» » Рабочая программа по обучению грамоте перспектива. Обучение грамоте УМК «Перспектива. Пропись «Мой алфавит»

Рабочая программа по обучению грамоте перспектива. Обучение грамоте УМК «Перспектива. Пропись «Мой алфавит»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального базисного плана на 2016-2017 учебный год, учебного плана ГБОУ СОШ №119 на 2016-2017 учебный год. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального образования. При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по обучению грамоте за основу взята программа для начальной школы УМК «Перспектива», Москва «Просвещение», 2014, составленная в соответствии с учебным комплектом авторов Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Романина В.И., Борейко Л.Н. Пропись 1. Рисуй, думай, рассказывай. Климанова Л.Ф. Пропись 2. Мой алфавит. Климанова Л.Ф. Пропись 3. Мой алфавит. Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. Пропись 4. Пишу красиво. Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-1.jpg" alt="> Обучение грамоте УМК «Перспектива» ">

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-2.jpg" alt="> Литература: - Сборник рабочих программ «Перспектива» ; - Методичка"> Литература: - Сборник рабочих программ «Перспектива» ; - Методичка Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева; - Уроки по обучению грамоте, учебник «Азбука» в 2 -х частях.

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-3.jpg" alt=">Цель: р ассмотреть язык с разных точек зрения: с коммуникативной, познавательной, семиотической. "> Цель: р ассмотреть язык с разных точек зрения: с коммуникативной, познавательной, семиотической. Задачи: - ф ормирование навыка чтения и основ графического навыка; - развитие фонематического слуха; - знакомство с ключевым понятием общения; - с овершенствование устных форм общения: слушание и говорение.

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-5.jpg" alt=">2. Познавательная ориентация. (раскрывается логика предыстория письменной речи, с помощью рисунков, ребусов, жестов и"> 2. Познавательная ориентация. (раскрывается логика предыстория письменной речи, с помощью рисунков, ребусов, жестов и мимики, интонации) Раскрывается движение к звуковой форме речи от понятия слова. 3. Ориентация изучения языка, как знаковой системы, за счет многоплановой работы со словом: словесное звукобуквенная значение (план форма слова (план содержания) выражения)

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-6.jpg" alt="> Этапы обучения грамоте. 1. Подготовительный «Давайте знакомиться» часть 1 стр. 3 - 64"> Этапы обучения грамоте. 1. Подготовительный «Давайте знакомиться» часть 1 стр. 3 - 64 Цель: ввести детей в мир общения. Задачи: - з накомство со средствами и правилами общения, с нравственными аспектами общения; - ф ормирование представлений о слове и его номинативной функции; - обучение звуковому анализу; - развитие устной и письменной речи детей.

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-7.jpg" alt=">2. Основной «Страна АБВГД-йка» часть 1 стр. 65 - 110, часть 2 стр. 3"> 2. Основной «Страна АБВГД-йка» часть 1 стр. 65 - 110, часть 2 стр. 3 -78 Цель: обучение первоначальному чтению и письму. Задачи: - знакомство с лексическими понятиями; - р азвитие речевых умений при составлении предложений и текстов; - д остижение образного языка, художественных текстов; - создание условий для активной деятельности учеников с разным уровнем подготовки; - р азвитие творческой самостоятельности детей.

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-8.jpg" alt=">3. Обобщающий «Про все на свете» часть 2 стр. 79 - 126 Задачи: -закрепить"> 3. Обобщающий «Про все на свете» часть 2 стр. 79 - 126 Задачи: -закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от слогового чтения, к чтению целыми словами; -развитие умения понимать тексты, научно- познавательные и художественные. -активизация литературного творчества детей.

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-9.jpg" alt=">Примерное построение урока Подготовительный период Этапы урока Виды работ"> Примерное построение урока Подготовительный период Этапы урока Виды работ Мотивационный Показать связь с жизнью, опираться на жизненный опыт детей, разгадывание ребусов, кроссвордов Постановка учебной задачи Введение учеников в коммуникативно- речевую ситуацию; создание проблемной ситуации; создание ситуации затруднения и поиск выхода из нее. Решение частных задач с Рассматривание рисунков и беседа по применением нового способа ним; составление рассказа по действия картинкам; логические упражнения со словами; устные рассказы детей на заданную тему; обсуждение коммуникативно- речевых ситуаций;

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-10.jpg" alt="> Разыгрывание воображаемых ситуаций общения; придумывание диалогов; игры со"> Разыгрывание воображаемых ситуаций общения; придумывание диалогов; игры со словом; сообщение учителем новых сведений о языке; чтение индивидуальное и хоровое; инсценирование; составление диафильма по речевой ситуации. Рефлексия Самоанализ, самопроверка, взаимопроверка.

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-11.jpg" alt="> Построение урока в основной период. Этапы урока Виды урока Мотивационный"> Построение урока в основной период. Этапы урока Виды урока Мотивационный Повторение изученного: выделение звуков из слов и обозначение их знаками; рассматривание страницы, беседа по содержанию; формулирование тему урока. Постановка учебной задачи Выделение изученного звука: звукоподражание и анализ исходного слова с выделением нового звука; артикуляционная характеристика звука. Решение частных задач с Характеристика нового звука, применением нового способа знакомство с буквой, звуковой действия анализ слов; составление звуко- буквенных схем; подчеркивание известных букв; чтение текстов; игровые упражнения; лексичская работа; рассказывание по картинкам

Src="https://present5.com/presentation/3/41923899_153282313.pdf-img/41923899_153282313.pdf-12.jpg" alt=">Рефлексия Составление диалогов; чтение слов по схемам; составление схем; "> Рефлексия Составление диалогов; чтение слов по схемам; составление схем; анализ по иллюстрациям.

Румянцева О.А. , учитель начальных классов
МОУ «Гимназия» гор. Арзамаса

Учебное пособие «Азбука» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой предназначено для обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Методическая концепция авторов полностью реализуется в содержании учебника, его структуре, подборе материала, организации учебной деятельности – введены коммуникативно-речевые ситуации, показывающие детям разнообразный мир общения.
К несомненным преимуществам пособия «Азбука» следует отнести:

  • Систематическая, целенаправленная работа над лексикой, которая формирует у детей внимание и уважение к слову, прививает интерес и любовь к родному языку.
  • Наличие в содержании упражнений для развития фонематического слуха. Они закладывают основу грамотного письма, предупреждают появление ошибок на пропуск, вставку и замену букв.
  • Наличие в содержании большого количества разнообразных заданий на развитие мыслительных способностей младших школьников.
  • Наличие пособия «Читалочка» Л.Ф.Климановой, которое предназначено для совершенствования навыка чтения, индивидуальной работы с детьми. Кроме того, это пособие продолжает и углубляет лексическую работу, развивает коммуникативные навыки учащихся и их мыслительные способности.

Соловьева М. Н. , учитель начальных классов
школы № 213 гор. Санкт-Петербурга

Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребенка.

Обязательный минимум содержания образовательных программ предъявляет высокие требования к речевому развитию современного школьника. Работая по учебникам УМК «Перспектива», можно реально добиться высоких результатов в этой области.

Учебники УМК «Перспектива» прививают интерес к русскому языку, раскрывают секреты его «оживления», вводят в мир науки о языке, помогают ощутить его, как стройную и гармоничную систему, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.

Данный УМК отличает новый, нестандартный способ организации речевой творческой деятельности – обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе.

Практически на каждом уроке создается коммуникативно-речевая ситуация, позволяющая вступать в сотрудничество со своими сверстниками и со взрослыми, что позволяет организовать постоянную речевую деятельность учащихся. Так, уже на самом первом уроке «Давайте познакомимся!» авторы Азбуки Л.Ф. Климанова и С. Г. Макеева создают коммуникативно-речевую ситуацию на основе ярких занимательных иллюстраций, которая вызвала у первоклассников горячее желание рассказать о своих любимых занятиях, побудила интерес выслушать выступления других ребят.

В первом классе закладываются основы речевого навыка: именно здесь маленькие ученики впервые сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью совершенствовать свою речь.

В развитии речи по программе УМК «Перспектива» выделяется 3 линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Работая над словом на каждом уроке, прослеживается стройная методическая система по изучению слова с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической и оно выступает как составной элемент предложения.

Содержание Азбуки Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи детей, она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным литературно-художественном материалом – мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких иллюстраций.

На каждом уроке по Прописям «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит» проводится большая интеллектуальная аналитическая работа, которая предупреждает совершение речевых ошибок. Ни одно задание и упражнение не носит односторонний характер, они обучающие, развивающие, познавательные и воспитывающие.
Удачное сочетание традиций и новаторства в учебниках УМК «Перспектива» дают сегодня возможность покорить современного учителя, взбудоражить его творческую мысль и воображение, удовлетворить строгие методические запросы взыскательной учительской аудитории.

Белянкова Н.М. , доцент, методист
по сопровождению апробации комплекта
«Перспектива» в гор. Арзамасе

Учебник

Учебник «Азбука» для 1 класса Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой составлен в лучших традициях отечественной букваристики.
Как и в большинстве современных азбук, обучение в данном учебнике делится на добукварный, букварный и послебукварный периоды (авторами они названы как подготовительный, основной и обобщающий периоды).

В подготовительном периоде «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой закладывается основной принцип обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая, по мнению авторов, с одной стороны, вводит детей в мир общения, дает ребенку представление о речевой ситуации и роли слова в общении, а с другой стороны – ставит слово как основную единицу языка в эпицентр развития мышления и речи детей.

Cодержание первого (добукварного) раздела отражает подлинно новаторский характер «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой в сравнении с построением аналогичных разделов в азбуках других дидактических систем. При этом внимание к смысловой и коммуникативной стороне речи не наносит ущерба, а наоборот, способствует более глубокому постижению детьми традиционных для этого раздела понятий об элементах звучащей речи, подготавливающих к усвоению передачи ее с помощью букв, способствует развитию устной речи и фонематического слуха.

Основной раздел «Азбуки» построен более традиционно в плане порядка знакомства детей с буквами: вначале даются буквы для обозначения нейотированных гласных АОУЫИЭ, затем буквы для обозначения согласных в зависимости от их частотности и, под конец, буквы для обозначения йотированных гласных Е,Ё,Ю,Я и наиболее редко встречающиеся буквы Х,Ц,Ч,Щ. Такой порядок подачи букв характерен для русской букваристики и является наиболее рациональным.

В данной «Азбуке» в качестве основного метода обучения чтению избран разработанный еще К.Д.Ушинским и активно используемый авторами практически всех принятых в современной начальной школе азбук аналитико-синтетический метод.

Авторы при рассмотрении понятия о слоге отказались от классификации слогов (слоги-слияния, буквы вне слияний, открытые, закрытые слоги и т.д.) При этом сохраняется классификация согласных по твердости-мягкости и выявление их оппозиции на модели не только слога, но и целого слова (мышка – мишка, кот – кит, мел – мэр, лом – лен, нос – нес). То же самое можно сказать и об оппозиции звонких и глухих согласных (гора – кора, зуб – суп, том – дом, шил – жил). Результаты рассмотрения этих оппозиций заносятся в таблички «Узелки на память» (с.77, 91, 108-109 в I части и с.22-23, 44-45, 68-69 во II части). В целом эти таблички напоминают аналогичные в «Русской азбуке».

Упражнения аналитико-синтетического типа, используемые в «Азбуке», богаты и разнообразны: составление и чтение слогов типа СГ – ГС, перестановки и замены букв, показывающие их смыслоразличительную функцию (осы – оси – усы, ноты – нити – тина, гора – кора, икра – игра, составление слов из изучаемых букв по схемам и рисункам. Широко используются и игровые методы: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, составление слов из «лото» слогов.

Характерной особенностью учебника является то, что постоянно, целенаправленно, но не навязчиво проводится лексическая работа над омонимами (лук – лук), омоформами (мыли ли – мылили), омографами (зaмок – замoк), омонимией корней (гусь – гусыня – гусеница), многозначностью (иголки у ели, ежа и швейные), тематическими группами слов (галка – сорока – иволга, астра – ирис – примула, сурок – суслик - крыса), антонимами (легко – трудно), гнездами однокоренных слов (снег – снежок – снежки – снежинки), фразеологизмами (зима на носу, заруби себе на носу). Интересной особенностью основного раздела азбуки является то, что он заканчивается повторным обращением к вопросам семиотики, что называется, на новом «витке спирали», после изучения буквенного состава русского языка, что позволяет детям уже осмысленно воспринять вывод о том, что буква является значком звука, а слово – знаком явления действительности.

Уделено внимание и изучению орфографии. Традиционно в период обучения грамоте дается правописание заглавных букв в начале предложения и в именах собственных, правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Этот материал представлен и в данном учебнике.

Слова и тексты, используемые в качестве иллюстративного и тренировочного материала в основном разделе азбуки, не вызывают возражений: они доступны для восприятия первоклассниками, в меру шутливы, но и в меру серьезны, нет преобладания «развлекаловки». Широко используются русские пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, тексты русской классической детской литературы.

Как и в большинстве современных азбук и букварей, авторы учитывают тот факт, что дети в 1 класс приходят с разной степенью подготовленностью к школе. Поэтому для детей, уже умеющих читать, в подготовительном и основном разделах помещены тексты для чтения, чтобы они не утратили интереса к учебе, а если класс в целом «продвинутый» (например, в школах так называемого повышенного уровня образования), то в методическом пособии предусмотрено ускоренное изучение букв с более углубленной работой над прописями, т.к. обычно даже хорошо читающие дети приходят в школу, не умея писать.

В послебукварном периоде детям предлагаются для чтения образцы русского фольклора (пословицы, загадки, присказки, считалки, сказки), классические произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.А.Фета, В.Майкова, К.Д.Ушинского, произведения поэтов и прозаиков ХХ века – С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса, Б.Заходера, В.Берестова, И.Токмаковой, Н.Матвеевой и др. и научно-популярные статьи В.Бианки, Н.Сладкова и А.Плешакова. Интересным является повторное обращение к семиотике: детям предлагается понаблюдать, как одно и то же явление природы может быть отражено в научной статье, картине художника, музыкальном произведении и в стихотворении. Не забыта и работа над словом: детям предлагается подумать над тем, почему так названы жук-носорог, рыба-пила.

Таким образом, этот учебник является дальнейшим развитием теории и практики российской букваристики в русле концепции линии УМК «Перспектива» и новых подходов к обучению, предлагаемых Концепцией Госстандарта общего образования второго поколения.

Новизна заключается не только в усилении внимания к вопросам общения, к лексической стороне слова и к вопросам семиотики, но и в наличии так называемого «шлейфа», то есть дополнительных учебных пособий. Кроме традиционных прописей и методического пособия для учителя, входит еще сборник дидактических материалов «Читалочка».

В то же время авторы постарались сохранить в своем учебнике лучшие достижения отечественной букваристики: расположение букв в порядке их частотности, таблицы оппозиции букв для обозначения гласных и букв для обозначения согласных, развитие фонематического слуха, внимание к смыслоразличительной роли фонем, аналитико-синтетический метод обучения чтению, интеграцию письма и чтения в период обучения грамоте, учет разного уровня подготовленности учащихся, внимание к орфографической стороне, к формированию красивого почерка и прекрасный подбор иллюстративного материала и текстов.
Такое сочетание новизны и следования традициям делает учебник «Азбука» стройным, цельным и гармоничным.

Прописи

Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» (авторы Л.Ф.Климанова, В.И.Романина, Л.Н.Борейко) предназначена для работы в добукварный период, прописи 2 и 3 «Мой алфавит» (автор Л.Ф.Климанова) – в букварный и пропись 4 «Пишу красиво» (авторы Л.Ф.Климанова и Л.Я.Желтовская) – в послебукварный период.

Особый интерес представляет пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая предназначена для тренировки мелкой моторики руки и глазомера в качестве подготовительных упражнений к написанию букв. Здесь собраны все необходимые виды работы: разнообразные штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, разномерная, разнонаправленная, ломаная), рисование геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов, овалов, дуг), рисование обобщенных абрисов предметов (домиков, снеговиков, мышек, жуков и т.д.), обводка и раскрашивание рисунков, выписывание элементов печатных букв. Но, кроме этой, чисто утилитарной, функции, прописи способствуют развитию пространственного и временного восприятия окружающего мира. Дети должны поразмышлять над понятиями: что такое центр квадрата и круга, какой предмет больше, а какой меньше, какой путь длиннее, а какой короче, где находится направление вправо, а где влево, какие предметы сходны между собой, а какие различаются. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать, разграничивать, практически знакомятся с понятием множества и его элементами. Подобные же сведения даются и в дочисловом периоде учебника математики Г.В.Дорофеева и Т.Н.Мираковой, что позволяет учителю организовать интегрированное обучение в первые же дни ребенка в школе, то есть практически реализовать одну из основополагающих идей Концепции «Перспективы». И что еще более ценно – это то, что материал прописей «Рисуй, думай, рассказывай» тесно связан с жизнью и бытом современного ребенка. Это не только мир сказок, привычных детям с дошкольного возраста, не только игрушки, домашние и дикие животные и птицы, домашняя утварь и спортивное снаряжение, но и компьютер (с.21), пылесос (с. 26-27), шорты (с.29), электрочайник (с.7), электрический утюг (с.7, 30), фотоаппарат (с.30), одеяло в технике «пэчворк» (с.49). В сознании ребенка мир его дома не отделяется от мира школы. Эта мысль перекликается с одной из основных идей учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой. Более того, в прописи и в учебнике по окружающему миру есть ряд общих тем: быт дома (с.7, 13, 26, 27, 45, 48 - прописи), животные зоопарка (с.9, 60), мир животных (с.15), жизнь леса и луга (с.18, 30, 31, 31, 33, 36), спорт (с.40, 41, 56), прогулки по парку и городу (50, 51). Как мы видим, пропись «Рисуй, думай, рассказывай» весьма удачно вписана в систему уроков УМК «Перспектива».

Прописи «Мой алфавит» в двух частях также содержат ряд интересных находок. Учитывая большую трудоемкость процесса письма для первоклассников, автор вводит игровые моменты: ребусы, разделы «Загадки слов», метатезы (составление слов с помощью перестановки слогов), дописывание «потерянных» элементов букв, «буквенная мозаика» (составление букв из разрозненных элементов), чайнворды, раскраски.

Большое внимание уделяется разнообразной работе со звуко-буквенными схемами слов. Не забыта и лексика: даны упражнения по определению многозначности слов, омонимов, по составлению тематических групп слов. Достаточно часто даются упражнения по развитию речи: составление предложений и текстов с включением изучаемых слов.

Прописи «Пишу красиво» предназначена для дальнейшей отработки навыков каллиграфии. Задания по написанию значительно усложняются. Это написание целых фраз, пословиц, ответов на вопросы, рассказов. На заключительных уроках это написание записок и писем, то есть практическое усвоение такого коммуникативно-ориентированного жанра, как эпистолярный.

«Читалочка»

Сборник дидактических материалов «Читалочка» включает в себя разнообразные упражнения по отработке навыков чтения. Он призван заинтересовать первоклассников, приохотить их к процессу чтения, что весьма немаловажно в современных условиях, когда дети почти перестали читать книги. В «Читалочке» собран огромный дидактический материал занимательного характера: шуточные стихи, чайнворды, кроссворды, скороговорки, пословицы, поговорки. В шуточной форме, легко, занимательно проводится огромная работа над пониманием сущности однокоренных слов, над ролью аллитерации в поэзии, над тематическими группами слов, подбором рифмующихся слов, усвоением орфоэпических норм.

УМК по обучению грамоте в процессе апробации доказал свою эффективность. Дети, пришедшие в гимназию, в ходе дошкольной подготовки в «Школе будущего первоклассника» при гимназии, в целом неплохо умели читать, но писать их не учили. В первом классе учитель-экспериментатор Румянцева О.А. большое внимание уделила именно обучению письму. При обучении чтению активно использовалась «Читалочка». В результате такого комплексного подхода с использованием всех дополнительных пособий из «шлейфа» азбуки дети экспериментального класса не только бегло читали, но и достаточно быстро, красиво и аккуратно писали. Это было особенно видно на их листах итогового контроля.

Учителя, посещавшие открытые уроки Румянцевой О.А., высоко оценили не только саму «Азбуку», но и дополнительные пособия из «шлейфа».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обучению грамоте (чтение и письмо)

Ступень обучения (класс) _1 класс__основное общее образование

Количество часов за год____________184_____________________

Количество часов в неделю___________8_____________________

Уровень _______________________базовый___________________

Учитель __________Абрамова Т. А._______________________________________

Педагогический стаж___29 лет___________________________________

2015-2016 учебный год

Рабочая программа

на 2015-2016 учебный год

Предмет : обучение грамоте. 1 класс.

Количество часов :

всего 184 часов ; в неделю письмо - 92 часов (4 часа в неделю)

Чтение - 92 часов (4 часа в неделю)

Программа составлена на основе примерной программы начального общего образования и на основе федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ (начальное общее образование).

УМК « Перспектива». Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.1, 2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.

Сборник рабочих программ. М. «Просвещение». 2011г.

Система дидактических принципов обучения: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Примечание. Виды учебной деятельности, планируемые результаты освоения материала указаны в пояснительной записке рабочей программы.

Обучение грамоте

Азбука. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.

1 класс. УМК «Перспектива»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, локального акта об утверждении структуры рабочей программы, а также планируемых результатов начального общего образования на основе УМК «Перспектива».

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

Обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

Развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах : коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1 . Коммуникативная направленность курса позволяет:

Сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

Дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

Осознать язык как средство общения;

Сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

Изучать язык как культурно-исторический процесс - от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

Освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

Формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

Обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

Развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

Раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

Осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

Выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак - значение, значение - звучание (содержание - форма);

Познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1. Подготовительный этап Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель - ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают
с прописью №1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.


2. Основной этап обучения . Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название - «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.

В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №2 и №3 «Мой алфавит».

3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.
Параллельно с литературной частью азбуки идет работа
с прописью №4 «Пишу красиво». Главное назначение пособия - закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Примерное тематическое планирование

Тематическое планирование по обучению грамоте

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

Давайте знакомиться (подготовительный этап) …40……. часов

Мир общения (4 ч)

Введение в мир общения. Устная форма общения,умение говорить,слушать.Диалоговая форма общения, собеседники. Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке, держанию ручки.Ориентировка в тетради; рабочая строка; образец;центр листа; слева,справа

Линии прямые наклонные Сравнение их количества и направлений.

Моделировать ситуацию общения Составлять диалоги при работе в паре Разыгрывать сценки общения героев сказки.

Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать;Сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнений.

Слово в общении (4 ч)

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета и их роль в общении

Номинативная функция слова.(служащая для называния чего либо).Слова названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

Называть предметы по рисунку. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять слова по названию и картинкам. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать, линии по величине, количеству, направлению. Выполнять задания по образцу. контролировать выполнение упражнений

Помощники слова в общении. Общение без слов. Слова и предметы.(10 ч)

Культура общения. Помощники в общении; жесты, Мимика, интонация.» Общение с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений,.

Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок Наблюдать за жестами, мимикой, интонацией героев сказок рассказывать эпизоды из сказок., использовать жесты и различные виды интонации.

Наблюдать за ролью интонации в речи.

Использовать разные виды интонации для выражения своего мнения к предмету рассказывания

Составлять рассказы с помощью предметов

Выполнять задания по образцу,контролировать выполнение упражнений.

Рисунки и предметы в общении. (6 ч)

Предыстория

Условные обозначения Знакомство со знаками дорожного движения.

Использование в общении посредников.(предметов, меток, рисунков)

Рисунки знаки –символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

Первоначальное обобщение: жесты рисунки, знаки, слова -наши посредники в общении с людьми.

Слово как главное средство общения.

Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков.

Составлять рассказ-объяснение» Как найти дорогу»

Составлять простейшие сообщения.Составлять устные высказывания,»записывать их с помощью рисунков или условных знаков.

Расшифровывать знаки, понимать их значение.

Делить сообщения на слова, определять их кол-во, последовательность.

Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем.

Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать. Сравнивать линии по величине, кол-ву и направлению.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые согласные. (6 ч)

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов.

Письмо элементов печатных букв. горизонтальные и вертикальные линии, штриховка по образцу

Выполнять один из элементов звукового анализа. Выделять в словах звуки речи. Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки. Сравнивать и характеризовать мягкие и твердые согласные звуки. Использовать условные знаки для их обозначения.

Штриховать и обводить предметы по образцу. Печатать элементы букв. Писать элементы письменных букв. Четко писать прямые наклонные линии

Звучание и значение слова.(2 ч)

Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как сложный языковой знак., Замещающий что-либо(вещь, предмет, действие)

Составлять простейшие модели слов. Различать значение слова и его звучание. Поводить звуковой анализ слова. Фиксировать последовательность звуков на схеме и в слове.

Писать элементы письменных букв, штриховать по образцу.

Слова и слоги. Ударение в слове. (4ч)

Слог. Слова и слоги. Слово назывная единица. Слог единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

Делить слова на слоги. Называть в слове гласный звук. Проводить слого- звуковой анализ слова. Расставлять знак ударения в звуковых схемах. Находить ударный слог в словах., обозначать его знаком ударения.

Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца.

Слово и предложение. (4ч)

Первоначальное представление о предложении. Сравнение предложения и слова. Модель предложения. Графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи.

Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударения в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение и схема предложения. Подготовка руки к письму.

Различать слово и предложения по их функциям. Оформлять начало и конец предложения. Записывать сообщение с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. Давать характеристику звуков в звуковой схеме. Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы. Писать элементы букв. Соотносить написанные схемы с образцом. Оценивать свою работу на основе образца.

Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (128 ч)

Гласные звуки и буквы. (24 ч)

Звуковой анализ. Характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами.

Звучание и значение слова.

Гигиенические требования к письму. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.

Два типа ориентировки: ориентировка на строке, ориентировка в написании буквы.

Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв.Характеризовать гласные звуки. Обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв строчные и заглавные. Объяснять алгоритм написания букв.

Согласные звуки и буквы. (78 ч)

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки, их условное обозначение на основе звукового анализа Обозначение звуков буквами.

Смыслоразличительная функция звуков.

Мягкие и твердые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слова. Правила переноса слова по слогам.

Открытый и закрытый слоги.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемыми написаниями (ученик, учитель, фамилия)

Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.

Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки. Обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твердые и мягкие согласные звуки. , звонкие и глухие, Сравнивать слова-омонимы по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения. Выделять ударный слог. Читать слова предложения и тексты. Делить слова на слоги. Определять кол-во слогов в слове.

Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Различать формы строчных и письменных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке. Различать строчные и заглавные буквы.

Буквы е,ё , ю.я. (14 ч)

Дойное значение букв (в зависимости от места в слове), обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука, обозначение двух звуков: звука и гласного а, о. у, э.

Формы строчных и прописных букв.

Находить буквы е, ё, ю, я. в словах. Различать их функцию (обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я.. Читать слова с соблю дением элементарных правил орфоэпии. Делить слова на слоги. Произносит сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. Различать строчные и заглавные буквы Списывать с рукописного и печатного текста. Правильно называть элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву.

Буквы ь и ъ (12 ч)

Буквы ь и ъ не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью ь знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью ь знака и букв я, е, ё , ю, и.

Сравнение на письме слов с разделительным ь и ь как показатель мягкости согласных.

Правописание слов с твердым и мягким разделительными знаками.

Объяснять различие знаков и букв. Изображать слово с помощью модели.Фолмулировать (с помощью учителя) основную мысль текста. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения соблюдая все нормы каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного.

Про все на свете (послебукварный период.) (16ч)

Общение. Позитивная модель общения.

Устная и письменная речь.

Слово. Его звуковая форма и значение.

Звуко-слоговой состав слова.

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в конце предложения. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Простейший анализ предложения.

Порядок слов и смысл предложения.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

Использовать в общении формы речевого этикета., ориентируясь на положительный стиль общения.

Выделять гласные и согласные звуки. Обозначать их буквами. Пользоваться словарем при написании слов с непроверяемыми безударными звуками. Писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами.

Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25-30 слов в минуту).

Составлять предложения по картинке

Определять кол-во слов в предложении.

Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль предложения в речевом общении. Выделять предложения из речи. Оформлять их. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать

Составлять простые предложения по рисунку.

Слова на одушевленные и неодушевленные по вопросам Кто? Что?

Определять последовательность предложений в деформированном тексте.