» » Триумф Вакха. Описание картины Веласкеса. Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г.И.) Что такое и как проходил римский триумф

Триумф Вакха. Описание картины Веласкеса. Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г.И.) Что такое и как проходил римский триумф

Итак, мы остановились на неком очень важном рубеже: конец II века до н.э., утверждение римской державы, триумф её, апофеоз. Римская цивитас становится властительницей всего Средиземноморья. Но в этом апофеозе таилась огромная опасность, огромная угроза, поскольку огромные противоречия подтачивали эту державу. Прежде, чем я скажу о причинах этого кризиса (о самом кризисе речь пойдёт уже в следующей лекции), надо сказать о том, что эта эпоха – эпоха не только завоевания Эллады (Греции) Римом, но и бурное распространение греческого влияния.

Сначала римляне не очень хорошо воспринимали греческую культуру. Например, был известный случай, когда в середине II века до н.э. греческие полисы послали в Рим посольство из нескольких философов. В это посольство входили философы, в частности скептик Карнеад. Скептицизм говорит, что всё можно доказать, всё можно опровергнуть. И вот этот скептик Карнеад, приехав в Рим, выступил там как гастролёр с несколькими философскими речами. Причём в первый день он нечто доказывал, например, что есть справедливость и надо её соблюдать, а на второй день он так же убедительно доказывал противоположное.

Непривычные к такому философствованию римляне совершенно (как бы помягче сказать), в общем, удивились и растерялись. И цензор Рима, то есть человек, надзиравший над нравами, Марк Порций Катон Старший (знаменитый) приказал изгнать поскорее послов и философов из Рима, чтобы не было порчи. Марк Порций Катон говорил своему сыну: «Греческие книги надо читать, но не надо изучать». Он выступал против распространения эллинской культуры, и по-своему он был прав. Он видел в ней утончённость, не нужную римлянам, разврат и т.д. Он говорил, что надо держаться старины: земледелия, практичности, верности долгу. Марк Порций Катон Старший был сторонником старо-римских традиций, которые уже нуждались в защите в то время.

А вот победитель, а точнее потомок победителя Ганнибала, того самого Сципиона, Публия Сципиона Корнелия Африканского, которого тоже звали Сципионом и которому было суждено разрушить Карфаген и победить в Третьей Пунической войне — вот он, как раз был горячим сторонником греческого влияния, вокруг него сложился кружок образованных римлян, к нему приехал из Греции историк Полибий, появились философы-стоики (Панетий, Посидоний), и с помощью этого кружка начала распространяться греческая образованность, культурность. Но повторяю, Марк Порций Катон Старший предвидел от этого большие неприятности. Как напишет впоследствии Гораций, великий поэт: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила».

Теперь хотелось бы сказать, подведя некую черту, о тех противоречиях, к которым пришла римская держава в конце II века до н.э., к тому моменту, когда начинается тотальный, нарастающий кризис римской цивитас, римского полиса, римской республики. Этот кризис растянется на 100 лет. И в чём же состоял этот кризис?

Итак, мировое господство достигнуто. Но эта победа пиррова, потому что всё внутреннее устройство преображается, все старые структуры не могут работать, старая мораль меняется, все полисные устои должны быть изменены. Фактор внешней опасности, борьбы за выживание сплачивал римлян несколько столетий, теперь Риму некоторое время некого бояться, и граждане просто перестают служить в легионах. Раньше война постоянно занимала их, теперь они, чтобы развлечься, ходят смотреть гладиаторские бои. Теперь полисные порядки начинают стремительно рушиться. Кратко перечислю, а потом конкретизирую некоторые линии, по которым шло крушение римского полиса (цивитас).

Оригинал взят у mayak_parnasa в Фестиваль "Времена и эпохи. РИМ" - Триумф.

В прошедшие выходные в парке Коломенское проходил фестиваль "Времена и эпохи" посвященной реконструкции событий античности. Сегодня мы хотим вам рассказать о самом запоминающемся событии всей истории Древнего Рима - встрече Триумфатора. Все гости могли в прошедшее воскресенье поприсутствовать и принять участие в чествовании триумфатора и его легионов.
Далее мы постараемся рассказать об этом знаменательном событии.

Зрители собрались на трибунах, где началась подготовка к редкому и торжественному событию - триумфу.

Весталки.


Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца.

Первыми на песок арены вступили спасители Рима - гуси. В древние времена именно эти птицы своим криком сумели разбутить стражу и предовратить штурм Капитолия врагами.

Проход гусей по арене, под рукоплескания зрителей.


Одина из прекрасных птиц сумела вырваться из загона и при попытки загнать ее обратно эта гордая птица сумела взлететь и покинуть арену под одобрительный гул толпы.

Свободолюбивый гусь.


Следующими на арене появились флагоносцы и танцовщицы.

И вот зазвучали фанфары.

Фанфара (итал. fanfara, фр. fanfare) — натуральный медный духовой музыкальный инструмент, используется в основном для подачи сигналов, представляет собой удлинённую трубу с узкой мензурой, обычно без вентилей. Также фанфара — музыкальная фраза торжественного или воинственного характера, подаваемая с помощью этого инструмента.

Под звуки фанфар появились ликторы, несущие фасции олицетворяющие власть.

Ликтор с фасцией.

Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.). Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов cum imperio. Впоследствии осуществляли только парадные и охранные функции при них, заключавшиеся в сопровождении высших магистратов и наблюдении, чтобы тем оказывали надлежащие почести. Были вооружены фасциями.

Фа́сции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.

Благоухание разового масла наполнило воздух, а лепестки роз покрыли песок арены.

Пришло время вступления под возгласы "Io triumphe" самого виновника торжества.

Триумфатор.

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, который сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Империй (лат. imperium, от лат. глагола imperare — командовать) в Древнем Риме — публично-правовое понятие, характеризующее высшую исполнительную власть в римской общине. Империй применялся в военной сфере (militiae) и гражданской (domi). Тот, кому давался империй, мог действовать от имени государства во всех областях общественной жизни.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

Триумфатор и государственный раб.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (говорил memento mori), и ему не следует слишком гордиться.

За триумфатором следовали повозки с трофеями и добычей. В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Военная добыча.

Таблички с захваченными городами и странами.

Диковинный зверь, леопард.


Враг Рима - вождь варваров.


Знатные пленники.

Знатные пленники.


За трофеями и рабами на арену вступили победоносные легионы Рима, несущие власть Сената и Народа на всю Ойкумену.
Снова вниманием зрителей завладели прекрасные танцовщицы. А в это время жрицы Весты готовили триумфальную арку из цветов, проходя под которой войска очищались. Перед проходом арки войны разоружались и входили в город уже мирными жителями. Но во времена профессиональной армии, легионеры снова брали оружие для защиты интересов Империи.

Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Триумфатор совершает жертовоприношение Юпитеру.

Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (лат. ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов.


Вот и прошел этот триумф. Как все яркое и торжественное, он так же недолговечен, как и все в этом мире. Триумф закончился, но праздник еще будет длится.

Вот так прошли выходные у нас, мы сумели погрузится в римскую историю, посмотреть на триумфатора, увидеть сражения легионов. В очередной раз клуб "Ратоборцы" подарил Москве замечательный праздник, надеямся что эта традиция не прервется.

Живопись эпохи барокко
Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Триумф Вакха». Размер картины 165 x 225 см, холст, масло. Картина испанского художника Веласкеса имеет также и другое название «Пьяницы».

Из античной истории. Триумф (triumphus) в древнем Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумфатор облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т.п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой – около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия.

В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие Триумфа проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по виа сакра через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасоли и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда триумфатор раздавал публике подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

Арка Константина – это самая большая из сохранившихся римских триумфальных арок. Она дошла до нас практически в первоначальном состоянии за исключением металлических частей, в частности, четырёхметровой квадриги на вершине. История арки, а также деяния императора Константина в Риме и за его пределами продолжают вызывать споры по сей день.

Кроме арок, вдоль или вблизи пути триумфального шествия в честь победы строили храмы, святилища, гражданские здания.

Для того чтобы понять, с какой целью римляне строили триумфальные арки, нужно понять, что представляла собой триумфальная процессия.

Северный фасад арки

Триумфальные процессии в Риме

Триумф был ритуальной церемониальной процессией, которой сенат награждал римских военачальников. Это была традиция, которая сформировалась в IV веке до н.э. для демонстрации силы и прославления императора.

Первоначально триумф представлял собой процессию, несущую сломанное оружие побеждённого противника. Согласно римскому историку Луцию Аннею Флору (ок. 70 – 140 г.), до победы Мания Курия Дентата над царём Эпира Пирром в 275 году до н.э. триумфальные шествия были не столь зрелищными: «до того времени, единственной добычей, которую можно было увидеть, был скот волциниан, стада сабинян, повозки галлов и сломанное оружие самнитов» (Флор, 1.13.26). После победы над Пирром в триумфальных процессиях можно было увидеть «молосцев, салоникийцев, македонян, бруттиев, апулийцев и луканов… статуи из золота и очаровательные тарентийские расписные панели» (Флор, 1.13.27). Чем больше Рим завоёвывал земель, тем больше денег, металлов, драгоценностей, оружия, статуй, картин, редких деревьев, животных и пленников его генералы («триумфаторы») привозили в город.

Согласно историку Титу Ливию, для римлянина не существовало награды почётнее триумфа. Для того чтобы военачальника наградили триумфом, он должен был соответствовать всем критериям :

— занимать определённую должность (диктатора, консула, проконсула, претора или пропретора);
— разбить иностранного противника равного статуса, убив не менее 5000 человек (восставшие рабы, например, не считались «равным противником»);
— быть провозглашённым своими солдатами императором;
— вернуть армию домой (т.е. завершить войну до конца);
— получить от сената одобрение на проведение триумфального шествия.

Из-за высоких требований, триумф был очень редкой и престижной наградой . До Пунических войн (264 – 146 гг. до н.э.) в год редко проходило больше одного триумфа. Во время расширения империи триумфы проводились чаще, например, с 200 по 170 г. до н.э. прошло 35 триумфальных шествий.

Приблизительный путь триумфальной процессии в Риме

Триумфатору позволялось распределять захваченную добычу между государством, армией, генералами и собой по своему усмотрению. Из своей доли каждый полководец в первую очередь часть захваченного жертвовал Юпитеру Оптиму Максиму, поскольку, отправляющийся на войну, обычно обещал ему это в обмен на поддержку. Далее из своей же части добычи триумфатор мог организовать специальные игры.

Ритуальная природа триумфальной процессии предполагала, что порядок шествия в ней был строго определён (по крайней мере, в Республиканский период). Во главе каждой процессии ехали сенаторы и другие высокопоставленные римляне, далее шли музыканты, потом везли добычу, вели животных, предназначенных для принесения в жертву на алтаре Юпитера Оптима Максима. Пленников вели перед армией, которую возглавлял триумфатор . Если в войне был захвачен кто-либо из семьи правителя покорённого народа, то его вели прямо перед триумфатором, ехавшим на квадриге. Позади него стоял раб, который должен был держать над его головой лавровый венок и в течение всего шествия шептать «respice post te! Hominem te memento!» («смотри назад! Помни, что ты человек!»).

Триумфальные процессии никогда не шли по одному и тому же пути , поскольку, во-первых, город постоянно перестраивался, а во-вторых, каждый военачальник посещал алтари и храмы, связанные с историей своей семьи.

Южный фасад арки

История арки и вопросы

После того, как Константин завершил гражданскую войну и со своей армией отправился в Рим, римский Сенат распорядился начать строить в честь него триумфальную арку. Как на ней и написано, она была посвящена одновременно десятилетию императорского правления Константина и его победе над правившим тогда императором Максенцием в битве у Мульвийского моста , которая произошла 28 312 года. Официальное открытие этой триумфальной арки состоялось 25 315 года. В этом же году в Риме состоялись Деценналии – спортивные игры, которые проводили в честь богов один раз в десять лет правления императора.

Арка насчитывает 25,7 метра в ширину, 21 метр в высоту и 7,4 метра в глубину. Она была построена из использованного проконессийского мрамора (современный турецкий остров Мармара).

Поскольку арка состоит из деталей разных периодов , история её строительства вызывает множество споров. Многие учёные считают, что это была триумфальная арка Адриана, которую частично перестроили при Константине.

Другие придерживаются мнения, что арку построили, или, по крайней мере, начали строить, при Максенции (306 – 312). Этот император отличался тем, что, в отличие от своих предшественников, сконцентрировал внимание не на охране границ, а на восстановлении города, за что даже заслужил эпитет «conservator urbis suae» («хранитель своего города»). Константина же, помимо всего прочего, воспринимали как человека, который сверг одного из самых больших благодетелей Рима, из-за чего ему пришлось издать указ о «проклятии памяти» («damnatio memoriae») Максенция, и стереть его имя со всех памятников. Поэтому существует вероятность того, что изначально это была триумфальная арка не Константина, а побеждённого им Максенция.

В Средние века арка Константина была превращена в укрепление для одной из богатых римских семей (такая же участь постигла, например, и ). Первые реставрационные работы прошли здесь в XVIII веке, а последние археологические раскопки – в конце 1990-х. Во время летней Олимпиады 1960 года арка Константина служила финишной чертой в соревнованиях по бегу.

Вид на арку Константина со второго уровня Колизея

Выбор места для арки Константина

Триумфальные арки в Риме стояли обычно вдоль пути триумфальной процессии. Перед архитекторами Константина стояла непростая задача : им нужно было поставить арку в том месте, где дорога (названная в наше время «Триумфальная дорога») заходила на площадь Флавия, и при этом из-за асимметрии им нужно было выбирать между ориентацией арки по дороге или по площади. Сложности добавляло то, что на пересечении уже стоял фонтан Мета Суданс, который не имел отношения к военным победам и своим видом мог разрушить символическое наполнение будущей арки. Архитекторы нашли необычайно изящное решение всех этих топографических проблем. Они выбрали место не на самой дороге, а несколько к северу, из-за чего арка оказывалась на площади. Благодаря этому они избавились от необходимости размещать центральный пролёт арки над дорогой и сдвинули его на два метра к востоку. Это не было сильно заметно современникам, но из-за такого сдвига архитекторы смогли добиться того, что высокий конус фонтана Мета Суданс практически полностью скрывался за второй опорой арки. Кроме того, благодаря этому сдвигу через центральный пролёт стала видна гигантская бронзовая статуя бога Солнца («Колосс», по которому и получил второе название театр Флавия), которая находилась от неё в 108 метрах. Создание ассоциации между богом Солнца («Непобедимым солнцем» или Sol Invictus) и императором было необходимо в период гражданских войн и усиления восточных провинций.

Арка Константина и круглое основание фонтана Мета Суданс

Описание арки

Северный фасад (со стороны Колизея)

Северный фасад арки посвящён мирной деятельности императора Константина.

На широкой верхней части арки над каждой колонной стоит по скульптуре дака , создание которых относится к периоду правления императора Траяна (98 – 117). Даки стоят на квадратных пьедесталах из серого каристийского мрамора с греческого острова Эвбея.

Над центральной частью расположена надпись , идентичная с обоих фасадов. Она гласит:

IMP · CAES · FL · CONSTANTINO · MAXIMO
P · F · AVGUSTO · S · P · Q · R
QVOD · INSTINCTV · DIVINITATIS · MENTIS
MAGNITVDINE · CVM · EXERCITV · SVO
· TAM · DE · TYRANNO · QVAM · DE · OMNI · EIVS
FACTIONE · VNO · TEMPORE · IVSTIS
REMPVBLICAM · VLTVS · EST · ARMIS
ARCVM · TRIVMPHIS · INSIGNEM · DICAVIT

«Императору Цезарю Флавию Константину, великому, добродетельному и благословенному Августу: за то, что он, вдохновлённый высшей силой и своим великим умом, своей армией и силой оружия освободил государство от тирана и от всех его последователей, Сенат и народ Рима посвятил ему эту триумфальную арку».

Надпись на южной стороне арки

Первоначально эта надпись была сделана бронзовыми буквами , но к настоящему времени сохранились лишь хорошо читаемые лакуны.

Наибольшее количество споров в этой надписи вызывает выражение «INSTINCTV · DIVINITATIS», т.е. «вдохновлённый высшей силой /божеством». Его принято считать символом начала смены религиозных предпочтений императора Константина. Раннехристианские писатели Лактанций и Евсевий Кесарийский ссылались на историю о том, что перед битвой у Мульвийского моста 28 октября 312 года христианский бог послал Константину знак в виде большого креста на небе (оригинального креста, который позже стал частью лабарума). С этого же года император начал поддерживать христиан, хотя вплоть до 324 года в официальных документах (в т.ч. на монетах) значился только бог Солнце. Размытой формулировкой «вдохновлённый высшей силой» автор надписи на арке, вероятно, хотел угодить и язычникам и христианам. Как и было принято, побеждённый противник не называется, а именуется просто «тираном», подчёркивая правомерность его убийства.

По сторонам от надписи , над малыми арками, находится по паре рельефных панелей из каррарского мрамора, которые были сняты с неизвестного строения, возведённого в честь победы Марка Аврелия над маркоманами и сарматами, благодаря чему он был награждён триумфом в 176 году. На панелях изображено (слева направо):
— император, возвращающийся в Рим после военной кампании;
— император, выезжающий из города, которого приветствует персонификация улицы Фламиния;
— император, раздающий деньги народу (здесь затёрта фигура Коммода, сына Марка Аврелия, которого наказали «проклятием памяти»);
— император, допрашивающий германского пленника.

Две панели слева и два дака

Две панели справа

Пары круг лых рельефов из белого каррарского мрамора диаметром около 2 метров, расположенные над каждой из двух боковых арок, датируют временем правления императора Адриана (117 – 138), поскольку они сделаны в стиле начала – середины второго века и в одной из сцен на заднем плане стоит близкий друг императора Адриана Антиной. Тем не менее, их идентификация представляет проблему, потому что некоторые из них не закончены.

На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений (слева направо):
— охотна на кабана;
— принесение жертвы Аполлону;
— охота на льва;
— принесение жертвы Геркулесу

Голова императора Адриана была переделана на всех медальонах: в сценах охоты на Константина, а в сценах жертвоприношений – на Лициния или Констанция I. Пространство вокруг круглых рельефов было отделано порфиром , однако эта отделка сохранилась лишь вокруг правой пары медальонов на этой стороне.

Медальоны слева, надпись VOTIS X и панель с обращением Константина к римлянам с ростры

Два медальона с порфирным обрамлением справа, надпись VOTIS XX и панель, на которой Константин раздаёт деньги римлянам

Выше круглых рельефов на этой стороне арки написано «VOTIS X » (слева) и «VOTIS XX » (справа). Эти надписи можно перевести как «священная клятва на 10 годовщину» и «священная клятва на 20 годовщину». Они относятся к 10 годовщине правления Константина, которое он праздновал в Риме летом 315 года (согласно другой версии, он уехал из Рима в начале 313 года и вернулся только в 326 году).

Ниже круглых рельефов как на длинных, так и на коротких сторонах, находятся длинные узкие «исторические» панели , созданные при Константине. Они иллюстрируют его военную компанию против императора Максенция, в которой он одержал победу и за которую ему и был дарован триумф. На западной короткой панели изображено отбытие войска из Милана («профекцио»). История продолжается на южном фасаде, где изображена осада Вероны («обсидио») слева и битва у Мульвийского моста («прелиум», справа), в которой армия Константина разгромила противника и загнала его в Тибр. На панели на восточном узком фасаде армия Константина входит в Рим («ингрессус»), но не в форме триумфальной процессии, поскольку Константин, вероятно, не хотел демонстрировать свой триумф. На северном фасаде, смотрящем в сторону города, изображены его действия после того, как он стал единоличным правителем: он обращается к римлянам на форуме с ростры, за которой видны арки Септимия Севера и Тиберия («орацио», слева), и раздаёт им деньги («либералитас», справа).

С каждой длинной сторон на арке Константина находится по четыре коринфских колонны с каннелюрами на высоких основаниях. Семь колонн высечены из нумидийского жёлтого мрамора, а восьмая – из белого мрамора, поскольку оригинальная колонна была перевезена в Латеранскую базилику (позже и там она была заменена на колонну из жёлто-фиолетового фригийского мрамора). Основания всех колонн украшены рельефами, сходными с рельефами арки Септимия Севера и разрушенной Новой арки Диоклетиана. На передней части изображена богиня победы Виктория, которая или делает надпись на щите или держит пальмовые ветви, а на боковых сторонах сделаны рельефы в виде пленных варваров либо пленных варваров и римских солдат. Вероятно, подобные украшения являлись стандартными для триумфальных арок своего времени. Основания колонн были сделаны во время правления императора Константина.

Основания (плинты) колонн на северной стороне арки

Крайний плинт справа на северной стороне

В пазухах сводов центральной арки с обеих сторон сделаны горельефы в виде Викторий, держащих трофеи. В пазухах сводов боковых арок находятся горельефы в виде речных богов. Все они, как и основания колонн, датируются эпохой Константина.

Виктории в пазухах сводов центральной арки на северной стороне

Речные боги над аркой слева

Речные боги над правой аркой

Южный фасад (со стороны форума)

Южный фасад арки посвящён военной деятельности императора Константина.

На верхних рельефах
— пленённый вражеский военачальник, которого привели к императору;
— пленник, которого привели к императору;
— император произносит речь перед армией;
— император собирается принести в жертву свинью, овцу и быка

Даки и две панели слева

Даки и панели справа

Ниже в круглых медальонах над боковыми арками изображено (слева направо):
— отправление на охоту;
— принесение жертвы Сильвану;
— охота на медведя;
— принесение жертвы Диане

На этих медальонах голова Адриана была переделана на Лициния или Констанция I в сценах охоты и на Константина в сценах жертвоприношений.

Медальоны слева, надпись SIC X и панель с изображением осады Вероны

Два медальона справа, надпись SIC XX и рельефная панель с изображением битвы у Мульвийского моста

Выше медальонов на этой стороне арки написано «SIC X » (слева) и «SIC XX » (справа), т.е. «как на 10, так и на 20 годовщину». Как и на противоположной стороне, эти надписи сделаны в честь десятой годовщины правления Константина.

Плинт в центре

Крайний левый плинт на южной стороне (Виктория в центре, пленники справа)

Виктории в пазухах свода центральной арки с южной стороны

Речные боги над левой аркой с южной стороны

Речные боги в пазухах свода над правой аркой на южной стороне

Короткие стороны

На верхней части коротких сторон, а также внутри центральной арки, встроены высокие (3 м) панели с изображением сцен войны Траяна с даками. Изначально они составляли большой фриз из пентелийского мрамора, который находился или на форуме Траяна или на бараках императорской конной стражи, стоявших на холме Целий. Эти панели также относятся к 98 – 117 годам.

Верхняя панель на западной стороне

Верхняя панель на восточной стороне

Ниже на коротких сторонах арки находится по медальону с рельефами, изображающими восходящее солнце (восточная сторона) и луну (западная сторона). Оба в виде женщин на колесницах. Они, в отличие от медальонов на длинных сторонах, были сделаны при Константине. Их присутствие на арке является символом вечности столицы Рима и связывает его правление с бесконечным процветанием.

Медальон с луной и панель с изображением отбытия войска Константина из Милана

Персонификация солнца и панель с изображением того, как армия Константина входит в Рим (восточная сторона)

Внутренняя часть арки Константина

Внутри центральной арки находятся две панели с изображением войны Траяна (переделанного в Константина) с даками. На одной он изображён на коне сражающим врагов, а на другой – стоящим в ожидании коронования Викторией в присутствии персонифицированных Чести и Добродетели.

Над каждой из панелей центральной арки сделана надпись , подчёркивающая, что Константин воевал не ради захвата чего-либо, а ради освобождения Рима от тирана:
«LIBERATORI VRBIS» («освободитель города»)
«FUNDATORI QVIETIS» («основатель мира»)

Панель внутри центральной арки с Траяном (Константином) на коне и надписью «освободитель города»

Внутри боковых арок в каждой из сторон вырезано по два бюста (всего 8), деградировавших до такой степени, что их нельзя идентифицировать.

Бюсты в боковой арке

Бюсты в боковой арке

Пояснение к описанию

Арка Константина является важным примером разрушения классического греческого скульптурного канона , который произошёл в Риме в IV веке. На арке очень хорошо виден контраст между панелями, сделанными при Траяне, Адриане и Марке Аврелии и панелями времени правления Константина. Например, на медальонах эпохи Адриана сцены охоты сделаны так, что создаётся ощущение свободного пространства, в котором люди могут идти, куда им захочется, тогда как на панелях эпохи Константина люди стоят очень плотно друг к другу, их жесты не скоординированы, а позы нелогичны. Кроме того, у этих фигур диспропорционально большие головы, короткие ноги, одинаковые причёски-шапки и угловатые накидки. Их ранг показан не с помощью композиции, а очень грубо – путём изменения размера всего тела.

Почему произошла деградация как стиля, так и исполнения?

Этот вопрос породил длительную дискуссию, которая не завершилась единым выводом. Возможные причины:
— разрушение процесса передачи мастерства из-за политического и экономического кризиса третье го века;
— усиление влияния восточных и других доклассических региональных стилей с окраин империи (маловероятно);
— усиление влияния простого «народного» или «италийского» стиля, существовавшего параллельно с высоким греческим стилем для нужд небогатых римлян;
— сознательное отторжение классического стиля.

Почему были использованы детали других памятников ?

— помещение рельефов с деяниями Константина рядом с рельефами императоров «золотого» второго века символически приравнивало его к ним;
— арка строилась всего три года, и, возможно, у мастеров не было времени, чтобы с нуля создать необходимое количество рельефов;
— скульпторы эпохи Константина считали, что они не способны превзойти своих предшественников;
— у римлянам IV века недоставало мастерства, чтобы сделать работу, достойную императора.
Вероятно, в той или иной степени все эти причины вместе привели к тому, что в арке Константина были использованы старые скульптурные панели.

Вид на северный фасад арки с Колизея

Достопримечательности поблизости: Колизей, форум, Палатинский холм, Золотой дом Нерона, Лудус Магнус

Полезная информация о триумфальной арке Константина в Риме

Где находится:
Между Колизеем и форумом

Как добраться:
Станция метро Колизей (Colosseo) на линии В (синей)

Остановка туристического автобуса Colosseo

Диего Веласкес. Триумф Вакха
1629. Музей Прадо, Мадрид.

Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Триумф Вакха». Размер картины 165 x 225 см, холст, масло. Картина испанского художника Веласкеса имеет также и другое название «Пьяницы».
Из античной истории. Триумф (triumphus) в древнем Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумфатор облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие Триумфа проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по виа сакра через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасоли и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда триумфатор раздавал публике подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.