» » Составить план к рассказу клякса. Рассказ клякса. Рассказ Клякса читать

Составить план к рассказу клякса. Рассказ клякса. Рассказ Клякса читать

Урок по чтению в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему Н.Носов «Клякса»

Цель: познакомить детей с творчеством Н.Носова и его рассказом «Клякса»

Образовательные: совершенствовать навыки беглого выразительного чтения, технику чтения, учить аргументировать свой ответ, уметь ориентироваться в тексте.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать творческое воображение, речь, внимание, память обучающихся.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение вести себя на перемене и во время уроков, уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: мел, доска, слоговая таблица, маски, портрет, выставка книг.

План

I.Организационное начало урока

II.Динамическая разминка

III.Подготовка к первичному восприятию

А) беседа по вопросам

Б) работа со столбиком слов

IV.Первичное восприятие. Беседа по первым впечатлениям.

V.Повторное чтение рассказа и его анализ

а) чтение I части

б) чтение II части

в) чтение III части

г) чтение IV части

Составление плана

VI.«Догонялки»

VII.Обобщающая беседа

IX. Оценивание

Ход урока

I.Организационное начало

II.Динамическая разминка

1. Упражнение на дыхание «Алфавит»

Медленно

2. Упражнение на отработку дикции

а)Чтение слогов с учетом наращивания трудностей в произношении

мздо здво вспа

мсте стра взби

тдал ктор ижски

вздра вспря вскро

льбищ взлет пмск

стро гость струя

вздре рознь лесть

б) работа над скороговоркой

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Что означает поплоше? (похуже)

Читаем по рядам:

Медленно

Чуть быстрее

3. упражненеи на отработку выразительного чтения.

Са-са-са-са

Укусила в нос оса

Со-со-со-со

Стал мой нос, как колесо.

Прочитайте так, как показывает маска

III . Подготовка к первичному восприятию

а) беседа по вопросам

С каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? («Огородники»)

Посмотрите на его портрет.

Какие рассказы Н. Носова вы знаете еще?

Ребята, а какие рассказы пишет Н. Носов? (Смешные, поучительные, воспитывающие)

Верно, а какие качества в человеке воспитывают эти рассказы? (честность, смелость, чувство товарищества, настойчивость в достижении цели)

б) Работа над значением слов

Прочитайте столбики слов

Спешить-смешить

Перепутался-перепугался

Понимать-поднимать

Опустить-отпустить

Хвастался-хватался

Объясните значения этих слов.

Чем различаются слова? (одной или двумя буквами)

А значения слов различаются? (Да)

Давайте объясним значение каждой пары слов.

Спешить - (торопиться)

Смешить - (заставлять смеяться кого-либо)

Перепутался - (смешался, вместо одного сделал другое)

Перепугался - (испугался чего-то)

Опустить - (переместить вниз, например, ведро в колодец)

Отпустить - (Позволить кому-нибудь удалиться, например, ребенка на улицу)

Хватался - (брался за перила, ручку)

Хвастался - (хвалился)

IV . Первичное восприятие рассказа. Беседа по первым впечатлениям .

Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Н. Носова «Клякса»

Как вы думаете, о чем этот рассказ? (…)

Чтение учителем

Вопрос 1-ому ряду

- Определите какой это рассказ по характеру - серьезный, смешной, грустный, радостный?

- Почему?

- Вам понравился рассказ?

V . Повторное чтение рассказа и его анализ

а) Чтение 1- ой части (жужжащее чтение)

Какую привычку имел Федя Рыбкин? (Смешить ребят)

Как у Феди на лбу появилась черная клякса? (Федя подрался с Гришей из-за флакончика туши. когда они вырывали друг у друга из рук флакончик, тушь выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб)

Что обозначают слова «флакончик туши»? (Черная или цветная краска в пузырьке специального приготовления для черчения, рисования и письма)

Как на это отреагировал Федя? (Сначала рассердился, а потом увидел, что все ребята смеются над ним и не стал смывать кляксу)

Как можно озаглавить эту часть? Выделите главную мысль.(«Капля попала на лоб»)

Давайте запишем первый пункт плана

б) Чтение 2-ой части (по цепочке)

Как вели себя ребята при виде Феди? (Они оглядывались на него и смеялись над кляксой)

Что же сделал Федя? (Нарочно измазал нос тушью)

Зачем он это сделал? (Ему нравилось, что смотря на него, все ребята смеются, ему нравилось смешить ребят)

Как повела себя Зинаида Ивановна, найдите в тексте и прочитайте.

Как вы понимаете слова «сокрушенно» (Печально)

Как отреагировал Федя на слова Зинаиды Ивановны? (Сначала забеспокоился, потом перепугался)

Почему Федя перепугался? Прочитайте.

Выделите главную мысль.

Как озаглавим эту часть? («Федя испугался»)

Запишем пункт плана в тетрадь.

в) Чтение 3 части (по ролям)

Ребята, посмотрите на иллюстрацию, к какой части она подходит?

Кто на ней изображен? Чем они занимаются?

Давайте прочитаем эту часть по ролям.

Какое настроение должно быть у Феди? Как нужно читать? (испуганно)

А что можно сказать о Грише? (Он старается помочь)

Найдите слова действия, описывающие поведение Феди.

Что решил сделать Федя? (Он решил сбегать умыться)

Как отреагировала Зинаида Ивановна на просьбы Феди? (Она не пустила его0

Можем ли мы сказать, что Зинаида Ивановна отнеслась жестоко к Феде? (нет, т.к. она решила его проучить)

Найдите слова, описывающие состояние Феди. (Он хныкал и теперь ему было не до смеха)

Прочитайте ответ Зинаиды Ивановны

Что главное в этой части?

Как озаглавим 3 часть? («Федя сидел как на иголках»)

г) Чтение IV части (про себя)

Что произошло, когда прозвенел звонок? (Федя побежал к умывальне и всю перемену тер лицо с мылом)

Почему он это делал? (Он боялся, что на его лице вылезут язвочки)

А что в это время делал весь класс? (Потешался над Федей)

Хорошо или плохо поступил класс? (Плохо, т.к. Федя испугался и ему было тяжело. Ребята должны были помочь Феде, а не смеяться над ним.)

Как изменился после этого Федя?

Как можно озаглавить эту часть? Что здесь главное? («Федя разучился смеяться»)

VI . «Догонялки»

А теперь давайте поиграем в игру «Догонялки». Я начинаю читать предложение, а вы его заканчиваете.

VII . Обобщающая беседа

Что главное в рассказе? (Что Зинаида Ивановна проучила Федю, и теперь он стал серьезным и больше не смеется на уроках)

Найдите отрывок, выражающий главную мысль. (Пусть почешется….)

VIII . Итог урока

C каким произведение вы сегодня познакомились на уроке?

Что больше всего вам запомнилось?

IX . Домашнее задание

Пересказ по плану

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова.
  • Развитие памяти, интереса к чтению, творческих способностей учащихся.
  • Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.
  • Развивать речь учащихся обучая их построению собственных высказываний, творческое начало при прогнозировании содержания текста.
  • Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний.
  • Воспитывать нравственные качества.

Оборудование: выставка книг писателя, лист достижений, задания, рисунки.

Лист достижений

Ученик(ца)Ф.И.______________________________

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости дорогие!

Давайте улыбнемся, друг другу, и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее!

Стало в классе светлее даже.

В хорошем настроении примемся за работу.

2. Знакомство с планом урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

А) тема и цели.

Б) словарная работа.

В) "мастер слова"

4. Физминутка.

5. Анализ произведения.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Желаю плодотворной работы.

3. Проверка домашнего задания.

С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

"Огородники" Н.Н.Носова. кадр №1 (Презентация )

А знаете хорошо ли вы содержание? Проверим. (У детей на партах листочки с 1 заданием:

1) Расставьте пункты плана по порядку.

1. Будем соревноваться!

2. Начало работы

3. " Когда в товарищах согласья нет:"

4. Хитрый план

5. "Ах мы ослы!"

6. Нас взяли на буксир.

7. Красное знамя все-таки досталось нам.

(обменялись листочками и проверили своего соседа по парте сравнивая с образцом на доске)

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Какое было творческое задание?

Каждая группа демонстрирует фрагмент диафильма, сопровождая чтением текста.

2) "Демонстрация" диафильма "Огородники"

Вперёд!

(дети показывают рисунок и зачитывают отрывок из произведения) группа 4чел.-1 с рисунком, 3чел. читают по ролям).

Молодцы!

4. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

Прочитайте записи про себя записи на карточках. кадр№2.

Что общего в них?

Это названия рассказов Н.Н.Носова. Это весёлые, смешные рассказы.

Да, мы не первый урок изучаем (читаем) произведения Н.Носова.

А что вы знаете о этом писателе? Каким он был человеком?

1) Проверка знания биографии писателя:

На листках зелёного цвета текст (биография писателя) оставьте только достоверные факты ненужное зачеркните.

(Один человек у доски. Он выбирает карточки со словами необходимыми для заполнения пропусков слов). кадр №3.

Проверим. Оценим себя.

У кого так?

Ставите +, нет -.

Вывод: молодцы хорошо знаете биографию писателя.

Что характерно для произведений Н.Н.Носова?

Они короткие, весёлые, четко сконструированные.

Вот как отзывается о Н.Н.Носове ещё один замечательный писатель Валентин Катаев. кадр №4.

2) Сообщение темы и целей изучаемого материала.

С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке?

Прочитайте начиная с большой буквы. кадр № 5.

Что такое клякса?

Клякса - это пятно от капнувших с пера чернил.

На уроках литературного чтения мы чему учимся?

Каковы цели сегодняшнего урока?

  • Познакомиться с произведением.
  • Выявить авторский замысел.
  • Учиться правильно читать (бегло, без ошибок, выразительно).

Главный вопрос урока?

Какова идея произведения? (записано на доске)

3) Словарная работа.

Цель: На этом этапе мы поговорим о значении некоторых слов, которые встречаются в тексте. Как вы думаете, с какой целью мы будем это делать?

Чтобы понять смысл этих слов, обогатить свой словарный запас, точнее понять смысл произведения.

В произведении встретятся: слова. Если мы не сможем их объяснить толкователем будет:(Хадаровская Кристина).

  • флакончик
  • волдыри
  • лишаи
  • язвочки
  • разъедает
  • ластик
  • потешать

Вывод: Разобрались в словах. Молодцы.

4) Упражнения на развитие навыка чтения.

Чтобы избежать ошибок при чтении, потренируемся в чтении этих слов.

  • Спешить - смешить
  • Перепутался - перепугался
  • Понимать - поднимать
  • Опустить - отпустить
  • Хватался - хвастался
  • Прозвенел - прозвонил

(кто готов "домик")

2) Упражнения для глаз.

Поморгайте. Зажмурьте сильно глаза, затем широко их распахните.

5. Знакомство с текстом произведения. (мастер слова, народный артист СССР Лев Дуров- 5минут запись). Анализ произведения (художественного образа).

Подошло время узнать, о чём это произведение.

Прослушайте внимательно мастера слова, народного артиста СССР Льва Дурова.

Цель: к какому жанру относим произведение. Кто главный герой? Следите по тексту, следите за интонацией.

(прослушивание 5 минут)

Вам понравилось произведение? Чем?

По характеру какой серьёзный или смешной, грустный или радостный?

К какому жанру относится это произведение?

Соответствует всем признакам рассказа.

Небольшой объём, описание одного эпизода, мало героев.

Кто главный герой этого произведения.

Федя Рыбкин. Этот герой обладает набором определённых качеств характера.

Но в тексте ни разу об на прямую не упоминается.

Попробуйте сейчас определить те качества, которыми обладает Федя.

Отметьте +. (жёлтые листочки)

  • Жестокий
  • Озорной
  • Корыстный
  • Злобный
  • Смешной
  • Шаловливый
  • Трудолюбивый
  • Непоседливый
  • Предусмотрительный
  • Искренний
  • Ответственный

Правы вы или нет мы узнаем, когда найдём в тексте те предложения, отрывки, которые помогают узнать о качествах характера героя.

Каким предстаёт перед читателями главный герой рассказа в начале произведения?

":У него была привычка смешить весь класс:перемена сейчас или урок"

Значит какой он?

Подтвердите описанием его поступка:

"Феде очень нравилось:нос тушью"

кривляка

шаловливый

Каким образом отреагировала Зинаида Ивановна на проделку Феди?

Она удивилась. Рассказала какую опасность подстерегает Федю.

Почему учительница вела себя именно так? Ваше мнение.

Она хотела прочить непослушного мальчика, но так, чтобы он сам понял свою ошибку.

Изменился ли Федя после всей этой истории? Что заставило его измениться?

" Федя перепугался:пролепетал он."

Зачитайте отрывок, который подходит к иллюстрации.

":Федя снова принялся:это не помогло".

непоседливый

искренний

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Какие выводы сделал для себя Федя?

":за эту неделю Федя: и то не всегда"

Ваше отношение к герою в начале произведения.

Он своим поведением мешал остальным ребятам учиться. Мешал учителю. Это плохо. Ведь в школу приходят получать знания, а не срывать уроки, не хулиганить.

Ваше отношение к герою в конце рассказа.

Он молодец понял исправился.

Вы сопереживали герою?

Остроумно и весело рассказывает писатель о Феде Рыбкине. Самые обычные жизненные случаи превращаются в рассказах Н.Н. Носова в необычно смешные поучительные истории. Писатель не навязчиво без "взрослых нравоучений показывает бессмысленность, нелепость дурных поступков. Он описывает тревогу, волнение, которое испытывает маленький школьник, совершивший неблаговидный поступок. Читатели сопереживают героям, потому что сами могли оказаться в таких ситуациях.

Давайте вспомним наш главный вопрос урока. Для более точного выражения своих мыслей используйте пословицы. (кадр №6.)(кадр №7).

Соотнеси пословицы с главной мыслью рассказа.

Подчеркни те высказывания, которые отражают главную мысль произведения. (розовые листочки)

Обоснуйте свой ответ.

  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках.
  • Умел ошибиться, умей поправиться.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Поспешишь - людей насмешишь.

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Ответили мы на главный вопрос урока?

7. Рефлексия.

Было ли интересно на уроке? (по таблице с помощью сигнальных кругов)

Оценивая нашу совместную работу (использовать оценочную таблицу), я вижу, что у нас хорошо сформированы умения::::::, нужно поработать над развитием:::.

8. Домашнее задание.

Дома вы выполните задания, связанные с изучением на уроке произведения, при этом каждый выберет задание для себя по силам.

3)* Постановка маленького спектакля по этому рассказу.

У вас всё получится.

В этой истории основным персонажем был школьник Федя. Обожал мальчишка веселить своих одноклассников, особенно предпочитал это делать на занятиях.

Однажды сцепился он с ровесником из-за пузырька с тушью. В разгаре потасовки краска из пузырька брызнула и у Феди на лбу появилась небольшая клякса размером с монету. Мальчик поначалу растерялся, но затем узрел, что ребята хохочут без умолку над его забавной рожицей. «Вот и отлично!» - подумал мальчик и не только не стал отмывать пятно, но и размазал кляксу по всему лицу.

Начался урок. В класс вошла учительница и заметила непонятное оживление, царившее среди ребят. Оглядевшись, увидела за партой чумазого и гордого весельчака.

Опытная женщина сразу оценила происходящее, но вида не подала. Она строго спросила ученика что случилось. Федя с довольным видом, оглядываясь на умирающих от смеха детей, показал на флакон. Но оказалось, по словам педагога, эта тушь вредна для кожи, поэтому вскоре у него появятся на лице пузыри и болячки.

Мальчишка жутко испугался и стал вытирать лицом всем, что было у него под рукой, ничего не помогало. Тогда он решил умыться водой с мылом, но учитель не отпустила ребенка во время урока.

Отмылся Федя лишь по окончании всех уроков. Ничего, конечно, на лице у него не появилось, но с той поры желание развлекаться на уроках у него пропало.

Картинка или рисунок Клякса

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шварц Сказка о потерянном времени

    Сказка о потерянном времени Евгения Шварца повествует о том, как драгоценно время, и как легко мы тратим его в пустоту. Главный герой третьеклассник Петя Зубов

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание оперы Иоланта

    Начинается опера со сцены в прекрасном саду в горах. Там принцесса, которая и не знает, что она дочка короля, грустит. Она молода и прекрасна, ее возрасту свойственны сомнения-волнения

  • Краткое содержание Гоббс Левиафан

    Сочинение по политической теории, его часто называют книга переход от средневековой идеологии к современной политической мысли. Это основа становления либеральной идеологической парадигмы.

  • Краткое содержание Захар Беркут Франко

    События происходят в карпатском селе Тухля, жители которого живут свободно ни от кого не зависят. Над ними нет власти, и народ живет дружно. В это село приезжает боярин Тугар Волк

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе

Предмет: Литературное чтение Тема: Урок чтения и осмысления рассказа Н.Носова «Клякса». (Автор учебника «Любимые страницы» О.В.Кубасова ) Тип урока: Урок «открытия» нового знания Планируемые результаты. Личностные результаты:
    допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно. знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. строить морально-этическое суждение из 2-3 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения. формировать антикоррупционое мировоззрение, воспитывая такие нравственные качества как долг, ответственность и справедливость.
Метапредметные результаты. Регулятивные:
    формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока.

    выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме

    давать самооценку.

Коммуникативаные:

    участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные:
    пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя; Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их; анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов.
Предметные результаты:
    самостоятельно определять тему произведения; под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • развитие художественно-творческих способностей;

    характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? какой он?);
Ход урока. 1.Проверка домашнего задания . Дети задают друг другу самостоятельно составленные вопросы по тексту Н.Носова «Огородники».
2.Подготовка к первичному восприятию текста. Постановка цели урока. Посмотрите на выставку книг Догадайтесь, произведение какого автора сегодня мы будем изучать. Да, тоже Н. Носова. Но среди книг есть «лишняя» книга. Найдите её (книга Е.Носова). Несколько слов о писателе Вглядитесь в портрет писателя. Каким он вам представляется? Какие произведения писал Носов, в каком жанре? (рассказы). На какую тему? (0 детях). Ребус Посмотрите на слайд. Отгадайте название рассказа, который будем сегодня читать: (После отгадывания на доске появляется обложка книги.) Работа со словом. Что обозначает слово «клякса»? (Ответы детей.) В словаре С.И.Ожегова можно найти ответ: «Чернильное пятно на бумаге» Как вы думаете, это современное слово или устаревшее? Кто будет хорошо на уроке работать, тот будет иметь возможность после урока поставить настоящую кляксу. Нам ещё встретятся слова «флакончик туши» (пузырёк краски); «пятак» (монета в 5 копеек); «во всю прыть» (очень быстро); «потешаться» (смеяться не со зла), «покачала головой сокрушённо» (огорчённо), «сидел как на иголках» (беспокойно).
3.Первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия. (Чтение по цепочке). Чем похож этот рассказ на предыдущий? (он о детях; дети попадают в необычные ситуации, смешные и грустные одновременно; тексты поучительны).
Динамическая пауза (Привстаньте на цыпочки, как Федя, столько раз, сколько слогов в словах Федя, Григорий, Зинаида.)
4.Анализ литературного произведения. Откройте словарик настроений. Определите, какой этот рассказ по настроению? (серьёзный и грустный, смешной, радостный). Найдите слова из текста, которые подтверждают это. Составление портретов главных героев Каким предстаёт перед читателями главный герой рассказа Федя Рыбкин в начале рассказа? (зачитайте). Как изменился ли Федя в конце истории? (зачитайте). Какие чувства испытывал Федя за время этой истории? (На доске выписываются нужные слова). Как вам кажется, Федю можно назвать шалуном или хулиганом? Почему? Что заставило Федю измениться? Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так? Какой вы представляете себе Зинаиду Ивановну? (мудрой, справедливой). Как вы считаете, права ли учительница в отношении к мальчику? (Докажите). От лица кого ведётся рассказ? (от лица мальчика, ученика этого класса). Что вы можете сказать о друге Феди? (поддерживал, предлагал резинку…) Найдите пословицу, которая подходит к отношению двух друзей («Не в службу, а в дружбу»). Объясните её смысл. Найдите рисунок к тексту и отрывок, который подходит к данной пословице.
Зрительная пауза («Собери букет»: подарите цветочки Зинаиде Ивановне. Глазами находим над доской жёлтый цветок, синий, зелёный…)
5.Обобщение результатов анализа. Чтение по ролям. Как будем читать: громко или тихо? Почему (Тихо, так как идёт урок). Каким тоном будем читать за Федю? (тревожным, беспокойным). За Гришу? (озабоченным, деловым) Итог урока. Чему хотел научить нас автор? (Чтобы мы всё делали вовремя: учились на уроках, веселились на переменках; ответственно относились к тому делу, которым занимаемся). Какая пословица подходит к данному рассказу? («Делу время – потехе час») Творческое задание. На выданных листочках нарисуйте кляксу и напишите пожелание Феде (под музыку). Дорисуйте её таким образом, чтобы она «ожила». Как называется такой литературный приём? (олицетворение). Какой вы ещё знаете литературный приём? (сравнение). Сравните кляксу, на что она похожа? (на облачко, лужу…) А кляксы на слайде на что похожи? Вспомните, в какой сказке один нерадивый ученик поставил кляксу в тетради? (на доске – иллюстрация к сказке «Приключения Буратино») Самооценивание с использованием карточек красного, зеленого и желтого цветов. Домашнее задание . Чтение по ролям; представить себя автором и подумать, что бы вы изменили в рассказе. Время даром не теряйте- Книги Носова читайте!
После урока дети ставят на листочках кляксы и делятся друг с другом мнением, на что они похожи.

5.12. 2013

Урок

Литературное чтение

4 класс

Тема: Характер произведения. Н. Носов «Клякса».

Форма урока : Урок – мастерская

Цели урока:

- Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова.

Обеспечение глубокого понимания текста через практическую деятельность;

Развитие памяти, интереса к чтению, творческих способностей учащихся.

Р азвитие навыков самостоятельного чтения, воображения, мышления, творческих способностей, умения работать в группах.

Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.

Развивать речь учащихся обучая их построению собственных высказываний, творческое начало при прогнозировании содержания текста.

Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний.

Воспитывать нравственные качества.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Целевая установка.

Сегодня на уроке начинаем работу над новым произведением. Работать будем в группах по 6 человек. Урок будет проходить в форме мастерской.

III. Работа по теме урока.

1.Знакомство с текстом.

Я разделила текст рассказа на 4 части и напечатала их на листах разного цвета.

Разберите цветные листки и прочитайте напечатанные на них отрывки рассказа. (приложение 1)

2. Пересказ и объединение отрывков в рассказ.

Перескажите в группах прочитанный вами отрывок и попытайтесь разложить листы так, чтобы получился рассказ.

  • В каком порядке по цветам лежат листы? (Зелёный, розовые, голубые, жёлтый. В таком порядке должны лежать листы. Каждая группа называет свой порядок расположения листов. Если есть неточности, то на данном этапе они не исправляются.)

А теперь послушайте рассказ, написанный автором, и проверьте правильность выполненного вами задания.

(чтение текста рассказа учителем)

  • В какой группе рассказ был восстановлен в том же порядке, что и у автора?

Написал этот замечательный рассказ Николай Николаевич Носов. (портрет, запись фамилии автора на доске) Со многими произведениями этого автора и его биографией мы уже знакомы.

5. Название рассказа .

Обсудите в группах, как можно назвать этот рассказ. Представьте своё название и объясните его происхождение. (ученики обсуждают возможный вариант названия, записывают его на листах бумаги, затем прикрепляют лист на доску и объясняют, почему именно так называли рассказ)

Н. Н. Носов назвал этот рассказ «Клякса».

6. Проверка восприятия текста. Физминутка.

«Утверждения»

Если вы согласны с моим утверждением – поднимаете руки вверх и киваете головой «да», если не согласны – топаете ногами и киваете головой «нет».

1)В начале рассказ Федя Рыбкин предстаёт перед читателем серьёзным учеником.

2)Федя не стал смывать кляксу, потому что ребята смеялись, глядя на неё.

3)Гриша предложил Феде носовой платок, чтобы тот стёр кляксу.

4) Зинаида Ивановна обрадовалась, когда увидела грязное лицо Феди.

5)Феде было не до смеха, потому что он испугался, что его лицо покроется волдырями.

6)Поведение Феди огорчило учительницу.

7)Зинаида Ивановна специально делала вид, что не замечает поднятой руки Феди.

8)Федя за месяц разучился смеяться на уроках.

7. Творческое задание.

У каждой группы на оранжевом листочке записано задание. Прочитайте его и приступайте к выполнению. (приложение 2)

IV.Домашнее задание.

Домашнее задание тоже будет у каждой группы своё.

Возьмите полоски белой бумаги и прочитайте задание. (приложение 3)

Какая группа, какое задание будет выполнять?

V. Итог урока.

VI. Релаксация.

На больших листах белой бумаги напечатаны 4 оценки. Выберите ту, которой, по-вашему мнению, можно оценить наш урок и закрасьте её любым цветом . (приложение 4)

Приложения.

Приложение 1

(на листах зелёного цвета)

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась чёрная клякса величиной с пятак.

Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.

(на листах розового цвета)

Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик, измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.

Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чём тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.

Это ты чем лицо испачкал, тушью? – спросила она.

Ага, - кивнул головой Федя.

Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.

Этой, - подтвердил Федя, и рот его разъехался, чуть ли не до ушей.

Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой.

Напрасно ты это сделал, напрасно! – сказала она.

А что? – забеспокоился Федя.

Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уж по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.

Я больше не буду мазаться тушью, - пролепетал он.

Да уж думаю, больше не будешь, - усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.

(на листах голубого цвета)

Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул своё испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:

Есть?

Есть, - шёпотом сказал Гриша.

Федя снова принялся тереть лицо платком, но чёрные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались.

Гриша протянул Феде ластик и сказал:

На вот. У меня замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.

Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.

Разрешите мне пойти умыться, - попросил жалобным голосом Федя.

А что, уже чешется лицо?

Н-нет, замялся Федя. – Кажется, ещё не чешется.

Ну, тогда посиди. На перемене успеешь умыться.

Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.

Чешется? – озабоченно спрашивал Гришка.

Н-нет, кажется, не чешется… нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?

Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело, - шёпотом сказал Гриша.

Покраснело? – испугался Федя. – Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?

Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.

Чешется! – хныкал он.

Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:

Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо, чем попало.

(на листах жёлтого цвета)

Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.

Ты лучше не три, посоветовал ему Гришка.

Наконец прозвенел звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо с мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после того ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда.

Приложение 2

(на листах оранжевого цвета)

Придумать по два вопроса по содержанию к первой, второй и третьей частям рассказа.

Приложение 3