» » Национальной программы сохранения библиотечных фондов рф. Национальная программа сохранения библиотечных фондов российской федерацииподпрограмма "консервация библиотечных фондов". Книжные памятники российской

Национальной программы сохранения библиотечных фондов рф. Национальная программа сохранения библиотечных фондов российской федерацииподпрограмма "консервация библиотечных фондов". Книжные памятники российской

О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

, консультант Отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации

Значение библиотек для экономического, интеллектуального и духовного прогресса общества с каждым годом оценивается все более высоко.

Российский Закон «О библиотечном деле», принятый в 1994 г., установил, что «в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками».

Совет Европы, членом которого является Россия, постоянно отмечает необыкновенно важную роль библиотек на современном этапе. В проекте рекомендаций по библиотечному законодательству в Европе, подготовленном Советом Европы в 1999 г., подчеркивается, что

· библиотеки являются основным активным и незаменимым звеном, как в информационной цепи, так и в охране культурного наследия,

· они осуществляют необходимую внешнюю связь для распространения знаний в обществе,

· библиотечное наследие составляет основную часть культурного наследия европейских государств и в этом качестве является ключевым компонентом их самосознания.

Для того чтобы удовлетворять растущие потребности общества в информации, необходимо сохранять информацию и ее носители. В связи с этим проблема сохранения библиотечных фондов перестала быть частным вопросом библиотечного дела и становится проблемой национального значения, от решения которой во многом зависит доступность обществу необходимой информации, новых идей и знаний.

На Генеральной конференции ЮНЕСКО еще в 1986 г. были приняты «Директивы международных действий по сохранению библиотечных материалов», которые предусматривают создание в каждой стране национальной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов.

В России, начиная с 1993 г., Министерство культуры проделало большую работу по изучению и анализу состояния библиотечных фондов страны. В результате был сделан вывод, что в области сохранения фондов в библиотеках сложилась кризисная ситуация и что для выхода из нее необходимо выработать комплексную долгосрочную стратегическую программу общенационального уровня, которая бы стала основой государственной политики в области сохранения библиотечных фондов страны. Началась работа над созданием концепции Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, в которой приняли участие ведущие специалисты федеральных библиотек и Управления по делам библиотек Минкультуры России.

Этот важный этап работы завершился в 1998 году Коллегией Министерства культуры, которая рассмотрела вопрос «О государственной политике сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны». К заседанию был подготовлен пакет документов, среди которых основным была Концепция Национальной программы сохранения библиотечных фондов. Коллегия одобрила предложенные на ее рассмотрение пути формирования государственной политики в области сохранения библиотечных фондов и утвердила Концепцию Национальной программы.

В соответствии с решением Коллегии на базе Основ законодательства о культуре, Федерального закона «О библиотечном деле», Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации », а также «Директив международных действий по сохранению библиотечных материалов» (ЮНЕСКО, Вена 1986г.), Программы ЮНЕСКО «Память мира» (1992 г.), Программы ИФЛА «Preservation and Conservation» (1986 г.), на основании утвержденной Коллегией Концепции ведущими специалистами страны был разработан проект Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. В апреле 2000 г. проект Национальной программы был одобрен Всероссийским совещанием руководителей федеральных и центральных научных библиотек субъектов Российской Федерации на тему «Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов», состоявшимся в Санкт-Петербурге, в июле - Межведомственным экспертным советом по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры Российской Федерации.

26 июля 2000 г. проект был обсужден и одобрен Коллегией Министерства культуры, где рассматривался вопрос «О Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации». Затем Программа как составная часть Федеральной программы «Культура гг.» была утверждена приказом Министра культуры № 000 от 01.01.01 г.

Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры и Российская библиотечная ассоциация.

Программа предполагает постепенно охватить всю библиотечную сеть страны. Федеральные библиотеки системы Министерства культуры в качестве научно-методических и координационных центров организуют реализацию Программы и обеспечивают ее правовую и научно-методическую базу.

Межведомственный уровень Программы обеспечивает Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов, созданный при Министерстве культуры.

В его состав вошли делегированные министерствами и ведомствами представители, ведущие специалисты крупнейших библиотек, музеев, других учреждений, имеющих библиотечные фонды.

Для реализации Программы, как и любых других крупных проектов, необходимо создание определенных условий, самыми важными из которых являются наличие механизма реализации и финансирование проекта.

Еще в процессе подготовки концепции разработчики решали проблему формирования механизма реализации Программы.

Такая задача, как подготовка комплексной программы подобного уровня, а тем более ее реализация, была бы не под силу ни одной, даже самой крупной библиотеке. Важной организационной находкой стало создание в качестве механизма разработки и реализации Программы системы научно-методических и координационных центров, которые отвечают за каждую из 7 подпрограмм, составляющих Национальную программу, а именно:

· «Консервация библиотечных фондов » - для этой подпрограммы базой является федеральный Центр консервации библиотечных фондов РНБ;

* «Сохранение информации и создание Страхового библиотечного фонда» - научно-методический и координационный центр этой подпрограммы - ВГБИЛ;

* «Книжные памятники Российской Федерации» - РГБ;

* «Безопасность библиотек и библиотечных фондов» - Центр по безопасности культурного наследия Государственного научно-исследовательского института реставрации;

· «Сохранение библиотечных фондов в процессе использования» - ГПИБ России;

· «Учет библиотечных фондов» - РГБ;

· «Кадровое обеспечение программы» - АПРИКТ.

Практика показала необходимость организации таких координационных научно-методических центров, составивших управленческую горизонталь Национальной программы. Уже в процессе разработки Программы центры доказали свою жизнеспособность, готовность к организации дальнейшей работы по реализации Программы, оправданность принципа распределенной ответственности.

Финансирование крупных программ, тем более, имеющих национальное значение, не может и не должно осуществляться из одного источника. Ни один бюджет не сможет справиться с этой задачей самостоятельно.

Поэтому финансирование Программы комплексное, складывается из Федерального бюджета разных ведомств, имеющих в своем ведении библиотеки, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных источников.

Из бюджета Министерства культуры Российской Федерации как ведущего ведомства, ответственного за формирование и реализацию государственной культурной политики, в том числе библиотечной, будут финансироваться общие научно-методические разработки, создание системы нормативных документов, развитие инфраструктуры межбиблиотечного, межведомственного и международного взаимодействия и т. п. Министерство культуры осуществляет целевую финансовую поддержку проектов, имеющих федеральное значение, осуществляемых как библиотеками системы Минкультуры России, так и учреждениями другого ведомственного подчинения, а также крупных региональных проектов, таких, как создание региональных и межрегиональных центров сохранения библиотечных фондов, подготовка и переподготовка кадров, анализ состояния фондов и т. п.

Средства Федерального бюджета на реализацию проектов Национальной программы сохранения библиотечных фондов распределяются в рамках Федеральной программы «Культура России гг.» в результате конкурсного отбора проектов. В 2001 г. было предложено более 150 заявок на участие в конкурсе проектов, направленных на реализацию Национальной программы. Из них отобрано на финансирование 56 проектов, значительная часть которых уже профинансирована.

В настоящее время проблема сохранения библиотечных фондов заняла достойное место в структуре государственной культурной политики в области библиотечного дела, в системе ее приоритетов.

Национальная программа получила поддержку Правительства Российской Федерации. Министр культуры обратился в Правительство с просьбой «в целях эффективной реализации государственной политики в области сохранения библиотечных фондов, повышения эффективности работ по обеспечению сохранности и доступности национальных библиотечных фондов

· дать поручение федеральным министерствам и ведомствам ежегодно при планировании бюджетов предусматривать целевые ассигнования для реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации в сети подведомственных им библиотек,

· рекомендовать Администрациям субъектов Российской Федерации обеспечить долевое целевое финансирование работ в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов, а также принять Программу в качестве основы для разработки соответствующих региональных программ».

В ответ на это обращение дала поручение федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации «рассмотреть предложения Минкультуры России по сохранению библиотечных фондов и принять необходимые меры» (ВМ-П8-32365 от 01.01.2001).

В ряде регионов и ведомств определенные меры уже принимаются.

С начала 2001 г. российские библиотеки начали третий, самый серьезный и трудный этап – реализацию Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.

Одним из первых этапов реализации Национальной программы по всем ее направлениям является создание нормативной и методической базы. Осуществление Программы возможно только на основе единых правовых норм и научно-методических подходов. Для этого прежде всего необходимо совершенствование нормативно-правовых и методических документов, имеющих отношение к сфере сохранения библиотечных фондов: разработка новых и модернизация существующих, приведение их в единую систему.

В настоящее время готовится целый ряд новых нормативных документов, которые значительно укрепят и разовьют нормативную основу Национальной программы и всей сферы сохранения библиотечных фондов.

· «Консервация библиотечных фондов»: готовится к выходу в свет новый ГОСТ 7.50 «СИБИД. Консервация документов. Общие требования» и ГОСТ 7.48 «СИБИД. Консервация документов. Основные термины и определения», а также Сборник научно-методических документов «Организация межрегионального центра консервации библиотечных фондов в библиотеке», подготовленные федеральным Центром консервации библиотечных фондов РНБ;

· «Сохранение информации и создание Страхового библиотечного фонда»: в стадии разработки ГОСТ «Порядок создания Страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием», ведущая организация – Росархив. Находится на согласовании проект «Положения о Российском страховом фонде документов библиотек», подготовленное научно-методическим и координационным центром этой подпрограммы - ВГБИЛ;

· «Книжные памятники Российской Федерации»: проходит последние стадии согласования «Положение о книжных памятниках Российской Федерации», разработанное специалистами РГБ как основа реализации государственной политики в области работы с книжными памятниками;

· «Безопасность библиотек и библиотечных фондов»: продолжает разработку нормативных и научно-методических документов Центр по безопасности культурного наследия Государственного научно-исследовательского института реставрации;

· «Учет библиотечных фондов»: проходит последние стадии согласования «Положение о продаже книг, исключенных из фондов библиотек», подготовленное специалистами РГБ.

Помимо разработки нормативной базы сферы сохранения библиотечных фондов в настоящее время осуществляется большая работа по обследованию состояния сохранности фондов российских библиотек, проведению обучающих семинаров, научная и практическая работа по разработке и внедрению новых технологий в рамках подпрограммы «Консервация библиотечных фондов».

Началась работа по созданию страховых фондов библиотек, целый ряд проектов в этой области был поддержан Федеральным бюджетом, подходит к концу работа над созданием регистра страховых микроформ, в рамках подпрограммы «Сохранение информации и создание Страхового библиотечного фонда».

Большая работа ведется в рамках подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации». К сожалению, координаторы этой подпрограммы не смогли приехать на конференцию, поэтому я позволю себе остановиться на ней подробнее.

Цель подпрограммы состоит в осуществлении единой политики по отношению к книжным памятникам, хранящимся в библиотеках, музеях, архивах, книжных палатах и других учреждениях-фондодержателях, в обеспечении их сохранности и использования, государственной охраны и юридической защиты.

Самые разнообразные учреждения страны в той или иной степени ведут работу с книжными памятниками. Эта работа, в основном, осуществляется изолированно, как по вертикали - федеральные, региональные и местные учреждения, так и по горизонтали - библиотеки, музеи, архивы и т. д..

В настоящее время поставлена задача формирования Единого фонда книжных памятников как системы взаимодополняющих фондов различных учреждений, где каждый фонд выполняет специальную задачу максимально полного представления книжных памятников соответствующего уровня: мирового и национального, регионального или местного. Вторая глобальная задача - организация централизованного государственного учета памятников в Своде книжных памятников, который станет распределенным банком библиографических данных о каждом памятнике в составе рассредоточенных по стране фондов.

Основные подходы к работе с книжными памятниками сформулированы в «Положении о книжных памятниках Российской Федерации», подготовленном специалистами РГБ. Федеральным научным и координационным центром по работе с книжными памятниками России является Научно-исследовательский отдел редких книг Российской государственной библиотеки. Функции региональных научно-методических и координационных центров должны выполнять центральные библиотеки субъектов Российской Федерации.

Конференция «Книжные коллекции Русского Севера: проблемы изучения, сохранения и использования», которую подготовила и проводит Архангельская областная научная библиотека им. , показывает, что эта библиотека становится одним из таких центров.

Уверена, что эта конференция будет очень результативна и полезна для всех ее участников и для нашей общей работы по реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

Консервация документов - обеспечение сохранности документов посредством режима хранения, стабилизации, реставрации и изготовления копии.

Создание и поддержание нормативного режима хранения
Режим хранения документов обеспечивает поддержание нормативных параметров светового, температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режимов.
В соответствии с ГОСТ 7.50-2002 «СИБИД. Консервация документов. Общие требования» документы хранят в темноте или при освещении рассеянным светом. Не допускается освещение документов прямыми солнечными лучами. Норма освещенности на поверхности документов при хранении должны быть не более 75 лк, при экспонировании в момент осмотра - не более 150 лк. В НБ РК контроль за световым режимом хранения осуществляется при помощи специального прибора «ТКА-Хранитель».

В помещениях для хранения документов необходимо постоянно поддерживать температуру воздуха 18 ± 2 °С, относительную влажность 55% ± 5%.

С целью обеспечения контроля за режимом хранения библиотечных фондов в отделах-фондодержателях библиотеки, сектор консервации осуществляет мониторинг температурно-влажностного режима хранения документов. В рамках реализации мероприятий по проекту "Развитие регионального центра сохранения библиотечных фондов на базе Национальной библиотеки Республики Коми", были приобретены логгеры температуры и влажности.


Показания автоматически накапливаются в памяти приборов, и, при необходимости, могут выводиться на компьютер в графическом виде или в виде статистических таблиц. Проведенный на компьютере сравнительный анализ данных об изменениях в показателях, позволяет осуществлять контроль за температурно-влажностным режимом и, в случае необходимости, принимать меры по созданию условий хранения документов согласно ГОСТа.


Кроме того, очень важно осуществлять контроль температуры и влажности внутри книг, газет, журналов. Особенно это становится актуальным при возникновении чрезвычайных ситуаций, повреждении большого массива документов водой. Портативный ручной измеритель HygroPalm позволяет, в процессе обследования условий хранения документов, выявлять издания с повышенным уровнем влажности, что, в свою очередь, позволяет предотвратить заражение изданий плесневыми микроорганизмами.

Наряду с мониторингом температурно-влажностного режима хранения, сектор консервации проводит работу по поддержанию необходимого санитарно-гигиенического режима хранения, осуществляет микологический надзор. Специалисты сектора проводят осмотр документов на предмет повреждения их плесневыми грибами. В случае необходимости осуществляют дезинфекционную обработку документов биоцидом.

Стабилизация документов
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на физическое состояние книги, является уровень кислотности бумаги. Как отечественными, так и зарубежными учеными неоднократно было доказано отрицательное влияние повышенной кислотности бумаги на ее сохранность, в связи с чем сектором, при необходимости, проводится работа по определению уровня кислотности бумаги изданий национальной и краеведческой литературы, редких и ценных документов XIX-XX вв. Кислотность бумаги определяется рН-метром.

Документы с повышенным уровнем кислотности проходят процедуру стабилизации методом массовой нейтрализации кислотности бумаги, которую осуществляет Федеральный центр консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки

Фазовая консервация - временное хранение документов в контейнерах из безвредного для бумаги материала (бескислотный картон). Целью фазовой консервации является предохранение редких и особо ценных документов от механических повреждений и воздействия агрессивных факторов окружающей среды.

С той же целью сектор консервации проводит работу по отбору листовых материалов находящихся в неудовлетворительном физическом состоянии и требующих дополнительных мер обеспечения сохранности. С целью предотвращения их дальнейшего разрушения эти документы проходят процедуру инкапсулирования (документы помещают в прозрачную полимерную пленку). Инкапсулирование защищает документ от пыли, влаги, снижает механическую нагрузку при эксплуатации.

Изготовление контейнеров из бескислотного картона и инкапсулирование листовых документов осуществляет

Библиотечные фонды постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разные тиражность, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности.

Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации - превентивной, стабилизирующих обработок, реставрации. Внутри каждой формы существуют различные способы и технологические приемы, используемые по отдельности и в комплексе. В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность возможно большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Такой формой признана превентивная (профилактическая) консервация как совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от внешних воздействий путем обеспечения нормативных условий хранения и использования, т.е. создания и поддержания благоприятных режимов хранения (светового, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического) и применения фазового хранения. В России превентивной консервацией как комплексом мер стали заниматься недавно.

Неблагополучное состояние библиотечных фондов приобретает масштабный характер, противостоять которому можно только принимая комплекс самых широких мер, среди которых необходимо отметить первоочередные. На основании анализа существующего положения в качестве приоритетных направлений консервации выделены следующие:

· создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, в реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях;

· внедрение фазовой консервации (фазовое хранение как форма временной консервации);

· разработка методов массовой стабилизации;

· развитие массовой реставрации документов.

Реализация данных направлений при преимущественном развитии профилактической (превентивной) консервации позволит наиболее оперативно и экономно обеспечить сохранность максимально большого количества документов.

В отечественной практике наибольшее распространение получила трудоемкая, малопроизводительная и дорогостоящая форма консервации - реставрация. Как правило, доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Именно поэтому документы должны подвергаться реставрации только по специальному решению хранителя и консерватора. Развитие массовой реставрации документов направлено на увеличение производительности и эффективности восстановления ветхих и поврежденных документов. Актуальность данного направления заключается в том, что доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Увеличение эффективности технологий и производительности массовой реставрации приведет к сокращению объема документов, требующих срочной реставрации.

Поскольку реставрация документов - наиболее трудоемкий и дорогостоящий процесс консервации документов, его развитие должно сопровождаться совершенствованием комплексной научной экспертизы документов, учитывающей уникальность, историко-культурную значимость, читательский спрос, физическое состояние документов.

Развитие превентивной консервации и модернизации в области стабилизации и реставрации осуществимы только при укреплении имеющихся и создании новых центров консервации документов, обслуживающих определенные регионы. Крайняя ограниченность финансовых возможностей государства является одной из причин, обусловливающих концентрацию материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием.

Центры консервации осуществляют научно-исследовательскую, методическую, обучающую, практическую деятельность. Научная деятельность состоит в проведении комплексной научной экспертизы и изучения процессов старения и повреждения документов, разработке и внедрении новых методов консервации, эффективном освоении оборудования. Научно-исследовательская деятельность должна развиваться на основе координации, что позволит полнее использовать научные кадры и инструментальную базу. Методическая деятельность заключается в проведении консультаций, подготовке изданий и распространении методических пособий. В настоящее время существует настоятельная потребность в методической помощи по дальнейшему внедрению государственных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих хранение и использование фондов.

Выбор объектов и определение форм консервации осуществляются в точном соответствии с результатами комплексной научной экспертизы и базируются на четырех основных критериях: уникальность, историко-культурная значимость документа, его физическое состояние, спрос.

Для совершенствования отбора документов на первоочередную консервацию, определения формы консервации необходимы:

· компьютерное обеспечение для создания базы данных, позволяющей получить статистические и аналитические сведения по каждому документу или группе документов;

· кадровое и материально-техническое обеспечение современных технологий консервации;

· наличие инструментальной базы для физико-химических и биологических исследований;

· наличие системы сравнительных оценок трудоемкости и стоимости рекомендуемых технологических процессов.

Научно-методический и координационный центр - федеральный Центр консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке (ФЦКБФ) .
Руководитель подпрограммы - С.А. Добрусина, директор ФЦКБФ при РНБ.
Разработчики подпрограммы - С.А. Добрусина (руководитель авторской группы), директор ФЦКБФ при РНБ, З.П. Дворяшина , директор Центра консервации документов высших учебных заведений при НБ РГГУ, Г.А. Кисловская , зам. директора ВГБИЛ, Ю.П. Нюкша , гл. консультант ОКД БАН, Н.И. Хахалева , зам. директора РГБ, Е.С. Чернина , с.н.с. ФЦКБФ при РНБ, Н.А. Щербачева , консультант Отдела библиотек Минкультуры России.
Библиотечные фонды постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разные тиражность, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности.
Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации - превентивной, стабилизирующих обработок, реставрации. Внутри каждой формы существуют различные способы и технологические приемы, используемые по отдельности и в комплексе.
В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность возможно большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Такой формой признана превентивная (профилактическая) консервация как совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от внешних воздействий путем обеспечения нормативных условий хранения и использования, т.е. создания и поддержания благоприятных режимов хранения (светового, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического) и применения фазового хранения. В России превентивной консервацией как комплексом мер стали заниматься недавно.
В настоящее время в библиотеках России отмечается значительное накопление ветхих и поврежденных документов. Их объем продолжает быстро увеличиваться вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, отсутствия в большинстве библиотек служб консервации, а также недостаточной осведомленности работников библиотек в вопросах сохранности фондов.
Неблагополучное состояние библиотечных фондов приобретает масштабный характер, противостоять которому можно только принимая комплекс самых широких мер, среди которых необходимо отметить первоочередные. На основании анализа существующего положения в качестве приоритетных направлений консервации выделены следующие:

  • создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, в реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях;
  • внедрение фазовой консервации (фазовое хранение как форма временной консервации);
  • разработка методов массовой стабилизации;
  • развитие массовой реставрации документов.
Реализация данных направлений при преимущественном развитии профилактической (превентивной) консервации позволит наиболее оперативно и экономно обеспечить сохранность максимально большого количества документов.
1. Создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях - главная компонента превентивной консервации, представляющей совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от неблагоприятных внешних воздействий. Режим хранения документов обеспечивается путем соблюдения нормативных температуры и влажности воздуха, освещенности, санитарно-гигиенического состояния помещений.
При реконструкции старых и строительстве новых зданий библиотек надлежит строго соблюдать требования СНиП и ГОСТ 7.50 "Консервация документов. Общие требования".
Библиотеки должны быть оснащены необходимыми техническими средствами контроля окружающей среды и поддержания нормативных условий хранения документов.
2. Фазовая консервация. Внедрение фазовой консервации - временного хранения документов в контейнерах из специальных материалов, разрешенных к использованию, является другой составляющей превентивной консервации.
Назначение фазовой консервации состоит в предохранении документов от механических повреждений и воздействия агрессивных факторов окружающей среды на определенный период времени.
Документы помещают в коробки из бескислотного картона или другого материала, безвредного для объекта хранения. В тех же целях для листовых документов используют инкапсулирование - заключение документа в прозрачную полимерную инертную пленку.
3. Разработка методов массовой стабилизации документов - специальной обработки, замедляющей старение и предотвращающей повреждение документов. Это, в первую очередь, нейтрализация кислотности бумаги, создание щелочного резерва, защита от биоповреждений с пролонгированным эффектом. Предпочтительна массовая стабилизация как более производительная и применимая к большей части документов постоянного и длительного хранения.
В России технологии массовой стабилизации практически отсутствуют.
Развитие форм превентивной консервации и массовой стабилизации позволит снизить потребность в реставрации документов.
4. Развитие массовой реставрации документов. В отечественной практике наибольшее распространение получила трудоемкая, малопроизводительная и дорогостоящая форма консервации - реставрация. Как правило, доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Именно поэтому документы должны подвергаться реставрации только по специальному решению хранителя и консерватора. Развитие массовой реставрации документов направлено на увеличение производительности и эффективности восстановления ветхих и поврежденных документов. Актуальность данного направления заключается в том, что доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Увеличение эффективности технологий и производительности массовой реставрации приведет к сокращению объема документов, требующих срочной реставрации.
Поскольку реставрация документов - наиболее трудоемкий и дорогостоящий процесс консервации документов, его развитие должно сопровождаться совершенствованием комплексной научной экспертизы документов, учитывающей уникальность, историко-культурную значимость, читательский спрос, физическое состояние документов.
Развитие превентивной консервации и модернизации в области стабилизации и реставрации осуществимы только при укреплении имеющихся и создании новых центров консервации документов, обслуживающих определенные регионы . Крайняя ограниченность финансовых возможностей государства является одной из причин, обусловливающих концентрацию материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием.
Центры консервации осуществляют научно-исследовательскую, методическую, обучающую, практическую деятельность.
Научная деятельность состоит в проведении комплексной научной экспертизы и изучении процессов старения и повреждения документов, разработке и внедрении новых методов консервации, эффективном освоении оборудования. Научно-исследовательская деятельность должна развиваться на основе координации, что позволит полнее использовать научные кадры и инструментальную базу.
Методическая деятельность заключается в проведении консультаций, подготовке изданий и распространении методических пособий. В настоящее время существует настоятельная потребность в методической помощи по дальнейшему внедрению государственных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих хранение и использование фондов.
Обучающая деятельность осуществляется путем преподавания научных основ консервации, чтения лекций и проведения стажировок для консерваторов и хранителей библиотек. В университетах и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга накоплен опыт научной и практической работы, который может быть адаптирован для конкретных потребностей других библиотек. В дальнейшем центры должны разработать единую программу обучения и определить регионы обслуживания.
Практическая деятельность включает выполнение работ по консервации документов библиотек России, не имеющих собственных служб.
Подпрограмма рассчитана на 10 лет.
Цель подпрограммы:
обеспечение сохранности документов методами консервации;
разработка и реализация единого подхода к консервации документов различных видов.
Задачи подпрограммы:
  • создание системы межрегиональных (региональных) центров;
  • обеспечение сохранности (консервации) документов;
  • разработка комплекса базовых научно-методической документов по организации и деятельности межрегиональных (региональных) центров консервации;
  • разработка нормативной базы для консервации документов;
  • организация и координация деятельности библиотек России в сфере консервации;
  • разработка и внедрение массовых технологий консервации в деятельность межрегиональных центров.
Помимо собственно сохранения фондов библиотек России параллельно будут решаться следующие проблемы:
  • обеспечение доступа к сохраненным оригиналам документов;
  • расширение доступа к информации, содержащейся в документах, посредством рекомендуемых технологий копирования (микрофильмирование, ксерокопирование, сканирование);
  • эффективное использование финансовых средств, благодаря кооперации библиотек и разработке массовых технологий консервации.
Принципы отбора документов для первоочередной консервации.
Выбор объектов и определение форм консервации осуществляются в точном соответствии с результатами комплексной научной экспертизы и базируются на четырех основных критериях: уникальность, историко-культурная значимость документа, его физическое состояние, спрос.
  1. Уникальность - критерий, отделяющий от основной массы документов прежде всего рукописи, редкие книги, архивные материалы. Для них обязательно создаются улучшенные условия хранения и, при необходимости, обеспечиваются реставрация и стабилизация. Для огромного объема документов, не являющихся уникальными, важны сведения, касающиеся трех других критериев.
  2. Историко-культурная значимость . К группе документов для первоочередной консервации относят документы, имеющие высокую историко-культурную значимость. В подавляющем большинстве таковыми являются уникальные документы.
  3. Состояние документа - критерий, характеризующий степень изменения свойств материалов под влиянием факторов внешней среды. Первоочередной консервации подвергаются документы, имеющие значительные повреждения.
  4. Частота использования . Очередность консервации документов по приведенным выше критериям корректируют согласно частоте и характеру использования.
    Повышенный спрос на документы является основанием для их перевода на нетрадиционные носители, срок существования оригиналов продлевают посредством специальных обработок.
На основе полученной комплексной характеристики принимается регламент работы с документом. В особо сложных случаях заключение дает реставрационный совет или иной коллегиальный орган. Он же рекомендует условия и правила дальнейшего хранения и использования документа, определяет сроки и виды последующих обработок и форм контроля. В соответствии с основными установленными признаками документа, записанными в паспорте, совет принимает во внимание научно-практические возможности консервации, в том числе стоимость необходимых обработок.
Для совершенствования отбора документов на первоочередную консервацию, определения формы консервации необходимы:
  • компьютерное обеспечение для создания базы данных, позволяющей получить статистические и аналитические сведения по каждому документу или группе документов;
  • кадровое и материально-техническое обеспечение современных технологий консервации;
  • наличие инструментальной базы для физико-химических и биологических исследований;
  • наличие системы сравнительных оценок трудоемкости и стоимости рекомендуемых технологических процессов.