ксения Шаимова
Семинар-практикум по организации дополнительного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС
Цель : Систематизировать знания воспитателей об . Совершенствовать умения педагогов при организация кружковой и студийной работы ДОУ.
Задачи :
1. Изучить теорию и практику об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС
2. Кружки как форма
3. Разработать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом кружковой и студийной работы.
Оборудование : Интерактивная доска
I. 1. Теоретическая часть :
1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС »
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование , но и дополнительное . Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление , расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности .
Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает :
Интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
образовательных
дополнительного образования детей именно на ее основе;
Нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования .
Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления : по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности - лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.
Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.
1.2. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ ;
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога) .
Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций :
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;
Социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;
Коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
Воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями :
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :
Уставом ДОУ;
- Образовательной программой ДОУ ;
Положением о кружке;
Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ; - Планом работы кружка на год;
Списком детей;
Расписанием деятельности;
Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в .
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий :
– организация рабочего пространства;
– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
– игровой характер подачи любого материала;
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм :
С детьми :
Фронтальные занятия (групповые)
Экскурсии
Тематические прогулки
Развлечения, досуги
Участие в различного уровня конкурсах
С педагогами :
Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ
С родителями :
Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях , информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности :
1) Физическое развитие
2) Социально - личностное развитие
3) Познавательно-речевое развитие
4) Художественно-эстетическое развитие
Тематика кружков может быть разнообразна .
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать :
Интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
Возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
Необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
Понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
Необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
Нормы нагрузки на ребенка.
Схема разработки программы кружковой работы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
4. Учебно-тематическое планирование
5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
6. Список литературы
2. Практическая часть :
2.1. Составление примерных вопросов для выявление потребностей родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .
2.2. Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции) .
Ожидаемый результат семинара-практикума :
1) Повышение эффективности педагогической деятельности.
2) Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг .
3) Создание и привлечение инновационных педагогических технологий.
4) Создание доступного дошкольного образовательного пространства .
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центра развития творчества детей и юношества»
на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовил: методист «ЦРТДиЮ»
Сибилева Ю.П.
Каменск-Шахтинский
2017
Цель:
- Определение значений игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе.
- Раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях в Центре развития творчества.
- Ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых в игровой форме.
Ход семинара
Часть 1. « Использование игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования детей».
В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми. Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В любом учреждении дополнительного образования игровой метод можно использовать в следующих случаях:
- как самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более большой технологии;
- как технологию воспитательного мероприятия.
Реализовать игровые приемы можно по следующим направлениям:
- можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
- образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчиняется определенным правилам игры;
- учебный материал можно использовать как средство игры;
- можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
- педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.
При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.
Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.
Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.
Можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1.По виду деятельности:
- физические (двигательные)
- интеллектуальные (умственные)
- трудовые
- социальные
- психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
- Обучающие
- Тренировочные
- Контролирующие
- обобщающие
- познавательные
- воспитательные
- развивающие;
- репродуктивные
- продуктивные
- творческие;
- коммуникативные
- диагностические
- профориентационные
- психотехнические и другие.
Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:
- игровые технологии для детей дошкольного возраста;
- игровые технологии для детей младшего школьного возраста;
- игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.
Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться педагогами дополнительного образования на своих занятиях. Итак, это:
Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.
Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.
Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ролевой игре». Это практически «театр», но социально-психологический, где у участников отрабатывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Ну а какие игры можно использовать в дополнительном образовании нам расскажет педагог дополнительного образования Фатеева О.Ю.
Часть 2. Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании.
(Из опыта работы Фатеевой О.Ю)
В своей работе я, педагог изостудии «Акварелька», использую такие виды педагогических игр:
Игры-упражнения.
Такие игры занимают обычно 10-15 минут. Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, загадки и другое.
Игры-путешествия .
Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, археолога, зоолога и т.д. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения. Игры-путешествия я использую в начале проектов, где предполагается определенная поисковая творческая деятельность.
Ролевая игра.
В этой игре инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. Именно в ролевой игре ребенок учится справляться с неопределенностью и жизненными ситуациями.
Игра-соревнование .
Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.
Для наиболее лучшего понимания того, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания обучающихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провела небольшое исследование среди обучающихся своего объединения и обучающихся других творческих объединений Центра. Также мною было проведено анкетирование. (Приложение 1).
Анализ ответов дал следующие результаты:
1.В пользу использования игр на занятиях были получены положительные результаты в 100 % объеме.
2.89 % обучающихся в нашем Центре хотели бы, чтобы игры использовались на каждом занятии, но только в том случае, если данная игра им интересна.
4.100 % детей нравится побеждать в игре. Это стремление к победе обеспечивает развитие обучающихся в игровой деятельности.
Ну и в конце своего выступления, я хочу сказать, что игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.
Часть 3 (практическая).
Мастер-класс ««Занятие-игра - одна из форм использования игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в дополнительном образовании».
Для того, чтобы с сегодняшнего семинара вы, уважаемые педагоги, могли унести с собой не только теорию, но и небольшой практический багаж, я подготовила для вас несколько вариантов занятий-игр.
Занятие – игра «Домино».
Для проведения занятия-игры необходимо подготовить карточки, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещаем задания и ответы. Карточки раздаем участникам игры. Все участники по очереди расставляют карточки так, чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. Но здесь необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. В случае, если участник неправильно выставил карточку или же не смог объяснить причину ее выставления, то его ход пропускается. Игрок может воспользоваться помощью арбитра, но при этом теряется 100 очков.
Выигрывает тот частник, который первым выставил все карточки.
Методические указания по организации занятия :
Игра проводится на занятии как один из этапов групповой работы для того, чтобы повторить и закрепить знания по всей пройденной теме или же по нескольким темам. В каждой группе обязательно должен быть судья, который будет оценивать правильность ответа. Судьей может быть наиболее успевающий ребенок данной группы группы, либо ребенок, которому оказала доверие наибольшая часть группы.
Примеры карточек к игре:
Занятие – игра «Лото»
Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, где указаны только номера десяти вопросов. Педагог достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если же команда не дает правильного ответа на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая, в случае правильного ответа, получает жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на занятиях обобщающего повторения или по всему курсу.
(Используются бочонки от настоящего лото), карточки с номерами готовятся самостоятельно)
Занятие – игра «Аукцион».
На торги выносятся задания по какой-либо теме, которая заранее обговаривается со всеми участниками. В игре участвуют 3 – 5 команд. При помощи проектора на экран проецируется лот № 1 – пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или же используются готовые, распечатанные тексты). Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, то она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны выкупить другие команды, Если задание решено верно, команде начисляются баллы, если же задание провалено, то баллы (или часть их) снимаются. Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи обучающиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения. Данная игра является прототипом игры «Самый умный».
В какую из представленных игр вам, уважаемые педагоги, хотелось-бы сейчас поиграть?
(Проводится игра, выбранная большим количеством присутствующих педагогов)
Рефлексия. Подведение итогов семинара.
Уважаемые педагоги! Подводя итоги семинара, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.
Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Но, однако, это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Участники семинара передают друг другу солнышко, и тот человек, в руках у которого находится солнце, рассказывает свое мнение о семинаре.
Уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили или закрепили, пригодятся вам в вашей работе. До свидания. Всем большое спасибо за работу.
Приложение 1.
Анкета для учащихся.
- Нравится ли тебе, когда педагог использует на занятии игру?
- Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на занятии?
- Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
- На каких занятиях тебе нравится играть (перечисли)?
- Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
- Зависит ли твое желание от педагога, использующего игры?
- Что тебе больше всего нравится в игре?
Главная > Семинар
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования
Тема:
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании
Цель : познакомить с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса в детских объединениях.
План семинара :
Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.
Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса
Ход семинара:
Педагоги разбиваются на группы по направленностям.
Вступительное слово: тема семинара, план работы, актуализация выдвинутых вопросов.
1. Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.
Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? (ответы представителей от групп.)
Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать: Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться». Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам. Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер , т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся; базироваться на развивающих методах обучения детей ; для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями; использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе; основываться на социальном заказе общества; отражать региональные особенности и традиции.
Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса
Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы : - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний. В соответствии с этим различаются типы учебных занятий. Вопрос для обсуждения в группах: Какие существуют типы учебных занятий ? Итог работы групп - определение типов занятий: изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.); обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.); комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения); контрольное (итоговое). К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования. Вопрос для обсуждения в группах: Какие требования необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании? Обобщаем ответы групп: Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования. - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; - целесообразное расходование времени занятия; - применение разнообразных методов и средств обучения; - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; - практическая значимость полученных знаний и умений. Вопрос для обсуждения в группах: Какие формы организации учебного процесса Вы знаете? В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально. Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе. - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся. - Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. - Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. - Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности. - Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления. - Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. - Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. - Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. Нетрадиционные формы организации деятельности детей. - Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. - Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. - Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. - Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. - Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. - “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. - День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость. - Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. - Выпускной ринг -отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми Имеется многообразный арсенал методов обучения , методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции. Рассмотрим две классификации методов обучения.
По Ю.К. Бабанскому
Словесные (источником знания является устное или печатное слово)
Объяснение
Дискуссия
Работа с книгой
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)
Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)
Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)
Упражнения
Практическая работа
Решение задач
Моделирование объектов
По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру
- Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога) Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы) Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует) Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)
3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования
Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия - находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие. В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики: - каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; - любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; - построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа. Работа в группах: Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия. ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия
Дата Тема занятия Цель Задачи:
образовательная
воспитательная
развивающая
Тип занятия
Форма работы
Методы обучения
Оборудование для педагога
Оборудование для учащихся
План занятия:
Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию. Создание психологического настроя на работу. 1-3 мин
Проверка домашнего задания - творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 10-15 мин
Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией и т.д.). 15-20 мин
Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка. 30-40 мин
Итог занятия. Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия. 10-15 мин
Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84
ПрограммаХотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36
ДокументКак и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него входили В.
Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях мвд россии сборник
ДокументАнтропов А.Г. - заместитель начальника Управления организации профессиональной подготовки Департамента кадрового обеспечения МВД России, кандидат юридических наук;