Конспект НОД по обучению детей творческому рассказыванию
Тема «Придумывание продолжения и завершения рассказа
«Как Миша варежку потерял»
Программное содержание
1. Познакомить детей с рассказом «Как Миша варежку потерял», учить слушать внимательно, обращая внимание на все детали рассказа. Дать характеристику. Что это начало рассказа, который им придется закончить.
2. Учить детей последовательно, можно придумывать предложение и завершение рассказа начатого воспитателем. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов (развязку), умение передавать придуманное завершение рассказа эмоционально выразительно, занимательно.
3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, воспитывать культуру поведения слушателя.
4. Речевые задачи.
Связная речь: Учить, при составлении рассказа, развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей.
Грамматика: Активизировать использование в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово варежки.
Звуковая культура речи: Упражнять в умении дифференцировать звуки «ш» и «ж» использовать в речи вопросительную и повествовательную интонацию.
Подготовка к занятию: кн. А.М. Бородич «Методика развития речи детей»; кн. Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
Предшествующая работа
:
словесные игры «Придумай небылицу», «Придумывание рассказов по серии сюжетных картинок».
Ход занятия.
1 часть. Вводная часть.
1) Методический прием: Сюрпризный момент приход почтальона с письмом от Незнайки.
2) Зачитывание письма Незнайки с просьбой закончить неоконченный рассказ.
3) Постановка цели занятия, с опорой на предыдущую работу с детьми.
2 часть. Основная часть.
Методические приемы: Чтение воспитателем начала рассказа «Как Миша варежку потерял».
Он потерял варежку (где, когда, почему?)
Он нашел варежку там… (где).
Он нашел варежку тогда (почему).
Миша нашел варежку потому что.
Мише стало радостно от того.
Миша стало так радостно.
Необходимо следить за смысловой и грамматической правильностью предложений. (У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.) Придумайте предложение, чтобы четко слышалось слово варежек (Раньше у Миши не было красивых… Больше Миша не терял своих…)
После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям придумать, что произошло дальше, и чем все закончилось. Намечает новые этапы (основ) рассказа:
1. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие варежки были у Миши, что произошло дальше. Чем все закончилось. В рассказе можете использовать предложения, которые вы составляли при выполнении упражнения.
Вызванные дети (три пары) договариваются, кто начнет рассказ, что в нем надо будет изменить. Пары могут быть составлены и по желанию детей, вызванный ребенок сам выбирает себе пару. При оценке рассказов обратить внимание на то, как дети договаривались, интересно был придуман конец. (Если какой-то паре концовка рассказа не удалась, можно предложить другим детям придумать его). В заключение занятий разучивается скороговорка: «После группового и нескольких индивидуальных повторений, воспитатель предлагает одному ребенку спросить (вопросительная интонация), а другому необходимо ответить (повествовательная интонация).
2. Познакомить детей с последовательностью предложения рассказа:
- Как Миша потерял варежку?
- Нашел ли он ее?
- Кто помог Мише ее найти?
- Предложить одному ребенку повторить вопросы плана.
3. Рассказы детей (5-6 рассказов).
При затруднении в составлении предложения рассказа использовать следующие приемы:
- напомнить вопросы плана;
- подсказывающие и направляющие вопросы;
- оценка детских рассказов воспитателем;
- оценка рассказов детьми;
- выбор лучшего рассказа и запись его для отправления этого рассказа Незнайки.
3 часть. Заключительная часть (окончание занятия).
1) Запечатывание конверта.
2) Звонок по телефону почтальону, чтобы забрать письмо.
3) Анализ детских рассказов.
4) Приход почтальона и отправление письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...
Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!»
Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...
Ирина Добрынина
Конспект занятие по развитию речи в подготовительной группе «А»
«Волшебная сказка в лесу »
Воспитатель : Добрынина Ирина Александровна
Цель :
Учить детей творческому рассказыванию ; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст .
Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что) .
Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку , содержательно и эмоционально рассказывать её , используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания .
Учить изображать героев сказки графически , использовать символические изображения.
Продолжать учить оценивать рассказы друг друга .
Развивать речевое творчество дошкольников .
Воспитывать любовь к сказкам , доброжелательное и корректное отношение друг к другу.
Материал : экран – телевизор с изображением сказочных персонажей , бейджики для каждого ребенка с изображением героя, карты сказочного леса для авторов сказочников , материал для выполнения творческих заданий для героев : медвежонку – «Бочонок меда» , медведице –«Раскрась ягоды для варенья» , белочке – «заготовка припасов на зиму» , муравью – «Построй муравейник» - счетные палочки, дятлу – «Достань насекомое из дерева» (лабиринт, цветные карандаши, шаблоны для рисования сказочных героев .
Предварительная работа : чтение пьесы для детей «Шоколадная страна»
Ход занятия.
Орг. момент. «Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг» . Дети давайте возьмёмся за руки и поздороваемся с соседом справа, называя его ласково. (Здравствуй, Любочка) . Улыбнёмся друг другу, гостям.
Воспитатель : Ребята, вы любите сказки ?
Дети : да.
Воспитатель : А в сказке побывать хотите ?
Дети : да.
Воспитатель : Но чтобы попасть в неё, мы должны произнести волшебные слова . Вы готовы?
Дети : да.
Воспитатель : (произносит слова) «Тень- тень, по тетень, открывайся сказки дверь !
В начале нашего пути необходимо узнать какая погода в лесу . Каждое утро наш язычок встает и выглядывает в окошко «окно» , «иголочка» . Он смотрит какая там погода. Смотрит вверх на солнышко (языком тянуться к носу, смотрит, нет ли под ногами луж (языком тянуться к подбородку) . Но на улице ярко светит солнышко, и язычок улыбнулся «улыбка» .
Речевая сказка с озвучиванием .
Воспитатель. Посмотрите мы попали в волшебный лес . Я буду рассказывать куда мы идем , а вы озвучивать звуки природы.
Идут ребята по лесу – шлеп-шлеп . День такой хороший, жаль никого не видно, поиграть не с кем! Вдруг налетел теплый ветерок –ф-ф-ф. Ветер ты где? Ау? Ау?. Побежали ребята за ветерком. Ну, разве догонишь ветер, даже если он такой маленький. Дети устали бежать, остановились, и стали слушать, как стрекочут кузнечики -чи-чи-чи, жжужат мухи – ж-ж-ж, звенят комары – з-з-з, поют птицы – чирик-чирик, ветер шепчет в траве –ш-ш-ш, зашумели деревья – ш-ш-ш и стал накрапывать дождик, то медленно – кап-кап, то быстрее – кап-кап-кап, то затих совсем. Вот мы и пришли! Посмотрите вокруг. В какую сказку мы с вами попали ? (не знаем)
Воспитатель. Посмотрите, в лесу стоит волшебный телевизор , может он нам подскажет в какую сказку мы попали (включает) . Изображение пропало наверно он сломан, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки . (чьи лапы – медвежьи, чей хвост – беличий, чьи уши – заячьи, чья голова – муравьиная, чей клюв - дятла).(После открытия всей картинки – дети угадывают сказку – Шоколадная страна .). О чем эта сказка ? Какие сказочные персонажи вам запомнились больше всего? Кто помогал медвежонку? (дети кратко пересказывают содержание начало сказки ) . Почему сказка называется «Шоколадная страна?»
Воспитатель. А тут, ребята, посмотрите – письмо нам оставлено. От кого оно, интересно? На конверте загадка. Отгадаем ее и узнаем, кто это нам письмо оставил.
В лесной избушке живет старушка
Любит ябедничать, шалить
И племянничков дразнить.
– Кто это? (старушка Лесовушка)
Воспитатель. Значит, это старушка Лесовушка нам пишет? Прочитаем : «Ах вы, нехорошие дети! Ага, значит, вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)
– Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес и превращу в лесных зверей. И вы никогда из моего леса не выберетесь.
– Ребята! Посмотрите, а ведь старушка Лесовушка действительно вас
заколдовала.
Дети открывают бейджики приклеенные до занятия и определяют в кого они превратились. (бельчиха, бельчонок, зайчиха, зайчонок, медведица, медвежонок, дятел, муравей, - остальные дети авторы сказок ). Что же нам делать? Давайте позовем на помощь? Как можно в лесу позвать на помощь . (крикнуть «Ау» )
Проведение упражнение «Аукаемся» . Дети, прислонив ладони рупором ко рту, произносят по очереди «Ау» постепенно снижая звук, изображая эхо.
Воспитатель. - Нас никто не слышит. Придется нам самим выходить из сложившегося положения. Среди вас есть авторы, которые придумают новое окончание сказки , а герои найдут волшебные предметы или вещи , которые помогут вам вернуться домой. Давайте все вместе придумаем сказку и найдем выход из леса. Если изменить содержание в произведении, то и сказка тоже измениться . Для того чтобы оживить сказку , вы будете использовать силуэты понравившихся сказочных героев , которых вы выберете. Приклейте их на свою волшебную карту . А дети превращенные в зверей найдут волшебные предметы или вещи , которые помогут нам снять чары старушки Лесовушки.
Детям (зверятам) предлагаются задания, и они рассаживаются на места находя их по графическим символам. Дети авторы сказок приступают к рисованию (приклеивание силуэтов) своей сказки с помощью графических символов.
Воспитатель. - Молодцы вы хорошо потрудились, предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка.
Здравствуй лес – необычный лес (широко разводим руки в стороны)
Полный сказок и чудес ! (повороты вправо влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою? (руки поднять вверх, покачивание влево-вправо)
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь?
Какая птица? (всматривание в даль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом в правую, в левую сторону)
Все открой, не утаи (руки разводим в стороны)
Ты же видишь (прижимают обе ладони к груди)
Мы свои. (разводим руки в стороны)
Предложить персонажам сказки рассказать , чем они занимались, живя в лесу , авторам сказок рассказать свою сказку по графическим символам. Звери выбирают ту, которая больше им понравилась. Повторение понравившейся сказки .
Воспитатель. - Смотрите злые чары, разрушились, вы опять превратились в детей, пора возвращаться в детский сад! Вставайте в круг беритесь за руки, закрывайте глаза. Все вместе произнесем волшебные слова – Тень – тень , потетень! Закрывайся в сказке дверь !
Воспитатель. Ребята вам понравилось наше путешествие?. Молодцы ребята справились с коварной старушкой Лесовушкой. Вашу сказку мы обязательно запишем, чтобы прочитать ее другим ребятам, а вы нарисуете для нашей сказки иллюстрации .
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема:Придумывание творческого рассказа по игрушке.
Программное содержание:
Учить детей составлять небольшой рассказ творческого характера. Формировать навык создания синквейна.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
3.Воспитывать интерес к рассказыванию и любовь к игрушкам.
Словарная работа: Активизировать использование в речи сложные предложения.
Индивидуальная работа: учить детей отвечать на вопросы.
Наглядный материал: игрушка (Чебурашка), музыкальный центр, диск с музыкальным произведением, сказочный персонаж Чебурашка, схема для составления синквейна.
Структура занятия: 1 часть. Вводная (3-4мин.)
Метод.приёмы (загадка)
2 Основная часть (17 мин.)
3 Заключительная часть (3-4 мин.)
Метод.приёмы (песня Шаинского)
Ход занятия:
I - Дети, рано утром к нам в группу принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать загадку:
Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - .....
Правильно, это Чебурашка.А почему вы так думаете? Вспомните, какой Чебурашка? Какими словами его можно описать? КакимЧебурашкацветом? Какие уши? Ноги? Правильно, ребята
Он маленького роста, добрый, внимательный.Чебурашка коричневого цвета.
У него большие круглые уши, короткие ноги.
Придумайте предложение про Чебурашку, чтоб там присутствовало слово «коричневый», «добрый», «внимательный». Что умеет делать Чебурашка?
1.Воспитатель: Сейчас я вам начну рассказывать историю про Чебурашку, а вы должны будете придумать для нее конец.
Жил-был Чебурашка. Однажды онрешил погулять по городу. Вышел Чебурашка из дома и пошёл по тротуару. Вдруг на встречу ему…
Физкультминутка
В магазине есть игрушка,
Неизвестная зверушка,
Добрый, маленький, смешной
Хочет он дружить с тобой.
Уши у него как блюдца,
Вас заставят улыбнуться,
Нос, как черная букашка,
Кто же это… (Чебурашка)
(дети – 3-7 человек придумывают свой конец рассказа)
2. (Составление синквейна) по игрушке-Чебурашке:
Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек;
На первой строке я выкладываю треугольник оранжевого цвета. Он обозначает слово- предмет. Что это? (Чебурашка)
На следующей строчке выкладываем два зеленых треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: какой Чебурашка? (внимательный,добрый).
Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: Чебурашка,Гена,поёт (Гена поёт с Чебурашкой).
И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться так же треугольником оранжевого цвета. Назовите к какой группе предметов это слово относится? (слово-ассоциация: игрушка)
А сейчас послушайте, какое у нас получилось стихотворение:
Чебурашка;
Внимательный,добрый;
Играет,веселится,поёт;
Гена поёт с Чебурашкой;
Игрушка.
7. Итог.
В заключении предлагаю послушать песню Шаинского и детям эту песню подпевать.
Конспект занятия
(подготовительная группа)
Тема. Составление творческого рассказа по картине « Мы рисуем ». Коллективная работа над натюрмортом «Цветы и фрукты».
Образовательные задачи: Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (подсолнух, астра, груша, яблоко, цветы, фрукты, натюрморт, мольберт, палитра, кисти, краски; рассматривать, рисовать; красный, желтый, зеленый, румяный, спелый, дубовый, кленовый, рябиновый). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы.
Развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Формирование интереса к изобразительной деятельности.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.
Оборудование. Картина О. Р. Гофман « Мы рисуем », мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть, контейнер, фен, магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки.
Предварительная работа. Рисование фруктов и цветов, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».
Ход занятия
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины.
Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом.
Усаживайтесь поудобнее. Послушайте стихотворение.
Я нарисовала
Яблоневый сад.
Там такие спелые
Яблоки висят.
Там трава желтеет,
Ива у ручья,
У забора будка,
Знаешь, это чья?
В ней живет огромный
Пес сторожевой.
Он хоть нарисованный,
Но совсем живой.
Если злой мальчишка
В мой полезет сад,
Сразу пса увидит,
Струсит -- и назад.
О ком это стихотворение? (О девочке, которая нарисовала картинку.) Что девочка нарисовала на картинке? (Яблоневый сад, спелые яблоки в саду, желтую траву, иву у ручья, будку у забора и собаку.)
Наверное, у девочки получилась очень красивая картинка. Сегодня мы тоже нарисуем картину, натюрморт; но сначала рассмотрим картину «Мы рисуем» 2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.
Педагог помешает на мольберт картину, дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию.
Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Онипришли в изостудию и рисуют натюрморт.) Как бы вы назвали этот натюрморт? («Осенний натюрморт». «Цветы и фрукты». «Осенние подарки».)
Вы придумали очень хорошие названия. Давайте назовем натюрморт «Цветы и фрукты». Опишите цветы и фрукты, которые рисуют дети. Где стоят цветы, где лежат фрукты? Какие цветы? Что вы можете сказать о букете? Какие фрукты? Постарайтесь подобрать для рассказа о цветах и фруктах слова, которые отвечают на вопрос какой? (какая? какие?).
- (-- На круглом столике, покрытом белой скатертью, стоит ваза с цветами.
- -- Это желтые подсолнухи и красные георгины.
- -- Букет пышный, яркий, праздничный.
- -- Рядом с вазой лежат румяная груша и три красных спелых яблока.)
Молодцы! Вы очень хорошо описали цветы и фрукты. Теперь давайте поговорим о детях. В какой части картины изображен каждый из них: слева, справа, в центре? Как они одеты? В каких они позах? Что они делают? Какие у них лица?
- (-- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что бы еще добавить.
- -- Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.
- -- В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать.
- -- Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты.)
Опишите помещение изостудии. Какое оно -- темное или светлое? Что вы видите за окном? Что вы видите на стене?
(Изостудия большая и светлая. В ней большое окно. За окном виден парк. На стене висят рисунки детей.)
Очень хорошо. Вы сегодня замечательно рассказываете! Молодцы! Атеперь давайте немного отдохнем.
3. Пальчиковая гимнастика «Осень». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Расширение, уточнение и активизация словаря (дубовый, кленовый, рябиновый).
Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им построиться в круг.
В парке за окном на картине уже началась осень. Давайте представим, что мы гуляем в осеннем парке.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Плавные волнообразные движения скрещенными ладонями.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной.
Вот с березки -- золотой,
Вот последний лист с осинки
Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое прилагательное.
Ветер бросил на тропинку.
Спокойно опускают руки.
А теперь представьте себе, что вы превратились в разноцветные листья и ветер кружит вас и несет по дорожке парка.
Дети кружатся на ковре, совершая плавные взмахи руками.
- -- Остановитесь. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь. Уроните руки. Сделайте выдох. Пройдите к мольберту.
- 4. Коллективное рисование натюрморта «Цветы и фрукты». Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы. Формирование интереса к изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.
Дети проходят к мольберту, на котором уже закреплен лист бумаги. Воспитатель ставит на столик рядом с мольбертом контейнер, в котором приготовлено все необходимое для рисования, вазу с цветами, корзину с фруктами, сложенную белую скатерть. Рядом с мольбертом стоит и маленький круглый столик.
Давайте мы все вместе нарисуем такой же натюрморт, как рисовали дети на картине. Я приготовила все необходимое для рисования, вам же нужно подготовить то, что вы будете рисовать. С чего вы начнете? (Надо поставить столик так, чтобы на негопадал свет из окна.)
Дети ставят столик. Педагог следит за тем, чтобы дети действовали сообща, помогает им советами.
Пусть столик поставят мальчики. Что вы сделаете теперь? (Покроем стол скатертью.) А вот эту работу могут выполнить девочки.
Девочки покрывают стол скатертью.
Как вы думаете, что нужно поставить в центре стола? (Вазу с цветами.)
Один из детей ставит вазу в центр стола.
Теперь разложите фрукты на столе. Куда вы положите грушу? Куда положите яблоки? (Грушу мы положим слева, а яблоки -- справа.)
Дети раскладывают фрукты на столе.
Все готово. Молодцы! Вы дружно выполнили эту работу. Надеюсь, вы так же дружно будете рисовать. С чего вы предлагаете начать? (Можно начать работу с заливки фона.) Каким вы хотите сделать фон? (Можно сделать фон светло-желтым, чтобы картина казалась солнечной.)
Двое детей заливают фон. Воспитатель быстро сушит фон феном.
Один из детей рисует поверхность стола, нанося гуашь широкими горизонтальными мазками. Воспитатель использует для просушки работы фен.
Что вы будете рисовать теперь? (Мы нарисуем вазу.) Какая она? Обратите внимание на высоту вазы, ее форму, цвет. (Она невысокая, похожая на шар, голубая.)
Один из детей рисует вазу.
Теперь самая интересная и сложная часть работы. Нам предстоит нарисовать букет. Вы сказали, что он пышный, праздничный, яркий. Обратите внимание: в букете шесть крупных желтых подсолнухов и семь небольших красных георгинов, много зеленых листьев. Какая серединка у подсолнухов? Какие лепестки? На что похожи георгины? (У подсолнухов коричневая серединка и большие желтые лепестки, а георгины похожи на красные шарики.У них лепестки расположены густо.)
Педагог помогает детям определить, кто будет рисовать подсолнухи, кто -- георгины, кто -- листья. Важно помочь детям правильно расположить цветы в вазе. Дети выполняют работу.
Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нарисуете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)
Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им договориться о том, кто что будет рисовать.
Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы поместим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.
КОНСПЕКТ открытого ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ
ОТ ЛИЦА ГЕРОЯ в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«я – волшебник»
· Задачи:
Упражнять детей в умении составлять рассказ на предложенную тему, используя образные слова и выражения, воспитывая интерес к сказкам.
Формировать умение слушать.
Воспитывать заботливое отношение к старшим и сверстникам, внимательное отношение к девочкам.
· Предварительная работа:
Чтение и прослушивание грамзаписей сказок («Мороз Иванович», «Золушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная» и др.)
Рассматривание иллюстраций
Беседа по содержанию сказок
Выставка книг «Волшебные сказки»
Проведение викторины «В гостях у сказки»
Беседа «Если бы я был Волшебником»
· Материал к занятию: « Волшебное дерево», к веткам которого, прикреплены иллюстрации к сказкам («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «По щучьему веленью», «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Кот в сапогах»); посылка; 2 письма; волшебная палочка; сувениры на каждого ребенка; аудиозапись вальсов Штрауса.
Воспитатель (в группе): Дети, все в садике говорят, что у нас в зале произошло какое-то чудо. Может быть, сходим в зал и посмотрим на это чудо?
Дети и воспитатель заходят в зал. Звучит музыка. Воспитатель обращает
внимание детей на «волшебное дерево», выросшее посреди зала
Воспитатель: Ребята, действительно, у нас в зале появилось чудо – выросло какое-то дерево. А что это за дерево, как вы думаете?...
Предположительные ответы детей
Воспитатель: Почему вы думаете, что оно волшебное?...
Дети называют, что вместо листочков, на дереве растут иллюстрации к сказкам, которые и рассматриваем
Воспитатель: Да тут зачем-то ножницы лежат и режут хорошо, а интересно, для чего же их тут положили?
Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно срезать иллюстрации
с необычного дерева, предлагает каждому срезать с ветки понравившуюся
картинку - по-очереди, а девочек пропустить вперед…
Воспитатель: Вот как здорово, все иллюстрации срезали, но вот здесь еще конверт висит, наверное, он для меня, уж очень высоко располагается (срезаю конверт).
Посмотрите-ка, ребята, да здесь очень удобно все устроено: подушечки разложены, можно присесть и отдохнуть, побеседовать. Сколько их тут? (считаем)... Как здорово, их 8, столько же, сколько и вас. Только вот куда мне присесть, мне подушечки не хватило, на пол, но как-то неудобно будет в нарядном платье?..
Дети замечают стульчик и приносят воспитателю, предлагая присесть
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, и давайте рассмотрим выбранные вами иллюстрации к сказкам… Может быть кто-то хочет рассказать о своей сказке?.. Кто же первый начнет? (можно рассчитать считалкой, если возникнет много желающих или не будет ни одного).
Дети рассказывают (рассказы по иллюстрациям к русским народным сказкам
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «По щучьему
веленью», сказкам В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка»
и Ш. Перро «Кот в сапогах»)
Вопросы педагога во время рассматривания:
1. Помнишь ли ты, к какой сказке относится эта иллюстрация?
2. Не забыл ли ты, кто написал эту сказку?
3. Знаешь ли ты, как зовут главного героя сказки?
4. Как ты считаешь, можно ли эту сказку назвать волшебной и почему?
5. Кто и какие чудеса творил в этой сказке?
Воспитатель: Ой, ребята, вы меня порадовали. А, может быть, кто-то из вас вспомнит и назовет волшебства, которые происходили в сказке «Золушка»? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Но у меня же есть письмо, которое я срезала и его надо прочитать. Кому же оно? (Читаем на конверте, кому оно адресовано и сообща решаем, что его можно вскрывать)
Воспитатель читает письмо, которое обрывается: «Дорогие дети, вас ожидает сюрприз. Если вы встанете к дереву лицом и выполните следующие движения: ноги вместе, руки вдоль туловища; медленно потянуться на носочках, описав руками круг 3 раза; гусиным шагом дойдете до пианино; три раза подпрыгните; закроете глаза, - то увидите…».
Воспитатель: Вот здорово, что же мы увидим? Видимо этот таинственный кто-то так и не дописал свое послание нам?! Давайте тогда выполним его задание, ведь интересно, что же нас ждет впереди?
Дети выполняют вместе с воспитателем задания из письма
и обнаруживают посылку.
Воспитатель: Ой, да это же посылка и на ней написано, что в детский сад «Василек», воспитателю для детей подготовительной группы. Все серьезно запечатано, даже печать имеется. Откроем же и посмотрим!
Воспитатель и дети открывают посылку, в которой находится
красивая палочка и письмо от Феи.
Воспитатель: Дорогие мои, может быть, кто-то из вас уже догадался, что это за палочка?.. (Все решают, что волшебная, раз письмо от Феи). Ну, что ж, пора прочитать письмо, которое послала для нас Фея. Слушайте: «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы все любите сказки и разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную палочку. Тот, кто ее возьмет в руки и обойдет вокруг дерева – станет Волшебником!».
Воспитатель: Как интересно! Может быть, попробуем стать волшебниками? Кто желает?...
Каждый ребенок выполняет действия, предложенные в письме Феи и
«становится» Волшебником, выходя из-за дерева (младший воспитатель одевает накидку и шляпу на ребенка в то время, пока дети с воспитателем, закрыв глаза, выполняют под музыку танцевальные движения, представляя себя на балу)
Воспитатель: О, почтеннейший (ая), скажите нам, пожалуйста, из какой вы сказки прибыли – пожаловали к нам, расскажите нам о ней? Ребенок рассказывает…
(В случае затруднений, воспитатель помогает каждому наводящими вопросами (А помнишь ли? Не забыл ли ты? Знаешь ли ты?), затем благодарит с оценкой рассказов ребенка – волшебника (Ты очень хорошо рассказал (а) о своем герое, подобрал(а) сказочные слова…) и предлагает вернуться к ним, вновь обойдя вокруг волшебного дерева. Волшебная палочка передается следующему ребенку).
После двух-трех рассказов воспитатель просит себе палочку и тоже превращается в Волшебницу.
Воспитатель: Кто я, спросите меня?
Дети: О, почтеннейшая, скажите кто вы? Из какой сказки прибыли, расскажите нам о ней…
Воспитатель: Меня зовут Женя, я из сказки «Цветик - семицветик», которую написал В. Катаев. Эта сказка волшебная, потому что все мои желания выполняются лепестками цветка, лишь только я скажу: лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Все мои желания были необдуманными, а вот последнее желание помогло выздороветь мальчику, который не мог бегать. В конце сказки мы с ним подружились и вместе играли.
(Затем палочка побывает в руках еще у 2-3 детей)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами письмо Феи так и не дочитали до конца, вот как захотелось стать волшебниками… Давайте-ка дочитаем?
«Я надеюсь, что, превратившись в Волшебников, вы очень интересно расскажете о своем волшебном царстве, а ваши волшебные дела будут только добрыми».
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что надежды Феи оправдались! Все ваши рассказы были интересными и воспитательными. А какой рассказ о волшебном царстве больше всего понравился вам и почему?
Оценка и самооценка рассказов детьми
Воспитатель: Ребята, а волшебница еще пишет, что «как всякая уважающая себя волшебница, я приготовила вам сюрприз. Закройте глаза, произнесите волшебные слова: «Сим, салабим, ахалай, махалай», хлопните 3 раза в ладоши, и загляните в свои шкафчики…».
Дети все выполняют, и в раздевалке в шкафчиках находят сувениры,
заранее приготовленные младшим воспитателем