Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом? Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?
Понятие педагогического менеджмента
Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.
Национальная специфика
Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.
Системообразующие факторы педагогического менеджмента
Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:
Специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;
Цели управления;
Методы, задействуемые субъектами менеджмента;
Задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;
Ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;
Функции, характеризующие педагогический менеджмент;
Критерии качества управленческой активности.
Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.
Системообразующие элементы
Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.
Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.
Цели управления
Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.
Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.
Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.
Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.
Методы
Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:
Экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);
Административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);
Социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).
Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.
Задачи
Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:
Сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;
Подготовить нужные кадры;
Получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;
Внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;
Проанализировать эффективность работы.
Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.
Принципы педагогического менеджмента
Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.
Рационализм
Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.
Социальная ориентированность
Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.
Стабильность
В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.
Последовательный подход к инновациям
В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.
Функции
Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.
Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.
Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение. Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.
Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность - в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.
Критерии качества менеджмента
Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:
Практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);
Уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);
Наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).
Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.
Менеджмент в образовании- это совокупность методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.
Так же можно сформулировать основные особенности менеджмента в образовании: -возможность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленный на достижение максимально эффективных результатов; -обеспечение в коллективе (среди преподавателей и учащихся) комфортного психолого- педагогического климата.
Как следствие применение менеджмента в образовательной системе привело к следующим результатам: лучше, чем раньше, произошло разграничение компетенции между учебным заведением и органами управления; повысился уровень самостоятельности, автономности, ответственности субъектов управления; значительно повысился уровень свободы системы управления, появилась возможность участвовать в определении общего социального заказа, формулировать свою миссию, образовательную политику, стратегию; отмечается переход от позиции пользователя действующих систем управления на позицию проектировщика, создателя, автора новых систем; появилась возможность устанавливать новые связи в социуме без оглядки на вышестоящие организации; растет открытость управленческого сообщества мировому опыту менеджмента и социального управления; происходит высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования; развитие плюрализма, большой терпимости, разных подходов к творческим поискам; растет популярность идей профессионализации управленческой деятельности; возможность получения дополнительных источников финансирования, изменение штатного расписания (что, в частности, позволило изменить сложившееся единообразие штатных организационных структур управления).
И естественно, управление образовательной организации, как объекта управления, в нашей стране имеет ряд своих особенностей. В России образование является массовым. А массовое образование по своему содержанию довольно далеко отстоит от подлинных богатств культуры, поскольку преследует главным образом утилитарные цели, связанные преимущественно с подготовкой к предстоящей трудовой деятельности. Общее образование стало всеобщим, охватывающим все молодое поколение, за счет использования адаптированных текстов культуры, которые представляют собой различные виды учебных пособий. Массовое общее образование открывает дверь в мир аутентичных текстов культуры, но не побуждает учеников войти в эту дверь. Для перехода от грамотного к образованному обществу необходимы изменения в системе массового общего образования и в самом понимании сути образования.
Таким образом, можно выделить несколько особенностей современного учебного заведения, определяющих ограниченность его культурного потенциала. Первая особенность - обучение на основе адаптированных текстов. Задача заключается в существенном повышении доли аутентичных текстов культуры в содержании школьного образования. Вторая особенность - исполнительская позиция ученика, который в большей мере является объектом, чем субъектом образовательной деятельности. Задача заключается в расширении возможностей выбора образовательных программ (от выбора учебных заданий до формирования индивидуальных образовательных программ) и в расширении возможностей для проявления креативных способностей учащихся, в том числе за счет сочетания основного и дополнительного образования детей. Третья особенность - ориентация на одинаковые результаты образования, которая заключается в том, что учебное заведение должно обеспечить освоение разными детьми одних и тех же учебных программ за одно и то же учебное время. Задача заключается в переходе от гарантии результатов к гарантии равенства возможностей успеха для всех учащихся, что предполагает неравенство условий их обучения.
Менеджер в образовании - специалист, профессионально осуществляющий функции управления в сфере образования на базе современных методов руководства.
В России необходимость введения профессионалов-менеджеров в сферу образования связана с общими изменениями образовательных парадигм. В связи с этим в управление образованием также внесено много существенных изменений: а) реформы образовательной системы, выход ее из кризисного состояния невозможны без инновационных преобразований, управление которыми достигается более успешно на принципах менеджмента; б) идет процесс демократизации и децентрализации управления системой образования с предоставлением широкой самостоятельности учебным заведениям в решении учебно-воспитательных и хозяйственных вопросов; в) вузы активно развивают свою коммерческую, посредническую и экономическую деятельность с целью получения новых источников дохода для сохранения своего интеллектуального потенциала, поэтому расширяются экономические методы управления; г) разрушается прежняя единообразная система учебных заведений, растет число альтернативных, негосударственных образовательных учреждений; происходит дифференциация содержания образования в связи с разноуровневым обучением; д) идет процесс интеграции вузов с научными учреждениями и производством; е) изменилось отношение к образованию обучающихся, которые получили возможность выбирать учебные заведения, предъявлять им требования в связи со своими ожиданиями и запросами.
Поскольку изменились объекты управления, усложнился процесс организационно-правового (управленческого) и содержательного обновления деятельности образовательных структур, должно принципиально измениться и управление ими. Вузы постоянно находятся в поиске новых методов управления и организации научного и учебно-воспитательного процессов, нуждаются в создании новых образовательных структур. Нужны координация, взаимодействие и взаимосвязи в деятельности как внутри, так и вне вуза, которые призван осуществлять менеджер.
Так как менеджеры используют общие функции и методы управления в любой сфере человеческой деятельности, то потребность в них испытывают все предприятия, организации и учреждения, в том числе и учебные заведения. Руководителя образовательного учреждения рассматривают как менеджера в образовании, концепция же образовательного менеджмента еще только складывается. Менеджер в образовании - новая профессия; появление принципиально новых специалистов - инновационных менеджеров в области образования - еще только ожидается.
Им предстоит возглавить инновационную деятельность по организационно-управленческому и социально-педагогическому развитию вуза. Им нужно будет уметь оценивать инновационный проект развития какого-либо объекта управления в вузе по эффективности, степени риска, вероятности осуществления, возможности овладения информационными технологиями, ПЭВМ, экспертными системами, а также основами экономики, статистики, учета, маркетинга, педагогики и психологии. Такой менеджер должен иметь широкий кругозор и современный стиль мышления.
Менеджера отличают такие свойства, как наличие специального управленческого образования, владение управлением как профессией, самостоятельность в принятии решений, внутренняя свобода и инициатива, готовность к риску, ориентация на работу в команде, создание команды единомышленников, рациональность, критичность, готовность к дискуссии, диалогу, открытость новой информации и др.
Менеджер в образовании - это менеджер-синтезатор, способный разбираться в научно-учебных и коммерческих вопросах, добиваться, чтобы вуз стал полноценным субъектом рынка труда, рынка профессий и рынка педагогических инноваций. Для работы менеджеров характерны кратковременность трудовых операций, разнообразие и фрагментарность осуществления деятельности. Основной продукт труда менеджера - принятое им управленческое решение, а это всегда необходимость выбора.
Результативную политику инновационно-образовательных нововведений удается осуществить коллективам вузов, руководители которых ориентированы на лидирующую роль или наступательную стратегию деятельности. Ректору как менеджеру-лидеру должна быть свойственна ориентация на постоянное обновление, развитие вуза. Он стремится к тому, чтобы, во-первых, видеть и на этой основе прогнозировать развитие педагогических, научных и социально-экономических процессов, происходящих в вузе; во-вторых, гарантировать такого рода преобразования в учебно-научном процессе, при которых каждый член вузовского коллектива осознает потребность в улучшении своей деятельности; в-третьих, добиваться научно-методического обеспечения обновления и успеха всех преобразований. Ректор несет ответственность за организацию качественной работы педагогического, научного и студенческого коллективов, правильный набор и расстановку кадров, качество учебно-воспитательного процесса и создает для этого необходимые условия. Таким образом, ректор выступает как дирижер всей управленческой деятельности вуза.
С расширением прав и полномочий факультетов (внутривузов- ских институтов) эти функции могут быть возложены в определенной мере на их руководителей, выступающих в роли менеджеров - лидеров своих подразделений.
В теории современного менеджмента возник термин «поведенческий менеджмент», что обусловило корректировку смыслового содержания термина «менеджер». Теперь руководитель любого коллектива, определяющий цели его деятельности и принимающий решения, которые требуются для их достижения, даже не обладающий властными функциями, должен считаться менеджером.
Весь кадровый состав вуза разделяется на множество отдельных коллективов, возглавляемых своими руководителями. От поведенческого менеджмента каждого зависит общий успех вуза. Но менеджерами должны стать не только руководители структурных подразделений, но и все члены коллектива. Человек - саморазвивающаяся система, поэтому каждый член коллектива осуществляет самоме- неджмент, что означает самостоятельность, личную организацию, управление собой. Управление-самоуправление - это единый процесс, который приводит к развитию коллектива вуза, а значит, и развитию человека.
В зависимости от функциональных обязанностей и роли, которую играют менеджеры в процессе управления вузом, специалисты выделяют четыре группы менеджеров:
- к первому (высшему) уровню вузовских менеджеров относятся ректор и его заместители. Устав вуза определяет их функции, права и обязанности;
- вторая группа вузовских менеджеров - это начальник учебнометодического управления, руководители факультетов и заведующие кафедрами;
- третья группа - руководители организационно-функциональных служб и подразделений вуза (планово-финансовых, хозяйственных служб, отдела кадров, библиотеки, научных подразделений и др.). Руководители этой группы не входят в административный персонал и не наделены властными полномочиями. Для успеха деятельности этой группы руководителей в качестве менеджеров особенно важна профессиональная компетентность;
- четвертая группа - преподаватели как организаторы управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Их роль менеджера связана с тем, что они не только ставят цели своей деятельности, но и добиваются, чтобы эти цели были осознаны и приняты студентами. При этом для них главное - поиск способов достижения намеченных целей, освоение этих способов студентами настолько, чтобы они стали для них собственными.
Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом? Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?
Понятие педагогического менеджмента
Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.
Национальная специфика
Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.
Системообразующие факторы педагогического менеджмента
Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:
Специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;
Цели управления;
Методы, задействуемые субъектами менеджмента;
Задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;
Ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;
Функции, характеризующие педагогический менеджмент;
Критерии качества управленческой активности.
Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.
Системообразующие элементы
Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.
Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.
Цели управления
Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.
Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.
Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.
Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.
Методы
Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:
Экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);
Административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);
Социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).
Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.
Задачи
Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:
Сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;
Подготовить нужные кадры;
Получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;
Внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;
Проанализировать эффективность работы.
Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.
Принципы педагогического менеджмента
Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.
Рационализм
Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.
Социальная ориентированность
Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.
Стабильность
В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.
Последовательный подход к инновациям
В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.
Функции
Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.
Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.
Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение. Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.
Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность - в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.
Критерии качества менеджмента
Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:
Практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);
Уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);
Наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).
Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.
Несмотря на то, что management в буквальном смысле означает «управление», эти понятия не тождественны.
Менеджмент - это управление экономическими процессами во всех сторонах человеческой деятельности.
Управление же является более широким понятием и включает в себя в качестве составной части и менеджмент.
Менеджмент - представляет собой современную структуру управления образовательными учреждениями, ориентированную на лучшее удовлетворение общественных потребностей путем производства образовательных услуг в условиях рыночной экономики. Это совокупность приемов и методов управления, используемых для повышения эффективности создания экономических благ. Менеджмент является и наукой, и искусством, и практической деятельностью по более продуктивному управлению интеллектуальными, материальными и финансовыми ресурсами для наилучшего функционирования и достижения более высоких результатов учебным заведением и любой другой организацией.
Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные компоненты:
Прогнозирование и планирование деятельности учебных заведений, правильная постановка целей, их субординация по степени важности;
Рациональная расстановка кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями;
Организация системы образовательной информации и эффективности её использования;
Мониторинг, контроль, анализ и своевременная корректировка для предупреждения и ликвидации недостатков;
Надлежащая квалификация и опыт менеджеров образовательных учреждений и система повышения их мастерства.
Менеджер - человек, профессионально осуществляющий функции управления на базе современных научных методов руководства (профессиональный руководитель). Менеджер должен быть организатором инновационного процесса - результата творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов продукции, современных технологий, внедрение современных организационных форм и методов управления.
В зависимости от функциональных обязанностей и роли, которую играют менеджеры в процессе управления образовательными учреждениями, выделяют три группы (уровня) менеджеров в школе:
1 уровень → директор и его заместители
2 уровень → руководители методических и других творческих объединений педагогов
3 уровень → учителя и другие педагогические работники
К 1 уровню, высшему относятся директор и его заместители. По уставу ОУ руководство всей его деятельностью осуществляет директор, который организует работу и руководит всеми видами деятельности учреждения: учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной, социально-экономической. Он несёт ответственность за результаты работы, выполняет обязательства перед учредителем, родительской общественностью, заказчиками. Директор без доверенности действует от имени ОУ, представляет его во всех организациях и учреждениях, распоряжается имуществом школы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета.
В пределах своей компетентности директор издает приказы и другие распоряжения, обязательные для всех работников ОУ, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников.
Явление ОУ директор ведет на принципах оптимального единоначалия с самоуправлением коллектива. Он реализует представленные учреждению права, связанные с его деятельностью и по установленному им распределению обязанностью между должностными лицами, находящимися в его подчинении. В решении хозяйственных дел директору помогает его заместитель по хозяйственной части.
Заведующий хозяйством, назначенный директором, отвечает за сохранность школьных зданий и школьного имущества, материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, за соблюдение санитарно-технического режима, за своевременную подготовку школы к началу учебных занятий, за противопожарную охрану и правильную организацию работы обслуживающего персонала.
На этом же уровне управления ОУ находятся и заместители директора по учебно-воспитательному процессу (УВП) ((завучи), которые организуют учебно-воспитательный процесс и его научно-методическую базу.
Их основные задачи следующие:
Обеспечить жизнедеятельность коллектива ОУ на базе четкой организации
Изыскать возможность для обновления учебно-воспитательного процесса в соответствии с прогнозируемыми состояниями;
Организовать работу методической службы, направленную на развитие профессионального мастерства педагогов.
Вторая группа менеджеров ОУ - руководители методических и других творческих объединений. Эта группа не входит в административный персонал и не наделена властными полномочиями. Деятельность руководителей методобъединений учителей по той или иной учебной дисциплине более конкретна и предметна, глубока, поскольку приближена к содержанию и методике преподавания определенного программного курса.
Для успеха деятельности менеджера этой группы особенно важна компетентность в той области знания, которая объединяет учителей соответствующей специальности. Ко второй группе надо отнести и классных руководителей.
Третью группу менеджеров занимают сами педагогические работники, учителя, организующие управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Преподаватель ставит цели деятельности и добивается, чтобы цели были осознаны и приняты учениками.
Объектом управления педагогов выступают учащиеся и их деятельность.
Компетентность ОУ установлена в ст. 32 Закона РФ «Об образовании». В ней записаны полномочия ОУ.
Управление государственного, муниципального ОУ строится на принципе единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются:
Общее собрание;
Совет, попечительский совет;
Педагогический совет;
Другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ОУ.
По уставу школы высшим органом самоуправления является Конференция, которая:
Избирает Совет школы, его председателя и определяет срок их полномочий
Принимает Устав школы, её законы и вносит в них изменения;
Утверждает основные направления развития школы, повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Решения Конференции и Совета школы, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации и всех членов коллектива школы.
Непосредственное управление ОУ осуществляет администрация во главе с руководителем, прошедшим соответствующую аттестацию. Порядок назначения руководителя определяется в уставе ОУ. Ст. 35 Закона РФ «Об образования» содержит 3 варианта избрания и назначения руководителя.
Таким образом, в соответствии с Уставом руководитель государственного (муниципального) ОУ может быть:
1. Избран коллективом ОУ;
2. Избран коллективом ОУ при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем
3. Избран коллективом ОУ с последующим утверждением учредителе»
4. Назначен руководителем с предоставлением Совету ОУ права вето;
5. Назначен учредителем
6. Нанят учредителем.
Процесс стратегического управления школой, как и любые другие процессы управления, нуждается в системе, которая будет его осуществлять, - внутришкольной системе стратегического управления.
Система внутришкольного управления - это «целеустремлённая» система, служащая не просто для реализации функции управления с помощью управленческой деятельности, но прежде всего - для получения при этом определённых результатов. Поэтому систему управления в этом понимании вполне разумно и естественно рассматривать без отрыва от этих результатов, вместе с ними, рассматривая их в качестве важнейшей системообразующей части (точно так же как результаты обучения включаются в характеристику системы обучения, а школу как систему невозможно описать и понять, не рассматривая результаты жизнедеятельности).
Управляющий совет в школе
Федеральный закон № ФЗ-83 прямо не влияет на установленные к моменту его выхода в свет полномочия и функции управляющего совета в школе, однако отдельные существенные изменения в порядке организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения позволяют ввести в практику новые функции и полномочия управляющего совета, а также расширить уже апробированные и закреплённые за ним ранее.
ПОЛНОМОЧИЯ
Закон № 83-ФЗ позволяет управляющему совету реализовать следующие полномочия (если они закреплены в уставе школы):
Утверждать или согласовывать финансовый план, штатное расписание, смету расхождения средств, полученных школой из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы, порядок и условия оплаты труда лиц, занятых в приносящей доход деятельности, включая деятельность по реализации платных дополнительных образовательных услуг; утверждать отчёт руководителя о выполнении финансового плана, об исполнении сметы расходования средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг) и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы.
Финансовый план школы будет состоять из двух принципиально различных разделов, включающих сметы расходования денежных средств. В первом разделе - расходы бюджетных средств, полученных школой в качестве финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
Второй раздел представляет собой план, а скорее - прогноз поступления внебюджетных средств (средств, полученных от приносящей доход деятельности, целевых безвозмездных взносов и благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, спонсорских взносов) и смету расходования этих средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы).
Финансовое планирование
Новая законодательная реальность позволяет расширить полномочия управляющего совета не только в контроле расходования бюджетных и внебюджетных средств на стадии заслушивания и утверждения отчётов руководителя по финансовым вопросам, утверждения или согласования финансового раздела публичного доклада школы, но также и в финансовом планировании деятельности, в формировании ресурсной базы школы.
В ведение управляющего совета теперь правомерно передать утверждение или согласование раздела финансового плана о привлечении внебюджетных средств, включая доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг от иной, предусмотренной уставом приносящей доход деятельности (добровольные денежные и имущественные безвозмездные взносы, благотворительные пожертвования и т.д.). Управляющему совету можно доверить планирование и привлечение дополнительных внебюджетных доходов от спонсоров и благотворителей.
Управляющий совет, в зависимости от состава его членов, имеет возможность не только принимать принципиальные решения о регламентации такой деятельности в школе, но и принимать силами своих членов непосредственное участие в привлечении спонсоров и спонсорских взносов. Участие управляющего совета также видится и в планировании расходования привлечённых в таком порядке средств.
Бюджетное финансирование
Закон № 83-ФЗ предусматривает отказ от финансирования по смете. Как новой ситуации видится участие управляющего совета в финансовом планировании контроле за исполнением бюджета школы?
Пока не установились порядок и практика финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением, трудно прогнозировать роль и возможности влияния управляющего совета на размер бюджетного финансирования школы.
Можно предположить, что учредитель, заинтересованный в развитии государственно-общественного характера управления в образовании, найдет роль место для управляющего совета и муниципального общественного совета по образованию при обсуждении проекта муниципального задания и объёмов его финансового обеспечения.
В том случае, если ранее были предусмотрены процедуры контроля управляющим советом за исполнением сметы бюджетного финансирования, это не отменяет участия управляющего совета в контроле исполнения финансового плана школы. Управляющий совет может, согласно уставу, утвердить или не утвердить отчёт руководителя об исполнении муниципального задания и исполнении финансового плана школы. Управляющий совет оценивает использование бюджетного финансирования и с позиций выполнения руководителем программы развития школы. Сохраняется роль управляющего совета в утверждении или согласовании публичного доклада, в котором есть раздел о финансовой отчётности как по бюджетным, так и внебюджетным средствам.
Можно прогнозировать расширение полномочий управляющего совета при утверждении или согласовании финансового плана школы взамен согласования бюджетной заявки как при планировании исполнения муниципального задания так и планировании расходования средств из внебюджетных источников (от приносящей доход деятельности, включая реализацию дополнительных платных образовательных услуг, благотворительные пожертвования и целевые безвозмездные взносы, спонсорские взносы). Регламентация
Поскольку увеличивается масштаб деятельности школы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, встаёт вопрос о функциях управляющего совета в регламентации этой деятельности.
Полномочия и, соответственно, функции управляющего совета в вопросах регулирования деятельности, приносящей доход, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, определяются уставом школы, где могут быть предусмотрены следующие полномочия управляющего совета: утверждение (согласование) перечня и порядка реализации платных дополнительных услуг, утверждение (согласование) существенных условий и текстов договоров школы с потребителем платных дополнительных образовательных услуг.
В этом случае управляющий совет вправе и обязан устанавливать, реализацию каких платных дополнительных образовательных услуг необходимо организовать руководителю школы и педагогическому коллективу; определять расценки на такие услуги (но не выше расценок, установленных учредителем); разрабатывать систему и процедуры оценки качества таких услуг и удовлетворённости услугами основных потребителей - учащихся и их родителей.
Для решения этих вопросов управляющему совету необходимо организовать взаимодействие с педагогическим советом школы. Именно его экспертные заключения и рекомендации позволят управляющему совету правильно ориентироваться в организации платной образовательной деятельности, исходя из имеющихся ресурсов (прежде всего, кадровых) и возможностей привлечь ресурсы извне.
Возможна ситуация, когда про роль и функции управляющего совета в вопросах реализации платных дополнительных образовательных услуг ничего не сказано, но при этом за ним закреплено право согласовывать или утверждать программу развития школы. В этой программе может быть предусмотрен специальный раздел о развитии приносящей доход деятельности и, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
В этом разделе на планируемый промежуток времени управляющий совет может установить перечень таких услуг, которые школа должна оказать в установленные программой развития сроки, а также принципы и порядок реализации таких услуг.
Рамками и ориентирами для такого рода решений управляющего совета должны служить Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 в редакции постановления Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181), нормативные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления, устанавливающие условия реализации платных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями и предельные допустимые расценки на них.
Именно в этом правовом поле управляющий совет вправе определять задачи развития платной дополнительной образовательной деятельности в соответствующем разделе программы развития школы. Утверждённая или согласованная управляющим советом программа развития, таким образом, становится локальным правовым актом школы, обязательным для исполнения.
Преимущества
Можно указать на преимущества, которые имеет управляющий совет в рении вопросов организации приносящей доход деятельности:
Общественное участие в разработке маркетинговой стратегии платных образовательных услуг повышает шансы сделать её ориентированной на потребителя;
Стратегия ценообразования, согласованная с общественностью, также будет больше ориентирована на реальный потребительский спрос и может получить конкурентные преимущества в сравнении с аналогичными стратегиями других образовательных учреждений;
Управляющий совет в некоторых случаях (в зависимости от привлечённых в него членов) может заметно расширить возможности школы в привлечении дополнительных квалифицированных кадров и ресурсов работодателей (особенно в вопросах профильного обучения и профориентационной деятельности);
Наконец, очень важно, что коллегиальные (с участием общественности и потребителей) решения такого рода вопросов, как взаимоотношения с потребителем, могут содержать меньше рисков: реже возникают претензии, включая судебные иски, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей».
Внебюджетные средства
С утверждением в мае 2010 года Федерального закона № 83-ФЗ заработанные школой от реализации платных дополнительных образовательных услуг денежные средства исключены из составов соответствующих бюджетов - муниципального или государственного (в зависимости от того, кто является учредителем). Таким образом, эти средства снова стали внебюджетными средствами, которыми школа вправе распоряжаться самостоятельно по решению того органа управления школы, за которым право такого решения закреплено Иначе говоря эти средства не могут быть включены в финансовое обеспечение муниципального (государственного) задания школе из соответствующего бюджета.
Практика федерального эксперимента 2004-2006 годов по апробации модели управляющих советов школы, расширение общественного участия в управлении образованием в последние годы позволили апробировать такие роли и полномочия управляющего совета, как утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчетов руководителя об исполнении такой сметы.
Новая законодательная ситуация позволяет закрепить и расширить роль и полномочия управляющего совета в решении такого рода вопросов. В этом случае повышается роль и ответственность управляющего совета в общем ресурсном планировании развития школы. Соответственно, решая вопросы организации платных дополнительных образовательных услуг, управляющий совет будет основываться не только на учёте мнений и интересов потребителя этих услуг, но также учитывать задачи ресурсообеспечения школы, эффективного исполнения её дополнительных ресурсов.
В школах, заинтересованных совместно со своим учредителем в развитии государственно-общественного характера управления, роль управляющего совета в финансовой сфере может расшириться до его участия в формировании ресурсной базы школы, включая и планирование развития кадрового ресурса только с количественной, но и с качественной стороны: участия в планировании затрат на повышение квалификации педагогического персонала, утверждении или согласовании штатного расписания школы.
2.6. Формирование заказа на образовательные услуги на федеральном уровне
Концепция социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает высокий уровень общественного участия в управлении образовательной системой через органы государственно-общественного управления. Принятый в 2010 году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривается как инструмент консолидации государственного, социального и гражданского заказов образованию, а значит, требует демократических подходов к его внедрению.
Социальный и гражданский заказ системе образования
Демократизация образования и образовательной деятельности в целом обеспечивается стандартом, предусматривая прямое и непосредственное участие общественности, то есть родителей учащихся, представителей общественных организаций и бизнеса в управлении образованием, решении ключевых вопросов его развития посредством муниципальных общественных советов, Управляющих советом школ, процедуры общественной экспертизы.
Личность, общество и государство - это трио заказчиков, которые определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса, формируют социальный заказ системе образования: государству нужен здоровый и свободный человек. Система образования должна сделать всё возможное для воспитания граждан-патриотов, имеющих полноценное общее образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации поддерживать своё здоровье. Социальный заказ находит отражение и в гражданском заказе системе образования, выражаемом непосредственными потребителями образовательных услуг - учащимися и их родителями.
В самом общем виде гражданский заказ можно сформулировать как требование на обеспечение современного качественного образования, доступного каждому учащемуся, независимо от места его проживания.
Нет сегодня общепринятых критериев объективной оценки выполнения гражданского заказа, за исключением, пожалуй, одного - успешности человека, получившего образование, на рынке труда (в пределе - на рынке глобальном). Если призвать этот критерий обоснованным и спроецировать его на общее среднее образование, можно с достаточной степенью надёжности предположить, что задача этого уровня – создание условий, обеспечивающих развитие в ребёнке и подростке неких базовых компетентностей, необходимых ему для становления в качестве обладателя персонального человеческого потенциала высокой потребительной стоимости.
Формирование гражданского заказа на уровне отдельного образовательного учреждения заключается а том, чтобы отразить образовательные запросы учащихся и их родителей в основной образовательной программе образовательного учреждения. Центром любой образовательной программы становится ребёнок, относительно удовлетворения образовательных интересов, которого договариваются две стороны - школа и родительское сообщество.
Общественный договор государства, общества и образовательной системы
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования по своему общественному статусу реализует современную миссию российского образования - формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны.
ФГОС - это общественный договор о солидарной ответственности государства, общества и образовательной системы за качество предоставляемого образования . Смысл договора - согласованный социальный образовательный заказ на подготовку граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, идеалам демократии, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам.
Инструмент реализации ФГОС начального общего образования на практике в каждом образовательном учреждении - основная образовательная программа начального общего образования, формируемая в соответствии со спецификой образовательного учреждения, гражданским заказом и требованиями стандарта. Эта программа содержит обязательную и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса. В содержании программы учитывается тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся. На основании этого в вариативной части закладывается гражданский заказ образовательному учреждению, формируемый родителями и учащимися.
В стандарте впервые закреплены требования к созданию условий, обеспечивающих возможность:
Участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной граммы общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
Эффективного использования времени, отведённого на реализации образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учётом особенностей субъекта РФ.
Анкета для родителей (законных представителей)
В Саратовской области существует положительный опыт реализации этой позиции стандарта, который позволяет выявить, сформулировать и структурировать заказ Учащихся, их родителей или их законных представителей образовательному учреждению на образовательные услуги. Методика формирования заказа, используемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина г. Саратова» (директор Т.А. Денисова, кандидат педагогических наук) позволяет разработать образовательную программу ступени начального общего образования с учётом индивидуализации образовательных маршрутов как классов в целом, так и отдельных учащихся сначала изучаем образовательные потребности учащихся посредством заполнения анкет родителями (зконными представителями) (см. табл. 1).