Задание 26 Задание требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. План– это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. Для выполнения задания необходимо: - внимательно прочесть текст, - уяснить его содержание, - понять тему, - выявить основные идеи текста. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста. Следует выделить основную идею каждого фрагмента и кратко сформулировать ее. Количество выделенных фрагментов может быть различным.
Виды планов План может быть простым или сложным. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов). План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме. - Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому абзацу текста соответствует один вопрос. - Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п.
Критерии оценивания задания 1. Оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана). 2. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла. 3. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает: верно ли определена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу); насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста). 4. Если все смысловые части текста выделены, из названия отражают основные идеи текста логично и полно – выставляется 2 балла. 5. Если ученик верно выделил более половины смысловых фрагментов текста и в названиях (пунктах плана) отразил основные идеи соответствующих частей текста, то выставляется 1 балл. 6. Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный, выставляется 0 баллов
Задание 27 Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в тексте в явном виде. Задания могут содержать требования: найти в тексте любые два (три) определения (объяснения, причины, характеристики и т.п.); найти в тексте ответы на 2-3 вопроса; найти в тексте доказательства (аргументы и т.п.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи; заполнить пробелы в таблице. Проверяются и оцениваются умения извлекать информацию из текста. Например, приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением. Обратите внимание: Задание непосредственно относится к тексту, Рассуждения экзаменуемого, не связанные с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ сводится к рассуждениям, которые к тексту напрямую не относятся, то он оценивается в 0 баллов. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.
Задание 28 Задание предполагает преобразующее воспроизведение или интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько моделей: определить, что является фактом, определить его причины; установить последствия описанного социального явления; объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т.п.); оценить роль тех или иных факторов и т.п. В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены подробности и приведен лишь фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов. Задание, как и предыдущее задание 27, также непосредственно относится к тексту, но требует его интерпретации и привлечения знаний курса. Следует внимательно читать, что и в каком количестве надо назвать и какие источники информации привлечь (только текст или знания по курсу, личный опыт, факты общественной жизни).
Задание 29 Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В задании может быть две части (например, объяснение и примеры). Данный тип заданий имеет несколько моделей условий и требований: Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления… Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения … (дайте три объяснения)… Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами …(приведите три примера, подтвердите тремя конкретными примерами)… С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения… Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера … и кратко поясните каждый пример… Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации… Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста…(конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте характеристики)… На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации …
Критерии оценивания задания 29. Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям; Во-вторых, рассуждения должны конкретизировать сущность приведенного в задании теоретического положения, оценивается логическая и содержательная корректность этих рассуждений. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Максимальный балл – 3 балла.
Задание 30 Задание задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. Задание предполагает использование информации из текста для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: ответ на вопрос фрагмент текста Оценивается задание следующим образом: Дано объяснение, приведен фрагмент текста. – 2 балла. Дано объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста. -1 балл. Ответ неверный.- 0 баллов. Задачи имеют два уровня требований: первое относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии; второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике. В вариантах используются разные модели условия: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.
Примеры заданий 30 Условие задания – проблемная ситуация Граждане подали заявление о регистрации брака в органы ЗАГС. Невеста сразу же потребовала от жениха обеспечить ее материальное содержание. Жених отказался, сославшись на то, что брак еще не заключен. Правомерен ли отказ жениха? Объясните свой ответ. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении? Условие задания – социальный факт В государстве Z за последние 20 лет значительно сократилась доля сельских жителей, что негативно сказалось на развитии аграрного сектора. В связи с этим был принят закон, запрещающий жителям сел и деревень уезжать в город. Оцените данный закон с позиции знания естественных прав человека. Приведите фрагмент текста, который может обосновать вашу оценку. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.
Задание 31 Задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т.п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное здание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. Задание к тексту строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией; аргументы (объяснения), в случае согласия или несогласия.
Критерии оценивания задания 31 -Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. – 2 балла. -Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.- 1 балл. -Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный.- 0 баллов. Оценивается: - содержательная полнота, - логическая обоснованность собственной позиции ученика, - разнообразие приведенных им аргументов. Аргументами могут служить знания, факты, примеры, почерпнутые из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта. Данный тип заданий имеет ещё одну модель условия и вытекающих из него требований: -с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции(мнения, точки зрения и т.п.) автора. Максимальный балл – 2:
Памятка ученикам Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принадлежности это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эффект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно важен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической литературе рекомендациями. Следует помнить: если в тексте главное утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст; если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ; если основой текста являются оценочные суждения, явно показано отношение к чему-либо это публицистический текст; если представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ екта, это статические материалы; если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимости, политический документ; если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин формационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).
Как работать с текстом на экзамене 1. С чего начинать работу с текстом? Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний. 2. Нужно ли определять главную идею текста? Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».
Как работать с текстом на экзамене 3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос. Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла. 4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Внимательно прочитать задание. В нем даны соответствующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собственный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.
Как работать с текстом на экзамене 5. На что обращать внимание при выполнении заданий? Важно: внимательно прочитать задание; понять, что именно требуется для успешного ответа; уяснить, из каких частей складывается задание; стараться выполнить все задание; если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы); не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием.
Анастасия Григорьева:
Экзамен по обществознанию – не очень сложно
Сдать экзамен по обществознанию для меня было не очень сложно. В начале учебного года я купила книжку с десятью вариантами ОГЭ для подготовки. Кроме того, у нас каждую неделю в школе были дополнительные занятия по этому предмету, но я на них не ходила из-за нехватки времени и желания задерживаться после уроков.
Подписывайся на «ПУ» в
телеграме
. Только самое важное.
Начала готовиться я примерно за полгода до экзамена: решала варианты и пользовалась консультациями.
Мне было не очень сложно на экзамене, потому что хватило знаний, которые я получила на уроках и информации из учебника по обществознанию за девятый класс.
Трудность вызвали только лишь задания про управление государства и последние два, где была работа с текстом. Присутствовало волнение, конечно, но оно совсем не помешало. С экзаменом я справилась за два часа.
Ксения Банникова:
На экзамене будет то, что решали на уроках
Я ходила на консультации в школе, решала тесты на сайте «Решу ОГЭ», пользовалась учебным материалов, который нам давали учителя по обществознанию.
Нас очень хорошо готовили, поэтому я написала без всяких трудностей первую часть, а вот со второй возникли сложности. Мне показалось, что в тексте много терминов, и я даже не поняла его. Но я просто нашла в тексте такие же слова, как в вопросе, перечитала несколько раз этот фрагмент и вникла.
Я писала шпаргалки, но не пользовалась ими. Занесла туда определения за весь курс девятого класса, потому что думала, что мне это пригодится.
Мой совет – прорешайте, как можно больше тестов, потому что первая часть всегда повторяется, никаких новых вопросов не включают. То, что будете выполнять на уроках, то и будет на экзамене.
Татьяна Миронова:
Я решила не рисковать
Я готовилась с репетитором. Купила специальную книжку для подготовки к ОГЭ ФИПИ – по ней и готовилась (там около 30 вариантов). Кроме того, помог сайт «Решу ОГЭ» – там много заданий и вариантов.
Сам экзамен прошел достаточно спокойно, камер не было. Прочитала все правила и начала писать.
Шпаргалки я не делала, но могу сказать, что можно было выходить в туалет, сколько хочешь, поэтому списать возможность была. Многие так и делали. Но я решила не рисковать.
Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации.
Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений: понимать текст в целом, выделять его основные идеи; осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию и тд.
Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (27), повышенного (26, 28 и 30) и высокого (29 и 31) уровней сложности.
Особенности заданий второй части
По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:
— задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника (26, 30 и 31);
— задания с оригинальными критериями оценивания (27-29).
Так, в любом варианте КИМ задание 26, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность представления содержания в пунктах плана.
В то же время задания 27 и 28, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре, и каждое из них имеет свои критерии оценивания.
Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.
Задания с однозначно определенными элементами правильного ответа.
Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого приведенных в эталоне элементов ответа. Подобные задания, как правило, связаны с извлечением информации из текстового фрагмента. Требуемые единицы информации непосредственно определяются содержанием текста.
Задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.
Критерии оценивания подобных заданий отличаются от критериев предыдущей группы. В качестве эталона дается примерный, незавершенный ряд верных элементов ответа. Как правило, это примеры выполнения задания или возможные подходы к его выполнению – своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Они служат для эксперта лишь ориентиром правильного направления «развертывания» мысли в ответе, при этом сами формулировки экзаменуемого могут быть иными, чем те, что приведены в критериях.
Задача экспертов заключается в том, чтобы, используя предложенный ключ-критерий, определить корректность этих формулировок, их соответствие поставленному вопросу. К этой группе относятся, например, задания на применение контекстных заданий (29), где невозможно предусмотреть все вероятные примеры социальных объектов, которые могут привести выпускники.
Максимальная оценка за выполнение заданий 26-28, 30 и 31 – 2 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе в зависимости от представленности и/или качества требуемых компонентов ответа оценка будет 2 или 1 балл. Неправильный ответ, содержащий рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, — 0 баллов. Таким образом, за выполнение заданий к текстовому фрагменту (правильную и полную формулировку ответов по всем шести заданиям) экзаменуемый может получить 13 баллов.
Каждый из шести вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и проверяет определенную группу умений.
Рассмотрим пример текста с заданиями.
Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.
Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.
Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание 26 требует составить план текста., выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является обязательным в логике организации работы с текстом: сначала необходимо уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста.
Такое начало выполнения заданий к тексту помогает выпускнику успешно справиться с другими заданиями блока, обеспечив целостное и вместе с тем дифференцированно-фрагментарное восприятие текстового фрагмента. Напомним, что под планом понимают четкое последовательное представление фрагментов содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.
Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована экзаменуемым после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана, хотя в примерном содержании верного ответа представлен оптимальный, с точки зрения разработчиков, вариант плана.
План может быть простым, то есть включающим названия значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста. В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:
- Врожденные задатки человека
- Условия для развития способностей.
Данный план составлен в назывной форме. План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросительной или тезисной форме.
Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. Например:
- Какими особенностями ребенок обладает с рождения?
- От чего зависит успешность развития задатков ребенка в способности?
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Корректность всех формулировок работы в процессе проверки определяются экспертом.
Это задание относится к группе заданий с универсальными, обобщенными критериями оценивания, не зависящими от содержания конкретного текста.
Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает, по сути, два вопроса:
- Верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли лишних, отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);
- Насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).
27. Как автор определяет природные задатки человека? Приведите два примера природных задатков.
В правильном ответе должно быть отмечено, что «природные задатки» — это особенности строения мозга и органов чувств, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей.
В качестве примера названы: гибкость тела, хороший слух.
Задания 27 могут содержать следующие требования:
- Найти в тексте любые 2-3 определения (объяснения, причины, характеристики и тп.);
- Найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;
- Найти в тексте доказательства (аргументы и тп.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи;
Нередко у экспертов и выпускников возникает вопрос: почему в тех случаях, когда требуется вычленить из текста три и более единиц информации, ответ выпускника, содержащий только одну единицу информации, оценивается в 0 баллов (ведь он является частично верным?).
В данном случае проверяется и оценивается уровень сформированности умения извлекать информацию из текста. Приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением и соответственно оценивается.
28. Какие три условия автор выделяет в качестве необходимых для развития задатков в способности?
В ответе должны быть перечислены:
- Индивидуальные особенности личности;
- Благоприятная окружающая среда;
- Потребности общества.
Задание 28 предполагает преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько модификаций требований, связанных с анализом текста:
- Определить, что является фактом, определить его причины;
- Установить последствия описанного социального явления;
- Объяснить позицию (мнение, точку зрения и тп.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и тп); оценить роль тех или иных факторов и тд.
Задания 27 и 28 – задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме, то и система оценивания ответов на эти вопросы базируется на эталоне правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в ответе экзаменуемого названных в образце позиций.
В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация также может быть приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны.
При оценивании ответа эксперт учитывает, что задания 27 и 28 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные и логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.
29. Автор отмечает, что на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
В ответе должен быть назван следующий пример автора: развитие музыкальных способностей мальчика в зависимости от его места жительства – на острове в Тихом океане или в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и под руководством хороших педагогов.
Может быть приведен собственный пример: хорошая природная пластика важна и для спортсмена, и для актера.
Итак, задание 29 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В приведенном примере могут быть даны следующие объяснения:
- Развитие личности человека возможно только в общении и взаимодействии с другими людьми (в процессе социализации);
- Человек может проявить свои личные качества только в общении и взаимодействии с другими людьми;
- Многие свои потребности человек может реализовать только в процессе общественной жизни.
Могут быть даны и другие корректные объяснения.
Данный тип заданий имеет несколько модификаций условий и требований. Приведем самые распространенные формулировки.
— Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите 2-3 проявления какого-либо явления
— используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите 2-3 подтверждения (дайте 2-3 объяснения)
— используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите 2-3 примерами
— с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите 2-3 предположения
— используя содержание текста, обществоведческие знание и факты общественной жизни, приведите 2-3 примера и кратко поясните каждый пример
— используя содержание текста, обществоведческие знание и личный социальный опыт, объясните 2-3 ситуации
— проиллюстрируйте 2-3 примерами идею текста (конкретными примерами проиллюстрируйте любые 2-3 приведенные в тексте характеристики
К выполнению подобных заданий предъявляются следующие требования:
- Точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям);
- Наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений;
Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и тд.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
30. Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.
- Указаны три сферы деятельности: игра на музыкальных инструментах и создание музыки; танцевальная деятельность, изучение иностранных языков;
- Указано условие развития задатков в способности: возможность организовать мальчику занятия музыкой, танцами или изучение языков.
Задание 30 проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. По сути, данное задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.
Как видно, задания 30, используемые в экзаменационной работе могут иметь два уровня требований: первое требование относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии; второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике с привлечением обществоведческих знаний. В экзаменационных вариантах используются разные модели условия: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и тп.
31. «Гениальным человека делает природа, а великим - общество». Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- Выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
- Приведены два аргумента, например:
— в случае согласия с данным высказыванием может быть указано, что для развития природных задатков человека необходимо не только его желание их развивать, но возможность делать это и наличие потребности общества в его развитии;
— в случае несогласия может быть указано, что природные способности человека разовьются в любом случае, даже вопреки существующим общественным условиям.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.
Задание 31 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и тп.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.
Задание строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласится с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов (почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта).
Данный тип заданий имеет еще одну модель условия и вытекающих из него требований:
— с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и тп.) автора (собственное мнение (отношение к проблеме).
При проверке задания 31 эксперты обращают внимание на указанные источники информации для формулирования суждений, привлечение дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт); требуемый поэлементный состав ответа.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 14
«3» – от 15 до 24
«4» – от 25 до 33
«5» – от 34 до 39
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Задание 1 проверяют умения распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) конкретный этап в развитии народа
2) территорию, имеющую четкие границы
3) социальную организацию страны
4) часть материального мира
2. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) территорию, имеющую четкие границы
3) танцевальный коллектив
4) часть материального мира
3. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) политическую организацию данной страны
2) социальную организацию страны
3) экипаж авиалайнера
4) часть материального мира
4.В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) конкретный этап в развитии народа
2) часть материального мира
3) коллектив учащихся одного класса
4) хоккейную команду
5. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) всё человечество
2) рабовладельческое общество
3) спортивный коллектив
4) население страны
6.В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) сотрудников одной фирмы
2) первобытное общество
3) учащихся одной школы
4) всё население планеты Земля
7. Человека от животного отличает
1) наличие мозга
2) наличие инстинктов
3) развитая кисть руки
4) способность мыслить
8. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
2) развитая речь
3) способность к воспроизводству
4) приспособляемость к природным условиям
9. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
2) приспособление к природным условиям
3) наличие сознания
4) поведенческая активность
10. Отличительной тенденцией развития современного общества является
1) механизация
2) индустриализация
3) модернизация
4) глобализация
Задания 2 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1) деятельность и активность
2) прибыль и убыток
3) богатство и бедность
4) честь и достоинство
2. Нормы морали в отличие от норм права
1) регулируются государством
2) касаются отношений только определённой группы людей
3) регулируют поведение всех людей
4) изменяются в связи со сменой правительства
3. К объектам материальной культуры относятся
1) нормы поведения
2) книги
3) церемонии
4) традиции
4.
1) орудия труда
2) жилые дома
3) украшения
4) ритуалы
5. К объектам материальной культуры относятся
1) орудия труда
2) нормы поведения
3) церемонии
4) традиции
6. К объектам нематериальной культуры относятся
1) язык
2) жилые дома
3) кинофильм
4) орудия труда
2) искусству
3) образованию
4) морали
1) искусству
2) морали
3) образованию
4) религии
1) честь и достоинство
2) комфорт и удобства
3) природа и культура
4) здоровье и успех
10. Что относится к видам искусства
1) живопись
2) литературоведение
3) история
4) искусствознание
Задания 3 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. Люди племени Р. живут за счёт охоты и собирательства. Они сами изготавливают себе одежду и предметы быта. Они живут большими многопоколенными семьями. Слово главы семьи является законом для её членов. К какому типу относится общество этого племени?
1) индустриальному 3) постиндустриальному
2) традиционному 4) информационному
2. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство. В данном государстве развито машинное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?
1) традиционному 3) постиндустриальному
2) индустриальному 4) информационному
3. Сергей оказал помощь тонущему в пруду маленькому мальчику, несмотря на то, что мог сам утонуть. Этот поступок характеризует Сергея как
1) хорошего спортсмена
2) воспитанного мальчика
3) личность
4) нарушителя дисциплины
4. Учёный пытается создать новый вид летательного аппарата, который позволит использовать самолёты для полётов на сверхдальние расстояния. Это пример деятельности в сфере
1) искусства 3) образования
2) религии 4) науки
5. В государстве П. происходит бурное развитие наукоёмких отраслей производства, развиваются новые виды массовых коммуникаций. Большинство населения занято в сфере образования и обслуживания. К какому типу общества относится государство П.?
1) аграрному 3) индустриальному
2) традиционному 4) постиндустриальному
6. Выражение «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» является результатом
1) научного познания 3) мифологического знания
2) обыденного знания 4) религиозного мировоззрения
7. Николай Николаевич всегда уступает место в транспорте женщинам и людям пожилого возраста. Он следует нормам
1) морали 3) эстетики
2) религии 4) этикета
8. В селе Р. жители специализируются на производстве с/х продукции. Земля принадлежит общине, члены которой ведут совместные работы в поле. Всё необходимое для жизни, в том числе предметы быта, одежду, производят сами жители села. К какому типу хозяйства относится это село?
1) товарному 3) натуральному
2) мелкосерийному 4) мануфактурному
9. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжения главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному 3) постиндустриальному
2) индустриальному 4) информационному
10. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступает инициатором проведения субботника в своём дворе. Это характеризует её как
1) личность 3) интеллигентного человека
2) администратора 4) профессионала
Задания 4 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личностью человек становится в результате преодоления трудностей и накопления социального опыта.
Б. Человек рождается личностью.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого-то действия.
Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Политическая сфера включает отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Б. Экономическая сфера включает производство, потребление и распределение материальных и духовных ценностей.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о глобализации?
А. Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию.
Б. В ходе процесса глобализации происходит сближение наций и народов, стираются традиционные границы.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природа – это совокупность естественных условий обитания человека.
Б. Природа – это мир, созданный человеком.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. От решения глобальных проблем зависит существование человечества на всей планете.
Б. Одной из глобальных проблем является угроза новой мировой войны.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.
Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является с/х.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей человека.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задания 5 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. Эта культура появилась одновременно с появлением и распространением средств массовой информации. Она доступна представителям всех социальных слоёв. Она понятна и доступна всем возрастам и всем слоям населения независимо от уровня образования. О каком типе культуры идёт речь?
1) массовая культура 3) элитарная культура
2) народная культура 4) поп-культура
2. Михаил учится в 11-м классе общеобразовательной школы. Он готовится к окончанию школы и к поступлению в ВУЗ. На какой системе образования находится Михаил?
3) высшее образование
4) основное (общее) образование
3. Александра учится в 6-м классе школы. Она посещает спортивную секцию и балетный кружок. На какой ступени образования находится Александра?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее образование
4) основное (общее) образование
4. Второклассница Лена, кроме общеобразовательной школы, посещает теннисную секцию и художественную студию. На какой ступени образования находится Лена?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) дополнительное образование
4) высшее образование
5. Выражение «Нет бога кроме Аллаха и Магомед пророк его» относится к
2)искусству
3) религии
4) образованию
6. Для этой области духовной культуры характерны обращение к сверхъестественным силам и вера в существование потустороннего и реального мира. Это
2)искусство
3) религия
4) образование
7. Целью этой деятельности является получение знаний, накопленных предыдущими поколениями. Для какой деятельности это характерно?
1) познавательной 3) научной
2) трудовой 4) игровой
8. Эти социальные нормы возникли одновременно с появлением человека. Одним из признаков этих норм является добровольность их исполнения. Это нормы
1) права 3) эстетики
2) религии 4) морали
9. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и к защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее профессиональное образование
4) дополнительное образование
10. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело!» относится к
1) науке 3) искусству
2) образованию 4) морали
Задания 6 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культурным мы называет начитанного и воспитанного человека.
Б. У первобытных народов не было культурных людей.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура народа – это его образ жизни, духовные представления и верования.
Б. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о видах культуры?
А. Материальная культура включает физические объекты, созданные людьми.
Б. Нематериальная культура не может быть передана последующим поколениям, поскольку она не воплощена в реальных объектах.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о культурном наследии?
А. Далеко не всё, что создано руками человека, может быть названо культурным наследием.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о культурных нормах?
А. Каждое последующее поколение полностью отвергает культурные нормы предыдущих поколений.
Б. С ускорением технического прогресса значительно сократился цикл смены моды.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества
Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.
Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения независимо от уровня образования.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.
Б. В произведениях искусства используются художественные образы.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения об образовании в РФ?
А. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.
Б. В РФ предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задания 7 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, - это
2) страта
2. Реальный общественный слой или группа, объединённые по профессиональным, возрастным или имущественным признакам, - это
3) страта
3. Характерным признаком нации является
1) общность аппарата управления
2) наличие общей территории
3) единое экономическое пространство
4) общая система ценностей
4. Отличительный признак этноса - это
1) единое экономическое пространство
2) наличие единого языка
3) единая политическая система
4) общее законодательство
5. И этнос, и класс
1) являются элементом социальной структуры
2) занимают определённое место в системе производства
3) являются носителями публичной власти
4) обладают общностью языка
6. Разделение общества на группы – это
1) маргинализация
2) глобализация
3) демократизация
4) стратификация
7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью – это
1) народность
2) семья
8. Малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, - это
3) семья
9. Что является отличительным признаком нации?
1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления
10. И класс, и нация
1) обладают суверенитетом
2) являются элементом социальной структуры
3) характеризуются определённым местом в системе производства
4) осуществляют публичную власть
Задания 8 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
3) предложение
4) земля
2. Что относится к основным факторам производства?
1) законодательство
2) труд
3) предложение
4) конкуренция
3. Государственный бюджет – это планируемые государством на один год
1) расходы и доходы государства
2) расходы и доходы населения
4) доходы от внешней торговли
4. К косвенным налогам относится
1) налог на добавленную стоимость
2) подоходный налог
3) налог на имущество
4) налог на прибыль предприятия
5. К прямым налогам относится
1) таможенная пошлина
3) налог на прибыль
4) налог на добавленную стоимость
6. Государственный бюджет расходуется на
1) подоходный налог
2) налог на имущество
3) социальные программы
7. Основным признаком командной экономики является
1) государственный план производства товаров и услуг
2) экономическая независимость производителей
3) существование разных форм собственности на средства производства
4) формирование цены товаров под влиянием экономических законов
8. Цена товара возрастает, если
1) спрос остаётся неизменным, а предложение сократится
2) спрос уменьшится, а предложение останется неизменным
3) спрос и предложение не меняются
4) спрос уменьшится, а предложение возрастет
9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики
1) традиционной
2) командной
3) кризисной
4) рыночной
10. В 1992 г. Доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы – 357 млр рублей. Эти данные свидетельствуют о
1) сохранении плановых начал в экономике
2) увеличении налоговых поступлений
3) дефиците государственного бюджета
4) Падении курса рубля
Задания 9 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. В Германии 20-х годов 20 века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Это факт служит непосредственным проявлением
1) кризиса командной экономики
2) роста платежеспособного спроса
3) товарного дефицита
4) денежной инфляции
2. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против
1) крупных предприятий
2) предприятий – монополистов
3) акционерных предприятий
4) частных предприятий
3. Марина получила на работе денежную премию. Она решила не тратить деньги, а пополнить уже отложенную на приобретение автомобиля сумму. Какая функция денег проявилась в этом примере?
1) средство обмена
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) платёжное средство
4. В государстве К. 15%- ный подоходный налог. Объектом налога является
1) предприятие
2) товарная продукция
3) прибыль производителя
4) заработная плата
5. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твёрдый валютный курс. Эти черты характерны для экономики
1) традиционной
2) рыночной
3) командной
4) смешанной
6. Правительство на своём заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики
1) рыночной
2) традиционной
3) командной
4) конкурентной
7. В стане М. все стиральные порошки производятся на трёх крупных предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации
2) национализации
3) монополизации
4) стандартизации
8. Цены на товары зависят от потребителей. Такая ситуация характерна для экономики
1) традиционной
2) командной
3) кризисной
4) рыночной
9. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как для улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
1) технический прогресс
2) рост инфляции
3) падение спроса
4) монополизацию экономики
10. Цена на драгоценные металлы на мировых рынках существенно возросла. Этот пример иллюстрирует функцию денег как
1) мера стоимости
2) средства платежа
3) средства обмена
4) средства накопления
Задания 10 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Переход частной собственности в руки государства называется приватизацией
Б. Частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.
Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?
А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка
Б. АО является одним из видов государственного предприятия
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Частная собственность – необходимое условие рыночной экономики.
Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является национализация.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Распределение материальных благ относится к экономической сфере.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения об инфляции?
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?
А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.
Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задание 11 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания.
1. Что относится к основным факторам производства?
1) капитал
2. Государственный бюджет – это планируемые (ый) государством на один год
1) объёмы строительства жилья
2) прирост населения
3) расходы на социальные программы
4) расходы и доходы
3. К косвенным налогам относят
1) налог на прибыль предприятия
2) таможенные пошлины
3) подоходный налог
4) налог на имущество
4. В государственный бюджет доходы поступают от
1) акцизных сборов
2) обслуживания государственного долга
3) дотаций предприятиям
4) проведение социальных программ
5. Для рыночной экономики характерно
1) установление твёрдого курса валюты
2) преобладание государственной собственности
3) формирование цен под влиянием конкуренции товаров
4) регулирование деятельности предприятий государством
6. И для рыночной, и для командной экономики характерно (-ен)
1) контроль государства над ценообразованием
2) наличие конкурентной борьбы
3) существование товарного дефицита
4) наличие товарного хозяйства
7. Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке
1) капитала
2) товаров и услуг
3) ценных бумаг
4) недвижимости
8. Как потребитель человек выступает, когда
1) покупает продукты
2) сочиняет музыку
3) занимается спортом
4) пишет книгу
9. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) земля
2) торговля
10. В рыночной экономике, в отличие от командной,
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) устанавливается твёрдый курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) складываются хозяйственные пропорции.
Задания 12 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. Правительство распланировало на будущий год все доходы и расходы государства. Они будут записаны в
1) смету расходов
2) налоговый кодекс
3) бюджет
4) реестр доходов
2. В стране В. цены на товары формируются независимо от ситуации на рынке. Их определяет государство, и никто не имеет права изменять их. Какой тип экономики в государстве В.?
1) рыночная
2) смешанная
3) традиционная
4) командная
3. В стане М. происходит рост цен на все товары и услуги и обесценивание денежных знаков. Как называется это процесс?
1) регресс
2) стагфляция
3) девальвация
4) инфляция
4. В экономике страны С. Свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существует и частная и прочие формы собственности. К какому типу экономики принадлежит государство С.?
1) рыночной
2) административной
3) традиционной
4) командной
5. В текущем году доходы государства превысили его расходы. Бюджет такого государства можно назвать
1) сбалансированным
2) дефицитным
3) профицитным
4) отрицательным
6. В текущем году расходы государства превысили его доходы. Бюджет такого государства можно назвать
1) сбалансированным
2) дефицитным
3) профицитным
4) отрицательным
7. Граждане государства И. платят подоходный налог. Какой вид налога они оплачивают?
1) косвенный
2) акцизный
3) прямой
4) федеральный
8. Граждане государства Г. Уплачивают налоги, размер которых включён в стоимость товаров и услуг. Какой вид налога они оплачивают?
1) косвенный
2) региональный
4) федеральный
9. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Это факт характеризует структуру общества
1) социально-классовую
2) профессиональную
3) социально-территориальную
4) социально-этническую
10. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьяне, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру
Задания 13 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1) Верны ли следующие суждения об экономических ресурсах?
А. В отличие от неограниченных потребностей человека экономические ресурсы ограничены.
Б. Страна, обладающая редкими ресурсами, имеет более высокий уровень жизни населения.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика – это система ведения рационального хозяйства
Б. Экономика – это способ рациональной траты ресурсов
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о структуре экономики?
А. В структуру экономики входят производители и потребители материальных благ.
Б. В структуру экономики не включаются торговые отношения.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о предприятиях?
А. Предприятия занимаются преимущественно потреблением материальных благ.
Б. На предприятиях создаются основные материальные блага общества.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о товаре?
А. Товаром может стать только материальный объект.
Б. Товаром может стать как материальный объект, так и идеи и услуги.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги выполняют в обществе функцию средства обращения.
Б. Деньги выполняют в обществе функцию средства накопления.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция происходит в случае переполнения сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарным запасом.
Б. Инфляция выражается в росте цен и падении покупательной способности денег.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о цене товара?
А. Цена товара включает затраты на его производство и транспортировку к месту продажи.
Б. Цена товара назначается продавцом в соответствии только с его пожеланиями.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Потери от инфляции у средних слоёв населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция ведёт к понижению покупательной способности денег.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задания 14 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. Влияние на основе закона или традиции, то есть нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая, - это
1) политика
2) власть
3) форма правления
4) политический режим
2. Отличительным признаком государства является
1) наличие единой территории
2) общая для всех граждан религия
3) единая система ценностей
3. Отличительным признаком государства является
2) единая система ценностей
3) единая система управления
4) обязательность участия граждан в политической жизни
4. Отличительным признаком государства является
1) общая для всех граждан религия
2) единая система ценностей
3) единая система законов
4) право граждан проживать только на его территории
5. Что является характерным признаком демократического политического режима?
1) наличие публичной власти
2) единая законодательная система
3) федеративное устройство
4) гарантии прав и свобод граждан
6. Что является характерным признаком демократического политического режима?
1) конфедеративное устройство
2) наличие системы разделения властей
3) сосредоточение власти в руках президента
4) единая законодательная система
7. Что является характерным признаком тоталитарного политического режима?
1) установление многопартийности
2) культ личности
3) всеобщие выборы
4) наличие всенародно избранного парламента
8. Для унитарного государства характерно (-а)
1) объединение государств на добровольной основе
2) существование двух уровней власти
3) сочетание местного и общегосударственного законодательства
4) отсутствие у субъектов каких-либо прав
9. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантия прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
10. Отличительным признаком политической партии является
1) объединение людей с общими интересами
2) создание разветвлённой организации
3) право законодательной инициативы
4) стремление участвовать в осуществлении политической власти
Задания 15 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. В государстве П. существует парламент, занимающийся законодательной деятельностью, Совет министров, выполняющий решения главы государства и парламента, и Верховный суд, ведающий системой судопроизводства. В этом государстве существует
1) многовластие
2) безвластие
3) двоевластие
4) разделение властей
2. Инициативная группа граждан создала организацию, главная цель которой – принять участие в законодательном отстаивании интересов этой группы граждан. Какую организацию они создали?
1) политическую партию
2) общественный фонд
3) избирательный округ
4) орган социальной опеки
3. Во многих странах членам парламента запрещено занимать ответственные должности в правительственных организациях. В этом проявляется
1) обеспечение равноправия граждан
2) демократический принцип устройства
3) гарантия законности
4) разделение властей
4. Правительство на своём заседании приняло решение о способах осуществления новой социальной программы. Это пример деятельности правительства
1)законодательной
2) исполнительной
3) судебной
4) контролирующей
5. В государстве А. существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Это государство
1) конфедерация
2) федерация
3) унитарное
4) содружество
6. В государстве Е. существуют два уровня государственного аппарата – (центральный и региональный) и двуканальная система налогов – (центральные и региональные). Это государство по форме государственного устройства
1) конфедерация
2) федерация
3) унитарное
4) содружество
7. Государства Б.и Т. объединились для проведения совместной внешнеполитической деятельности. При этом оба государства полностью сохранили свой суверенитет и самостоятельность. Это государство
1) конфедерация
2) федерация
3) унитарное
4) содружество
8. Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передаст по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Это государство по форме правления
1) тирания
2) диктатура
3) Абсолютная монархия
4) парламентская монархия
9. В начале 19 века во Франции избирательным правом обладали около 2% населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву
1) равному
2) всеобщему
3) прямому
4) пропорциональному
10. По Конституции СССР 1924 г. На Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Это факт показывает, что выборы были
1) неравными
2) ограниченными
3) непрямыми
4) многостепенными
Задания 21 проверяют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
1. В приведённом списке указаны черты сходства и различия общества и природы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) в широком смысле это весь материальный мир
2) это естественные условия обитания человека
3) это окружающая человека среда
4) это совокупность всех людей
Черты сходства | Черты различия |
|||
2. В приведённом списке указаны черты сходства и различия народной и массовой культуры. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки
3) широкий охват аудитории
4) возникла в связи с появлением СМИ
Черты сходства | Черты различия |
|||
3. В приведённом списке указаны черты сходства и различия государства и общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) большая социальная группа людей
2) является частью материального мира
3) социальный институт, охватывающий политическую сферу жизни людей
4) социальный институт, охватывающий все сферы жизни и деятельности людей
Черты сходства | Черты различия |
|||
4. В приведённом списке указаны черты сходства и различия роли государства в рыночной и командной экономике. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) Создаёт правовую базу для развития экономики
2) обеспечивает сбор налогов
3) устанавливает основные цены на потребительские товары
4) определяет необходимое количество всех товаров и услуг в стране
Черты сходства | Черты различия |
|||
5. В приведённом списке указаны черты сходства и различия традиционного общества и индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) существование религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
Черты сходства | Черты различия |
|||
6. В приведённом списке указаны черты сходства и различия понятий «форма правления» и «политический режим». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) зависит от формального источника власти в стране
2) является одной из характеристик формы государства
3) зависит от методов существования государственной власти
4) может видоизменяться с течением времени
Черты сходства | Черты различия |
|||
7. В приведённом списке указаны черты сходства и различия понятий «государство» и «правовое государство». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) верховенство закона
2) наличие органов и структуры управления
3) государственный суверенитет
4) система разделения властей
Черты сходства | Черты различия |
|||
8. В приведённом списке указаны черты сходства и различия аграрного и индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) часть материального мира, обособившаяся от природы
2) основная часть населения занята в с/х
3) большинство населения занято на промышленном производстве.
4) этап в историческом развитии конкретного народа
Черты сходства | Черты различия |
|||
Задания 22 проверяют умение устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями
1. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элементы из второго столбца.
2. Установите соответствие между функциями государства и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элементы из второго столбца.
3. Установите соответствие между сферой общества и отношениями, которые она регулирует:
4. Установите соответствие между формами культуры и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Характеристики | Формы культуры |
|||
А) включает физические объекты, созданные руками человека Б) состоит из культурных артефактов В) состоит из результатов деятельности человеческого разума Г) объекты культуры существуют в сознании человека | 1) нематериальная культура 2) материальная культура |
|||
5. Установите соответствие между статьями государственного бюджета и их примерами : к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Статьи государственного бюджета |
||||
А) прибыль от внешнеэкономической деятельности Б) стипендии студентам В) акцизы Г) пособия по безработице | 1) расходная часть 2) доходная часть |
|||
6. Установите соответствие между ступенями образования и их примерами : к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Ступени образования |
||||
А) техникум Б) спортивная школа В) колледж Г) курсы английского языка | 1) среднее профессиональное 2) дополнительное |
|||
7. Установите соответствие между областью культуры и её признаками : к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Признаки | Области культуры |
|||
А) вера в потусторонний мир Б) плюрализм мнений В) соблюдение определённого ритуала | 1) религия 2) искусство |
|||
8. Установите соответствие между типами социального деления общества и их характеристиками : к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Характеристики | Типы социального деления |
|||
А) принадлежность к социальной группе не передаётся по наследству Б) принадлежность к социальной группе определяется в связи с правом собственности на средства производства В) принадлежность к социальной группе определяется по рождению Г) наличие общих ценностей и институтов | ||||
9. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни : к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Сферы общественной жизни |
||||
А) заполнение налоговой декларации Б) выборы депутатов Госдумы В) создание политической партии Г) введение налога на добавленную стоимость | 1) политическая 2) экономическая |
|||
Задания 23 и 24 проверяют умение осуществлять поиск социальной информации в различных источниках, а также анализировать, классифицировать, интерпретировать эту информацию и соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса
1. В стране Х. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в городе, где вы живёте?» Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество опрошенных в % |
Очень хорошая | |
Скорее хорошая | |
Скорее плохая | |
Очень плохая | |
Затрудняюсь ответить |
1.1 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затруднилось ответить на поставленный вопрос.
1.2. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди населения страны Х. не единства мнений по вопросам экологической обстановки.
2) Правительству страны Х. можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан.
3) Экология является самой острой проблемой для экономики страны Х.
4) Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке
5) При развитии производства должен быть усилен экологический контроль.
2. В стране Х. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество опрошенных (в%) |
Полностью свободны | |
По большей части свободны | |
По большей части находятся под контролем | |
Полностью контролируются государством | |
Затрудняюсь ответить |
1.2. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
1) мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам
2) каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля
3) каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.
4) около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.
5) большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственных властей.
2.2. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ.
2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение.
3) В стране Х. развиваются демократические процессы.
4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ.
5) правительству страны Х. следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ.
3. В стране Х. были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: « Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?»
Варианты ответов | Количество опрошенных (в%) |
|
Очень хорошее и хорошее | ||
Очень плохое и плохое | ||
Затрудняюсь ответить |
3.1. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
2) Более половины опрошенных в 2007 г. граждан считают своё материальное положение очень хорошим.
3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.
4) Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.
5) более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение средним
3.2. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) В стране Х. наблюдается медленный, но неукоснительный экономический рост.
2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.
3) Для экономики страны Х. характерен быстрый рост цен.
4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране Х.
5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в стране Х.
Задания 25 проверяют умение различать в социальной информации факты и мнения
1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд лет назад. (Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд лет назад. (В) Принято считать, что человек не мог стать творцом окружающего его мира.
1) отражают факты
2) выражают мнения 112
2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Инстинкты и рефлексы присущи как человеку, так и животному. (Б) Считается, что человеку необходимо осознавать, в чём именно он нуждается, чтобы удовлетворять свои потребности. (В) Это чисто человеческое качество, не присущее животным.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения 121
3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Животные, по сравнению с человеком, обладают более развитой мускулатурой. (Б) Человек физически слабее, чем многие представители животного мира. (В) Можно сказать, что характеристика физического развития подходит и к понятию «Человек» и к понятию «Животное».
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения 112