» » Контрольная работа по поэзии Серебреного века. Тестовые задания. Тест по литературе «Серебряный век русской поэзии Серебряным веком называют тест

Контрольная работа по поэзии Серебреного века. Тестовые задания. Тест по литературе «Серебряный век русской поэзии Серебряным веком называют тест
03.10.2017 5313 191 Терехова Ирина Васильевна

Поэзия серебряного века

Задание 1

В конце 19 – начале 20 века в литературе сформировались три основных модернистских течения «новой литературы». По характерным признакам определите эти направления в литературе:

1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытки создания искусства, устремленного в будущее.
2. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизреченного, недосказанность, замена образа.
3. Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

Символизм
Акмеизм
футуризм

Задание 2

К какому литературному направлению были близки ниже названные писатели и поэты:
1. Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский.
2. Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый.
3.А.Ахматова, М.Кузмин, Н.Гумилев, О.Мандельштам, С.Городецкий.

1. символизм
2. акмеизм
3. футуризм

Задание 3

Познакомившись с образцами лирики К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Кузмина, соотнесите приведенные особенности творчества с лирическими героями названных поэтов:

1. Непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями.
2. Стабильность мироощущения, поэтизация твердых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика.
3. Многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность.

1. Брюсов
2. Кузмин
3. Бальмонт

Задание 4

Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия:

1. М.Кузмина.
2. К.Бальмонта.
3. В.Брюсова.

1. музыка
2. скульптура
3. театр

Задание 5

Что называется ритмикой стихотворения:

1. Способ организации художественной речи, когда прозаический текст членится на ритмические отрезки, создающие эффект внутренней мелодики.
2. Мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, строк, интонационной мелодии и пауз.
3. Звуковое совпадение последних слогов, находящихся в конце стихотворения.

Задание 6
Назовите трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:

1. ямб
2. анапест
3. дактиль
4. амфибрахий

Задание 7

Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К.Бальмонта «Новолуние»:

«Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине
Ярко видится мне».

1. Дактиль.
2. Амфибрахий.
3. Анапест.

Задание 8
К какой группе символистов относились поэты В.Брюсов и К.Бальмонт:

1. «Старшие символисты».
2. «Младшие символисты».

Задание 9

Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):

1. аллегоричность
2. недосказанность
3. неисчерпаемость
4. расчет на восприимчивость читателя

Задание 10

Выделите лексические повторы в стихотворении В.Брюсова «Родной язык»:

«Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!»

Задание 11

Приверженцем какого литературного направления являлся А.Блок:

1. акмеизма
2. символизма
3. футуризма

Задание 12

Найдите соответствие стихотворений А.Блока основным мотивам его лирики.
1. мотив мрачной разочарованности.
2. мотив назначения поэта и поэзии.
3. мотив «страшного мира»
4. Мотив Родины

1. «Фабрика»
2. «К Музе»
3. «Осенняя воля»
4. «Я стар душой»

Задание 13

К какому мотиву творчества А.Блока можно отнести приведенный отрывок:
«Но к цели движется поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой»

1. Тема Родины».
2. Интимная лирика.
3. Тема поэта и поэзии.

Задание 14

Кому посвящен поэтический цикл А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:

1. Н.Волоховой.
2. Л.Менделеевой.
3. Л.Дельмас.
4. Другой женщине.

Задание 15

А.Блок объединил свою поэзию в «трилогию вочеловечения». К какому этапу творчества поэт отнес цикл «Стихи о Прекрасной даме»:

1. «Теза»
2. «Антитеза»
3. «Синтез»

Задание 16

В стихотворении А.Блока «Осенняя воля» четко просматриваются традиции литературы 19 века, поэта, автора стихотворения «Родина». Назовите этого поэта:
1. А.Пушкин
2. Ф.Тютчев
3. М.Лермонтов
4. А.Некрасов

Задание 17

Лирический герой – это:

1. Условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать поэт.
2. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами.
3. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение.

Задание 18

Художественной особенностью композиции поэмы А.Блока «Двенадцать» является построение ее на основе:
1. сопоставления двух миров
2. противопоставления двух миров
3. событийности времени

Задание 19

Образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать» трактовался по-разному. Какая символистская идея поэта:
1. Иисус Христос как символ революции.
2. Иисус Христос как символ будущего, «языческий» Христос.
3. Иисус Христос как Сверхчеловек.
4. Иисус Христос как символ Высшей справедливости.

Задание 20

Определите стихотворный размер стихотворения А.Блока «Незнакомка»:
«И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне».
1. ямб
2. хорей
3. дактиль
4. анапест

Задание 21

Цикл стихотворений А.Блока «На поле Куликовом» является произведением:
1. на историческую тему
2. о современности
3. о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Ответы к тесту «Поэзия Серебряного века»
1. 1-футуризм
2-символизм
3-акмеизм

2. 1-футуризм
2-символизм
3-акмеизм

3. 1-Бальмонт
2-Брюсов
3-Кузмин

4. 1-театр
2-музыка
3-скульптура

5-2
6-3
7-1
8-1
9-4
10-
11-2
12. 1-я стар душой
2- к музе
3-фабрика
4 –осенняя воля
13-3
14-2
15-1
16-3
17-1
18-2
19-4
20-1
21-3

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по литературе для 11 класса

«Серебряный век русской поэзии»


Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

2013

Пояснительная записка

Данный тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса темы «Серебряный век русской поэзии». Работа содержит вопросы об основных литературных течениях Серебряного века.

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленный тест можно использовать на заключительном уроке литературы по данной теме.

Критерии оценки:

«5» - 19 – 20 баллов

«4» - 16 – 18 баллов

«3» - 11 – 15 баллов

«2» - 0 – 10 баллов



1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии 1. Начало XX века2. Конец XIX - начало XX века3. Начало - середина XX века4. Конец XIX века
2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»? 1. В.Соловьёв 2. Н.Оцуп 3. Н.Бердяев 4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс 2. модернизм 3. символизм 4. футуризм
4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?
5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века? 1. символизм 2. акмеизм 3. футуризм 4. имажинизм
6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев? 1. символизм 2. имажинизм 3. футуризм 4. акмеизм
7. Кто обосновал теоретические основы символизма? 1. В.Соловьёв 2. Ф.Сологуб 3. В.Брюсов 4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм 2. имажинизм 3. футуризм 4. символизм
9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
10. Кто из поэтов является представителем имажинизма? 1. С.Есенин 2. З.Гиппиус 3. А.Белый 4. В.Маяковский
11. Кто из поэтов является представителем футуризма? 1. А.Блок 2. В.Маяковский 3. М.Цветаева 4. А.Ахматова
12. «Цех поэтов» - это название союза: 1. символистов 2. имажинистов 3. футуристов 4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

1. акмеистов 2. имажинистов 3. футуристов 4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение 2. образ 3. слово 4. время
15. Что К.Бальмонт считал основой лирики? 1. магию слов 2. личность 3. рифму 4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв 2. А.Ахматова 3. В.Брюсов 4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие 2. междометие 3. глагол 4. прилагательное
18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма? 1. тайна 2. слово 3. мимолётность 4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты 2. имажинисты 3. футуристы 4. акмеисты
20. Как назывался первый манифест футуристов? 1. «Садок судей» 2. «Пощёчина общественному вкусу» 3. «Адище города» 4. «Из улицы в улицу»

Ответы 1. 2 2. 3 3. 2 4. 3 5. 1 6. 4 7. 4 8. 1 9. 3 10. 1 11. 2 12. 4 13. 3 14. 3 15. 1 16. 4 17. 3 18. 4 19. 3 20. 2

Тест по теме «Серебряный век русской поэзии»

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

1. Начало XX века 2. Конец XIX - начало XX века

3. Начало - середина XX века 4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв 2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев 4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

3. символизм 4. футуризм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм 2. имажинизм

3. футуризм 4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм 2. акмеизм

3. футуризм 4. имажинизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм 2. имажинизм

3. футуризм 4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв 2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов 4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм 2. имажинизм

3. футуризм 4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв 2. А.Ахматова

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин 2. З.Гиппиус

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

3. М.Цветаева 4. А.Ахматова

12. «Цех поэтов» - это название союза:

1. символистов 2. имажинистов

3. футуристов 4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

1. акмеистов 2. имажинистов

3. футуристов 4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение 2. образ

3. слово 4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

1. магию слов 2. личность

3. рифму 4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв 2. А.Ахматова

3. В.Брюсов 4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие 2. междометие

3. глагол 4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

1. тайна 2. слово

3. мимолётность 4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты 2. имажинисты

3. футуристы 4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов?

1. «Садок судей» 2. «Пощёчина общественному вкусу»

3. «Адище города» 4. «Из улицы в улицу»

Форма урока:

учебная встреча . Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

  • углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
  • знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
  • совершенствовать навыки монологического ответа;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.
  • Оборудование:

    репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

    Ход учебной встречи.

  • Представить направление
  • (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов .
  • Знание биографии
  • : дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
  • Конкурс чтецов : представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов .
  • Поэзия – это… : рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
  • Создание клипа : на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов .
  • Сочинить стихотворение : по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов .
  • Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.
    1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм ).
    2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности ).
    3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин ).
    4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним ).
    5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин ).
    6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов” ).
    7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев ).
    8. Что означают ахматовские строки:
    9. “Муж в могиле, сын в тюрьме,

      Помолитесь обо мне”?

      (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина ).

    10. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии ).
    11. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба ).
    12. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой ).
    13. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты ).
    14. О каком великом поэте И. Северянин писал:
    15. Он – это чудное мгновенье,

      Запечатленное в веках!

      Он воплощенье вдохновенья

      И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине ).

    16. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить ).
    17. Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др ).
    18. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
    19. Мой биограф будет очень счастлив,

      Будет удивляться два часа,

      Как осел, перед которым в ясли

      Свежего насыпали овса,

      Вот и монография готова,

      Фолиант почтенной почтенной толщины:

      “"О любви несчастной …

      В год четвертый мировой войны”.

      Здорово, гордец чумазый,

      Чтоб камнем – тяжеловес

      Избрал, не прельстясь алмазом.

      Здорово, булыжный гром!

      Зевнул, козырнул – и снова

      Оглоблей гребет – крылом

      Архангела ломового.

    20. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
    21. а) Как я люблю фламандское панно,

      Где овощи, и рыбы, и вино,

      И дичь богатая на блюде плоском –

      Янтарно-желтым отливает лоском.

      И писанный старинной кистью бой –

      Люблю. Солдат с блистающей трубой,

      Клубы пороховые, мертвых груду,

      И вздыбленные кони отовсюду!

      (Акмеизм )

      б) Как часто выразить любовь мою хочу,

      Но ничего сказать я не умею,

      Я только радуюсь, страдаю и молчу:

      Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

      Но в близости ко мне живой души твоей

      Как все таинственно, так все необычайно, –

      Что слишком страшною божественною тайной

      Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

      (Символизм )

      в) Нет людей.

      Понимаете

      крик тысячедневных мук?

      Душа не хочет немая идти,

      а сказать кому?

      Брошусь на землю,

      камня корою

      в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

      Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

      покрою умную морду трамвая.

      (Футуризм )

      г) Я вольный ветер, я вечно вею,

      Волную волны, ласкаю ивы,

      В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

      Лелею травы, лелею нивы.

      Весною светлой, как вестник мая,

      Целую ландыш, в мечту влюбленный,

      И внемлет ветру лазурь немая, -

      Я вею, млею, воздушный, сонный.

      (Символизм )

    22. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин ).
    23. Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам ).