» » Презентации к урокам по блоку. Презентация на тему "Александр Блок. Жизнь и творчество". И в тайне – ты почиешь, Русь

Презентации к урокам по блоку. Презентация на тему "Александр Блок. Жизнь и творчество". И в тайне – ты почиешь, Русь

Класс: 11

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А. Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики стихотворений автора.

Оборудование : презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, их разбор.

Ход урока

1. Слово учителя : (слайд №1).

Тема нашего урока “ А.А.Блок: жизнь, творчество, личность”. Сегодня мы познакомимся с атмосферой, в которой вырос великий поэт, рассмотрим, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидим особенности поэтики его стихотворений.

“Был Пушкин и был Блок... Все остальное - между!” Эти слова Владислава Ходасевича очень точно выразили чувства многих современников поэта. В этой фразе не только ощущение значения Блока для русской поэзии, но и чувства несомненного его родства с великим девятнадцатым веком русской литературы. В своём творчестве Блок сумел соединить русскую классику и новое искусство.

(слайд №2).

В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые - с Данте. "Лицо Александра Блока, - писал М. А. Волошин, - выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта - поэта классического периода немецкой истории".

В качестве эпиграфа к нашему рассказу о Блоке мы возьмём его собственное высказывание о своём творчестве: “Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем.”

И действительно, читая сегодня стихи Блока, мы узнаём в них наше время, нашу страну.

2. Детство. (слайд №3). Рассказ учащихся.

В 1755 году немецкий медик Иоганн Фридрих Блок переселился из Германии в Россию, превратившись в лейб-хирурга Ивана Леонтьевича Блока. Он дал начало новой дворянской фамилии, которая теперь прочно связалась в нашем сознании с великой русской поэзией, - с книгами, стихотворениями, поэмами и статьями, названия которых звучат столь знакомо: “Стихи о Прекрасной Даме”, “Незнакомка”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Двенадцать”, “Народ и интеллигенция”, “Крушение гуманизма”, “О назначении поэта”... Но когда в 1909 и в 1915 годах Блока попросят написать “Автобиографию”, он начнет рассказ о своих предках не с этой, германской, своей родословной.

“Семья моей матери причастна к литературе и к науке”. За этой фразой не только гордость потомка известнейшего рода Бекетовых, но и эхо семейной драмы, начало которой во времени, предшествовавшем появлению будущего поэта на свет.

Отец поэта, Александр Львович Блок, был человек незаурядный. Он родился в Пскове, в семье правоведа, чиновника Льва Александровича Блока. Его мать, Ариадна Александровна (урожденная Черкасова) была дочерью псковского губернатора. Гимназию Александр Львович окончил в Новгороде, с золотой медалью. Поступив на юридический факультет Петербургского университета, он обратил на себя внимание профессоров: ему прочили блестящую будущность.

Позже от бабушки и тетки со стороны матери поэт узнает, что в молодости при случайной встрече его отец своим “байроническим” обликом произвел сильное впечатление на Достоевского (отголоски этого семейного предания прозвучат в поэме “Возмездие”). Знаменитый писатель вроде бы даже вознамерился сделать Александра Львовича прототипом одного из своих героев.

Но помимо “байронической” или “демонической” внешности, Александр Львович обладал и другими, более важными качествами: оригинальный ум, редкая, до самозабвения любовь к поэзии, к музыке (сам прекрасно играл на рояле). После себя он оставил два сочинения: “Государственная власть в европейском обществе” и “Политическая литература в России и о России”, примечательные уже тем, что в них можно найти сходное с сыном ощущение России: то, что Александр Львович пытался изложить как ученый-публицист, Александр Блок с предельной остротой выразил в стихотворении “Скифы”.

Но литературное наследие Александра Львовича оказалось меньше его дарования. “Свои непрестанно развивавшиеся идеи, - писал поэт об отце в той же “Автобиографии”, - он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его”. Не менее выразительна и характеристика отца поэта, данная его учеником Е. В. Спекторским: “Александр Львович был убежден, что у каждой мысли есть только одна действительно соответствующая ей форма выражения. Годами переделывая свой труд, он и искал эту единственную форму, преследуя при этом сжатость и музыкальность (ритмичность, размеренность). В процессе этой бесконечной переработки он стал в конце концов превращать целые страницы в строки, заменять фразы отдельными словами, а слова - знаками препинания”, не замечая, что “его работа становится все более и более символистическою, еще понятною для ближайших учеников, но для широкого круга непосвященных уже совершенно недоступною”. Есть какая-то напряженность в облике Александра Львовича Блока. Талант мыслителя историко - философского склада и талант стилиста у Александра Львовича не дополняли друг друга, но сталкивались между собой. Ту же напряженность мы находим и в его поведении. Близких людей он и страстно любил, и жестоко мучил, ломая жизнь им и себе. 8 января 1879 года - день венчания Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой. Став приват-доцентом в Варшавском университете (в то время часть Польши вместе с Варшавой входила в состав Российской империи), отец будущего поэта увозит молодую жену с собой. Осенью 1880 года Александр Львович приезжает с Александрой Андреевной в Петербург. Ему предстоит защита магистерской диссертации. Состояние Александры Андреевны, ее усталость, измученность, рассказы о деспотическом характере мужа поражают родных. Скоро ей предстоят роды. По настоянию Бекетовых Александра Андреевна остается в Петербурге. Александр Львович, с блеском защитив диссертацию, уезжает в Варшаву. Какое-то время он пытается заново расположить к себе жену. Однако эти попытки остались безуспешными. 24 августа 1889 года по указу Священного Синода брак Александра Львовича и Александры Андреевны был расторгнут. После Александр Львович был женат еще раз, но и этот брак, от которого у него осталась дочь, оказался непрочным.

(Слайд №4).

Будущий поэт рос вдали от отца. Александра Львовича он видит лишь изредка, их сдержанное общение - в письмах. Оценить отца по достоинству поэт сумеет лишь после его смерти. В кругу Бекетовых Саша Блок - любимец и баловень, но печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.

Когда мать Блока второй раз выходила замуж, - ее супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий, - то надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали. Да и за беззаветной любовью бабушки и теток скрывалось напоминание о безотцовщине. Тема “возмездия” (как и одноименная поэма Блока) выйдет из этой его “отлученности” от семейного очага, сквозь которую он увидит трагедию всей России.

Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю - 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра П. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений. Но ранние годы поэта - счастливые годы. В дневнике его бабушки Елизаветы Григорьевны Бекетовой после тревожных записей о покушении на государя сказано и о крошечном внуке: “Сашура становится главной радостью жизни”. В воспоминаниях тетки Марии Андреевны признание: “С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка”.

Дед, бабушка, мать, тетки - самые близкие ему люди. Об отце в “Автобиографии” он скажет глухо, с напряжением: “Я встречался с ним мало, но помню его кровно”. О Бекетовых пишет легко, спокойно, с подробностями.

Ему было чем гордиться. Бекетовы - среди друзей и знакомых Карамзина, Дениса Давыдова, Вяземского, Баратынского. В их роду можно встретить землепроходца, актера, стихотворца, журналиста, библиофила, героя Отечественной войны 1812 года... Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

Его дед - знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет: “.. .мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушевки, вида, неизвестного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник...”

Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова - дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была и переводчиком с нескольких языков, давшим русскому читателю сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Бичер-Стоу, Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Руссо, Гюго, Бальзака, Флобера, Мопассана и многих других известнейших ученых и писателей. Об этих переводах Блок с достоинством скажет: “...ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль - образный, язык - точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими”. Елизавета Григорьевна встречалась с Гоголем, Достоевским, Толстым, Аполлоном Григорьевым, Полонским, Майковым. Она не успела написать свои воспоминания, и Александр Блок мог впоследствии перечесть только краткий план предполагаемых записок и вспомнить некоторые бабушкины рассказы.

Мать Блока и тетки поэта тоже были писательницами и переводчицами. Через них русский читатель познакомилсяся с произведениями Монтескье, Стивенсона, Хаггарта, Бальзака, Гюго, Флобера, Золя, Доде, Мюссе, Бодлера, Верлена, Гофмана, Сенкевича и многих других.

Перу тетки Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой) принадлежит стихотворение “Сирень”. Положенное на музыку Сергеем Рахманиновым, оно стало известным романсом. Мария Андреевна Бекетова войдет в историю русской литературы как автор мемуаров, связанных с жизнью и творчеством Блока. Мать будет играть в жизни поэта исключительную роль. Именно она станет первым его наставником и ценителем, ее мнение для Блока будет значить очень много. Когда Саша Блок начнет выпускать свой домашний литературный журнал “Вестник”, мать станет “цензором” издания.

Дед, бабушка, мать, тетки... Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга. Из детей Блок будет особенно дружен с двоюродными братьями Феролем и Андрюшей, детьми тетки Софьи Андреевны (в девичестве Бекетовой), которая была замужем за родным братом отчима поэта Адамом Феликсовичем Кублицким-Пиоттух. Но для своих игр он в товарищах не нуждался. Силой воображения он мог оживить обычные кубики (деревянные “кирпичики”), превращая их в конки: лошадей, кондукторов, пассажиров, предаваясь игре со страстью и редким постоянством, все усложняя и усложняя выдуманный им мир. Среди особых пристрастий - корабли. Он рисовал их во множестве, развешивая по стенам комнаты, одаривая ими родных. Эти корабли детского воображения “вплывут” в его зрелые стихи, став символом надежды.

Замкнутость и необщительность в характере маленького Блока проявлялась самым неожиданным образом. От француженок, которых ему пытались нанимать, он так и не научился французскому языку, поскольку, как позже заметит Мария Андреевна Бекетова, Саша “уж и тогда почти не разговаривал даже и по-русски”.

Когда в 1891 году будущий поэт поступит в петербургскую Введенскую гимназию, то и здесь со своими одноклассниками будет сходиться трудно, даже к наиболее близким товарищам не испытывая особой привязанности. Его постоянные увлечения гимназических лет - сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров. Его троюродного брата Сергея Соловьева, который в это время познакомился с Блоком, “поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность”: “Вестник” был изданием образцовым, с вклеенными иллюстрациями, вырезанными из других журналов.

Но важную роль в развитии поэта сыграли не только близкие ему люди и не только увлечения, но и его дом.

В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, пройдет почти вся жизнь поэта. Петербург отразится в его стихах. И все-таки Александр Блок не стал только лишь столичным поэтом. Петербург - это была гимназия, которая вызывала в нем страшные воспоминания: “Я чувствовал себя, как петух, которому причертили клюв мелом к полу, и он так и остался в согнутом и неподвижном положении, не смея поднять голову”. Петербург - это казенные квартиры, “место жительства”. Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в свое время купил его дедушка Андрей Николаевич Бекетов по совету друга, знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. В первый раз будущего поэта, шестимесячного, сюда привезла мать. Здесь он жил почти каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени.

3. Годы учёбы. Начало творческого пути. (слайд №5).

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока - поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел “Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл “Стихи о Прекрасной Даме” .

Основными чертами символистской лирики Блока становятся

  • Музыкальность;
  • Возвышенность тематики;
  • Многозначность;
  • Мистическая настроенность;
  • Недосказанность;
  • Расплывчатость образов

(слайд № 6)С этого момента начинается работа над первым сборником стихов, который состоял из 3-ёх томов. (работа со схемой слайда). Блок раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии:

“...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - “трилогия вочеловечения”

(от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..)”.

4. Обратимся к 1-й книге (слайд №7). В неё вошли следующие циклы стихов:

  • “Ante Lucem” (“До света”)
  • “Стихи о Прекрасной Даме”
  • “Распутья”
  • Прекрасная Дама - “Царица чистоты”, “Вечерняя Звезда”, средоточие всего Вечного и Небесного.

Центральной книгой этого сборника становится цикл “Стихи о Прекрасной Даме ”.Традиционная романтическая тема любви-служения получила в “Стихах о Прекрасной Даме” то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, “лунную” символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.) Нужно здесь отметить, (слайд №8) что Любовь Дмитриевна Менделеева, ставшая к этому времени женой поэта, была неземным образом, являвшимся поэту.

Обратимся к одному из стихотворений цикла “Вхожу я в тёмные храмы” (чтение наизусть подготовленным учеником).

  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
  • Какова цветовая гамма стихотворения?
  • Прорисован ли облик Прекрасной Дамы?

5. (слайд №9).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. Циклами, вошедшими во второй сборник, стали

  • “Пузыри земли”,
  • “Разные стихотворения”,
  • “Город”,
  • “Снежная маска”,
  • “Фаина”.

6. (слайд №10). Обратимся к стихотворению “В ресторане”. (чтение подготовленного ученика). Обратите внимание на пейзажный штрих: петербургская заря, желтые фонари на желтом, северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире. Всё это говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью.

Между лирическим героем и девушкой из ресторана пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

7. (слайд №11) В 1907 году Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема “народа и интеллигенции”, ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл “На поле Куликовом”, соединяют образы родины и любимой.(чтение стихотворения “Река раскинулась...”)

В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

8. (слайд №12).

После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир - народам, земля - крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира..."

Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон.

9. (слайд №13)

Вслед за “Двенадцатью” было написано стихотворение “Скифы”. Противопоставляя “цивилизованный” Запад и революционную Русь, поэт от имени революционной “скифской” России призывает народы Европы положить конец “ужасам войны” и вложить “старый меч в ножны”. Стихотворение завершается призывом к единению:

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит,глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!

Так завершилась “трилогия вочеловечения”. Так завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.

10. (слайд №14). В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи “Интеллигенция и революция” (1918 г.), “Крушение гуманизма” (1919 г.), стихотворения “Без божества, без вдохновенья” (1921 г.), “О назначении поэта” (1921 г.). Последнее стихотворение “Пушкинскому дому” обращено (как и статья “О назначении поэта”) к пушкинской теме.

11. (слайд №15).

Путь Блока - жертвенный путь. Он единственный воплотил в жизни идею “богочеловечества”, художника, отданного на заклание. Но он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.

Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением В.Лазарева

Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока.
Встреч разуму и свету встреч
В порыве мощном и глубоком.
Звучи же, вписываясь равно
В мир городов и деревень,
В ноябрь туманный, в тёплый август,
И в тяжкий, и в счастливый день.
...И не отринуть, не отречь
Строку от Родины и сроков.
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока!

12. Домашнее задание

1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.

2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.








Семья Бекетовых была доброй и гостеприимной, там любили и знали литературу, музыку, занимались переводами и ценили литературный труд. В поэме«Возмездие» Блок описал семью: « В ней старина ещё дышала И жить по-новому мешала, Вознаграждая тишиной И благородством запоздалым… А жизнь меж тем кругом менялась, И ветром новое врывалось В гостеприимный старый дом…» Мария Андреевна Бекетова – тетя А.Блока




Интересно рождение Блока. Его приняла на руки прабабка, Александра Николаевна Карелина, которая была подругой жены Дельвига, дружила с Анной Керн, с Рылеевым, Кюхельбекером. Может быть, она знала и самого Александра Пушкина? Семья А. Блока В окружении бабушек, тетушек, дедушки, мамы прошли детские годы Блока


Блок был любимцем в семье. Корней Чуковский вспоминает: «Русская жизнь, казалось бы, давно уже никому не давала столько уюта и ласки, сколько она дала Блоку. С самого раннего детства «он был заботой женщин нежной от грубой жизни огражден». «Так и стояли вокруг него теплой стеной прабабушка, бабушка, мама, тетя Катя.»










В 1898 – 1906 гг. Блок учился в Петербургском университете на историко- филологическом факультете. Этому месту он посвятил стихотворение «Пушкинскому дому». В 1898 – 1906 гг. Блок учился в Петербургском университете на историко- филологическом факультете. Этому месту он посвятил стихотворение «Пушкинскому дому».


В 1897 году 17- летний Блок, находясь вместе с матерью на курорте в Германии, увлекся Ксенией Михайловной Садовской, он называл её «гением первой любви», посвяща л ей любовные стихи: «В тёмном небе роскошная светит луна, В сердце нашем огонь, в душах наших весна...».


Ветер принес издалека Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалека Звучные песни твои. Во время учебы в университете Блок знакомится с дочерью Дмитрия Ивановича Менделеева – Любовью Менделеевой. Любовь к Менделеевой дала новое вдохновение поэту. Мир для него как бы преобразился.






























«…Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…»




Блок посвятил Родине свои знаменитые стихотворения: «Русь», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться», циклы стихотворений «На поле Куликовом», «Родина». Блок посвятил Родине свои знаменитые стихотворения: «Русь», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться», циклы стихотворений «На поле Куликовом», «Родина».












Презентация «Блок» – это отличный материал для проведения школьных занятий. Доклад структурирован в зависимости от ключевых моментов жизни и творчества поэта, богат изображениями и знаменитыми стихотворениями. Лирика Блока – это достояние страны, которым гордится каждый населяющий ее житель, а, чтобы привлечь внимание школьников, необходимо построить урок в соответствии с современными технологиями.

Александр Александрович Блок гордился Россией, восхвалял ее независимо от того, что творилось кругом. Презентация о биографии Блока предлагает визуально сопровождать урок о великом поэте двадцатого века. Его слог до сих пор чарует своей мелодичностью и проникновенностью. Чтобы полностью захватить внимание учеников, особенно воспринимающих зрительно новую информацию, в процессе обучения рекомендуется прибегать к презентациям. Жизнь и творчество Блока представлены в удобном виде, с акцентами на биографии и поэзии. Это поможет разнообразить уроки по литературе и всецело охватить программу обучения.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Блок» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Блока
Детство и семья
Родители писателя
Развод родителей

Детский дебют
Школа
Первая любовь
Блок в театре

Встреча с дочерью Менделеева
Возвращение в Петербург
Учёба
Предложение руки и сердца

Литературный дебют
Начало века
Фото
Призыв в армию

Служба
Смерть
Похороны

Александр Александрович Блок первый литературный опыт Александр Александрович Блок родился в 28 ноября (по новому стилю) 1880 г. в Петербурге. Его отцом был известный юрист, но родители разошлись еще до рождения сына. Блок рано начал писать стихи. Его поэтическое возмужание пришлось на гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». В том же году в альманахе символистов «Северные цветы» появился еще один его цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.


Семейная жизнь Александра Блока Обстоятельства семейной жизни еще усугубляли трагизм его мироощущения. В 1903 г. он женился на Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика. Однако их семейное счастье не сложилось. Любовь Дмитриевна, отвергнутая Блоком, пережила сначала бурный и мучительный роман с его прежним другом Андреем Белым, потом вступила в связь с известным в то время писателем и критиком Георгием Чулковым. Затем были и другие увлечения, не давшие ей никакого личного счастья. Порой Блоки подолгу жили врозь, но все же их тянуло друг к другу расстаться навсегда они были не в состоянии. Сам Блок искал душевного равновесия в случайных скоротечных связях и вине. В эти годы начинаются его долгие бродяжничества по Петербургу. Излюбленными местами поэта были бедные переулки Петербургской стороны, просторы островов, безлюдные шоссе за Новой деревней, поля за Нарвской заставой, и особенно грязные ресторанчики с их убогой, непритязательной обстановкой лакеями в засаленных фраках, клубами табачного дыма, пьяными криками из биллиардной. Один из них, в Озерках, особенно сильно тянул к себе. Блок был его постоянным завсегдатаем и заканчивал в нем почти каждую свою прогулку. Обычно он тихо проходил среди праздной толпы, садился у широкого венецианского окна, выходившего на железнодорожную платформу, и медленно вливал в себя бокал за бокалом дешевое красное вино. Он пил до тех пор, пока половицы под ногами не начинали медленно покачиваться. И тогда скучная и серая обыденность пре­ ображалась, и к нему, среди окружающего шума и гама, приходило вдохновение. Именно здесь было написано в 1906 г. одно из самых «блоковских» стихотворений « Незнакомка ».


С ВЕСНЫ 1907 Г. БЛОК ВСТАЛ ВО ГЛАВЕ КРИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЖУРНАЛА «ЗОЛОТОЕ РУНО» И ОПУБЛИКОВАЛ ОБШИРНЫЙ ЦИКЛ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ИСКУССТВА И ШИРЕ МЕСТУ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ВСЕ ОНИ БЫЛИ ПОЛНЫ РЕЗКИХ ВЫПАДОВ ПРОТИВ ДУХОВНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ. БЛОК ВОЗМУЩАЛСЯ ОТРЕШЕННОСТЬЮ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ЕЕ ПОГРУЖЕННОСТЬЮ В СОБСТВЕННЫЕ ПСЕВДО ЗНАЧИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРЕБОВАЛ ОТ ПИСАТЕЛЕЙ-ЭСТЕТОВ, ЧТОБЫ ОНИ ОСОЗНАЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ «ПЕРЕД РАБОЧИМ И МУЖИКОМ». САМ БЛОК В ЭТИ ГОДЫ МУЧИТЕЛЬНО ПРОБИВАЛСЯ К ТЕМНОЙ, НЕИЗВЕСТНОЙ ЕМУ, НО ТАКОЙ ВАЖНОЙ «НАРОДНОЙ ЖИЗНИ». С ОСОБЕННОЙ СИЛОЙ ТЯГА К ЕДИНЕНИЮ С НЕЙ ВЫРАЗИЛАСЬ В ДРАМЕ «ПЕСНЯ СУДЬБЫ» И ЦИКЛЕ ИЗ ПЯТИ ГЕНИАЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ», НАД КОТОРЫМИ ОН РАБОТАЛ В 1908 Г. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА, ПО МЫСЛИ БЛОКА, БЫЛА ГЛУБОКО МИСТИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ. В СВОЕМ ОБРАЩЕНИИ К НЕЙ ЕМУ МЕНЬШЕ ВСЕГО ХОТЕЛОСЬ ПРОСТО ВОСКРЕСИТЬ СТРАНИЦУ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО. ВЕЛИКАЯ БИТВА ПОСЛУЖИЛА ПОВОДОМ К ТОМУ, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ О НЫНЕШНЕМ, О СВОЕМ. («О, РУСЬ МОЯ! ЖЕНА МОЯ! ДО БОЛИ НАМ ЯСЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ! НАШ ПУТЬ СТРЕЛОЙ ТАТАРСКОЙ ДРЕВНЕЙ ВОЛИ ПРОНЗИЛ НАМ ГРУДЬ... И ВЕЧНЫЙ БОЙ! ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ СКВОЗЬ КРОВЬ И ПЫЛЬ. ЛЕТИТ, ЛЕТИТ СТЕПНАЯ КОБЫЛИЦА И МНЕТ КОВЫЛЬ...») В ЭТОЙ ПОЭМЕ О РОССИИ БЛОК ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛСЯ НАД ВСЕМИ ШКОЛАМИ И НАПРАВЛЕНИЯМИ И СТАЛ НАРАВНЕ С ВЕЛИКИМИ РУССКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЭТАМИ: ПУШКИНЫМ, ЛЕРМОНТОВЫМ, ТЮТЧЕВЫМ. И КАК СЛЕДСТВИЕ СРАЗУ НЕСРАВНИМО ВЫРОСЛА ИЗВЕСТНОСТЬ БЛОКА. У НЕГО ПОЯВИЛОСЬ МНОГО НОВЫХ, «СВОИХ» ЧИТАТЕЛЕЙ. УЖЕ НЕ ТОЛЬКО СТОЛИЧНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, НО И БОЛЕЕ ШИРОКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СЛОИ ОБЩЕСТВА НАЧИНАЛИ ВИДЕТЬ В БЛО­КЕ ПЕРВОГО ПОЭТА СОВРЕМЕННОСТИ.


ХОЛОДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА БЛОКА СЛАВА БЛОКА РОСЛА, НО ТЯГОСТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА И БЕЗЫСХОДНОСТИ НЕ ПОКИДАЛО ЕГО. В ДЕКАБРЕ 1907 Г. ОН ПИСАЛ МАТЕРИ: «ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ТРУДНЕЙ ОЧЕНЬ ХОЛОДНО. БЕССМЫСЛЕННОЕ ПРОЖИГАНИЕ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ И КАКАЯ ПУСТОТА КРУГОМ: ТОЧНО ВСЕ ЛЮДИ РАЗЛЮБИЛИ И ПОКИНУЛИ, А ВПРОЧЕМ, ВЕРОЯТНО, И НЕ ЛЮБИЛИ НИКОГДА...» В ЯНВАРЕ 1908 Г. ОН ЖАЛОВАЛСЯ ЖЕНЕ: «ЖИТЬ МНЕ НЕСТЕРПИМО ТРУДНО... ТАКОЕ ХОЛОДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ШЛЯЕШЬСЯ ПО КАБАКАМ И ПЬЕШЬ». В НАЧАЛЕ 1909 Г. В ПИСЬМЕ МАТЕРИ ОПЯТЬ О ТОМ ЖЕ: «Я НИКОГДА ЕЩЕ НЕ БЫЛ, МАМА, В ТАКОМ УГНЕТЕННОМ СОСТОЯНИИ, КАК В ЭТИ ДНИ. ВСЕ, ЧТО Я ВИЖУ, ОДИНАКОВО ПОСТЫЛО МНЕ, И ВСЕ ЛЮДИ ТЯЖЕЛЫ». В 1909 Г. БЛОК ПИШЕТ НЕСКОЛЬКО СТИХОТВОРЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОЗЖЕ ОБЪЕДИНИЛ В ЦИКЛ «СТРАШНЫЙ МИР». СТИХИЯ ЭТИХ СТИХОВ СТРАСТИ, КРОВЬ, СМЕРТЬ, «БЕЗУМНЫЙ И ДЬЯВОЛЬСКИЙ БАЛ», «МЕТЕЛЬ, МРАК, ПУСТОТА», ВАМПИРИЗМ СЛАДОСТРАСТИЯ. ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ОН СОЗДАЛ ЦИКЛ «ПЛЯСКИ СМЕРТИ», В КОТОРЫЙ ВКЛЮЧИЛ ОДНО ИЗ САМЫХ ПЕССИМИСТИЧЕСКИХ СВОИХ СТИХОТВОРЕНИЙ «НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ...», ПРОНИКНУТОЕ ГЛУБОКИМ ОЩУЩЕНИЕМ БЕССМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ: «НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И ТУСКЛЫЙ СВЕТ. ЖИВИ ЕЩЕ ХОТЬ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ВСЕ БУДЕТ ТАК. ИСХОДА НЕТ. УМРЕШЬ НАЧНЕШЬ ОПЯТЬ СНАЧАЛА, И ПОВТОРИТСЯ ВСЕ КАК В СТАРЬ: НОЧЬ, ЛЕДЯНАЯ РЯБЬ КАНАЛА, АПТЕКА, УЛИЦА, ФОНАРЬ».


В КОНЦЕ 1913 НАЧАЛЕ 1914 Г. БЫЛИ СОЗДАНЫ МНОГИЕ СТИХИ, ВКЛЮЧЕННЫЕ ПОТОМ В ЦИКЛЫ «ЧЕРНАЯ КРОВЬ», «СЕДОЕ УТРО», «ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ» И «ЯМБЫ». В СТИХАХ ЭТОЙ ПОРЫ ОБЛИК СТРАШНОГО МИРА БЫЛ ДАН БЕЗ ВСЯКОГО МИСТИЧЕСКОГО ТУ­МАНА. «УЖАС РЕАЛЬНОСТИ» ЭТИМИ СЛОВАМИ ОПРЕДЕЛЯЛ БЛОК СУЩЕСТВО СВОЕЙ ТЕМЫ. («ДА. ТАК ДИКТУЕТ ВДОХНОВЕНЬЕ: МОЯ СВОБОДНАЯ МЕЧТА ВСЕ ЛЬНЕТ ТУДА, ГДЕ УНИЖЕНЬЕ, ГДЕ ГРЯЗЬ И МРАК И НИЩЕТА... НА НЕПРОГЛЯДНЫЙ УЖАС ЖИЗНИ ОТКРОЙ СКОРЕЙ, ОТКРОЙ ГЛАЗА, ПОКА ВЕЛИКАЯ ГРОЗА ВСЕ НЕ СМЕЛА В ТВОЕЙ ОТЧИЗНЕ...») В ЕГО СОЗНАНИИ ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ БЕЗДНЫ, КУДА ВОТ-ВОТ ПРОВАЛИТСЯ СТАРАЯ РОССИЯ. БЛОК ЖИВЕТ ОЩУЩЕНИЕМ ПОЛЕТА НАД НЕЙ. («ОН ЗАНЕСЕН СЕЙ ЖЕЗЛ ЖЕЛЕЗНЫЙ НАД НАШЕЙ ГОЛОВОЙ. И МЫ ЛЕТИМ, ЛЕТИМ НАД ГРОЗНОЙ БЕЗДНОЙ СРЕДИ СГУЩАЮЩЕЙСЯ ТЬМЫ».) «ВСЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ ХОЛОДНЫЙ УЖАС, НЕСМОТРЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ СВЕТЛЫЕ ТОЧКИ, УЖАС, НАДОЛГО НЕПОПРАВИМЫЙ, ПИСАЛ ОН В ОДНОМ ИЗ ПИСЕМ. Я НЕ ПОНИМАЮ, КАК ТЫ, НАПРИМЕР, МОЖЕШЬ ГОВОРИТЬ, ЧТО ВСЕ ХОРОШО, КОГДА НАША РОДИНА, МОЖЕТ БЫТЬ, НА КРАЮ ГИБЕЛИ, КОГДА СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС ТАК ОБОСТРЕН ВО ВСЕМ МИРЕ, КОГДА НЕТ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА, СЕМЬИ, ЛИЧНОСТИ, ГДЕ БЫЛО БЫ ХОТЬ СРАВНИТЕЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНО».


ПОЭМА АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Работу над «Двенадцатью» Блок начал в январе 1918г. (По его собственному признанию, первыми стихами из нее, пришедшими на ум, была строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!» Только потом он перешел к началу.) Поэма была закончена 29-го числа. В этот день он записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг... Сегодня я гений». На другой день 30 января Блок написал «Скифов». Оба сочинения были вскоре напечатаны в левоэсеровской газете «Знамя труда». Ни одно литературное произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в обществе такой хвалы и хулы, таких восторгов и проклятий, как «Двенадцать». Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты, поговорки, вышла на улицу. Вскоре Блок мог видеть свои стихи на плакатах, расклеенных на стенах или выставленных в магазинных витринах, на знаменах красноармейцев и моряков. Однако и тех, кто безусловно принял поэму Блока, и тех, кто обрушился на нее с гневными нападками, одинаково смущал Христос, появившийся с красным флагом перед красногвардейцами, в последней главе «Двенадцати». Образ этот, увенчавший поэму, явился в ней не как плод рассудочных рассуждений Блок «увидел» его в «музыке». Но, по собственному его признанию, Христос был неожиданностью даже для него самого. Действительно, почему именно он? 20 февраля Блок записал в дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы "недостойны" Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой». «Другой» с прописной буквы это, несомненно, Антихрист...


ПОСЛЕ «ДВЕНАДЦАТИ» И «СКИФОВ» БЛОК НАПИСАЛ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО СЛАБЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ. ПОЭТИЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ ПОКИНУЛО ЕГО НАВСЕГДА, СЛОВНО ЭТИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ОН ПРИВЕЛ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО К ЛОГИЧЕСКОМУ КОНЦУ. НА ВОПРОС: «ПОЧЕМУ ОН БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ПИШЕТ?» БЛОК ОТВЕЧАЛ: «ВСЕ ЗВУКИ ПРЕКРАТИЛИСЬ. РАЗВЕ ВЫ НЕ СЛЫШИТЕ, ЧТО НИКАКИХ ЗВУКОВ НЕТ?» САМУЮ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ШУМНУЮ, КРИКЛИВУЮ И ГРОМКУЮ ЭПОХУ ОН ВДРУГ ОЩУТИЛ КАК БЕЗМОЛВИЕ. ЕГО ЖИЗНЬ МЕЖДУ ТЕМ ПРОДОЛЖАЛАСЬ. НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ БЛОК РАБОТАЛ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ, ГДЕ ВОЗГЛАВЛЯЛ РЕПЕРТУАРНУЮ СЕКЦИЮ. ПОТОМ ОН СОТРУДНИЧАЕТ С ГОРЬКИМ В ЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ГОТОВИТ К ВЫПУСКУ ВОСЬМИ ТОМНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ГЕЙНЕ.




В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, только что учрежденной Временным правительством для расследования противозаконных действий прежних царских министров и высших чиновников. Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Уже в 1908 г. на заседании религиозно философского общества Блок прочел два нашумевших доклада: «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». В «России и интеллигенции» Блок говорит, что в России «есть действительно» не только два понятия, но и две реальности: «народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном». В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, только что учрежденной Временным правительством для расследования противозаконных действий прежних царских министров и высших чиновников. Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Уже в 1908 г. на заседании религиозно философского общества Блок прочел два нашумевших доклада: «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». В «России и интеллигенции» Блок говорит, что в России «есть действительно» не только два понятия, но и две реальности: «народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном». РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА


МЕЖДУ НАРОДОМ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ «НЕПРЕОДОЛИМАЯ ЧЕРТА», КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ТРАГЕДИЮ РОССИИ. ПОКА СТОИТ ТАКАЯ ЗАСТАВА, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ОСУЖДЕНА БРОДИТЬ, ДВИГАТЬСЯ И ВЫРОЖДАТЬСЯ В ЗАКОЛДОВАННОМ КРУГУ. БЕЗ ВЫСШЕГО НАЧАЛА НЕИЗБЕЖЕН «ВСЯЧЕСКИЙ БУНТ И БУЙСТВО, НАЧИНАЯ ОТ ВУЛЬГАРНОГО "БОГОБОРЧЕСТВА" ДЕКАДЕНТОВ И КОНЧАЯ ОТКРОВЕННЫМ САМОУНИЧТОЖЕНИЕМ РАЗВРАТОМ, ПЬЯНСТВОМ, САМОУБИЙСТВОМ ВСЕХ РОДОВ». ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ВСЕ БОЛЕЕ ОДЕРЖИМАЯ «ВОЛЕЙ К СМЕРТИ», ИЗ ЧУВСТВА САМОСОХРАНЕНИЯ БРОСАЕТСЯ К НАРОДУ, ИСКОНИ НОСЯЩЕМУ В СЕБЕ «ВОЛЮ К ЖИЗНИ», И НАТАЛКИВАЕТСЯ НА УСМЕШКУ И МОЛЧАНИЕ, «А, МОЖЕТ БЫТЬ, НА НЕЧТО ЕЩЕ БОЛЕЕ СТРАШНОЕ И НЕОЖИДАННОЕ...» В «СТИХИИ И КУЛЬТУРЕ» ЭТА МЫСЛЬ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗАОСТРЕНА. БЛОК РИСУЕТ ОБРАЗНУЮ КАРТИНУ: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ БЕСКОНЕЧНО И УПОРНО СТРОИТ СВОЙ МУРАВЕЙНИК КУЛЬТУРЫ НА «НЕ ОТВЕРДЕВШЕЙ КОРЕ», ПОД КОТОРОЙ БУШУЕТ И ВОЛНУЕТСЯ «СТРАШНАЯ ЗЕМНАЯ СТИХИЯ СТИХИЯ НАРОДНАЯ», НЕУКРОТИМАЯ В СВОЕЙ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ.


ТЕПЕРЬ, ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, В СТАТЬЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ» (НАЧАЛО 1918 Г.) И ДОКЛАДЕ «КРУШЕНИЕ ГУМАНИЗМА» (АПРЕЛЬ 1919 Г.) БЛОК ДОВЕЛ СВОИ ВЫВОДЫ ДО ЛОГИЧЕСКОГО КОНЦА. ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНИХ ВЕКА, ПИСАЛ ОН, ЕВРОПА РАЗВИВАЛАСЬ ПОД ЗНАКОМ ГУМАНИЗМА, ЛОЗУНГОМ КОТОРОГО БЫЛ ЧЕЛОВЕК, СВОБОДНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ. НО В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ЛИЧНОСТЬ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОГДА НА АРЕНЕ ИСТОРИИ ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА МАССЫ НАСТУПИЛ КРИЗИС ГУМАНИЗМА. ОН УМЕР ВМЕСТЕ С ШИЛЛЕРОМ И ГЁТЕ, КОТОРЫЕ БЫЛИ «ПОСЛЕДНИМИ ИЗ СТАИ ВЕРНЫХ ДУХУ МУЗЫКИ» (ПОД МУЗЫКОЙ БЛОК ПОНИМАЛ ПЕРВООСНОВУ И СУЩНОСТЬ БЫТИЯ, СВОЕГО РОДА ВЫСШУЮ ГАРМОНИЮ ЖИЗНИ). XIX В. ТЕРЯЕТ ЦЕЛЬНОСТЬ И ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ, ДУХ МУЗЫКИ ОТЛЕТАЕТ ОТ НЕГО, С ЧУДОВИЩНОЙ БЫСТРОТОЙ РАЗВИВАЕТСЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, «УСТРАНЯЕТСЯ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ, МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И ИСКУССТВОМ, МЕЖДУ НАУКОЙ И МУЗЫ­КОЙ, МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ТО РАВНОВЕСИЕ, КОТОРЫМ ЖИЛО И ДЫШАЛО ВЕЛИКОЕ ДВИЖЕНИЕ ГУМАНИЗМА». МУЗЫКА ПОКИНУЛА «ЦИВИЛИЗОВАННОЕ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ВЕРНУЛАСЬ В ТУ СТИХИЮ, ИЗ КОТОРОЙ ВОЗНИКЛА, В НАРОД, В ВАРВАРСКИЕ МАССЫ. «МАССЫ, НЕ ВЛАДЕЯ НИЧЕМ КРОМЕ ДУХА МУЗЫКИ, ОКАЗЫВАЮТСЯ ТЕПЕРЬ ХРАНИТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ». БЛОК С ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ ОСТРОТОЙ ПРЕДЧУВСТВОВАЛ, ЧТО ГРЯДЕТ НОВАЯ, ЖЕСТОКАЯ АНТИГУМАННАЯ ЭПОХА, КОГДА НА МЕСТО «ЧЕЛОВЕКА ГУМАННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО» ПРИДЕТ НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК «ЧЕЛОВЕК-ЖИВОТНОЕ», «ЧЕЛОВЕК-РАСТЕНИЕ», ОДАРЕННЫЙ «НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ» И СТРЕМЯЩИЙСЯ «ЖАДНО ЖИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ», ГЛУХОЙ К МЕЛОДИИ ОБ «ИСТИНЕ, ДОБРЕ И КРАСОТЕ». И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ БЛОК ОБЪЯВЛЯЛ, ЧТО ОН С ЭТИМ ЧЕЛОВЕКОМ! К СТАРОМУ «ГУМАННОМУ» МИРУ ОН НЕ ИСПЫТЫВАЛ НЕ МАЛЕЙШЕЙ СИМПАТИИ. ЭТОТ МИР ГИБНЕТ ЗА «ИЗМЕНУ МУЗЫКЕ», ЗА РОКОВУЮ НЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ (ПОШЛОСТЬ, СЕРОСТЬ). И ОТСЮДА ВЫВОД БЛОКА НУЖНО ПРИНЯТЬ ЖЕСТОКОСТЬ НОВОГО МИРА, КАКИХ БЫ ЖЕРТВ ЭТО НИ СТОИЛО, И СЛЕПО ОТДАТЬСЯ СТИХИИ МУЗЫКИ, ИБО ТОЛЬКО МУЗЫКА СПАСЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ ГИБЕЛИ В ТИСКАХ «ЦИВИЛИЗАЦИИ». В ДНЕВНИКЕ ЕГО ЭТИХ ДНЕЙ ЕСТЬ ТАКАЯ ЗАПИСЬ: «ЯСНО, ЧТО ВОССТАНОВИТЬ... ПРАВА МУЗЫКИ МОЖНО БЫЛО ТОЛЬКО ИЗМЕНОЙ УМЕРШЕМУ... НО МУЗЫКА ЕЩЕ НЕ ПОМИРИТСЯ С МОРАЛЬЮ. ТРЕБУЕТСЯ ДЛИННЫЙ РЯД АНТИМОРАЛЬНЫЙ. ТРЕБУЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОХОРОНИТЬ ОТЕЧЕСТВО, ЧЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПРАВО, ПАТРИОТИЗМ И ПРОЧИХ ПОКОЙНИКОВ, ЧТОБЫ МУЗЫКА СОГЛАСИЛАСЬ ПРИМИРИТЬСЯ С МИРОМ». В ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ БЛОК УВИДЕЛ ПОСЛЕДНЕЕ, ПОБЕДНОЕ ВОССТАНИЕ «СТИХИИ», «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ», «МИРОВОЙ ПОЖАР». В СЛОВЕ «РЕВОЛЮЦИЯ» ОН, ПО ЕГО СЛОВАМ, ОЩУЩАЛ НЕЧТО «СТРАШНОЕ»: БЕСПОЩАДНОСТЬ НАРОДНОЙ РАСПРАВЫ, БОЛЬШУЮ КРОВЬ И НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ. В ТЕМНОМ ЗЕРКАЛЕ «МУЗЫКИ» ОН УВИДЕЛ ТОРЖЕСТВО «СТИХИИ»: ЧЕРНУЮ НОЧЬ, БЕЛЫЙ СНЕГ, КРАСНЫЙ ФЛАГ, КРАСНУЮ КРОВЬ НА СНЕГУ И ВЬЮГУ, ВЬЮГУ, ВЬЮГУ... ВСЕ ЭТИ МЫСЛИ, ОЩУЩЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И ПРЕДЧУВСТВИЯ ВОПЛОТИЛИСЬ В ПОСЛЕДНЕМ ВЕЛИКОМ ТВОРЕНИИ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ». ПОЭМА ЭТА ПИТАЛАСЬ ВОСТОРГОМ ГИБЕЛИ. ОН ВОСПЕЛ ЗДЕСЬ ИМЕННО ТО, ОТ ЧЕГО В СВОЕ ВРЕМЯ С УЖАСОМ ОТШАТНУЛСЯ ПУШКИН РУССКИЙ БУНТ, «БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ». ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕМОЙ ПОЭМЫ О РЕВОЛЮЦИИ ОН СДЕЛАЛ ИСТОРИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕНУЖНОЕ И СЛУЧАЙНОЕ УБИЙСТВО ПРОСТИТУТКИ КАТЬКИ


ПОТЕРЯ БЛОКОМ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ В АПРЕЛЕ 1919 Г. БЛОКУ ПРЕДЛОЖИЛИ СТАТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА НЕДАВНО ОСНОВАННОГО БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА. НО ВСЕ ЭТИ ЗАНЯТИЯ ВСКОРЕ ПЕРЕСТАЛИ ЕГО УДОВЛЕТВОРЯТЬ. ВОЗВРАТИЛОСЬ ПРЕЖНЕЕ ОЩУЩЕНИЕ БЕССМЫСЛЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ. В НАЧАЛЕ 1921 Г. БЛОКОМ ОВЛАДЕЛО ЧУВСТВО БЕСКОНЕЧНОЙ УСТАЛОСТИ. ВОЗНИКЛИ И СТАЛИ БЫСТРО РАЗВИВАТЬСЯ СИМПТОМЫ СЕРЬЕЗНОЙ БОЛЕЗНИ, ПОЯВИЛИСЬ ОДЫШКА И СИЛЬНАЯ БОЛЬ В РУКАХ И НОГАХ. ВСКОРЕ БЛОК ПОТЕРЯЛ ВСЯКИЙ ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ И ОДНАЖДЫ ПРИЗНАЛСЯ ЧУЛКОВУ, ЧТО «ОЧЕНЬ ХОЧЕТ УМЕРЕТЬ». ВРАЧИ, К КОТОРЫМ В КОНЦЕ КОНЦОВ ЕМУ ПРИШЛОСЬ ОБРАТИТЬСЯ, ОПРЕДЕЛИЛИ У НЕГО ЗАПУЩЕННУЮ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА И ОСТРУЮ ПСИХАСТЕНИЮ. СОСТОЯНИЕ ЕГО ВСКОРЕ СТАЛО БЕЗНАДЕЖНЫМ. ПОСЛЕДНИЕ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ БЛОК МУЧИТЕЛЬНО ЗАДЫХАЛСЯ И НЕВЫНОСИМО СТРАДАЛ. УМЕР ОН 7 АВГУСТА 1921 Г. НЕОЖИДАННО ДЛЯ МНОГИХ И ЕЩЕ СРАВНИТЕЛЬНО МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПОХОРОНЕН НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ. В 1944 ГОДУ ПРАХ ПЕРЕНЕСЕН НА ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ.