» » Планы конспект по развитию речи. Конспект урока на тему "развитие речи". по ознакомлению с художественной литературой

Планы конспект по развитию речи. Конспект урока на тему "развитие речи". по ознакомлению с художественной литературой

АКТИВНАЯ ПРАКТИКА

Тема недели «Жители леса»

Тема НОД : «Рассказывание по набору игрушек».

Цель НОД : Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.

Задачи НОД:

Образовательные:

    учить понимать смысл загадок;

    закрепить обобщающее понятие дикие животные;

    тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Развивающие:

    укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно.

Воспитательные:

    воспитывать дружеские взаимоотношения.

: игрушечные животные леса: ежик, лиса, медведь, белка, заяц, мышь.

План НОД :

Предварительный этап

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

    Загадки о животных леса.

    Поиск игрушек.

    Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем» (Динамическая пауза).

    Физкультминутка.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Ход НОД :

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях игрушечный зайчонок. И он предлагает нам отгадать загадки. Попробуем?

(Ответы детей).

Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать и искать глазками игрушку – это животное.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами… (Ёж)

В курятник повадилась – ждите беды.
Рыжим хвостом заметает следы… (Лиса) Зимой спит,
Летом ульи ворошит… (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится… (Заяц)

Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки… (Мышь)

Как вы думаете, о ком или о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей).

Правильно, мы сегодня поговорим о животных. А о каких животных?

(Ответы детей).

Учить понимать смысл загадок.

Закрепить обобщающее понятие дикие животные.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Ребята, отгадывая загадки, мы с вами искали игрушки. Мы сейчас с зайчиком посмотрим, кто из вас был самый внимательный?

    Где был игрушечный ежик? (под стульчиком)

    Где был игрушечный лисенок? (в шкафу)

    Где был игрушечный медвежонок? (между машинами)

    Где была игрушечная белка? (под нарисованным деревом)

    Где был игрушечный зайчик? (в кукольной кроватке)

    Где была игрушечная мышка? (между цветами, на подоконнике)

Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Динамическая пауза.

Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Дети встают в хоровод. Говорят слова «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Мы были в лесу, под кустом ….. (на дереве, в норе, в берлоге, на полянке).

Кого видели? Дети отвечают и показывают (изображают животное).

Зайца …. (белку, лису, медведя, мышку)

Установка на громкую, четкую речь, правильное произношение звуков.

Укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно

Составление рассказа по игрушкам.

Воспитатель обращает внимание на схему составления рассказа.

При необходимости дает образец.

Физкультминутка
Вышел зайчик погулять. (Ходьба на месте)
Начал ветер утихать.
Зайка маленький устал –
Хочет спрятаться в кустах. (Приседание)
Вот он скачет вниз по склону,

(Прыжки на месте)
Забегает в лес зеленый
И несется меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Заключительный этап

Дети анализируют чей рассказ им понравился больше всего, почему?

Всем спасибо! А зайчику пора домой в лес.

Список литературы:

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.52

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Рассказывание по набору игрушек» проведено 18 января 2017г.

На основном этапе НОД были использованы: загадки о животных леса, поиск игрушек, игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем», составление рассказа по игрушкам.

Формы организации: ответы на вопросы, загадки, игры, беседа. Средства: игрушки.

Путем устранения перегрузки на занятии служили динамическая пауза и физкультминутка.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :В. Бианки «Первая охота»

Цель НОД : Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Оборудование (наглядные материалы) : текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Чтение сказки.

    Беседа и обсуждение.

    Физкультминутка.

    Рисование птицы.

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с произведением Виталия Бианки «Первая охота».

Целевая установка.

    Деятельностный (основной)

Чтение сказки В. Бианки «Первая охота».

Знакомство с произведением.

Чтение сопровождается показом иллюстраций на фланелеграфе.

Беседа и обсуждение сказки.

Вопросы детям:

    Какие звери попадались Щенку на охоте?

    С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

    Почему Щенок не узнал Выпь?

    Где она спряталась? (в камышах)

    Почему Щенок не увидел Удота?

    Как выглядит Удот?

    На что он похож? (на пестрый лоскут)

    Куда спряталась Вертишейка?

    Почему испугался Щенок?

Учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы

Физкультминутка:

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой

Рисование птиц, которых встречал щенок (по желанию и на выбор детей).

    Заключительный этап

Подведение итогов.

Вопросы к детям:

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто главный герой сказки?

Понравилась вам сказка?

Рефлексия.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки В. Бианки «Первая охота» проведено 20 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: чтение сказки, работа с фланелеграфом, беседа и обсуждение, физкультминутка, рисование птицы.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, художественная деятельность.

Средства: текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

Тема недели «Мир предметов

«Предметы вокруг нас (посуда, мебель, бытовые предметы)»

План-конспект НОД по развитию речи,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :

Цели и задачи НОД :

Образовательные:

    учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами;

    учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины;

    продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка;

    закрепить названия зимней одежды;

    закреплять умение отгадывать загадки;

    активизировать словарь.

Развивающие:

    развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;

    развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Оборудование (наглядные материалы) : картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Беседа о зимней одежде

    Рассматривание и беседа по картине

    Составление рассказа

    Физкультминутка

    Дидактическая игра «Зимние загадки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие»

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Дети, сегодня к нам в группу пришла гостья, а кто она такая вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Организация внимания детей.

Сюрпризный момент.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Наша Таня собирается на улицу. Что ей нужно надеть, чтобы не замерзнуть?

(Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы).

Вопросы к детям:

    Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое).

    Какого цвета?

    Какая шапочка?

    Какая кофта (свитер)?

    Какой шарф? и т.д.

    Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

    Зимнее теплое…(пальто).

    Желтая вязаная…(шапочка).

    Красная вязаная теплая шерстяная…(кофта).

    Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

Активизация и обогащение словаря.

Закрепить названия зимней одежды.

Воспитатель:

Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу гулять.

Воспитатель выставляет картину.

Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.
Вопросы:

    Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня).

    Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей).

    Какое время года изображено на картине?

    Почему вы думаете, что это зима?

    Посмотрите на снег, и скажите, какой он? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый).

    А как можно сказать про зиму, какая она? (снежная, морозная, холодная).

    А как Таня одета? (тепло).

    На ней…(пальто, шапка, шарф, варежки, валенки).

Дети описывают одежду.

Воспитатель:

Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет? (Ответы детей).

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитатель:

Давайте еще раз расскажем о Тане.

В морозный зимний день Таня …(вышла гулять). Взяла она с собой…(ведерки). Оделась Таня тепло. На ней…(меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня…(не боится мороза).

А сейчас расскажите о Тане без моей помощи. Кто хочет рассказать?

(Ответы детей).

Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).

Воспитатель:

А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети

Ручки потирают,

Ручки согревают

Чтоб не зябли ножки,

немножко
Нам мороз не страшен,

Весело мы пляшем.

Дидактическая игра «Зимние загадки» (слайд-презентация)
Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам.

(Воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Закреплять умение отгадывать загадки.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

    Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая).

    Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

    Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

    Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия»

    Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

    Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

    Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

    Заключительный этап

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и пока тать ее на санках.

Оценка за работу на занятии, похвала.

Список литературы:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами,2008

    Александрова З. «Таня и волчок»

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С.50.

    Лысаков В.Г. 1000 загадок, 2006г.

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.55.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» проведено 25 января 2017г.

Тема НОД:Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: беседа о зимней одежде; рассматривание и беседа по картине; составление рассказа, физкультминутка; дидактическая игра «Зимние загадки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие».

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, рассматривание картины, загадки.

Средства: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

по ознакомлению с художественной литературой,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :К. Чуковский «Федорино горе».

Цель НОД :

    Помочь вспомнить детям названия и содержание сказок К. Чуковского.

Задачи НОД:

Оборудование (наглядные материалы) : текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата,и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Знакомство со сказкой (чтение)

    Обмен впечатлениями об услышанном

    Игра «Посуда»

    Физкультминутка

    Загадки о посуде

    Беседа по сказке

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Загадки по названиям сказок:

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко».

(«Краденое солнце»)

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили…

(«Путаница»)

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки –

То-то стало весело,

То-то хорошо!

(«Муха-Цокотуха»)

Воспитатель показывает обложки книг или иллюстраций к сказкам Чуковского, читает отрывки из произведений и помогает вспомнить, как называется та или иная сказка и чем она завершается.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель напоминает детям, что все эти сказки написал К.И. Чуковский.

И сказку «Федорино горе» тоже написал дедушка Корней.

Воспитатель читает сказку.

Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Дает детям возможность обменяться впечатлениями.

Воспитатель:

Ребята, а кому что в сказке показалось особенно смешным.

Воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки, в том числе эпизод, который приглянулся педагогу.

Учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.

Игра «Посуда»

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу картинки и просит убрать те, которые к посуде не относятся.

Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе),

Очень важный, как начальник.

(другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(приседать) .

Очень хрупкие, бедняжки.

(руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться),

Только стукни - разобьются.

(рисуя руками круг) .

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг).

Психоэмоциональная и физическая разгрузка.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадки.

Мы компот в нее нальем,

чая из нее попьем,

сока, простокваши,

что же это ….. (чашка).

Под чашкой я всегда стою,

Чайку пролиться не даю.

По моей тарелке лодочка плывет,

Лодочку с едой отправляю в рот.

Беседа по сказке:

    О ком говорится в сказке?

    Как звали главную героиню? (Федора Егоровна).

    Какое животное испугалось и растопырило глаза? (Коза).

    Как скакали тарелки? (Как белки).

    Какие предметы посуды ушли от Федоры?

    Как вы думаете, почему они ушли?

    Что в конце сказки сделала Федора?

    Вернулась ли к Федоре посуда?

    Как мы должны относиться к посуде и вещам?

Активизировать в речи глаголы.

    Заключительный этап

Какое произведение мы сегодня читали?

Вам понравилась сказка?

Что в сказке вам понравилось больше всего?

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей.

Список литературы:

    Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – С.109.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 53.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» проведено 27 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: знакомство со сказкой (чтение), обмен впечатлениями об услышанном, игра «Посуда» (работа с фланелеграфом), физкультминутка, загадки о посуде, беседа по сказке.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, игра.

Средства: текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

Конспект

занятие по развитию речи в средней группе №7 по теме:

«Мама милая моя»

Составила воспитатель

Серебрякова Н.А.

г.Нижнекамск.

Республика Татарстан.

Тема: "Мама милая моя».

Цель: развивать диалогическую речь, побуждать к монологу; продолжать учить отвечать четко на вопросы; составлять описательный рассказ по фотографии; активизация в речи детей прилагательные и глаголы.

Материал: фотографии с изображением мам, ватман, листы (лепестки) бумаги для составления коллажа.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение Убайра Раджая, обращаясь к детям:

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка!
Кто сказал: “Вставать пора? Мамочка!
Кашу кто успел сварить?....
Чаю в чашку кто налил?...
Кто косички мне заплел?...
Дома все убрал, подмел?....
Кто ребячий любит смех?...
Кто на свете лучше всех?....Мамочка!

О ком это стихотворение?

Как зовут ваших мам? (назвать имя, отчество).

Какие красивые имена у ваших мам.

Основная часть.

Ребята, а вы своих мам любите? (да). Хотите сделать подарок мамам? (да). Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами. Записывает слова на листок в виде лепестка).

Когда мама обнимает, гладит, целует? Какая? (ласковая).

Когда мама улыбается, смеется? Какая? (веселая).

Когда дети шалят, а мама не ругает? Какая? (добрая).

А если вы маму любите, то она какая? (ласковая).

Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы.

А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Игра “Расскажи о маме”

Первым начинает педагог. Он показывает детям фотографию и рассказывает о своей маме. Например: “Мою маму зовут Валентина Анатольевна. Она работает в больнице, врачом. Моя мама лечит людей. Она добрая, веселая, ласковая, красивая, любимая….”Затем дети показывают фотографию мамы и рассказывают о ней.

Физминутка “Мама”.

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
Воду с ручек отрясаю.
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.

Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А какие мамы бывают у животных? (Игра с иллюстрациями).

У зайчат мама – зайчиха.

У лисят мама – лиса.

У медвежат мама – медведица.

У волчат мама – волчица.

У бельчат мама - белка.

Игра “Найди пару”.

Воспитатель раскладывает на столе перевернутые картинки с изображение домашних и диких животных и их детенышей, так чтобы получились пары, и предлагает детям взять по одной картине, но никому не показывать. Как только зазвучит музыка, “животные-мамы” и “детеныши” начинают двигаться по группе, имитируя движения медведицы, лисицы, белки… Если по движениям затрудняются найти пару, то призывают друг друга характерными звуками.

Мамы зверей так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.

Ребята, покажите, как вас мамы всему учили (дети показывают движения, повторяют глаголы).

  • Ходить
  • Прыгать
  • Умываться
  • Причесываться
  • Ложкой есть
  • Топать ножками
  • Хлопать ручками

Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научили “Мамочка, спасибо!”.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17»

Занятие

по развитию речи в средней группе

«Лесные обитатели- звери»

Составила воспитатель

Серебрякова Н.А.

г. Нижнекамск.

Республика Татарстан.

Программное содержание:

  • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются.
  • Учить детей различать и выделять в словосочетаниях прилагательные с существительными в роде и числе.
  • Учить детей составлять небольшое описание рассказов о диких животных по предложенному плану.

Словарь: берлога, дупло, нора, логово, пушистый, золотистый, зубастый, ловкая, проворная, косолапый, мохнатый.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, сюжетные картинки с изображением жилищ диких животных.

Ход занятия.

Послушайте рассказ «Кто, где спит»

Воспитатель: Дети: . Воспитатель: Дети: Ловкая,проворная, .

Дети: Воспитатель: Дети: М . .

Дети: дь. Воспитатель: , ч Дети: .

Дети: Заяц . Воспитатель: Дети: Б . Дети: Дети: .

Воспитатель:

Дети: О . (Рассказы детей)

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи во второй младшей группе.

Путешествие по сказке «Теремок»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

Развивающие: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения: изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.

Воспитательные: приобщение к национальной культуре, воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку, воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи.

Образовательные: ввести в активный словарь имена прилагательные (русская народная, серая, юркая, зеленая, пушистый, злой, хитрая, рыжая, косолапый), обогатить представления детей о диких животных, отмечать их характерные признаки.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.

Оборудование и материалы: игрушка белка, корзина с орешками, экран, оборудование для показа слайдов (ноутбук), листки с изображением морды волка (по количеству детей), карандаши.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать сказку «Теремок».

Появляется игрушка белка.

Белка : Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам с орешками, чтобы вы помогли мне их посчитать (показывает корзинку с орешками).

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке ушастому

(дети загибают по счету пальцы).

Воспитатель : Сколько орешков продала белка? (ответы детей)

Белка : Ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Артикуляционная гимнастика «Оближем губки», «Вкусное варенье».

Белка : Ребята, а еще я принесла вам загадку. Попробуйте ее отгадать.

Домик в поле появился,

Он в жилище превратился

Для мышонка и синицы,

Зайца, волка и лисицы.

Воспитатель : Угадали, про какую сказку загадка?

Дети : Про сказку «Теремок».

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вместе с Белкой мы вспомним эту сказку. Белка, а какая это сказка – русская народная или нет?

Белка : Русская народная.

Воспитатель : Ребята, а почему русская народная?

Дети : Русская народная, потому что её придумали люди.

Воспитатель : Ребята как начинается сказка «Теремок»?

Дети : «Стоит в поле теремок».

Воспитатель : Ребята, а что такое теремок?

Дети : Домик.

Воспитатель : Правильно, это такой маленький нарядный домик.

Отгадайте загадку и узнаете, кто же первый обнаружил этот домик.

Живет в норке,

Грызет корки.
Короткие ножки;

боится кошки.

Дети : Мышка. Мышка-норушка.

Воспитатель : Правильно. Сначала теремок нашла мышка. Опишите мышку, какая она?

Дети : Маленькая, серая, юркая.

Воспитатель : Что любит мышка кушать?

Дети : Корочки, сыр.

Воспитатель : Как мышка бегает? Покажите.

Дети изображают бег мышки – на носочках, поджав передние лапки, мелкими шажками.

Воспитатель : Мышка постучалась в теремок и что спросила?

Дети : «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель : Оказалось, что в домике никого нет. Что потом случилось?

Дети : Мышка поселилась в теремке.

Воспитатель : Кто же следующий нашел теремок? Отгадайте!

Что за странная зверушка
По дорожке скачет?
И не мягкая игрушка,
И не круглый мячик.
У неё одни слова:
Знает только «Ква, ква, ква…»

Дети : Лягушка.

Воспитатель : Лягушка какая? Что кушает?

Дети: Зеленая, ест комаров и мошек.

Воспитатель: покажите нашей гостье Белке, как прыгают лягушки.

Дети прыгают на коврике. Затем снова рассаживаются полукругом на ковре.

Воспитатель : Что спросила лягушка-квакушка, когда пришла к теремку?

Дети: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель: А мышка ответила «Я, мышка-норушка» и пригласила лягушку жить с ней. Стали жить вдвоем: мышка-норушка и лягушка-квакушка.

Воспитатель : После лягушки кто к теремку пришел?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Зайчик-побегайчик.

Белка : Ребята, я знаю интересную игру «Зайка серенький сидит» и предлагаю вам на коврике в неё поиграть.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(сесть на место)

Воспитатель: Вот и зайчик-побегайчик поселился в теремке. Живут втроем: мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик.

Воспитатель: Кто следующий пришел к теремку?

Дети: Лисичка-сестричка.

Воспитатель : Опишите лису. Какая лиса?

Дети : Хитрая, рыжая, игривая.

Пальчиковая игра: “Про лисичку”.

Бежит лиса по мостику.

Метет перила хвостиком.
А навстречу зайчики,

Маленькие пальчики.
“Не боимся мы лису,

Быстро спрячемся в лесу!”

Воспитатель: стали жить вчетвером: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. А следующим к теремку пришел…

Дети : Волчок-серый бочок.

Воспитатель : Какой волк на экране?

Дети : Серый, злой.

Воспитатель : Как рычит волк?

Дети : Р-р-р.

Воспитатель : Ребята, а в этой сказке волк злой?

Дети : Нет.

Белка: Ребята, правда, в этой сказке волк совсем не злой. У меня есть картинки с изображением волка, давайте нарисуем ему улыбку. (работа с карандашами, дорисовать на морде волка улыбку)

Воспитатель : Стали они впятером жить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок.

Воспитатель: Ну и самым последним кто пришел к теремку?

Дети : Медведь косолапый.

Воспитатель: А почему медведя называют косолапым? Покажите, как он ходит (дети показывают, как ходит медведь: косолапо, вразвалку) .

Белка : Кто, ребята, знает стихотворение про мишку?

Чтение стихов А. Барто

«Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый
по лесу идёт,
Шишки собирает,
песенки поёт.
Вдруг упала шишка
прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
и ногою - топ!

« Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Воспитатель: Позвали звери и медведя к себе жить. А медведь ведь большой – лез-лез в Теремок, никак не поместится. И решил он тогда на крышу забраться. Что же из этого вышло?

Дети : Теремок развалился

Воспитатель: Сначала звери расстроились, а потом что сделали?

Дети: Решили новый теремок строить, все вместе. И построили лучше прежнего. И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Белка : Ребята, чему учит эта сказка?

Дети : Эта сказка учит тому, что нужно дружить, помогать друг другу.

Белка : Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях.

Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)

Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть? Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

Вы сейчас прыгали, играли, помогли мне вспомнить сказку «Теремок», за вашу помощь я дарю вам эту корзину с орехами.

Воспитатель : Спасибо, белка. До свидания.

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи в старшей группе.

« В стране сказок».

Программное содержание : Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Демонстрационный материал: Панно для составления сказки «Заюшкина избушка, карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое пособие - кубик со сказками, макет телевизора, элементы костюма сказочницы, зайца,медведя,лисы,петуха.

Ход занятия .

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?

Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.

Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь?

Дети: Сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).

Воспитатель: Для чего они вам? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну. А вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.

Загадка:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)

Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)

Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?

Дети: Да, поможем.

Вот первое задание: Это мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.

Первая сказка прячется под цифрой 1, слушайте мой вопрос: В какой сказке «сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной» (Маша и медведь) или

Вторая сказка под цифрой 2

Отгадайте сказку по загадке:

«Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Следующая сказка под цифрой 3

Надо узнать из какой сказки этот отрывок (любой отрывок из сказки Гуси-лебеди)

Ну молодцы.

А остальные сказки вы отгадаете, если развяжите узелки сказочного клубочка. Надо отгадать какие сказки свернулись в клубок:

«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Спасибо помогли вы мне расколдовать мой сказочный клубок. Но это ещё не всё. Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.

Работа с карточками (словообразование):

Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.

Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?

Дети: «Заюшкина избушка».

А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)

Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка?

Дети: У зайчика была лубяная избушка.

А, что значит лубяная? (деревянная)

А у лисы какая избушка?

Ледяная.

А, что случилось с зайчиком в этой сказке?

(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)

А кто помог зайке в его беде?

(собака, медведь и петушок)

Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)

Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)

А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)

А теперь давайте с вами поиграем

Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),

И ни с чем они уходят (расходятся).

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. А теперь хотите её увидеть и сами показать?

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Сказочница:

Артистами ребята побывали,

И сказку вы, ребята, показали.

Артисты, зрители-все были хороши

Похлопаем друг другу от души!

Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.

Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки-раскраски со сказками. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.

1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем

1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы)

Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе.


Контрольная работа

Конспект занятия по словарной работе «Дружба и друзья» (вторая младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.

Демонстрационный материал: паровоз, сундучок, рукавички, заяц, лиса.

Методические приемы: игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы, рефлексия.

Словарная работа: друзья, грустный, веселый.

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи:

1. образовательные - формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. развивающие - развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3. воспитательные - воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Ход занятия.

Дети зашли в группу, поздоровались с гостями. Воспитатель:

Дети, какое у вас сегодня настроение?

Покажите (улыбаются).

А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).

Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).

Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.

Песня «Паровозик».

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали.

Воспитатель:

Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.

Ой, кто это? (зайчик).

Давайте поздороваемся (здороваются).

Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

Почему вы так решили? (не улыбается).

Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).

Давайте у него спросим?

Какая лиса?

Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).

Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

Почему? (обидела, забрала рукавички).

Кто такие друзья?

Друзья - это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

А можно нас назвать друзьями? (да).

Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

Игра «Хорошо - плохо».

Обижать друг друга - плохо

Делиться игрушками - хорошо

Играть вместе - хорошо

Ссориться - плохо.

Воспитатель:

Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).

Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она нас приведет?

Физминутка.

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает сундучок).

Воспитатель:

Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.

Игра «найди пару» (дети находят пары разные по размеру, цвету, одни для зайца сделанные из белого меха).

«Найди дружка».

Воспитатель:

Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.

Нужно зайчика с лисичкой помирить.

Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

Ребята, а как мы их будем мирить?

А может, мы им танец станцуем?

Танец «Помиримся»

Воспитатель:

Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями).

А мы с вами тоже друзья? (да).

Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Дети прощаются и уходят.

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)

Тема: Подготовка к обучению грамоте. «Знакомство с согласными звуками [с],[с’], буквой С».

Цель: продолжить знакомство с согласными звуками [c], и буквой С; закреплять с детьми звуки [а], [у], [о], [м], а также буквы. Задачи:

1.Обучающие - учить детей делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове; закреплять обобщающее понятие «дикие животные и домашние животные»; учить подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему; познакомить детей с ударным гласным звуком; учить детей читать и составлять слова.

2.Развивающие - развивать умение анализировать правильное написание буквы; развивать любознательность, внимательность, сообразительность, мышление.

3.Воспитывающие - воспитывать у детей интерес к животным; воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

Материал к занятию. Полотно с буквами, домики с гласными и согласными буквами, указка, иллюстрации с изображениями животных, схемы слов, рабочие тетради Астафьевой Е.О. «Играем, читаем, пишем» простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом)

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить - тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды. Как называют такие звуки? (Гласные [а], [о], [у]).

Как называют звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (согласные [м], [х], [с]).

Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [c], и буквой С, которая обозначает эти звуки.

Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук [c], то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком.

Покажите, где живет глухой согласный? Он может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, Василек).

Придумайте слова со звуком [c] и .

А сейчас послушайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь везет только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.

Чтение слова «сани».

Какой первый звук в слове «сани»?

Это гласный или согласный?

Докажите. (Когда мы произносим, во рту мешают зубы и язык, но нельзя произнести громко).

Сколько слогов в слове? Как вы догадались? (В слове «сани» два гласных звука [а], [и], значит и два слога).

Какой первый слог в слове «сани»?

Составьте предложение с этим словом.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре -

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре -

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире -

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Пять, шесть - за столы тихо сесть

(Дети сели за столы).

Каких животных называют домашними? Каких вы знаете?

Каких животных называют дикими?

Какие дикие животные живут в нашей республике РБ?

Давайте поиграем в игру «Кто лишний». (свинья, кошка, лиса, собака).

(Лиса лишняя, так как она - дикое животное, все остальные - домашние).

А теперь поиграем по-другому. Лишним будет животное, в названии которого нет звука [c] (кошка).

Эти схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два три.

К какой схеме относится название каждого животного?

Откройте рабочие тетради.

Посмотрите, как правильно пишется слово собака. Расставьте гласные над слоговой схемой этого слова, поставьте ударение.

Напишите над схемой для двухсложного слова гласные О, А (либо И,А) и определите к какому слову будет относится эта схема: кошка или лиса. Поставить ударение.

В игру «Кто лишний?» можно поиграть еще и по-другому: учитывать количество слогов в слове. (Лишним будет слово собака, т.к в нем три слога, а в остальных по два).

Физминутка

А теперь следующая игра «Путешествие с буквой С».

Стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие надо тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве).

Найдите схему, соответствующую звуковому составу этого слова, запишите над схемой соответствующее слово, закрасьте схему. (ус, оса, сам, сом, суп, соки).

Подвести итог занятия

Конспект занятия по связной речи «В гостях у сказки» (подготовительная группа)

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек. Задачи:

1 обучающие - учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок; закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги; продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

2 развивающие - развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.

3.Воспитательные - воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок; участие в интернет-конкурсе «Моя любимая сказка».

Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка - Снегурочка.

На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился - Колобок.

Всех излечит, излечит, добрый доктор - Айболит.

Она красива и мила, а имя её от слова зола? - Золушка.

Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше - Карлсон.

В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой - Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

С

К

А

З

К

И

Звучит музыка. Воспитатель:

Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (показ слайдов)

Кто живёт в сказках?

Как начинается сказка?

Какими словами заканчивается?

Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)

Ребята, а какие присказки вы знаете? (показ слайдов)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;

«Сказано-сделано».

Воспитатель:

А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (показ слайдов)

Загадывание загадок детьми.

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

А дорога далека, а корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

Колотил, да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель:

Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется иллюстрация (показ слайдов)

«Сказочная избушка»

Воспитатель:

У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Ребёнок по иллюстрации составляет сказку.

Воспитатель:

Молодец, хорошую придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка - дети шагают

Стоит задом наперед - дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка - Грозят пальцем

Бабушка Яга живет - грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие - показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! - бег на месте

Дыбом волосы стоят -руки вверх

Воспитатель:

Выставляется иллюстрация леса (показ слайдов) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:

Надо придумать сказку по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко

Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.

Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.

Воспитатель:

Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку

Конспект НОД для старшей группы «Вежливые слова»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы) . Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз - два - три - четыре - пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.

    Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

    Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

    У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

    Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

    Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись. Вы добрые дети. И мне сегодня было очень приятно с вами беседовать.

Разделы: Работа с дошкольниками

Занятие №1 “Знакомство с транспортом”

Цель: Расширять знание детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный), его использовании и назначении. Учить, правильно называть виды транспорта, формировать представление о его назначении, закрепить понятие транспорт. Учить описывать предмет, не называя его. Развивать диалогическую речь. Учить задавать вопросы и отвечать на них. Учить чётко произносить чистоговорки. Закрепить умение строить из конструктора и перестраивать из одного предмета в другой.

Ход занятия

Перед детьми выставлены игрушки: машины легковые, грузовые, лодка, вертолёт, самолёт, пароход, велосипед.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть каждую игрушку, задаёт вопросы

Зачем людям нужен транспорт?

На каком транспорте дети ездили и куда?

Выслушивает свободные высказывания детей из личного опыта.

Игра “Выбери и опеши”

Воспитатель предлагает ребёнку выбрать машину, описать, но не называть её. Один из детей прячется за ширмой и должен постараться угадать, о какой машине идёт речь.

Первое описание может сделать воспитатель.

Например:

У него есть руль, сиденье, педали и три колеса. На нём катаются дети. Или составлять описание в виде загадки: “Он перевозит грузы. У него есть кабина, кузов, четыре колеса. Он умеет сам сваливать груз. Это......

Физкультминутка в кругу

Проговаривание чистоговорки

Си – си – си – дети едут на такси
Су – су – су – дети едут по мосту

Конструирование: преобразование трамвая в автобус

Воспитатель показывает и анализирует образец трамвая, построенного заранее. Трамвай длинный в нём могут ехать много пассажиров. У трамвая много окон. Затем воспитатель рассказывает, как строить трамвай.

Положите 2 цилиндра, а на них пластину. На пластину поставьте 4 кубика на одинаковом расстоянии друг от друга, сверху положите ещё такую же длинную пластину, а на неё маленькую призму.

После объяснения дети воспроизводят постройку. Когда дети закончат работу, предлагает им закрыть глаза, а в это время берёт у одного ребёнка готовый трамвай и приставляет к своему, убирает с крыши призму.

На какой вид транспорта стала похожа постройка? (на вагончики, автобус). Воспитатель предлагает покатать игрушки на автобусе.

Итог занятия:

Мы сегодня с вами познакомились с транспортом, который ходит по нашим улицам. и теперь, когда вы выйдите из детского сада вы можете самостоятельно увидеть и рассмотреть его на улице.

Занятие №2 “Знакомство со специальным транспортом на наших улицах”

Цель: Продолжать работу над темой “Транспорт”. Развивать умение отгадывать загадки. Формировать связную речь ребёнка. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (и) (в словосочетаниях); учить регулировать высоту голоса. Расширять представление о видах транспорта. Формировать элементарное представление о слове и предложении. Развивать фонематическое восприятие, уточнять и закреплять правильное произношение связной речи. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход занятия

Воспитатель задаёт детям загадки о специальном транспорте:

Высоты я не боюсь
Поднимаю в небо груз
Я – силач и великан
А зовут меня все...... (кран)

Он гигант среди машин
Едет с кузовом большим
Землю, уголь и металл
Перевозит..... (самосвал)

Очень срочно, прямо к дому
Этот транспорт мчит к больному
Врач к нему не опоздал
Быстро помощь оказал!
(скорая помощь)

Вдоль по улице, как птица
На пожар машина мчится
Ей успеть скорее надо
Огоньку задать преграду
(пожарная машина)

Помощь их всегда нужна
Помощь их всегда важна
От воров они спасут
И порядок наведут
(полицейская машина)

Ребята, почему весь транспорт пропускают вперёд машины с сиренами?

Физкультминутка

Игра “Автомобили”

Сейчас вы все станете шоферами автомобилей. Автомобили едут и сигналят: би – ип – би – ип.

Дети ходят по комнате, имитируя действия шофёра и сигнала (произносят звукосочетание би – ип, выделяя голосом звук (и). затем садятся на стульчики и занятие продолжается.

Игра: живые слова

Живыми словами будут дети. Вызывается двое ребят. 1 ребёнок будет словом “машина”, 2 ребёнок будет словом “едет”. Дети вместе с воспитателем читают предложение: Машина едет. Воспитатель переставляет детей местами и вновь читают хором “Едет машина”. Вызывается третий ребёнок. Он будет словом “быстро”. Читают: Быстро едет машина. Машина едет быстро.

Итог занятия:

Сегодня мы узнали ещё больше о транспорте. Зачем людям необходим специальный транспорт и какую работу он выполняет.

Занятие №3 “Светофор – что это такое?”

Цель: Познакомить с макетом улицы, где есть проезжая часть дороги, светофор и пешеходная часть. Закрепить знание детей об основных видах транспорта. Формировать навык дифферентации транспорта по назначению: грузовой, пассажирский. Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях. Упражнять в правильном подборе слов. Воспитывать культуру поведения на дорогах.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать загадки, а ответы найти на карточках, которые лежат на подносах и выложить на столе по порядку

Что за чудо этот дом
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
А питается бензином
(автобус)

Две дорожки так узки
Две дорожки так близки
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках
(трамвай)

По реке плывёт дом
Даже окна есть в нём
(корабль)

Я по небу лечу
Я пропеллером кручу
Если хочешь прокачу
(вертолёт)

Кто по улице спешит
Зазевался, он в рожок трубит
Би-би-би, берегись!
Би-би-би, посторонись
(автомобиль)

На двух колёсах я качу
Двумя педалями верчу
За руль держусь, гляжу вперёд
И вижу – скоро поворот
(велосипед)

Возле леса лестница лежит
Дом на лестнице стоит
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк
Лишь оставили дымок!
(поезд)

Как можно назвать одним словом всё то, что вы выложили на столе? (транспорт)

Дидактическая игра “Разложи правильно”

Дети выполняют указания воспитателя и дифференцируют транспорт по месту передвижения: воздушный, наземный и водный.

На макете города расставлены машины, дорожные знаки, дома, человечки.

Что не должны водители нарушать на дорогах? (правила движения)

Правила движения
Все без исключения
И взрослые и дети
Знать всегда должны!

Послушайте загадку и скажите:

Кто следит за тем, чтобы машины на дорогах соблюдали правила движения?

Он вежливый и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир!
(светофор)

Всем водителям нужно обязательно помнить основные правила, которые всегда подскажет светофор:

Если свет зажёгся красный
Значит двигаться опасно
Свет зелёный говорит:
“Проезжайте, путь открыт!”
Жёлтый свет – предупрежденье:
“Жди сигнала для движенья!”

Воспитатель выставляет светофор. Дети рассматривают его.

Дидактическая игра: “Выложи светофор!”

Дети подбирают круги соответствующего цвета и выкладывают последовательно, изображая светофор.

Упражнение “Как сказать по другому?”

Скажи по другому! Поезд едет (идёт, мчится). Пароход идёт (плывёт). Светофор мигает (показывает, светит, указывает). Пешеходы идут (шагают, вышагивают). Полицейский указывает (показывает, направляет).

Словесная игра “Закончи предложение”

Я вызвала скорую помощь, потому что.....

  • На дороге остановилась полицейская машина, потому что......
  • Светофор включил зелёный свет, для того, чтобы.......
  • Мы поехали на велосипедах в лес, для того чтобы........

Итог занятия:

Ребята, сегодня мы с вами выяснили какую важную роль играет порядок на дорогах. И самый главный на дороге это – светофор. Без его помощи мы бы не смогли перейти улицу, доехать до детского сада и многое другое.

Занятие №4 “В гости к дяде Стёпе – милиционеру”

Цель: побуждать детей составлять короткий рассказ по картине. Формировать обобщающее слово – транспорт, различать и называть отдельные детали и части предметов. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединить с помощью воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ. Побуждать отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Побуждать подбирать слова, схожие по звучанию. Воспитывать партнёрские отношения, трудолюбие и творческую активность на занятии.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к дяде Стёпе – милиционеру.

Где живёт дядя Стёпа? (в Ленинграде)

Воспитатель подводит детей к карте России. Показывает, где находиться наш посёлок, в котором мы живём, и Ленинград, где живёт дядя Стёпа милиционер.

Как мы может добраться до Ленинграда? (на поезде, самолёте, машине)

Давайте рассмотрим все варианты и выберем, что нам больше всего подойдёт.

Мы решили ехать в Ленинград на машине.

Кто расскажет, подойдёт нам машина или нет?

Дети по очереди рассказывают о транспорте, на котором можно добраться до Ленинграда.

Приходим к выводу, что нам подойдёт самолёт.

Строим из стульев самолёт и отправляемся в полёт.

В Ленинграде нас встречает дядя Стёпа милиционер. Вместе в детьми он рассматривает книги и иллюстрации к книгам С.Михалкова. узнают и называют знакомых героев, обмениваются впечатлениями.

Проводиться дидактическая игра “Подумай и скажи”

Воспитатель сообщает, что друзья из Ленинграда подарили детям игрушки:

Это мишка. Это зайка. Это лисичка. Это петрушка. Мы будем с вами подбирать к названиям игрушек слова, сходные по звучанию.

я говорю:

Лисичка – сестричка!

А вы какие слова добавите? (синичка, певичка, невеличка и т.д.)

А теперь без моей подсказки, подберите слова, сходно звучащие к слову зайка. (зайка – майка, попрыгайка, побегайка и т.д)

(мишка – шишка, малышка, топтышка и т.д)

(петрушка – ватрушка, подушка, вертушка и т.д.)

Дети благодарят дядю Стёпу и отправляются домой.

Краткий анализ проведённой работы:

Сложность проведенной работы соответствовала возрасту и особенностям речевого развития данной группы.

Цели всех занятий были достигнуты

В дальнейшем продолжать работу по формированию речи дошкольников.