» » Подводные клады в крыму. Путин ищет клады на дне Черного моря, это нормально сероводород – природный консервант

Подводные клады в крыму. Путин ищет клады на дне Черного моря, это нормально сероводород – природный консервант

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Чёрное море – кладезь тайн и загадок. На его дне покоятся десятки затонувших кораблей, которые, и по сей день, хранят от глаз обывателей тонны золота.

Почему так сложилось?

Несмотря на свою незначительную глубину – Чёрное море довольно таки опасное во времена шторма. Некоторые его участки просто непроходимы для кораблей. Высокими волнами судна кидает на отмель, на подводные валуны, в результате чего – они погибают.

В средние века на побережье Чёрного моря были построены десятки портов, которые ежедневно принимали сотни суден с различным провиантом. Безусловно, в результате бушующей стихии многие корабли не могли добраться до пункта назначения, и находили свою обитель на дне морском.

Сегодня водолазы изучают подводную часть моря и остаются шокированными тем количеством суден, которые покоятся в его пучине. Многие из кораблей так и не были опознаны, подводные исследователи так и не смогли с точностью узнать, что на них перевозилось. Но это не применительно к «Чёрному принцу», его учёные таки смогли отыскать. Это судно Британского флота затонуло в 1854 году, в его трюмах перевозились тонны драгоценностей. Золотые монеты, слитки, изделия из золота и драгоценных металлов – вот что хранилось на борту этого судна. Конечно же, в бортовом журнале были указаны другие данные, здесь указывалось, что никаких ценностей «Чёрный принц» не переправлял. Сделано это было потому, что все данные о кораблях с драгоценными грузами передавались пиратам и те беспощадно грабили и уничтожали такие судна.

Но чем знаменателен именно «Чёрный принц»? Он затонул в прибрежных водах Балаклавы. Это город, закрытый от обывателей. С двадцатых годов прошлого века на поиски клада «Чёрного принца» отправлялись сотни кладоискателей. Но самое главное – во времена Советского союза целая научная экспедиция пыталась разгадать тайну затонувшего корабля-призрака с несметными богатствами на борту.

Поиски кладов – это специфическая работа, увлечение, которое присуще многим гражданам, как России, так и других стран мира. Сама система поиска кладов довольно проста – нужно знать, что и где искать. Для начала, стоит определиться с объектом поиска. Так, затонувшие корабли с драгоценными грузами – лакомый кусочек.

Во многих морских акваториях искатели кладов могут заниматься дайвингом и незаметно подымать со дна одна за другой драгоценности. При этом, ценность могут составлять даже предметы старинного обихода. Те же вазы, чаши, прочие предметы обихода. Но золото и драгоценности - это наивысшая цель дайверов.

Что касается «Чёрного принца» – то были найдены исторические записи, указывающие на то, что на его борту находилось шесть миллионов рублей золотом. Это колоссальная сумма, которую просто не могли обойти стороной кладоискатели.

Что самое примечательное?

Поиском «Чёрного принца» заинтересовалось правительство СССР. В пятидесятые годы прошлого столетия России нужны были свежие финансовые вливания, страна была разграблена и уничтожена войной, поэтому правительство хваталось за любую возможность пополнить казну. Но поиски затонувших реликвий – это довольно сложное дело. Всё потому, что в пучине морской корабли теряют свои опознавательные знаки и становятся все одинаковые. Так случилось и с «Чёрным принцем». Его искали четыре года. Советское правительство разуверилось в том, что научная экспедиция добьётся положительного результата.

Оно всё больше и больше понимало, что море беспощадно к суднам и что во время шторма «Чёрный принц» мог быть полностью разрушен и искать его обломки – равносильно поиску иголки в стоге сена. Но поиски не прекращались ни на день.

Стоит отметить, что сам процесс изучения морского дна Чёрного моря позволил открыть много нового в подводном мире Чёрного моря, заставил СССР вкладывать колоссальные деньги в строительство первого батискафа. С его помощью и производились поиски затонувшего богатства.

Все поисковые и разведывательные работы по сей день остаются засекреченными, известно только то, что они проходили в несколько этапов, и каждый из них увенчивался открытием нового подводного корабля. Даже когда «Чёрный принц» был найден – это хранилось в строжайшем секрете, потому как миллионы рублей золотом таки были найдены. Сегодня всё большее число историков настаивают на том что ситуация с «Чёрным принцем» – показательная. На самом деле большое количество поисковых операций проводились под грифом «совершенно секретно».

Учёные, близкие к поисковой операции «Чёрного принца» указывают, что на самом деле первая пятилетка, которая была внедрена на территории СССР, была реализована именно за счёт золота, поднятого с затонувшего судна. Богатства были вложены в строительство новых промышленных объектов, которые и по сей день радуют глаз обывателей, которые приумножают благосостояние уже отделившихся стран.

Что знаменательно, поисками «Чёрного принца» параллельно с советскими учёными занимались и японские искатели кладов. Они были специально направлены на ложный след советским правительством. Зачастую вокруг таких знаменательных и богатых золотом объектов, как «Чёрный принц», точится настоящая война. Желающих ухватить хороший куш – достаточно много. Но в этой истории золото досталось правительству СССР.

Так что же, в истории «Чёрного принца» можно ставить точку? Учёные пока не рекомендуют с этим спешить, так как официального заявления о найденном золоте от правительства СССР не поступало. Но изученные материалы поисковой экспедиции дают уверенность в том, что корабль был найден, и с его борта несколько месяцев поднимали на поверхность секретный груз.

Было ли это золото? Пока есть только догадки, подтверждение которым могут дать официальные источники, но они молчат. Как молчат и воды Чёрного моря, в пучине которых до сих пор хранится ни одна сотня тайн, не поднятых со дна Чёрного моря кораблей. Как сложиться их судьба, быть может, в скором времени каждый из них сможет поведать современникам историю своей эпохи, или обогатить своих наследников несметным богатством.

No related links found



С приходом тепла археологи Крыма с новыми силами начинают искать и обследовать корабли, в свое время затонувшие в близлежащих водах.

Какие же сокровища покоятся под волнами Черного моря?

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

«ЛЭРИС»:

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Первое издание Библии
Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.

Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Стаття о сокровищах наших морей:

С 7 по 23 августа ученые из Института археологии НАН Украины исследовали дно Черного моря. Руководил экспедицией директор Департамента подводного наследия Сергей Воронов. Недавно он буквально на пару дней вернулся в Киев и рассказал о двух сенсационных открытиях и о неромантичных буднях своей романтической профессии.

Часть шасси немецкого военно-транспортного самолета «Юнкерс-52» на дне Черного моря близ Одессы. Это единственная подобная модель, которая уцелела после Второй мировой войны. Ни в одном музее такого нет


Сергей реализовал мечту миллионов мальчишек о поиске подводных кладов. Правда, на любимую работу есть только полгода – остальные полгода он ищет спонсоров. Зато ехать далеко не надо – сокровищ полно в Черном море. Хваленое Карибское и рядом не стояло, уверяет специалист. По словам Сергея, подводная археология, несмотря на международный кризис, на взлете. Но без спонсоров ничего бы не было. – Полевые подводные исследования вообще не финансируются бюджетом, – говорит Сергей. – Так что ищу спонсоров. И они сами предлагают помощь: «Читал в интернете – это круто! А вам деньги не нужны?». Потом приезжают на корабль и во-о-о-т такими глазами смотрят на все. Это нормальные люди. И 90% – украинцы. Мы стараемся не связываться с импортными деньгами. С ними труднее работать. – А сувениры со дна спонсорам дарите? – С благодарностью от государства нет проблем – знаки, именные часы, «подяки». Но со дна – нет! Если инвестор говорит: «Вот из этих 200 амфор нельзя ли мне одну?» – я поясняю сразу: «И не мечтайте. Вы первый в руках ее подержите, сфотографируетесь – вот вам и все культурное наследие».

Что за сокровища в ларчике лежат?

Этим летом экспедиции удалось обнаружить сенсационные находки – хорошо сохранившиеся корабли разных эпох. Один – 11–13 вв., второй – 18–19 вв. Первое, более древнее судно археологи назвали «форосским» – оно затонуло недалеко от Фороса. Второе – «гриновским», мол, в своих романах Александр Грин описывал парусники именно такими.

– Самое древнее судно мы нашли в 20 км от Фороса на глубине примерно 140 м, – прямо напротив Горбачевской дачи. Сначала мы думали, что это византийский корабль 9–10 вв., но по керамике определили, что все-таки 11–13 вв. Возможно, корабль принадлежал одной из итальянских республик – Венеции, Генуе или Пизе (именно в эти годы они колонизировали Южный берег Крыма). Судно – скорее всего, галера – гигантское по тем временам: 50 метров в длину. Уникален корабль и тем, что на 70% сохранился. Палубные доски, обшивка, мачты, реи, весла...

Археологи обнаружили на нем три десятка амфор, но это явно не «главный приз». Что еще найдут в заиленном трюме корабля, кроме «банальной» керамики, пока неизвестно. Но учитывая, что в те времена спасательные средства не практиковались, вероятно, люди бросались вплавь и много чего оставили на борту – жизнь дороже. Оставили и «предмет, похожий на кованый сундук». Размер интригующей находки – полметра на полметра. Стоит просто посреди палубы. Именно ларец будут поднимать первым. На участие в таинстве уже выстроилась очередь из профессиональных аквалангистов.

– И что в нем может быть?

– Непредсказуемо. Поскольку корабль с неопределенными функциями, то все что хотите. От золотых монет и драгоценностей до какой-нибудь переписки. Пергаменты, кстати, могут сохраниться благодаря слою сероводорода.

В подъеме будут участвовать шесть сильнейших аквалагнистов. У них будет всего лишь 10 минут и три попытки. Чтобы ларец не рассыпался, на него надвинут специальный контейнер, а потом будут медленно поднимать.

Тонны мрамора для ялтинского дворца

Второй корабль – «гриновский» – в длину 30–40 м, лежит на глубине 139 м. Под завязку загружен мраморными плитами. Вероятно, они и стали причиной кораблекрушения.

– Мрамором загружены оба трюма, часть плит лежала на палубе. Это был явный перегруз, – предполагает Сергей Воронов. – Возможно, капитан решил больше заработать. Но попал в шторм, груз сместился, завалился центр тяжести – и корабль утонул.

Мрамор, как думают археологи, предназначался для строительства одного из дворцов Ялты. Тайна, возможно, откроется 5 октября, когда поднимут один из блоков. Далее нужно будет просто сравнить строительный материал.

Пассажиры вертолета застыли в креслах, как манекены

Самой интересной своей находкой Сергей Воронов считает библиотеку с эсминца «Лейтенант Зацаренный», который затонул в годы Первой мировой возле острова Змеиный. Записки, личные письма, книги с секретными приказами, лоции, карты минных полей сто лет пролежали на дне Черного моря. И все читабельно! Библиотека преподнесла и любопытную загадку.

Все «кирпичики» книг были без обложек и переплетов. Археологи не могли понять, почему «начинка» сохранилась, а «оболочка» – нет. Разгадка была в... бычках. Оказалось, что рыбкам пришелся по вкусу столярный клей, которым обрабатывали книги.

Были и страшные находки. Например, эсминец «Дзержинский», затонувший в 1942 году.

– Да, людей там нет, но есть ошметки одежды, куски тельняшки. Пулеметы сведены и нацелены в небо. Жизнь приостановилась. И чем глубже лежит корабль, тем печальнее это выглядит.

Но самая шокирующая находка команды Сергея – не корабль, а палубный вертолет Черноморского флота Ка-25. Это братская могила на глубине 1060 м, законсервированная в сероводородном слое.

– Мы случайно наткнулись на него в 2006 году во время совместной украинско-американской экспедиции. Судя по налету ила, ему лет 25–30. Когда американский робот заглянул внутрь, мы увидели на мониторах, что в креслах, будто манекены, сидят пристегнутые пассажиры. Около двух десятков. Одна из многих засекреченных в советское время аварий... Мы сообщили координаты российскому консульству, нас поблагодарили, но какова дальнейшая судьба вертолета – неизвестно.

«А «Титаник»-то уже разграбили»

Выдающийся морской археолог Роберт Баллард нашел «Титаник», прославившись на весь мир. У Сергея Воронова, который, кстати, дружит со знаменитым американцем, тоже есть корабль-мечта – санитарное судно «Армения». Он ищет его три года.

– Это одна из самых трагических катастроф в истории. После налета немецкого летчика погибло 7 тыс. эвакуированных из Севастополя, раненых из 23 госпиталей, медперсонал. Выжили всего 8 человек. Их родственников найти не удалось. Но осталось уже мало мест в Черном море, где мы не искали «Армению». Предел глубины был до 700 метров, теперь попробуем до 1200 метров.

– Мы сейчас настолько загружены работой, что мечтать о Карибском некогда. Хотя французы пригласили поискать каравеллы. Может, зимой поедем. Роберт Баллард предлагает совместные экспедиции в Средиземном, Эгейском морях.

– А на «Титаник» Баллард вас приглашал?

– Он сам на «Титаник» ходит редко. Его очень удручило увиденное в позапрошлом году – все растаскивается. Глубина около 4 тыс. м не проблема, туда погружаются обитаемые аппараты – российские, французские, американские. Это туристический бизнес. Каждое погружение кончается взятием сувениров.

Дошли до того, что уже ванну капитана Смита подготовили на сувенир. Баллард так и не смог добиться присвоения «Титанику» статуса международного морского мемориала. Сейчас идет спор между Канадой, Англией и США, поскольку «Титаник» лежит в нейтральных водах.

– Неужели вы не мечтаете там побывать?

– Я больше мечтаю в Черном море найти что-нибудь этакое. Мы еще не работали серьезно на глубине 2 км – котловина Черного моря. Баллард и я уверены, что там можно найти античные корабли в идеальной сохранности. Внутри могут быть папирусы, драгоценности. Но, безусловно, если Роберт пригласит на «Титаник», то почему бы и нет.

Самые ценные подводные объекты

1. «Форосский» корабль. Приблизительно 11-13 века. Предположительно класс корабля – итальянская галера. На 70% сохранен. Лежит на глубине 130 м.

2. «Гриновский» корабль. Парусник 18-19 века. Генеральный груз в трюмах – мрамор, предназначавшийся для строительства дворца. Лежит на глубине 139 м.

3. Теплоход «Ленин». Братская могила. Официальное количество погибших – 900 человек. Затонул в 1941 году всего за 10 минут. Возможная причина крушения – подрыв на плавучей мине. Лежит на глубине 97 м.

4. Немецкий транспортный корабль «Санта Фэ». Затонул в результате подрыва на мине в 1943 году. Вез более 3 тыс. тонн вооружения. 3 пушки похитили «черные» дайверы. Лежит на глубине 21 м.

5. Немецкий транспортный корабль «Волго-Дон» («Wolgo-Don»). Затонул в 1943 году. 80% сохранности. В трюме среди прочего кассеты с авиабомбами, автомобиль и мотоцикл. Лежит на глубине 25-30 м.

6. Болгарский транспорт «Варна». Затонул в 1943 году в результате торпедной атаки с советской подлодки. Вез боеприпасы. На 50% сохранен. Лежит на глубине 50 метров.

7. «Цесаревич Алексей». Транспортный корабль российского императорского флота. Затонул в 1916 г. от подрыва на мине. Генеральным грузом было 1120 тонн сахара для Кавказской Армии. Лежит на глубине 47 м.

8. Российский транспорт «Ростов». Атакован немецкой подлодкой в 1918 году. Сохранились два паровых котла. Лежит на глубине 19 м.

9. Грузовой теплоход ЧФ «Жан Жорес». На 70% сохранен. В трюмах масса вещей, остались даже бутылки из-под шампанского – праздновали Новый 1942 год. Затоплен 16 января 1942 г. после атаки немцев. Лежит на глубине 15 м.

10. «Святой Александр». Один из самых крупных линейных кораблей ЧФ Российской империи. Затонул в 1786 году, налетев на подводные камни. Лежит на глубине 6 м.

11. «Агнес Блейки». Английский двухмачтовый бар. Возможно, назван в честь реального человека – Agnes Blaiki, жены мэра г. Абердина Томаса Блейки. Корабль богат на находки и стал объектом грабежа для «черных» дайверов. Лежит на глубине 86 м.

12. Эсминец «Дзержинский». В 1942 году подорвался на мине. Погибло 158 членов экипажа и 110 военных. Лежит на глубине 120 м.

13. Минный тральщик «Дооб». Затонул в 1942 г., подорвавшись на мине. Лежит на глубине 26 м.

14. Транспорт «Игнатий Прохоров». Затонул в 1922 году. На 70% сохранен. Обнаружена табличка с годом строительства (1886 г. в Англии), судовой журнал. Лежит на глубине 90 м.

15. Броненосец «Екатерина Вторая». Толщина брони доходила до 4 м. Затоплен в 1908 г. На 80% сохранен. Лежит на глубине 139 м.

16. Минный заградитель «Прут». Экипаж корабля присоединился к восстанию на броненосце «Потемкин» в 1905 г. В 1914 году, пересекшись с немецко-турецким крейсером, капитан принял решение затопить корабль. Лежит на глубине 110 м.

17. Немецкий транспорт «Тотила» (Totila). Название – в честь восточно-готского короля. Затонул в 1944 г. после бомбардировки советскими самолетами. Официально погибли 500 солдат Вермахта. Лежит на глубине 97 м.

Все они, кроме «гриновского» (по нему еще предстоит оформить документацию), будут защищены постановлением Кабмина о присвоении статуса охранных историко-археологических территорий.

А вы знаете, что...

Черное море «пиратистее» Карибского

Черное море – Клондайк для археологов всего мира. Здесь идеальные условия – сероводород и древнейшая история. Сергей Воронов говорит, что в 2006 году они обнаружили окаменелости носорога и дикого коня, которым от 7 до 25 млн лет. Роберт Баллард ищет в Черном море следы Великого потопа, произошедшего по легенде 7 тыс. лет назад.

Он уверен, что на глубине 200 метров, когда море было пресным озером, должны остаться следы портовых сооружений и даже древних городов. На побережье было много городов итальянских республик, воевавших друг с другом. Очень активным было пиратство – в этом плане Карибское море просто отдыхает по сравнению с нашим. Византия и Рим посылали флотилии и эскадры, чтобы на какое-то время прекратить бардак.

Особенно буйствовали тавры, которых в современном мире можно сравнить с сомалийскими пиратами. Ночью на легких парусно-весельных судах они облепляли корабль-жертву со всех сторон и проводили мгновенный абордаж. А если византийцы прижимали их к берегу, то экипаж просто поднимал лодку на руки и убегал.

Азовское море археологи считают бесперспективным. Во-первых, шторм разбивает любой объект на глубине 20 м. Глубина Азовского моря – 14 м. Во-вторых, в 19-м–начале 20 века, судя по метеосводкам, море промерзало до дна. А лед рвет как бумагу даже броню.

...сероводород – природный консервант

То, что затонувшие объекты так хорошо сохраняются в Черном море – «заслуга» сероводорода, слой которого сейчас на глубине 207 метров. Но в разные периоды он был ниже или выше 100 метров. Так что корабли проходили этап консервации. Но на поверхности добытое со дна моря дерево сразу превращается в труху, поэтому в Украине создается лаборатория по консервации.

Большую помощь оказывает археолог Роберт Баллард. Все, что достается со дна, хранится в фондах Института археологии. Специалисты обрабатывают артефакты – и передают в музеи Украины. Работают морские археологи и над созданием своего национального морского музея.

...целый корабль пока поднять нельзя

Корабли специалисты собираются поднимать по частям. В Украине пока нет техники и денег, чтобы вытащить на поверхность целое судно. На богатом Западе такие подъемы практикуются. Например, в Стокгольме есть музей одного корабля «Васа». Но, по словам Сергея, на это мероприятие было потрачено 20% бюджета города. Для нас это фантастика.

...на «черных» дайверов будут охотиться пограничники

Находки морских археологов привлекают и «черных» дайверов. Любители прихватить что-то «на память» и профессиональные расхитители гробниц не дают покоя. В основном берут небольшие вещицы: на сувениры или на заказ толстосумам. Заказчики – 99% российские.

Недавно государство пообещало помочь в борьбе с кладоискателями. Кабмин вскоре должен принять постановление о присвоении 16-ти самым ценным объектам статуса охранных историко-археологических территорий. После этого их на законных основаниях будут охранять пограничники.

...робот-археолог – гордость Украины

Еще один предмет гордости наших археологов – робот «Софокл». Он, конечно, выглядит неопытным юнцом рядом с такими «дядями», как высокотехнологичный американский «Геркулес», способный погружаться на несколько километров, зато он сделан в Украине – в судостроительном университете в Николаеве. Обошелся «Софокл» в $20 тыс. Сейчас робот улучшают для подводных работ 5 октября – добавляют манипуляторы, увеличивают мощность осветителей.

Археолог Сергей Воронов: «В октябре мы будет доставать во-о-от такой сундук»

Аэродромный джип в трюме затонувшего немецкого транспортника Wolgo-don

Зимой Черное море редко балует полным штилем. Начались грозные зимние шторма, море волнуется и бушует. Как ни странно, есть люди, которые с нетерпением ждут от МЧС «штормовых предупреждений», чтобы надеть непромокаемую куртку потеплее, резиновые сапоги и двинуть на зимний пляж искать потерянное летом товарищами отдыхающими украшения из золота.

«Моют золото» на пляже

На утреннее море сейчас стекаются не только поклонники здорового образа жизни. Для таких «товарищей не отдыхающих» — зимнее сочинское море своего рода клондайк. Штормовым утром эти сознательные и просвещенные граждане как бы прибегают к морю на зарядку «подышать йодом», однако релаксация — это тщательная маскировка. На самом деле, товарищи «моют» золото. Нет, не самородки, конечно, а украшения, которые дорогие курортники посеяли в море, не прислушавшись к рекомендациям спасателей, что «в золоте» нельзя купаться…

Сразу скажу: к предновогоднему штормовому морю количество забегов увеличивается. Не скрою, после шторма и я порой делаю кроссик на пляж. Вдруг волны и мне подкинут «золотишка». Например, мой товарищ Михаил Федоров из Санкт-Петербурга регулярно прикатывая в Сочи на Новый год и вовсе начинает свое пребывание на курорте с постштормового моря. Его первый вопрос в аэропорту всегда звучит одинаково: «Шторм вчера был?» Был! Стало быть мы сразу на пляж. Находили ли мы что-нибудь? Да! В прошлом году море поделилось замытой тысячной купюрой, и мы убедились, что на родине печатают очень качественные деньги. Смею, вас заверить, краска хорошая, водяные знаки не смываются даже морской водой. А совсем недавно море выбросило к моим ногам после шторма пластиковую бутылке, в которой таилось признание в любви барышне «Ире из Новосибирска». Ира, какой-то Гена вас очень любит, о чем написал «записку в бутылке» и выбросил ее на удалении от Черноморского берега. Спасибо, морю, вернуло послание к родным пляжам, о чем сибирячке и сообщаю: «Ира, вас любят и ваш Ромео очень оригинальный Дон Жуан». Сразу сообщу, если бы бутылка с запиской была с противоположного берега Черного моря, я бы патриотично на турецком читать не стал…

Ну вот два дня назад с другом Мишей были на зимнем пляже. Штатные «золотоискатели» с длиннющими палками разгребали прибрежную гальку. Как обычно эти люди проводили утренние часы в поисках потерянного золота, часов, колец и других нательных украшений. Кстати, у самых заядлых есть даже специальные приборы — они реагируют на металл в гальке. На банки металлоискатель тоже реагирует, хозяин «прибора» нет. Нештатные пляжные поисковики рассказали два любопытных случая прошедшего лета.

«Золотой ключик»

Один из искателей нашел в гальке ключи от дорогущей (судя по брелку) иномарки. Кто имеет всего несколько Porshe, понимает, что современные автомобили буквально напичканы электроникой — датчики, дождя, заднего хода, вида, речевой сигнализатор, светодиодные датчики и даже механическую женскую ручку, которая успокаивает водителя на скорости. И главное — вся противоугонная система «в одном ключе». Потерял ключ — разбирай машину, перепрограммируй компьютеры, узнавай коды на заводе-изготовителе. Звони в Париж-Мюнхен, ищи спеца, в худшем случае отсылай туда машину на эвакуаторе…
Так вот, наши поисковики такой золотой ключик обнаружили и вернули владельцу. Говорят, он плакал от счастья и накрыл такую поляну в прибрежном ресторане, что если можно было, обналичить закуски, то два года на пляже можно ничего не искать! Еще более уникальный случай был с ключами от сейфа. Для надежности бизнесмен, пошел купаться, спрятав ключи от сейфа у самого надежного места, которое скрывают плавки. Во время заплыва, порвалась резиночка, «золотые ключики» опустились на дно. Для решения проблемы хозяин сейфа поднял по тревоге на поисковые работы группы дайверов. Ключи нашли!!! Наверное, праздник, который устроил владелец сейфа для своих спасителей можно бы сравнить с Днем города…

Кстати, существует любопытная статистика: в период после курортного сезона, например, на пляжах Средиземноморья украшений и денег собирают на несколько сот тысяч долларов. Морское дно у элитных отелей «прибирают к рукам» профессиональные кладоискатели. Люди, надо сказать, не бедные. Да и наши пляжные поисковики, в булочную на такси не ездят. В худшем случае, они туда отправляются на собственных сияющих «баварцах»…
К сожалению, статистики потерянных в море и на пляжах юга России никто не ведет. Да и Нептун пока не организовал стол подводных находок. Ну а я перед Новым годом опять хожу на пляж. Как знать, может быть Царь морей золотишка подкинет к новогоднему празднику, все-таки в Новый год так хочется верить в чудо…