» » Проект тьюторского сопровождения в образовательной организации. Проект тьюторского сопровождения в образовательной организации Тьюторское сопровождение индивидуальных проектов обучающихся

Проект тьюторского сопровождения в образовательной организации. Проект тьюторского сопровождения в образовательной организации Тьюторское сопровождение индивидуальных проектов обучающихся

Проект «Система тьюторского сопровождения в образовательной организации»

    Обоснование проекта.

Важнейшей предпосылкой и основным ресурсом инновационного развития российской экономики и социальной сферы сегодня выступает повышение качества человеческого потенциала, что предполагает достижение нового качества общего образования. Современные требования государства к результатам образования, закрепленные в НОИ «Наша новая школа», ориентируют школы научить учащихся «изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В документах ЮНЕСКО отмечается, что «главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов»

Достижение новых результатов образования предполагает существенную модернизацию общего образования в направлении его индивидуализации. Вместе с тем, система образования демонстрирует все большее несоответствие государственным и общественным потребностям, что ведет к потере общественно-государственной привлекательности этой системы.

Таким образом, федеральная образовательная политика, в качестве одного из приоритетов инновационной деятельности в общем образовании определяет индивидуализацию общего образования, одним из ключевых инструментов которой выступает организация тьюторского сопровождения учащихся. Потребность в реализации проекта заключается в необходимости разработки и апробации в общеобразовательном учреждении тьюторской модели эффективной индивидуализации образования, как условия достижения нового качества общего образования

Проблема проекта состоит в поиске эффективных путей и средств обеспечения выполнения новых требований к качеству общего образования в условиях индивидуализации образовательного процесса.

    Нормативная база

Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Таким образом такая штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (подготовлен Минтрудом России 15.04.2016)

    Ст.79 Закона об Образовании РФ

    В Российской Федерации до 2020 года

    Инструкция сопровождающего Дополнительное соглашение о сопровождающем:

    Ответ Министерства образования руководителю правозащитного проекта Русфонда Валерию Панюшкину относительно организации спец.условий для детей с ОВЗ. Про тьюторов и ассистентов.

    Цель и задачи

Цель : внедрение тьюторского сопровождения индивидуализации образования как средство достижения нового качества общего образования в свете реализации ФГОС ООО.

Задачи :

    ознакомить педагогов с теорией, методологией и практикой тьюторской деятельности и индивидуализации образования;

    формирование опыта разработки тьюторских практик.

    Соблюдение принципов тьюторского сопровождения таких как:

    Модульность проведение воспитанника через разные способы работы, осмысление своих успехов и неудач.

    Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе

способов деятельности.

    Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного

процесса в развитии познавательного интереса.

    Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся.

    Открытость – управление школьником собственной познавательной и образовательной деятельностью.

    Содержание проекта

Тьюторство - деятельность, направленная на организацию процесса овладения учащимися культурными способами деятельности, на формирование навыков рефлексивно-аналитической работы и навыков разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и на

создание условий для профессионального самоопределения выпускника.

Особенности индивидуальной образовательной программы (ИОП)

структура ИОП включает в себя:

а) анализ индивидуальной образовательной истории;

б) цели и задачи образования на предстоящий период;

в) указание на условия, возможности реализации ИОП в школе, где учится

ученик, в этом районе, городе и т.п.;

г) индивидуальный образовательный план, в том числе, индивидуальный учебный план (ИУП), план социальных и профессиональных проб, план рефлексивных ситуаций;

д) описание ресурсного обеспечения ИОП;

е) критерии оценки эффективности реализации ИОП.

Технологии и методики ,

которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, - это технологии открытого образования:

    «кейс-обучение » (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций);

    «портфолио» (метод презентации образовательных результатов);

    «дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

Формы тьюторского сопровождения

    Индивидуальная тьюторская консультация (беседа)

Это индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляющая собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

    Групповая тьюторская консультация

На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников со схожими познавательными интересами. Педагог-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой - обеспечивает её продуктивность.

    Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал - это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний. Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии, выработке критериев оценивания результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

    Тренинг

Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Каждый раз выбор конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональ-

ных предпочтений самого тьютора. Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

    Образовательное событие

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации,

построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть экскурсии в природу, экспедиции,

полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Этапы реализации проекта

1 этап – проектировочный

1.Изучение и анализ психолого- педагогических и научно- исследовательских источников по организации тьюторского сопровождения.

2.Разработка структуры и содержания модели тьюторского сопровождения: определение цели, задач, направлений, этапов, предмета, средств, форм, методов и технологий реализации тьюторского сопровождения.

3.Подбор диагностических методик, методов, обеспечивающих мониторинг результативности тьюторского сопровождения.

4. Разработка структуры и содержания индивидуальной тьюторской консультации, групповых тьюторских консультаций, рефлексивных сессий

5. Разработка примерной схемы работы тьютора над запросом тьюторанта.

6.Разработка системы тренингов по формированию уверенного поведения, развития лидерских качеств, умения делать ответственный выбор

2 этап –практический

1. Внедрить тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы школьника.

2. Апробация групповых тьюторских консультаций с тьюторантами по проектированию собственной индивидуальной образовательной программы.

3. Организация индивидуальных тьюторских консультаций по определению индивидуального образовательного запроса ученика.

4. Реализация тьюторского сопровождения этапов индивидуальной образовательной программы.

5. Апробация тренингов личностного роста « Тренинг уверенного поведения», «Я и новые обстоятельства в моей жизни».

6. Апробация образовательных событий: образовательная картография, форум успеха, акции, конкурсы, фестивали, презентации, ролевые игры.

3этап – обобщающий

1. Анализ результатов тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы тьюторанта.

2. Формулирование основных выводов и рекомендации по построению модели тьюторского сопровождения.

4.Проведение экспертизы результатов и продуктов инновационной деятельности.

5.Осуществление оценки эффективности модели тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы щкольника (анализ данных о жизненной траектории выпускников).

4. План мероприятий

    Предметные недели: Реализация общешкольных проектов (примеры)

    Клубная деятельность, например «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

    Предпрофильная подготовка: построение индивидуального образовательного маршрута, нацеленного на осознанный выбор траектории продолжения образования.

    Ученические конференции: реализация индивидуальных учебных проектов.

    Учебные практики в профильных классах (ситуации «погружения» в предмет)

    Социальные пробы старшеклассников (опыт публичной деятельности (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов) (предложения)

    Участие в социально-значимых программах различного уровня (предложения)

5. Ожидаемые результаты и критерии эффективности тьюторского сопровождения

самостоятельность как черта личности подростка;

учебное и раннее профессиональное самоопределение;

умение делать простой и сложный выбор;

оформление собственных интересов;

понимание и сознательное подчинение норме;

опыт строительства и реализации новых норм;

опыт работы с ресурсами различного типа;

опыт самопрезентации в различных сообществах;

опыт работы в команде;

умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

опыт самооценки;

опыт строительства собственной индивидуальной образовательной траектории;

проектные и исследовательские компетентности.

продолжение формирования и развития общекультурной компетентности, заложенной в начальной и основной школе;

формирование допрофессиональной и методологической компетентности учащихся;

составление вместе с тьютором своей индивидуальной образовательной программы как совокупность проектов своего образовательного и карьерного движения.

Проект тьюторского сопровождения учащегося

учителя биология МБОУ СОШ №1, г. Мичуринска, Шатиловой И.В.

1. Общая характеристика ребенка, в отношении которого осуществляется тьюторское сопровождение.

Жидков Михаил, 13 лет.

Тьюторское сопровождение осуществляется в отношении подростка,обучающегося 7 "Г"класса МБОУ СОШ № 1 города Мичуринска.

За время обучения с 1 по 7 класс показывает отличные успехи в учебе, является победителем школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, биологии и экологии, а так же Миша активно участвует в конкурсах разного уровня. В классе у Михаила сложились хорошие межличностные отношения со всеми учащимися. Никогда не идет на конфликт, всегда готов прийти на помощь своим одноклассникам, . Проявляет лидерские качества. К педагогам относится уважительно. Основная группа здоровья, но есть нарушение зрения. Занятия в школе пропускает очень редко.

Миша достаточно коммуникабельный и очень ответственный. Он целеустремлен, обладает высокой работоспособностью, имеет хорошие творческие способности, чувствителен к мнению других людей.

Воспитывается в полной семье. Мама Ирина Юрьевна и папа Сергей Александрович имеют высшее образование. Есть младшая сестра Софья, будущая ученица 1 класса.

2. Характеристика познавательных интересов ребенка

Для выявления особенностей познавательного интереса у 7-классника были использованы различные методики:

    определение интенсивности познавательных интересов путем анкетирования (тест В. С. Юркевича);

    наблюдение за проявлениями познавательного интереса. Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса позволил собрать дополнительные сведения о проявлении познавательного интереса во время деятельности Миши на уроке в естественных условиях (методика Г.И.Щукиной);

    тест Торренса на креативность (адаптированная версия А.Н. Воронина);

    выявление поисковой активности (методика М.И.Лисиной).

Анализ проведенных исследований позволили сделать вывод об уровне проявления познавательной активности школьника и креативности мышления (показатели "беглость " выполнения, "гибкость","уникальность") . Михаил обладает высокой самопроизвольной поисковой активностью, проявляет интерес к сущности явлений, к их существенным связям и закономерностям, стремится разобраться в трудных вопросах, стремится к преодолению трудностей в сложных проблемных задачах. Преобладание высокого уровня развития интереса и средний уровень креативности обеспечивает высокую поисковую активность к большинству учебных предметов. При разработке индивидуальной образовательной программы необходимо учитывать то, что познавательные интересы высокого уровня развития, сочетающиеся с богатым кругозором, высоким уровнем знаний, требуют для своего развития соответствующей благоприятной среды, обновляющей и углубляющей знания, обеспечивающей выход за пределы учебных программ и приобщающей к наукам с максимальным использованием поисковой активности.

Для определения приоритетной сферы практических и познавательных интересов подростка ис пользована диагностика познавательных интересов по «Карте интересов» А. Е. Голомштока (модификация С. Я. Карпиловской) . Таким образом, был выявлен интерес к предметам естественнонаучного цикла (биология, экология, физика). Миша обладает также творческими способностями (учится в музыкальной школе по классу фортепьяно).

3. Цель индивидуальной образовательной программы

Личностное развитие и самоопределение обучающегося через освоение ресурсов познавательной деятельности в открытой образовательной среде в соответствии с самостоятельно предъявляемыми образовательными запросами.

4. Задачи индивидуальной образовательной программы

    Определение предпочтительного вида деятельности обучающегося.

    Организация учеником собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений.

    Развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации.

    Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.

    Создание комфортной среды для эффективного обучения.

    Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Карта образовательных ресурсов

Этапы

Рефлексия

Тьюторская поддержка

Диагностический

Знаю-умею-достиг

1.Хороший уровень знаний по общеобразовательным предметам

2.Особый интерес вызывают предметы: биология, экология, русский язык, физика.

3.Умею проводить элементарные исследования, писать рефераты, делать презентации, пользоваться Интернет-ресурсами.

4. Результаты в предыдущем учебном году:

участник Всероссийского интеллектуального конкурса " Олимпус" по математике, биологии, призер Всероссийского конкурса "Биологический чемпионат".

5. Призер городского конкурса по музыке.

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная, креативная.

Задачи тьютора:

1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.

2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.

3. Развивать навыки исследовательской деятельности.

4.Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества

5. Способствовать развитию творческих способностей

Проектирование

Хочу узнать – научиться-достичь

1.Заниматься исследовательской деятельностью в области биологии.

2. Продолжить успешное участие в предметных олимпиадах и музыкальных конкурсах.

Для составления ИОП из «Матрицы возможностей» выбираются конкретные виды деятельности:

1. Работа в рамках НОУ секции биологии.

2. Участие в занятиях школьного кружка «Эколовёнок» и программе дополнительного образования"Организация проектной деятельности" .

3. Участия в мероприятиях, проводимых в школе (музыкальные вечера, концерты, классные часы).

Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Организация

Мои шаги в достижении цели

1. Чтение дополнительной научной литературы по предметам и работа с интернет - ресурсами.

2. Занятия в кружке "Эколовёнок".

3. Посещение занятий курса "Организация проектной деятельности ".

4. Работа в НОУ

5. Участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня.

Октябрь: участие в концерте, посещенном Дню учителя, участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии, русскому языку

Ноябрь: участие в наблюдениях за природой, участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии.

Декабрь: участие в проектах секции НОУ биологии.

Январь: участие в школьной конференции НОУ с результатами исследований по биологии;

Февраль: участие в акции «Покормите птиц зимой»

Март: участие в концерте, посвященном Международному женскому дню,участие в муниципальном этапе конкурса " Агробизнес -идей" .

Апрель : участие в Дне птиц, участие в школьной научно-практической конференции "Вверх по лестнице успеха" .

Май:

Участие в школьном и муниципальном концертах, посвященных 71-годовщины победы в ВОВ;

Участие в областной научно-практической конференции " Агробизнес-иннициатива";

Консультации тьютора;

Занятия по программе дополнительного образования " Организация проектной деятельности".

Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг

1. Мои открытия:

Выявил влияние экологических факторов на здоровье;

Разработал проект «Мобильная эко-лаборатория »

Мои победы:

Победитель и призёр школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, призёр(2 место) школьной научно-практической конференции" Верх по лестнице успеха", победитель областного конкурса "Агробизнес-иннициатива"(1 место).

Мои достижения:

Закончил 7 класс общеобразовательной и 3класс музыкальной школы на «отлично».

Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, что позволило достичь хороших успехов в учебной деятельности.

Миша принимал активное участие во всех предметных неделях конкурсах. Работал над проектом "Мобильная эколаборатория ".

Психодиагностика выявила положительную динамику уровня сформированности ряда показателей интеллектуальной одаренности.

6. Использование различных ресурсов.

А) Внутри школьные ресурсы:

Курсы по выбору (русский язык, математика, физика и т. д.);

Программы дополнительного образования ("Организация проектной деятельности" , " Мир физики " , " Робототехника " и т. д.);

Внеурочная деятельность (научное общество учащихся " Филёнок ", фото-студия, кружки: "Эколовёнок", театрального искусства " Маска ", музыкальный и т.д.)

Б) Ресурсы непосредственного социального окружения:

Благоприятные взаимоотношения в семье, а так же со знакомыми и друзьями;

Материальная и информационная помощь родителей (необходимые консультации и интернет, помощь в организации поездок в другие города и экскурсии).

В) Ресурсы социокультурной среды " ближайшей доступности":

Краеведческий музей (отдел природы) ;

Музей И.В. Мичурина;

МичГАУ имени И.В.Мичурина;

ВНИИС имени И.В.Мичурина;

Центральная Генетическая Лаборатория имени И.В.Мичурина;

Детская музыкальная школа;

Детская спортивная школа;

Центр детского творчества;

Подростковый клуб " Сверстник".

Г) " Удаленные " внешние ресурсы:

Агробизнес-центры (Татаново и Избердеи);

Экскурсионные поездки в другие города, регионы, страны.

Научно-образовательные учреждения Тамбова, Москвы, Липецка и др.

Д) Важнейшие интернет-ресурсы:

Умник - - Детский российский интернет-фестиваль: новости, участники, организаторы, проекты.

Физтех-Информ-Бюро - консультационный пункт для школьников
- Возможность получить ответы на вопросы по новейшим достижениям науки и техники от ведущих ученых РАН, РАО; а также совместно со сверстниками участвовать в самостоятельном научном поиске.

Путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников. -
Благодаря этому каталогу ученики школ могут через компьютерную сеть найти для себя не только учебные материалы, но и другие полезные материалы методического, научно-популярного, информационного, библиографического характера.

Олимпиады на сайте "Развивающее обучение"
http://maro.newmail.ru/olimp_ro / - Задания олимпиад по различным предметам, организованных международной ассоциацией "Развивающее образование"

"Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" -
Проект является аналогом общеобразовательной школы в сети Интернет.
энциклопедия. Расположена по адресу ww. wikipedia .org.

Инновационная образовательная сеть " Эврика " . - http://www.eurekanet.ru/ewww/info/14714.html

Информационный портал" ЯКласс" - http://www.yaklass.ru

7. Перечень возможных тем проектов в рамках реализации ИОП.

    проект по агробизнес-образованию - " Шоковая заморозка овощей";

    " Влияние нитратов на здоровье ";

    " Вся правда о фастфуде";

    " Азбука здоровья ".

8.Планируемые образовательные события.

    участие в предметных олимпиадах;

    участие в конкурсах и конференциях разного уровня;

    участие в интернет-конкурсах, форумах;

    разработка новых проектов и создание презентаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области

Обобщение педагогического опыта по теме

Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях реализации ФГОС

Ерина Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы

1.Тема опыта: «Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях реализации ФГОС»

2.Сведения об авторе работы: Ерина Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей филиала №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Старосеславино

3.Условия возникновения, становления опыта.

    повышение уровня учебной мотивации

    овладение образовательными технологиями и осуществление психолого-педагогической поддержки ребёнка

    реализация способностей обучающихся с повышенными образовательными потребностями и высоким уровнем развития навыков самообразования;

    помощь слабоуспевающим учащимся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях;

    устранение трудностей при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

4.Актуальность опыта.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. При этом эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами. В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребёнка, а не «полученные знания». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности образовательной организации. Приоритетными становятся:

достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребёнка к образованию;

достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;

достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

5.Ведущая педагогическая идея опыта.

Необходимость персонального сопровождения обучающегося, продвигающегося по сконструированному им образовательному маршруту, в процессе становления у него ответственного выбора, помощи педагога в решении самостоятельно поставленных самообразовательных задач. Это является перспективным подходом к разработке методики формирования готовности к самообразованию.

6.Длительность работы над опытом.

сентябрь 2014-по настоящее время

7.Диапазон опыта.

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в старших классах, а также для всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС.

8.Теоретическая база опыта.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Здесь под сопровождением следует понимать совместное движение тьютора (как спутника) и ученика (как основного действующего лица) в образовательном процессе. Работа должна быть направлена на построение на материале реальной жизни тьюторанта практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Задачами тьютора являются: «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи, выстраивать взаимодействие с другими людьми и структурами для решения поставленных задач. Грамотно организованное тьюторское сопровождение способствует развитию следующих компетентностей старшеклассников:

предметной (сбор знаниевой базы для продолжения образования обучающегося);

управленческой (умение планировать свою деятельность, осуществлять ее проектирование, а также умение оформлять результаты своей деятельности (проекта, исследования и др.);

коммуникативной (использование различных ресурсов для реализации образовательных запросов (человеческих (в том числе коллективных)), информационных (например, интернет) и др.);

социокультурной (реализация социализации, например, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества). Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная программа обучающегося, где описыватеся:

способ организации его образования, включающий описание образа будущего и целей образования,

работа с картой образовательных ресурсов, куда входит предметное содержание обучения,

набор видов деятельности, которые могут быть предоставлены лицеем или во взаимодействии с другими образовательными учреждениями (как в городе, так и за его пределами),

рефлексия и оценка реализации программы (отдельные пунктов, мероприятий), коммуникации в ходе реализации программы, в том числе сделанными на основе самооценки пополняемого Портфолио.

9.Технология опыта.

Цель данного опыта – достижение: высокого уровня мотивации ребёнка к образованию, уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности, самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

Методические задачи работы в данном направлении:

    оптимизировать возможности существующей модели школы с целью формирования открытого образовательного пространства,

    выявить комплекс организационно - педагогических условий, обеспечивающих включение всех субъектов образовательной практики в проектирование образовательного процесса.

Педагогические задачи работы:

    «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность,

    осуществлять ее анализ, рефлексию,

    самостоятельно ставить вопросы собственного развития,

    намечать перспективы роста,

    проводить воспитание через разные способы работы,

    учить осмысливать успехи и неудачи,

    выстраивать взаимодействие с другими людьми и структурами для решения поставленных задач

Данный опыт реализуется с помощью следующих методов: проблемного обучения; проектные методы; практикоориентированной деятельности; анализ и самоанализ; самообучения (как индивидуально, так и в группах). Наиболее эффективным оказалось применение таких технологий, как «Кейс-обучение»; «Дебаты»; «Портфолио»; «Образовательное путешествие» («профессиональное путешествие»); «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В ходе проектирования необходимо, чтобы каждый учащийся смог сформулировать свою образовательную цель на данном этапе работы, оценив при этом свои возможности по ее достижению и, что особенно важно, взяв ответственность за процесс и результат образования. В ходе организации деятельности по реализации запланированного необходимо, чтобы состоялись следующие мероприятия:

организация пространств совместной деятельности обучающихся;

проведение установочных консультаций;

формирование малых групп, команд;

постановка задач для индивидуальной и групповой работы;

реализация запланированных действий с учетом поставленных задач

организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии (как возможный итог деятельности).

Далее необходимо провести контроль проведенной деятельности совместно с обучающимися. Для чего проводится диагностирование достижения поставленной цели (диагностирование динамики изменений), мониторинг деятельности в течение процесса. По окончании процедуры контроля, необходим процесс анализа с целью планирования корректирующих действий. Для чего проводится диагностирование затруднений и ограничений, оценка уровня удовлетворенности процессом и результатами провееденной работы), а также уровня мотивации, его изменений. Здесь же проводится корректировка целей обучающихся для дальнейшей работы, т.е. обсуждается дальнейшее продвижение или в направлении реализации ранее поставленной цели или ее изменение. Возможные продукты тьюторской деятельности:

Портфолио тьюторанта (как информационное по решению какой-либо проблемы, так и достижений).

Эссе тьюторанта, анализ которого поможет тьютору объективно оценить произошедшие личностные изменения.

Дневник тьютора.

Результатом тьюторской деятельности должно стать и изменение статуса личности конкретного обучающегося в группе, а также появление (развитие) стремления к самоактуализации как стремления к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.

Педагогические методы и технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет. И спользование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с двигательной активностью.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Дифференцированное обучение

Форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям :

    по содержанию задания

    по форме организации работы на уроке

    по способу педагогической поддержки

    по способу восприятия информации

Личностно-ориентированнное

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

Определение запроса обучающегося происходит по следующей схеме:

1. Сформулируй свою образовательную цель.
Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать: определенный срок, успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям, способы получаемого образования после школы.
2. Определи задачи – пути достижения цели.
Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается: на определенный срок, по конкретным видам деятельности, по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения.
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен: знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках, уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения, уметь определить формы самообразования.

4. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля: как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился, каким способом лучше проверять твои знания, каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Спланируй свою учебную деятельность.

Пример индивидуального образовательного маршрута по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Учащейся 11 «Т» класса Козловой Алёны Алексеевны

1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) _- подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. 2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)
Прежде всего хочу научиться писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту
3. Формы и методы обучения – объяснение учителя, самостоятельная работа с измерительным материалом, написание пробных сочинений, компьютерное тестирование.
4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для меня п редпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с измерительными материалами, пересказ по учебнику, компьютерный контроль , поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)
Как часто тебя надо проверять: поурочный контроль,
тематический контроль, четвертной контроль и др.

Дата ____________________________

Подпись учащегося ________________

Подпись родителей _______________

Подпись учителя

Индивидуальный образовательный маршрут Козловой Алёны на второе полугодие 2015-2016 учебного года


Домашнее

задание


Сроки осуществления


1.Диагностика. Тренировочная работа № 1 по типу ЕГЭ в полном объеме.

Время на выполнение работы 100-110 минут. При выполнении работы желательно создать условия, максимально приближенные к требованиям сдачи ЕГЭ.


Не задано


20.01.16.


2.Анализ результатов тренировочной работы: проверенные работы с подсчитанными баллами и оценкой выдаются ученице, оглашаются критерии оценивания, на доске демонстрируются правильные ответы, идет процесс самопроверки, чтобы исключить случайные ошибки учителя.


Сделать работу над ошибками


27.01.16.


3. Методы и приемы работы над сочинением на лингвистическую тему.

Структура сочинения рассуждения. Шаблоны для написания. Пробное написание под руководством учителя.


Написать сочинение Вариант 17,19.


14.02 2016


4.Самостоятельная работа. Промежуточный контроль.


Не задано


21.02. 2016.


5. Приемы работы с сочинением-рассуждением.


Выучить шаблоны для написания


01.03. 2016


6. Пробное написание сочинения по тексту Варианта-17


Не задано


15.03. 2016


7. Самостоятельная работа. Промежуточный контроль. Анализ написанного сочинения. Соответствие критериям проверки.


Написать сочинение Вариант - 10


23.03.2016


8. Пробное компьютерное тестирование в полном объеме


10.04.2016


9. Самостоятельная работа. Еженедельное написание сочинений. Проверка и консультация учителя.


Апрель-май 2016.

Реализация данной модели позволила повысить уровень мотивации школьников, их самостоятельность и ответственность в решении таких вопросов, как составление учебной программы, постановка учебных целей, оценивание результатов учебного труда. Учитель в таких условиях выступает в роли координатора, создающего благоприятные условия для осмысленного учения, стимулирующего любознательность и познавательные мотивы. Результаты работы дают основание считать такой путь обучения продуктивным, перспективным, отвечающим требованиям, предъявляемым современным обществом; внушает уверенность продолжать совершенствовать данную модель обучения.

ТАБЛИЦА №1

Результаты итоговой аттестации учащихся по русскому языку

Класс

Год

Средний балл

11 «Т»

2014-2015

11 «Т»

2015-2016

ТАБЛИЦА №2

Результаты учащихся по русскому языку в межаттестационный период

1. Уровень успеваемости учащихся по русскому языку по итогам учебного года- 100%

2. Уровень успеваемости учащихся по русскому языку по результатам ВШК (итоговые контрольные работы) - 100%

3. Уровень качества знаний учащихся по русскому языку по итогам учебного года- 69,2%

4. Уровень качества знаний учащихся по русскому языку по результатам ВШК (итоговые контрольные работы)- 61,5%

ТАБЛИЦА №3

Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение предмета

У большей части класса сформировался устойчивый мотив для самообразования. Учащиеся начали воспринимать учение как социально значимую деятельность. Появилась ориентация не только на овладение знаниями, алгоритмами учебных действий, но и желание составить программу получения дополнительных знаний. Дети стали работать активно, научились ставить цели и освоили самоконтроль. Развивалось умение преодолевать препятствия при достижении целей. Овладели культурой учебного труда.

ТАБЛИЦА №4

Результативность участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и состязаниях различного уровня

Год

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

2014-2015

Участники

Победители и призёры

Участники

Победители и призёры

Участники

Победители и призёры

2015-2016

2016-2017

Вывод работы над данной темой

Таким образом, сегодня, начиная работу по апробации новых образовательных стандартов старшей школы, мы говорим о другом образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в конструировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов. Мы можем выстроить новый образ результата:

школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию (учёбе и совместной социально направленной деятельности); если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности; если всем ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого;

учитель успешен, если он совместно с педагогами и родителями познаёт «внутренний закон развития» каждого ребёнка, заключающийся в возникновении новых предметных, социальных и личностных задач на основе его развившихся возможностей, создаёт мотивирующую, деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду совместной деятельности с каждым учеником;

ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности

10.Список использованной литературы

1. Т.М. Ковалева. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: Лекции 1-4.-М. Педагогический университет «Первре сентября», 2010.

2. Т.М. Ковалева. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: Лекции 5-8.-М. Педагогический университет «Первре сентября», 2010.

3. Ковалева Т.М., Кабыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». –М.- Тверь: «СФК- офис».

4. Г.М.Беспалова. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты (статья с сайта Международной Тьюторской Ассоциации» ).

5. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программна разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012 г., г. Пермь)/ под общ. ред. Л.А. Косолаповой; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т.- Пермь, ПГГПУ, 2012.

6. Ковалева, Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.

7. Ковалева, Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе Авторы проекта: Будаева И.С. Матафонова Н. Н. Гомбожапова С.С.

«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя». Г. Галилей

1. Актуальность На первое место выходит запрос на: развитие профессиональной компетентности, новых умений и способов деятельности, готовности и способности к решению профессиональных задач в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Учитель выступает не как человек, дающий знания, а как помощник, направляющий ученика на добывание знаний, дающий ему проверенный путь, алгоритмы.

Причины внедрения технологий тьюторского сопровождения 1. Позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». 2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы.

2. Понятия «Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология слова «тьютор» (от латинского глагола tueor – «смотреть», «надзирать»). Тьюторант – обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу. Тьюториал – занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат). Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат).

3. Отличия деятельности тьютора от деятельности других педагогических работников школы Завуч Создает организационно-педагогические условия для усвоения школьниками учебной программы Учитель Имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая реализовывать ему свои цели. Учитель задает нормы содержание, маршрут и темп Классный руководитель Отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания в своем классе Психолог Осуществляет психодиагностическую, профилактическую, коррекционную работу. Тьютор Осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы.

4. Основные этапы тьюторского сопровождения диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный (презентационный); аналитический.

I . Диагностико-мотивационный этап – способы работы учителя: работа с портфолио ученика из детского сада; беседа, консультирование; диагностика, тестирование; – способы работы ученика: представление имеющегося объема знаний по теме; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса. Результат данного этапа – осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов.

II . Проектировочный этап Задача - организация сбора информации. В проектировочный раздел портфолио могут входить: любопытные находки, вырезки из журналов, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся; статистические материалы; схемы, таблицы, графики, используемые в работе.

III . Реализационный этап Задача - работа над конкретными проектами, исследованиями, вопросами. Презентация может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение во время тьюториала; выступление на классном часе или уроке; выступление на конференции; творческий фестиваль и т.п.

III . Аналитический этап Задача – анализ успехов и трудностей. В аналитический раздел портфолио могут входить: дипломы, грамоты, сертификаты, письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей. рефлексивные карты, которые могут быть разных видов.

Рефлексивные карты Индивидуальная работа Тема Самооценка Оценка тьютора Результат Отлично Хорошо Могу лучше Отлично Хорошо Может лучше Групповая (парная) работа Тема Самооценка Оценка группы (партнера) Оценка тьютора Результат Отлично Хорошо Могу лучше Отлично Хорошо Может лучше Отлично Хорошо Может лучше

«Все у меня в руках»

Незаконченные предложения Тьюторант продолжает предложения я узнал(а)… было интересно… было трудно… я понял(а), что… теперь я могу… я научился (лась)… у меня получилось … я попробую… меня удивило… мне захотелось…

Градусник

Лесенка успехов

5. Основные формы тьюторского сопровождения Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях: 1. Индивидуальное сопровождение тьютором: исследовательская работа; подготовка к публичным выступлениям; подготовка к олимпиадам, конкурсам. 2. Сопровождение класса в целом – создание максимально насыщенной школьной среды (секции, студии, детские движения, клубы, дом творчества).


Проект тьюторского сопровождения

Участником, в отношении которого осуществляется тьюторское сопровождение является ученица 8 класса филиала
МБОУ «Токарёвская СОШ №2» в д. Чичерино
Маркина Наталья. Её возраст -15 лет.

1. Общая характеристика ребенка, в отношении которого осуществляется тьюторское сопровождение

Наталья учится в школе с 1 класса.

Девочка способная, Учится на отлично по всем предметам. Имеет логическое мышление, владеет учебным материалом на очень хорошем уровне. Сохраняет высокую работоспособность в течение всех уроков. Чётко и последовательно излагает свои мысли. Владеет хорошим словарным запасом, который позволяет ей анализировать, грамотно рассуждать и делать сознательные и содержательные выводы. Умеет объективно дать самооценку своей работе. Доминируют естественно-математические способности, очень любит читать.

Наталья проживает в полной, материально обеспеченной семье. Образование родителей – средне-специальное, мама- медицинский работник, папа- инженер, родители оказывают посильную помощь в реализации познавательных интересов девочки. Атмосфера в семье неконфликтная, отношения доверительные, уровень взаимопонимания с родителями высок, родители строго контролируют ее поведение и не ограничивают самостоятельность в получении знаний. Семья материально обеспеченная. Родители постоянно поддерживают связь с классным руководителем, посещают родительские собрания.

Девочка дисциплинирована, с педагогами не конфликтует. Старательно выполняет поручения. Стиль поведения доброжелательный, спокойный.

Девочка, уверенна в своих силах, оптимистично настроена. Умеет поставить перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Физически здорова, с удовольствием посещает уроки физической культуры.

Наталья п ринимает активное участие во всероссийских, региональных конкурсах, дистанционных олимпиадах по предметам естественного цикла. Во всероссийской олимпиаде по географии и биологии школьного уровня является победителем, муниципального уровня –призером. Наталья - победитель Регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды - 2 место, принимала участие в региональном этапе областной научно- практической конференции обучающихся «Путь в науку» в г. Мичуринске, призер регионального конкурса «Моя Земля – мои земляки», победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» (олимпиада «Созвездие») - 2 место; призёр регионального конкурса «Юннат – 2016»

Является активной участницей во Всероссийском онлайн -конкурсе «Экологическое воспитание». Совместный социально – экологический проект педагогов и обучающихся « Живи, родник, живи!» - 3 место; Является победителем Международного дистанционного блиц -турнира «Горжусь тобой Земля моя» - 1 место; Неоднократный победитель олимпиад по географии Международного проекта VIDIOUROK.net

2. Характеристика познавательных интересов ребенка.

Девочка особый интерес проявляет к обучению естественно-математических наук, участвует в различных олимпиадах, конкурсах занимая призовые места. Эрудированная, эмоциональная, любознательная, она демонстрирует отличные знания предметов, опираясь не только на материал учебника, но и используя дополнительную литературу. Наташа отлично владеет навыками пользования компьютером, исследовательской и творческой деятельности, увлекается спортом, является председателем НИО школьников «ПОИСК», посещает секции волейбола, тенниса. Её хобби – фотография. Неравнодушна к животным. Объект постоянного восхищения – лошади.

3. Цель индивидуальной образовательной программы.

    Развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

    Создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся через овладение решением заданий повышенной сложности при подготовке к ОГЭ;

    Умения самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего профессионального образования.

4. Задачи индивидуальной образовательной программы.

    создание условий для углубления предметных знаний по программе географии и биологии 5-9 классы;

    предоставление возможности соотнести уровень своих знаний с уровнем заданий олимпиад и заданий повышенной сложности из ОГЭ;

    формирование умения применять теоретические знания по географии и биологии на практике, при написании научно-исследовательских и творческих работ;

    овладение алгоритмами и приёмами решения заданий повышенного уровня сложности по географии и биологии;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей;

    Организовать просмотр в интернет-ресурсах серию видеоуроков с разбором решения заданий ОГЭ по географии и биологии;

    Направить на выполнение заданий из демонстрационных вариантов ОГЭ по географии и биологии в режиме онлайн-тренировки;

    Разработать программу элективного курса по географии «География России. Население.»по решению творческих заданий, «Биология вокруг нас» задания повышенной сложности, встречающиеся в тестах на ОГЭ;

    Активнее привлекать к работе в НИО школьников, к занятию научными исследованиями в области экологии, биологии и географии,;

    Принять участие во всероссийских и международных дистанционных онлайн - конкурсах и всероссийской олимпиаде по экологии, географии, биологии разного уровня.

    Проверять выполнение тренировочных вариантов по географии с учетом затраченного времени.

    Создать условия для анализа и рефлексии своих достижений и неудач.

5. Карта образовательных ресурсов.

Элективный курс по географии «География России. Население»

Платные дополнительные образовательные услуги

НИО «ПОИСК»

Филиал Токарёвской СОШ №2 в д. Чичерино Карта образовательных услуг

Районная, школьная библиотека

Учителя, родители, друзья

Программа дистанционного обучения

Интернет-ресурсы:

http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки

http://www.egetrener.ru – видеоуроки

http://specclass.ru/-видеоуроки

http://www.rgdb.ru http://mygeog.ru/rubrica /interaktivnye-karty/ "RGO.ru"

rus.by.ru geografia.ru http://may32geo.narod.ru http://nashol.com;

http://reshuege.ru; http://ege-study.ru

6. Перечень возможных тем проектов в рамках реализации ИОП

Формирование знаний и умений, которые составляют основу географической грамотности;

Актуальные проблемы населения России, умение анализировать статистические материалы по данной теме при решении заданий ОГЭ;

Методика решения более сложных задания с развёрнутыми ответами по разной тематики;

Формирование умения анализировать и интерпретировать географическую информацию, представленную в различных формах;

Методика выявление зависимости между особенностями климата и географическим объектом по данным таблицы;

Методика сравнения и анализа продолжительности дня, высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географического положения объекта;

Формирование картографических умений для определения географических координат, расстояния и направления по топографическим картам;

Методика проведения экспериментов, опытов в научно- исследовательской и творческой деятельности.

Планируемые образовательные события:

Реализация творческого потенциала девочки: занятия в НИО, секциях, кружках, занятия дополнительного образования, призовые места в олимпиадах(регионального уровня), в муниципальных, региональных, Всероссийских конкурсах разной тематики, сохранение положительная динамика в обучении (отличница).

У ученицы развита готовность принятия ответственного выбора профиля обучения.

Обучающаяся владеет навыками работы с информацией в сфере образовательных и профессиональных ресурсов.

Обучающаяся является активным участником профессионального и личного самоопределения посредством проектирования и реализации плана индивидуальной образовательной программы олимпиадного и исследовательского движения по экологии, географии, биологии.

Оформление собственных интересов, опыт работы с ресурсами различного типа;

Опыт самопрезентации в различных сообществах, опыт работы в команде;-

Умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

Опыт строительства собственной индивидуальной образовательной траектории.

http://www.rgdb.ruРоссийская государственная детская библиотека

Естественно-научный образовательный портал
http://www.en.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.isp

http://www.uroki.net/docgeo.htm к уроку географии

http://www.resolventa.ru/demo/demo.htm

http://prezentacii.com/geografiya/

http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/

rgo.ru - " RGO . ru " rus.by.rugeografia.ru http://may32geo.narod.ru