Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
Сравните два предложения:
Я часто получаю письма и посылки . Я часто получаю и отправляю письма .
В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.
Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорил медленно , с большими паузами . В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.
Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.
Мужики снимали с головы шапки и кланялись .
Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:
Луна поднималась и освещала дорогу , поле и дома деревни.
Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
Однородные и неоднородные определения
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.
1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.
По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский).
В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.
Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.
Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.
2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.
Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные . Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.
На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).
У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).
3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.
Рассмотрите примеры на иллюстрации.
Почему ты не надеваешь
свое
новое
платье?
Наконец мы дождались
первых
теплых
дней.
4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.
Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.
Наступила
дождливая, грязная, темная
осень
(Чехов).
Ясные дни сменились
холодными, синевато-серенькими, беззвучными
(Бунин).
Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами
Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные .
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО". Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО". Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: "НЕ ТО, А ЭТО". Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.
Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, да дорог . В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.
Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.
Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.
Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:
1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна,
да
на вкус горька. Задача трудная,
зато
интересная;
2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно,
и
жутко,
и
весело
(Фет);
3) если однородные члены соединены составными союзами:
Там будет праздник
не только
сегодня,
но и
завтра.
.
Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.
1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:
В садке плескались пескари
и
окуни.
В этом лесу на соснах вы можете заметить белку
или
дятла
.
2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:
В его коллекции было много ножей и кинжалов , пистолетов и ружей , украшенных драгоценными камнями.
3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.
Нас разбудили ни свет ни заря .
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами
Внимательно прочитайте предложение.
Рядом с домом росли хвойные деревья : ели, сосны, пихты .
В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: "А какие именно?".
Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим . Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.
Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:
Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.
Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:
Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).
В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.
В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.
1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Желтые кленовые листья лежали всюду : машин .
2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.
3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.
Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья .
Упражнение
- _ и гроба тайны роковые, судьба_ и жизнь в свою чреду_ все подвергалось их суду (Пушкин).
Он лежал на спине_ и долго смотрел в небо.
Очерки деревьев, обрызганных дождем_ и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (Тургенев).
Измученные_ грязные_ мокрые, мы достигли берега (По Тургеневу).
В глубокой тишине четко_ и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья (Бунин).
Собрала я свое добришко_ и вернулась к сестре (Бунин).
Роса серебрилась по мокрым_ пахучим_ густым цветам_ и травам (Бунин).
Стук копыт_ звон колеса отзывались громом_ и отдавались с четырех сторон (По Гоголю).
Шумнее_ и шумнее раздавались по улицам песни_ и крики (Гоголь).
Мы взяли с собой резиновую_ надувную лодку_ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (Паустовский)
Официант поставил на стол холодные_ горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную семгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий_ могучий_ грозный шум громадной толпы (Бабель).
Я бросил в волчицу тяжелым_ свинцовым грузилом (Паустовский).
Отсюда был виден большой_ запущенный сад (А. Гайдар).
В меню был представлен большой выбор белого_ красного вина_ а также газированные напитки_ и соки.
Евгений Шварц вырос в маленьком_ провинциальном_ южном городе Майкопе.
В глубине сада торчал неуклюжий_ двухэтажный сарай, а под крышей этого сарая развевался маленький_ красный флаг (Гайдар).
Особенно хорошо в беседке в тихие_ осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый_ отвесный дождь (Паустовский).
На выставке представлено много газовых_ электрических плит_ и печей.
Впереди - пустынный_ сентябрьский день (Паустовский).
Он уложил в чемодан_ не только одежду_ но и книги.
Он решил укладывать в чемодан_ либо одежду_ либо книги.
Он достал чемодан и положил туда_ и рубашки_ и галстуки_ и альбом с фотографиями.
В альбоме были фотографии его жены_ и родственников_ и друзей.
В глубине сада стоял небольшой флигель с маленькими окнами, не открывавшимися_ ни зимой_ ни летом.
На столе уже стояли пирожки_ и блины, оладьи_ и сырники.
Я закажу_ или мороженое_ или клубничный сок.
Я закажу мороженое_ или клубничный пирог_ или ватрушку.
Я закажу_ не только мороженое_ но и яблочный пирог.
Раньше Егорушка не видел никогда_ ни пароходов_ ни локомотивов_ ни широких рек (Чехов).
Ему хорошо знаком_ и помещичий быт_ и крестьянский_ и мещанский (Тургенев).
На левой стороне видны обширные поля_ лесочки_ три_ или четыре деревеньки_ и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (Карамзин).
И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды_ и пращ_ и стрела_ и лукавый кинжал_ щадят победителя годы (Пушкин).
Частокол был обвешан связками сушеных груш_ и яблок_ и проветривающимися коврами (по Гоголю).
Цветов росло там много_ журавлиного горошку_ кашки_ колокольчиков_ незабудок_ полевых гвоздик (Тургенев).
Он знает толк во всем, что важно_ и занимательно для русского человека_ в лошадях_ и в скотине_ в лесе_ в кирпичах_ и в посуде_ в красном товаре_ и в кожевенном_ в песнях_ и плясках (Тургенев).
У зайца много врагов: и волк_ и лиса_ и человек.
Дома ли_ на улице ли_ в гостях_ везде чувствовал он на себе чей-то взгляд.
Татьяна приготовила все необходимое для вышивки_ разноцветные нитки_ бисер_ блестки_ бусины.
В нашем универмаге вы сможете приобрести различные_ головные уборы_ кепки_ шляпы_ зимние_ и спортивные шапки.
Повсюду_ в клубе_ на улицах_ на скамейках у ворот_ в домах_ происходили шумные разговоры (Гаршин).
Все слилось, все смешалось_ земля_ воздух_ небо.
На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки_ раков_ и бараньи котлеты (Чехов).
В нем не осталось никаких человеческих чувств_ ни любви к сыну_ ни сострадания к ближнему.
Лиственные деревья_ осины_ ольха_ березки_ еще голы (Солоухин).
Капли росы переливались всеми цветами радуги_ красным_ желтым_ зеленым_ фиолетовым.
Радостно_ молодо было_ и на небе_ и на земле_ и в сердце человека (Толстой).
И подпасок, гонящий коров_ и землемер, едущий в бричке через плотину_ и гуляющие господа_ все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота (Чехов).
И то, что они сидели в гостиной, где все_ и люстра в чехле_ и кресла_ и ковры под ногами_ говорило, что здесь когда-то ходили_ сидели_ пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, - это было лучше всяких рассказов (Чехов).
Иногда бывает, что облака в беспорядке толпятся на горизонте, и солнце, прячась за них, красит их_ и небо во всевозможные цвета_ в багряный_ оранжевый_ золотой_ лиловый_ грязно-розовый; одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме (Чехов).
Зарево охватило треть неба, блестит в церковном кресте_ и в стеклах господского дома_ отсвечивает в реке_ и в лужах_ дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток... (Чехов).
Представьте себе... стриженую головку с густыми_ низко нависшими бровями_ с птичьим носом_ с длинными_ седыми усами_ и с широким ртом, из которого торчит длинный_ черешневый чубук; головка эта неумело приклеена к тощему_ горбатому туловищу, одетому в фантастический костюм_ в куцую_ красную куртку и в широкие_ ярко-голубые шаровары; ходила эта фигура, расставя ноги_ и шаркая туфлями, говорила, не вынимая изо рта чубука, а держала себя с чисто армянским достоинством_ не улыбалась_ не пучила глаза_ и старалась обращать на своих гостей как можно меньше внимания.
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел_ читает партитуру, машет палочкой_ следит за певцом_ делает движение в сторону то барабана_ то валторны и проч. (Чехов).
Чуждые люди_ чуждая природа_ жалкая культура_ все это, брат, не так легко, как гулять по Невскому в шубе, под ручку с Надеждой Федоровной_ и мечтать о теплых краях (Чехов).
Ненависть к фон Корену_ и беспокойство_ все исчезло из души (Чехов).
Существуют разные способы осложнения простого предложения, среди которых различают однородные члены, обособленные и способы осложнения, грамматически не связанные с предложением: обращение, вводные и вставные конструкции. Рассмотрим последовательно каждый из них.
Однородные члены предложения
Однородными называются такие члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, относятся к одному и тому же члену предложения, связаны друг с другом бессоюзной или союзной, сочинительной, связью и произносятся с интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами.
Все члены предложения, как главные, так и второстепенные, могут быть однородными. Они обычно выражаются словами одной части речи, т.е. являются морфологически однородными, но могут быть выражены также словами разных частей речи, т.е. быть морфологически разнородными, например:
1. Воздух был редок, неподвижен, звучен (Л. Т.); 2. Пушкин изумительно, с блестящим юмором изложил: мудрые сказки русского народа (М.Г.)
Однородные члены быть нераспространенными и распространенными. Например, в следующем предложении Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке: (Н. Заболоцкий) распространенными являются однородные дополнения.
Однородные члены предложения нужно отличать от следующих случаев внешнего сходства:
- 1) когда повторяются одни и те же слова с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д.,
- например:Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.);
- 2) в цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.;
- 3)при сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли одного сказуемого, например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.
Однородность сказуемых
1. Сложным является вопрос об однородности и неоднородности сказуемых. В одних случаях несколько сказуемые при одном подлежащем рассматриваются как однородные в пределах простого предложения.
Например: Он вспомнил уже, прислушался к смеху Дымова и почувствовал к этому человеку что-то вроде ненависти (Ч.); а в других - как сказуемые, включенные в разные части сложного предложения , например: Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.),
2. Более очевидны случаи, где подобные сказуемые оказываются дистантно расположенными:
Левин смотрел пред собой и видел стадо, потом увидел свою тележку, запряженную Вороным, и кучера, который, подъехав к стаду, поговорил что-то с пастухом; потом он уже вблизи от себя услышал звук колес и фырканье сытой лошади, но он так был поглощен своими мыслями, что он и не подумал о том, зачем едет к нему кучер (Л. Т.).
Учитывая весь контекст, такие сказуемые вполне можно разместить в разных частях сложного предложения: смотрел... видел... потом увидел (в последнем случае даже легко вставляется местоимение - потом он увидел...).
Форма сказуемого при однородных подлежащих
Форма сказуемого при однородных подлежащих зависит от ряда условий:
- 1) от положения сказуемого по отношению к однородным подлежащим (препозиция или постпозиция),
- 2) от значения союзов, соединяющих подлежащие (соединительные, разделительные, противительные или сопоставительные),
- 3 ) от лексического значения существительного в роли подлежащего (отвлеченные понятия или названия лиц; вещественно близкие или далекие и т.д.).
Постпозитивное сказуемое
Постпозитивное сказуемое, как правило, имеет форму множественного числа: Зала и гостиная были темны (П.); Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову (М. Г.). Сказуемое, расположенное после однородных подлежащих, может иметь форму единственного числа только в исключительных случаях, например при значительной вещественной близости подлежащих: ...Нужда, голод настает (Кр.); или при подлежащих, расположенных по системе градации: Каждый день, каждый час приносит новые впечатления; или при подчеркнутой расчлененности подлежащих: Темницы мертвое молчанье ни стон, ни вздох не нарушал (Рыл.); или, наконец, при наличии разделительных отношений между подлежащими: Не то крик птицы, не то взмах крыльев рассек тишину раннего утра.
Форма препозитивного сказуемого
Форма препозитивного сказуемого определяется дополнительными условиями.
1. Если подлежащие соединяются соединительными союзами или интонацией перечисления, то сказуемое имеет форму, соответствующую близстоящему подлежащему (форму единственного числа).
Например: Встретит нас забота и нужда (Н.); Слышно было сопенье паровоза, свистки, рожок стрелочника (Фад.); На глинистой отмели стояла кучка туземцев и человек пять европейцев (Грин); У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные, инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад (М. Г.);
2. Форма множественного числа обязательна, если подлежащие обозначают лица, а сказуемое - действие этих лиц: Кричали Витя, Павлик, Кирилл... (Фед.); множественное число возможно и при некоторых других подлежащих, в таком случае сказуемое подчеркнуто относится к каждому из подлежащих: Ей нравились его прямота и непринужденность (Т.).
Примечание 1
Если подлежащие соединяются разделительными союзами, то препозитивное сказуемое имеет форму единственного числа: В гармонии соперник мой был шум лесов, иль вихорь буйный, иль иволги напев живой, иль ночью моря гул глухой, иль шепот речки тихоструйной (П.); На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и обида (Гонч.).
Примечание 2
При подлежащих, соединенных противительными, а также сопоставительными союзами, препозитивное сказуемое тяготеет к первому подлежащему и потому имеет форму единственного числа: Но тут была не стачка, а просто физическая и умственная невозможность вызубрить все это (Помял.); Детей вводит в мир сказки не только народная поэзия, но и театр (Пауст.).
Примечание 3
Сказуемое, разорванное однородными подлежащими, имеет форму множественного числа: Были и лето и осень дождливы (Жук.). Если при однородных подлежащих имеется обобщающее слово, то сказуемое оформляется соответственно форме этого обобщающего слова: Все было серо и мрачно - и небо, и залив, и город, и лица жителей, прятавшихся по домам (Пауст.); И отец, и тетка, Любовь, Софья Павловна - все они учат его понимать жизнь... (М. Г.).
Структура однородных членов
Однородные члены в структуре предложения образуют структурно-семантический блок, который связан с другими членами предложения подчинительной связью, кроме однородных подлежащих, которые сами подчиняют себе сказуемое или общие второстепенные члены предложения .
Например: Раскаленные камни и песок обжигали босые ноги (В. Конецкий).
При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Обычно обобщающее слово выражает родовое понятие по отношению к видовым, которые обозначаются однородными членами, имеет ту же грамматическую форму, что и однородные члены, и является тем же членом предложения, что и однородные члены, например:
Всякий день стал приносить старый грамотей Моисеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей и окуней (Акс.)
Однородные и неоднородные определения
Однородные определения связаны каждое непосредственно с определяемым словом и находятся в одинаковых отношениях к нему. Между собой однородные определения связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией или только интонацией перечисления и соединительными паузами.
Использование однородных определений
1. Однородные определения употребляются в двух случаях: а) для обозначения отличительных признаков разных предметов, б) для обозначения различных признаков одного и того же предмета.
В первом случае перечисляются разновидности предметов одного и того же рода, например: Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам (Кат.).
Во втором случае перечисляются признаки предмета, причем чаще всего предмет характеризуется с одной стороны, например: Любил Чапаев сильное, решительное, твердое слово (Фурм.).
2.Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, но при этом контекст создает условия для сближения выражаемых ими признаков (объединяющим признаком может служить отдаленное общее понятие, сходство производимого признаками впечатления, внешний вид и т.д.),
например: Наполеон сделал вопросительный жест своею маленькою, белою и пухлою рукой (Л. Т.). В условиях контекста однородные определения синонимически сближаются, например: Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь (Г.).
3. Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты), например: Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук (Т.).
4. В ряду однородных определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, в результате чего создается смысловая градация , например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.)
Способы выражения однородных определений
1. Обычно в роли однородных определений выступают прилагательное и следующий за ним причастный оборот , например: Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду (Горб.).
2. Согласованные определения, стоящие после определяемого существительного, как правило, однородны, что объясняется большей самостоятельностью каждого из них и непосредственной связью с определяемым словом.
например: Дома высокие, каменные построены здесь недавно.
Примечание
Однако в сочетаниях, имеющих терминологический характер, постпозитивные определения остаются неоднородными, например: брюки серые суконные, астра ранняя махровая, груша зимняя позднеспелая.
3. Однородными становятся определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове, например: Раньше в этом квартале были узкие, грязные улицы, а теперь - широкие, чистые.
Неоднородные определения
1. Определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного,
например: Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком (Л. Т.).
2. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, например: большой кожаный портфель (размер и материал), продолговатое бледное лицо (форма и цвет), красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие определения могут стать однородными, например: По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.) (объединяющийпризнак - болотистый).
3. Не являются однородными определения со значением пояснения . Например: другой, опытный, врач (до этого был неопытный врач).
В этом случае между обоими определениями можно вставить не союз и, а слова то есть, а именно.
Например: Совсем другие, городские, звуки слышались снаружи и внутри квартиры (Кат.)
4.Не являются также однородными уточняющие определения (второе определение, часто несогласованное, уточняет первое, ограничивая выражаемый им признак), например: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.)
Однородные дополнения
Однородные дополнения относятся к одному и тому же слову, находятся в одинаковых отношениях к нему и имеют форму одного и того же падежа: В тот вечер Александр Блок отмечал в своем дневнике этот дым, эти краски (Наб.); Спрятаться от дождя и ветра было почти негде (Сим.).
Примечание
Однородные дополнения могут быть выражены и инфинитивом: Приказано было явиться на экзамен вовремя и отчитаться перед группой.
Однородные обстоятельства
1. Однородные обстоятельства, обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.):
Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины
Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток... (Т.) - два обстоятельства места.
2. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь.
3. Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.).
4. Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).
Союзы при однородных членах
Как уже было отмечено, связь при однородных членах предложения может быть бессоюзная (тогда единственным способом соединения является интонация) и союзная. В последнем случае в этой роли выступает группа сочинительных союзов. Какие же конкретно?
1.Соединительные союзы: и, да (в значении "и"), ни... ни . Союз и может быть одиночным и повторяющимся.
Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер и ряд однородных членов законченный,
Например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).
Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию.
Например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).
Функция соединительных союзов при однородных членах
- 1. Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).
- 2.Повторяющийся союз ни... ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.).
- 3.Союз да (в значении "и") употребляется преимущественно в разговорной речи, а употребление его в художественных произведениях придает речи стилистическую окраску просторечья. Н-р: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).
2. Противительные союзы при однородных членах
1. Противительные союзы: а, но, да (в значении "но"), однако, зато и др. Союз а показывает, что вместо одних предметов, признаков, действий устанавливаются другие, т.е. что одно понятие утверждается, а другое отрицается.
например: Наделала Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).
При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление,
Например: На смелого собака лает, а трусливого кусает (посл.).
2. Союз но вносит оттенок ограничения, например: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л. Т.).
3. Союз да вносит разговорный оттенок, например: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.)
4. Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато, например: Я немного поколебался, однако сел (Т.); Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут (Кр.) (последний союз имеет значение "заместительности").
Примечание
В роли противительного союза может выступать многозначный соединительный союз и, например: Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).
3. Разделительные союзы при однородных членах
Разделительные союзы: или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то и др. Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга,
- 1. Например: Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто усталости или скуки (Гонч.).
- 2. Союз либо с тем же значением (обычно повторяющийся) имеет разговорный характер, например: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.)
- 3.. Повторяющийся союз то... то указывает на чередование явлений, например: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.).
- 4. Повторяющийся союз ли.. .ли имеет разделительно-перечислительное значение, например: Гуж ли, селедка ли, замокли, шкворень ли или подороже что - все у Поликея Ильича место себе находило (Л. Т.).
- 5. Повторяющиеся союзы не то... не то, то ли... то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора, например: На сердце не то лень, не то умиление (Т.)
4. Градационные союзы при однородных членах
Градационные союзы как... так и, не так... как, не только... но (а) и, не столько: сколько, насколько: настолько, хотя и... но, если не... то выражают значение усиления или ослабления значимости одного из членов однородного ряда, поэтому они всегда существуют, как составные.
Например: 1. Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь (С.-Щ.);
2. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное и поразительное зрелище (Акс.). При этом запятая перед первой частью двойного союза как не ставится (в 1 предложении).
Примечание
Во избежание грамматической ошибки при употреблении двойных союзов нужно ставить запятую.
Предлоги при однородных членах
- 1. Предлоги могут повторяться перед всеми однородными членами, например: Смерть рыщет по полям, по рвам, по высям гор... (Кр.).
- 2. Возможно опущение одинаковых предлогов, но разные предлоги не могут опускаться; ср.: На пароходах, в поездах, на автомашинах они проехали огромный путь... (Семушкин).
- 3.При распространенных однородных членах предлог обычно повторяется, например: Уже год носился породной стране Павел Корчагин на тачанке, на орудийном передке, на серой с отрубленным ухом лошадке (Н. Остр.).
- 4. Нельзя опускать предлог, если однородные члены соединены повторяющимися союзами, например: Большую еще недостачу испытывали колхозы и в машинах, и в тягле, и в инвентаре... (Лаптев).
- 5. Не опускается также предлог, если однородные члены соединены двойными сопоставительными союзами, например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (Гонч.).
- 6. При наличии противительного союза предлог обычно повторяется, например: Не по словам судят, а по делам (посл.).
- 7. При наличии разделительного союза предлог может опускаться или повторяться; ср.: Не могли увлекаться этим общим движением только те, кто не мог уехать по болезни или слабости... (М.-С.).
Обобщающие слова и однородные члены
- 1. Часто при ряде однородных членов предложения есть обобщающее слово, т.е. слово, которое является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения, и выступает в роли более общего обозначения понятий, выраженных однородными членами. (В актовый зал пришли все: учителя, ученики, родители.)
- 2. Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также смысловые отношения целого и части, например: Но я как будто вижу перед собой эту картину: тихие берега, расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей (Кав.).
- 3. Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выражаемого обобщающим словом, поэтому грамматически выступают в функции уточняющих слов по отношению к обобщающему слову. Между последним и однородными членами устанавливается пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или в возможности вставки слов а именно, то есть, например, как-то. Например: Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая, бани.
- 4. В целях усиления перед обобщающим словом ставится одно из подытоживающих слов: словом, одним словом и др., например: Ложки, вилки, миски, - словом, все то, что необходимо в походе, было уложено в рюкзаки.
- 5. Однородные члены согласуются в падеже с обобщающим словом, например: Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и заказчиков (Ч.).
Среди предложений 31–38 найдите предложение, осложнённое обособленными распространёнными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:
– (8)Нравится?
– (9)Очень, – ответил мальчик.
– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост.
(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.
(19)Мальчик уткнулся в окно.
(20)Лётчик тронул его за плечо:
– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.
– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.
(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.
– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.
– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.
– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.
(47)Мальчик ничего не ответил.
– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.
(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.
(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!
(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.
(По В. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?»
1) Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то по-новому.
2) Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте.
3) У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.
4) Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.
Пояснение.
Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.
Ответ: 4
Ответ: 4
Источник: Открытый банк ФИПИ, блок DB6E28, вариант РЕШУ №106
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
1. Слова каждой части речи имеют свою нишу в огромном мире слов и выполняют определенные функции. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Неслучайно Виктор Владимирович Виноградов писал: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении». Попробуем доказать это на примере использования имен прилагательных в отрывке из произведения В.А. Железникова.
С помощью имен прилагательных в тексте создаются образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании лётчика: «Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил…» (предложение №7), «И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой» (предложение №57). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живые, легко представляемые портреты героев.
В предложениях 12, 33 прилагательные используются для описания состояний природы: белые облака, большая свинцовая туча. Они добавляют в описание яркости, красочности, значит, выполняют функцию изобразительно-выразительных средств.
Проанализировав текст, мы подтвердили мысль В.В. Виноградова о важности прилагательных в нашей речи.
Маленький художник видит мир по-особому: он живо воспринимает его красоту, для него удивление в необычности мира: Земля похожа на мозаику (предложение 26), в облаках можно разглядеть слонов и китов (предложения 12, 15). Умение удивляться говорит об открытой душе героя, о богатом внутреннем мире.
Рядом со своим случайным попутчиком раскрывается и внутренний мир лётчика. Взрослый человек в силу своей занятости и некоторой суровости профессии не заметил, как перестал видеть главное: жизнь вокруг прекрасна и удивительна: «(29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика».
Страшно в жизни встретиться с человеком, не способным видеть красоту и добро, человеком, очерствевшим под воздействием каких-то жизненных обстоятельств, относящимся ко всему с недоверием и опаской. Пусть в мире будет побольше таких мальчиков, способных не только восхищаться миром, но и заряжать своей положительной энергией окружающих. Именно так произошло с лётчиком. Невидимый импульс от маленького художника родил новый заряд: летчику захотелось осуществить мечту ребёнка и подарить ему краски.
3. Внутренний мир человека - это особый мир, недоступный другим людям и скрытый от посторонних глаз. Это наши мысли, переживания, мечты, чувства. Тайна внутреннего мира приоткрывается, когда мы совершаем какие-либо поступки, даём оценку событиям, то есть проявляем себя. А если проявили, то, возможно, повлияли на кого-то, кто был рядом.
Соприкоснувшись с миром фантазий маленького художника, лётчик не мог не удивиться их необычности: он сам никогда не видел в небе облаков-слонов с хоботами и не замечал, что в Земле похожа на мозаику. Лётчик удивлялся самому себе: впервые за много лет работы он подумал о грозовой туче не как об опасной ситуации, а о том, на что она похожа. Наверное, именно из-за этих новых ощущений, которые лётчик впервые испытал, в благодарность за них, он и подарил мальчику краски.
У нас в классе учатся две сестры, обе очень увлечены поэзией, знают массу стихов не из школьной программы. И читают их так выразительно, душевно. Особенно пронзительно звучали стихи о войне на классном часе, посвящённом Дню победы. Но когда мы собрались всем классом, чтобы принять участие в «Бессмертном полку», девочки не пришли. «Мы и так стихи зубрили, надоела эта война», - сказали они в оправдание. А мы-то думали, что они...по-настоящему, с душой...А оказалось, что их душа - потёмки.
Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но наши миры живут в нас не обособленно, они невидимыми нитями связывают нас с другими людьми. Давайте делиться хорошими, светлыми, чистыми мирами. И тогда мир заиграет новыми красками.
Простые предложения с осложнённой структурой многообразны. Они могут содержать:
1) однородные члены;
2) обособления;
3) вводные слова и предложения и вставные конструкции;
4) обращения.
Здесь рассматривается осложнение структуры предложения однородными членами.
§1. Однородные члены предложения
Однородные члены
- это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.
Я люблю мороженое.
Я люблю мороженое, шоколад, печенье и торты.
Смеющиеся девочки вбежали в комнату.
(простое двусоставное распространённое предложение)
Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.
(простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)
Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.
В зале были мальчишки, девчонки и их родители.
(мальчишки, девчонки и их родители - однородные подлежащие)
Девочка воспитанна и прекрасно образованна.
(воспитанна и образованна - однородные сказуемые)
Я любил книжки, конструкторы и мультфильмы.
(книжки, конструкторы, мультфильмы - однородные дополнения)
Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(в лесу, на речке - однородные обстоятельства)
Был ясный, жаркий, по-настоящему летний день.
(ясный, жаркий, летний - однородные определения)
Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.
Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.
(однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком )
Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли.
(однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли )
Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.
Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.
Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.
(Маша, Серёжа и Петя
- однородные подлежащие - 1-й ряд однородных членов)
(сидели и рисовали
- однородные сказуемые - 2-й ряд однородных членов)
§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах
Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова . Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.
Обобщающие слова - это слова, обозначающие:
- родовые и видовые понятия:
В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.
(обобщающее слово - мебель);
- слова: все
, всё
, всегда
, повсюду
, всюду
, везде
и др., передающие идею всеобщности:
Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.
В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:
На полу, на стульях, на кровати, на столе - вещи были разбросаны повсюду.
От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений .
§3. Различение однородных и неоднородных определений
Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения
характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.
В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.
(весёлая, смеющаяся - однородные определения, выражающие настроение, состояние)
В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.
(маленькая и смеющаяся - неоднородные определения)
В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.
(красные, оранжевые и желтые - однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)
В вазе стояли крупные красные душистые цветы.
(крупные, красные, душистые - прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)
Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:
В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.
(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый - числительное, лёгкий - прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Верно ли, что однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос?
Равноправны ли однородные члены предложения?
Верно ли, что однородные члены соединены подчинительной связью?
Возможны ли предложения с несколькими рядами однородных членов?
Ограничено ли количество однородных членов?
Верно ли, что однородные члены не могут соединяться сочинительными союзами?
Как называется слово с обобщающим значением, которое могут иметь при себе однородные члены?
- обобщающее слово
- обращение
- обстоятельство
Всегда ли обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены?
Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья .?
- однородные определения
- неоднородные определения
Какие определения в предложении: Кусты под окном покрылись красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. ?
- однородные определения
- неоднородные определения
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.
Первый случай
Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:
наречием, например: Дворник встает рано;
деепричастием или деепричастным оборотом, например: Мужики, увидев помещика, сняли шапки;
инфинитивом, например: Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег;
Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.
Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.
Второй и третий случаи
По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:
обстоятельства места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Например: Мы въехали (куда?) в город;
обстоятельства времени, отвечающие на вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО? Например: Мы прождали их около двух часов;
обстоятельства причины, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Например: От усталости я не мог говорить;
обстоятельства цели, которые отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Например: В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих;
обстоятельства образа действия и степени, отвечающие на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: Я несколько призадумался или Отец ни на шаг не отпускал меня;
обстоятельства условия, которые отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Например: При старании можно добиться успеха;
обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно;
обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки.
В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .
Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.
Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:
если они выражены деепричастным оборотом,
если они представляют собой сравнительный оборот,
если они начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА.
Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
Это правило имеет несколько важных примечаний:
От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.
Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.
Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.
Упражнение
Через две недели_ наш сотрудник выйдет из отпуска.
Петр пошел в библиотеку_ готовиться к экзамену.
Выбежав на трибуну_ он быстро заговорил.
Обгоняя грузовик_ машина выехала на встречную полосу.
Несмотря на опасность_ капитан приказал продолжить движение.
Ради победы_ они готовы на все.
Мокрые ступени оказались скользкими_ как лед.
Порт будет закрыт_ в случае усиления ветра.
Было темно, только две звездочки_ как два спасательных маяка_ сверкали на темно-синем своде (Лермонтов).
– Летит_ сломя голову! Чуть с ног не сбил! – пробормотала старуха.
На борту пиджака_ как глаз_ торчал драгоценный камень (М. Булгаков).
Старуха_ несмотря на преклонный возраст_ отлично видит и слышит (А. Чехов).
Пройдя через тяжкие испытания_ он сумел сохранить свое человеческое достоинство (М. Шолохов).
В плите гудело_ как на пожаре (М. Булгаков).
На вопросы следователя он отвечал_ нехотя.
Лодка_ как утка_ ныряла и потом_ взмахнув веслами_ будто крыльями_ выскакивала на поверхности (М. Лермонтов).
Прихватив немецкого майора и портфель с документами_ Соколов добирается до своих (М. Шолохов).
Пережив сильное потрясение_ он заснул_ как убитый.
Везде и во всем он старался подчеркнуть свое превосходство_ считая себя благовоспитанным и гуманным (А. Фадеев).
А затем на пожарища посыпали сотни мелких зажигательных бомб_ как зерна на свежевспаханную землю (К. Воннегут).
Людей, одиноких по натуре, которые_ как рак-отшельник или улитка_ стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало (А. Чехов).
Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и_ несмотря на вьюгу_ учуял краковскую (М. Булгаков).
Долгое время он боролся с своею догадкою_ принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения_ но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения (М. Салтыков-Щедрин).