«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»
Цель: Осмысление необходимости и возможности применения современных технологий, как показателя педагогической компетентности современного педагога».
Вступительное слово
Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Ее задачи состоят в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся условиях
Кроме этого новый порядок аттестации педагогических работников обозначил проблему внедрения эффективных инновационных направлений в развитие образовательного процесса. Одним из таких направлений является использование современных образовательных (педагогических технологий).
Деловая игра
Все делятся на три группы «Обучающиеся» «Педагоги» «Эксперты»
Вопрос для обсуждения: Когда обучающемуся не интересно учиться?
Когда педагогу не интересно учить?
В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин, предоставляют экспертам, 2-3 наиболее актуальные для данной темы проблемы и озвучивают их.
Упражнение «Ассоциация»
Предлагаю вам высказать свои ассоциации на понятие «образовательные технологии». (Высказывания фиксируются на доске).
Дается определение на слайдах.
Образовательные технологии классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две:репродуктивная и продуктивная.
Репродуктивная деятельность: главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений в минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Человеческая деятельность может быть репродуктивной. исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как и нельзя чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
Продуктивная деятельность: направлена на формирование новых знаний непосредственно самим обучающимся,здесь педагог выступает только как направляющий.
Сейчас каждой группе нужно отобрать характерные признаки для репродуктивного метода и продуктивного.
Итак, разберем современные образовательные технологии, основанные на данных подходах и методах. Нельзя сказать о том, что мы не используем совсем современные образовательные технологии, многие из вас используют элементы той, или иной технологии в своей деятельности, сейчас вы это поймете.
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия, для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить их по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективностиосвоения любой учебной программы в доп. Образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные, гуманистичекие взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно – ориентированные технологии.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
Коллективный способ обучения.
Технологии адаптивной системы обучения;
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Технология КТД;
Технология ТРИЗ;
Проблемное обучение;
Коммуникативная технология;
Технология программированного обучения;
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности , следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Ориентационный этап (договорной ). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.
Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:
Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.
Групповые технологии . Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий:
групповой опрос;
общественный смотр знаний;
учебная встреча;
дискуссия;
диспут;
нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Возрастные этапы технологии творчества:
Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества;
применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.
Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
Результаты коллективного дела.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
гуманистический характер обучения;
формирование нестандартного образа мышления;
практико-ориентированное внедрение идей.
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения .
По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:
умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
умение обобщать, делать выводы;
умение оригинально и гибко мыслить;
умение активно использовать воображение.
эвристическая игра,
мозговой штурм,
коллективный поиск.
Технология исследовательского (проблемного) обучения , при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения , разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Принципы проблемного обучения:
самостоятельность обучающихся;
развивающий характер обучения;
интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
использование дидактических алгоритмизированных задач.
педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на вопрос;
предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Игровые технологии
свобода деятельности;
эмоциональная приподнятость;
равноправие.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений . Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.
Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации , подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Этап подготовки
Этап проведения
Этап анализа
Подготовка учебного материала , деление его на фрагменты – учебные единицы, подготовка тестов по каждому фрагменту; определение эталона полного усвоения. После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны достигнуть дети в ходе изучения. Текущие тесты и проверочные работы носят диагностический характер, которым дается оценочное суждение – «усвоил - не усвоил».
Следующий ша г – подготовка коррекционных учебных материалов, которые заранее продумываются и готовятся в виде специальных заданий. Первостепенное значение придается ориентации учащихся в изучаемой деятельности: восприятие сущности предмета, пути и способы усвоения.
Подготовка детей к работе , разъяснение основных правил работы: хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу; каждый при затруднении получит необходимую помощь;Затем педагог знакомит детей с учебными целями и с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Изложение материала при этом осуществляется традиционно.
Организация текущей проверки знаний , оценивание текущих результатов по схеме «усвоил – не усвоил».
Организация коррекционной работы . По результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми - педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, контрольным заданием.
Заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.
Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями , умениями и навыками.
Результаты контроля отражаются в журнале учета работы учебных групп .
Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п.
Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.
Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:
задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;
успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;
каждый ученик получает необходимую помощь;
диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
природо – и культуросообразность;
умение моделировать, драматизировать;
свобода деятельности;
эмоциональная приподнятость;
равноправие.
дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
развивающие: развитие качеств и структур личности;
социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
разбудить активность детей;
вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
подвести эту деятельность к процессу творчества;
опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.
Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
научить детей новым методам работы;
оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Жил был Футбольный мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще и ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила…
Один юный волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых волшебников. Тогда его мама – волшебница взяла волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал…
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», Оханский район, Пермский край
Барышникова Надежда Ивановна, зам. директора по УВР, педагог дополнительного образования
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
для педагогов дополнительного образования
Тема:
Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании
Цель : познакомить с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса.
Ход семинара:
Вступительное слово: тема семинара, план работы, актуализация выдвинутых вопросов.
Презентация
Слайд 1.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя . Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.
Слайды 2-5.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
иметь развивающий характер , т. е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
основываться на многообразии дополнительных ;
базироваться на развивающих методах обучения детей ;
Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен:
обладать психолого-педагогическими знаниями;
использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
основываться на общества;
отражать региональные особенности и традиции.
Слайды 6 – 19.
Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса.
Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Семинар в этом направлении был проведён. Вспомним некоторые аспекты.
А) Типы занятий:
изучение нового материала
формирование умений и навыков
закрепление и развитие знаний, умений, навыков
повторение
применение знаний, умений, навыков
комбинированное занятие
контрольное занятие
Б) Цели и задачи
В) 12 слайд. Дидактические средства .
Г) Структура занятия . В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
17 слайд. Типичные ошибки в подготовке и проведении занятий.
УРОК!
Отсутствие специфики дополнительного образования
Перегруженность занятия (показать все лучшее сразу)
Доминирование формы занятия над его содержанием
Не соблюдение времени проведения занятия
Д) Рекомендации по проведению занятий .
Методы обучения
Рассмотрим две классификации методов обучения.
По Ю. К. Бабанскому
Словесные ( источником знания является устное или печатное слово)
Рассказ
Объяснение
Беседа
Дискуссия
Лекция
Работа с книгой
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.)
Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т. д.)
Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)
Упражнения
Практическая работа
Решение задач
Моделирование объектов
По М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру
Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)
Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)
Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)
Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
- Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.
- Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки .
К онференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
- Экскурсия - поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и развития.
- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
- Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
- Защита - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т. п.
- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
- “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых .
- День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
- Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
- Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, ; формирование умения взаимодействовать с людьми
Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.
Структура инновационного занятия
(по Н. Е. Щурковой)
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный .
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный.
Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Московский семинар подготовки кадров комплексного развития и организации работы по туристско-краеведческой направленности образовательных организаций межрайонных советов директоров образовательных организаций города Москвы. Целью семинара является повышение качества проведения школьных, межрайонных и городских соревнований и слетов по спортивному туризму, повышение качества проведения школьных, межрайонных соревнований , повышение качества организации спортивных походов и экспедиций. Задачи семинара: отработка единых стандартов нормативных документов при организации выпуска групп на туристские маршруты, подготовке и проведении соревнований по спортивному туризму и соревнованиях ; создание безопасных условий при проведении походов и соревнований по спортивному туризму и соревнованиях «Школа безопасности»; отработка единых требований к организации соревнований, постановке этапов и подготовке дистанций, организации судейства и работы секретариата на слетах и соревнованиях по спортивному туризму, соревнованиях «Школа безопасности»; создание системы взаимодействия межрайонных (опорных) площадок по туристско-краеведческой работе в системе дополнительного образования города Москвы. Семинар состоит из теоретической части, практической части, а также зачетного судейства на городских этапах мероприятий. Теоретическая часть семинара проводится согласно расписанию (см. приложение «Программа семинара») . Теоретическая часть семинара проводится по адресу: Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма по адресу Багратионовский пр-д, д.10. Проезд: ст. метро Фили (1-й вагон из центра), далее пешком 5 мин. Практическая часть семинара проводится согласно расписанию занятий (см. приложение «Программа семинара») . Зачетное судейство включает минимум два дня судейства на городских этапах мероприятий. Судейство засчитывается только в том случае, если по итогам проведения соревнований получены оценки «хорошо» или «отлично». Участники, успешно прошедшие семинар, получают сертификат участия в семинаре от ГБОУДО Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, а также справку о прохождении семинара (для присвоения или подтверждения судейской категории) от Федерации спортивного туризма - объединения туристов Москвы. Судейство засчитывается только в том случае, если по итогам проведения соревнований получены оценки «хорошо» или «отлично».
Для участия в семинаре необходимо прислать заявки по форме (см.приложение) на электронный адрес: [email protected] до 14 сентября 2017 г. включительно .
Контакты: Ковальков Дмитрий Владимирович
Главная > СеминарМЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования
Тема:
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании
Цель : познакомить с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса в детских объединениях.
План семинара :
Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.
Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса
Ход семинара:
Педагоги разбиваются на группы по направленностям.
Вступительное слово: тема семинара, план работы, актуализация выдвинутых вопросов.
1. Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.
Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? (ответы представителей от групп.)
Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать: Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться». Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам. Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер , т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся; базироваться на развивающих методах обучения детей ; для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями; использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе; основываться на социальном заказе общества; отражать региональные особенности и традиции.
Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса
Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы : - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний. В соответствии с этим различаются типы учебных занятий. Вопрос для обсуждения в группах: Какие существуют типы учебных занятий ? Итог работы групп - определение типов занятий: изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.); обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.); комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения); контрольное (итоговое). К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования. Вопрос для обсуждения в группах: Какие требования необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании? Обобщаем ответы групп: Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования. - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; - целесообразное расходование времени занятия; - применение разнообразных методов и средств обучения; - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; - практическая значимость полученных знаний и умений. Вопрос для обсуждения в группах: Какие формы организации учебного процесса Вы знаете? В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально. Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе. - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся. - Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. - Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. - Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности. - Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления. - Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. - Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. - Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. Нетрадиционные формы организации деятельности детей. - Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. - Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. - Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. - Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. - Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. - “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. - День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость. - Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. - Выпускной ринг -отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми Имеется многообразный арсенал методов обучения , методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции. Рассмотрим две классификации методов обучения.
По Ю.К. Бабанскому
Словесные (источником знания является устное или печатное слово)
Объяснение
Дискуссия
Работа с книгой
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)
Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)
Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)
Упражнения
Практическая работа
Решение задач
Моделирование объектов
По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру
- Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога) Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы) Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует) Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)
3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования
Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия - находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие. В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики: - каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; - любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; - построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа. Работа в группах: Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия. ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия
Дата Тема занятия Цель Задачи:
образовательная
воспитательная
развивающая
Тип занятия
Форма работы
Методы обучения
Оборудование для педагога
Оборудование для учащихся
План занятия:
Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию. Создание психологического настроя на работу. 1-3 мин
Проверка домашнего задания - творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 10-15 мин
Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией и т.д.). 15-20 мин
Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка. 30-40 мин
Итог занятия. Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия. 10-15 мин
Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84
ПрограммаХотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36
ДокументКак и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него входили В.
Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях мвд россии сборник
ДокументАнтропов А.Г. - заместитель начальника Управления организации профессиональной подготовки Департамента кадрового обеспечения МВД России, кандидат юридических наук;