Представляем вашему вниманию интересные факты про овощи, о которых вы, возможно, не слышали. Ведь даже картошка способна удивить своей историей.
Факт 1: ягоды картошки
Картофель появился в Европе только в 16 веке. Его выращивали в садах как декоративное растение, варили из его ягод варенье, а употреблять в пищу стали намного позже. А в 1800 году картофель был настолько редким продуктом, что его дарили друг другу на праздники.
Факт 2: огурец-деликатес
Кроме картошки, редкостью когда-то были и огурцы. Однажды турецкий султан Магомет Второй (который славился своей жестокостью и жадностью) приказал вскрыть животы своим семи подданным, узнав, что кто-то из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.
Факт 3: святой лук
В Древней Греции лук считался священным овощем. Луковица считалась символом устройства Вселенной. Лук в Греции ели и бедняки, и аристократы. А чтобы заглушить запах, его заедали петрушкой и грецкими орехами. Между прочим, когда у кого-то было горе, то в знак печали он или она надевал венок из петрушки.
Факт 4: нелюбимая капуста
Самым ненавистным в мире овощем считается капуста. Президент Джордж Буш-старший так ненавидел брокколи, что запретил ее в Белом доме. Ее горький вкус не любит большинство людей на планете. А вот любители брокколи советуют выбирать меньшие ростки, так как они слаще. Их нужно разрезать, быстро сварить и потом бросить в холодную воду, чтобы убрать горечь. Можно также добавить кислоту. Например, лимон или красный винный уксус помогут избавиться от горького привкуса.
gpointstudio_shutterstock
Факт 5: ядовитые помидоры
Долгое время помидор считался ядовитым растением. Например, в книге «Полное руководство по садоводству», изданной в Дании в 1774 году, написано: «Плоды эти крайне вредны, так как сводят с ума тех, кто их поедает». А на Руси томаты называли «бешеными ягодами».
Факт 6: снежный овощ
Арктический хрен - один из самых интересных овощей в мире. Его можно встретить в холодной Гренландии на всем побережье Ледовитого океана, на песчаных и галечных берегах рек. Он цветет даже тогда, когда наступают сильные морозы. Северные народы используют его как средство против цинги.
Факт 7: неожиданно про банан
Банан - это овощ. Объясняется это тем, что банан - это многолетнее травянистое растение. А по определению овощи - части травянистых растений. В общем, к фруктам его не отнесешь, так как это плод растения, а овощи - это части травянистых растений.
Факт 8: суп из ананаса
Ананас - еще один продукт, из-за которого спорят специалисты. Во времена Екатерины II дворяне использовали его в застольях, хотя и непривычным для нас образом. Так, граф Александр Строганов подавал ананас в уксусе, а у графа Завадовского его шинковали, как капусту, хранили в кадках и варили из этого борщ и щи.
Факт 9: лотос - не цветок?
Лотос тоже относят к овощам, потому что его корни используют в пищу в азиатской кухне.
Факт 10: цветная морковь
Изначально дикая морковка была фиолетовой, иногда белой. А привычная нам оранжевая появилась в ходе селекции - ее вывели голландцы в 16 веке.
Ольга Шевцова
Беседа «Фрукты овощи полезны взрослым и детям»
Программное содержание :
1 Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах .
2 Закрепить умение классифицировать, выделять признаки (внешние : форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов ).
3 Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах , как продуктах питания, их пользе;
4 Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств;
5 Закреплять навыки исследовательской деятельности;
6 Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию , отвечать на вопросы полно;
7 Упражнять в употреблении прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов . Пополнить словарный запас словами : садовод, овощевод , выращивать, ухаживать;
8 Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.
Словарная работа : названия овощей , фруктов ; овощ , фрукт , осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.
Зрелый, вкусный, полезный , румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.
Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, Школьный огород чистить, резать, есть.
Оборудование :
Корзина с овощами , картины : «Сбор урожая в саду» , «Школьный огород» , «Ящик ощущений» , подносы, кукла-осень.
Материалы для проведения опытов : тарелка с кусочками нарезанных овощей и фруктов , вилки, салфетки.
Аудиозапись спокойной музыки, музыкальное сопровождение к песне «Что нам осень принесла?» , магнитофон.
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает войти детей в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла-осень) .
Ребята, как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались? (ответы детей) .
Здравствуйте, ребята, я принесла вам свои дары. Узнайте что это. Я буду читать стихотворения, а вы – договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.
Здесь весною было пусто,
Летом выросла….
***(капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную….
***(картошку)
От дождя земля намокла-
Вылезай толстушка….
***(свёкла)
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную….
***(морковку)
Помогает деду внук
Собирает с грядок….
***(лук)
Вот зелёный толстячок-
Крупный, гладкий….
***(кобачок)
И красавец, великан-
Тёмно синий….
***(баклажан)
А теперь пойдём мы в сад
Там созрел уж….
***(виноград)
Для Володи и Катюши
Соберём в корзину….
Вот и всё! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
Ребята, посмотрите, у нас в корзине все овощи и фрукты смешались . Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты . Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты » . На один поднос выложим только фрукты , на другой только овощи .
А теперь давайте проверим, не ошиблись ли мы?
Осень : Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты .
Ребята, пойдёмте к стульчикам. Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)
Мы капусту рубим,
Мы морковку трём
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.
Осень : Ребята, осень пора сбора урожая. Посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она называется? (при затруднении помогает) Рассмотрите её.
Где выращивают овощи ?
На чём растут овощи ?
Как готовят землю к посадке?
Что сажают в землю?
Как ухаживают за овощами ?
Когда собирают урожай?
Кто ухаживает за овощами ?
Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде . Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод .
Осень : Ребята, а вы, наверно знаете, что у разных овощей съедобны разные части. У одних овощей – вершки , а у других – корешки, а у третьих и вершки и корешки.
Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки» , подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы : на один поднос положите овощи у которых съедобны вершки, на другой, овощи у которых съедобны корешки, а в середине на тарелку положите те овощи , у которых съедобны и вершки и корешки. (Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения)
Детей приглашают сесть на стулья. Воспитатель вывешивает другую картину, обращает внимание детей на неё.
Что изображено на этой картине?
Что выращивают в саду?
На чём растут фрукты ?
Кто ухаживает за садом?
-Фрукты выращивают в садах . Они растут на деревьях. Ухаживает за садом садовод.
Хотите побывать во фруктовом яблочном саду ? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблонька. А на её ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясём, в руки яблочко возьмём. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблочко лежит, вдохните его аромат. (Дыхательная гимнастика 3 раза)
Осень : Осень щедрая пора, хочу вас угостить своими дарами.
Попробуем ребята, угощенье осени, пройдите за стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов . Какой на вкус помидор? И т. д.
Во всех овощах много витаминов , значит, все они полезны для человека . Не зря говорят : «Обед без овощей , что праздник без музыки» . Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощенье? Спасибо осень за твои дары.
Осень : Я, осень – весёлая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты . «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ ? Какой он на ощупь?
Осень : Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!
Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встрече сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей) . Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней. (Дети исполняют песню) Попрощаемся с нашей гостьей осенью.
Публикации по теме:
План беседы «Овощи и фрукты - полезные продукты» Цель: Закрепить представление детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Ход беседы Предложить.
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о семье. ЗАДАЧИ: * вызвать интерес к деятельности *разучивание нового стихотворение *разучивание пальчиковой игры.
Методическое пособие "Овощи и фрукты" для младшей группы. Подготовила: Турьева А. Н. Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах, местах.
Конспект беседы «Взрослым и детям нужен мир на всей планете» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Взрослым и детям нужен мир на всей планете.» Цели: -Активизировать имеющие знания.
1. Из картофеля можно варить варенье
Картофель появился в Европе только в 16 веке. Его выращивали в садах как декоративное растение, варили из его ягод варенье, а употреблять в пищу стали намного позже. А в 1800 году картофель был настолько редким продуктом, что его дарили друг другу на праздники.
2. Ради огурцов убивали людей
Кроме картошки, редкостью когда-то были и огурцы. Однажды турецкий султан Магомет Второй (который славился своей жестокостью и жадностью) приказал вскрыть животы своим семи подданным, узнав, что кто-то из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.
3. Греки поклонялись луку
В Древней Греции лук считался священным овощем. Луковица считалась символом устройства Вселенной. Лук в Греции ели и бедняки, и аристократы. А чтобы заглушить запах, его заедали петрушкой и грецкими орехами. Между прочим, когда у кого-то было горе, то в знак печали он или она надевал венок из петрушки.
4. Брокколи - самый ненавистный овощ в мире
Президент Джордж Буш-старший так ненавидел брокколи, что запретил ее в Белом доме. Ее горький вкус не любит большинство людей на планете. А вот любители брокколи советуют выбирать меньшие ростки, так как они слаще. Их нужно разрезать, быстро сварить и потом бросить в холодную воду, чтобы убрать горечь. Можно также добавить кислоту. Например, лимон или красный винный уксус помогут избавиться от горького привкуса.
5. Помидоры сводили людей с ума
Долгое время помидор считался ядовитым растением. Например, в книге «Полное руководство по садоводству», изданной в Дании в 1774 году, написано: «Плоды эти крайне вредны, так как сводят с ума тех, кто их поедает». А на Руси томаты называли «бешеными ягодами».
6. Хрен может цвести даже в ледниках
Арктический хрен - один из самых интересных овощей в мире. Его можно встретить в холодной Гренландии на всем побережье Ледовитого океана, на песчаных и галечных берегах рек. Он цветет даже тогда, когда наступают сильные морозы. Северные народы используют его как средство против цинги.
7. Банан - это овощ
Банан - это овощ. Объясняется это тем, что банан - это многолетнее травянистое растение. А по определению овощи - части травянистых растений. В общем, к фруктам его не отнесешь, так как это плод растения, а овощи - это части травянистых растений.
8. Из ананаса варили борщ
Ананас - еще один продукт, из-за которого спорят специалисты. Во времена Екатерины II дворяне использовали его в застольях, хотя и непривычным для нас образом. Так, граф Александр Строганов подавал ананас в уксусе, а у графа Завадовского его шинковали, как капусту, хранили в кадках и варили из этого борщ и щи.
9. Лотос тоже можно есть
Лотос тоже относят к овощам, потому что его корни используют в пищу в азиатской кухне.
10. Морковь была фиолетовой
Изначально дикая морковка была фиолетовой, иногда белой. А привычная нам, оранжевая, появилась в ходе селекции - ее вывели голландцы в 16 веке, пишет со ссылкой на
Матрёшкины сказки.
Основопологающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста имеет развитие речи.Которое направлено на практическое овладение языком и осознание речи. В дошкольном возрасте совершенствуется её практическое употребление. Активность ребёнка по отношению к языку выражается в словообразовании, словотворчестве, сочинительстве. Старшие дошкольники с интересом и выдумкой придумывают различные истории и сказки.
Как помочь ребёнку в сочинительстве, если он еще не научился писать, или пишет печатными буквами, но очень медленно. Желание записать свои мысли может покинуть ребёнка в связи с трудностями сохранения придуманного.
В этой ситуации помогут родители или воспитатели. Предлагаю вам варианты работ, выполненные родителями вместе с детьми.
Сказки про овощи и фрукты.
"Овощи на грядке"
Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках.
Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать.
Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.
"Сказочное путешествие овощей"
Жили - были огурец, помидор и морковь. Однажды помидор говорит: «Мне дедушка рассказывал, что где - то далеко, за морями, океанами живут существа, похожие на нас». «Ой, как интересно!» - воскликнула морковь. «А давайте отправимся в путешествие, заодно с ними и познакомимся», - предложил огурец. Так они начали собираться в долгий путь. Прошло два дня, друзья сколотили лодку, надули матрас, натянули парус и отправились в путь.
Плывут они день, другой, вдруг пошел сильный дождь, подул ветер, начался шторм. От ветра порвало парус, лодку чуть не опрокинуло. Когда море успокоилось, оглянулись они, а вокруг кроме воды ничего нет. Испугались огурец, помидор и морковка стали кричать, махать руками. Вдруг из воды показалась чья - то мордочка. Это дельфин Стёпа проплыл мимо и услышал крики. Друзья наперебой стали рассказывать, что поплыли искать похожих на себя существ. А Стёпа им отвечает: «Да, я знаю, здесь недалеко на острове живут такие же, как и вы. Я вас провожу!».
Прыгнули огурец, помидор и морковка на спину дельфина, и поплыли на остров. Быстро домчал их Стёпа до песчаного берега. Вышли они на берег, а морковка, как закричит: «Смотрите, смотрите - какой оранжевый помидор и желтый огурец!» Засмеялся дельфин: «Да это же апельсин и банан. Пойдемте, я вас с ними познакомлю!» Так и подружились огурец, морковка, помидор, банан и апельсин! Стали они ездить друг к другу в гости, да и про Стёпу не забывают!
Страница 1 из 4
КАПУСТА
В огороде пусто,
если нет…
Правильно, капусты. Этот овощ известен людям с давних времен. Древние люди употребляли в пищу листья дикой капусты. А выращивать капусту стали около 7 тысяч лет назад, в Испании. Оттуда эта культура попала и в другие страны. На Руси капусту начали возделывать в XI веке. В народе этот овощ один из самых любимых. «Для чего и огород городить, коль капусту не садить», говорят в народе. Почему же люди так ценят капусту?
Потому что самый вкусный,
очень вкусный лист капустный.
(А. Крылов) Капуста не только вкусна, но и полезна. Еще знаменитый греческий математик Пифагор писал: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает бодрость и веселое спокойное настроение духа». В капусте содержится много витаминов, белков, сахаров и разных минеральных солей. Большая часть полезных веществ находится в кочерыжке.
В жаркий день и в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке
В охапке держит все одежки.
(Г. Гринев)
Самый распространенный сорт капусты – капуста белокочанная. Это двухлетнее растение. В северных районах, весной, когда на улице тепло, в грунт высаживают рассаду. В первый году капусты вырастает укороченный стебель, его называют кочерыгой, вокруг него образуются широкие листья – «сто одежек», – собранные в кочан. Кочан – это не плод капусты, в нем нет семян. Чтобы получить капустные семена, осенью вытаскивают капустную кочерыжку с корнем. Зимой ее хранят в прохладном месте, а весной высаживают в грунт. Из кочерыжки вырастают высокие стебли, на них появляются кисти желтых цветов. Осенью из цветов образуются плоды – стручки с мелкими круглыми семенами.
ЗАГАДКА
Одевался потеплей одноногий Пантелей.
Сто одежек натянул, ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.
Пантелея малыши все зовут…
(Капуста) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Без капусты щи не густы.
Заяц – трус, а и тот на капусту охотится.
Не суйся к капусте, пока не припустят
МОРКОВЬ
Люблю морковку! Вот она еще в комочках глины.
Лежит нарядна и сочна – сплошные витамины!
Я даже приучил щенка морковку грызть для роста.
Она и для снеговика необходима просто.
(В. Сабиров)
Морковку люди стали выращивать давно – около 4 тысяч лет назад. Особого ухода это растение не требует – бросил семечко в землю и жди урожая. Если земля не очень плодородная, это не страшно – морковь прекрасно растет даже на песчаных почвах. Одинаково легко морковь переносит засуху и небольшие холода. Морковь любит принимать солнечные ванны, поэтому ее сеют на открытом, не затененном месте.
С XIV века морковь стали выращивать и на Руси. Крестьяне придумали немало пословиц и поговорок, связанных с морковью. «На полатях лежать, так моркови не видать!», «Сей морковь в срок, будет прок».
Самая ценная часть моркови, которую мы употребляем в пищу – корнеплод. Он образуется в первый год жизни моркови. Корнеплод полностью находится в земле, наружу торчит лишь его верхняя часть, а над ней – зеленый хвостик листьев, похожих на листья укропа.
Чем же так полезна морковь? Корнеплоды моркови содержат огромное количество бета-каротина, который в нашем организме превращается в витамин А. Его еще называют витамином роста – он очень полезен для детей. Приносят человеку пользу и семена моркови. Из них изготавливают лекарственный препарат, с помощью которого лечат болезни сердца. А на Руси издавна боли в печени и носоглотке снимали морковным соком.
Корнеплоды моркови бывают разной формы: конуса или цилиндра. А вес их может достигать полукилограмма! Между прочим, по форме морковки можно определить, где она росла. Если корнеплод длинный и острый, условия для его роста были не самые хорошие – плотная и тяжелая почва, мало воды. Если же морковка короткая и толстая, значит, «разъелась» она на плодородной земле, при обильном и частом поливе.
Цвет у морковки не обязательно оранжевый. Есть сорта моркови желтого, белого и даже темно-фиолетового цветов.
ЗАГАДКИ
Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку, а хрустящую…
(Морковку)
* * *
Я росла много дней, становилась все красней и слаще.
Стала я хрустящей. А зеленый хохолок у меня, ребятки,
Чтобы каждый дернуть мог и вытянуть из грядки.
(Морковь)
ЛУК
Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То на зеленого ежа похожа грядка станет.
(В. Сабиров)
Самый распространенный вид лука – репчатый. Он выращивается почти во всех странах мира.
С древних времен люди употребляли в пищу дикорастущие виды лука. А около 6 тысяч лет назад в Индии и Китае его стали выращивать как огородное растение. У египтян лук пользовался всеобщей любовью. Лук почитали древние греки, они воспринимали лук как символ устройства Вселенной. На празднествах в честь бога Пана – защитника лесов и полей – его скульптурные изображения осыпались луком. В дни празднеств греки старались принести в храм самую большую головку лук. Древние римляне считали, что лук заряжает человека энергией и защищает от болезней.
В XII веке лук оказался и на Руси. 20 сентября крестьяне отмечали луков день. Лук несли на базар продавать. Кто лука много собрал и быстро продал, у того и доход хороший. Луков день – грустный праздник по двум причинам. Первая – он совпадал с окончанием бабьего лета, позади оставались теплые денечки. Вторая – девушкам и женщинам в этот день приходилось проливать много слез, обрабатывая лук.
Луковица состоит из нескольких слоев внутренних листьев. Именно там растение запасает питательные вещества. А их в луке очень много – и витаминов, и минеральных солей. Ученые установили, что по по-лезности лук стоит на третьем месте среди овощей, уступая лишь свекле и корню петрушки. Остроту луковице придают содержащиеся в ней эфирные масла. Они вызывают раздражение слизистой оболочки глаза, потому мы и плачем, когда режем лук.
В луке есть вещества, которые убивают вредные бактерии. Для того, чтобы не болеть простудными заболеваниями, нужно есть лук.
Лук можно вырастить и у себя дома. Достаточно опустить луковицу в баночку с водой. Через несколько дней лук пустит корни, а вверх потянутся зеленые листочки.
Есть горькие сорта лука, а есть сладкие. У разных сортов лука разная окраска луковицы: красная, фиолетовая, желтая, белая, розовая.
В наши дни выращивают не только репчатый лук. Очень вкусны и полезны блюда, в которые добавляют лук-порей, лук-шалот, лук-батун, шнитт-лук.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Луковый урожай убирать поспешай.
Лук – от семи недуг.