» » Презентация на тему "человек как духовное существо". Презентация - человек как духовное существо Что появилось раньше: человек или общество

Презентация на тему "человек как духовное существо". Презентация - человек как духовное существо Что появилось раньше: человек или общество


Духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, ибо здесь рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ

Духовная сфера деятельности человека: нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура


Духовный мир личности – это индивидуальные особенности человека, это его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности, способности.

Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Структура духовной жизни общества состоит из духовных потребностей, духовного производства и духовных благ.


Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

«Человеческое самостроительство» - это выбор жизненного пути, места человека в мире, знакомство с моральными установками общества. Человек строит самого себя как существо духовное, осознает, что он творец духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.


Духовность – это чувства и осознание реальности, прямо или косвенно направляет жизнедеятельность человека. Дух – это объективно существующее, индивидуальное начало, способное направлять деятельность человека и общества. Душа – индивидуализированный дух, субъективно существующее начало.


Мораль (нравственность) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в золотом правиле:

«поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе», (или «НЕ делай другому того, чего себе не желаешь»)


Требование морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений. Нормы морали являются примером правильного поведения.


Смысл и роль морали. 1. Добро 2. Долг 3. Совесть. Добро – все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы. Высшее проявление добра это мир и любовь. Долг – превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека. Совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.


В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайную роль . 1. Регулирует поведения человека во всех сферах общественной жизни. 2. Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию. 3. Формирует нравственный облик личности. 4. Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказыемым.


Ценности – это идеальные представления, высшие принципы, определяющие нормы поведения людей и их цели (жизнь, добро, гармония, гражданственность, патриотизм, труд, знание, свобода человека)

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, а также его отношение к миру.

Типы мировоззрения.

  • Обыденное (житейское, стихийно формируется в процессе личной практической деятельности)
  • Религиозное (его основой являются религиозные учения)
  • Научное (базируется на достижении науки, научной картине мира)

Ученые говорят также о гуманистическом мировоззрении, основой которого должен стать поворот к человеку, всему, что связано с человеком.


  • Прав на личную неприкосновенность
  • Принципа правового государства
  • «Золотого правила нравственности»
  • Наличие общественных отношений

Верны ли следующие суждения?

А) Духовная сфера является подсистемой общества в целом.

Б)Изменения в духовной сфере являются следствием изменений в обществе.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

Духовной культурой называется

1) культура чтения

2) религиозный культ

3)процесс и результат духовного производства

4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными


Искусство, наука, образование охватываются понятием

1) духовная культура

2) общественный прогресс

3) индустриальное общество

4) социальная стратификация




Гуманизм это:

  • Неподкупность мыли и бесстрашие пред лицом бесчеловечности
  • Человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее
  • Сентиментальность
  • Особый вид деятельности

Мораль в отличие от права:

  • Опирается исключительно на поддержку общества.
  • Содержит нормы поведения людей
  • Возникает на основе исторического опыта людей
  • Находится в развитии

Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами: 1. искусства 2. морали 3. науки 4. права

Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

  • Сделать все возможное для устранения зла, ущерба
  • Сделать вид, что ничего не произошло
  • Постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба
  • Свалить вину на того, кто пострадал.

Мировоззрение в жизни человека – это: 1. ориентир для его деятельности 2. укрепление его жизненного опыта 3. связь с религией и наукой

Мировоззрение человека зависит от:

  • Исторических условий
  • Жизненного опыта
  • От уровня образования
  • Внутренней культуры

К продуктам материальной культуры не относиться: 1. небоскреб 2.музыка 3.автомобиль 4.телевизор

К духовным ценностям относятся:

  • Микроскоп
  • Научное открытие
  • Компьютер
  • Видеокассеты

Моральные качества человека: 1. заложены от рождения 2.вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием 3. формируются обществом целенаправленно

Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей – это:

  • Нравственность
  • Культура
  • Общечеловеческие ценности
  • Общественное сознание


Критерии духовности человека: 1. активная жизненная позиция 2.обладание высшим образованием 3.приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям

Уровень развития духовной культуры измеряется:

1. Объемом создаваемых в обществе духовных ценностей

2. Качеством духовной продукции

3.Тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди

4.Степенью достижения социального равенства людей приобщение их к ценностям культуры


К морали в отличие от права относится: 1. любой закон 2. Конституция государства 3. устав общественной организации 4. определенные принципы, нормы поведения

Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это:

  • Философия
  • 2мировоззрение
  • Наука
  • Социология

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Человек как духовное существо Бриченко Л.В., учитель ГБОУ СОШ №262 2013

Духовный мир человека Знания Чувства Вера Стремления Ценности Идеалы Духовность – это нравственно ориентированные воля и разум человека, высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности

Высшие человеческие ценности

Объединяет Родина Язык Возраст Положение Интересы Религия Разъединяет Родина Язык Возраст Положение Интересы Религия Людей

Важнейшие элементы духовности

Ценности (по Еврасову Б.С.) Политические Гражданское общество Права человека Гражданские свободы Государство Закон Моральные Дружба Добро Любовь Верность Бескорыстие Социальные Статус Труд Работа Коллектив Религиозные Бог Спасение Закон Божий Благодать Предание Обряды Эстетические Красота Стиль Гармония Вкус Имидж Витальные Жизнь Семья Здоровье Благополучие Окружающая среда

Это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов Задача морали разграничить добродетель и порок Мораль

Заповеди Будды, Конфуция, Моисея, Иисуса Христа, Магомета Священные книги: Библия, Коран, Тора Массовая житейская практика: Источники морали Добродетель Свобода Любовь Честность Великодушие Доброта Трудолюбие Скромность Верность Милосердие Порок Убийство Воровство Ложь Лицемерие Вероломство Жестокость Коварство Жадность Трусость ОСУЖДЕНИЕ ОДОБРЕНИЕ

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И.КАНТА Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты можешь желать ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ Не делай другому того, чего не желаешь себе. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми Совесть – внутренний регулятор нашего поведения Самое тяжелое в жизни – это муки нечистой совести

Как человек велик – Титан и гений Главенствует он даже в стратосфере Великий автор красочных творений, Прославленный в своей любви и вере Как человек ничтожен – Жертва лени, поверить он готов любой химере Каких не совершал он преступлений, Позором упиваясь в полной мере Живой и слабый падал он, скорбя, В пути добро и зло своим умом Он сочетал и различал от века НАЙТИ СЕБЯ, ОТРЕЧЬСЯ ОТ СЕБЯ И ВСЕ-ТАКИ ПОЗНАТЬ В СЕБЕ САМОМ ВЕЛИЧЬЕ И НИЧТОЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА… (Б. Брехт)

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ … М.Ю.Лермонтов Если крикнет рать святая «Кинь ты Русь, живи в раю», я скажу – «Не надо рая, дайте Родину мою» С.Есенин Гражданственность и патриотизм

Нравственная оболочка человека Опыт – сын ошибок трудных…

Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, выражающее отношение человека к миру Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества Мировоззрение, миропонимание, миросозерцание…

Типы мировоззрений Природоцентризм Теоцентризм Знаниецентризм Наукоцентризм Социоцентризм Антропоцентризм

Обыденное, житейское (складывается стихийно на основе жизненного опыта) Религиозное (складывается под впечатлением религиозных текстов, проповедей) Научное (опирается на достижения науки и передовой мысли) Классификация типов мировоззрения

Дает ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности Позволяет выбрать лучший путь для их достижения Помогает различать ценности истинные и мнимые Роль мировоззрения в деятельности людей

Душа обязана трудиться и день и ночь, И день и ночь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Человек - Личность" Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Проект направлен на решение проблемы: как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, чтобы она была направлена на достижение воспитательных результатов и эффектов....

ЧЕЛОВЕК, КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО.

План-конспект двух уроков обществознания в 10 классе "Человек как духовное существо",позволяющих помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельност...

Слайд 1

Тема урока:
Человек как духовное существо

Слайд 2

Проверим себя?!
Почему обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?

Слайд 3

Проверим себя?!
Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?

Слайд 4

Проверим себя?!
Какие науки изучают человека? Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие к актуальным?

Слайд 5

Определите элементами чего являются следующие явления:
Духовная сфера
Политическая сфера
Экономическая сфера
Социальная сфера

Слайд 6

Человек как духовное существо

Слайд 7

Духовный мир человека.
Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых. У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.

Слайд 8

Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Слайд 9

Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Слайд 10

Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле

Слайд 11

Задание: стр.36-39
1. Как складывалась мораль (или кто устанавливает моральные нормы). 2. Докажите, что моральные нормы вырабатывались тысячелетиями. 3. Что значит категорический императив. 4. Моральные категории.

Слайд 13

«Золотое правило нравственности»
«Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Хилон

Слайд 14

Задачи морали
мораль
оценивает
воспитывает
регулирует

Слайд 15

Мораль оценивает
Правовая оценка
Моральная оценка
Государство
?

Слайд 16

Стыд
Достоинство
Раскаяние
Самооценка
Совесть

Слайд 17

«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» А.С.Пушкин
«Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека не чиста». Маргарита Наваррская
«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое!» Г.Р.Державин

Слайд 18

Совесть это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Слайд 19

Выделите те положения, которые являются ценными для вас в жизни.
Хорошая учёба
Понимание родителей
Посещение театров и музеев
Верные друзья
Уважения класса
Чтение
Хорошее отношение учителей
Домашние животные
Спортивные успехи
Карманные деньги на расходы
Модная одежда

Слайд 20

Выпишите, что вы никогда не сможете простить человеку, с которым дружите или кого уважаете. Объясните почему. Дополните список.
Хамство
?
Слабость характера
Грубость
?
Предательство
Жадность
подлость
?

Слайд 21

Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь. но порой люди ею рискуют. Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью.
Два друга-альпиниста в горах попали под обвал камней. Один серьёзно пострадал, а второй спас его, рискуя собственной жизнью.
Во время эпидемии тифа врач помогал больным, хотя знал, что эта болезнь.
В 1941 году на фронт уходили тысячи добровольцев, чтобы сражаться с фашистскими войсками, напавшими на нашу страну.
Предложите Вашу ситуацию.

Слайд 22

А что такое ценности?
Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению. Нравственные ценности служат идеалом для всех людей. Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.

Слайд 23

Укажите, что вы себе никогда не позволяете в общении с человеком, которого любите и кем дорожите. Объясните почему. Добавьте свои варианты.
Нагрубить
Говорить неправду
?
Обмануть
Повысить голос
?
Неопрятно выглядеть
?

Слайд 24

Что такое идеал?
Идеал образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Слайд 25

Патриотизм ценностное отношение Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу.
гражданственность

Слайд 26

Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Типы мировоззрения:
обыденное(житейское)
2. религиозное
3. научное

Слайд 27

Классификация типов мировоззрения.
Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

Урок № 7-8

Обществознание, 10

Человек как духовное существо

Д.З.: § 4, ?? (с. 45), задания (с. 45-46)

© [email protected]

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры;
  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.

Понятия, термины

  • ДУХОВНЫЙ МИР;
  • ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ

Знать и уметь

Уметь:

  • высказывать свое мнение;
  • работать с текстом учебника;
  • отвечать на поставленные вопросы;
  • давать определение понятий: духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение;
  • объяснять сущность мировоззрения.


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

ЧТО ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРУЕМОЙ НОРМАМИ И ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И НАПРАВЛЕННОЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА.

ПЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОПОЛЗНАНИЕ

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СЧАСТЬЕ

ИМЕТЬ…

ОТДАВАТЬ

Чем духовный человек отличается от бездуховного?

Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?


Изучение нового материала по вопросам

  • Человек как духовное существо.
  • Духовная жизнь человека.
  • Мировоззрение.
  • Ценностные ориентиры личности.
  • Патриотизм и гражданственность.

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ЗНАНИЯ, ВЕРУ, ЧУВСТВА, СТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ДУХОВНЫЙ МИР

ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ЛИЧНОГСТНЫЕ КАЧЕСТВА

ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ. КАЖДЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ИНДИВИДУАЛЕН.


КТО УСТАНАВЛИВАЕТ НОРМЫ.?

ВЫ САМИ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ НА ЭТО: ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ ВАС В СИТУАЦИИ ВЫБОРА?

ВЕРНЕМСЯ К ИСТОРИИ:

  • ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ- КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, ХРИСТОС.
  • «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:» ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ, КАК ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ»
  • - НОРМЫ И ПРАВИЛА МОРАЛИ ИЗ ЖИТЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ

МОРАЛЬ - ЭТО СИСТЕМА НОРМ, ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ

И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОСНОВНЫЕ МРАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ: НЕ УБИВАТЬ, НЕ ВОРОВАТЬ, ГОВОРИТЬ ПРАВДУ И Т.Д.

КАНТ СФОРМУЛИРОВАЛ - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ-

БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУСКАЮЩЕЕ ВОЗРАЖЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ « ПОСТУПАЙ ВСЕГДА

СОГЛАСНО ТАКОЙ МАКСИМЕ, ВСЕОБЩНОСТИ КОТОРОЙ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОНА ТЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖЕШЬ ЖЕЛАТЬ.

«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ»

МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАЛИ ФИЛОСОФЫ


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

КРОМЕ ПРЯМЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МОРАЛЬ ВКЛЮЧАЕТ: ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ (НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ)

ИДЕАЛ - ЭТО СОВЕРШЕНСТВО, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТРЕМЛЕНИЯ- МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО.

ЦЕННОСТИ – ОТРАЖАЮТ, ТО ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. НА ИХ ОСНОВЕ ЛЮДИ ПРИ НИМАЮТ РЕШЕНИЕ. ЦЕННОСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРАВОВЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ.

ИДЕАЛ И

ЦЕННОСТИ


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

ДОБРО И ЗЛО

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК.

ВАЖНЕЙШЕЙ МОРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕСТЬ

СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ,РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОРАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.

ВАЖНЕШИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ- ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

ВАЖНЕЙШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЯМИ МОРАЛИ


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ И САМОВОСПИТАНИЕ

КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ: СТИХИЙНО ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНО

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИСУЩИ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИИ-

ЧЕЛОВЕК НОСИТЕЛЬ ЗЛА

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ В СЕМЬЕ, В ОБЩЕНИЕ, ШКОЛЕ, В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ, ГДЕ САМОЕ ВАЖНОЕ- САМОКОНТРОЛЬ


МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

-ТЕОЦЕНТРИЗМ,

ПРИРОДЕЦЕНТРИЗМ,

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ,

СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ.

СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

- ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ ЖИТЕЙСКОЕ- НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ.

СЛАБОСТЬ ЕГО –ОТСУТСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ :

ОСНОВА В РЕЛИГИИ. СЛАБОСТЬ В НЕПРИМИРИМОСТИ, ИГНОР ИРОВАИЕ НАУКИ.

НАУЧНОЕ МИРОЗЗРЕНИЕ –НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ЭТО ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, НАХОДЯЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА


Исторические типы мировоззрения

Мифология

Исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.

Религия

это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.

философия

Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности.


РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

МИРОЗЗРЕНИЕ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОЗЗРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛУЧШЕ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛЕЙ.

Е МИРОЗЗРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ


ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение . Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.


Документ

  • Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова. ...В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала..., а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Документ

  • Вопросы и задания к документу 1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека? 2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова? 3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст. 4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа? 5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

Контрольные вопросы

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?

2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития? 4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? 5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности? 6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них? 7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чём их различие? 8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Слайд 2

Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых. У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.

Слайд 3

Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Слайд 4

Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Категорический императив – это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от происхождения, положения, обстоятельств. Философ И. Кант сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».

Слайд 5

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Антиценности или отрицательные ценности - отрицательное отношение людей к тем или иным явлениям

Слайд 6

Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно–моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносителтный характер, например добро и зло.

Слайд 7

Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Слайд 8

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Патриотизм – это отношение человека к свому Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Качества гражданственности – это социально – психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей.

Слайд 9

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

Слайд 10

Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Слайд 11

Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

Слайд 12

Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Коран и Библия. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.

Слайд 13

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Слайд 14

1.Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 2.Мировоззрение через свою философию «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 3.На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет.

Слайд 15

Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Посмотреть все слайды