Территориальные сборники единичных расценок (ТЕР) разработаны для использования на различных региональных территориях нашей страны. Смета, рассчитанная по ТЕР, представляет собой пересчитанные при помощи специальных индексов расходы на материалы, услуги и т.д. для того или иного региона российской Федерации. Чтобы понять что такое ТЕР в смете, нужно иметь понятие, что расценки на материалы и услуги, например, в южной части нашей страны могут существенно отличаться от расценок на те же статьи затрат для северной ее части. Для того чтобы учитывать разницу в таком разграничении, были разработаны единичные расценки. Сметы по ТЕРам созданы с учетом различных климатических условий в разных регионах, а значит, и разных условий труда и пр. В зависимости от территориальной принадлежности могут существенно отличаться сроки на доставку материалов, расценки на них, а, следовательно, и зарплата строителей. В случае если в ТЕРах на данный регион не оказалось расценок на какие-то виды работ, то при составлении смет руководствуются ФЕРами или расценками, оговоренными между заказчиком и исполнителем.
Составлять сметы в ТЕРах целесообразно организациям, которые участвуют в аукционах, проводимых администрациями регионов, в ином случае для смет могут использоваться свои расценки. В то же время смета, рассчитанная по ТЕР, позволяет оптимально сократить расходы на обеспечение строительства.
Любая смета, составленная в ТЕРах , действует только на той территории, для которой она разрабатывалась, так как именно в ней учтены индексы на осуществление строительных услуг и затраты на материалы. И только на этой территории смета имеет юридическое и фактическое основание.
Сборники, представляющие собой примеры смет в ТЕР создаются специалистами-сметчиками региональных Центров Ценообразования в строительстве (РЦЦС) с последующим утверждением расценок. Позже они проходят регистрацию как нормативные документы и вводятся в действие в ФЦЦС (Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов).
В любом сборнике к сметам по ТЕРам содержатся расценки на все виды строительства (гидротехническое, сельское, промышленное, жилищно-гражданское) с учетом времени работ (зимние расценки). Существуют расценки для дирекции строящихся предприятий, классифицированные расценки на отдельные виды работ. Руководствуясь сборником по составлению смет, вы легко рассчитаете свою смету в ТЕРах.
Федеральные единичные расценки в строительстве
ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: 1. расход строительных материалов, 2. затраты труда строительных рабочих, 3. времени работы строительных машин.
В нормах подразумеваются наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.
Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования - на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению - на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства - для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т.д.
Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов) . Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.
ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории РФ. Они разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района (Московская область), утверждаются и вводятся в действие ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС) . ФЕР используются во всех отраслях народного хозяйства.
Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупнённых сметных нормативов.
Структура ФЕР
Единичные расценки, в том числе ФЕРы, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:
- затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.00 г.;
стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
- стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);
нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;
- наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.
Виды ФЕР
- ФЕР на строительные и специальные строительные работы
- ФЕР на монтаж оборудования (ФЕРм)
- ФЕР на пусконаладочные работы (ФЕРп)
- ФЕР на ремонтные работы (ФЕРр)
Виды сборников ФЕР
- Общие указания
- Земляные работы
- Горновскрышные работы
- Буровзрывные работы
- Скважины
- Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы
- Бетонные и железобетонные конструкции монолитные
- Бетонные и железобетонные конструкции сборные
- Конструкции из кирпича и блоков
- Строительные металлические конструкции
- Деревянные конструкции
- Кровли
- Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии
- Конструкции в сельском строительстве
- Отделочные работы
- Трубопроводы внутренние
- Водопровод и канализация – внутренние устройства
- Отопление – внутренние устройства
- Газоснабжение – внутренние устройства
- Вентиляция и кондиционирование воздуха
- Временные сборно-разборные здания и сооружения
- Водопровод – наружные сети
- Канализация – наружные сети
- Теплоснабжение и газопроводы
- Магистральные и промысловые трубопроводы
- Теплоизоляционные работы
- Автомобильные дороги
- Железные дороги
- Тоннели и метрополитены
- Мосты и трубы
- Аэродромы
- Трамвайные пути
- Линии электропередачи
- Сооружения связи, радиовещания и телевидения
- Горнопроходческие работы
- Земляные конструкции гидротехнических сооружений
- Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
- Каменные конструкции гидротехнических сооружений
- Металлические конструкции гидротехнических сооружений
- Деревянные конструкции гидротехнических сооружений
- Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях
- Берегоукрепительные работы
- Судовозные пути стапелей и слипов
- Подводностроительные (водолазные) работы
- Промышленные печи и трубы
- Работы по реконструкции зданий и сооружений
- Озеленение. Защитные лесонасаждения.
- Скважины на нефть и газ
- Скважины на нефть и газ в морских условиях
Литература
- Фисун В.А. Экономика строительства. Учебное пособие - Москва: РГОТУПС, 2002.- 232 с. ISBN 5-7473-0103-9 ББК: 65 УДК: 69.003
- Шундулиди А.И., Нагибина Н.В. Экономика отрасли (строительства). Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2006.- 119 с. ISBN 5-89070-473-7 УДК: 69.003
- Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие - Москва: Юриспруденция, 2003.- 224 с. ISBN 5-9516-0023-5 ББК: 65.31 УДК: 338.4; 69
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Федеральные единичные расценки в строительстве" в других словарях:
Территориальные единичные расценки (ТЕР) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации. Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые,… … Википедия
Запрос «Стройка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Небоскрёб Бурдж Халифа в период строительства (2007 год) Строительство возведение зда … Википедия
ФЕР: ФЕР строит. Федеральные единичные расценки в строительстве ФЕРм строит. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования ФЕРп строит. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы ФЕРр строит. Федеральные единичные расценки… … Википедия
система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …
устройство - 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
объект - 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Метрологическая - исп Состояние ТССНХ, оп с Источник: МИ 2021 89: Рекомендация. ГСИ. Метрологическое обеспечение гибких производственных систем. Основные положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области - Терминология Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области: 3.2. Акт обследования объекта на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Книги
- Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. ФЕР 81-02-ОП-2001. Общие положения. Исчисление объемов работ , . Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (далее - ФЕР) предназначены для определения затрат при выполнении…
- Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования. ФЕРм 81-03-Пр-2001. Приложения , . Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования (далее - ФЕРм) предназначены для определения затрат при выполнении работпо монтажу оборудования и…
Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.
Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.
Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.
Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.
Итак, нормативная база сметных расчётов - это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.
Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 - наиболее совершенная база сметных расценок.
☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.
Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.
В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.
Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету , нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.
Виктор Оленев. 2009..
Доступно о ФЕРах
Ввиду того, что в интернете информация по всевозможным сметным нормативам представлена в достаточно разрозненной форме (порой, трудно понять, что же такое смета ФЕР), наш портал начинает публикацию тематический статей на данную тематику.
Мы будем рассказывать вам о тех или иных нормах, на основе которых осуществляется процесс составления сметной документации и проведение расчётов по выполняемым работам. Сегодня речь пойдёт о федеральных единичных расценках.
К ФЕРам относят сметные нормативы, которые содержат стоимостные расценки на выполнение того или иного вида строительных единичных работ. ФЕРы регламентируют отдельные элементы прямых затрат, которые приходятся на единицу объёма строительных работ и конструктивных элементов. К таковым элементам могут относиться:
1) трудовые затраты строителей
2) расходы строительных материалов
3) время работы строительных машин.
За норму принять брать самые прогрессивные и экономически выгодные методы и проектные решения производства работ.
Почему федеральные расценки?
Своё название ФЕРы получили ввиду того, что их разработкой занимается федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). Таким образом, в данных нормативах содержатся расценки на виды работ, выполняемые на всей территории Российской Федерациии.
Когда и где именно применяются федеральные единичные расценки?
Применение федеральных нормативов чаще всего уместно в тех случаях, если речь идёт о строительстве объектов за счёт федерального бюджета. В ситуации, когда исполнитель и заказчик оговаривают цены в условиях своего договора, то прибегать к федеральным расценкам не обязательно. По причине того, что то в нормативах содержатся расценки на все виды работ, то ФЕРы могут использоваться во всех отраслях народного хозяйства.
Как составляются ФЕРы?
Федеральные единичные расценки составляются на основе 1-го базового района (Московской области), то есть расценки на строительные работы в МО являются основой для составления ФЕРов.
Основное место в федеральных единичных расценках занимает таблица, в которой указаны номера расценок, наименования работ, а так же затраты на эти работы (материалы). Помимо этого, в расценках содержатся такие главы, как «Общие указания» и «Правила исчисления объёмов работ».
Видоы ФЕРов?
- на строительные и специальные строительные работы
- на ремонтные работы (ФЕРр)
- на монтаж оборудования (ФЕРм)
- на пусконаладочные работы (ФЕРп)
Составить смету фер можно на нашем портале, а ознакомиться с архивом сметных документов в нашем .
Добрый день. Подскажите, ...
2019-10-14 12:06:54
Дополнительная буква П в обосновании неучтённого материала всего лишь обозначает, что в базе данных не указан нормативный расход данного материала. Но если даже этот расход указан (и тогда в обосновании стоит одна буква Н), это никоим образом не мешает вам при составлении локальной сметы добавлять в смету стоимость неучтённых материалов согласно проекту, как вы считаете нужным – одной строкой или группой из нескольких строк. Тем более что для вашего конкретного случая с расценкой на устройство железобетонных ступеней (это сборник 6) в технической части сборника чётко сказано, что в нормативной базе указан «усреднённый расход арматуры исходя из общей массы всех видов армирования (каркасами, сетками, отдельными стержнями)».
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как неучтённый материал (в обосновании одна буква Н) можно перевести в проектный материал (в обосновании две буквы – П,Н)? Есть такие работы как устройство железобетонных ступеней, где арматура обозначается как неучтённая (в обосновании стоит Н), но по факту применяются несколько сортаментов, отчего появляется з...
Здравствуйте! Подскажите,...
2019-10-14 11:41:42
Во-первых, гораздо проще вводить любые формулы для вычисления стоимостных значений непосредственно в соответствующих колонках в бланке сметы. После того как в своё время в ПК «ГРАНД-Смета» появилась такая возможность, практически исчезла необходимость в применении к позициям сметы коэффициентов в виде формул. Но при желании, конечно, вы можете открыть раздел «Коэффициенты» в окне с дополнительной информацией о позиции сметы и нажать там кнопку «Добавить формулу», после чего ввести формулу, где будут указаны нужные действия с элементами прямых затрат в данной позиции. В формуле следует использовать стандартные обозначения для элементов прямых затрат: ПЗ, ОЗП и т. п. При этом только надо иметь в виду, что формула рассчитывает величину добавки к первоначальной стоимости – соответственно, если требуется разделить значение ПЗ на коэффициент 1,19, то для получения нужного результата вы должны написать в формуле такое выражение: ПЗ=ПЗ/1,19-ПЗ.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пользоваться кнопкой «Добавить формулу» при работе с коэффициентами в окне с дополнительной информацией о позиции сметы? Например, если значение ПЗ нужно разделить на коэффициент 1,19. Спасибо. ...
Здравствуйте, наша компан...
2019-10-14 11:18:00
Предлагаю вам (а также и вашему заказчику) ознакомиться с опубликованным в открытом доступе описанием блока АРПС для обмена данными между сметными программами – легко убедиться, что для позиций сметы там в принципе не предусмотрено такое поле, как «вид работ». Соответственно, и в локальных сметах, которые будут получены в ПК «ГРАНД-Смета» в результате загрузки из файлов в формате АРПС, вы увидите сообщение о том, что вид работ в позициях сметы не задан – это не проблема нашей программы, а особенность данного формата. Причём нормативы накладных расходов и сметной прибыли по позициям сметы успешно загружаются из файлов в формате АРПС, они задаются для позиций индивидуально без привязки к виду работ. Таким образом, для приведения локальной сметы, загруженной из блока АРПС, в пригодное для дальнейшей работы состояние, остаётся только тем или иным способом добавить в позиции сметы признак вида работ. Для экономии времени можно одним действием задать на всю смету в целом какой-либо общий вид работ – либо выполнить автоматический пересчёт сметы, чтобы вид работ в каждой позиции определялся по коду позиции (обоснованию расценки).