» » Научное исследование его типы. Виды научного исследования и их характеристики. Терминология - это важно

Научное исследование его типы. Виды научного исследования и их характеристики. Терминология - это важно

Научное исследование является формой существования и развития науки. Оно представляет собой деятельность, направленную на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей. По целевому назначению научные исследования подразделяют на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, человека и общества. Они обязательно включают глубоко прорабатываемую теоретическую часть и их часто называют теоретическими исследованиями. Например изучение фотосинтеза, учение о лесе, типы леса и др. Фундаментальные исследования могут иметь целенаправленный характер (например генетика, экология) и выполняются несколькими научными учреждениями или школой известного ученого.

Фундаментальные исследования в РФ разрабатываются преимущественно в институтах Российской академии наук (РАН) и университетах.

РАН была основана 8 февраля 1724 г. по «установлениям» Петра I. Ежегодно в РФ 8 февраля отмечается профессиональный праздник – день науки. Вначале президентами РАН были немецкие ученые: Л. Блюментрост – с 1725 по 1733 гг., И. Корф (1734-1740). Первым отечественным президентом был Г.К. Разумовский, которого назначили на эту должность в 18-летнем возрасте с учетом «особых способностей и приобретенного в науках искусства». Прослужил он на этом посту более полувека (1746-1798). Позднее Академию возглавляли многие выдающиеся ученые, например: А. Карпинский, В. Комаров, А. Несмеянов, А. Александров, М. Келдыш и др. Сейчас в системе РАН работает около 470 академиков (а всего со дня основания – 3,5 тыс. чел.), 700 членов-корреспондентов, 9,3 тыс. докторов наук и 26,5 тыс. кандидатов наук.

Первую в мире Академию основал философ Платон в 387 г. до н.э. Так жители Афин называли собрания его учеников, которые проводились за городом в священной роще, где был похоронен афинский герой по имени Академ. Позднее в средневековой Европе с подачи последователей Платона (неоплатоников) стали возникать объединения ученых, названные «академиями». Самих ученых, а вскоре и людей искусства разных направлений, стали называть академиками. В Европе первой академией наук считают Парижскую (1666), а до нее было создано Лондонское королевское общество (1660). Слова «наука» и «ученый» вошли в употребление в XVIII-XX вв., а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».

В РФ, кроме РАН, функционируют отраслевые академии: сельскохозяйственных наук (РАСХН), медицинских наук (РАМН), образования (РАО), архитектуры и строительных наук (РААиСН) и художеств (РАХ). Они, как и РАН, имеют государственный статус и финансируются из госбюджета. РАН имеет три региональных научных центра (Уральское, Сибирское и Дальневосточное) и 9 отделений (по областям и направлениям науки). В Уральском отделении (г. Екатеринбург) имеется 6 научных центров: Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Удмуртский и Челябинский. Отраслевые академии наук также имеют научные центры.

В последние два десятилетия в РФ создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук.

Лесные исследования координирует РАСХН и отделение биологических наук РАН. Изучением леса в РФ занимаются: Институт леса им. В.Н. Сукачева (г. Красноярск), Всероссийский научно-исследо-вательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) (г. Пушкино Московской обл.), Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства (СПбНИИЛХ).

На Урале исследованием лесов занимаются: УГЛТУ, Институт экологии растений и животных РАН (лаборатория дендрохронологии), Ботанический сад РАН (отделы лесоведения и ботанический), Уральский государственный университет им. А.М. Горького, а также лесные опытные станции.

Прикладные научные исследования направлены преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных текущих задач. Наиболее эффективные разработки стараются быстрее внедрить в производство. Иногда говорят, что фундаментальные исследования работают на будущее, а прикладные – на настоящее. Примером прикладных научных разработок могут служить исследования по рубкам главного и промежуточного пользования, выращивание посадочного материала и др. По сравнению с теоретическими (фундаментальными) прикладные исследования в большинстве случаев относятся к краткосрочным (в лесном хозяйстве выполняются в 1-2, иногда в 3 года).

Поисковые исследования некоторые считают разновидностью прикладных. Они обычно связаны с поиском перспективных направлений в большой научной теме и отысканием более быстрых решений некоторых важных задач.

Разработки представляют исследования по внедрению в практику чаще всего прикладного характера, т.е. это своего рода доработка будущего промышленного образца. Примером разработки может быть приспособление, доработка какого-либо механизма при его переустановке с одного агрегата на другой.

По источнику финансирования научные исследования разделяют на бюджетные, хоздоговорные и инициативные (нефинансируемые). Хоздоговорные исследования финансируются организациями, выступающими заказчиками хозяйственных договоров с учеными или научными организациями. Нефинансируемые исследования выполняются по собственной инициативе их авторов.

В лесном хозяйстве при научных исследованиях за последние десятилетия стали применяться в большей мере системный подход и системный анализ, рассматривающие объекты изучения в системе (биогеоценоз, геоинформационные системы). Понятия и принципы системного подхода шире отдельных выявленных зависимостей. Сложные объекты рассматриваются по нескольким взаимосвязанным направлениям, которые затем сводят к общей конечной цели.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт лингвистики»

Факультет Лингвистики и международного менеджмента

по учебной дисциплине «Основы научных исследований»

Типы научных исследований

Работа выполнила

студентка 1 курса

заочного отделения

Горишная Эмма

Город Москва 2015

Введение

1. Научное исследование

2. Виды и типы научных исследований

2.1 Эмпирические, теоретические и теоритико-эмпирические

2.2 Фундаментальные, прикладные и исследовательские проектно-конструкторские разработки в науке

2.3 Поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие типы

Заключение

Список использованной литературы, интернет ресурсы

Введение

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Начало нашего века совпало с развертыванием цепи событий, приведших к явлению, которое мы сейчас называем научно-технической революцией (НТР).

Ныне проблемам НТР уделяется много внимания, о них охотно пишут и спорят. Правда, споры больше идут о хронологии и относительной важности различных достижений. Этот отнюдь не главный аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное значение достижениям в области атомной энергетики, на нашу жизнь оказывает большое влияние процесс автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества. Сейчас каждое государство в структуру своей стратегической доктрины -- основных принципов развития общества -- включает вопросы научно-технического прогресса (НТП). В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку. Особенностями НТР являются возрастающая роль науки; возможность автоматизации не только физического, но и умственного (не творческого) труда; бурный рост и обновление научно-технической информации; быстрая смена материалов, конструкций, машин, технологических процессов; резкое увеличение разновидностей инженерных решений; повышение уровня комплексной механизации и автоматизации, а также систем управления. Развитие НТП сказывается на совершенствовании высшего образования. Он предъявляет новые возросшие требования к знаниям студентов, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения; хорошо ориентироваться в отборе научной информации; ставить и решать различные принципиально новые вопросы. Выполнение поставленных задач возможно в случае вооружения молодых специалистов новейшими знаниями в области научных исследований. Это обязывает высшую школу широко привлекать студентов к проведению научных исследований. Таким образом, научная подготовка студентов в вузах -- одна из главнейших программ обучения.

1. Научное исследование

Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей. Науку можно рассматривать в различных измерениях: 1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний; 2) как процесс познания закономерностей объективного мира; 3) как определенный вид общественного разделения труда; 4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование. Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления. Цель науки -- познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать. Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты -- это воздух ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде. Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий. Наука включает в себя также методы исследования. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод -- это инструмент для решения главной задачи науки -- открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований. Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как обобщать, каким путем идти к выводам. В настоящее время все большее значение приобретает в качестве общего математический метод исследования, т.е. метод количественного изучения явлений и процессов. Это обусловлено бурным развитием кибернетики, вычислительной математики и ЭВМ.

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом. Цель научного исследования -- определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете, методология -- это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи. Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой. Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические. Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом. Наблюдение -- это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения. Эксперимент -- это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

2. Виды и типы научного исследования

Научное исследование бывает: Теоретическое Эмпирическое

Теоритико-эмпирическое

Исследования по их характеру можно разделить на

Фундаментальные

Прикладные

Исследовательские проектно-конструкторские разработки

Монодисциплинарные и междисциплинарные

Аналитические и комплексные

По цели исследования:

Поисковые

Критические

Уточняющие

Воспроизводящие

2.1 Эмпирические, теоретические и теоретико-эмперические исследования в науке

Различают эмпирические и теоретические исследования:

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с использованием логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема -- это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы неизвестные.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза -- это предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя и известны многие обстоятельства, предшествующие или сопутствующие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления.

Сама гипотеза требует проверки и доказательства предположения о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствие фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с уже имеющимся научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза -- это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза -- это предположение о причинно следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза -- это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория -- это логически обобщенное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной

мыслительной деятельности.

2. Теория -- это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т. д.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости). Эмпирическое обобщение -- это логический процесс перехода от единичного к общему, от общего к более общему знанию. Например, переход от понятия “теплота” к понятию “энергия”, а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К.Маркс писал, что “преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы”.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

2.2 Фундаментальные, прикладные, исследовательские проектно-конструкторские разработки и др. типы научных исследований

Типы научных исследований - это различные стадии движения науки к практике:

Фундаментальные;

Прикладные;

Исследовательские проектно-конструкторские разработки;

Монодисциплинарные и междисциплинарные;

Аналитические и комплексные

Фундаментальные исследования:

Фундаментальные исследования направлены на получения нового знания о явлениях и законах действительности. Не преследуют никаких практических задач. Исследователя интересует истина ради самой нее самой, и он ее ищет, не зная какую пользу он принесет.

Фундаментальные исследования делятся на:

Свободные (поисковые) - носит индивидуальный характер, ученый работает в режиме свободного поиска, обладает свободой в выборе методов и направлений своей деятельности. Новые его идеи могут изменить весь ход поиска.

Целенаправленные - направление научного поиска твердо определено, как правило выполняется коллективно, в рамках определенной организации, (создаются специальные научные группы, лаборатории, отделы,) так как путь достаточно ясен, можно говорить о планировании затрат на технические и материальные средства.

Прикладные исследования:

Их особенность в том, что они прямо нацелены на получение нужного для решения практических задач знания. Речь о решении некоторого класса практических задач в общем виде. Научный работник не имеет право откланяться в сторону для исследования др.возможностей, даже если они обещают дать интересные результаты.

Обычное условие финансирования прикладных исследований - предоставление планов и графиков работы и регулярных отчетов об их выполнении.

Исследовательские проектно-конструкторские разработки:

В отличии от прикладных исследований они имеют своей целью выполнение конкретного технического задания. Например, создание проекта какого либо аппарата, подготовка технологических схем производства и т.д. Не направлены на поиск новых научных знаний, базируются на результатах Фундаментальной и Прикладной науки. Для решения конкретных проектно- конструкторских задач.

Дело не в том, что бы нечто открыть, сколько в том, что бы нечто изобрести.

Если ученый в фундаментальных и прикладных исследованиях стремиться описать и объяснить что-то существующее, но неизвестное, то разработчик должен придумать и создать что-то ранее не существовавшее. В первом случае - «как вещь устроена?», во втором - «как вещь построить?».

Исследовательские разработки имеет особое место в системе наук.

С одной стороны - это специфический вид научной деятельности, с другой - инженерная деятельность, состоящая в решении технических и технологических задач на основе «готовых» научных знаний.

Фундаментальные исследования в области аэродинамики направлены на выяснение закономерностей движения газов и тел в газовой среде (ученый стремится понять сущность аэродинамических процессов, строит модели и теоретические схемы….)

Прикладные исследования ведутся с целью построения теории исследования решения определенных практических задач (теория крыла, теория винта, динамика самолета и т.д.)

Исследовательские разработки связаны с проведением исследований, направленных на решение технических задач, которые встают при создании проектов конкретных летательных аппаратов (здесь уже привлекают данные не только из аэродинамики, но и других наук, пример химия)

Фундаментальные и прикладные исследования и исследовательские разработки не разделены жесткими границами и тесно переплетены между собой. (рис.1)

Рис. 1. Путь соединяющий науку с производственной практикой

Монодисциплинарные (проводятся в рамках отдельной науки) и междисциплинарные (проводятся на стыке нескольких научных дисциплин). Аналитические /однофакторные (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности) и комплексные (проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности).

2.3 Поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие типы

По цели проведения все научные исследования можно разделить на несколько типов: поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие.

Поисковые (подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка »: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области).

Критические (проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента).

Уточняющие (их цель -- установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание).

Воспроизводящие (его цель -- точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование -- основа всей науки).

Заключение

Роль науки отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.

Список использованной литературы, интернет ресурсы

наука эмпирический прикладной исследовательский

1.Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия» М.:Проспект, 2000

2.Новая философская энциклопедия. 1-4 т. М.: Мысль. 2001.

3.Алабужем П.М., Геронимус В.Б., Минкевич и др. Теория подобия и размерностей. Моделирование. -- М.: Высш. шк., 1968. -- 320 с.

4. Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Теория вероятностей и математическая статистика. -- М.: Статистика, 1975. -- 264 с.

5.Шкляр М.Ф. «Основы научных исследований» Дашков и К°, 2012

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития научного познания. Общая классификация методов научных исследований. Структура и содержание исследовательского процесса. Применение логических законов и правил аргументирования. Оформление результатов научно-исследовательской работы.

    курс лекций , добавлен 16.02.2011

    Научная проблема: понятие, тема, критерии качества. Метод: сущность и понятие. Классификация методов исследований и их краткая характеристика. Требования, предъявляемые к научным методам. Преимущества маркетинговой информации и исследований в туризме.

    лекция , добавлен 02.10.2013

    Понятие и основная функция метода научного исследования. Подходы к его классификации в зависимости от сферы применения и других признаков. Сущность и типы методологии, общая схема ее структуры, основные уровни. Общенаучные методы научного познания.

    презентация , добавлен 23.06.2011

    Методологические подходы к изучению глобализации и локализации в эпоху постмодерна. Переход к плюралистической интерпретации социальной реальности и модели региональных научных исследований. Геопространственный подход в региональных исследованиях.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2016

    Теория как основа научного исследования. Осуществление предсказаний, научных предвидений будущего на основе теоретического объяснения и познанных законов. Типология научных теорий. Основные типы научных теорий как элементы современных научных систем.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Категориальный аппарат генезиса теорий. Стандартная концепция научной теории. Практика научных исследований. Сущность и логика формирования теории. Интерпретация исходных понятий, принципов. Познавательный статус теории. Обоснование рациональности выбора.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Понятия метода и методологии. Классификация видов исследований и факторы их качества. Цели и виды рандомизации, маскирования (заслепления), контроля. Характеристика методов исследования в структуре общенаучной методологии: теоретические, эмпирические.

    презентация , добавлен 15.05.2017

    Предметное познание. Эмпирические основы. Теоретические основы. Методологическое познание. Роль методологии в развитии познания. Обеспечение исследовательской деятельности в науке и практике. Решение научных и практических задач.

    лекция , добавлен 22.06.2007

    реферат , добавлен 26.06.2012

    Необходимость методологических исследований в современной философии. Сущность и принципы интуитивистской эстетики Бергсона, Кроче, Рида. Изучение теории Теодора Адорно. Проблемы философской интеграции конкретно-научных знаний в эстетическом исследовании.

Имеются различные основания классификации научных иссле- дований:(рис. 4.9).

Рис. 4.9.

Имеются несколько основных типов научных исследований по целевому назначению:

  • - фундаментальные,
  • - прикладные,
  • - разработки.

Основные направления фундаментальных исследований:

  • - разработка и развитие теоретических концепций науки,
  • - развитие научного статуса,
  • - развитие истории и методологии науки,
  • - получение принципиально новых знаний,
  • - дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний.

Резюмируя, укажем на, т.е. призваны разрешать на то, что фундаментальные исследования направлены на решение задач стратегического характера.

Основными признаками фундаментальных исследований являются:

  • теоретическая актуальность. Выявлены закономерности, принципы или факты, имеющие принципиально важное значение,
  • концептуальность и историзм,
  • осуществлён критический анализ научно несостоятельных положений,
  • использованы методики, являющиеся адекватными природе познаваемых объектов объективной действительности,
  • имеется новизна и научная достоверность полученных результатов.

Как правило, результаты фундаментальных исследований не находят прямого выхода в практику. Их задача - обогащение теории и методологии самой науки.

Практические задачи или теоретические вопросы практической направленности решают прикладные исследования:

  • - прикладные исследования связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.;
  • - прикладные исследования, как правило, являются логическим продолжением фундаментальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный характер;
  • - прикладные исследования решают оперативные задачи. Таким образом, они опираются на фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, а также помогают определить наиболее рациональную методику исследования;
  • - прикладные исследования предоставляют ценный материал для фундаментальных исследований;
  • - прикладные исследования имеют практическую ориентацию (направленность) и отчётливое целевое назначение;
  • - получение ожидаемых результатов от прикладных исследований имеет большую вероятность (80-90%).

Прикладные исследования характеризуются следующими признаками:

  • они приближены к актуальным запросам практики,
  • их характеризует сравнительная ограниченность выборки исследования,
  • они оперативны в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки - это использование результатов прикладных исследований:

  • - для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства (деятельности);
  • - для усовершенствования существующей техники и технологии;
  • - для непосредственного обслуживания практики.

Разработки опираются на прикладные исследования и передовой

опыт; результаты и продукты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства. Отличительные черты разработок:

  • ? целеустремленность,
  • ? конкретность,
  • ? определенность
  • ? (сравнительно) небольшой объем.

Различаются следующие источники финансирования научных исследований:

  • - бюджетные. Работы, финансируемые из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов РФ;
  • - хоздоговорные. Работы, финансируемые организациями- заказниками по хозяйственным договорам;
  • - нефинансируемые. Работы, выполняемые по инициативе учёного, индивидуальному плану преподавателя.

Различаются следующие сроки проведения научных исследований:

  • 1) долгосрочные;
  • 2) краткосрочные;
  • 3) экспресс-исследования.

Различаются следующие виды исследований по характеру решаемых задач:

  • - обзорно-аналитические,
  • - обзорно-критические,
  • - теоретические,
  • - методические,
  • - описательно-эмпирические,
  • - объяснительно-эмпирические,
  • - экспериментальные.

Обзорно-аналитическое изучение (ОАИ). Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ. Данное изучение является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования. К данному виду исследования обычно предъявляются следующие основные требования".

  • - соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;
  • - полнота списка изученной литературы;
  • - глубина проработки литературных источников;
  • - систематичность изложения имеющихся данных;
  • - краткость и точность формулировки выводов;
  • - грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется в виде реферата, статьи, параграфа или главы курсовой или магистерской работы.

Обзорно-критическое изучение (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования. К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования".

  • - аргументированность критики;
  • - непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются в виде реферата, статьи, параграфа или отдельной главы курсовой или магистерской работы.

Теоретическое изучение (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу), то проводится теоретическое изучение. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое изучение может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей туристской объективной действительности разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое изучение обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической части дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования :

  • - обоснованность выбора темы исследования (общественная, теоретическая и практическая значимость);
  • - четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);
  • - точность определения используемых понятий;
  • - логичность и смысловая стройность работы;
  • - оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного решения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

Методическое изучение (МИ). Методическое изучение проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую методику. При этом, если создается диагностическая методика, то она должна:

  • 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам;
  • 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности;
  • 3) содержать описание цели и методики ее использования в практике, технологию обработки и интерпретации получаемых с ее помощью данных.

Если создается методика деятельности, то:

  • 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование;
  • 2) дано подробное описание того, как с помощью этой методики осуществляется деятельность;
  • 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа магистерской работы.

Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое изучение, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое изучение может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной объективной действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в практике туристской деятельности.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно- следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования :

  • - адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;
  • - адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;
  • - правильный подбор методов обработки результатов исследования;
  • - краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, параграфа или его отдельной части курсовой или магистерской работы.

Экспериментальное изучение (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное изучение, которое, во- первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования".

  • - непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;
  • - обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;
  • - характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;
  • - четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое изучение не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (исследователь, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной объективной действительности (создает искусственную ситуацию), то такое изучение становится экспериментальным.

Формой существования и развития науки является научное исследование. Деятельность в сфере науки - научное исследование - особая фор­ма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя. В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Научные исследования зачастую представляют собой сочетание двух названных

видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема,

гипотеза и теория.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза - есть требующее проверки и доказывания предположение о причине,

которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере

внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т. е. относимости _к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т. д.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие

теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т. д.);

2) идеализированный объект, т. е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории. Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке,

образует ее понятийный аппарат.

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими.

Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон.

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль.

Учение - совокупность теоретических положений о какой-либо области явленийдействительности.

Идея - это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями).

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические

обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Эмпирические

законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми

явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических

законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы

отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Разграничивают эмпирическое и теоретическое исследование, хотя это разграничение условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер .

По характеру исследования делятся на следующие виды:

    фундаментальное исследование , которое направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний;

    прикладное исследование , которое проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи;

    монодисциплинарные исследования , которые проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае – психологии);

    междисциплинарные исследования , которые проводятся на стыке нескольких наук и требуют участия специалистов из разных областей;

    комплексные исследования , которые проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности;

    однофакторные (аналитические) исследования , которые направлены на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

По цели проведения исследования можно разделить на несколько типов:

    поисковые исследования: представляют собой попытку решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным образом;

    критические исследования: проводятся с целью опровержения существующей теории, модели, гипотезы и т.д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;

    уточняющие исследования: проводятся с целью установления границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности;

    воспроизводящие исследования: осуществляются с целью точного повторения эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов, проверки результатов, полученных предшественниками. Воспроизводящее исследование – основа всей науки. Следовательно, операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

Тема 4. Валидность научного исследования

Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам, то есть безупречному экспериментальному исследованию .

Валидность – фундаментальное понятие экспериментальной психологии. Степень валидности определяет, насколько результаты эксперимента соответствуют поставленной задаче.

Научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типов объектов и субъектов исследования, то есть объективным. Это означает, что научный результат не должен зависеть от того, где он был получен, от времени, в которое он был получен, от личности исследования. Эти требования относятся к идеальному исследованию и его идеальному результату.

В действительности же реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим в ходе исследования.

В связи с этим необходима проверка соответствия реального исследования идеальному исследованию, то есть проверка валидности реального исследования.

Соответствие идеального эксперимента реальному называют внутренней валидностью . Внутренняя валидность характеризует степень достоверности полученного знания, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным.

Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента. Д. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента . Первую группу факторов можно назвать факторами выборки:

    селекция – неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах;

    статистическая регрессия – частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе – корреляция из-за неоднородности группы);

    экспериментальный отсев – неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу;

    естественное развитие – изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).

Вторая группа – побочные переменные, влияние которых приводит к следующим эффектам:

    эффект «истории» – конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздействия;

    эффект тестирования – влияние предварительного тестирования на результат итогового;

    инструментальная погрешность – определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т.е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Д. Кэмпбелла, а не наоборот;

    взаимодействие факторов: отбора; естественного развития, истории (разные истории экспериментальных групп) и др.

Позже Д. Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздействия, когда его на самом деле не происходит и др.

Всякое знание хорошо тем, что может быть применено на практике, а это определяется соответствием реального исследования изучаемой объективной реальности . Это соответствие называют внешней валидностью исследования . Таким образом, внешняя валидность определяет возможность распространения полученных в исследовании результатов на объективную реальность.

Д. Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности :

    эффект тестирования – уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предвари­тельному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезентативными;

    условия проведения исследования . Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки;

    взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия . Их следствия – артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению);

    интерференция экспериментальных воздействий . Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специали­стами других естественных наук.

Отношение реального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую , или прогностическую , валидность , поскольку план «идеального исследования» строится, исходя из теоретической идеализации реальности – гипотез исследования.

В экспериментальной психологии, наряду с указанными выше видами валидности, в основном используются следующие виды: операциональная валидность, конструктная валидность и экологическая валидность .

Операциональная валидность определяет степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе .

Операциональная валидность представляет частный случай внешней валидности. Она определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения эксперимента.

Д. Кэмпбелл вводит понятие конструктной валидности . Конструктная валидность имеет отношение к попыткам обозначения любых аспектов эксперимента. Опасности нарушения конструктной валидности заключаются в неправильном обо-значении причины и эффекта с помощью абстрактных терми-нов и терминов, взятых из обыденного языка или формальной теории .

«Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории. По мнению Д. Кэмпбелла, конструктная валидность характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории. Внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия, а конструктная валидность – правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента» .

Адекватное обращение с терминологией относится к методической части организации эксперимента, поэтому, по-видимому, можно считать конструктную валидность частью операциональной .

Экологическая валидность определяет, насколько условия эксперимента имитируют исследуемую реальность. В полевых экспериментах экологическая валидность достигает максимума естественным образом, соответственно в лабораторных экспериментах соблюсти высокую степень экологической валидности достаточно тяжело, причем не всегда это необходимо .