Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
- Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
- Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
- Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
- Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
- Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
- Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
- Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.
- Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
- Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление .
- Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
- Игра «Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
- Игра "Починим испорченный телефон"
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
- Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
- Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
- Игра «Подбери по звучанию
»
Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка - Игра «МАГАЗИН»
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
- Игра «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
Упражнения для развития фонематического восприятия.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.
Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый - фонематический слух.
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
По мнению Н.И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем.
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:- На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
- Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
- Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
- Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
- Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
- Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.
Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.
« Услышишь - хлопни».
Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования . Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели : развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры . Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры . Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Запоминайка».
Цели
Ход игры . Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сумка-суп-сапоги
шапка-сын-шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука - ... на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло - ...
«Повтори и прибавь»
Цели : развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] -
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот».
Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры . Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант - с гласными звуками А, У - У, А И, О -...(О, И) У, О, А - А, О, У Э, Ы,И-... (И,Ы, Э)
2 вариант - с твердыми согласными звуками
3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками
ПУ - ... (ПЮ) | ПИ - ... (ПЫ) |
ПЫ - ... (ПИ) | ПЕ - ... (ПЭ) |
Звуковая зарядка
Цели : развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» - взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети - соответствующее.
Звук А - руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У - руки вытянуть вперед.
Звук О -руки поставить на пояс.
Звук И -руки поднять вверх.
Звук Э - опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы - отвести руки назад (или за спину).
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим - это звуки. А много ли звуков мы можем различить?
Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?
УГАДАЙ ПО ЗВУКУ
Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)
ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.
РАЗВЕДЧИК
Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.
ЧТО ЗА МАШИНА?
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
УСЛЫШЬ ШЕПОТ
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
ИГРА В КОМАНДЕ
МОРЗЯНКА
Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).
Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь - тебе водить.
УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ
Угадай, кто это произносит:
Московское время 5 часов 10 минут.
Начало формы
Налить вам еще чаю?
Открой рот и скажи «А-а».
Раз, два, три, водишь ты!
Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - «Детский мир».
ЧТО ЭТО?
На диске записаны звуки. Угадай, что именно.
а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.
б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.
в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.
г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.
ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?
Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)
ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА
Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.
Использованная литература:
1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.
2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.
3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников .
Скороговорки
***
Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
***
Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.
***
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку – цап.
***
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.
***
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
***
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
***
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
Матросы две недели
карамель на мели ели.
***
Колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
***
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
***
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
***
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.
***
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
***
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.
***
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
***
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
***
Встретил в чаще еж ежа, – Как погода, еж? – Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.
***
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.
***
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
***
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
***
Тридцать три вагоня в ряд,
Тараторят, тарахтят.
***
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.
***
Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.
***
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
***
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.
***
Скороговорун
Скороговорил – выскороговаривал,
Что скороговорки
Перескороговорит-перевыскороговорит.
***
Перепёлка перепелёнка перепелёнывала,
Перепелёнывала, еле перепеленала.
Первые шаги в грамоте.
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ
Игры на развитие фонематических представлений
Памятка серии "Для заботливых мам и пап"
Л.С.Выготский считал, что у ребенка не может развиватьс Для заботливых мам и пап я речь без развития восприятия, в том числе и слухового, «ребенок может говорить и мыслить только воспринимая».
Просмотр содержимого документа
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ. Игры на развитие фонематических представлений»
Л.С.Выготский считал, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия, в том числе и слухового, «ребенок может говорить и мыслить только воспринимая».
И только при опережающем формировании фонематического слуха гарантировано своевременное исчезновение возрастного косноязычия и развитие правильного звукопроизношения, так как различением звуков на слух ребенок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить, и, в дальнейшем, опираясь на это различение, он старается «приспособить» свое произношение к такому, какое он слышит от окружающих.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Даже когда дети заняты
игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать,
что и как они говорят,
и поправляйте их.
Следите также и за собственной речью.
Для заботливых мам и пап
Первые шаги в грамоте.
ВОЛШЕБНЫЙ
МИР ЗВУКОВ
игры на развитие
фонематических представлений
Подготовила
Учитель – логопед МАДОУ «Золушка»
Попова Ирина Владимировна
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л.
Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.
1. Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
2. Где позвонили?
Цель, Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
3. «Где хлопнули?»
Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.
4. Улиточка
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
5.Улавливай шепот
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимыми усложняет упражнения.
Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.
6. Найди картинку
Развитие восприятия звукокомплексов
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
7. Игра «путаница»
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.
1. а) Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик это время мирно плавал в океане.
б) Ялик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.
в) Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.
2. а) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
б Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей же в это время громко лаял у соседки.
8. Выдели слово
Цель: выделение заданного звука из слова
Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
9. Подбери похожие слова
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.
10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э
11. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...
13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения .
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.
14. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
15. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его.
16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
17. Кто лучше слушает?
Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове.
Вариант 1.
Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков.
18. Какой звук есть во всех словах?
Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.
Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
19. Назови первый звук в слове
Цель: развитие умения определять первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ).
20. Назови последний звук в слове
Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
21. Узнай звук
Цель: Узнавание заданного звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
1. Шутки-чистоговорки:
Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
2. Скороговорки:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.
22. Путаница
Цель: развитие дифференциации слов различающихся одним звуком.
Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.
Два танкиста едут в.. банке
Деньги сохранились в.. танке
Жаркий наступил.. пенек
Села Маша на.. денек
У Тани голубые.. лапки.
Когтистые у кошки..тапки .
Заверну железный.. бинт
И куплю в аптеке.. винт.
От конфет остались.. бантики .
Завяжу на платье.. фантики .
Положу рядом с печкой..колено
И помажу зеленкой.. полено .
Я посуду мою в.. койке .
Вечером читаю в.. мойке .
Идут солдаты в прочных.. масках .
А все на карнавале в.. касках
Но тут раздался громкий.. волос .
Аннотация: Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.
Игры для развития фонематического восприятия
“Пишущая машинка”
Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.
Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
“Будь внимателен!”
Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.
Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация -[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” - замереть на месте, “Зина” - прыжки, “Жираф” - замерли на месте, и т.д.
“Посчитай буквы и составь предложение”
Играют от 3 до 6 участников.
Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.
Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.
Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.
Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.
Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.
“Слушай хлопки и подбирай слоги”
Играют 2 человека или 2 небольшие команды.
Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.
На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.
Инструкция:
“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например,: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.
Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например, A3, УЗ, ИЗ и т.п.
Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например,: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.
А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например, АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”
Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.
“Повтори за мной”
Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
“Слушай и повторяй!”
Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.
Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.
Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.
Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий - оценить правильность. Судьей выступает логопед.
При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.
“Услышишь - стой!”
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.
Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.
“Что слышно?”
Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
“Канон”
Цель игры: развитие волевого внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.
Краснова Нина Андреевна,
учитель-логопед