Среднего объёма повесть - 100 страниц в сборнике серии "Классики и современники". Тынянов написал её в 1931 году. Язык рассказчика то ли действительно стилизован под изображаемое время, то ли просто "дистанцирован" от времени создания. Показаны последние дни жизни Петра Первого, а также и то, что происходило уже после его смерти, в ближайшие месяцы. Растрелли (Растреллий, как его называет автор) создаёт восковую фигуру первого русского императора (отсюда - название повести). Ближайшее окружение же царя строит свои планы, продолжает плести интриги.
Показан впрочем и народ. "Монстры", живущие в "куншткаморе", в их числе умный шестипалый "урод" Яков, кроме того его брат солдат Михалко. Ну и ещё ряд различных представителей других сословий. Наиболее сильное из возникающих при чтении чувств - ощущение общей уродливости и жестокости жизни. Конечно же, только усиливаемоего особым топорным языком повествования. Всё-таки появилось подозрение, что автором произведена некая подмена. Очень он преуспел в демонстрации технического несовершенства тогдашнего мира, его убогости, отсталости по отношению к миру сегодняшнему (миру 1931 года и тем более миру 2014 года). Чего-то подобного, кстати, добивался Голдинг в своих исторических повестях и романах - впечатления чуждости, непохожести, даже непостижимости древней жизни для нас, жителей современности (из чего уже следовало впечатление полной и безошибочно точной реконструкции эпохи, во всяком случае иллюзии такой безошибности). Но уместен ли именно такой подход к истории - в художественном произведении?
Заодно прочитал и ещё два произведения малой прозы Тынянова - рассказы "Подпоручик Киже" и "Малолетний Витушишников". В первом изложена одна историйка из эпохи Павла, во втором - показан эпизод из времён правления Николая Первого. Такой стилизации, как в "Восковой персоне", не применено, но действующие лица и вся окружающая их действительность показаны опять уродливыми, несовершенными, абсурдными.
Вот в этом я увидел своего рода заказ . Теперь-то мы знаем, что эпоха, в которую всё это писалось, была ещё более жестока, чем время, которое изображал автор. Да и разных глупостей тогда совершалось, наверно, не меньше. Нет, всё-таки это не просто высокомерие, а прямая глупость - считать времена предшествующими более бездарными и тупыми. Куда больше доверия вызывает подход Алданова. Тот умел находить рациональное и даже толковое в любой эпохе. Конечно, соотношение хорошего и дурного с течением времени неизбежно меняется. Но абсолютно дурацких и абсурдных времён, похоже, однако не бывает....
На цоколе надгробного памятника Петра I видна (если склониться) надпись: "Создателю города Санкт-Петербурга от итальянского скульптора Карло Растрелли и русского художника Михаила Шемякина. Отлито в Нью-Йорке в 1991 году". Бронзовая персона обращена к прямо перед ней возвышающемуся собору Петра и Павла, где покоится прах императора. Восковая персона Растрелли когда-то обитала в Кунсткамере, затем перешла в Эрмитаж. Персона на то и персона, чтобы не сидеть на одном месте (лат. persona - "маска, личина", "театральная роль, характер", "житейская роль, положение", "личность, лицо"). При жизни и после смерти Петр перемещает и перемещается - при жизни переносит столицу (так же легко, как бродячие артисты переезжают из одного места в другое), не копирует старую, но строит новую на пустом месте, становится режиссером совершенно нового действа, в котором новое все - и сценарий, и декорации, и артисты; после его смерти (как, впрочем, и сейчас) в Петербурге слышно как скачет Медный всадник.
Надгробие Петра I работы Шемякина при внешней его статичности оказывается в заданном самим императором ритме переходов и метаморфоз. Восковая и бронзовая Персоны похожи так, как похожи Жизнь и Смерть. Персона Растрелли, наверное, тепла, как бы жива, но мы знаем, что это лик смерти, притворяющейся жизнью (сама возможность ее сопоставления с живым существом усиливает ощущение мертвенности 1). Персона Шемякина с ее голым черепом и холодом металла есть persona смерти. Однако не случайно обе Персоны так похожи; "вторичность" художника по отношению к работе своего предшественника-скульптора провокационна, придает новый смысл древнему противопоставлению живого и мертвого, мифологическим представлениям об оживании мертвого подобия и превращении живого существа в неподвижный образ.
В начале повести Юри Тынянова "Восковая персона" Растрелли объясняет Меньшикову, почему необходимо изготовить восковую копию Петра. При этом он ссылается на портрет покойного короля Луи Четырнадцатого, сделанный Антоном Бенуа: "Одет он в кружева, и есть способ, чтобы он вскакивал и показывал рукой благоволение посетителям...". Восковое изображение Людовика является бюстом короля, а потому не может, конечно, "вскакивать". Персона Растрелли должна была участвовать в похоронном ритуале императора, поэтому "неточность" скульптора своего рода déjà vu, когда рассказ о портрете Луи становится и рассказом о своем замысле, в который, возможно, вплетается "воспоминание" о греческих ритуалах, во время которых богов и героев представляли как живые актеры, так и статуи-автоматы, передвигавшиеся на колесницах и в паланкинах (при этом установление полнейшей эквивалентност
Юрий Тынянов
Восковая персона
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Акт о Калеандре
А как было пито в четверг! Но теперь архиятр Блументрост подавал мало надежды. Якова Тургенева гузном тогда сажали в лохань, а в лохани были яйца.
Но веселья тогда не было и было трудно. Тургенев был старый мужик, клекотал курицей и потом плакал – это трудно ему пришлось.
От сестры был гоним: она была хитра и зла. Монахине несносен: она была глупа. Сын ненавидел: был упрям. Любимец, миньон, Данилович – вор. И открылась цедула от Вилима Ивановича к хозяйке, с составом питья, такого питьеца, не про кого другого, про самого хозяина.
Екатерина наклонилась над ним тем, чем брала его за душу, за мясо, -
И он подчинился.
Которые целовал еще два месяца назад господин камергер Монс, Вилим Иванович. Он затих.
В соседней комнате итальянский лекарь Лацаритти, черный и маленький, весь щуплый, грел красные ручки, а тот аглицкий, Горн, точил длинный и острый ножик – резать его.
Он уж так давно приучился посиживать и сидя дремать: ждал гибели за монастырское пограбление, почепское межевание и великие дачи, которые ему давали: кто по сту тысячей, а кто по пятьдесят ефимков; от городов и от мужиков; от иностранцев разных состояний и от королевского двора; а потом – при подрядах на чужое имя, обшивке войска, изготовлении негодных портищ – и прямо из казны. У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки. Он любил, чтоб все огнем горело в руках, чтоб всего было много и все было самое наилучшее, чтобы все было стройно и бережно.
– Васильевский остров был мне подаренный, а потом в одночасье отобран.
В последнем жалованье по войскам обнесен. И только одно для меня великое утешение будет, если город Батурин подарят.
Светлейший князь Данилыч обыкновенно призывал своего министра Волкова и спрашивал у него отчета, сколько маетностей числится у него по сей час.
Потом запирался, вспоминал последнюю цифру, пятьдесят две тысячи подданных душ, или вспоминал об убойном и сальном промысле, что был у него в архангельском Городе, – и чувствовал некоторую потаенную сладость у самых губ, сладость от маетностей, что много всего имеет, больше всех, и что все у него растет. Водил войска, строил быстро и рачительно, был прилежный и охотный господин, но миновались походы и кончались канальные строения, а рука была все сухая, горячая, ей работа была нужна, или нужна была баба, или дача?
Он уже не мог обнять глазом всех своих маетностей, сколько ему принадлежало городов, селений и душ, – и сам себе иногда удивлялся:
– Чем боле володею, тем боле рука горит.
– Ох, дура, дура!
– Губастая!
– Что мне за радость от маетностей, когда я их не могу всех зараз видеть или даже взять в понятие? Видал я десять тысяч человек в строях или таборах, и то – тьма, а у меня на сей час по ведомости господина министра Волкова их пятьдесят две тысячи душ, кроме еще нищих и старых гулящих. Это нельзя понять. А дача, она у меня в руке, в пяти пальцах зажата, как живая.
«Отдам половину, отшучусь».
– Но уж Батурин – мне.
А потом пошло все хуже и хуже; и легко было понять, что может быть выем обеих ноздрей – каторга.
Но кто родился под планетой Венерой – Брюс говорил про того: исполнение желаний и избавление из тесных мест. Вот сам и заболел.
– Граф Растреллий, по особому делу.
– Что ж его черти принесли? – удивился герцог. – И графство его негодное.
Их допустили.
По лестнице граф Растреллий всходил бодро и щупал рукой перилы, как будто то был набалдашник его собственной трости. У него были руки круглые, красные, малого размера. Ни на что кругом он не смотрел, потому что дом строил немец Шедель, а что немец мог построить, то было неинтересно Растреллию. А в кабинетной – стоял гордо и скромно. Рост его был мал, живот велик, щеки толстые, ноги малые, как женские, и руки круглые. Он опирался на трость и сильно сопел носом, потому что запыхался. Нос его был бугровый, бугристый, цвета бурдо, как губка или голландский туф, которым обделан фонтан. Нос был как у тритона, потому что от водки и от большого искусства граф Растреллий сильно дышал. Он любил круглоту и если изображал Нептуна, то именно брадатого, и чтоб вокруг плескались морские девки. Так накруглил он по Неве до ста бронзовых штук, и все забавные, на Езоповы басни: против самого Меньшикова дома стоял, например, бронзовый портрет лягушки, которая дулась так, что под конец лопнула. Эта лягушка была как живая, глаза у ней вылезли. Такого человека, если б кто переманил, то мало бы дать миллион: у него в одном пальце было больше радости и художества, чем у всех немцев. Он в один свой проезд от Парижа до Петерсбурка издержал десять тысяч французской монетой. Этого Меньшиков до сих пор не мог позабыть. И даже уважал за это. Сколько искусств он один мог производить? Меньшиков с удивлением смотрел на его толстые икры. Уж больно толстые икры, видно, что крепкий человек. Но, конечно, Данилыч, как герцог, сидел в креслах и слушал, а Растреллий стоял и говорил.
В повести «Восковая персона» Юрий Николаевич Тынянов обращается к Петровской эпохе, продолжая художественно исследовать природу и противоречия русского самодержавия. Но и тут «посредником» между Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. Для великого поэта воплощением Петра, его дел и устремленности в будущее стал памятник Фальконе. Однако Пушкин строит свою поэму «Медный всадник» на антитезе, которой в памятнике нет. В «Медном всаднике» важнейшее значение имеет противопоставление Петра, «мощного властителя судьбы», Евгению, предстающему тут «игралищем судьбы» и ее жертвой. Хвала Петру, одическое изображение того, что он сотворил, неотделимо в поэме от печального рассказа про «бедного» Евгения, вступившего в своеобразный конфликт с кумиром на бронзовом коне.
Введя в поэму Евгения, Пушкин поставил острейшую проблему противоречивости исторического прогресса. Поэт дал свое решение и вместе с тем, как и в других случаях, «открыл» сложную тему для художников будущих поколений. Тынянов обращается к тому моменту жизни Петра, когда царь перестает быть «властелином судьбы» и сам становится ее жертвой. Этой иронии «избегли немногие исторические деятели» . В тыняновском повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком случае, символом смены эпох, исторических сдвигов. Писатель берет именно тот момент, когда разгул цинизма, низменных страстей, растления в среде господствующих классов уже никак и ничем оправдать невозможно. «Иронию» происходящих событий ощущает в «Восковой персоне» сам умирающий Петр.
Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и горько переживает свое бессилие что-либо изменить. Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался перед лицом обстоятельств и фактов, с которыми ему не совладать. Симпатии писателя к Петру, предстающему фигурой трагической, несомненны, но столь же несомненно стремление избежать какой бы то ни было идеализации образа царя и всей ситуации, складывающейся к моменту его смерти. Петр чувствует, что умирает среди трудов незаконченных, но могли ли они быть вообще продолжены так, как хотелось бы царю? Ему снится ноша - та, что он тащил на себе всю жизнь. Во сне он перетаскивает ее с места на место в абсолютной пустоте. Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Меншиков - «любимец миньон» -вор. И не один лишь Данилыч вор. Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал», и «шьет» дело, одно за другим,- на Меншикова, на знатнейших людей в государстве и на «ее самодержавие» в их числе. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. И в результате «дело идет», дело «стоит». «Дела», которые шьет следователь, лишь выражение того, что застопорилось главное «дело», ради которого жил царь.
В этом, а не в болезни главная причина его смерти. На сообщения своего тайного следователя Петр реагирует непонятно: не то, мол, нужно дальше расследовать, не то, мол, брось, теперь все равно. Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает. Писатель стремился создать картину эпохи, ее образ, раскрыть главные особенности, при этом хотел обойтись малым объемом. Отсюда необычайная емкость повествования, нелегкая для восприятия. Петр умирает, окруженный «наследниками» - Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Для Меншикова и других «птенцов гнезда Петрова» мир трудов превратился в мир интриг, склок, борьбы честолюбий и жажды власти. Бывшие соратники Петра вместе с творческой энергией утратили жизнелюбие, они внутренне омертвели. В противовес им автор воспевает гений Растрелли, в первую очередь как автора воскового подобия Петра. Петр и Растрелли любят работу и творчество. В художественное единство «Восковой персоны» входит и линия народных «низов». Петр мог вершить свои великие, а его наследники - свои недостойные дела.
Растрелли имел возможность творить благодаря тому, что с народа драли семь шкур. Автор «Восковой персоны» опровергает мысль, будто толща народная живет вне истории. Все это приближает изображаемую эпоху к современной автору. Невольно сравниваешь время, видишь аналогии - не к этому ли стремился Тынянов, живший в одну из суровейших эпох, заставляя читателей задуматься об уроках истории.
Тынянов Юрий
Восковая персона
Юрий Тынянов
Восковая персона
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Доктор вернейший, потщись мя лечити,
Болезненну рану от мя отлучити.
Акт о Калеандре.
Еще в четверг было пито. И как пито было! А теперь он кричал день и ночь и осип, теперь он умирал.
А как было пито в четверг! Но теперь архиятр Блументрост подавал мало надежды. Якова Тургенева гузном тогда сажали в лохань, а в лохани были яйца. Но веселья тогда не было и было трудно. Тургенев был старый мужик, клекотал курицей и потом плакал - это трудно ему пришлось.
Каналы не были доделаны, бечевник невский разорен, неисполнение приказа. И неужели так, посреди трудов недоконченных, приходилось теперь взаправду умирать?
От сестры был гоним: она была хитра и зла. Монахине несносен: она была глупа. Сын ненавидел: был упрям. Любимец, миньон, Данилович - вор. И открылась цедула от Вилима Ивановича к хозяйке, с составом питья, такого питьеца, не про кого другого, про самого хозяина.
Он забился всем телом на кровати до самого парусинного потолка, кровать заходила, как корабль. Это были судороги от болезни, но он еще бился и сам, нарочно.
Екатерина наклонилась над ним тем, чем брала его за душу, за мясо, грудями.
И он подчинился.
Которые целовал еще два месяца назад господин камергер Монс, Вилим Иванович.
Он затих.
В соседней комнате итальянский лекарь Лацаритти, черный и маленький, весь щуплый, грел красные ручки, а тот аглицкий, Горн, точил длинный и острый ножик - резать его.
Монсову голову настояли в спирту, и она в склянке теперь стояла в куншткаморе, для науки.
На кого оставлять ту великую науку, все то устройство, государство и, наконец, немалое искусство художества?
О Катя, Катя, матка! Грубейшая!
Данилыч, герцог Ижорский, теперь вовсе не раздевался. Он сидел в своей спальной комнате и подремывал: не идут ли?
Он уж так давно приучился посиживать и сидя дремать: ждал гибели за монастырское пограбление, почепское межевание и великие дачи, которые ему давали: кто по сту тысячей, а кто по пятьдесят ефимков; от городов и от мужиков; от иностранцев разных состояний и от королевского двора; а потом при подрядах на чужое имя, обшивке войска, изготовлении негодных портищ - и прямо из казны. У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки. Он любил, чтоб все огнем горело в руках, чтоб всего было много и все было самое наилучшее, чтобы все было стройно и бережно.
По вечерам он считал свои убытки:
Васильевский остров был мне подаренный, а потом в одночасье отобран. В последнем жалованье по войскам обнесен. И только одно для меня великое утешение будет, если город Батурин подарят.
Светлейший князь Данилыч обыкновенно призывал своего министра Волкова и спрашивал у него отчета, сколько маетностей числится у него по сей час. Потом запирался, вспоминал последнюю цифру, пятьдесят две тысячи подданных душ, или вспоминал об убойном и сальном промысле, что был у него в архангельском Городе, - и чувствовал некоторую потаенную сладость у самых губ, сладость от маетностей, что много всего имеет, больше всех, и что все у него растет. Водил войска, строил быстро и рачительно, был прилежный и охотный господин, но миновались походы и кончались канальные строения, а рука была все сухая, горячая, ей работа была нужна, или нужна была баба, или дача?
Данилыч, князь Римский, полюбил дачу.
Он уже не мог обнять глазом всех своих маетностей, сколько ему принадлежало городов, селений и душ, - и сам себе иногда удивлялся:
Чем боле володею, тем боле рука горит.
Он иногда просыпался по ночам, в своей глубокой алькове, смотрел на Михайловну, герцогиню ижорскую, и вздыхал:
Ох, дура, дура!
Потом, оборотясь пламенным глазом к окну, к тем азиятским цветным стеклышкам, или уставясь в кожаные расписные потолки, исчислял, сколько будет у него от казны интересу; чтоб показать в счетах менее, а на самом деле получить более хлеба. И выходило не то тысяч на пятьсот ефимков, не то на все шестьсот пятьдесят. И он чувствовал уязвление. Потом опять долго смотрел на Михайловну:
Губастая!
И тут вертко и быстро вдевал ступни в татарские туфли и шел на другую половину, к свояченице Варваре. Та его понимала лучше, с той он разговаривал и так и сяк, аж до самого утра. И это его услаждало. Старые дурни говорили: нельзя, грех. А комната рядом, и можно. От этого он чувствовал государственную смелость.
Но полюбил притом мелкую дачу и так иногда говорил свояченице Варваре или той же Михайловне, Почепской графине:
Что мне за радость от маетностей, когда я их не могу всех зараз видеть или даже взять в понятие? Видал я десять тысяч человек в строях или таборах, и то - тьма, а у меня на сей час по ведомости господина министра Волкова их пятьдесят две тысячи душ, кроме еще нищих и старых гулящих. Это нельзя понять. А дача, она у меня в руке, в пяти пальцах зажата, как живая.
И теперь, по прошествии многих мелких и крупных дач и грабительств и ссылке всех неистовых врагов: барона Шафирки, еврея, и многих других, он сидел и ждал суда и казни, а сам все думал, сжав зубы:
"Отдам половину, отшучусь".
А выпив ренского, представлял уже некоторый сладостный город, свой собственный, и прибавлял:
Но уж Батурин - мне.
А потом пошло все хуже и хуже; и легко было понять, что может быть выем обеих ноздрей - каторга.
Оставалась одна надежда в этом упадке: было переведено много денег на Лондон и Амстердам, и впоследствии пригодятся.
Но кто родился под планетой Венерой - Брюс говорил про того: исполнение желаний и избавление из тесных мест. Вот сам и заболел.
Теперь Данилыч сидел и ждал: когда позовут? Михайловна все молилась, чтоб уж поскорей.
И две ночи он уже так сидел в параде, во всей форме.
И вот, когда он так сидел и ждал, под вечер вошел к нему слуга и сказал:
Граф Растреллий, по особому делу.
Что ж его черти принесли? - удивился герцог. - И графство его негодное.
Но вот уже входил сам граф Растреллий. Его графство было не настоящее, а папежское: папа за что-то дал ему графство, или он это графство купил у папы, а сам он был не кто иной, как художник искусства.
Его пропустили с подмастерьем, господином Лежандром. Господин Лежандр шел по улицам с фонарем и освещал дорогу Растреллию, а потом внизу доложил, что просит пропустить к герцогу и его, подмастерья, господина Лежандра, потому что бойчей знает говорить по-немецки.
Их допустили.
По лестнице граф Растреллий всходил бодро и щупал рукой перилы, как будто то был набалдашник его собственной трости. У него были руки круглые, красные, малого размера. Ни на что кругом он не смотрел, потому что дом строил немец Шедель, а что немец мог построить, то было неинтересно Растреллию. А в кабинетной - стоял гордо и скромно. Рост его был мал, живот велик, щеки толстые, ноги малые, как женские, и руки круглые. Он опирался на трость и сильно сопел носом, потому что запыхался. Нос его был бугровый, бугристый, цвета бурдо, как губка или голландский туф, которым обделан фонтан. Нос был как у тритона, потому что от водки и от большого искусства граф Растреллий сильно дышал. Он любил круглоту и если изображал Нептуна, то именно брадатого, и чтоб вокруг плескались морские девки. Так накруглил он по Неве до ста бронзовых штук, и все забавные, на Езоповы басни: против самого Меньшикова дома стоял, например, бронзовый портрет лягушки, которая дулась так, что под конец лопнула. Эта лягушка была как живая, глаза у ней вылезли. Такого человека, если б кто переманил, то мало бы дать миллион: у него в одном пальце было больше радости и художества, чем у всех немцев. Он в один свой проезд от Парижа до Петерсбурка издержал десять тысяч французской монетой. Этого Меньшиков до сих пор не мог позабыть. И даже уважал за это. Сколько искусств он один мог производить? Меньшиков с удивлением смотрел на его толстые икры. Уж больно толстые икры, видно, что крепкий человек. Но, конечно, Данилыч, как герцог, сидел в креслах и слушал, а Растреллий стоял и говорил.
Что он говорил по-итальянски и французски, господин подмастерье Лежандр говорил по-немецки, а министр Волков понимал и уж тогда докладывал герцогу Ижорскому по-русски.
Граф Растреллий поклонился и произнес, что дук д"Ижора - изящный господин и великолепный покровитель искусств, отец их, и что он только для того и пришел.
Ваша алтесса - отец всех искусств, - так передал это господин подмастерье Лежандр, но сказал вместо "искусств": "штук", потому что знал польское слово - штука, обозначающее: искусство.
Тут министр господин Волков подумал, что дело идет о грудных и бронзовых штуках, но Данилович, сам герцог, это отверг: ночью в такое время - и о штуках.
Но тут граф Растреллий принес жалобу на господина де Каравакка. Каравакк был художник для малых вещей, писал персоны небольшим размером и приехал одновременно с графом. Но дук явил свою патронскую милость и начал употреблять его как исторического мастера и именно ему отдал подряд изобразить Полтавскую битву. А теперь до графа дошел слух, что готовится со стороны господина де Каравакка такое дело, что он пришел просить дука в это дело вмешаться.
где найти краткое содержание Юрий Тынянов. Восковая персона? помогите, срочно над!! и получил лучший ответ
Ответ от ((((*FOX*))))[новичек]
В начале повести Юрия Тынянова "Восковая персона" Растрелли объясняет Меньшикову, почему необходимо изготовить восковую копию Петра. При этом он ссылается на портрет покойного короля Луи Четырнадцатого, сделанный Антоном Бенуа: "Одет он в кружева, и есть способ, чтобы он вскакивал и показывал рукой благоволение посетителям... ". Восковое изображение Людовика является бюстом короля, а потому не может, конечно, "вскакивать". Персона Растрелли должна была участвовать в похоронном ритуале императора, поэтому "неточность" скульптора своего рода déjà vu, когда рассказ о портрете Луи становится и рассказом о своем замысле, в который, возможно, вплетается "воспоминание" о греческих ритуалах, во время которых богов и героев представляли как живые актеры, так и статуи-автоматы, передвигавшиеся на колесницах и в паланкинах (при этом установление полнейшей эквивалентности между восковой персоной и телом умершего было важнейшей частью похоронного ритуала
Ответ от татьяна апушкина
[новичек]
а кто может скинуть краткое содержание восковой персоны юрия тынянова ПО ГЛАВАМ?
Это рассказ о внезапной, неожиданной кончине Петра Первого, не оставившего наследника на престоле, о мыслях и чувствах, обуревавших первых людей государства, зарившихся на власть. В повести (то же самое являет нам ее краткое содержание) "Восковая персона" Тынянов по главам представит характеры деятелей той эпохи (Екатерины, Меньшикова, Ягужинского) и воссоздаст её мрачную атмосферу.
Глава первая – умирать тяжело
«А ведь еще недавно было пито. Да, как пито!» А вот теперь он уходит. Трудно умирает государь Петр Алексеевич. Один, совсем один. Из сна, из полузабытья мечутся мысли, которые, он это осознает, уже никогда не воплотить в дела. И почему он умирает, знает: отравили, подлые, специальное именно для него готовили питьецо. Неужели среди трудов недоделанных придется умирать? И во сне приходят мысли. Труды для кого были? Для страны, для Отечества. Тяжела была эта ноша. На себе перетаскивал ее с одного трудного места на другое. Проснулся уже в ранних сумерках, один, всеми заброшенный. Лежал без мыслей, но стало светлеть. И снова появились мысли: надо бы в Сенат. В токарню бы сходить, да сам не может, но дела в нем бродят. И когда проснулся совсем, понял: приходит ему конец скорый. Прощай, море и кортик с портупеей, канаты, паруса, дело навигацкое, морской ветер. Все прощай! И ты, прощай, немалый корабль. Рушится все, что он сделал и завоевал. Он плакал, но гнева не было. Так начинается рассказ «Восковая персона». Краткое содержание первой главы его говорит о страданиях человека, болеющего душой о делах государства с «великим тщанием и радением».
Живых же одолевали дела житейские. Светлейший князь Меньшиков тосковал, что нет дел, а значит, не бегут к нему деньги. Но и было страшно перед той громадой, которая ему подвластна.
Пришел Растрелли и выпрашивал у Меньшикова возможность сделать посмертную маску с императора. Рассказ «Восковая персона» (краткое содержание) показывает и мелочные мыслишки людей, стремящихся как-то и себе отхватить «кусок».
Все, все знали, что Петр Алексеевич скоро умрет.
Глава вторая – куншткамера
Начиналось любимое детище еще в Москве, потом перевели в Санкпетерсбурк. Но народ мало заглядывал, чтобы посмотреть на уродов, плавающих в спирту. Поэтому каждому, кто приходил, стали давать водку и цукерброды. И головы тут были заспиртованные, и младенцы, и чучела зверей, и минералы, и болваны, вырытые из земли. По всей стране собирали указом и монстров, и уродов. Но не только заспиртованных, но и живых людям показывали. И были там шестипалый и двупалые уроды, прислуживали.
Глава третья – смерть
Было ни светло, ни темно, шел снег. Зазвонили – умер государь.
Глава четвертая – кому быть?
Данилыч места себе не находил, пока не решил и Сенат не убедил – быть «царству бабьему». И в это время в дом тихонько вошел господин Растрелли вместе со своим подмастерьем и пообещал императрице снять подобие полубога. Через полчаса все было закончено. Растрелли быстро поехал в амбар, где он обычно работал, растопили воск и началось…
А Екатерина спала и проснулась Мартой. Вся жизнь привиделась ей: и приемные родители, и коровы в хлеву, друг любезный Монс, истинно любезный кавалер. Совершив утренний туалет, вышла она в парадную залу и возрыдала. Но очень скоро утешилась с молодым офицером. Рассказ «Восковая персона» (краткое содержание) передает, какую пустоголовую и глупую женщину приблизил к себе и сделал императрицей Петр Великий. Она как была деревенской девкой, так ею и осталась.
Тем временем работа Растрелли кипела. Он замешивал воск со змеиной кровью, делал, переделывал, и, наконец, портрет вчерне был готов. Одновременно он был и похож, и не похож. И спустя несколько дней в палате под балдахином сидела восковая кукла, одетая в парадные коронационные одежды. Это так не понравилось Екатерине, что она велела огородить «Петра» и боялась близко подходить к нему. Так он и сидел, всеми покинутый и ненужный, пока не решили его определить в куншткамеру. Там ему место. «Восковая персона» (краткое содержание) по главам показывает, что людей, вровень с Петром, в конце жизни его не было вообще.
Глава пятая – Ягужинский и Меньшиков
Павел Иванович Ягужинский, «государево око», тосковал. Он уцелел после переворота, но был недоволен. «Чинить надзор, чтобы дело стояло и чтобы оно шло, и кого надлежит бить по рукам». Данилыча метнуло высоко, Остерман – темный человек, Апраксин – вор, Голицыны, Долгоруковы – боярская спесь, господа гвардейцы – нахлебнички. Теперь он один. Может, из Сибири вернуть Шафирова, Шаюшкина? Город может запустеть к лету. Скажут, что место болотное, и разбегутся.
Воск свезли в куншткамеру ночью. В палатах очистили большой угол и усадили. И все то – воск, не более. Зачем сделан? Для чего сидит? Глаза открыты, в окно смотрит, одетый, обутый.
Рассказ «Восковая персона» (краткое содержание) по главам опишет, как люди и боялись и не понимали Петра Алексеевича, ни живого, ни мертвого...
Александр Данилыч вознесся, а радости, азарта не было. Стал «приручать» Екатерину – уж очень хотелось править. Он стал осторожен, перестал насмехаться. «Такова ему пришлась власть».
И вот в Сенате случился скандал: и крик, и брань, и драка. Это между первыми людьми государства. Куда идти? В куншткамеру – к нему. Сняв шляпу, стал Павел Иванович Ягужинский подходить. И встал воск, и сделал рукой благоволение. Генеральный прокурор стал жаловаться, сказал, что его ждет арест, и от кого? От сына конюха! Тогда воск сел на кресло, а Павел Иванович, совсем ослабев, ушел.
Прибыл туда и Данилыч. Медленно пошел на воск, на подобие, а рука куклы указывала: вон. «Восковая персона» (краткое содержание) показывает, как Петр управлял своими подданными и после смерти: так продолжает действовать страх.
Глава шестая – городу быть
Екатерина, став императрицей, изволила развлечься на первое апреля: в разных частях города разорвались залпы. Все забегали – не пожар ли, который сметет и арсенал, и город, не наводнение ли? Екатерина Алексеевна веселилась. А что? Траур кончился. И ей было весело.
Сановито и богато оделся Меньшиков и поехал к матушке.
Вошел – отшатнулся, рядом с ней стоял Пашка Ягужинский и что-то нашептывал на ухо. И Екатерина смеялась. И поедет Павел Иванович не в Сибирь, а послом в Вену. «Он понимал, что выиграл, а победы нет».
А в куншткамере изменилось немного. Воск по-прежнему стоял, указывая на дверь. Вокруг разместилось все его, Петрово, хозяйство: собачки, лошадка Лизетта, что носила его в Полтавском сражении, попугай гвинейский.
Сложен язык, воспроизводящий лексику Петровской эпохи, которым пользуется Юрий Тынянов. «Восковая персона» (краткое содержание) воссоздает бессмысленность террора, подозрительность как основу отношений и ужас перед полным уничтожением человеческого достоинства.
Так заканчивается рассказ, который открывает повествование о начавшихся после смерти Петра дворцовых переворотах. После него на престоле остались Романовы, у которых не было ни одной капли русской крови.
События романа происходят в петровскую эпоху, а герой сам Петр Великий. Вот только это конец блестящей эпохи, самодержец здесь уже болен и немощен. Страдает Петр не столько от болезни, но из-за ощущения незаконченности своего царского дела. И ещё от того, что приближенные оказались обманщиками. Петра мучают сны, воспоминания и мысли.
Роман показывает, насколько тяжела ноша царствовать, какой это труд – управлять, брать ответственность за судьбы страны, жизни множества людей. Этот исторический роман помогает лучше понять психологию эпохи.
Начинается первая же глава с заявления, что государь умирает. И умирает тяжело. Конечно, печалит Петра то, что он не оставил наследника – по крови. А также тот факт, что нет толкового, проверенного, верного человека, которому просто можно было бы доверить управление. Даны не самые благоприятные портреты персонажей: Меньшиков, Ягужинский…
В третьей главе Петр умирает, начинается суета по поводу похорон и траура, но главное – неизвестен наследник трона. Появляется «восковая персона». Это означает, что Растрелли делает с покойного Петра посмертную маску. Далее создают ростовую куклу из воска, которую из-за сходства с умершим все боятся. Но боятся не призрака, а великого человека, которого никогда не понимали. Её отвозят подальше – в Кунсткамеру, любимое «детище» и забава Петра. И, кажется, что дальше люди, даже высокопоставленные, идут к истукану за советом… А взявшая власть царица сама под властью своих фаворитов, каждый из которых только стремится украсть из казны как можно больше. В последней шестой главе празднуют окончание траура по Петру. А в стране начинается кровавая эпоха дворцовых переворотов.
Роман написан стилизованным языком эпохи, хорошо воссоздает атмосферу того тяжелого времени.
Картинка или рисунок Восковая персона
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Бунин Окаянные дни
«Окаянные дни» были написаны Буниным в 1918 году в виде дневника, в котором велись учетные записи. Именно в них и были употреблены все случаи, произошедшие в те года, которые изменили жизнь многих людей в России.
- Краткое содержание Шукшин Волки!
Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир.
- Краткое содержание Детство Максима Горького (кратко и по главам)
Алексей рано потерял отца, мать практически сразу после похорон мужа пропала, и мальчик воспитывался дедом и бабушкой. Физические наказания, скандалы и драки в семье, жестокость и жадность дедушки
- Краткое содержание Филиппок Толстого
Основным персонажем произведения, названного писателем былью, является маленький мальчик, называемый всеми ласковым именем Филипок.
- Краткое содержание Погодин Дубравка
На берегу Черного моря, среди живописных гор, живет девочка-подросток с красивым и необычным именем Дубравка. Она отличается насмешливостью, независимостью, безрассудной смелостью.
Цели:
- познакомить с произведениями Ю. Тынянова, его взглядом на исторический процесс;
- развивать навыки сопоставления произведений разных авторов.
ХОД УРОКА
1. Краткая справка о жизни и творчестве Юрия Тынянова
2. Размышления о рассказе «Подпоручик Киже»
1) Краткий пересказ.
2) Беседа по вопросам.
?
Почему один человек «исчез» из жизни,
не умирая, а другой появился неожиданно?
?
Какую роль играет «бумага» в жизни
человека? – Она решает его судьбу.
Находим в тексте слова, говорящие о влиянии
«бумаги» на жизнь людей.
«Он (Синюхаев) привык внимать словам
приказов как особым словам, не похожим на
человеческую речь. Они имели не смысл, не
значение, а собственную жизнь и власть»
«Дело было не в том, исполнен приказ или не
исполнен, Приказ как-то изменял полки, улицы и
людей, если даже его и не исполняли»
«Он ни разу не подумал, что в приказе ошибка.
Напротив, ему показалось, что он по ошибке, по
оплошности жив»
?
Только ли бумага влияет на жизнь людей
в государстве?
?
Что руководит поступками Павла? –
Страх и гнев.
«И когда великий гнев становился великим
страхом, начинала работать канцелярия
криминальных дел…»
?
Чего боится император?
«…он не знал, верны ли они, и не знал, кого нужно
опасаться»
«Кругом была измена и пустота»
?
Как император «борется» с изменой?
«Он нашел секрет, как избыть их, – и ввел
точность и совершенное подчинение. Заработали
канцелярии»
В рассказе автор показал характер государства,
движущей силой которого является страх.
Страх рождается из недоверия людям. Люди могут думать, не соглашаться, предавать – поэтому, наверное, удобнее работать с бумагой. И роль бумаги в государстве возрастает, заменяя живых людей, личности.
3. Краткий пересказ повести «Малолетний Витушишников»
? Каковы причины развития действия в этом произведении?
– настроение Николая,
– страх
Просматриваем еще раз поступки Николая. Делаем
вывод, что он пытается охватить все стороны жизни
в государстве. Но это невозможно. Поэтому
возникает только видимость порядка. А для
создания видимости можно и нужно кого-то
наказать (не особенно задумываясь, кого, и к чему
это приведет, будет ли результат, и какой
результат ожидается), издать приказ и донести до
окружающих информацию о деяниях государя. В дело
вступает бумага.
Размышляем о роли бумаги в жизни людей (и снова
перед нами мнимая истина, которая нужна
государству для поддержания мнимой значимости и
ложного величия).
? К чему ведет возрастание значимости бумаги в жизни? – Отношение к людям равнодушно-казенное, уничтожается человеческое достоинство. Желание помочь другому отступает перед страхом за собственную жизнь, карьеру.
4. В повести «Восковая персона» Тынянов обращается к Петровской эпохе
Его интересует не время ломки старого, изменение жизни, он начинает повесть с момента, когда Петр перестает быть «властелином судьбы».
?
Что беспокоит умирающего Петра?
– Он видит, как приостанавливается дело всей его
жизни, и переживает свое бессилие что-либо
изменить.
?
Какой сон снится ему? Какую ношу он
тянет во сне? Что означает «пустота» во сне Петра?
Обращаем внимание на человека, сидящего в
каморке рядом с комнатой Петра. «Генерал-фискал»
ведет дела на знатнейших людей в государстве. Мы
наблюдаем за масштабами беззаконий, хищений, за
развращением нравов. Мы понимаем: дело, ради
которого жил царь, застопорилось. Нет рядом
продолжателей его начинаний.
?
Но, может быть, жажда власти, борьба
честолюбий, мир интриг захватили только
«верхушку», соратников Петра? Обратившись к
петровской эпохе, писатель начал повествование
со смерти императора, сосредоточивая затем свое
внимание на жизни простых людей. Но жажда наживы,
предательство и доносительство охватили и народ.
В повести рассказана история двух братьев –
Якова и Михаила. Яков оказывается в петровской
кунсткамере, его продает брат; затем Михаил
доносит на мать, обоих пытают, потом отпускают, и
они возвращаются к дому, которого у них уже нет.
Повесть наводит на мысль о шаткости крутого
поворота, который насильно совершил Петр,
который ломал обычаи, установившиеся в течение
столетий, разрушал нравственные законы.
?
Что было главным оружием петровского
государства? Страх. Да, страх заставляет людей
быть деятельными. Но всегда ли на пользу
государству? Вернемся к образу
«генерала-фискала»: он «ведет» дела. Но эти дела
на бумаге! И третье произведение Тынянова
наводит нас на мысль о мнимости движения жизни,
видимость порядка. Сильная личность,
могущественная, уверена, что все формы жизни
можно распланировать, и процветание государства,
счастье людей. Но Тынянов на любом историческом
материале упорно ставит проблему бессилия людей
перед ходом исторического процесса (в котором
вечность, повторяемость событий),
бессмысленность действий личности.
?
Почему повесть называется «Восковая
персона»?
После смерти Петра художник Растрелли создает
его восковое подобие, которое может двигаться
(вставать, когда к нему приближаются, поднимать
руку). Фигура вызывает страх, который был
сильнейшим оружием петровского государства. Но
властвует фигура недолго: её ссылают в
кунсткамеру.
5. Ознакомившись с рассказами и повестью Ю. Тынянова, мы можем отметить, что в его произведениях центральный образ не человек, в центре его раздумий – государство.
Каким мы видим государство в произведениях Тынянова?
- Движущая сила государства во все времена – страх (государь действует под влиянием страха, опасаясь измены; подчиненные, боясь наказания);
- Страх создает видимость действия, поскольку цель действия – запугать или отвести угрозу;
- Нет места для индивидуальности, личности, поскольку индивидуальность непредсказуема; поэтому в государстве работа сводится к общению с бумагами (люди на бумаге менее опасны);
- Сильная личность может вносить изменения в жизнь государства, но эти изменения внешние; поэтому все попытки что-либо изменить бессмысленны.
«…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то
управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно
в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что
толку от лежащего нет никакого, сжигают его в
печи».
?
Кто автор этих строк? Из какого
произведения эти слова?
6. Мы вспоминаем роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
?
Может ли человек распоряжаться
жизнью других людей, планировать её?
Нет, поскольку он не может знать, что ожидает его
самого даже в ближайшее время. Человек только
себе и людям может казаться могущественным
(вспоминаем Берлиоза, Понтия Пилата).
?
Как Тынянов в своих произведениях
отвечает на данный вопрос?
Человеку кажется, что он управляет жизнью, что
она проходит под его контролем, но он бессилен
что-либо изменить. Поэтому история – это
«движение, совершающееся кругообразно и без
цели».
?
За что был наказан Иешуа Га-Ноцри?
Какую опасную для государства мысль он
проповедовал?Иешуа говорил о ненужности
государственной власти.
Почему власть оказывается ненужной? Каждый
человек стремится в первую очередь обезопасить
себя, устроить свою жизнь, сделать её комфортнее.
В корыстных интересах он не будет придерживаться
истины (творить добро, забывая о собственных
нуждах). А власть – это обычные люди. И Булгаков
показал, что на протяжении столетий люди не
меняются.
?
У Тынянова мы увидели разные эпохи:
правление Павла, Николая и Петра. Что объединяет
эти эпохи?Страх движет людьми. Правители что-то
делают. Но справиться с жизнью, подчинить её себе
они не могут. Их действия несут только внешние
изменения, поэтому временные. И Тынянов, и
Булгаков показывают, что события современности
– вечные события.
У Тынянова мы много раз упоминали о страхе как
двигателе жизни. Страх управляет поступками и
«сильных мира сего», и поступками простого
народа. Встретим ли мы подобное у Булгакова? О
трусости человека мы говорили уже на первом
уроке, рассматривая образ Понтия Пилата. А
различные формы проявления человеческого страха
в московских главах?
Воланд проводит эксперимент над москвичами,
проверяя, что изменилось в человеке с появлением
«нового» общества. Какой вывод он делает из своих
наблюдений? Века прошли – ничего не изменилось.
?
Какая тема объединяет рассмотренные
нами произведения Тынянова? Вечность,
повторяемость событий.
7. Звучат выводы пессимистично
? Что же нужно России для создания светлого будущего? (Размышляя, дети говорят, что общество не изменится, пока люди не изменятся духовно, не станут добрее, чище, не начнут заботиться о других, что нужно постараться не ставить свои корыстные интересы выше интересов других… Они размышляют…Но не верят, что такое когда-нибудь станет возможным, примеряя подобную практику на себя).