова

$ Ф.И.Тютчева

$ М.Ю. Лермонтова

$ Е.А. Баратынского

$$$71. Заглавие - антитеза произведения Л.Н. Толстого:

$ ʼʼВойна и мирʼʼ

$ ʼʼЖивые и мертвыеʼʼ

$ ʼʼПринцип и нищийʼʼ

$ ʼʼ Отцы и детиʼʼ

$$$72. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге - это:

$ анапест

$ А. Белый $ С. Есенин $ И. Северянин $ В. Брюсов

$$$74. В пьесе А. Н. Островского ʼʼГрозаʼʼ литературная лексика 18 века с ломоносовско – державинскими тенденциями присутствует в речи:

$ Кулигина $ Феклуши $ Дикого $ Катерины

$$$75. Персонаж рассказа А. П. Чехова ʼʼХамелœеонʼʼ полицейский надзиратель Очумелов, шёл через базарную площадь и нёс в руках:

$ узелок $ ружьё $ шпагу $ книгу

$$$76. Увидеть развитие национального самосознания, определить новые нравственные ориентиры народа – творческая задача поэмы Н. А. Некрасова

$ ʼʼКому на Руси жить хорошоʼʼ $ ʼʼКоробейникиʼʼ $ ʼʼСашаʼʼ $ ʼʼРусские женщиныʼʼ

$ ʼʼВестник Европыʼʼ

$ ʼʼРусский вестникʼʼ

$ ʼʼ Русское богатствоʼʼ

$ ʼʼСовременникʼʼ

$$$ 78. Какому поэту ʼʼсеребряного века” принадлежат пророческие строки “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед”

$ М. Цветаевой

$ Б. Пастернаку

$ К. Бальмонту

$О. Мандельштаму

$$$ 79. Послереволюционной крестьянской Руси посвятил С. Есенин произведение:

$ ʼʼПисьмо материʼʼ

$ ʼʼНе жалею, не зову, не плачуʼʼ

$ ʼʼАнна Снегинаʼʼ $ ʼʼВыткался на озере алый свет зариʼʼ

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после

Одним из крупнейших редакторов своего времени был Н.А. Некрасов. Наибольший интерес представляет его деятельность в "Современнике", во главе которого он стоял двадцать лет - с 1847 по 1866 год. Как уже говорилось, это был один из лучших отечественных журналов. В годы подъема революционного движения его тираж достигал десяти тысяч экземпляров - огромная цифра для того времени. На страницах журнала нашла отражение программа крестьянской революции.

Заслуга Некрасова в том, что он сумел сплотить вокруг редакции коллектив единомышленников - писателей, публицистов. Журнал был идейным органом, он воплощал программу, намеченную Белинским. Все материалы "Современника" выражали единое направление.

Некрасов стремился к коллективности редакторской работы. В конце 50-х годов создается редакционная коллегия в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского, Добролюбова. Н.К. Михайловский так характеризовал деятельность редакции журнала: "В силу коллегиальности, индивидуальные особенности ничем не отражались на общем литературном деле, которое стояло не на темпераментах и характерах, а на убеждениях".

Некрасов не только занимался организацией работы изданий. Он правил статьи, читал корректуры. Он писал Тургеневу в 1850 году: "...Честью Вас уверяю, что я, чтоб составить первую книжку, прочел до 800 писанных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец, написал полсотни писем...".

Некрасов так характеризует свою работу в "Современнике": "...Вся, так сказать, черновая работа по журналу: чтение, исправление рукописей, а также добывание их, чтение корректур, объяснение с цензорами, восстановление смысла и связи в статьях после их карандашей лежали на мне, да я еще писал рецензии и фельетоны..." (Из письма М.Е. Салтыкову).

Анализируя материалы, предлагаемые к изданию, Некрасов выделял в них основные аспекты, важные именно для данной темы, формулируя четко и определенно свои замечания автору. Так, автору статьи "Исследование о полной сети железнодорожных сообщений в России" А.Н. Еракову он пишет: "...В твоей статье много корректурных ошибок, которые надо выправлять; но я не проверял цифр, думаю, что там тоже есть ошибки; если они окажутся, то статья много потеряет; советую дать кому-нибудь постороннему сверить цифры с оригиналом, ибо редкий автор может быть сам корректором своего произведения - это дознано опытом..." . Приведенный фрагмент письма интересен с двух точек зрения. Во-первых, Некрасов подчеркивает значение точности фактического материала для статьи, дающей количественные характеристики железных дорог. Во-вторых, он показывает специфику редакторской подготовки издания, справедливо замечая, что корректура - самостоятельный этап и выполнять эту работу целесообразно не автору, а другому лицу.

Некрасов начал свою работу редактора в журнале Ф.А. Кони "Пантеон российских театров".

В 1845 году вышел составленный им сборник "Физиология Петербурга" в двух частях, включавший 12 статей. Среди авторов сборника В.Г. Белинский, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, А.Я. Панаева.

Сборник объединил разнородные по характеру материалы по принципу идейной направленности. "Все статьи, кроме литературного достоинства, имеют еще и достоинство правды, весьма важное и главное в сочинениях такого рода," - писал Некрасов.

Обязанности редактора сборника определил В.Г. Белинский: "...г. Некрасов не почел себя вправе коснуться ни одной статьи, напечатанной в сборнике. Редактор сборника - не то, что редактор журнала. По общему мнению, быть редактором сборника, значит набрать статей, сделать им выбор и расположить их, а потом присмотреть за изданием. Так и поступил г. Некрасов".

Редакторская работа Некрасова над сборником выявила новые возможности подобного издания и такое его качество, как целостность.

Как видим из приведенного выше суждения Белинского, в это время работа и обязанности редактора занимают общественное мнение. Рассматриваются особенности подготовки изданий различных типов и видов, обязанности редактора и критерии оценки произведения, формирование авторского актива.

Некрасов обладал необходимым для редактора умением создать условия для проявления писательского дара. "Только благодаря его великому уму, высокому благородству и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность ее, но все мои заслуги перед нею - его заслуги," - писал Н.Г. Чернышевский.

В основе отбора материалов в "Современнике" Некрасова прослеживаются две линии: учет читательского интереса и общее направление журнала. Учитывая, что летом журнал распространяется менее активно, он важные, программные материалы печатал в другие периоды года. Старался давать в журнале материалы, написанные в русле его общего направления или хотя бы не противоречащие ему.

Некрасов большое внимание уделяет языку произведений. Особенно отчетливо это проявляется в оценке переводов. Например, он пишет Н. Сатину по поводу перевода драмы В. Шекспира "Буря": "Нам хотелось бы, чтоб этот перевод, сделанный Вами 25 лет тому назад, Вы пересмотрели и исправили... Иногда, переменив одно слово или даже сделав только перестановку в словах, видишь, что стих выигрывает; это и понятно, ибо в 25 лет русский язык и стих сделали успехи".

В этом фрагменте письма важными для рассматриваемого вопроса представляются два момента. Прежде всего обращает на себя внимание замечание поэта о том, как чувствителен язык художественной литературы, особенно стихов, к каждому слову текста. Сам поэт, Некрасов, однако, не правит перевод, а предпочитает, чтобы его доработал сам переводчик. Тем самым он добивается цельности передачи восприятия переводчиком авторского текста. Кроме того, Некрасов подчеркивает, что русский язык постоянно развивается. Особенно активно эти процессы проходили в ХIХ веке, о чем ранее мы уже говорили. И Некрасов, выступающий в данном случае в качестве редактора, подчеркивает использования при переводе именно современной лексики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра редакционно-издательского дела и информатики

РЕФЕРАТ

Н.А. Некрасов - редактор

Выполнила

студентка IV курса д/о 413 группы

Дворянская Дарья

Преподаватель: Иншакова Н.Г.

Москва 2015

В современной действительности редактор - это чаще всего человек со специальным гуманитарным образованием, задачей которого является непосредственно редактура, преобразование авторского текста. К тому же сейчас в большинстве редакций прослеживается разделение полномочий редактора и главного редактора - последний всё реже занимается правкой, отвечая за концепцию и курс СМИ.

В позапрошлом веке облик журналистики был иным, и редакторами (в данном случае главными редакторами) часто становились писатели. Одним из таких редакторов был Николай Алексеевич Некрасов, руководитель литературного и общественно-политического журнала "Современник" (в 1847-1866 годах) и редактор журнала "Отечественные записки" (с 1868 до 1877 года). Политика изданий определялась Некрасовым, поэтому помимо непосредственной редактуры он занимался также идеологической стороной журналов, отказываясь печатать авторов, сотрудничающих с изданиями, позиция которых была враждебна двум его журналам. Некрасова можно считать одной из центральных фигур в истории редактирования XIX века.

Редактор в Некрасове мог проявляться в трёх различных ипостасях. Во-первых, это саморедактура. Во-вторых - это редактор текстов для журналов, читающий и исправляющий рукописи. И в-третьих, - это редактор, который руководит одним из наиболее влиятельных журналов своего времени.

Непосредственно редакторская деятельность Некрасова - в том понимании слова "редактор", которое мы имеем сейчас, - известна нам благодаря рукописям с пометками, сохранившимися в архивах. Она часто была тесно связана с проведением политики "Современника". В "Очерках по истории редактирования в России XVI-XIX вв." К.М. Накорякова приводит несколько примеров его редакторской работы над текстом. Она пишет, что Некрасов вносил небольшие коррективы даже в статьи В.Г. Белинского, если мысли, высказанные в них, противоречили хотя бы в частностях общим установкам журнала. Так, он внёс исправления в статью Белинского "Взгляд на русскую литературу 1846 года", в те места, которые касаются оценки повести Ф.М. Достоевского "Двойник"; в частности, заменил такое предложение: "В "Двойнике" автор обнаружил огромную силу творчества, характер героя принадлежит к числу самых глубоких, сильных и истинных концепций, какими может похвалиться русская литература, ума и истины в этом произведении бездна, художественного мастерства - тоже". Некрасов сделал его гораздо более сдержанным: "В "Двойнике" автор обнаружил замечательную силу творчества, характер героя концентрирован глубоко и смело, истины в этом произведении много". Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России. XVI-XIX вв. М., 2004. 179 С.

Некрасов начал редакторскую деятельность в 1840 г. в журнале Ф.А. Кони "Пантеон российских театров", а первым серьезным редакторским опытом Некрасова был сборник "Физиология Петербурга". Две части сборника включали в себя 12 статей разных авторов таких как Белинский, Григорович, Панаева и сам Некрасов. Разнородные по своему характеру материалы объединяла общая направленность: "Все статьи, кроме литературного достоинства, имеют еще достоинство правды, весьма важное и главное в сочинениях такого рода", - писал Некрасов о произведениях писателей "натуральной школы", декларацией которых и явился по сути дела этот сборник. Защищая Некрасова, тогда молодого литератора, от нападок "Северной пчелы", ставившей под сомнение его право быть редактором альманаха, В.Г. Белинский писал, что тот "не почёл себя вправе коснуться ни одной статьи напечатанной в сборнике. Редактор сборника - не то, что редактор журнала. По общему мнению, быть редактором сборника значит набрать статей, сделать им выбор и расположить их, а потом присмотреть за изданием. Так и поступил г. Некрасов". Там же. 175 С.

Правки, вносимые Некрасовым в чужие статьи, служили не только для исправления, но и для унификации стиля. Как любой современный главный редактор, он внимательно следил за тем, чтобы материалы в его журнале соотносились с антилиберальной направленностью издания. Нельзя было упрекнуть Некрасова в том, что он не давал автору возможность высказаться, если сам не считал материал достойным и интересным. В этом отношении его работа заключалась как раз в сохранении единой концепции, невзирая на собственные вкусы. Некрасов никогда не позволял себе лениться и редко полагался на соредакторов - он всегда сам предельно подробно изучал и редактировал статьи. Помимо руководства журналом и редактирования статей Некрасов занимался всей остальной работой журнала: искал новых авторов, вел активную переписку с создателями присылаемых рукописей и общался с цензорами, а также не забывал про самостоятельное творчество - писал статьи и фельетоны. Чтобы создать всего лишь один номер "Современника" Некрасову порой приходилось прочитать более ста страниц присланного материала, отобрать его и отредактировать, позже из отобранного и отредактированного, отобрать снова, иногда много раз возвращаясь к тексту статей, доводить их до совершенства.

Ко всему прочему, Некрасов умел взаимодействовать с читателем, влияя на его вкусы, тем самым подтверждая свой несомненный талант редактора. "Современник" выпускался в красивой сиреневой обложке, к нему прилагалась страничка с картинками модной одежды. В нем были материалы на любой вкус: и повести, и стихи, и переводные статьи… Некрасову был присущ невероятный талант - вдохнуть в журнал жизнь. Некрасов понимал важность правильного распределения материалов и не печатал программные материалы в летние месяцы, когда журнал читали меньше. Там же. 176 С.

Поиск слова для зрелого Некрасова был очень важной частью работы над собственными и редактируемыми текстами. К.И. Чуковский в своём фундаментальном труде "Мастерство Некрасова", который по сей день остаётся основной книгой о творчестве этого поэта и редактора, отмечает, что по некрасовским рукописям заметна огромная разница между черновыми набросками и окончательным текстом. Даже вышедшие в печать ранние стихотворения Некрасов мог переработать позднее, переписать почти полностью уже законченный текст. В первом сборнике Некрасова, вышедшем в 1856 году, было напечатано стихотворение "Буря". Оно не было лаконичным, обладало несовершенным синтаксисом, образы были неточны. Через три года Некрасов написал "Бурю" заново, превратив его в настоящий поэтический шедевр. "Здесь, в этой переработке неудачных стихов, Некрасов наглядно обнаружил великую силу своего мастерства и непогрешимость своего литературного вкуса, а также ту беспощадную суровость к себе, к своему творчеству, к своему дарованию, без которой он не был бы великим поэтом" Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 229 .

"Буря" не единственный пример полной переработки Некрасовым его текстов. Стихотворение "Встреча" он позднее переписал, создав "Свадьбу" - один размер, почти не изменённая первая строчка и сходный сюжет, но два разных произведения. Наиболее интересно в этих примерах то, что они не являются черновым и беловым вариантами - это законченные, увидевшие свет стихотворения. некрасов журнал редакторский цензура

Черновые варианты произведений Некрасова зачастую разительно отличаются от тех текстов, которые вышли в сборниках и вошли в собрание сочинений. К. Чуковский приводит несколько примеров, демонстрирующих это. Так, в поэме "Мороз, Красный нос" в конце отрывка "Есть женщины в русских селеньях" вместо строк:

И по сердцу эта картина

Всем, любящим, русский народ! (II, 171)

мы видим в черновиках такие варианты:

Рай в доме того семьянина,

Где баба такая живёт!" (II, 561)

В кубышке на свадьбу для сына

Убогий залишек растёт...(II, 561)

То же самое мы видим в отношении многих других стихотворений. В произведении "Дядюшка Яков" в первоначальном тексте значились строки:

Для мальчуганов,

Для всех болванов (II, 579)

В окончательном варианте вместо них мы видим строки, гораздо более соответствующие характеру стихотворения:

Для ребятишек,

Тимошек, Гришек (II, 290)

Чуковский пишет, что не всегда в рукописях мы можем видеть черновой вариант стиха. Иногда Некрасов вставлял туда слова, не предназначавшиеся для итогового варианта, но способные "не ослабить инерцию ритма, не застопорить движение стиха". Чуковский называет это "прачерновиками". В качестве примера он приводит отрывок из рукописи стихотворения "Как празднуют трусу".

Эти избёнк[и], соломою крытые,

Кажется, скоро падут,

Эти клячонки, бесчис[ленно] битые,

Мало кормимы, еле бред[ут]. (II, 606)

Выражения "бесчисленно битые" и "мало кормимые" не предназначались Некрасовым для этих стихов, но помогали сохранить ритм для того, чтобы далее проработать стихи детально. Вероятно, с другими стихотворениями, черновые варианты которых нам известны, Некрасов поступал так же: записывал основные мысли на бумаге, даже не собираясь сохранить некоторые фрагменты в окончательной редакции; в дальнейшем, намереваясь переписать эти места, вернуться к ним, найти этим словам и выражениям достойную замену.

Некрасов оставался верен излюбленной эстетической заповеди:

… важен в поэме

Стиль, отвечающий теме. (II, 439)

Эту заповедь он не нарушал никогда: стиль каждого его произведения постоянно находился в зависимости от идейных задач, которые он перед собой ставил при разработке того или иного сюжета. Например, поэме "Русские женщины" Некрасов придал торжественно-эпический, приподнятый, однако вовсе не напыщенный, стиль, чего он добился не только посредством подбора идеально подходящих слов, но и размером стиха, и выбранной связью в предложениях Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 227 .

Такой тщательный подбор слов подтверждает, что редакторский потенциал Некрасова раскрывался не только как способность добиваться соответствия чужих текстов с идеей журнала, которыми он руководил, но и как упорство в работе над собственными произведениями и доведение их до совершенства. Настойчивый труд, который направлен на совершенствование своих текстов, и отличает прирождённого редактора.

Заслуги Николая Алексеевича Некрасова для всей русской культуры не исчерпываются введением в поэзию прозаизмов, фольклора, обращения к теме крестьянства и доказательством возможности смешения настроений внутри одного стихотворения. Не менее важна редакторская деятельность Некрасова и его труд в журналах "Современник" и "Отечественные записки". Облик этих журналов - во многом его личная заслуга.

Сам Некрасов был убеждён, что "нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого". Он писал: "Я всегда досадую, когда встречаю фразу "нет слов выразить" и т.д. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив, да ещё вот что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же, сколько в собственные" Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России. XVI-XIX вв. М., 2004. 181 С. .

Путь, проходимый Некрасовым каждый раз при редактировании чужого текста или необходимости чётче выразить свои собственные мысли на бумаге, зафиксирован в архивных источниках и потому позволяет нам составить представление о том, как этот поэт, писатель, публицист и редактор работал над словом. А наследие, оставленное им, даёт право утверждать, что в поиске наиболее подходящего слова Некрасов достиг вершины редакторского и писательского мастерства.

Список использованной литературы

1. Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России. XVI-XIX вв. М., 2004. С. 174-185.

2. Некрасов Н.А. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 10. Л. Наука. 1982.

3. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 210-231.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемно-тематический анализ театральной критики журнала "Отечественные записки" Н.А. Некрасова. Социально-публицистический, философско-эстетический, оценочно-прагматический виды дискурса театральной критики. Структурная организация театральной рецензии.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2015

    Профессия редактора и формирование редакторских традиций. Слово "редактор" в "Новом словотолкователе" 1806 года. Журнал "Современник" и его ведущий публицист, автор хроники "Наша общественная жизнь" и редактор – М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ его правок.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Краевского А.А. - известного русского издателя, редактора, журналиста. Характеристика личности Андрея Александровича, его вклад в формирование и развитие журнала "Отечественных записок" и газеты "Голос".

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Практически-политический характер эстетики и основные течения общественной мысли России в эпоху 1860-1880-х годов. Сходство и различие идейно-эстетических программ журнала "Отечественные записки", содержание литературно–критических и философских статей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2011

    Выяснение исторических предпосылок зарождения редакторской правки, ее основные задачи, функции и принципы. Ознакомление с целями корректорского вычитывания, сокращения (внесение конъюнктурных изменений), литературной отделки и переделке исходного текста.

    реферат , добавлен 10.03.2011

    Идеи славянофильства и западничества как направлений общественно-политической жизни XIX в., их отражение в периодических изданиях 1860-х годов: "Русской беседе", "Молва", "Парус". Полемика почвеннических журналов с демократическим изданием "Современник".

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Общественно-политическая обстановка в России после победы Октябрьской революции 1917 года, зарождение и развитие института цензуры в СССР. Характеристика и специфика работы партийных издательств, их назначение и степень влияния на мировоззрение масс.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2009

    Новостной редактор ТВ: портрет "невидимой" профессии. Лексические, морфологические особенности новостного языка. Редакторская работа над текстом телевизионной информационной заметки. Обзор алгоритма действий редактора при монтаже информационных сообщений.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2014

    Особенности процесса редактирования детской литературы. Биография Самуила Яковлевича Маршака и основные этапы его жизни. Редакторская деятельность Маршака, принципы работы с текстом и авторами. Особенности организации функционирования детской редакции.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2013

    Понятие, сущность и характеристика общественно-политической прессы. Методы и технологии воздействия на целевую аудиторию в общественно-политической журналистике. Оценка уровня востребованности и влияния на аудиторию общественно-политических публикаций.

Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года - январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественным запискам», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». Тем не менее Белинский был в «Современнике» на уровне такого же обычного журналиста, каким был у Краевского. И это впоследствии Некрасову ставили в упрёк, так как именно Белинский больше всех содействовал тому, что основные представители литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» перешли в «Современник».

Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современника» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Николай Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Так же в журнале издавались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

С первых же лет издания журнала под руководством Некрасова, он являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатаются его стихи, проза, критика. В 1848–1855 годах «мрачного семилетия», правительство Николая I, будучи напуганным французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу. Некрасов, редактор «Современника», в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой сохранить репутацию журнала, хотя нельзя было не отметить, что содержание журнала заметно потускнело.

Начинается печатание весьма длинных приключенченских романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним Головачёвой-Панаевой). Главами этих долгих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом новой эры русской жизни. В его творчестве также наступил счастливый период - его выдвигают в первые ряды литературы.

Но этот период нельзя было назвать лёгким. Заметно в то время обострившиеся классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых представляла либеральное дворянство во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм, и эстетическое «пушкинское» начало в литературе. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшемуся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов крестьянской демократии. В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Началась эпоха студенческих волнений, бунтов освобожденных от земли крестьян и польского восстания. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Приостанавливается выход в свет «Современника», а в 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда.

После закрытия журнала Некрасов сходится с издателем Андреем Краевским, и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, он арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества.