» » Проповедь называется нагорной потому что. Нагорная проповедь иисуса христа. Что это означает? Что значит нищие духом

Проповедь называется нагорной потому что. Нагорная проповедь иисуса христа. Что это означает? Что значит нищие духом
Новый Завет

Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств . Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною .

Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5 , 17).

· Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Наго́рная про́поведь - собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея , преимущественно отражающие моральное учение Христа . В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа , церкви, Царствия Небесного , а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев .

Самая известная часть Нагорной проповеди - Заповеди Блаженства , помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш , заповедь «не противиться злому» Мф. ), «подставить другую щёку», а также Золотое правило . Также часто цитируются слова о «соли земли », «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».

Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям . Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой , Ганди , Дитрих Бонхёффер , Мартин Лютер Кинг . Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма.

Персидская миниатюра, изображающая Нагорную проповедь

Гора Блаженств

Католическая церковь Блаженств на северо-западном побережье Галилейского озера, на холме около Табхи.

Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь получила название «гора Блаженств». И хотя в этой части Галилеи нет настоящих гор, к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употребленное в (Мф. ) более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».

Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин (букв. «Рога Хиттина», поскольку она имеет две вершины), которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом , примерно в 6 км к западу от Тверии . Вслед за византийцами так думали и крестоносцы, а католическая энциклопедия до сих пор настаивает на этой версии. Греческое православное предание также считает склоны этой горы местом Нагорной проповеди. Во времена Наполеона некоторые полагали, что гора Блаженств - это гора Арбель, расположенная на западном берегу Галилейского озера , южнее Капернаума .

С середины XX века, после постройки на вершине горы Нахума, в непосредственной близости от Табхи, католического храма, посвященного Заповедям Блаженства, именно она стала известна как гора Блаженств. Склон горы представляет собой амфитеатр с хорошей акустикой. Сегодня христианские паломники всех вероисповеданий и просто туристы посещают как гору Блаженств именно эту вершину.

Слушатели

В Евангелии от Матфея Иисус садится перед произнесением проповеди, что может означать, что она не была предназначена для всего народа. Учителя в синагоге всегда сидели, преподавая учение. Матфей показывает, что ученики были основными слушателями Христа, и этот взгляд поддерживает церковная традиция, что отразилось в произведениях искусства (на картинах ученики сидят вокруг Иисуса, а народ на отдалении, хотя и может слышать произносимое). Lapide считает, что проповедь была предназначена для трёх групп слушателей: учеников, народа и всего мира. Иоанн Златоуст считал, что проповедь была предназначена для учеников, но должна была распространиться и дальше, и поэтому была записана.

Структура

Нагорная проповедь состоит из следующих частей:

Введение Мф. )

Собирается большая толпа, так как Иисус совершил исцеление. Христос поднимается на гору и начинает говорить.

Блаженства Мф. )

Заповеди блаженства описывают свойства людей в Царствии Небесном . Христос даёт обетование блаженства . В Евангелии от Матфея восемь (или девять) блаженств, в Евангелии от Луки четыре, и после них идут четыре «горе вам» (Лк. ). У Матфея более, чем у Луки, подчёркивается моральная, духовная составляющая христианского учения.

Притчи о Соли и свете Мф. )

Завершает заповеди блаженства, посвящённые народу Божиему, и вводит следующую часть

Объяснение Закона Мф. )

Основная статья: Объяснение Закона Моисеева Иисусом

Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которое приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному. Здесь Иисус не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его. Так, например, заповедь «не убий» истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния - нарушения супружеской верности (Лев. ,Втор. ) усматривается даже во взгляде на женщину «с вожделением» (Мф. ).

Иисус наполняет новым смыслом и заново толкует закон Моисеев и в особенности Десять заповедей , в части нагорной проповеди, называемой Антитезами (см. Истолкование закона Моисеева Иисусом): за вводной фразой Вы слышали, что сказано древним следует толкование Иисуса.

Не делай, как делают лицемеры (Матфей глава 6)

Основная статья: Нагорная проповедь о лицемерах

Только такие милостыня, пост и молитва угодны Богу, которые не творятся «напоказ», ради людской похвалы. Ученики Христа не должны заботиться о земном благосостоянии, ища сокровищ небесного Царствия.

Молитва Господня

Молитва «Отче наш» введена в часть Нагорной проповеди, посвящённую лицемерам. Это - пример молитвы, которой следует молиться Богу. Молитва Господня содержит параллели к Первой книге Паралипоменон 29:10-18

Не судите, да не судимы будете (Матфей 7:1-5)

Основная статья: Не судите, да не судимы будете

Иисус говорит, как просто избежать осуждения и обличает тех, кто судит других прежде себя самих.

Благость Небесного Отца и святость (Матфей 7:7-29)

Основная статья: Завершение Нагорной проповеди

Иисус завершает Нагорную проповедь предупреждением против лжепророков, и подчёркивает, что человек не способен сделать ничего благого без Бога. Основание должно покоиться на камне.

Толкование

Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие святые отцы и учителя церкви, например Иоанн Златоуст и Августин , с любовью останавливались на толковании Закона Моисея, а затем и новая литература стала изобиловать трактатами, ему посвящёнными (например, Tholuck, «Bergrede Christi»; Achesis, «Bergpredigt»; Creighton, «Great Charter of Christ» и др.). Видное место отводится Нагорной проповеди во всех главнейших экзегетических трудах. В русской литературе имеется много отдельных рассуждений о Нагорной проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы её (напр. Филарет Московский , Макарий Московский , Димитрий Херсонский , Виссарион Костромской и многие др.). Часто затруднение у читающих Нагорную проповедь вызывает строка «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Священнослужители (как православные, так и католические) интерпретируют «нищих духом» не как бездуховных людей, а как людей, понимающих свою потребность в духе, алчущих духовности, а также людей смиренных, считающих себя недостаточно духовными и совершающими активные действия для восполнения духовной нищеты.

Один из сложных вопросов христианского богословия - насколько учение Нагорной проповеди совместимо с повседневной жизнью христианина. Богословы различных христианских конфессий по-разному толкуют Нагорную проповедь.

Нагорная проповедь и Ветхий Завет

Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета , несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:

  • «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона » (Мф. );
  • «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди » (Мф. );
  • «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? » (Ин. );
  • «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят » (Лк. ).

Примечания

Ссылки

  • Цикл лекций, посвящённый Нагорной Проповеди , прочитанный Дмитрием Щедровицким
  • Нагорная проповедь - перифраз стоической философии? , В.А. Кожевников

Православные материалы

  • Александр (Милеант) , епископ. Нагорная Проповедь
  • Феофилакт Болгарский Толкование Евангелие от Матфея (глава 5)

Материалы кальвинистов

Литература

  • Betz, Hans Dieter. Essays on the Sermon on the Mount. translations by Laurence Welborn. Philadelphia: Fortress Press, 1985.
  • Kissinger, Warren S. The Sermon on the Mount: A History of Interpretation and Bibliography. Metuchen: Scarecrow Press, 1975.
  • Knight, Christopher The Hiram Key Century Books, Random House, 1996
  • Kodjak, Andrej. A Structural Analysis of the Sermon on the Mount. New York: M. de Gruyter, 1986.
  • Lapide, Pinchas. The Sermon on the Mount, Utopia or Program for Action? translated from the German by Arlene Swidler. Maryknoll: Orbis Books, 1986.
  • McArthur, Harvey King. Understanding the Sermon on the Mount. Westport: Greenwood Press, 1978.
  • Prabhavananda, Swami Sermon on the Mount According to Vedanta 1991 ISBN 0-87481-050-7
  • Stevenson, Kenneth. The Lord’s prayer: a text in tradition , Fortress Press, 2004. ISBN 0-8006-3650-3 .
  • Указатель в «Сборнике статей» М. Барсова (Симб., 1890, т. I, стр. 469 и сл.), а также
  • «Толковое Четвероевангелие» еп. Михаила.

Взгляды, выраженные по этому предмету Л. Н. Толстым , вызвали значительную литературу в опровержение их; см. в особенности:

  • проф. А. Ф. Гусев, «Основные религиозные начала г Л. Н. Толстого» (Казань, 1893);
  • прот. Буткевича, «Нагорная проповедь» (в журн. «Вера и Разум» за 1891 и 92 гг.);
  • прот. Смирнов, в «Православном Собеседнике» за 1894 г.
Жизнь Иисуса: Нагорная проповедь или Проповедь на равнине
После

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств . Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною .


Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5 , 17).

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными , т. е. самыми счастливыми.

Нищии духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные.

Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.

"Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам".

О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО

Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: "не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (т. е. всякого другого человека), а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (постарайся прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (тогда сумеешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).

О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНЕГО

"Прощайте, и прощены будете", сказал Иисус Христос. "Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".

Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?

Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный?

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ С БЛИЖНИМИ

Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, при всяком случае, на это Иисус Христос дал нам такое правило: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас" делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними". (Не делайте другим того, чего себе не желаете).

О СИЛЕ МОЛИТВЫ

Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: "просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".

О МИЛОСТЫНЕ

Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то при последнем суде Своем.

О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ

Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: "не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного", то есть мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.

Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея главы - 5, 6 и 7-я, от Луки, гл. 6, 12-41.

Все ченнелинги, которые вы читаете, есть личностное преломление истины, которое неизбежно в той или иной степени. Поэтому, слушайте, прежде всего, себя - как в ВАШЕМ СЕРДЦЕ отзывается информация. Моя задача - поставить вопросы, над которыми вы, быть может, задумаетесь. А ответы каждый найдет сам.

Здравствуй Иисус. Я хотела поговорить о том учении, которое ты передал людям, и которая называется Нагорной проповедью.

Здравствуй душа моя дорогая. Давно это было и недавно. Слушали они, но не слышали. Потому, что слушать можно только сердцем, а не умом. Слушали они и удивлялись, что говорит сей пророк. Но видел я иногда искру вспоминания в их глазах, когда души их пробуждались. Но потом гасла она. Как человек, пытающийся развести огонь на сырых поленьях, усердно старался я зажечь их сердца. Но не слышали, ибо глухи были их сердца. Знал я, что путь мой недолог и хотел оставить им завет отца нашего¸ рассказать им как любить Отца небесного, который есть все.

Все ли, что сейчас люди знают, как нагорную проповедь есть твои заветы и твои слова?

Разъясни, пожалуйста, некоторые заповеди, которые есть в нагорной проповеди. Например, заповеди блаженства.

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Что это означает? Что значит нищие духом?

Что значит нищий у вас. Тот, кто ничего своего не имеет. И если он нищ духом, значит, Дух в нем есть, дух отца его, и нет у него своего духа. А лишь дух Отца. И если он нищ, то он не боится ничего потерять, потому что ничем не владеет. Он отбросил все сокровища мира и стал чистым духом отца, который ведет его в царствие небесное. Ибо только через Дух отца можно попасть в царствие небесное. Но неверно сказано. Блаженны нищие В духе.

А что такое благость? Что значит быть блаженным?

Это значит быть чистым духом, это значит быть соединенным с духом отца нашего и пребывать в нем.

Тогда почему?: 4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Если ты плачешь, то плачет твоя душа. Когда человек плачет? Если ему больно физически - то он рычит. А если болит душа, то он плачет. Это Дух святой, дух отца в нем терзается, как в темнице. Поэтому если человек плачет, то он слышит душу свою. И если он плачет, значит звучит в нем зов его к отцу небесному о помощи, о любви. Если человек близок к духу отца. То путь его радостен, и не плачет он, потому что соединен с духом. Поэтому те, кто плачет, утешатся, ибо каждого услышит отец и отзовется каждому, и поможет каждому, и пребудет в каждом. И тогда блаженство придет ко всем плачущим. А если человек не плачет, то он радуется. Но если не то, ни другого, то значит ушел он с пути, закрылся от духа отца нашего, не слышит его в себе. Ибо Душа может только радоваться и пребывать в блаженстве. Что есть соединение с духом отца нашего, истинно говорю.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Не воин, а агнец наследует землю. Не нужно воевать ни с кем, Все дает вам отец ваш. Протяните руки друг другу для объятий. Обнимите брата своего и сестру свою, ибо вы все в духе едины. Что делает кроткий? Он соглашается, он не требует. Он не воюет. Он не превозносит себя над другими. Ибо никто не вознесется над другим, ибо во всех есть дух отца нашего. И этот дух одинаков во всех и един. Блаженны те, кто видят в брате своем брата по духу, и в сестре своей сестру по духу. И не различают, ибо все едино.

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Кто сыт пищей телесной не всегда ищет пищу духовную. Но если насытился пищей телесной, и стал искать пищу духовную, то идешь ты в царствие небесное. Много опасностей поджидает на этом пути. Ибо правда – это сам дух, И НИЧЕГО БОЛЕЕ. И ТОТ, КТО ЖАЖДЕТ ПОЗНАТЬ ДУХ, И СОЕДИНИТЬСЯ С ДУХОМ, И ПРЕБЫВАЕТ В ДУХЕ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ПРАВДА, тот насытится духовно и придет к отцу нашему, и блаженным станет, ибо будет пребывать вечно в духе. 7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милость божия с вами всегда. Ибо милость – это дарение себя. И Отец наш отдает вам себя, вы дети его и вы сотворены им, и он сотворил вас как милость свою. И получив эту милость, разве не должны вы передать ее далее друг другу? Будьте милостивы друг к другу, и вы будете поступать, как отец ваш, отдавая что-то от себя другому. Ибо все, что есть у вас, это от отца нашего и не принадлежит вам, а принадлежит всем. Ибо во всем есть отец наш. И как вы будете милостивы к другим. Так и они будут милостивы к вам. Ибо милость божия будет множится.

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Дух божий входит в вас через сердце. И если ваше сердце чистое, если оно есть канал соединения с духом, то дух пребудет в вас, и узрите его. Но не глазами. А сердцем своим. А если сердце ваше закрыто, то как дух войдет в вас, как сможет наполнить ваш драгоценный сосуд, ваше тело. Что есть просто сосуд для духа? Дух божий всегда в вас, но во многих он пробивается через ваши заслоны и ваше неверие, через ваш гнев и злобу. Как может чистый дух пребывать в сосуде, переполненном нечистотами? Опустошите ваш сосуд и впустите в него дух и узрите Бога в сердце своем.

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Это сложная заповедь. И я говорил ее, но вы не услышали, И сейчас не готовы еще многие услышать. Сыны божие творят миры, и вы можете стать творцами миров, и будете наречены сынами божьими. Но в те времена не могли услышать это. Но блажен тот, кто творит в духе, кто впустил в себя дух отца нашего и творит в благости. Но услышали вы: блажен то, кто мир несет и спокойствие и есть он сын божий. Все вы сыны и дочери Бога. Но те, кто откроет в себе силу духа отца нашего, станет его помощником, как становится каждый сын и дочь помощником отца своего. И станет творить миры вместе с отцом.

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Да, потому, что правда есть одна – это дух божий, и все есть в нем. И те, кто гоним за правду эту, пусть не печалятся. Ибо господь слышит каждое движение души их, и каждый глас, и каждую просьбу. И если правда в них. То пребудут они в ней вечно и наследуют царствие небесное.

11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. 12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Если кто-то поносит и гонит вас из-за того, что дух пребывает в вас, то не печальтесь. А веселитесь. Ибо награда небесная – это соединение с отцом вашим, возвращение домой после разлуки. И велика радость ваша будет. Но больше будет велика радость отца нашего. И наградою вам будет любовь его, которая вечно пребудет с вами.

13. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?

Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Что есть соль? Это суть. Это то, без чего теряется смысл. Как без соли ваша пища будет безвкусной, так и без вас земля будет пустынной. Ибо отец наш заселил землю сынами и дочерями своими. Чтобы они стали сутью ее. Чтобы смогли наполнить ее своим духом, чтобы земля стала новой, чтобы расцвела она и наполнилась духом божьим.

14. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме. 16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Вы свет мира. Свет Бога принесшего себя в дар миру. Свет Духа, освещающий через вас мир, и все города, и все дома. И то, что вне дома. Земля – дом ваш. И вы освещаете его. Без вас она пуста будет и свет мира не найдёт. Вы ее смысл, вы ее свет. И одновременно вы свет всего мира, ибо в вас все миры заключены. И миры эти принесите земле. И свет божий, который в вас сосредоточен, принесите земле вашей, дому вашему, и осветите его. Как рачительный хозяин освещает дом свой, чтобы ясно все в нем засияло, чтобы не было грязи и нечистот в доме его, так и вы свет мира принесите в ваш дом и осветите его. Ибо без вас дом пуст и не освещен. Ибо это ваша задача: принести свет Боа вашего в дом ваш.

17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18. Ибо истинно говорю вам: доколе не перейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполнится все.

Как могли понять они тогда это. Но должен я был сказать это. Потому что свершится это и свершается. Доколе не станет земля небом, нельзя переступить законы старого мира. Покуда не изменится земля и не станет жить по законам небесным, пребудут на ней законы земные. Но когда вознесется земля на небо, придут новые законы. Законы неба, пока не исполнятся все законы земли. Но как могли они понять это?

19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Величие и малость различимы лишь в духе отца. Если в вас пребудет великое, то велик в вас дух небесный, то заполнен ваш сосуд драгоценный. И велик тогда он в царствии небесном, ибо он уже пребудет там и соединен с ним. А малость того, кто дух не впустил в себя, кто не дает наполнится своему сосуду, тот тяжел будет, и не поднимется в царствие небесное, ибо сначала должен опустошить тяжесть своего сосуда. Чтобы подняться. И будучи в духе отца не нарушит он заповедей, которые сам отец создал. Но нарушая, наполняет свой драгоценный сосуд тем. Что не является духом отца. И малый светильник горит в нем, вместо того, чтобы сиять свету небесному во всю мощь. Никто не мал и не велик, все равно перед отцом. Но тот станет его ликом, кто обретет его в сердце своем.

21. Вы слышали, что сказано древними: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. 23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24. Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Не говорил я так. НО много книжники очернили и прибавили. НЕ говорил я о гиене огненной, ибо велика милость Отца нашего и гиена огненная в вашем мире живет, в ваших деяниях, коими вы друг друга распинаете. Не говорил я о синедрионе, и о судах ваших, ибо суд божий только есть. Но говорил я, не убивай брата своего, а отдай ему себя. Ибо жертвенность – это дар. Который ты передаешь ему - то от Бога. Ибо все, что есть в тебе и у тебя, есть только от Бога, и поэтому не принадлежит тебе. И отдай это другому. Если он нуждается. И если убиваешь ты, то забираешь то, что тебе не принадлежит. И говорил я, не гневайся, потому, что гнев это то, что разделяет тебя с Богом. На кого ты гневаешься? На брата своего, в котором есть Бог, отец наш. Как же ты можешь гневаться на Отца давшего тебе жизнь? Поклонись брату своему, ибо в нем есть Бог и ты его узреешь, если сердце свое откроешь. И узнаешь своего брата как брата небесного. Говорил я: мирись с соперником. Пока ты еще на пути. Ибо когда вы расстанетесь, и он уйдет в царствие небесное. В ком ты сможешь узреть Бога своего? Ибо когда вернешься к отцу небесному из странствия, что ты скажешь ему. Не стыдно ли будет тебе. Что ты не признал в брате своем дух отца твоего? За что ты соперничаешь? Почему ставишь себя выше своего брата? Перед Отцом все дети равны, и никто не может возвыситься. Если все высоки и пребудут в духе небесном.

27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 31. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

И этого не говорил я. А говорил вам о любви. Не требовал я глаза ваши вырывать, и руки отсекать. Но говорил я: любите друг друга. Ибо любя друг друга вы любите отца вашего небесного. И женщины и мужчины едины. Как сыновья и дочери отца. И никаких законов. Которые не позволяли бы соединить любящие сердца. Но вы женщин ваших заперли в домах ваших и в сердцах ваших. И не даете им свободы. И запрещаете им любить. Но что может быть естественней любви, пылающей в сердцах ваших. Какие разводы могут запретить человеку любить? И говорил я: только Господь соединяет сердца, когда свет духа сына его соединяется со светом духа дочери его. И обряды, и мирские законы не имеют над этим силу. Такова сила духа и сила любви небесно, а не любви земной. И если чисты вы сердцем, то чиста и любовь ваша. И не прелюбодеяние это. А если сердце ваше нечистое, то и любовь ваша не очищена, и это и есть прелюбодеяние. ТО что не есть деяние любви. А другое.

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37. Но да будет слово ваше: да - да; нет - нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Не так говорил, но близко. Ибо клятва запечатывается в огненном мире как обет. И пока вы не выполните его, не можете вы прийти в царствие божие. Ибо исполнен должен быть договор, произнесенный и запечатленный. И много таких клятв отягощают вас. И не можете преступить вы чертог Бога, потому что долги ваши тянут вас на землю, где должны быть отданы. Поэтому не клянитесь никому. Если хотите быть свободным от оков клятв. Будьте чисты и просты. Ибо когда слов много, то можно по - разному их толковать. А когда: да - да, нет - нет, то точно знаете вы, что говорили и что обещали кому.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Тот, кто ударил тебя, тот страдает, а не ты. Ибо он страдает потому что отлучен от Бога, от Отца небесного. Поэтому лучше быть тем, Кого ударили, чем тем, кто бьет. И увидев его страдания. Когда он бьет тебя, не противься ему. И не щеку подставь, а сердце свое открой. И загляни в сердце его, и узри в нем свет Бога тускло струящийся. Да возгорится он в пламя огненное и сожжет все, что разделяет его с Богом. И будь рядом с ним, ибо страдает он, потому что отделен от Отца своего. И не копи ничего. Ибо все это тленно. И отдай тому, кто нуждается, и последнюю рубашку отдай. Потому что самое драгоценное всегда с тобой, дух божий всегда с тобой. А что может быть превыше и прекраснее его? Все отдай, потому что у тебя есть все и всегда и будет еще всегда. Ибо милостив отче наш и дарует каждому то, что он просит. И если кто-то просит у тебя, то это отец тебя направляет к нему, чтобы милость его была исполнена. И не противься милости отца, идущей через тебя, будь достоин этой милости. Ибо еще много даров даст тебе отец, и будет милостив к тебе. Ибо ты не противишься его милости. Идущей через тебя. И даст он тебе еще много одежды и всего. Что нужно, поэтому пусть это не заботит тебя. Ибо не останешься без одежды и без пищи, если будешь всегда в духе. В значит и в милости Отца.

43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45. Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Истинно это. Любите всех, ибо во всех пребудет господь, и всех он любит и всех освещает. И как ты можешь ненавидеть кого-то, если господь его любит? Ты разве превыше отца и знаешь врага своего лучше отца своего? И раз Отец небесный знает каждого из вас и прощает каждого, хотя знает помыслы его. То как ты можешь не простить брата твоего заблудшего, если отец его простил. Как ты можешь не любить его. Если отец в нем пребывает и любит его. Значит, ты не любишь отца своего. Если не любишь брата, в коем этот отец пребудет. И не делает отец небесный различия между детьми своими. И всех любит одинаково, и судить может только он разною мерою, но не судит, а ты судишь. Молитесь за врагов ваших и обижающих вас, ибо страдают они, ибо разделены с отцом. И откройте ваши сердца им, чтобы могли они узреть лик отца нашего в вас, и ответить этим же ликом, и облегчилось бы их страдание, и вернулись бы они к отцу своем в семью небесную. Молитесь за них, ибо, когда вы молитесь за них, вы - свет отца, заключенный в вас, посылаете им, и этот свет дойдет до них, и освещает их, и облегчает их страдания. Все праведники молились за грехи людские. Ибо понимали это и послали свет отца, чтобы помочь другим найти путь домой. Как свет маяка, указывающий путь к берегу. Путь в отчий дом. Истинно говорю вам.

 

Нагорная проповедь

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея. После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною. Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви. В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона. Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения. Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5, 17). ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми. 1. "Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное." (Матф.5:3) Нищии духом (смиренные) - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные. Этими словами Христос возвестил человечеству совершенно новую истину. Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо осознать, что в этом мире человек не имеет ничего своего. Вся его жизнь находится в руках Божиих. Здоровье, силы, способности - всё есть дар Божий. Нищета духовная называется смирением. Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Только оно открывает сердце человека для восприятия Божественной благодати. Послужить духовному совершенству может и нищета телесная, если человек выбирает её добровольно, ради Бога. Об этом сказал в Евангелии одному богатому юноше Сам Господь Иисус Христос: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах…" Юноша не нашёл в себе силы пойти за Христом, так как не смог расстаться с земным богатством. Нищими духом могут быть и богатые люди. Если человек поймёт, что земное богатство - тленно и скоропреходяще, то сердце его не будет зависеть от земных сокровищ. И тогда ничто не помешает богатому стремиться к приобретению духовных благ, к стяжанию добродетелей и совершенства. Нищим духом Господь обещает великую награду - Царство Небесное. 2. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся." (Матф.5:4) Плачущие (о грехах своих) - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость. Говоря о плаче, Христос подразумевал покаянные слёзы и скорбь сердца о совершённых человеком грехах. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: “Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете” (Лука.6:25). Господь утешит плачущих о своих грехах, дарует им благодатный покой. Их скорбь сменится вечной радостью, вечным блаженством. “Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер.31:13). 3. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю." (Матф.5:5) Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном. Кроткий человек никогда не ропщет ни на Бога, ни на людей. Он всегда сожалеет о жестокости сердца обидевших его и молится об их исправлении. Величайший пример кротости и смирения явил миру Сам Господь Иисус Христос, когда, распятый на Кресте, молился за Своих врагов. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь. 4. “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.” (Матф.5:6) Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы. 5. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут." (Матф.5:7) Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия. 6. “Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога.” (Матф.5:8) Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его. 7. “Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены Сынами Божьими.” (Матф.5:9) Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу. 8. “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.” (Матф.5,10) Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное. 9. “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.” (Матф.5:11-12) Если человека за веру Христову, за праведную жизнь во Христе будут подвергать гонениям, поношениям, клевете и брани, и если человек все это терпеливо будет сносить, то такого человека ожидает великая, самая высокая награда на небесах (то есть очень высокая степень вечного блаженства). После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово. О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ (Матфея 6:25-34; Луки 12:22-31) Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы. "Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам". Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 6:26 Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 6:33 Ищите же