» » Имя существительное упражнения для тренировки. Упражнения для употребления падежей в русском языке Окончания существительных по падежам упражнения

Имя существительное упражнения для тренировки. Упражнения для употребления падежей в русском языке Окончания существительных по падежам упражнения

Мовина Оксана
Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных»

Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России)

Мовина Оксана Витальевна

Тема

Педагогическая цель Закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа .

Тип урока Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные) Обобщить знания, умения и навыки о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

Личностные результаты Воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные : -контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; формулировать тему урока на основе его содержания

Познавательные - совершенствовать умение анализировать предложенные задания для определения цели их выполнения; классифицировать пропущенную в словах орфограмму безударный гласный в зависимости от морфемы, в которой она находится

Коммуникативные : активное использование речевых средств; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы Учебник русского языка , рабочая тетрадь, презентация, конспект.

Этап урока

Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Организация начала урока .

Цель : содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. 1. Приветствие учащихся.

2. Эмоциональный настрой учащихся

3. Проверка

готовности к уроку - Здравствуйте , ребята.

Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, а я пожелаю вам активной работы на уроке .

Проверим готовность к уроку , на столах у вас должны лежать учебники русского языка , рабочая тетрадь, письменные принадлежности. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность

II. Минутка чистописания

Цель : формирование графически правильного , четкого и достаточно скорого письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем мы приступим к работе, подготовим ваши руки к письму.

Этот пальчик – маленький. (Массируем мизинчик.)

Этот пальчик – слабенький. (Безымянный.)

Этот пальчик – длинненький. (Средний.)

Этот пальчик – сильненький. (Указательный)

Этот пальчик - большачок. (Большой.)

А все вместе - кулачок. (Сжимаем в кулак.) Подготавливает руки учащихся к работе на уроке с помощью пальчиковой гимнастики.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

2. Оформление рабочей страницы тетради. - Откройте тетради, запишите число, классная работа .

Не забывайте, что в слове классная пишем удвоенную с .

Обратите внимание, что слово декабрь пишется с буквой е. Ставит перед учащимися учебную задачу оформить рабочую страницу тетради. Записывают число и классную работу в рабочие тетради.

3. Упр. в написании букв и их соединений -Обратите внимание на буквосочетания строчных хо, хх, хжх

Какие соединения у этих буквосочетаний? (Нижнее, верхнее)

Пропишите в одну строку буквосочетания строчных хо, хх, хжх

Чередуя их до конца рабочей строки.

Обратите внимание на то, что расстояние между буквами должно быть одинаковым. Ставит перед учащимися учебную задачу : письмо строчных буквосочетаний бр,др. Пишут буквосочетания строчных бр, др.

4. Словарная работа. -Запишите слово «словарь» :

Сначала повторим словарные слова, которые вы уже изучили на предыдущих уроках .

Я буду диктовать словарные слова, а вы будите записывать их с комментированием. (Пшеница, четверг, альбом, овёс)

Ребята, а чтобы узнать с каким новым словарным словом вы сегодня познакомитесь, отгадайте загадку.

На привале нам помог :

Суп варил, картошку пек.

Для похода - хорошо,

Но с собой не понесешь.

Ответ : Костер

Ребята, костёр - новое словарное слово.

Костер -контролируемый огонь.

Следует запомнить, что слово «костер» пишется с буквой о.

Составьте предложение с этим словарным словом.

(В походе мы разожгли костёр)

Выйдите к доске, запишите это предложение. Все остальные записывают в тетрадях.

Найдите и выделите орфограммы в словах этого предложения.

Разберём по членам предложения - найдём грамматическую основу и второстепенные члены предложения; определим, какой частью речи выраженно каждое слово.

Напишите сверху, какой частью речи является каждое слово.

Теперь дайте характеристику этому предложению. (Кто?-мы подлежащее, что сделали?-разожгли сказуемое; Кого? что?-костер В. п. ; где? походе определение.)

Молодцы, ребята. Продолжаем нашу работу.

Повторение изученных словарных слов.

Знакомит с новым словарным словом.

Организует работу у доски с предложением. Вспоминают словарные слова, записывают их в тетрадь с комментированием.

Составляют предложение.

Записывают и разбирают предложение.

VI. Целеполагание

Цель : обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока . 1. Анализ языкового материала с целью определения темы и задач урока .

Рассмотрите схему.

от подруги

идёт за горчицей

Назовите пропущенные буквы.

От чего зависит написание окончания имени существительного ?

Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? От чего это зависит?

Сформулируйте тему и цели нашего урока . (Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных ) Организует работу с языковым материалом , ставит перед учащимися учебную задачу определить тему и задачи урока . Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно определяют тему и задачи урока .

VII.Работа по теме урока .

Цель : обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала. 1. Работа с учебником.

Упр. 242 Работа по учебнику (упражнение 242 )

Организует работу по теме урока . Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар» .

– Догадайтесь, о чем это стихотворение.

– Объясните написание выделенных букв. Спишите.

– В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж .

– Составьте текст на тему «Берегите лес от пожара» . ---

Подготовьтесь его рассказать

Забывчивый охотник (2 скл., И. п.) на привале (2 скл., П. п.)

Не разметал, не растоптал костра (2 скл., Р. п.) .

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

(На) привале – сущ., на чём, н. ф. – привал, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., П. п., ед. ч., второстепенный член.

Ветер – сущ., что, н. ф. – ветер, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., И. п., ед. ч., подлежащее.

Организует работу с правилом . Читают правило . Отвечают на поставленные вопросы.

Работа по учебнику (упражнение 243 )

– Прочитайте.

Какова его тема?

Какова его главная мысль?

Озаглавьте текст. («Зимой на озере» .)

– Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение выражения «не тут-то было» .

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение имен существительных в творительном падеже , выделите их окончания .

Запишите в тетрадях упражнение 243

Приступаем к выполнению.

В конце выполнения задания, обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку.

Ночью хозяин-мороз плотно прикрыл озеро прозрачной ледяной (лёд) крышкой (1 скл., Т. п.) . Прилетела (полёт) сорока. Села на кочку у кромки льда и смотрит вниз. Прыгнет на лёд, долбанёт клювом (2 скл., Т. п.) – и снова на кочку. Хочется полакомиться рыбкой (1 скл., Т. п., рыбка под самым носом (2 скл., Т. п., но не тут-то было!

Выражение «не тут-то было» обозначает несбывшееся ожидание или предположение, неудачу в выполнении намеченного или желаемого.

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы . Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания.

Упражнение 245 .

– Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний имен существительных .

– Подготовьтесь записать предложения под диктовку.

Белый снег пушистый в воздух (2 скл., П. п.) кружится. Мартышка к старост (3 скл., Д. п.) слаба глазами стала. Божьей коровк (1 скл., Д. п., цветочной головк (1 скл., Д. п.) ласково кланялся ёж. Пахнет свежестью сирен (3 скл., Р. п.) . Сколько алых ягод у лесной рябинк (1 скл., Р. п.) . Таня и мама ушли к дяд (1 скл., Д. п.) Кост (1 скл., Д. п.) . У Саш (1 скл., Р. п.) и Вал (1 скл., Р. п.) гости. Зачем ты держишь кнут в ладон (3 скл., П. п.? Легко в упряжк (1 скл., П. п.) скачут кони.

Снег [сн’эк] – 1 слог.

с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

е – [э] – гласный, ударный;

г – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

–––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.

в воздухе кружится. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)

Снег (какой) белый;

кружится (где) в воздухе;

снег (какой) пушистый.

Объясняет выполнение упражнения .

Осуществляет проверку выполненного задания. Выполняют упражнение .

Корректируют допущенные ошибки.

Физкультминутка.

Цель : предупреждение утомления учащихся. -А сейчас немного отдохнем.

Проверим вашу внимательность.

Я буду называть упражнение и одновременно показывать. Но я вас буду обманывать, поэтому вы должны делать то, что я говорю, а не то, что показываю. Демонстрирует упражнения . Учащиеся выполняют физкультминутку.

VIII.Закрепление изученного

Цель : закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний

1. Тестирование. 1. В каком падеже стоят имена существительные

в начальной форме?

2. Укажи количество косвенных падежей .

не употребляются с предлогами?

4. Имена существительные в форме какого падежа не употребляются без предлога?

5. Укажи количество падежей , в которых имена существительные употребляются как с предлогами так и без них.

6. Существительным в форме какого падежа может быть выражено подлежащее в предложении?

7. Роль каких членов предложения выполняют имена существительные в косвенных падежах ? Выбери нужный ответ :

а) главных;

б) второстепенных.

8. К можно задать вопрос «что?» ?

9. К существительным в каких падежах можно задать вопрос «кого?» ?

10. К какому падежу относится вспомогательное слово «горжусь» ?

11. К какому падежу относятся вспомогательные слова «говорю» , «думаю» ?

12. К какому падежу относятся вопросы «где?» , «в чем?» ?

13. К какому падежу относятся вопросы «откуда?» ,

«из чего?» ?

14. К какому падежу относятся вопросы «куда?» ,

«во что?» ?

15. С существительными в каком падеже употребляются только два предлога : «к» , «по» ?

16. К какому типу относятся вопросы «куда?» ,

«где?» , «откуда?» ? Выбери нужный ответ :

а) падежные ;

б) смысловые.

17. Определите падежи имен существительных :

Встретил друга.

Плывет пароход.

Висел на вешалке.

Любовался картиной.

Достал из шкафа.

Рад гостю.

18. Составьте словосочетания со словами, поставив их в указанный падеж .

Мышонок (Р. п., ветка (Т. п., сирень (Д. п., ключ (В. п.) .

2. В русском языке 5 косвенных падежей .

5. 4 падежа .

7. б) второстепенными.

8. И. п., В. п.

9. Р. п., В. п.

16. б) смысловые.

17. Встретил друга (В. п.) .

Плывет пароход (И. п.) .

Висел на вешалке (П. п.) .

Любовался картиной (Т. п.) .

Достал из шкафа (Р. п.) .

Рад гостю (Д. п.) .

18. Убегал от мышонка (Р. п., любовался веткой

(Т. п., подошел к сирени (Д. п., нашел ключ (В. п.) .

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Проводит проверочную работу по теме «Падежи имен существительных Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

IX. Итог урока .

Цель : обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности 1. Беседа – Ребята, что особенно заинтересовало вас во время урока ?

– Что нового узнали на уроке ?

– Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного ?

– Понравилась ли вам работа на уроке ? Оцените себя.

Урока время истекло .

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока . Организация подведения итогов урока учащимися . Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

Домашнее задание : -Домашним заданием будет выполнение упр

Оценки за урок получают… .

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цели урока:

Обучающая: научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.

Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях. (Слайд 1. Презентация)

1 этап. Целеполагание

Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

1. Минутка чистописания.

(На доске написаны слова) Подберёзовик, молодость, старушка, молоко . (Слайд 2)

первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;

вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;

третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.

Вода, воздух, одуванчик

В воздухе кружились легкие семена одуванчика (разбор предложения по составу).

2. Словарная работа. (Слайд 3)

(На доске таблица)

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)

Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

А можно ли его преобразовать в имя существительное?

Что вы знаете об именах существительных?

3. Игра “Бегущие минутки” . За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).
  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
  4. Постоянный признак имён существительных… (род).
  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е ).
  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5)

Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.

Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

Согласны?

2 этап. Содержание

Повторение. (Алгоритм работы - 2способа определения падежных окончаний). (Слайд 6, 7)

4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.

1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

Сравни окончания. Что вы заметили?

Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

Какое слово лишнее?

Сделайте вывод.

Задание Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...

Проверка.

Зачитайте слова с окончанием – И.

Почему в этих словах вы написали окончание – И?

Какое слово лишнее?

5. Буквенный диктант. (Сигнальные карты)

На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .

6. Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

7. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием .

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

Р. п.
Д. п.
П. п.

4-я группа: У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

7. Упражнение на развитие зрительной памяти. (На доске записаны словосочетания)

Дохнула хол.д..
запушила сне.к..
(за)т.нула ле.к..
л.тят по льду
(по)серебрила ине..
нар.дила в шу.к..
пр.т.нулся у опушк…
появились (у) кормушк…
пр.б.жал по ветк..

Учитель: Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание)

Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка.

Учитель: какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Составьте рассказ, используя данные словосочетания.

(Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)

9. Итог урока/

Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

Заполните карточку:

Я работал с ___ настроением.

Я ___ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ___ .

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах (Объяснение нового материала).

Цели:

  • научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;
  • научить проверять с помощью ПМК «Школьный наставник» умение определять тип склонения существительных в начальной форме.
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование для урока:

  • УМК А. В. Поляковой;
  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • карточки с заданиями.
  • схемы-опоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Чистописание

АЛЛЕЯ АПТЕКА БИБЛИОТЕКА АЛОЭ

– Чем похожи записанные слова?
– Во всех словах есть непроверяемые безударные гласные.
– Записаны имена существительные.
– Ребята, какое слово, в цепочке записанных слов, является лишним и почему?
– Алоэ – это существительное несклоняемое.
– Какие еще вы знаете слова, которые являются несклоняемыми. Приведите свои примеры…
– Колибри, кенгуру, шоссе…

ДОРОГА, ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ, СТОРОЖ, ВЕЩЬ, ЗИМА, СНЕГ, ТЕНЬ, ИЗБУШКА, СОЛНЦЕ, ГНЕЗДО, ПОЕЗДКА, ЮНОША, МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ.

Взаимопроверка. Учащиеся сверяют с образцом, записанным на доске, по таблице; делают вывод.

IV. Работа на ПК. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме

Правила работы на ПК.

– А сейчас мы будем выполнять тест-контроль на компьютере. Тест поможет проверить, как мы умеем определять склонение существительных в начальной форме.
Кто раньше справится с работой, дополнит каждую записанную из групп своими словами.

Т1(15)<<Найди имя существительное определённого склонения>>

дочь девочка дочка
абрикос голубика персик
овес пшеница рожь
груша слива яблоко
метелица мороз снег
тюльпан резеда гладиолус
весна слякоть оттепель
ягода крыжовник черника
сахар конфета мёд
сирень акация черёмуха
перец корица соль
лето осень зима
брошь серьга ожерелье
лицо бровь глаз
берёза дуб лён

– Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей).
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

V. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока

– Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице?
– Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? (Разные).

– Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения).
– Как заполнить пустые ячейки таблицы. (Указать склонение: 1, 2, 3)
– Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных? (Можно, так как они безударные).
– Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? (Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться).
Учитель может закрыть или стереть окончания.
– Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).

– Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах.

VI. Новая информация

1. Работа с текстом

– Прочитайте текст.

Компьютер () помогает людям разных профессий (). Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле () компьютер управляет работой () двигателя, вычисляет скорость (), измеряет расстояние (). Может предупредить водителя об опасности на дороге.

– А как вам помогает компьютер в учебе?
– Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике.
– Дополните текст 1–2-мя предложениями о том, для чего вам нужен компьютер, чем и как он вам помогает. Запишите их в тетрадь.
– Прочитайте свои предложения.
– Прочитайте 1–е предложение из текста.
– Назовите существительные. У какого существительного склонение определить проще?
(компьютер) У существительных, которые стоят в И. п.; ед.ч.
– Чтобы определить склонение имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма?
– А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

– Какой новый шаг появился в алгоритме?
– Существительное надо поставить в начальную форму.

2. Выполняется работа с комментированием (с показом карточек со склонениями 1скл; 2 скл; 3 скл.)

Потренируемся пользоваться алгоритмом.

– Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

Физминутка с упражнением для глаз

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

VII. Закрепление

Работа в паре.

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

Проверка по табличке:

1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;
2 вар. – 2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл.

– У каких существительных было легче определить склонения?
– Утро, солнце.
– Почему?
– Они стоят в И.п.

VIII. Задание на выбор

В – I . Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

ЮНОША, ЗИМА, МЕЧТА, ПОЛНОЧЬ , ПРОГУЛКА.

ЛЕТО, КОВЁР, ТУЧКА , ЛАГЕРЬ, УРОК.

ДЕРЕВНЯ, ЗАРЯДКА, ВЕСНА, ПОЕЗДКА, РАДОСТЬ .

ТРОПИНКА , НАСТРОЕНИЕ, ОБЛАКО, ВЕСЕЛЬЕ, УЧЕНИЕ.

ДОМ, ВАГОН, ЛЕТО, КОЛЯ , РУЧЕЙ.

ДОЧЬ, ЖИЗНЬ, МЕТЕЛЬ, ДЯДЯ , МОРКОВЬ.

В – II . Определи склонение.

  • Переливались на солнце (2скл.)
  • Бегать утром (2 скл.)
  • Заметили у корабля (2 скл.)
  • Спустили на воду (1 скл.)
  • Радовался жизнью (3 скл.)
  • Стрекочет с радостью (3 скл.)

Итог урока

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
– Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.
– Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался
(чему?) (весна, праздник)______________________
Писать
(чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать
(о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай
(чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ
(кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род,число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

  1. появился (на чём?) на ветках ()
  2. на ветках (чего?) березы ()
  3. покрывают (что?) землю ()
  4. украсились (чем?) инеем ()
  5. летит (на что?) на землю ()
  6. летит (с чего?) с ветки ()
  7. бежал (по чему?) по снегу ()

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались (на …..) на машине. (… падеж).

2.Шли (по …) по площади. (… падеж).

3.Отплыл (от …) от причала. (….. падеж).

4.Подбежал (к ….) к кровати. (… падеж).

5.Прыгает (….) белка. (… падеж).

6.Достали (…) мяч. (… падеж)

7.Гуляли (за …) за школой. (… падеж).

8.Написал (в …..) в тетради. (… падеж).

9.Кружились (в …) в воздухе.(… падеж).

10. Мылись (…) шампунем. (.. . падеж).


Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.