» » Создание системы поддержки развития научно-технического творчества детей, учащихся и молодежи. Программа развития технического творчества "трансформер" Детское техническое творчество

Создание системы поддержки развития научно-технического творчества детей, учащихся и молодежи. Программа развития технического творчества "трансформер" Детское техническое творчество

ВВЕДЕНИЕ

В поисках различных средств повышения готовности учащихся школ и ПТУЗ к производительному труду, нам ни в коем случае нельзя обойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, да и вообще одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности – личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, казалось бы, чего проще; бери и учи учащихся творчеству – техническому, научному, художественному. Но обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода.

Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество – это прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремлённость, воля к победе.

В техническом творчестве взрослых сегодня видят своеобразный «мост» от науки к производству.

Цель данной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме и разобрать рекомендации мастеру производственного обучения по техническому творчеству.

Если мы посмотрим в словарь Даля слово изобретение означает - новое, техническое решение задачи, обладающее существенным отличием, дающее экономический эффект. Изобретательская деятельность позволяет быстрыми темпами модернизировать старую и создать новую технику и технологию, обеспечить снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. В 1989 г. число изобретателей, получивших авторские свидетельства (АС) по стране составило 97 тысяч, а экономический эффект от внедрения изобретений дало 3,9 млд. руб. (по курсу денежных банкнот 1989г.). За период независимости страны эти показатели существенно снизились.

Успехи ведущих зарубежных предприятий, фирм обусловлены наличием у них высококачественной машинной техники и оборудования и являются результат создания совершенных условий, истинно творческой массовой деятельности в области технического изобретательства, оперативного внедрения результатов в практику. Неудачи страны в развитии экономики связаны в основном с отсутствием, наряду с другими причинами: системного подхода к обучению, воспитанию и развитию изобретательских начал личности; условий для массовой творческой деятельности и др.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

технический творчество учащийся кружок

1.1 Общая характеристика технического творчества

В системе творчества можно выделить определенный круг объектов психологического изучения. Это проблема сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры, особенностей протекания; проблема творческой личности, особенностей ее формирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективного творчества; проблема продукта творческой деятельности: проблема обучения творчеству, активизации и стимуляции творческой деятельности и некоторые другие. Остановимся достаточно подробно на каждой из этих проблем, но постараемся хотя бы в общих чертах коснуться некоторых наиболее естественных аспектов творческой деятельности.

Попутно отметим, что в различное время в определениях сущности творчества и творческой деятельности отражались меняющиеся представления об этом важном феномене. В одном из наиболее авторитетных философских словарей начала двадцатого века составленном известным философом-идеалистом Э. Л. Радловым, отмечалось, что творчество связано с созданием чего-либо, что в наибольшей степени способность к творчеству присуща божеству, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия. Наряду с такого рода утверждениям и обращалось внимание на наличие неосознаваемых процессов в структуре творческого процесса. Затем по мере научного изучения различных видов творчества менялись и отношение к нему в целом, и определения, даваемые творчеству. В последнее время больше всего внимания обращается на то, что с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого никогда ранее не было; творчество проявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новые материальные и духовные ценности. «Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)».

В определениях творчества, речь идет о создании чего-то нового, отличающегося от уже существующего. Хотя с психологической точки зрения некоторые из имеющихся определений слишком категоричны (когда речь идет о создании «никогда ранее не бывшего»), тем не менее главное в определении творчества связано именно с созданием того или иного продукта (материального или духовного), который характеризуется оригинальностью, необычностью, чем-то существенно по форме и содержанию отличается от других продуктов такого же предназначения. В психологическом плане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживаются как новое субъективно . Если с философской, социально-экономической точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, что связано с созданием никогда ранее не бывшего продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике, а особенно в практике усвоения ребенком-дошкольником, школьником, молодым рабочим новых понятий, решения задач, которые являются для него новыми, мы часто имеем дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей в виде понятия, знания, умения, решения задачи, создания детали и т.д. В этом смысле мы можем говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности.

Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного.

Другой момент имеет отношение к масштабам творческой деятельности. В общественной практике, как правило, творчество измеряется такими категориями новизны, как открытие, изобретение, рационализация. В последнее время много говорится об инновационной (нововведенческой) деятельности, сопряженной с внедрением в организационно-технологические процессы чего-то нового. Но такого рода деятельность можно подвести под рационализаторскую.

Если ориентироваться на такое рабочее определение творчества, то представляется целесообразным связывать его с решением новых задач или с нахождением новых способов решения ранее решавшихся задач, с решением различного рода проблем, ситуационных затруднений, которые возникают в производственной и обыденной жизни.

Прежде чем перейти к рассмотрению структуры творческогоc решения новой задачи остановимся обзоре видов технического творчества. К числу видов профессионального творчества можно отнести изобретательство, конструирование, рационализацию, дизайн.

Между всеми названными видами технического творчества существует тесная взаимосвязь. В первый период интенсивного развития техники такого разделения не наблюдалось, и в научной литературе речь шла в основном об изобретательской деятельности. Ныне существует научно-практическое разделение открытия, изобретения и рационализаторского предложения, которое к тому же реализуется не только по отношению к техническим объектам. Так, под открытием понимается установление ранее неизвестного объективно существующего свойства или явления. Изобретением называют существенно новое решение проблемы, задачи, имеющее положительное значение для производства, культуры и т.д. Изобретения разделяются на конструктивные (устройства), технологические (способы) и связанные с созданием новых веществ. Под рационализаторским предложением понимается локальное (в отличие от изобретения, которое имеет всеобщее значение) решение той или иной задачи по улучшению функционирования уже известной техники в новой конкретной обстановке (например, в каком-то цехе завода, но не в масштабах всего завода, а тем более всего производства). Понятно, что в определенных случаях рационализаторское предложение может быть изобретением.

Конструирование может «вплетаться» и в изобретательскую» и в рационализаторскую деятельность, если для их осуществления необходимо создание тех или иных конструкций. Практическое различие между изобретательством, конструированием и рационализацией нужно искать в характере целей, которые преследует каждый из видов деятельности. Изобретательство направлено на решение технической проблемы, задачи в целом; конструирование - на создание конструкции; рационализация - на улучшение использования существующей техники (мы берем только аспект, связанный с решением технических проблем). Таким образом, можно сказать так: изобретателя интересует в первую очередь конечный эффект, функция, конструктора - устройство, выполняющее функцию, а рационализатора - более рациональное использование готового устройства для каких-то частных целей.

Введение.

В настоящее время система образования Пуровского района работает в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования в Стандарте II поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.

В соответствии с Концепцией дополнительного образования, утвержденной 4 сентября 2014 года, педагогический коллектив МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рассматривает построение образовательного процесса с учетом построения образовательный индивидуальных маршрутов для выпускников объединений, продолжающих заниматься любимым делом, а также для талантливых и одаренных учащихся объединений.

Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.

Потребности семей в разнообразных образовательных услугах и сервисах для детей расширяются и становятся более дифференцированными. Еще более многообразными и динамичными являются интересы детей и подростков. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования.

В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.

В МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе работа объединений с 2015-2016 года осуществляется по пяти направленностям, в том числе и научно- технической.

Отличительными особенностями обучения детей в объединениях научно-технической направленности является то, что в при разработке таких программ сделан акцент на:

Комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

Повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность;

Формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

Пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.

Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно - деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно-исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся.

Дети и подростки, занимаясь в студии технического творчества и студии дизайна и проектирования, будут иметь возможность проходить обучения в объединениях «Самоделкин», «ТЕХНОМИР», «Робототехника» и «Юные архитекторы». Дополнительные общеобразовательные программы работы данных объединений направлены на то, чтобы учащиеся проходили творческий путь от «идеи» до ее «реализации». Они имеют возможность облачить свою творческую интуицию в идею, эффективно организовать сборочный узел, выяснить, почему с первого раза никогда ничего не работает и сколько времени уйдет на тестирование и доработку проекта; затем все модернизировать и улучшить. И как итог – получить знания основ механики и конструирования, автоматического управления, программирования и многих востребованных на рынке труда компетенций.

Проект направлен на внедрение и распространение лучших практик по профориентации талантливой молодежи на инженерно-конструкторские специальности, привития интереса к технике, программированию, высоким технологиям в таких областях как проектирование, робототехника.

Особенностями нашего проекта являются:

    Новизна (база для проведения поселковых соревнований по робототехнике);

    Общественная значимость (повышение статуса учреждения в округе);

    Комфортная материально-техническая и психолого-педагогическая среда для участников;

    Совместное планирование и организация деятельности педагогов, учащихся и их родителей (и (или) их законных представителей) как равноправных партнеров в достижении целей обучения, воспитания и развития;

    Доступность для всех учащихся (бесплатное дополнительное образование);

    Реализация качественных услуг.

Цели и задачи проекта.

Цели:

    совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO -конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;

    способствование предпрофильной и предпрофессиональной подготовке детей.

Задачи:

    повысить уровень квалификации педагогов;

    создать информационное и программно-методическое сопровождение педагогической деятельности;

    обеспечить деятельность учреждения по развитию технического творчества на основе социального партнерства;

    повысить уровень социальной успешности учащихся;

    формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;

    обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO -конструирования, робототехники, компьютерного дизайна в образовательном процессе;

    осуществить финансирование мероприятий, связанных с реализацией проекта;

    обеспечить необходимые условия для бесперебойной работы и сохранности оборудования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Управление и кадры.

Директор совместно с куратором обеспечивает деятельность педагогического коллектива по реализации инновационного проекта в соответствии с ежегодным годовым планом; осуществляет сопровождение деятельности педагогов, участвующих в реализации проекта, обеспечивает консультационное сопровождение по данному направлению специалистов; организует мониторинговые исследования процесса и результатов деятельности объединений научно-технической направленности, обеспечивает управление и контроль качества образовательной деятельности; обеспечивает участие педагогов в программах повышения квалификации (переподготовки кадров). Организует распределение должностных обязанностей сотрудников. Обеспечивает деятельность учреждения на основе социального партнерства, приобретает расходные материалы необходимые для ведения образовательного процесса. Обеспечивает участие учащихся в мероприятиях различного уровня.

Педагоги дополнительного образования организуют образовательный процесс в детских объединениях, ежедневно в две смены для разновозрастных групп детей; реализуют дополнительные общеобразовательные программы по инновационному развитию детского технического творчества; обеспечивают участие в подготовке победителей и призеров в конкурсно-массовых мероприятий различного уровня; несут ответственность за сохранность оборудования.

Оценка результативности проекта.

Сегодня в системе дополнительного образования широко используется Концепция развития талантливых и одаренных детей. Развитие объединений научно-технической направленности с 2008 года в РФ строится на основе федеральной программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Данная программа нацелена на вовлечение детей и молодежи от 8 до 30 лет в техническое творчество, воспитание инженерной культуры, выявление и продвижение перспективных инженерно-технических кадров.

Движущий механизм Программы – система инженерно-технических соревнований, завершающихся Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», который одновременно является национальным отборочным этапом для ряда крупнейших международных робототехнических состязаний: FIRST, WRO, ABU ROBOCON, ELROB.

Исходя из вышеизложенных перспектив развития инновационного технического творчества, оценка результативности проекта заключается в поддержки талантливых детей в области технического творчества, в реализации плана действий по развитию кружков и объединений технической направленности на территории п. Пурпе Пуровского района, а также в выполнении соглашений о совместной деятельности по развитию инновационного детского технического творчества на 2015-2018 г.г. с образовательными учреждениями поселка на основе реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Проект направлен на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования технической направ л енности .

Общие результаты технологического образования состоят в:

сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Обучение по программам научно-технической направленности призвано обеспечить:

становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Оценка результативности проекта для учащихся объединений научно-технической направленности выстраивается на основе показателей социального развития личности учащегося и показателей развития компетентности учащегося.

Показатели развития компетентности:

Учащиеся по окончанию проекта компетентны в:

    получение необходимой информации об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

    создание проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

    понимание области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;

    обоснование высказанного суждения.

    применение правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

    представление одной и той же информации различными способами.

    осуществление поиска, преобразования, хранения и передачи информации, используя указатели, каталоги, справочники, интернет.

Показатели социального развития личности.

    Всесторонняя социализация ребенка через трудовую подготовку, получение различных трудовых навыков;

    Формирование целостной личности через поддержку инициативы, саморазвития, самостоятельности, самообеспечения учащегося;

Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем участия детей в соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт общения, реализацию своих возможностей в деятельности, признание окружающих, осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.

Предполагаемые результаты.

Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес учащихся объединений технической направленности к выбору профессий, актуальных для нашего промышленного региона.

Предполагается приобщение детей и подростков к дополнительным общеобразовательным программам технической направленности с инновационной составляющей.

Инновационные технологии, применяемые в объединениях студии технического творчества и студии дизайна и проектирования позволят детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, раскрыть свои творческие и коммуникативные способности, расширить свой кругозор, дадут большую степень усвоения материала и помогут включиться в активную деятельность.

Созданные условия помогут становлению гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, мобильной личности учащихся.

Список литературы.

    Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru .

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. -

    «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство «Москва». 2000 г.

    Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.

    Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

    Интернет ресурсы:

    http://learning.9151394.ru/

    http://www.prorobot.ru/

Проведенные мониторинговые и маркетинговые исследования образовательно-воспитательного пространства региона показали, что в регионе по сравнению с предшествующим периодом сократилась сеть учреждений технической направленности, которая включала 3 учреждения дополнительного образования 1 областное и 3 муниципальных образовательных учреждения.

Кружки технического творчества все больше выводятся из специализированных учреждений в Дома детского творчества. Так, параллельно с реорганизацией станций юных техников объединения технической направленности получили свое развитие в семи домах детского технического творчества.

В перечисленных выше образовательных учреждениях накоплен богатый опыт организации работы по таким видам технического творчества как авиамоделирование, судомоделирование, мотоциклетный спорт, автоконструирование, картинг, радиотехника.

Наряду с развитием традиционных видов технического творчества в учреждениях дополнительного образования активно развиваются новые направления и формы работы, актуальные для современной молодёжи. В последнее время в связи с массовой компьютеризацией общества получили развитие такие направления технического творчества как программирование, информатика, вычислительная техника. Эти направления могут получить дополнительный импульс для развития и стать приоритетными в рамках Программы компьютеризации образования в России.

Вместе с тем необходимо отметить, что в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля. Являясь самым ресурсоемким направлением дополнительного образования, требующим ритмичных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструмента, специально обустроенных помещений и сооружений (картодромов, кордодромов, акваторий), техническое творчество в последние годы не получало необходимой материальной поддержки и потому оказалось сегодня в очень сложном положении – многие из перечисленных направлений развиваются в образовательных учреждениях усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, недостаточное внимание уделяется техническим видам спорта, которые являют собой пример синтеза науки, техники и спорта.

В анализируемый период нами отмечалось тенденция увеличения среди воспитанников в объединениях технического творчества обучающихся младшего и среднего школьного возраста. При этом количество обучающихся старших классов было достаточно невелико и составляло менее ¼ от общего количества обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования спортивно-технического направления сформирован достаточно опытный педагогический состав. Стаж педагогической работы в среднем – более 15 лет. Преобладающий возраст педагогического коллектива – 45 лет и более.

Проблемы развития детского технического творчества

Проведенный анализ состояния детского технического творчества показал, что сдерживающими факторами развития данного направления являются:

1) снижение качества дополнительного образования технического направления, к чему привели:

  • сведение работы технических кружков и объединений до минимума или замены технических направлений творчества на другие, менее ресурсоемкие в многопрофильных учреждениях дополнительного образования;
  • старение и износ существующей материально-технической базы и отсутствие современной материально-технической базы (отсутствие плоскостных сооружений - картодромов, кордодромов, акваторий - для практических занятий детей и подростков, подготовки и проведения соревнований различного ранга по техническим видам спорта);
  • отток квалифицированных педагогических кадров из-за низкого финансирования технических объединений УДО, низкого уровня оплаты труда, непрестижности профессии педагога дополнительного образования;
  • недостаточное привлечение научных работников, специалистов-психологов, социологов к работе с детьми;
  • недостаточное обеспечение образовательного процесса программно-методическим материалом;

2) отсутствие целостности образовательного пространства и разрозненность воспитательного воздействия учреждений дополнительного образования, семьи и школы в процессе формирования личности ребенка;

3) отсутствие равных условий для творческой работы детей из семей различного социального положения;

4) сокращение образовательного пространства для самореализации разнообразных интересов детей и подростков.

В тоже время необходимо отметить, что данные маркетинговых исследований выявили устойчивый спрос на услуги дополнительного образования спортивно-технического направления как у детей, так и у их родителей. Так, например наибольшей востребованностью у обучающихся пользуются дополнительные образовательные программы спортивного направления (41%), и спрос на эти услуги удовлетворен в достаточной мере. Следующими по популярности являются программы обучения техническому творчеству и информационным технологиям (11%) однако удовлетворенность этими услугами недостаточна. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимо развивать предложение услуг дополнительного образования путем создания новых объединений детского технического творчества, развития технических видов спорта.

Исходя из вышеизложенных фактов нами было выявлено противоречие между потребностью региона в подготовке технически грамотной и творчески мыслящей смены, высоким спросом на услуги объединений детского технического творчества у родителей и детей с одной стороны и инертностью образовательной системы в условиях социально-экономических изменений с другой стороны.

Сложившаяся ситуация требует разработки программы деятельности по развитию детского технического творчества, включающую комплекс организационно-педагогических, методических, научно-исследовательских мероприятий, обеспечивающих интеграцию концепций и подходов, разработанных в различных образовательных учреждениях в единую концепцию и созданием единых информационных средств, системы мероприятий для обучающихся занимающихся техническим творчеством (соревнований, конкурсов, конференций др.), систем повышения квалификации и переподготовки руководителей объединений технического творчества, и предполагающей эффективное решение задач в интеллектуальном развитии обучающихся, внедрение современных технологий организации технического творчества обучающихся.

Концептуальный блок

Концептуальное переосмысление задач развития детского технического творчества в региональной системе образования, анализ инновационной педагогической практики позволили выработать перспективы развития Центра технического творчества как новой, интеграционного типа модели учреждения дополнительного образования, в которой каждый структурный компонент является основой развития всех составляющих.

В контексте этой модели миссию учреждения мы можем определить как миссию организационного, информационного, методического центра по развитию детского технического творчества для образовательных учреждений региона, осуществляющего оказание методической помощи в организации образовательной деятельности, в совершенствовании работы по программно-методическому обеспечению, укрепление связей между УДОД, организацию системы мероприятий по повышению квалификации педагогов и методистов, организацию и проведение областных массовых мероприятий, формирование банка данных по детскому техническому творчеству.

В этой связи Центр детского технического творчества в перспективе должен стать открытой социально-педагогической системой, взаимодействующей со всеми типами и видами образовательных учреждений города и области, общественными и государственными организациями, а также с семьями воспитанников.

Цели и задачи

Основными целями деятельности, определяющими успешную миссию учреждения должны стать:

  • обеспечение целенаправленного развития технического творчества как одного из важнейших факторов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности;
  • формирование социально-адаптированной, творческой личности;
  • сокращение поля девиантного поведения подростков.

Программа развития Центра предусматривает решение следующих задач:

1) повышение качества дополнительного образования, включающее в себя:

  • плановое введение в образовательный процесс УДО новшеств, преобразований, инноваций;
  • создание образовательных программ нового поколения и учебно-методических пособий;
  • подготовку и переподготовку педагогических кадров с учетом требований к современным формам и методам обучения;
  • привлечение научных работников, специалистов-психологов, социологов к работе с детьми в УДО области.

2) пропаганда детского технического творчества;

3) создание условий для умственного, нравственного, физического развития личности ребенка и раскрытия ее творческих возможностей;

4) профессиональная ориентация молодежи и допрофессиональная подготовка;

5) формирование интереса детей к поисковой, изобретательской и рационализаторской деятельности;

6) создание равных условий для плодотворной творческой работы детей из семей различного социального положения, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей осложненного поведения;

7) укрепление системы профилактики безнадзорности, отклоняющегося поведения, характеризуемого правонарушениями и проявлениями нездорового образа жизни (ранний алкоголизм, наркомания и др.), путем приобщения их к техническому творчеству.

В результате последовательного прохождения всех этапов реализации программы развития как мы предполагаем, будет сформирована целостная система детского технического творчества в регионе, включающая начальные этапы детского технического творчества – начальное техническое моделирование (на базе общеобразовательных школ), различные направления технического творчества, такие как радиоспорт, авиамоделизм, автомоделизм (на базе УДОД), а также проведение исследовательской и изобретательской работы под руководством сотрудников ВУЗов. Координационным и методическим центром данной работы в области призван стать «Центр детского технического творчества».

Такая система технического творчества детей в регионе как нельзя лучше отвечает социальному заказу по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности в условиях, когда к профессиональным навыкам работника предъявляются повышенные требования. Воспитанники УДО области включаются в творческую деятельность по различным техническим направлениям, начиная с начального технического моделирования и заканчивая сложными спортивно-техническими видами творчества. Создается уникальная возможность продвижения ребенка от простейших видов творчества к достаточно высокому уровню творческого развития.

Основными направлениями реализации программы развития Центра технического творчества являются:

  1. Информационно-мотивационное обеспечение развития технического творчества детей. Функционирование единого информационного пространства формирования сообщества детей, молодежи, общественности, интересующихся и занимающихся техническим творчеством, способствующее широкому вовлечению подрастающего поколения в сферу развития информационных технологий и инновационно-предпринимательской деятельности.
  2. Кадровая подготовка педагогов и специалистов – руководителей детского и молодежного технического творчества. Целенаправленная и планомерная система подготовки и переподготовки педагогических кадров для организации эффективной работы в допрофессиональном политехническом образовании подрастающего поколения.
  3. Развитие методологии и содержания детского технического творчества. Эффективная деятельность сети учреждений образования, реализующих региональный образовательный заказ на обеспечение потребности в трудовых ресурсах на основе перспективных экономических специализаций и разработки дополнительных образовательных программ нового поколения.Обеспечение долгосрочного и непрерывного сопровождения процесса развития, становления и профессионального самоопределения детей и подростков, проявивших интересы и склонности к занятиям техническими видами творчества (начиная с технического творческого объединения и заканчивая предоставлением гарантированных рабочих мест).
  4. Совершенствование форм социального партнерства как условия развития детского и молодежного технического творчества. Устойчивая региональная система взаимодействия и социального партнерства по организации динамично развивающейся научно-инновационной и образовательной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество среды обитания и условий развития человеческого потенциала.
  5. Совершенствование материально-технического обеспечения развития детского и молодежного технического творчества. Воссоздание и развитие сети специализированных учреждений образования, их оснащение современными учебно-методическими комплексами, обеспечивающими организацию образовательного процесса с применением высоких технологий по работе с материалами и информацией.

Предлагаемый комплекс мер в конечном итоге должен привести к увеличению интеллектуального потенциала подрастающего поколения, расширению образовательного пространства и созданию тесных связей дополнительного образования технического направления с техникумами и ВУЗами города и области и будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию региона.

План-график мероприятий («Дорожная карта»)

по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций,

в том числе робототехника на 2016-2017 учебный год.

Глава 1. Основные положения.

Для исполнения Указа Губернатора от 2014 года по реализации программы «Уральская », реализации программы «Развитие образования Арамильского городского округа» в части подпрограммы 3 «Горизонты техники» необходимо проведение ряда мероприятий по созданию условий развития научно-технического творчества и освоения инженерно-технических компетенций, в том числе робототехники у воспитанников и обучающихся Арамильского городского округа.

В настоящее время, одной из ключевых проблем в России является недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для развивающихся российских предприятий. Особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.

Программа направлена на развитие интереса у детей к технике, конструированию, робототехнике, внедрение и распространение лучших практик по профориентации молодежи на инженерно-конструкторские специальности.

Цель программы:

    Совершенствование условий для обучения детей и подростков основам робототехники, приемам авиамоделирования, лего-конструирования и ; Способствование предпрофильной и профильной подготовке обучающихся.

Задачи программы:

    Обеспечить кадровое оснащение и повысить уровень квалификации имеющихся педагогов; Создать информационное и педагогической деятельности; Повысить уровень социальной успешности обучающихся и сформировать инженерно-технические компетенции;
    Обобщить и распространить опыт внедрения и использования авиамоделирования, робототехники, лего-конструирования и ; Осуществить финансирование мероприятий, связанных с реализацией программы.

Глава 2. Основные количественные характеристики.

Процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. В образовательных организациях Арамильского городского округа активно начинается популяризация профессии инженера по следующим направлениям: авиамоделизм, лего-конструирование, робототехника, деревообработка.

В восьми образовательных учреждениях Арамильского городского округа кружки технической направленности посещает 458 детей. Обучение осуществляется по лего-конструированию, робототехнике, авиамоделированию, деревообработке. Нормативный срок реализации указанных программ рассчитан от 1 года до 3 лет. Программы нацелены на детей разных возрастных категорий: дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

Все образовательные организации имеют в наличии специальные помещения для организации технической направленности средней площадью 39 . Из двенадцати образовательных организаций только семь имеют материально-техническое оснащение в виде наборов конструкторов Лего, Дупло, напольных модулей, комплектов для робототехники, инструментов, станков.

Общее количество педагогов, реализующих программы технической направленности, составляет 21 человек. Три дошкольных организации и одна общеобразовательная не имеют педагогов по техническому творчеству. Большая часть педагогов относится к возрастной категории 26-45 лет, имеют высшее , средний стаж преподавания технических дисциплин – 2,5 года. 12 педагогов прошли курсы повышения квалификации по образовательной робототехнике и лего-конструированию.

Глава 3. Трудности в реализации программ научно-технической направленности.

Техническое творчество является ресурсоёмким направлением деятельности, которое требует больших вложений финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений, рабочих мест, расходного материала. Необходимо изменить ситуацию, которая до сих пор не улучшилась.

В пяти образовательных организациях: МБДОУ «Детский сад №1 «Аленка», МБДОУ «Детский сад №3 «Родничок», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4» - отсутствует возможность закупа конструкторов Лего, семь организаций не могут обеспечить каждого обучающегося конструктором.

Для работ по деревообработке отсутствует ряд инструментов, необходимых для занятий: ножовки, шуруповерты, электролобзик, стусло, шлифовальная машинка, токарные министанки.

Для организации работы по робототехнике необходимы: компьютеры, наборы «Перворобот lego Wedo», ресурсные наборы.


Необходимо повышение квалификации 9 , реализующих программы технической направленности. В четырех образовательных организациях столкнулись с проблемой нехватка педагогов, а также недостаточным количеством ставок. Существует недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, способных вести интересные и современные программы. Кружки ведутся преимущественно педагогами-женщинами, есть острая потребность в педагогах-мужчинах.

Отсутствует система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской и рационализаторской деятельности.

Существует острая потребность в разработке новых методических подходов преподавания кружков технической направленности, обеспечения научно-методического сопровождения образовательного процесса по техническому творчеству.

Глава 4. Мероприятия по развитию научно-технического творчества и освоения инженерно-технических компетенций, в том числе робототехники, у детей.

мероприятие

сроки проведения

контингент

механизм реализации

ответственные

соискатели

Мероприятия по развитию научно-технического творчества у детей и подростков

Формирование у обучающихся представления об инженерно-технической деятельности


Постоянно

Воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ и центров

Проведение бесед и культурно-массовых мероприятий по профессиональной ориентации инженерно-технических специальностей. Привитие практических навыков обучающимся на занятиях кружков робототехники, авиамоделированию, лего-конструи-рованию и деревообработки. Организация и проведение экскурсий на промышленные предприятия Арамильского городского округа и области.

Союз промышленных предприятий Урала.

Промышленные предприятия Арамильского городского округа.

Уральская инженерная школа.

Повышение уровня социальной успешности воспитанников и обучающихся.

Популяризация научно-технического творчества среди детей и молодежи, расширение уровня технической грамотности молодежи.


Постоянно

1. Участие обучающихся по программам технической направленности в соревнованиях различных уровней.

2. Внедрение новых видов детского технического творчества в образовательное пространство АГО.

3. Организация конкурсов по робототехнике, авиа-моделированию, лего - конструированию и деревообработки.

Образовательные учреждения, Отдел образования Арамильского городского округа

Промышленные предприятия города и области.

Детские технопарки (виртуальные экскурсии и лаборатории).

Образовательный центр «Робострой»


Развитие системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей к изобретательской и .

Постоянно

Воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ и центров дополнительного образования

Проведение открытых муниципальных мероприятий по поддержке научно-технического творчества обучающихся (выставки, конкурсы, гранты, семинары - практикумы, научно - технические конференции)

Образовательные учреждения, Отдел образования Арамильского городского округа

Администрация АГО

Методическое сопровождение программы

Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса по техническому творчеству


Постоянно

Методическое объединение и

Создание метод. Совета педагогов АГО, реализующих программы научно-технической направленности; Разработка, корректировка и утверждение на методическом совете дополнительных общеразвивающих составительских программ; Реализация общеразвивающих составительских программ

по авиамоделированию, лего-конструированию, робототехнике, деревообработке;

Систематизация программно-методической продукции. Организация сетевого сообщества педагогов кружков технической направленности АГО. Создание страницы социальной сети вКонтакте «Группа единомышленников», создание и поддержка информационного портала сети Интернет.

Образовательные учреждения

Институт развития образования

Методические центры

Передовые организации дополнительного технического образования Екатеринбурга

Создание и обеспечение деятельности Методического объединения педагогов по развитию инновационного детского технического творчества на основе (с участием администрации , Отдела образования АГО, учреждений профессионального образования, представителей промышленных предприятий, организаций, и т. п.).


1 раз в квартал

Педагоги Методического объединения (на базе МБОУ ДОД «Центр и юношества «ЮНТА»

Сотрудничество с ГАОДО СО «Дворец молодежи»; администрацией Арамильского городского округа; Отделом образования Арамильского городского округа; образовательными учреждениями Арамильского городского округа; родителями (законными представителями) обучающихся.

Образовательные учреждения

Администрация АГО

Отдел образования АГО

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

Промышленные предприятия

Общественные объединения

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования в образовательном процессе.

1 раз в квартал

Педагоги Методического центра (на базе МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества «ЮНТА»

Анализ и оценка инновационной деятельности кружков, подведение итогов работы. Публикации в СМИ и размещение информации на интернет-сайте города и Метод. центра. Распространение опыта инновационной деятельности перед педагогическим сообществом на различных уровнях (семинары, педсоветы, методсоветы, мастер-классы и т. д.)

Педагоги Методического объединения (на базе МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества «ЮНТА»

Развитие кадрового потенциала

Обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами для преподавания программ технической направленности

Сентябрь 2016 года

Соискатели должности педагога, реализующего программу технической направленности и действующие педагоги.

Создание банка педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.

Отдел образования АГО

соискатели

Обеспечение участия педагогических кадров, реализующих программы технической направленности и работающих в области современных видов инженерно-технической деятельности в повышении квалификации.

2016-2017 учебный год

педагоги, реализующие программы технической направленности

Прохождение педагогами дополнительного образования курсов повышения квалификации в: - ГАОДО СО «Дворец молодежи»,

ГАОУ ДПО СО «ИРО»,

Самообразование.

Отдел образования АГО

Методическое объединение

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Проведение конкурсов педагогических инициатив с использованием авиамоделирования, робототехники, лего-конструирования, деревообработки и прочего инновационного технического творчества

По отдельному графику

педагоги, реализующие программы технической направленности

Грантовые конкурсы, смотры, фестивали.

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Администрация АГО

Организация стажировок педагогов на базе региональных инновационных площадок – организаций дополнительного образования, реализующих программы технической направленности

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

«Школа молодых педагогов» по научно-техническому творчеству (цикл обучающих мастер-классов и семинаров для молодых педагогов)

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Участие в вебинарах для педагогических работников по научно-техническому творчеству (онлайн-консультации)

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Организация муниципальных конкурсов, соревнований, смотров.

Организация и проведение муниципальных конкурсов, соревнований, фестивалей и смотров.

2016-2017 учебный год

Обучающиеся всех возрастных групп

Городской Лего-фестиваль «Лего-фантазии»;

Городской - выставка технического творчества «Техностарт»;

Смотр «Летать легко!» авиамодели, воздушные змеи и летающие тарелки (НЛО);

Конкурс авиамоделей и воздушных змеев «Полет навигатора» (или «Небо Арамили»)

Конкурс технических проектов «Уральский инженер XXI века»;

Конкурс по робототехнике и конструктору «Юный изобретатель»

Конкурс самоделок ко Дню защитника Отечества «Военная техника».

Педагоги, реализующие программы технической направленности.

Отдел Образования АГО

Методическое объединение

Администрация АГО

Отдел образования АГО

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

Учреждения профессионального образования

Промышленные предприятия

Общественные объединения

Родители (законные представители) обучающихся.

Материально-техническое оснащение

Обеспечение объединений технической направленности оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами

В течение года

Формирование и пополнение материально - технической базы

Администрация АГО,

Образовательные учреждения АГО

Поставщики

Обеспечение сохранности оборудования и эффективное функционирование классов по техническим предметам

постоянно

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности

Выполнение , дополнительных общеразвивающих программ и учебных планов.

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности

Финансирование

Осуществление финансирования мероприятий, связанных с реализацией проекта по развитию инновационного детского технического творчества на территории Арамильского городского округа.

В рамках текущего финансирования

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности, педагоги, учащиеся.

Создание материально-технических условий; Дополнительная оплата работникам за осуществление инновационной деятельности; Приобретение расходных материалов, необходимых для ведения образовательного процесса согласно сметам; Организация поездок обучающихся на соревнования различных уровней.

Администрация Арамильского городского округа; Отдел образования

Безопасность

Обеспечение безопасных, здоровьесберегающих, соответствующих современным санитарно-эпидемиологическим требованиям условий для занятий робототехникой, авиамоделированием, лего - конструированием, деревообработкой и инновационным техническим творчеством.

постоянно

Оборудование кабинетов в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».


Глава 5. Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий программы «Горизонты техники» обеспечит:

Повышение интереса детей и молодежи к научно-техническому творчеству;

Увеличение числа технически грамотных школьников для дальнейшего обучения в технических образовательных учреждениях;

Создание единого образовательного пространства по научно-техническому творчеству через организацию методического Совета педагогов АГО, реализующих программы научно-технической направленности;

Расширение образовательного пространства за счет введения новых дополнительных научно-технической направленности;

Повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов, реализующих программы по авиамоделированию, робототехники, лего-конструированию и деревообработки. Увеличение количества рабочих мест;

Ежегодное проведение открытых муниципальных мероприятий по поддержке научно-технического творчества обучающихся (выставки, конкурсы, семинары - практикумы, научно - технические конференции, фестивали);

Участие в исследовательской и , научно-технических программах, областных выставках и мероприятиях;

Организацию сетевого взаимодействия МАУ ДО «ЦДТ» с Уральской Инженерной школой.

Цель программы: формирование основ системы научно-технического творчества, направленной на выявление, развитие и реализацию потенциала обучающихся ГБПОУ РО «ТМехК».

Задачи:

  • Модернизация имеющейся системы образовательного процесса для занятия обучающихся техническими видами творчества.
  • Развитие технологической развивающей среды для формирования компетенций, необходимых для научно-технического творчества и дальнейшей профессиональной деятельности, обучающихся колледжа.
  • Повышение престижа инженерных профессий.
  • Развитие системы исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации подростков к изобретательской и рационализаторской деятельности.

1. Пояснительная записка

В последние годы все большее внимание уделяется построению такой образовательной системы, которая позволяла бы обеспечить обучающемуся развитие всех его природных задатков и создавала бы условия для его самореализации в социальной среде, на рынке труда, в сферах инновационной экономики, в бизнесе.

Одним из путей решения данной проблемы является развитие детского технического творчества. Конкурентом научно-техническим видам творчества стали перенасыщенная информационная среда. Современные дети, для которых iPad, iPhone, Playstation и другие продукты IT-индустриии – реальная жизнь, с трудом проникаются интересом к занятиям техническим творчеством.

Организация дополнительного технического образования с различными техническими видами деятельности (авто и авиамоделирование, судостроение и т.д.), достаточно сложно перестраивается в новых условиях значительного скачка научно-технического прогресса. Материальная база и учебные программы технической направленности дополнительного образования не всегда отвечают современным требованиям к организации учебного процесса.

Современные тенденции развития образовательных технологий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования требуют формирования творческих способностей будущего технического специалиста. Внедрение новых методов обучения и воспитания направлено не только на получения новых знаний и умений, но и на развитие высшей ступени развития личности – творческих способностей.

Выпускник современного средне-специального учебного заведения должен обладать набором ключевых общих и профессиональных компетенций, необходимых ему для успешной профессиональной деятельности.

То есть, обучающийся современного средне-профессионального учебного заведения должен развивать такие качества личности, как:

  • умение самостоятельно приобретать необходимые профессиональные знания и умения, осваивать новые технологии;
  • обладать навыками информационной культуры, качественно работать с информацией, делать необходимые выводы, устанавливать новые закономерности, анализировать технические данные;
  • обладать навыками критического мышления, уметь вовремя разглядеть технологические проблемы профессиональной деятельности, уметь выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • иметь компетенции самостоятельного развития интеллекта, творческих и технических способностей, кругозора и общего культурного уровня;
  • уметь работать в коллективе, принимать активное участие в работе творческих и инновационных групп предприятия.

Таким образом, главная задача образовательного учреждения – это развитие личности будущего специалиста и главное формирование его творческих способностей, которые позволят ему занять достойное место на предприятии и быть востребованным в соответствующей отрасли.
Часть задач по овладению обучающимися ключевыми компетенциями мы можем реализовать во внеучебной деятельности с помощью программы развития технического творчества.

На первоначальном этапе необходимо определить уровень развития технического мышления и технической культуры каждого учащегося. Это необходимо для того, чтобы задания по развитию творческих способностей соответствовали уровню возможностей студента. Поскольку успешное выполнение творческого задания вселяет веру студента в свои возможности и способности, а заведомо сложное задание формирует неприязнь к творческим заданиям. Кроме того, такое разделение при групповой форме работы позволяет объединить студентов в творческие группы, в которых каждый будет задействован и от каждого потребуются максимальные усилия. В процессе взаимодействия студенты будут обучать друг друга, развивая навыки кооперации и сотрудничества. Роль преподавателя при реализации творческих заданий сводится к руководству поиском нужной информации, стимуляции студентов к выявлению необходимых фактов, гипотез и теорий, которые позволят им лучше понять особенности задания.

В силу специфики обучения студентов технического профиля, основная нагрузка на формирование творческих способностей должна приходиться на междисциплинарные курсы и профессиональные модули. Именно они содержат знания передовых областей науки и техники, а также позволяют предлагать собственные методы решения различных научных проблем. Кроме того, техническое творчество требует от студента глубоких знаний по основным предметам, которые достигаются на старших курсах. В качестве творческих заданий студентам технического профиля можно предложить:

  • технический проект;
  • рационализаторский проект;
  • изобретательская задача;
  • техническое моделирование;
  • техническое исследование;
  • техническое конструирование;
  • многослойная задача.

Успешно выполненные творческие задания необходимо демонстрировать на различных научных конференциях и семинарах. Такая демонстрация формирует ответственное отношение к данному виду деятельности, а также способствует активизации творческих способностей и популяризации данного направления среди других обучающихся колледжа. Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает решение студентом научно-исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствуют формированию новых знаний. Если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках научной деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Для обеспечения такого применения необходима помощь преподавателя. Именно преподаватель должен находить проблемные технические задачи, решение которых востребовано предприятиями региона, и которые способен решить студент в рамках, имеющихся у него знаний и опыта. Активная работа с предприятиями позволит не только развить студенту творческие способности и сформировать техническую культуру, но и заявить о себе как о хорошем специалисте, востребованном на рынке труда.

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность.

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

Программа развития технического творчества в ГБПОУ РО «ТМехК» реализуется с 2011 года.

Целевая аудитория: обучающиеся ГБПОУ РО «ТМехК».

Возраст: 15-20 лет.

Техническое оснащение: оборудование лаборатории физики, лаборатории электротехники, информационно-вычислительного центра колледжа (ИВЦ).

Программа развития технического творчества «Трансформер» имеет практическую направленность с учетом специальности обучающихся колледжа. Тема проектной работы должна повышать интерес обучающихся к своей специальности и мотивировать к становлению в профессиональном плане.

Например, обучающиеся гр. 5 ПБ по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, входящая в укрупненную группу 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, Гурина Ю. и Казак Д. работали над темой «Инновационные методы пожаротушения». Они изучили современные методы пожаротушения в сложных условиях, рассмотрели работу системы «Кобра» (мелкодисперсное распыление воды через малое отверстие, пробиваемое струей жидкости под высоким давлением) и в результате создали небольшой учебный фильм. Данная работа была защищена на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи Национальное достояние России и заняли 2 место на секции Физикаи Техническое творчество. Более подробно достижения обучающихся указаны в разделе 3 Пояснительной записки (Результаты реализации программы Развития технического творчества «Трансформер» в ГБПОУ РО «ТМехК»).

В программе развития технического творчества уделяется внимание развитию компьютерной грамотности и обучению работы с различными программами. Что необходимо для обучения компетентного специалиста в условиях развития информационного общества России и общемирового сообщества.

Используя MicrosoftKoduGameLab - визуальный конструктор, позволяющий создавать трёхмерные игры, мы повышаем активность обучающихся на первом этапе работы программы.

Для более полного освоения визуального программирования участники программы обучаются в проекте «Код-класс».(https://www.it4youth.ru/page2/668/).

«Код-Класс» - инициатива проекта "Твой курс: ИТ для молодежи" по созданию и развитию клубов программирования для школьников, которая реализуется при поддержке корпорации Microsoft, сети ресурсных центров и партнёров проекта "Твой курс".

Инициатива "Код-Класс" объединяет образовательные учреждения, талантливых учителей, ресурсы и возможности, чтобы повысить интерес детей к обучению компьютерным наукам, информатике и программированию, а педагогам помочь сделать это обучение понятным, захватывающим и увлекательным.

Проект "Твой курс: ИТ для молодёжи" проводится в России с 2012 года при поддержке корпорации Microsoft в рамках глобальной инициативы MicrosoftYouthSpark, призванной помочь молодым людям реализовать свой потенциал в трех ключевых сферах жизни: образовании, трудоустройстве и предпринимательстве.

Так же наша программа ориентирована на применение подручных материалов, нестандартное решение поставленных задач. Обучающиеся учатся использовать самые распространенные и недорогие материалы для проведения экспериментов.

В частности, одно из исследований было проведено с использованием крахмала. Работа «Исследование свойств неньютоновской жидкости» получила грамоту за лучшее теоретическое исследование на Региональной научно-практической конференции студентов ССУЗов РО «Инновационные процессы: теоретические и практические аспекты разработки и внедрения инноваций».

Использование подручных недорогих материалов позволяет расширить поле практической деятельности обучающихся, повысить активность и интерес, так как самая обычная вещь может получить новое назначение или с ее помощью можно провести эксперимент.

Участники программы «Трансформер» собирали аэродинамическую трубу из старого фена и колбы с отрезанным днищем, трубу Рубенса из динамика и алюминиевой трубки и т.д. (Архив «Выполненные проекты (примеры)»).

Использование материалов Теории решения изобретательских задач (http://www.altshuller.ru/triz/, https://4brain.ru/triz/), позволяет формировать логическое мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
В 2016-2017 году при участии в мероприятиях Intel Education Galaxy было разработано методическое пособие «Урок бионики» (архив «Методическое обеспечение», опубликовано: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663471/). Использование идей из живой природы и изучение их технических аналогов, позволяет развивать альтернативные теории, необычные и креативные решения, а так же приводит к более рациональному использованию природных ресурсов, что необходимо при современном развитии науки и техники.

2. Пошаговая реализация программы Развития технического творчества «Трансформер»

Этапы работы

Цель этапа работы

Ознакомление с работой кружка, его целями, методами реализации программы развития технического творчества.
Посещение музея технического творчества, интерактивного музея наук «Лабораториум» в г. Ростове-на-Дону.
Обучение на сайте https://wt.edunano.ru – электронное образование для наноиндустрии (для желающих), https://www.it4youth.ru/page2/668/ - ИТ для молодёжи.
Изучение возможностей использования ресурсов онлайн-платформы Стемфорд.
Рассмотрение ТРИЗ (http://www.altshuller.ru/triz/, https://4brain.ru/triz/)
Ознакомление с программами моделирования физических процессов «Виртуальная лаборатория», «Открытая физика», «Juice» (программа трехмерного монтажа электрических цепей), «ElectronicsWorkbenchmultisim 5.12», «Multisim 7», «Multisim10» (система компьютерного моделирования и анализа схем электронных устройств), MicrosoftKoduGameLab.

Расширение общего кругозора;
Повышение интереса обучающихся к решению технических задач.

Выбор темы исследования или технической задачи обучающимися.
Постановка задачи для малых групп (предположительно 2–3 человека).
Мозговой штурм.

Развитие навыков критического и творческого мышления;

Развитие умения разглядеть технологические проблемы профессиональной деятельности.

Подбор материала по поставленной задаче.
Если проект требует технической реализации, то составление технической документации

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития;
Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности;
Умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Реализация проекта.

Умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество;

Умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Подбор материала для презентации проекта.

Умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития.

Подготовка презентации проекта на мероприятиях различного уровня.

Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности.

Участие в научно-практических конференциях и конкурсах талантливой молодежи.

Расширение общего кругозора;
Умение делать выводы и презентовать свою разработку.

Реализация программы развития технического творчества позволяет охватить большую часть общих компетенций, предназначенных для освоения в ГБПОУ РО «ТМехК».

Список использованной литературы

  1. Концепция развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности как механизма социализации детей в рамках региональных систем дополнительного образования детей.
  2. Быков А.А. Анализ подготовки абитуриентов к изучению курса физики в техническом вузе/А.А. Быков, Д.Ю. Коноплев, О.М. Киселева//Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2944-2948.
  3. Киселева О.М. Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей / О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева, А.А. Быков//Научно-методический электронный журнал Концепт. -2013. - № 8 (24). - С. 11-15. - ART 13157. URL:http://e-koncept.ru/2013/13157.htm.
  4. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: «Беларусь», 1994.
  5. Хернитер Марк Е. Multisim*7: Современная система компьютерного моделирования и анализа схем электронных устройств. (Пер. с англ.) / Пер. с англ. Осипов А.И. – М.; Издательский дом ДМК-пресс, 2006. – 488 с.; ил.