Евгений Феликсович Чеканов - известный русский поэт и переводчик, член Союза писателей России (с 1988 года), автор полутора десятков книг, вышедших в Ярославле, Москве и Зиндельфингене (Германия). Стихи и переводы Е. Чеканова публиковались в журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Север», «Дагестан», вошли в ряд поэтических антологий: «Строфы века» (Москва, 1999), «Антология русского лиризма» (Москва, 2000), «Слово и дух» (Минск, 2003), «ТОП 20. Лучшие поэты России» (Нью-Йорк, 2010), переводились на украинский, лезгинский и венгерский языки.
В различных изданиях опубликованы осуществленные Чекановым поэтические переводы произведений аварца Магомеда Ахмедова, лезгин Сулеймана Стальского, Зульфикара Кафланова, Арбена Кардаша, Фейзудина Нагиева, чеха Петра Кукала и других мастеров художественного слова.
Осенью 2017 года в московском издательстве «Грифон» вышла в свет объемная книга Е.Ф.Чеканова «Горящий хворост», текст которой, по определению литературного критика Ирины Калус, представляет собой «особый сплав поэзии и мемуарно-философского комментария».
Дипломант IV Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (Москва, 2007), лауреат международного литературного конкурса «Перекресток-2009» (Дюссельдорф, 2009), лауреат I Всероссийского поэтического конкурса имени Павла Васильева (Москва, 2010).
Родился в 1955 году в Кемерово, в 1979 году окончил отделение истории факультета истории и права Ярославского государственного университета. После окончания вуза много лет работал в ярославской прессе. В 1983-1990 гг. был главным редактором ярославской областной молодежной газеты «Юность», в 1995-1998 гг. - главным редактором ежедневной областной газеты «Губернские вести». Работал сотрудником пресс-службы мэрии Ярославля, пресс-секретарем Государственной Думы Ярославской области. Четырнадцать лет (1995-2009) редактировал газету, осуществлявшую официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Ярославской области. В 2015 году с должности председателя правления издательского дома «Печать» вышел на пенсию.
За четверть века обучил азам газетного дела целую плеяду ярославских журналистов, взятых буквально с «улицы». Сегодня многие ученики Евгения Чеканова сами возглавляют ярославские газеты и журналы, работают на радио и телевидении, руководят пресс-службами ярославских предприятий.
Немало заслуг у Чеканова и в сфере организации литературного процесса. С его помощью в ярославскую литературную жизнь пришли десятки поэтов и прозаиков — Евгений Феликсович помог им в начале творческого пути, отредактировал их первые книги, дал рекомендации в Союз писателей России. Будучи создателем и главным редактором литературных журналов «Русский путь на рубеже веков» и «Причал», он опубликовал на их страницах произведения многих ярославских авторов.
В сетевом литературном журнале «Парус», выходящем в свет с 2010 года, Е.Ф. Чеканов ведет раздел прозы. А ярославские коллеги по перу доверили ему посты председателя творческого совета и председателя ревизионной комиссии регионального отделения Союза писателей России.
Живет в Ярославле.
Евгений Феликсович Чеканов — известный русский поэт и переводчик, член Союза писателей России (с 1988 года), автор полутора десятков книг, вышедших в Ярославле, Москве и Зиндельфингене (Германия). Стихи и переводы Е. Чеканова публиковались в журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Север», «Дагестан», вошли в ряд поэтических антологий: «Строфы века» (Москва, 1999), «Антология русского лиризма» (Москва, 2000), «Слово и дух» (Минск, 2003), «ТОП 20. Лучшие поэты России» (Нью-Йорк, 2010), переводились на украинский, лезгинский и венгерский языки.
В различных изданиях опубликованы осуществленные Чекановым поэтические переводы произведений аварца Магомеда Ахмедова, лезгин Сулеймана Стальского, Зульфикара Кафланова, Арбена Кардаша, Фейзудина Нагиева, чеха Петра Кукала и других мастеров художественного слова.
Осенью 2017 года в московском издательстве «Грифон» вышла в свет объемная книга Е. Чеканова «Горящий хворост», текст которой, по определению литературного критика Ирины Калус, представляет собой «особый сплав поэзии и мемуарно-философского комментария».
Дипломант IV Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (Москва, 2007), лауреат Международного литературного конкурса «Перекресток-2009» (Дюссельдорф, 2009), лауреат I Всероссийского поэтического конкурса имени Павла Васильева (Москва, 2010).
Родился в 1955 году в Кемерово, в 1979 году окончил отделение истории факультета истории и права Ярославского государственного университета. После окончания вуза много лет работал в ярославской прессе. В 1983-1990 годах был главным редактором ярославской областной молодежной газеты «Юность», в 1995-1998 годах — главным редактором ежедневной областной газеты «Губернские вести». Работал сотрудником пресс-службы мэрии Ярославля, пресс-секретарем Государственной Думы Ярославской области. Четырнадцать лет (1995-2009) редактировал газету, осуществлявшую официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Ярославской области. В 2015 году с должности председателя правления издательского дома «Печать» вышел на пенсию.
За четверть века обучил азам газетного дела целую плеяду ярославских журналистов, взятых буквально «с улицы». Сегодня многие ученики Е. Чеканова сами возглавляют ярославские газеты и журналы, работают на радио и телевидении, руководят пресс-службами ярославских предприятий.
Немало заслуг у Е. Чеканова и в сфере организации литературного процесса. С его помощью в ярославскую литературную жизнь пришли десятки поэтов и прозаиков — Евгений Феликсович помог им в начале творческого пути, отредактировал их первые книги, дал рекомендации в Союз писателей России. Будучи создателем и главным редактором литературных журналов «Русский путь на рубеже веков» и «Причал», он опубликовал на их страницах произведения многих ярославских авторов.
В сетевом литературном журнале «Парус», выходящем в свет с 2010 года, Е. Чеканов ведет раздел прозы. А ярославские коллеги по перу доверили ему посты председателя творческого совета и председателя ревизионной комиссии регионального отделения Союза писателей России.
Живет в Ярославле.
СУДНЫЙ ПОСОХ
-
Рано вы строите планы глобальные,
Голой земли короли,
Рано вы тянете башни зеркальные
К небу от голой земли,
Рано вы чванитесь друг перед дружкою
Ночи и дни напролёт.
Раньше управьтесь с убогой старушкою –
Той, что навстречу идёт.
Эту старушку с походкой нетвёрдою
Вы обошли б стороной –
Посох скрипучий, жакетка потёртая,
Тёмный мешок за спиной.
Тихо идёт, никуда не торопится,
Но сквозь бетон и стекло
Входит свободно в роскошные офисы,
Всем вашим планам назло.
Всех вы обжулите, всех вы обдурите,
Всех обдерёте вконец.
Но от неё не спасут ни секьюрити,
Ни пересадка сердец.
Входит одна, как положено издавна, –
И, отложив посошок,
Тянет к вам руки… И катитесь с визгом вы
В тёмный бездонный мешок.
То-то обидно вам! То-то паскудно вам!
Всё поделили – и вдруг…
Как же спастись вам от посоха судного
И от старушечьих рук?
Как уберечь состоянья наследные
От подступающей тьмы?
Голые вы, короли наши бедные,
Голые вы, как и мы…
Тянет кровью из леса туманного...
Молодой, отдыхай под кустом!
Самка выберет старого, драного,
С переломанным жизнью хребтом.
Не за то, что угрюмо оскалены
Два клыка, пожелтевших навек, –
За его золотые подпалины,
За глаза, голубые, как снег.
РОДНЫЕ ЛИЦА
-
Чтоб были в доме мясо и картошка,
Я каждым утром отправляюсь в путь.
Жена и дочь мне машут из окошка,
Любовь и жалость мне стесняют грудь.
Как жить и выжить, как нам не сломиться –
Не ведаю... Но веру и любовь
Так бестревожно льют родные лица,
Что я на них оглядываюсь вновь.
И ясный свет в мою худую душу
Струится тихо, словно благодать.
Я не ропщу, не злобствую, не трушу.
Я должен жить! Я должен выживать!
Пройдёт мой век – и, бедной жизни крышу
Враз позабыв, шагну я за порог.
И оглянусь – и в тот же миг увижу
Родные лица. Чьи – укажет Бог.
И мир займётся ласковым сияньем,
И мест не будет сумраку и мгле.
Любовь и вера станут оправданьем
Моей греховной жизни на земле.
ЭПИЗОД
-
Фашистский танк заехал в поле ржи,
Смоленское неубранное поле.
Измученный мотор не заглушив,
Усталый немец выбрался на волю.
Он закурил – и вытер пот со лба,
И синим взором мир обвёл спокойно.
И, пыльный колос наугад сорвав,
Растёр его в промасленных ладонях.
Сияло небо, плыли облака,
Носились птицы, лес синел далёко,
Река блестела лезвием штыка,
И волнами катилась рожь с востока.
Мелькнула тень. Во ржи раздался звук.
Он оглянулся, как бы ненароком.
И, отряхнув чужую землю с рук,
Нырнул обратно – в лязганье и грохот!
ЗАНОС БАБЛА В КРЕМЛЬ
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
-
Когда губернатор заносит бабло –
Не стой у него на дороге.
Ему, бедолаге, и так тяжело:
Немеют и руки, и ноги.
Стекает по шее предательский пот
И щёки стыдобушка лижет.
Клянет демократов –и всё же несёт...
И снова губерния дышит!
И снова трансфертов бегут ручейки,
Тучнеют оффшорные зоны,
И выше небес из-под сытой руки
Летят колокольные звоны.
Рыдает от счастья родная земля,
Взрастают пшеница и пресса...
Увидишь его в коридорах Кремля –
Не стой на дороге прогресса!
Где ты была? У какого ты грелась костра?
Чёрная ночь все следы твои прячет надёжно.
Дай твою руку – и будем сидеть до утра,
Слушать друг друга доверчиво и осторожно.
Я расскажу, где я был, как я жил до сих пор,
Как я блуждал, как менял я и руки, и реки,
Как я разжёг свой последний высокий костёр
В зябком краю, позабытом богами навеки.
Ты мне расскажешь, как страшно в полночном лесу,
Как это сладко – брести на далёкое пламя...
Если уснёшь, я тебя на руках отнесу
В тёплые сны – и застыну над этими снами.
Буду курить, буду пестовать думу свою,
Слушать дыханье и гладить седеющий локон,
Буду следить, как в забытом богами краю
Чёрная ночь потихоньку отходит от окон...
РУБАШКА
Эпоха шлялась нараспашку,
Под вешним солнцем таял век,
Когда нерусскую рубашку
Напялил русский человек.
В дыру вываливалось пузо,
А он смеялся: «Ну и пусть!
Пусть неудобно, пусть кургузо,
Но всё ж Европа, а не Русь!
Красиво, главное!.. У наших –
Не тот покрой, не те стежки,
Весь вид не тот. Начнём с рубашек,
А там махнём вперегонки!
Не всё ж под дряхлыми орлами
Нам щеголять своим старьём.
Наденем право и парламент,
Закон на шее застегнём!»
Но походил – и стало тяжко
Таскать-носить одёжку ту.
Как ни крути, узка рубашка.
Красива – а невмоготу.
И жаль обновку дорогую,
И жить тоскливо в тесноте.
По-тихой пуговку, другую
Он расстегнул на животе.
Разоблачился бы без страха,
Да дрожь брала на ветерке.
По счастью, дедова рубаха
Нашлась у бабки в сундуке.
Надел – и ожил! Байки травит
И тащит воз житья-бытья.
Нигде не жмёт. Ничто не давит.
А красота у всех своя.
ХЛЕБ ПРАВДЫ
Ложь отступила мировая
На шаг иль на два. И опять,
По зёрнам правду выдавая,
Нам предлагают ликовать.
Но мы хотим иной победы –
Чтобы взошёл из-под земли
Тот хлеб, который наши деды
С собой в могилу унесли …
Чеканов Е.Ф. Горящий хворост. Чтение для мыслящих поэтов. / Евгений Чеканов; вступит. статья Д.Н. Бакуна. — М.: Грифон, 2017. — 568 с.
Я воли Господней вовек не пойму
Я только спасенный, не боле,
И эти стихи – благодарность Ему,
Его неразгаданной воле.
«Он боец по натуре и хочет побед», — так современники отзываются об известном российском поэте Евгении Феликсовиче Чеканове. Этот тип поэтов принадлежит к тому поколению, которое успело сформироваться еще при Советско Союзе, видели «застой», «перестройку» и распад великой страны. Пережив эту трагедию, не все из них выдержали испытание и стали творить вновь, многие потерялись, изменили своему призванию. Евгений Чеканов сумел выстоять подобно птице Фениксу, не изменив себе и не предав свою поэзию.
Взгляни во тьму. Ты видишь лица
Угрюмых сверстников твоих?
Они хотели бы родиться,
Но ты родился вместо них.
Он родился 19 сентября 1955 года в Кемерово, но вся его сознательная жизнь связана с Верхним Поволжьем, Ярославским краем. В 1979 году он окончил отделение факультета истории и права Ярославского университета. Во время учебы вышла его дебютная публикация – повесть «Я здесь свой», а затем стали появляться в печати и стихи. В 1983 году Е.Ф. Чеканов стал одним из самых молодых в стране (ему было тогда 28 лет) главных редакторов областных газет, возглавив ярославскую газету «Юность». В числе его заслуг – серия публикаций «Сказание о ярославском граде Китеже» (август 1987 года): вниманию общественности была представлена почти запретная тема – трагическая судьба города Мологи и его окрестностей, затопленных Рыбинским водохранилищем. А в 1987 году в Верхне-Волжском издательстве вышла первая книга стихов Евгения Чеканова Ночная тревога, чуть позднее сборник «Осветить лицо». В предисловии второго сборника стихов его наставник, советский поэт Юрий Кузнецов написал: «Приход каждого молодого дарования всегда радует, еще одна надежда, еще одно обещание! Правда, радость тревожна: а исполнится ли обещание?». Спустя тридцать лет, можно с уверенностью сказать, что Евгений Чеканов полностью оправдал возложенные на него ожидания, и данный сборник «Горящий хворост» яркое тому подтверждение.
Мне нужно жить своей судьбой
И знать, что я душою чист,
Когда кладу перед собой
Бумажный лист.
О творческом кредо Евгения Чеканова можно сказать словами поэта Юрия Кузнецова: «Он не блуждает в метафорических туманах, не вязнет в рутине абстракций, а ищет точного слова. У него верные ориентиры: родина, добро, правда. Родина дает ему твердую почву под ногами, а добро и правда – свет и путь».
Но я пойду! Я знаю наперед,
Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,
Кто все пройдет, когда душа ведет,
И выше счастья в жизни не бывает.
В этом сборнике поэт на каждое стихотворение пишет свой авторский комментарий, ведя попутно свой диалог с читателем, побуждая его быть сопричастным к затронутой теме. А тематика сборника «Горящий хворост» очень обширна и разнообразна: философские раздумья о смысле бытия, о предназначенье человека в этом мире, поиски пути к Богу, воспоминания о первой любви и любимых женщинах, критика политической ситуации в стране, ангажированности литераторов, годы службы в рядах Советской Армии на далеком Севере, тема малой Родины и возвращение к ее истокам, осмысление трагедии Великой Отечественной войны и новый взгляд на неё уже другого поколения.
Немецкий танк заехал в поле ржи,
Смоленское неубранное поле.
Измученный мотор не заглушив,
Усталый немец выбрался на волю.Он закурил – вытер пот со лба,
И синим взором мир обвел спокойно
И, пыльный колос ощупью сорвав,
Растер его в промасленных ладонях.Сияло небо, плыли облака,
Носились птицы, лес синел далеко,
Река блестела лезвием штыка
И волнами катилась рожь с востока.Танкист курил… Но, оглянувшись вдруг,
К броне прижался будто ненароком,
И, русский хлеб стряхнув с немецких рук,
Нырнул обратно – в лязганье и грохот!
Лирический герой Евгения Чеканова – свободный одинокий «волк», байроновский романтик-бунтарь против обыденности, он полон тоски по утраченному раю и экзистенциален по своей натуре.
Двери слетают с петель!
Ненавистью дыша,
Я выхожу на ветер,
Яростный, как душа.Здравствуй, собрат незримый,
Вольный и злой поток!
Небом одним любимый,
Ты, как и я, жесток.Ты, как и я, в России,
Вечной рожден тоской.
Ты, как и я, бессилен,
Род изменить людской.
Диалоги о любви Евгения Чеканова с читателем поражают не только интимным виденьем тайн женской души, почти библейской мудростью, но и стремления понять истоки наших ошибок в достижении гармонии и счастья.
Не влюбляйся в рабыню, свободный,
Посмотри ей в глаза как чужой:
Кроме страха и дрожи голодной,
Там — желание стать госпожой.Мглится бездна тоскливого взгляда,
Словно крик из пещерных времен.
Ей не надо свободы. Ей надо
Увести твою душу в полон.Оглянись! Но торгу вековечном
Всюду женская светит краса,
И на каждом лице безупречном,
Как темницы зияют глаза.И из каждой темницы – наружу
Рвутся жадные взгляды рабынь…
Раб Господень, спаси свою душу
И невольничий рынок покинь
«Давно известно, что раб желает не равенства со своим господином, а господства над ним. Тысячелетия патриархата сделали из женщины рабыню, внутренне почти всегда желающую господствовать над мужчиной. Какой же выход из ситуации? Очень простой: не отменить рабство как феномен человеческого бытия…, а осуществить перенос этой парадигмы на взаимоотношения человека и Бога, — утверждает поэт. — Стань рабом только по отношению к Господу, стань рабом Божьим – вот где твое спасение, человек!»
Поэзия Евгения Чеканова глубока, как северные полноводные реки и притягательна своей русской неброской красотой. У такой поэзии нет возраста, нет пафоса, а есть любовь к русскому человеку, своему читателю.