» » Взаимоотношения определение в психологии. Теоретико-методологические подходы изучения особенностей отношения детей-сирот к изобразительному искусству. Смотреть что такое "отношение" в других словарях

Взаимоотношения определение в психологии. Теоретико-методологические подходы изучения особенностей отношения детей-сирот к изобразительному искусству. Смотреть что такое "отношение" в других словарях

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.

Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).

Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.

Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.

Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.

Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.

В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.


Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.

Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту про­блему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».

Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.

В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:

Потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;

Потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. В частности он писал, что термин «субъективное отношение» - объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Отношение включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).

Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).

В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чув­ственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической дея­тельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного - неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.

Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отра­жаемого объекта.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;

б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;

в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоцио­нальную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.

Сознание, чувство и воля – процессуальное триединство в отношениях. Воля как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений - психологические отношения. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности». Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности.

В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.

Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произ­вольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и дея­тельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеж­дения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.

Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действи­тельностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. По­требностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную фун­кциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оце­ниваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка - это форма проявления отношения, его созна­тельная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мысли­тельной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения - неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.

В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансфор­мируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства - подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают пони­мание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.

Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности инди­видуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятель­ность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.

В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.

Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.

Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.

Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:

● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

Отношения — это термин, который был придуман ещё Аристотелем. Этим, словом он обозначал определённый способ бытия и познания. Взаимосвязь предметов, явлений, людей находит своё проявление в отношениях.

Психологию отношений можно разделить на несколько категорий, а именно:

  • Психология семейных отношений;
  • Психология межличностных отношений;
  • Психология отношений между мужчиной и женщиной;
  • Психология общественных отношений;
  • Психология деловых отношений.

Наибольший интерес обычно вызывает психология межличностных отношений. Это вполне объяснимо: что проку в научных материях, если зачастую не удаётся наладить взаимоотношения с самым близким человеком, с мужем или женой, с другом или собственным ребёнком?

Большинство проблем обычно возникают из-за непонимания : все мы — разные, каждый человек — индивидуальность, и подходить к другому со своей меркой как минимум неразумно. Кроме того, психология мужчин и женщин очень сильно отличаются. И стараться друг друга переделать — бессмысленно. Гораздо разумнее предоставить любимому человеку свободу действий, позволить ему иметь своё пространство, личное.

Это относится не только к мужу или жене. Многие родители убеждены, что они лучше ребёнка знают , что ему, этому ребёнку, нужно для счастья. И если в 3-и года это утверждение относительно справедливо, то в 13-ть лет у ребёнка вырабатывается условный рефлекс: делать всё наоборот, тем самым противостоять давлению со стороны любящих родителей. Заставляют ходить на фигурное катание или в музыкальную школу? Назло буду прогуливать, мне интереснее баскетбол или стрип-пластика.

Психологи в один голос утверждают : все наши беды — оттого, что люди разучились разговаривать друг с другом. Вместо того чтобы наказывать, скандалить или обижаться, часто бывает достаточно простого разговора начистоту. Ведь почти все мы почему-то думаем, что нас должны понимать с полуслова и полувзгляда. Это не так! Родители не умеют читать мыслей и не знают , что их дочь ненавидит фигурное катание — до тех пор, пока она им об этом не скажет. Муж не умеет читать мыслей и не знает, что жена обижена из-за резкого ответа по телефону, о котором он давно забыл. Жена не умеет читать мыслей и не знает, что мужу надоели котлеты и ему давно хочется бутерброд. Причины для обид — смешные и мелкие, но они реальны, а чтобы поводов к непониманию не возникало, нужно просто разговаривать, озвучивать свои мысли, чувства и желания.

Только при этом условии возникнут доверительные отношения, прекратятся недомолвки и обман, и постепенно в отношения войдёт истинная гармония.

Для чего нужно изучать психологию отношений? Её понимание позволяет нам научиться контролировать спонтанность процесса взаимоотношений.

Изучая эту науку, мы постепенно понимаем:

  • Как разные люди ведут себя в различных жизненных ситуациях;
  • Как они реагируют на воздействие другого человека;
  • Как в нашей душе отзываются слова и поступки других людей;
  • Как мы воспринимаем огромное множество невербальных сигналов;
  • Как люди реагируют на внутреннее состояние своих собеседников.

Главное в психологии взаимоотношений — это то, что каждый из нас учится познавать как себя, так и других людей. Это знание помогает свести к минимуму количество конфликтов и противоречий, найти гармонию в общении с людьми. Достижение абсолютного комфорта невозможно — ведь жизнь состоит не только из приятных ощущений, а ещё и из немалой дозы боли и дискомфорта, и всё же полученные знания помогают нам заметно уменьшить эту боль, отыскать опору внутри самих себя, понимать то в поведении других, что раньше казалось непонятным.

Психология отношений — это возможность понять собственную историю развития, какие отношения сформировали нас как личность.

Генри Джеймс

Психология отношений между людьми всегда была, есть и остается одной из самых важных, самых значимых для подавляющего большинства людей тем. Это, без преувеличения сказать – вечная тема, в которой каждый из нас, независимо от того, с кем и как он собирается выстраивать отношения, должен разбираться очень хорошо. Ведь от того, как мы будем выстраивать наши отношения с другими людьми – зависит наша удовлетворенность собой и своей жизнью, а выражаясь еще более основательно – от этого будет зависеть наше счастье. Поэтому этой теме, дорогие читатели, я рекомендую вам уделить особое внимание. Я поделюсь с вами в этой статье очень полезными и ценными знаниями о психологии отношений, которые помогут вам улучшить свои отношения с другими людьми и уберегут вас от многих ненужных ошибок в этом непростом деле. Вы также научитесь выстраивать новые, хорошие, нужные вам отношения со всеми, с кем захотите. А это гарантированно изменит вашу жизнь к лучшему и сделает вас более счастливыми людьми. Так что давайте вместе внимательно изучим эту вечную и важную для нас всех тему.

Ну что же, начнем. И для начала взглянем на психологию отношений как можно шире, чтобы в полной мере осознать диапазон ее возможностей. Уважаемые читатели, примите, пожалуйста, к сведению, что умение выстраивать отношения, нормальные, полезные отношения с другими людьми – это залог успеха, ну уж если не во всех делах, то в большинстве дел точно. Вы только подумайте, сколько всего в нашей жизни, включая наше внутреннее состояние, зависит от отношений с людьми. Пусть даже этих людей именно в вашей жизни не очень много, но те, с которыми вы общаетесь и взаимодействуете – определенно важны для вас, и они неизбежно влияют и довольно сильно на вас и вашу жизнь. Поэтому ваши отношения с ними должны быть, скажем так, более или менее нормальными, а еще лучше, хорошими. И от вас эти отношения зависят в не меньшей степени, чем от них. А я вообще считаю, что каждый из нас должен брать ответственность за отношения с другими людьми на себя. Ведь это же так важно – уметь выстраивать отношения и поддерживать их таким образом, чтобы получать от них не только пользу, но и удовольствие. Для этого, мы должны брать ответственность за это умение на себя. Вы со мной согласны? Уверен, что согласны. Вот поэтому, я считаю, что психологией отношений должен интересоваться каждый человек. Ведь люди такие непростые существа, у них такой богатый и таинственный внутренний мир, что вот так просто, без специальных знаний, выстроить с ними, ну уж если не идеальные, то хотя бы более или менее нормальные, удовлетворяющие ваши потребности и желания отношения, очень непросто.

Также хочу сказать вам, что психологию отношений нужно изучать не только по книгам или статьям подобным этой, но по собственному жизненному опыту. Друзья, учитесь делать глубокие выводы из своих отношений с другими людьми – помните, что все, что происходит в вашей жизни, происходит для того, чтобы вы чему-то научились. Любое событие в вашей жизни, как хорошее, так и плохое – это урок, который вам необходимо выучить. Из своей собственной жизни вы можете почерпнуть пользы не меньше, чем из множества самых умных книг, нужно только быть очень внимательным ко всему, что с вами происходит и задумываться над этим. А что касается знаний, то их много, очень много, так много, что вам жизни не хватит, чтобы даже малую их часть освоить. Поэтому старайтесь выбирать те из них, которые ближе всего к вашей жизни. А отношения с людьми – с противоположным полом, с родителями, с детьми, с друзьями, с начальниками и с подчиненными и так далее – это, на мой взгляд, и надеюсь на ваш взгляд тоже, очень даже близкое к жизни умение. Следовательно, связанные с ним знания нужно получать в ущерб многим другим знаниям, от которых ваша жизнь зависит в гораздо меньшей степени. Ведь самое главное в нашей жизни и в частности в отношениях с людьми – это внимание, наше с вами внимание. Вот от того, кому и чему мы его в большей степени уделяем, будет зависеть качество и успешность нашей с вами жизни. Будете уделять внимание, скажем так, не тем знаниям и не тем людям, станете [или останетесь] несчастными, не удовлетворенными своей жизнью людьми. А начнете уделять его тому, чему надо и тем, кому надо – все у вас будет хорошо. Надеюсь, вы меня понимаете и согласны со мной. Ну что же, теперь давайте поговорим о психологии отношений более детально.

Смысл отношений

Во всем в этой жизни должен быть смысл, потому что он во всем есть, только мы не всегда его видим и понимаем. Есть этот смысл и в отношениях с разными людьми, но для каждого из нас он может быть разным, в зависимости от наших потребностей и желаний. Важно не это, важно ваше видение и понимание этого смысла. С моей точки зрения, смыслом любых отношений является – радость, гармония, умиротворенность, любовь и счастье, независимо от того, в чем вы его видите. Также с помощью отношений с другими людьми, в том числе и с противоположным полом, мы удовлетворяем свои различные потребности, как физические, так и духовные. Собственно говоря, удовлетворение этих потребностей и делает нас счастливыми людьми. Но здесь важно понимать, что самое главное в отношениях между людьми – это не брать, а отдавать. В этом заключается смысл отношений – давать людям радость, дарить им любовь, делать их счастливыми. Взять свое вы всегда успеете, а вот отдать – это гораздо сложнее. Те же, кто предпочитает только брать – никогда не могут выстроить серьезных, крепких, надежных, долговременных, счастливых отношений с другими людьми. Вы ведь наверняка это замечали, возможно даже, на своем собственном примере. Как часто мы видим, как люди предъявляют друг другу претензии за то, что им чего-то там не хватает или хочется, совершенно не думая о другом человеке, о своем партнере, друге, товарище, просто случайном знакомом. Разве с такими людьми приятно находиться рядом? Разве хочется для них что-то делать? Разве можно им полностью открыться? Ведь мы видим, что им на нас наплевать, они просто хотят что-то от нас получить и не собираются ничего дать нам взамен.

Теперь давайте задумаемся над тем, в чем заключается суть отношений. Из вышесказанного можно сделать вывод, что нам необходимо, насколько это возможно, знакомиться и сходиться с такими людьми, с которыми мы можем выстроить нормальные отношения, чтобы получать от них пользу и удовольствие, чтобы в полной мере радоваться жизни, добиваться поставленных целей, успешно преодолевать трудности, чтобы в целом счастливо прожить свою судьбу. Без нормальных отношений с нормальными людьми, которым можно доверять, на которых можно положиться, с которыми можно делиться самым сокровенным – вы просто не сможете жить полноценной жизнью и в полной мере наслаждаться ею. Таким образом, суть отношений – это удовольствие и польза, а также возможность полностью раскрыться рядом с другим человеком. Пусть не со всеми людьми вы сможете построить такие отношения, которые помогут вам полностью раскрыться, ибо не всех людей можно пускать в свою душу, а лишь тех, кто этого достоин, кто может ее осветлить, а не нагадить в нее. Но вот что касается пользы, то ее можно извлекать из отношений со всеми людьми, какими бы они ни были. Пользу, но не удовольствие – имейте это в виду.

Отношения могут быть разные, в зависимости от того, с кем и для какой цели вы их выстраиваете. Но если мы говорим о таких отношениях, которые должны нас полностью удовлетворять, то совершенно очевидно, что выстраиваться они должны только с достойными людьми. Пусть их будет немного, их и должно быть немного, главное, чтобы это были такие люди, с которыми вам будет хорошо, которым вы сможете доверить самое сокровенное, что есть внутри вас. И, как мы с вами выяснили выше – это должны быть такие люди, которым можно отдать часть себя, для которых можно делать добро, от всей души, и не бояться, что они используют вашу доброту против вас. Ведь бессмысленно давать что-то тем людям, которые умеют только хапать и ничего не давать взамен, которые воспринимают чужую доброту, как слабость, которой стремятся воспользоваться. Следовательно, бессмысленно выстраивать отношения с такими людьми, ожидая от них чего-то особенного, чего-то возвышенного, чего-то надежного и вечного, что они просто не в состоянии вам дать. Рожденный ползать – летать не сможет. Так что не нужно ждать от некоторых людей больше того, на что они способны. И давать им ничего не нужно – не надо метать бисер перед теми, кто его топчет. Ищите таких людей, которые подходят для тех отношений, на которые вы рассчитываете и в которых нуждаетесь. Но не забывайте о том, что им нужны такие же достойные люди, как они сами. Скажем, отношения с противоположным полом будут настолько крепкими, насколько хорошо люди подходят друг другу. Нельзя найти хорошего мужа, будучи плохой женой, или хорошую жену, будучи плохим мужем. А если несоответствующие друг другу люди все-таки сходятся, то кто-то из них обязательно начинает страдать. Я видел в своей жизни множество несовместимых пар, и я знал, что долгими отношения между этими людьми не будут, что придет время и вся эта, изначально шаткая конструкция рухнет, что в дальнейшем и происходило. Вы должны уметь выбирать себе людей для выстраивания с ними – нормальных отношений, таких отношений, в которых вы нуждаетесь, а не пытаться изменить людей, чтобы они соответствовали вашим требованиям. И сами вы должны соответствовать тому человеку, на отношения с которым претендуете. И только потом можно говорить о таких вещах, как уважение, любовь, понимание и прочее, что доставляет человеку удовольствие от отношений с другими людьми, и в чем мы видим суть отношений. А что касается пользы, то ее, как я уже сказал, можно получать от отношений с любыми людьми, нужно только найти к ним правильный подход, чтобы эту самую пользу из них извлечь.

Я не знаю, в каких в настоящий момент отношениях нуждается каждый из вас, уважаемые читатели, но хочу сказать, что построение серьезных, надежных, прочных и в целом успешных отношений, всегда сводится к построению своего рода системы, причем довольно-таки сложной системы, в которой будут отражаться ваши личностные качества, и качества тех людей, с которыми вы эти отношения выстраиваете. Чтобы построить эту систему, нужно обладать необходимыми высокими личностными качествами, которые естественно нужно в себе, прежде всего в себе, развить. А уже затем эти качества нужно искать в других людях. Ведь серьезные отношения между людьми – это высокая степень организованности этих людей, требующая от них ответственности, порядочности, дисциплинированности, честности, открытости и множества других высших человеческих качеств. Поэтому построить нормальные отношения порой бывает очень непросто, если вы и те, с кем вы их пытаетесь выстроить – не достаточно развиты. Мы с вами знаем, что некоторые люди в силу разных причин могут только грызться между собой. Они, к их собственному сожалению, не умеют выстраивать нормальные отношения друг с другом, для них это непосильная задача. Такие люди часто конфликтуют, всегда пытаются друг друга использовать и нередко предают близких им людей. Другого они не умеют. Поэтому чтобы построить, давайте скажем так, великие отношения, нужно развиваться, как личность, быть нацеленным на понимание прежде всего самого себя, своего поведения, своих мотивов, желаний, слабостей. Это поможет и других людей лучше понять, и что особенно важно, благодаря этому человек станет терпим ко многим нежелательным для него явлениям в жизни, из-за которых он инстинктивно идет на конфликт с окружающими. Ведь чем меньше человек понимает, тем больше ему всего может не нравиться и тем более конфликтным он может быть. Отношения с людьми нуждаются в понимании и терпении, тогда они будут устойчивыми.

Цель отношений

Цель отношений определяет их смысл. О смысле отношений мы с вами говорили выше, теперь давайте поговорим о том, какие цели вы можете преследовать, выстраивая отношения с разными людьми и как психология отношений вам в этом может помочь. Цели отношений могут быть самые разные, а следовательно, и отношения тоже могут быть разными. Для кого-то отношения с другими людьми и в частности с противоположным полом – это желание получить свое, ничего не давая взамен, а для кого-то, это взаимовыгодный обмен, когда люди помогают друг другу удовлетворить различные потребности, когда они полезны друг другу. Ну а кому-то хочется поддерживать с другими людьми просто нормальные, дружеские отношения, без каких-либо обязательств, так сказать, для души, то есть, для удовлетворения душевных потребностей, если говорить точнее. Но при этом, всегда надо помнить, что у любых отношений должна быть четко осознаваемая цель, цели. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, в вашей жизни не было ненужных, отвлекающих ваше внимание на себя людей, и тем более таких людей, которые могут причинять вам вред, а во-вторых, чтобы вы понимали не только свои, но и чужие цели и старались, насколько это в ваших возможностях, помочь другим людям их достичь, чтобы они в свою очередь помогли вам достичь ваших целей. Люди ведь с вами тоже не просто так отношения поддерживают, вы тоже должны быть им чем-то интересны, полезны, выгодны.

Ну так вот, чтобы люди не извлекали из ваших с ними отношений одностороннюю пользу – старайтесь всегда выяснять, ради чего они с вами поддерживают отношения или пытаются их установить и ради чего вы сами поддерживаете отношения с этими людьми. А также, подумайте о том, в ущерб каким другим отношениям вы это делаете. Вы ведь не можете уделять внимание всем без исключения людям, которые есть в вашей жизни и тем более тем потенциальным партнерам и друзьям, о которых вы даже еще не знаете, но с которыми можете познакомиться в будущем. Следовательно, вам необходимо выбирать – кто из них достоин, а кто не достоин вашего внимания. Поэтому нет смысла, если нет цели, поддерживать отношения с теми людьми, от которых вам нет абсолютно никакой пользы, ни материальной, ни духовной, даже чисто гипотетической, и тем более с теми, кто вам вредит, с кем вам некомфортно, кто доставляет вам боль и вынуждает вас страдать. Не забывайте о том, что жизнь не так длинна, чтобы тратить ее на ненужные вещи, бессмысленные дела и тем более на ненужных вам людей.

Так что никогда не забывайте о тех целях, которых вы хотите достичь, выстраивая и поддерживая отношения с теми или иными людьми. Просто задумайтесь над тем, какие ваши потребности, желания и чувства лежат в основе вашего стремления построить отношения с разными людьми и с каждым конкретным человеком. Чего вы хотите от других людей? А что вы сами можете и готовы предложить им взамен? А считаете ли вы такой обмен справедливым? А как вы думаете, другие люди, другой человек, будут считать так же? Для них ваш подход к отношениям, ваше желание что-то от них получить, и ваша возможность что-то дать им взамен – будет выглядеть привлекательно? Обязательно как следует подумайте над этими вопросами, перед тем как начать выстраивать отношения с другими людьми, исходя из своих интересов и желаний. Подумайте о том, что могут хотеть другие люди, не игнорируйте их интересы, а учитывайте их. Ведь если вы сможете подойти к вопросу отношений не только с позиции своих интересов, но и с позиции интересов других людей, то вам будет проще, намного проще эти самые отношения с ними построить. И велика вероятность того, что эти отношения окажутся взаимовыгодными и взаимно удовлетворяющими, и, благодаря этому, достаточно прочными.

Искусство отношений

Теперь давайте поговорим об умении выстраивать с людьми успешные отношения, которое мы с вами вполне можем назвать искусством. Под искусством отношений я, помимо всего прочего, о чем написано и сказано очень много, пониманию умение людей идти на уступки друг другу, когда это необходимо. А для этого нужно уметь усмирять свое Эго и обуздывать свой эгоизм. Большинство отношений заходят в тупик только потому, что никто не хочет уступать, каждый стоит на своем, каждый считает себя абсолютно правым и не желает чем-то жертвовать ради отношений с другими людьми, в том числе и своей правдой. Но если не уступать, если всегда стоять на своем, нормальных отношений не будет. Понятно, что и уступать всегда и всем тоже ненужно, иначе люди на шею к вам залезут, а это также будет способствовать разрушению отношений с ними, ибо нельзя быть слугой другим людям, желая поддерживать с ними нормальные отношения – это их развращает. Вот именно из-за сложности определения той ситуации и даже того момента, когда надо уступить другому человеку, чтобы сохранить или построить отношения с ним, я и называю умение идти на уступки – искусством отношений. Понимаете, разницу? Не саму уступчивость я называют искусством, а умение уступать тогда, когда это необходимо. Надо понимать, а иногда и чувствовать, когда и кому стоит уступить, чтобы сохранить, спасти, построить отношения, а когда надо упереться рогом и стоять на своем до последнего.

Вот, спрашивается, как мы должны относиться к другим людям, чтобы они в свою очередь относились к нам так, как мы этого хотим? Хорошо? Плохо? Или как? Знаете, а ведь не так просто ответить на этот вопрос. Казалось бы, можно все упростить и сказать, что к людям нужно относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. И это действительно верно, но далеко не во всех случаях. Умудренные жизнью люди знают, что далеко не всегда другие люди отзеркаливают нам наше отношение к ним, и порой к некоторым из них нужно относиться очень плохо, чтобы они к тебе относились хорошо. Поэтому, скорее более правильной будет следующая фраза – относиться к людям нужно так, как они того заслуживают. А вот какого отношения к себе заслуживает каждый конкретный человек, выяснить довольно сложно, для этого нужно как следует узнать этого человека, понять, какой он. А быть добрым со всеми – это неправильно, как собственно, неправильно быть и со всеми злым. А значит, уступать нужно только тем людям, которым можно и нужно уступать, и только тогда, когда это необходимо. Так что для выстраивания успешных отношений с другими людьми, грамотная уступчивость – это очень ценный навык, который я называю искусством отношений. Есть и другие полезные навыки, которые также важны, но этот навык, по моим наблюдениям, особенно важен.

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Вообще, отношения между мужчиной и женщиной – это довольно-таки тонкая форма сотрудничества, а там где тонко, там часто рвется. Такие отношения требуют от людей, как я уже сказал выше, умения уступать, умения договариваться, умения быть полезными друг другу. А очень многие мужчины и женщины видят в отношениях друг с другом возможность сделать только свою жизнь лучше, они не принимают во внимание и потому не учитывают интересы своего партнера и живут по принципу – или я, или меня. Ну так ведь нельзя, согласитесь, мы ведь люди, разумные существа, нам не на силу нужно опираться в отношениях друг с другом, а на здравый смысл. Невозможно жить счастливо, выстраивая отношения с противоположным полом на страхе и насилии, на зависимости одного человека от другого, на использовании одним человеком другого, или, как это сейчас принято, на потребительском отношении друг к другу. Мужчина и женщина – это две части единого целого, они созданы друг для друга, а не для противостояния друг другу, вот что важно понимать. Они должны видеть друг в друге собственное отражение и относиться друг к другу так, как каждый из них относится к себе – с пониманием и уважением. Чтобы к этому прийти, нужно знать о всех достоинствах нормальных отношений, тогда у людей появится желание их построить, и они их построят, ибо возможность такая у них есть.

Еще очень часто можно слышать о том, что отношения между мужчиной и женщиной основываются на их половом влечении друг к другу. В общем-то это верно, но лишь отчасти, с точки зрения физиологии. У нас есть потребность в близости с противоположным полом, и мы стремимся ее удовлетворить, поэтому проявляем интерес к противоположному полу. Но мы ведь с вами, прежде всего о психологии говорим, о тайнах нашей загадочной души. А душа наша требует не только телесного, но и душевного удовольствия. Так вот, скажите мне, уважаемые читатели, было ли у вас такое, что глядя на человека противоположного пола, вы чувствовали сначала легкое волнение, постепенно переходящее во все нарастающий жар в груди, сопровождающийся каким-то, совершенно необъяснимым, но очень приятным переживанием, словно в глубине вашей души просыпается что-то прекрасное и чудесное, что-то чарующее, что начинает охватывать вас всего изнутри, позволяя вам испытывать невероятное блаженство? Я надеюсь, что вы испытывали что-то подобное в своей жизни, а если нет, то будьте уверены, придет время и вы это обязательно испытаете.

Хочу заметить, что не так просто описать словами все те ощущения, которые могут испытывать люди, когда в их жизни появляется особенный человек. Я вот делюсь с вами своими собственными переживаниями, поэтому даже не знаю, как их правильно описать, как передать вам то состояние, когда ты словно чувствуешь свет в своей душе, который наполняет тебя изнутри и твоя душа, не тело, а именно душа – чистая, светлая, вечная, тянется к душе другого человека, желая слиться с ней в единое целое и раствориться в вечности. Любовь ли это? Возможно. Скорее всего любовь. Но это какая-то не земная любовь, а такая любовь, которая однажды зародившись, может жить вечно, и которая позволяет нам почувствовать себя чем-то большим, чем то, что мы о себе знаем. И на фоне этого великого чувства, которое мы способны переживать, которым мы можем наслаждаться, разве можно говорить об отношениях между мужчиной и женщиной, как об отношениях между самкой и самцом? Ведь когда ты знаешь, что есть такое чувство, которое рождается в глубинах твоей души и которое способно сделать тебя по-настоящему счастливым, разве тебе не захочется его испытать, разве не захочется тебе наслаждаться им вечно? Конечно же захочется. Поэтому, нет, друзья, отношения между мужчиной и женщиной должны и могут быть гораздо большим, чем просто половое влечение. Нам просто нужно узнать себя получше, чтобы понять, что мы можем получить, если будем стремиться не к примитивным отношениям друг с другом, а к таким отношениям, благодаря которым мы испытаем великое блаженство.

Подводя итог всему сказанному, хочу заметить, уважаемые читатели, что психология отношений не стоит на месте – она постоянно узнает о людях и их отношениях друг с другом что-то новое, что позволяет нам лучше понять себя, свои потребности, желания, возможности, от которых зависит наше поведение. О каких бы отношениях не шла речь, будь то отношения между мужчиной и женщиной или отношениям между друзьями, коллегами по работе, родителями и детьми – все они так или иначе являются следствием нашего стремления сделать свою жизнь лучше. Одиночками мы быть не можем, мы социальные существа, поэтому нам в любом случае необходимо друг с другом каким-то образом взаимодействовать. А раз так, то, наверное, лучше делать это таким образом, чтобы нам всем, по возможности, было хорошо, чтобы мы все были довольны своими отношениями с другими людьми. Возможно ли это? Я считаю, что да. Нужно только придерживаться определенных правил, которые вносят в нашу жизнь необходимый порядок. О самых, на мой взгляд, важных из них, я рассказал вам в этой статье. Мы должны понимать, что без определенных самоограничений человек не может быть человеком, или, если хотите, сверхчеловеком, которого мы все хотим видеть в себе и других. Не сила и не страх, а разум и любовь должны ложиться в основу наших отношений с другими людьми, тогда эти отношения будут успешными и счастливыми.

Понятие "отношение" является всеобщим, поскольку охватывает взаимосвязи и взаимозависимости огромного количества признаков и свойств объекта. Определить содержание этого термина возможно только в применении его к конкретной системе научных знаний. В психологии понятие "отношения" занимает одно из центральных мест, потому как ни одна психологическая категория не рассматривается изолированно, все находится в отношениях со всем. В отечественной науке этот термин укрепился благодаря исследованиям А.Ф. Лазурского о внутренней стороне психического процесса (эндопсихике) и внешней (экзопсихике). Внешняя сторона психического в его работах была представлена как система отношений между субъектом и внешней средой.

Наиболее полно понятия "отношений" были исследованы и описаны В.Н. Мясищевым, который отводил им роль наиболее важной категории для описания и понимания сущности личности в психологии. Мясищев утверждал, что "исходя из того, что понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий".

Описывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев определял его психологический смысл как одну из форм отражения субъектом внешнего мира. Личность человека формирует свои отношения как результат отражения на сознательном уровне объективно существующих отношений общества. Личность развивается и функционирует в обществе на уровне различных микро - и макро - систем, которые формируют ее потребности и интересы, во многом зависящие от особенностей нервной системы субъекта. В результате получается своего рода "субъективная призма", через которую человек воспринимает воздействия, направленные на него из внешнего мира.

То, как человек воспринимает действительность, что оставляет след в его памяти, что развивается в мышлении, что в воображении, что привлекает его внимание, с одной стороны, является фиксацией особенностей внешнего мира, объективно существующего, а с другой, является его отношением к этой объективной реальности, к которой сам человек также принадлежит.

В.Н. Мясищев утверждал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - представляют из себя прежде всего результат взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей средой, и результат того, насколько среда способствует развитию индивидуальных черт личности, в том числе и в области предметной деятельности человека.

Мясищев писал: "Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они, прежде всего, различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается".

Мясищевым были выделены четыре признака отношений как самостоятельного психологической категории, к которым от относил: сознательность, избирательность, активность и инициативность. Так же он писал о структурных характеристиках отношений, что отношения различных пропорциях характеризуются тремя основными аспектами психики как "когнитивные, конативные и эмотивные".

Таким образом, в теории отношений Мясищева ряд отношений представляет собой самостоятельные образования. В первую очередь, к ним относятся интересы, оценки и убеждения. Следовательно, отношение можно описать как силу, определяющую степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. С этой точки зрения, отношения могут быть рассмотрены в качестве основной движущей силы развития личности.

В современной отечественной психологии проблемами в разработке темы отношения детей к изобразительному искусству преобладает деятельностный подход. Своеобразие методологии эмпирических исследований понимания искусства в рамках данного подхода состоит в том, что ребенку изначально задается норма понимания искусства. И по отношению к этой норме исследуются условия, благодаря которым возможен переход от непонимания к пониманию. Таким образом, акцент делается на происхождении самой способности понимать искусство. Норма понимания и условия ее происхождения анализируются с точки зрения общественно-исторической роли искусства в развитии психики человека. В частности, исследуется механизм смыслопорождающих систем понимания искусства детьми: их содержание, структуры и типы (Гуржапов В.А.)

Применительно к ребенку-сироте, к ребенку с депривационными нарушениями этот метод представляется недостаточным, в силу особенностей психического развития ребенка. Для того, чтобы понять, как именно можно использовать потенциал искусства для компенсации депрвационных нарушений сирот, нужно описать отношение ребенка к изобразительному искусству в "сыром виде". Еще в 1924 г. И.А. Соколянский писал: "Детские переживания, современность и организация на основе этих переживаний положительных знаний должны быть отправными путями для построения методики. Детская эмоция является началом "знаний", источником "интереса", "активности". Через формирование детской эмоции следует переходить к привитию знаний.".

Таким образом, представляется, что методологически изучение отношения детей-сирот к изобразительному искусству будет определено не только деятельным походом, но и когнитивно-эффективным. Другими словами, нужно зафиксировать не только зафиксировать понимание или непонимание сюжетной основы произведения искусства, но и эмоцию, возникающие у детей-сирот в ходе предъявления стимульного материала и работы с ним.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отношение является значимой категорией для развития психологии. С начала ХХ века данная категория использовалась в контексте общепсихологической проблематики как методологический принцип описания взаимодействия организма со средой. В. Н. Мясищев раскрывал сущность понятия «отношение» как форму отражения человеком окружающей его действительности.

Однако, как справедливо указывают Петровский и Ярошевский в «Основах теоретической психологии», отношение является собирательным понятием, а посему ставится под сомнение целесообразность считать его обособленной категорией и невозможность его редуцируемости к другим категориям. Почему же данное понятие все-таки выделяется в отдельный категориальный аппарат?

Известно, что человек развивается в тесной взаимосвязи с окружающей его действительностью, куда относится, в первую очередь, социум. Личность - не некое однажды сформированное и не изменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. В дальнейшем это понятие можно дробить на бесчисленное количество более мелких отношений личности к различным предметам, но суть не изменится - отношение в любом случае остается личностным. Идет ли речь о переживаниях человека, мотиве, побуждающем его на определенные действия и т.д. - во всех этих самых разнообразных обстоятельствах индивид отталкивается от проявления психической организации, на которое и указывает понятие «отношение». И на этом этапе В.Н. Мясищев склонен полагать, что уже все характерные свойства личности, ее интересы, склонности, мировоззрения, вкусы, мотивы и многое другое являются производными от системы отношений.

В первую очередь, главной отличительной чертой вышеупомянутой категории является направленность субъекта на объект, а последний, в свою очередь, может являться чем угодно, хоть даже самим субъектом. Мы относимся определенным образом к самим себе, окружающим нас людям, искусству, политике, религии. И здесь речь идет о самой сути отношения, векторизованности психического акта, выступающего в особой психической форме, отличной от иных категорий (того же мотива). Хорошим примером является ситуация на политических выборах. Рейтинги кандидата не позволяют судить о мотивах того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено.

Во всех случаях перед нами базисная психологическая категория, имеющая свой статус. Попытки стянуть к ней богатство других категорий столь же бесперспективны, как универсализация категории образа в гештальттеории и категории действия в бихевиоризме.

Еще одной важной чертой отношения как категории является его оценочная составляющая. Отношения человека представляют сознательную и бессознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности. И здесь я считаю необходимым перейти к важнейшему понятию «чувства», как человеческому отношению и как понятию, пускающему корни непосредственно в несколько категориальных аппаратов.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, связанные с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий, по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. В формировании личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, другие же являются потенциальными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки, то есть важнейшая характеристика его личности. То есть можно заключить, что самое главное и определяющее личность - ее отношение к окружению.

Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы и потребности. В сущности, речь идет о доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, эффективности в отношении к тем или иным объектам. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества.

В отношении человека к различным сторонам действительности различают объективный и субъективный аспекты. Объективные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение этих отношений в виде мыслей, чувств и оценок, составляют два генетически связанных слоя отношений. При этом субъективный аспект отношений находится внутри реальных жизненных отношений человека, а не выступает их оценкой, а реальные (объективные) отношения, в свою очередь, определяют содержательный контекст формирования субъективных отношений. Субъективная реальность человека выступает не только отражением, но и внутренним содержанием его реальных отношений.

Говоря об объективной и субъективной составляющей отношения невозможно обойтись без понятия установки. Установки помогают нам сформировать отношение в зависимости от свойств объекта. Дэвид Статт считает, что установка - это приобретенная предрасположенность реагировать на определенные явления определенным образом. Она включает в себя три активных компонента: рациональный, эмоциональный, поведенческий. Установка может быть приобретена как бессознательно, так и вполне осознанно.

Рациональный компонент представляет собой наше мнение об объекте, эмоциональный - наши чувства по отношению к объекту, а поведенческий - фактическое поведение по отношению к объекту. Не имея определенных установок, мы больше полагаемся на эмоциональный компонент и выказываем свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится».

Установки выполняют несколько мотивационных функций:

Защитная функция - установки, защищающие нас от негативных чувств по отношению к самим себе, когда мы проецируем негативные чувства на других людей;

Оценочно-экспрессивные функции - установки являются способом выразить отношение к тем предметам и явлениям, которые для нас важны;

Инструментальные функции - мы принимаем определенные установки и выражаем их как свое отношение, если они помогают добиться признания или избежать неодобрения окружающих;

Функции познания - установки помогают нам упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (например, «нравится» или «не нравится») и позволяют предсказывать некоторые события.

Еще один исследователь Гордон Олпорт рассматривает социальные установки как бессознательные, но определенным образом регулирующие взаимодействие людей. Основной установкой он считает установку сдерживания - присутствие других людей подключает целый комплекс установок для взаимоотношений с ними. Причем это касается не только реального присутствия посторонних, но и присутствия воображаемого лица. Эта установка не осознается человеком. «Мы имеем готовый комплекс реакций для ответа в присутствии людей, - пишет Олпорт. - Простое присутствие другого человека заставляет нас в большей степени контролировать наши реакции, чем когда мы находимся одни. Мы должны сдерживать себя, чтобы не занять всю дорогу, должны соблюдать правила вежливости, быть воздержанными на язык или на эмоциональное выражение, подавлять примитивные сексуальные наклонности, вести себя с достоинством». отношение личность психический

Исследование отношений представляет тот необходимый для психологии подход, в котором объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между личностью человека - субъектом и объектом его отношений. Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности. Личность - это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности.

Подводя итог сказанному об отношениях человека, можно рассматривать их как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения.

Список литературы

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. «Большой психологический словарь»;

2. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Основы теоретической психологии»;

3. В.Н. Мясищев «Психология отношений»;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Совокупность душевных и эмоциональных свойств человеческой личности, характеризующих степень возбудимости и отношение к окружающей действительности.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Категория "отношение" в психологии личности. Психологические концепции отношения личности к себе. Гендерная самоидентификация в контексте отношения личности к себе. Анализ отношения к собственному телу женщин, страдающих алиментарным ожирением.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Подсистемы (свойства) черт характера, выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. Сущность понятия "акцентуация". Черты личности по Кеттелу.

    доклад , добавлен 05.07.2011

    "Ценностное отношение" и "ценность" (благо) - базовые понятия в психологии. Взаимодействие объекта как носителя ценности, и субъекта как носителя оценки. Ценностное отношение человека к миру, восприятие его с точки зрения социально-культурного значения.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека. Иерархия потребностей. Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Проявление идентификации, ее виды, положительные стороны для пожилого человека. Виды приспособления личности к условиям старости: конструктивное отношение, отношение зависимости. Проблемы зрелости Эриксона. Анализ эмпирического исследования идентификации.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2012

    Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Психодинамическое направление в социальной психологии личности. Рассмотрение механизмов психической защиты. Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера. Комплексный, системный, субъектный и деятельностный подходы к изучению личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Раскрытие понятия и сущности игры как наиболее доступного вида деятельности для детей. Теории игровой деятельности в отечественной педагогике и психологии. Психолого-педагогические особенности игры и её значение в формировании личности дошкольника.