Общеславянская мифология богата на разнообразные образы и персонажи. Упырь - один из них. Толковый словарь трактует слово как «мертвец, выходящий из могилы и пьющий кровь живых людей». Наиболее веровал в этих существ народ, проживающий на территориях Украины и России. Считалось, что упырь - это дух мертвеца, который не может покоиться с миром и потому вредит людям. В западноевропейской мифологии существует подобный образ - вампир, а в восточнославянской - вурдалак, но ученые, изучавшие происхождение и значение этих персонажей в XXI в., отмечают их отчетливое различие.
Происхождение образа упыря
До крещения Руси люди верили во множество необъяснимых факторов, с которыми в христианском мире было трудно расстаться. Сегодня все языческие персонажи и образы нам кажутся необыкновенными и непонятными. Определение, кто такой упырь, своими корнями уходит в языческие традиции. Нынешняя терминология обозначает его как ожившего мертвеца. Он ночью выходит из могилы, подыскивает себе жертву и, найдя, высасывает у нее кровь.
В славянской культуре монстры не только питались кровью, но и поедали плоть своей жертвы. И существовало поверье, что, если упырь не съел тело, то убитый сам обернется в его подобие.
Легенды повествовали, что это духи, которые приносят неурожаи, бедствия, стихии и смерти. Люди верили, что стоит упырю прикоснуться к человеку, как в скором времени его ждет смерть от непонятной болезни.
После крещения Руси славяне представляли упыря как покойника, которого не отпели в церкви или по каким-то причинам не предали земле. Он не был принят в царство небесное и потому ночью выходит из могилы и наносит вред людям и скоту. Этим объяснялось то, что стать упырем могут:
- самоубийцы;
- утопленники;
- ведьмы;
- колдуны;
- грешники;
- еретики;
- спившиеся пьяницы.
Если упырем становилась женщина-ведьма, она обязательно выходила ночью из своей могилы, чтобы проучить невестку. Она таскала ее за волосы по улицам деревни или города и зловеще смеялась. Могла перебирать в доме посуду, белье, доить коров и пить кровь у скота.
Особенности создания
В сознании людей упырь выглядел очень жутко и устрашающе. Эти монстры не были похожи на современных вампиров или вурдалаков. По легендам славянских народов, упыри могли обернуться любым животным или стать невидимым для людей, чтобы подкрасться незаметно и поймать свою жертву.
В схватке они опять становились видимыми, с горящими налитыми кровью глазами, железными пальцами и зубами. Их тела были истерзаны, в крови, ранах. Ходят даже повествования, что люди выкапывали из могил мертвецов, которых подозревали в том, что они упыри. После выкапывания нечисть определяли по таким признакам:
- тело не подлежало разложению;
- одежда истерзана и в крови;
- тело в ранах и ссадинах.
Люди настолько верили в их существование, что боялись ходить рядом с могилами, в которых, как они считали, может находиться дух мертвеца-упыря. Ходили слухи, что, если пройти мимо такого места и побеспокоить мертвеца, то ночью он придет к этому человеку обязательно. Считалось, что, если все-таки приходилось проходить мимо, то на могилу необходимо бросить палку или горсть земли.
Свидетельства о существовании
Первое упоминание об упырях было выявлено в летописях, датированных XI в. в княжестве Полоцком. Записи гласили, что ночью людей будил топот человека и, если кто-то выходил на улицу, он подвергался в скорости мучительной гибели - умирал от незнакомой болезни. Вместе с этим событием по всей Руси Киевской возникли бедствия.
- Одновременные бури и засухи.
- Эпидемии неизвестных болезней.
- Частое и массовое нападение половецких племен.
Летописец не связывал это с упырями, но легенды и мифы того времени, указывают на эту причину бед. Позднее появляются повествования и небылицы о солдате, который с помощью смекалки и ловкости убегал от упыря. Люди утверждают, что «дыма без огня не бывает».
Отличия от вурдалака
Упырь - образ, пришедший из языческой мифологии славян. Этимология слова «вурдалак» связана с волком-оборотнем. Впервые оно появилось в русской литературе благодаря А. С. Пушкину. Изучавшие значение термина, приходят к мыслям, что Пушкин просто по-другому употребил понятие «волкодав». В сербском языке есть слово «вардалама», что означает «вертушка». Возможно, Пушкин употребил его в значении «воротившегося в гроб».
По описаниям, вурдалак, как и упырь, выходит ночью и пьет кровь, но его отличие - это острые клыки и умение оборачиваться в волка. Слово «вурдалак» так и переводится - «волчья шкура». Животное пило кровь своих жертв, но только у спавших людей.
Некоторые источники описывают вурдалака, как упыря, съевшего много тел, и благодаря этому получившего возможность оборачиваться в волка. У него появилось больше сил, жажды к уничтожению. Во рту выросли клыки, а на спине шипы. Синоним вурдалака - оборотень, а «упырь» переводится как «прах». Эти два персонажа обозначают один образ, но возникли в разное время и по описаниям отличаются.
Отличия от вампира
Слово «вампир» впервые появилось в XVIII в. во французском языке под влиянием славянского «упырь». В переводе на русский - «кровопийца» или «ночной призрак». Уже потом из Франции перекочевало в русский язык с таким значением, с которым используют его сейчас.
Вампир - это не мифологический персонаж, а скорее литературный или кинематографический. Вампиры описываются, как особи, питающиеся человеческой кровью. Они боятся дневного света, у них острые клыки и бледная кожа.
Спят вампиры в гробах и гуляют только ночью, одев черные одеяния. Многим известным особам в Европе приписывали облик кровососа. Вампир представлял собой не страшного мертвеца, как упырь, а наоборот опрятного интеллигента, одетого всегда по вкусу и моде.
Внешностью вампир не отличался от обычного человека, но во время превращения его кожа бледнеет, зрачки расширяются и наливаются кровью, лицо вытягивается, глаза становятся мертвыми. В отличие от упыря, вампир не пожирает плоть, а питается только кровью.
Заключение
Все персонажи древности, которые сходятся в одном образе - мертвец, встающий из могил, и пьющий кровь - имели место в разных эпохах. Старославянская мифология стала первой, где упоминались подобные существа. Упырь - собирательный образ, от которого в дальнейшем появились персонажи, такие как вурдалак, вампир и т.д. По действиям они схожи, но разнятся по внешнему облику.
Последнее время русские люди стали часто жаловаться на упырей. Но не всегда те, кого мы называем этим словом, относятся к этому редкому типу. Какие же на самом деле упыри?
Кто такой упырь?
Упырями в славянской мифологии называли мертвецов, которые в силу определенных обстоятельств восстали из могилы. Внешне упыри отличаются от человека только острыми зубами, красными глазами и ярким румянцем на лице. Считается, что после смерти в упырей превращаются колдуны, однако упырем может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья или укушенный упырем. В книге «Мифы русского народа» говорится, что значение слова упырь неясно. Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».
Чем упырь отличается от вампира?
Напав на человека, упырь сначала выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Вампир же ограничивается только кровью. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.
Где обитают упыри?
В славянских поверьях говорится, что днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах: чаще всего это склепы и могилы. Считается, что упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку. По ночам существо вылезает из своего убежища и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых. Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае - нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.
«Семейная жизнь» упырей
Нередко ходячие мертвецы вылезают из могилы и наведываются к своим бывшим женам. Самые опасные покойники - те, кто умер молодым в результате несчастного случая или насильственной смертью, так называемые заложные покойники. В восточно-славянских преданиях сказано, что по таким умершим нельзя плакать (особенно жене), потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться. От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер. В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка.
Какими способностями обладает?
Согласно преданиям, упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены. Бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади. Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином. Считалось, что упыри вызывают неурожаи и засухи, а также являяются причиной чумы, холеры и других страшных болезней.
Какие враги у упырей?
Врагами упырей являются многие животные, как дикие, так и домашние. Часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. В ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы, впадают и домашние животные.
Борьба с мужьями-упырями
Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку - матери, свекрови, священнику, соседке. Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе - удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни. Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу - брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» - спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».
Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.
Борьба с упырями
В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»
Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.
Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину - считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села. Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища - покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.
Как убить упыря?
Согласно славянской мифологии, упыря очень сложно ликвидировать. Справится с ним в открытом противостоянии практически невозможно. Благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек. Наши далекие предки считали, что наиболее эффективное средство — вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же раскопать могилу, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз. Правда, желательно все-таки быть на сто процентов уверенным, что имеешь дело с упырем.
В славянской мифологии существует множество упоминаний о кровопийцах. Упырь - это оживший мертвец, жаждущий человеческого мяса и крови, но это создание имеет ряд отличий от вампира и вурдалака.
Упырь – оживший мертвец в славянской мифологии
Общая характеристика
Первые упоминания об упырях были зафиксированы в языческий период. Слово имеет славянский корень «пырь», что означает «парить», «перо». В мифологии они являлись враждебными людям духами мертвецов. От чудовищ защищали берегини и Боги, которым поклонялся народ.
Со временем образ упыря изменился, это создание стало осязаемым существом. На сегодняшний день образ чудовища имеет четкое описание. К его особенностям относят:
- Жизнь после смерти. Чудовища являются ожившими мертвецами.
- Зависимость от человеческой плоти и крови. Создания питаются людским мясом или обескровливают своих жертв. Это позволяет существам продолжать свою жизнедеятельность.
- Уязвимость перед солнечным светом. Согласно легендам, упыри - ночные чудовища, солнце способно испепелить их кожу.
Внешность
Облик упырей описывается как «безобразный», «нечистый». Эти создания худощавы, безволосые, с выступающими суставами. Кожа чудовищ - бледно-голубая или зеленоватая. Пальцы на руках длинные, оснащены когтями с трупным ядом. Глазные резцы созданий удлинены по отношению к остальным зубам.
Тела этих существ начинают разлагаться с момента обращения, и первыми страдают внутренние органы. Несмотря на цельный облик, от упырей исходит стойкий запах гниения. Со временем нечисть иссыхает, исчезают губы и веки.
Способности
Мистическое происхождение также наделяет упырей некоторыми особенными умениями. К ним относят:
- Неуязвимость перед обычным оружием или болезнью.
- Умение превращаться в ветер, терновник или гнилой сук.
- Способность прятать дорогу, дурманить ум путников.
- Огромная сила и высокая скорость передвижения.
Способы обращения
Упырь - мертвец, который после смерти восстал для вреда людям. Поднятие мертвого может быть спровоцировано разными причинами.
Особенности рождения
В южных славянских землях бытовало поверье, что отклонения во время процесса рождения могли в будущем сделать человека чудовищем. Среди подобных особенностей выделяют:
- Рождение в рубашке или во время поста.
- Зачатие в дни разгула нечисти.
- Врожденные дефекты.
Образ жизни
По поверьям, люди, при жизни причинявшие зло окружающим, после смерти могут стать К обращению приводили такие виды деятельности:
- Поклонение чужим Богам, проповедование чужой веры.
- Убийства, воровство и насилие.
- Черное колдовство.
- Знахарство, направленное на умерщвление детей и смертельно больных.
Аномалии при смерти
Странные обстоятельства смерти всегда сопровождались суевериями. Человек мог стать упырем по таким причинам:
- Суицид.
- Смерть от клыков диких зверей.
- Летальный исход от чумы.
Неправильное погребение
Ритуал захоронения играл большую роль в культуре древних славян. Несоблюдение правил погребения могло обратить человека в нечисть:
- Отсутствие молебна.
- Передача острых предметов через тело покойника.
- Кошка или собака, перепрыгнувшие через умершего.
- Упавший гроб.
- Дождь, капающий на мертвое тело.
Отличия упыря от вампира
Слово «вампир» в переводе с румынского означает «ночной призрак». Образ этих созданий является производным от классического славянского упыря. Их отличия заключаются в образе жизни и внешнем виде.
Сравнительный критерий | Вампир | |
Внешний вид | Славянские чудовища обладали нелицеприятным внешним видом, их полусгнившее безволосое тело наводило ужас на людей. | Большинство вампиров выглядели как обычные люди. Их мифическую сущность можно было выявить только с помощью зеркал и святой воды. |
Способ обращения | Упырем мог стать человек, ведущий неправильный образ жизни. Обращению могли поспособствовать аномалии при рождении или смерти. | Вампир мог обратить любого человека в себе подобного с помощью укуса. |
Рацион | Славянская нечисть не только выпивала кровь своих жертв, но и употребляла мясо. | Румынские вампиры питались только кровью, их тела не способны переваривать любую другую пищу. |
Место обитания | Старые кладбища, поля битвы, озера с большим количеством утопленников. | Замки вблизи человеческих поселений. |
Самоконтроль | Славянские чудовища подчинялись первичным животным инстинктам. | Румынские вампиры сохраняли разумность и были способны жить среди людей. |
Отличия упыря от вурдалака
Согласно славянскому словарю, слово (вовколак) переводится как «человек-волк». Эти создания являлись оборотнями, однако со временем так стали называть всех русских кровопийц и чудовищ. В своем исконном значении это существо сильно отличается от упыря.
Сравнительный критерий | ||
Внешний вид | Кровопийцы из славянской мифологии обладали одним обликом. Внешне упырь выглядел как оживший мертвец. | Вурдалаки имели возможность изменять обличие. В большинство дней эти создания выглядели как люди, однако в определенные периоды они приобретали звериный облик. |
Способ обращения | Упырями могли стать нечестивые люди, или те, чье рождение и смерть сопровождались аномалиями. | Человек становился вурдалаком вследствие проклятия или укуса. |
Рацион | Славянские чудовища пили кровь, иногда поедая мясо жертв. | питались мясом людей и животных и крайне редко пили их кровь. |
Место обитания | Погосты и берега озер. | Леса, болота и пещеры в горах. |
Самоконтроль | Упыри не обладали разумом, подчиняясь животным инстинктам. | Вурдалаки могли контролировать свои поступки в человеческом обличии, однако в облике зверя эти создания не отвечали за свои действия. |
Вурдалаком можно стать после укуса монстра
Методы борьбы
Чтобы защитить себя от упырей, славяне использовали специальные обряды погребения. Чтобы человек не поднялся после смерти, его тело расчленяли и сжигали. Распространенными методами являлись вбивание осиного кола в сердце покойника и отрезание головы. Голову умершего клали между ног - считалось, что восставший мертвец не сможет ее найти.
В северных регионах Руси в гроб устанавливали серп на уровне шеи мертвеца. Восставшая нечисть, по поверьям, в первую очередь садилась, и подобный острый предмет обезглавливал чудовище.
В гроб подозрительного покойника насыпали зерна и мелкие монеты. По легенде, упыри любили считать мелкие предметы, и это отвлекало нечисть до утра.
Против восставшего мертвеца использовали другие методы. Чтобы защитить свой дом, славяне принимали такие меры:
- На окна вешали обереги из чеснока.
- Окропление порога и окон святой водой (в христианский период) и солью.
- Каленое железо, разложенное вдоль порога.
Природными врагами упырей являются домашние животные. Хорошо защищают жилище собаки и кошки. Кровопийцы не выносят петушиные крики и колокольный звон.
Чеснок, повешенный над окном, отгоняет упырей
Заключение
Славянская нечисть является прародителем многих современных чудовищ. Чтобы отличить древних кровопийц от вурдалака, и вампира, следует знать о том, кто такой упырь, его внешний облик и особенности поведения.
Упы́рь в славянской мифологии - живой или мертвый колдун, убивающий людей и сосущий из них кровь (иногда поедающий людскую плоть). Также этим словом могут называть злого и враждебного человека. Также упырями называли «нечистых» покойников. Хоронили их подальше от селений. Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху.
Упыря представляли довольно крепким физически, румяным и жадным. Упырей делили на урожденных (от матери-ведьмы) и сделанных (наученных). По некоторым поверьям, живой упырь должен был таскать на спине мертвого упыря, ибо мертвый не мог ходить.
Упыри - блуждающие мертвецы, которые при жизни были оборотнями, колдунами или же были отлучены от церкви и преданы анафеме (еретики , богоотступники, некоторые преступники, например маньяки и т. д.). Ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы - обязательно до крика третьих петухов. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 30-тых годах 19 века на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костер живых людей, заподозрив в них упырей.
Упырь приблизительно соответствует вампиру в западноевропейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако ещё в XIX веке в народном сознании персонажи эти чётко дифференцировались.
Противоположность упырей в архаичной традиции - оберегающие человека берегини , олицетворение всего доброго.
Источники
Художественные произведения по теме
Литература
- А. К. Толстой . Упырь.
- А. Н. Афанасьев . Упырь.
- Дмитрий Емец . Мефодий Буслаев
- Лавкрафт, Говард Филлипс . Модель для Пикмана , Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата .
- В. Даль . Упырь.
Фильмы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Упырь" в других словарях:
- (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др. рус. Упирь, болг. въпиръ, вампир, чеш. и словац. upir, польск. upior; этимология неясна), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных; образ У. заимствован народами Западной Европы у славян … Энциклопедия мифологии
Вампир, нетопырь, вурдалак Словарь русских синонимов. упырь см. вампир Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
УПЫРЬ, упыря, муж. (тат. злой дух; обжора). 1. То же, что вампир в 3 знач. и листонос (зоол.). 2. То же, что вампир в 1 знач. (прост.). «Съест упырь меня совсем.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
- «УПЫРЬ», Россия, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО/ЖЕСТКОЕ ВРЕМЯ, 1997, цв., 75 мин. Мистический триллер. Время и место действия наши дни, провинциальный городок. Здесь всем верховодит криминальный беспредел. Отважный герой вступает в открытую борьбу со… … Энциклопедия кино
То же, что вампир … Большой Энциклопедический словарь
УПЫРЬ, я, муж. То же, что вампир (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Муж., южн. и упирь ·стар. перекидыш, перевертыш, оборотень, бродящий по ночам ведмаком, волком или пугачеми пр. и засасывающий людей и скотину; кровосос (вампир?); злые знахари, по смерти, бродят упырями, и чтобы угомонить их, раскапывают могилу… … Толковый словарь Даля
Я; м. Нар. разг. 1. В народных поверьях: оборотень, мертвец, выходящий ночью из могилы и сосущий кровь людей; вампир, вурдалак. Сказочный у. Приснился у. Страшный, как у. 2. Бранно. О ком л., вызвавшем неудовольствие, раздражение, гнев. У.… … Энциклопедический словарь
УПЫРЬ, -я, м. То же, что вампир (во 2 знач.).
Смотреть значение УПЫРЬ в других словарях
Упырь
— м. южн. и упирь стар. перекидыш, перевертыш, оборотень, бродящий по ночам ведмаком, волком или пугачеми пр. и засасывающий людей и скотину; кровосос (вампир?); злые знахари,........
Толковый словарь Даля
Упырь
— упыря, м. (тат. - злой дух; обжора). 1. То же, что вампир в 3 знач. и листонос (зоол.). 2. То же, что вампир в 1 знач. (простореч.). Съест упырь меня совсем. Пушкин.
Толковый словарь Ушакова
Упырь
— -я́; м. Нар.-разг.
1. В народных поверьях: оборотень, мертвец, выходящий ночью из могилы и сосущий кровь людей; вампир, вурдалак. Сказочный у. Приснился у. Страшный, как........
Толковый словарь Кузнецова
Упырь
— Это название вампира было заимствована из тюркских языков. В татарском находим убер – "злой дух".
Этимологический словарь Крылова
Упырь
— то же, что вампир.
Большой энциклопедический словарь
Упырь
— - см. Вампир.
Исторический словарь
Упырь
— (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь, болг. въпиръ, вампир, чеш. и словац. upir, польск. upior; этимология неясна), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и........
Энциклопедия мифологии