» » Почему творческие люди крайне чувствительны. Как высокочувстви­тельные люди стали новыми интровертами Чувственный человек творчество

Почему творческие люди крайне чувствительны. Как высокочувстви­тельные люди стали новыми интровертами Чувственный человек творчество

Магистра психологии, писателя, исследователя психологии творчества, способностей и личностного роста. Он создатель нескольких сайтов по развитию талантов, например talentdevelop.com . Автор интервью — Therese J. Borchard.

Многие из тех, кто читает наш сайт - очень высокочувствительные люди, так что вам наверяка будет интересно.

Вопрос: назовите 5 главных преимуществ высокочувствительных людей.

1. Умение замечать детали.

Одно из очевидных «достоинств» высокой чувствительности - богатство сенсорных деталей, которые доступны человеку. Тонкие оттенки текстуры одежды, приготовленной пищи, звуков музыки и движения и разговоров людей, ароматов и цветов. Они более яркие для высокочувствительных людей.

Конечно, люди не делятся на «чувствительных» и «не чувствительных» — как и другие качества и черты, это вопрос степени.

Много лет назад я проходил тест по различению цветов, чтобы стать фототехником цветной печати. Менеджер сказал, что я набрал больше очков, распознал более тонкие отличия между цветов в тестовой схеме, чем все другие испытуемые, кого он когда-либо тестировал.

Эта чувствительность к цвету обогащает визуальный опыт, помогает художникам и дизайнерам быть лучшими в своем деле.

2. Смысловые нюансы

Высокая чувствительность помогает различать тонкие смысловые нюансы, быть осторожнее при принятии решений, тщательнее рассматривать возможные варианты и последствия.

3. Эмоциональное понимание

Мы лучше понимаем собственное внутреннее эмоциональное состояния, это делает богаче и глубже творчество писателей, музыкантов, актеров и художников.

Более острая реакция на боль, дискомфорт и другие физические ощущения помогает чувствительным людям, как минимум потенциально, лучше заботиться о своем здоровье.

4. Креативность

Например, многие актеры говорят, что они застенчивы. Режиссер Кэтрин Бигелоу (ее фильм «Повелитель Бури» выиграл 11 Оскаров), в интервью сказала «Я довольно застенчива от природы». Исполнитель главной роли в «Повелителе Бури» Джереми Реннер (в детстве тоже был застенчивым), прокомментировал, что «в социальных ситуациях она может быть болезненно застенчивой».

5. Большее сочувствие

Высокая чувствительность к эмоциям людей — мощный инструмент для учителей, менеджеров, врачей и др.

Вопрос: А если я попрошу перечислить 5 проклятий - что вы назовете? И как лучше избавиться или справиться с ними?

1. Страдают от стрессов, чрезмерной перегрузки

Большая проблема высокой чувствительности — уязвимость к сенсорной или эмоциональной перегрузке. Они воспринимают и обрабатывают слишком много информации из внешнего и внутреннего мира, и поэтому получают больше боли, усталости, стресса, беспокойства и других реакций.

Я встретил интересное неврологическое исследование, которое это объясняет: в нем было показано, что люди со сниженным порогом латентного торможения более открыты для входящих стимулов. Что может быть иногда хорошо, а иногда не очень.

Актриса Эми Бреннеман однажды заметила: «Я слишком впечатлительна, чтобы смотреть большинство реалити-шоу. Это очень болезненно для меня».

Эта боль или дискомфорт мешают нам воспринимать некоторые вещи, которые могут быть вполне веселыми или обогащающими. Хотя это не относится к реалити-шоу.

2. Подвержены влиянию эмоций других людей

Другой аспект чувствительности может быть реакцией на эмоции или даже мысли других людей. Например, находиться рядом с разгневанными людьми становится трудно.

Актриса Скарлетт Йохансон однажды сказала: «Глубокое понимание хорошо, но иногда я хочу быть менее чувствительной».

3. Нужно больше места и времени для себя

Время от времени нам нужно эмоционально «побыть одному» или «перезагрузиться», что не всегда хорошо для деловых или личных целей. Например, на профессиональной конференции не всегда получится оставить надолго презентацию или семинар, чтобы сбросить эмоциональную напряженность.

4. Нездоровый перфекционизм

Такие особенности мышления и анализа ведут к нездоровому перфекционизму. Мы чрезмерно реагируем на людей или ситуации, которых «слишком много», или они «не подходят» нашей чувствительности.

5. Несинхронность жизни с нашей культурой

Американская культура обесценивает чувствительность и интроверсию, требуя от человека быть «нормальным» — то есть экстравертным, приветливым и общительным.

Дженна Эйвери, тренер высокочувствительных людей, советует понять это и позволить себе несинхронность. Примите то, что другие считают вас слишком чувствительным и слишком эмоциональным.

Конечно, эмоциональные крайности (например, расстройства настроения), должны рассматриваться как заболевание.

Но «слишком эмоциональный» или «слишком чувствительный» — часто всего лишь критические слова, основанные на поведении и стандартах большинства.

Если вы - высокочувствительная личность, примите это и используйте для творчества и глубокого понимания. Но вам нужно уметь относиться к жизни стратегически. Научитесь иногда выходить за пределы популярных ценностей и избегайте перегрузок, развивая свои способности и творческие таланты.

Мораль, этика, законы, обычаи, вера, доктрины — это все пустяки. Действительно важно только чтобы восхитительное стало нормой. ~ Генри Миллер

А вы — считаете себя высокочувствительным человеком? Или кого-то из близких? Как вы этим пользуететсь? И как вы с этим справляетесь?

Снситивная личность в XIX веке подвергается процессу феминизации, покрываясь налетом будничности или сентиментальности, но остаются профессиональные сферы, в которых чувствительный мужчина сохраняет свою мужскую идентичность. Это искусство, наука и, в частности, узкая сфера изобретательства. Яркими примерами тому служат Альфред Нобель и Рудольф Ди-Зель. Нервная восприимчивость, таким образом, ассоциируется? интеллектуальным творчеством (и далее - со всеми видами Творчества).

Данный тип во многом напоминает классического меланхолика, который в глазах общества тоже имел высокий интеллектуальный статус. В истории меланхолии мыслителей всегда считали легко ранимыми и уязвимыми людьми. Высокое потребление умственной (не физической!) энергии истощает личность.

Мужчины-интеллектуалы нередко подтверждали этот вывод, демонстрируя обществу гиперсенситивное немощное тело, как у героев романа Пруста, Томаса Манна, Генри Джеймса или Райнера Марии Рильке.

Связь между интеллектом и различными формами телесной рафинированности находит выражение также в аскетической традиции и особенно в ее меланхолическом проявлении - акедии. Свидетельством высокого интеллектуального статуса могли быть педантичная самодисциплина (Кант), всепожирающий внутренний огонь и употребление наркотиков (Фрейд), психическое выгорание (Макс Вебер) или ипохондрия (Нобель). Сенситивность проявлялась в форме чувствительности к запахам, ощущениям, касалась работы, еды, сна или любой другойы сферы жизни человека. Иногда она словно бы в точности копировала меланхолическую ипохондрию, демонстрируя обостренность восприятия и нетерпимость к окружающему миру. Популярная медицина выделила следующие симптомы сенситивности: головная боль, ощущение тяжести в груди, бессонница, нехватка воздуха, подавленность и бесцельная суетливость. Считалось, что сенситивный человек воплощает в себе основные устремления современной цивилизации и ее уязвимость, причем последняя, если ее не ограничивать и не контролировать, может перерасти в болезнь.



Так родилась одна из центральных идей современности: боль, выраженная через тело, весомее, чем боль душевная. Нервам приписали новую функцию, и они стали отвечать не только за чувства, но и за психосоматику.

На практике телесная чувствительность имела большие преимущества. Она давала право на уход от мира, маркировала вознесение в высшие духовные сферы и создавала условия для внутренней концентрации. Кроме того, ею можно было объяснить любые отклонения от общепринятых норм, нежелание быть как все.

Классический пример - Чарльз Дарвин. Говорят, он был слаб здоровьем и страдал от целого «букета» душевных и физических немощей 38 . Кроме хронических заболеваний, его мучила «постоянная усталость, прежде всего от разговоров и общения». Эти слова он написал в 34 года. Разница между тем Дарвиным, который в 20-летнем возрасте ступил на палубу «Бигля», и больным, уставшим человеком, роль которого он выбрал для себя десять лет спустя, была огромна.

Многие из биографов Дарвина объясняли его чувствительность реакцией на собственное эволюционное учение и страхом за последствия, которые оно могло иметь для религии. Психоаналитики предложили целый список различных объяснений, начиная от эдипова комплекса и скрытого бунта против отца до садомазохистских наклонностей. Но гиперчувствительность Дарвина можно рассматривать иначе - как ресурс и очень удачную форму защиты. Чувствительность пищеварительной системы освобождала его от многочисленных званых обедов («Я устал от интеллектуальных нагрузок и не могу обедать вне дома»). Плохое самочувствие позволяет ему сократить разъезды й утомительные передвижения («Любое отклонение от привычного графика лишает меня сил, каждый приезд в Лондон выби-Ьает из колеи»). Смертельная усталость, сковывающая его после дёсятиминутной лекции, ограждает от множества назойливых приглашений. Внезапные приступы дурноты, накатывающие на Дарвина во время разговоров с коллегами - Эрнстом Геккелем, Томасом Генри Хаксли и Чарлзом Лайелом*, позволяют ему избегать бурных научных дискуссий. «Нездоровье... спасало меня от неприятностей социальной и светской жизни», - лаконично Замечает сам Дарвин.

Фридрих Ницше тоже любил демонстрировать свою чувствительность. Она распространялась на все немецкое, в частности

Эрнст Геккель (1834-1919) - немецкий естествоиспытатель и философ; Томас Генри Хаксли (или Гекели, 1825-1895) - английский зоолог и эволюционист; Чарлз Лайел (1797-1875) - английский естествоиспытатель, основоположник современной геологии.

на немецкую еду («суп перед обедом... вареное мясо, жирно и мучнисто приготовленные овощи») 39 . Но также касалась языка. «У Ницше почти физическое чувство языка и стиля», - пишет один из его биографов. Он реагирует на слова телесными симптомами - головокружением, беспокойством, усталостью и рвотой. (Интересно, что мужская чувствительность нередко принимает форму тошноты, рвоты или позывов к рвоте.) Так же остро Ницше реагирует на музыку. У него неоднократно начинались приступы мигрени после прослушивания сочинений Рихарда Вагнера. Когда однажды вечером друг сыграл при нем на фортепиано отрывок из «Сумерек богов», Ницше почувствовал себя нехорошо и взял с приятеля обещание никогда более не исполнять при нем «эту безумную, отвратительную музыку Вагнера», потому что он, Ницше, «вообще с трудом переносит музыку» 40 .

У Марселя Пруста с раннего детства была астма, при этом он всю жизнь кокетничал и бравировал своей чувствительностью. На свадьбе брата, например, он привлек к себе общее внимание, нарядившись в три пальто, несколько пар перчаток и замотав шею и грудь теплым шарфом. Гостям Пруст объявил, что проболел несколько месяцев и чувствует, что может вот-вот заболеть снова. С 35 лет он почти не встает с кровати, демонстрируя миру крайнюю степень гиперсенситивности: телесную слабость и остроту чувств. Пруст почти ничего не ест и не переносит запаха еды, в его парижской квартире на бульваре Османа, 102, нельзя готовить, чтобы не раздражать хозяина запахами пищи. Сам он лежит в спальне, интерьер которой напоминает салон, стены отделаны пробкой для звукоизоляции. Занавеси задернуты, чтобы не проникали свет и шум с улицы. Единственный запах, приятный Прусту, - аромат его табака. Прикуривал он всегда от восковой свечи, день и ночь горевшей в спальне, - запах спичечной серы был ему противен, еще больше раздражало чирканье спички о коробок. Пруст работает по ночам, когда вокруг тихо, а день проводит в полузабытьи, одурманенный опиумом, вероналом или трионалом. «Лучше всего я вижу в темноте», - пишет он 41 .

В среде европейских интеллектуалов, живших на рубеже Х1Х-ХХ веков, отмечалось очень много случаев телесного воплощения сенситивности. Эти люди реагировали на малейшее недомогание. Многие из них работали столь же продуктивно, как Дарвин, Ницше или Пруст, и при этом всегда полагали, что их жизнь под угрозой. Деятельный и активный шведский профессор математики Гёста Миттаг-Леффлер постоянно переживает за свое здоровье. Он тщательно выбирает меню: рыба, тосты, рубленый шпинат, вареный рис полезны, все прочее под запретом. На приеме у доктора он жалуется на боли в желудке, однако объясняет их профессиональными неудачами. Его брат Фритц, тоже профессор, навещая родственников, мог весь вечер просидеть в прихожей - воздух в домах с центральным отоплением был для него слишком сух, а если кто-то из гостей курил сигару, Фритц не входил в дом совсем. Он был вегетарианцем и до смерти боялся микробов. Случалось, его разбивал паралич, но уже спустя несколько недель Фритц благополучно вставал на ноги. Лейтмотивом всего происходящего была меланхолия. «День рождения с письмами и глубокой меланхолией», - пишет Фритц Миттаг-Леффлер в своем дневнике в 1911 году 42 .

Депрессия, усталость, возбуждение и раздражительность- эти состояния были типичны и для Генри Джеймса, и для Вирджинии Вулф, и для Райнера Марии Рильке. Состояние может быть описано как своего рода ментальный тиннитус": хаос в чувствах, гипертрофированные ощущения, нервозность и нерешительность меланхолика.

Покой приносит только творчество.

Гиперчувствительность подразумевает два прямо противоположных свойства личности, каждое из которых одинаково дорого тому, кто стремится подчеркнуть свой творческий статус. С одной стороны - отречение от собственного тела и изоляция в духе аскетизма. С другой - романтическая фиксация на внутреннем «Я», своих ощущениях и, конечно же, «нервах».

Здесь снова встает вопрос о культурном заимствовании. Гиперчувствительность стала общепризнанным и даже обязательным качеством интеллектуала. Она проявлялась прежде всего в отношении к еде, и по симптомам напоминала меланхолию. Еда раздражала своим видом, запахом и консистенцией. Процесс жевания, глотания и последующего переваривания был отвратителен с точки зрения чувствительного человека. В биографиях многих великих людей - от Бойля и Ньютона до Байрона, Кафки, Вулф и Виттгенштейна - есть факты отказа от еды, жалобы на проблемы с пищеварением, сведения о ритуалах, связанных с принятием пищи 43 .

Эти рассказы могут показаться не более чем анекдотами. Но ведь история сохранила их, значит, они важны для создания определенного образа. Физическая уязвимость как бы усиливает мощь творческой мысли. При таком подходе можно смело утверждать, что прикованный к инвалидной коляске гениальный физик, «оракул», Стивен Хокинг, является воплощением высшей степени сенситивности 44 .

Но чувствительность может проявляться на любом уровне, и сегодня это качество связывают с именами многих известных политиков, экономистов, ученых. Тем самым определенные свойства личности автоматически соотносят с высоким культурным уровнем и большими достижениями.

Чувствительные люди меняют этот мир,

Хотя чаще об этом не догадываются.

Порой они приходят к психологу и жалуются: «Я не хочу всё это так сильно чувствовать».
Они не сразу могут поверить, что чувствительность - это их особый талант.

Это как тонкий музыкальный слух. Настроенность на музыку души. Своей собственной и душ других людей, всего мира.
Ну, да, им сложно. Ведь с детства они чувствовали себя не от мира сего. Потому что им пеняли за их чувствительность. Осуждали за слезы. Не могли понять «капризы». Скептически относились к их желаниям. Боялись их чувств. Отвергали за чувства.
С такими качествами оказывалось несладко. Нечего нюни распускать. Или: ты что-то больно развеселилась сегодня.
Ну, да, была, конечно, одна удивительная сказка — «Принцесса на горошине». (Андерсен ведь сам был из таких.) Тайный тест на распознавание этой породы людей. Но вряд ли он когда-то применялся за пределами сказки в положительном контексте. Настоящая жизнь не для принцесс! Ни-ни.
Чувствительным людям трудно, потому что они должны ценить, беречь и защищать свой сенситивный талант. Но их не учат этому. И научиться им сложно, ведь…

…они, как правило, застенчивы, в силу своей чувствительности, им сложно противостоять агрессии и добиваться своего;
…им кажется, что такие, какие они есть, они не могут быть приняты в этом обществе.
…их чувствительность с трудом переваривают близкие, вешая разнообразные ярлыки: «уж больно ты нежная», «экзальтированная особа» и пр., и пр.;
…им неприятно притворяться, они искренни (поскольку острее чувствуют фальшь) и не умеют играть в общепринятые игры, поэтому получают ярлыки, вроде «не от мира сего», «какой-то он странный»;
…они могут казаться (другим и себе) неисправимыми интровертами и зазнайками, ведь им нужно своё личное пространство, им трудно находится долго там, где душно и тесно;
…им сложно выдерживать быстрые темпы. Потому что они чувствительны к суете. И поэтому они чаще всего не могут бежать со всеми.
…они острее переживают трудные ситуации - горе и тоску, перегрузки и равнодушие;
…они восприимчивы к чувствам других людей, в том числе и к тяжелым, отрицаемым и вытесняемым чувствам.
А значит, им вообще больше достается.

Порой они даже и не подозревают, что своею чувствительностью меняют мир.
Прежде всего, они по-особенному его воспринимают. Чувствуют оттенки запахов, видят нюансы цвета, осязают малейшие шероховатости поверхностей, ловят мимолетные движения.
Они обладают тонкими индикаторами восприятия, способными улавливать малейшие изменения вокруг и внутри.
Точно также они ловят оттенки чувств и лучше понимают людей. Они могут тонко переживать. Они могут резонировать на чужие настроения. И улавливать нюансы смыслов. Они сострадательны.
В общем, они творческие люди. Благодаря своей чувствительности, своему сочувствию к миру, они меняют его. Исподволь. Просто откликаясь. Просто со-радуясь с ним. Или со-страдая.
Их трудный опыт непонимания и отвержения помогает им тонко и внимательно сострадать.
Так что, чувствительные, признайте в себе эти нервы. Наслаждайтесь дрожанием этих струн внутри себя. Без вас мир был бы жестче и монотоннее. Если бы смог вообще существовать. Вы те, кто сам того не зная, шагает впереди и кому из-за этого больше достается.
Не только шишек. Но и рассветов, закатов, ароматов, дуновений, прикосновений, всей этой дрожи, то отравительной, то прекрасной. И такой настоящей.

О сенситивах

Жизнь современного человека насыщена стимулами: все вокруг слишком шумно,

слишком сильно пахнет, чересчур ярко.

Неудивительно, что появилась новая категория людей, которые стремятся к

уединению и имя им — «сенситивы».

Сенситивы — это люди, из-за особенностей своей нервной системы более чувствительные ко всему происходящему вокруг. Именно поэтому они гораздо быстрее других переутомляются, стремятся оказаться в тишине и покое, чтобы прийти в себя.

Датский психотерапевт Илсе Санд описывает несколько характеристик, по которым можно распознать сенситивов.

Признак 1. Чуткость

Бывало ли с вами такое, что во время большого семейного праздника вам хотелось запереться где-то в ванной комнате, чтобы немного прийти в себя, потому что вокруг слишком много людей, еды и музыки?

Илсе Санд объясняет, что это типичное поведение сенситивов: «У нас богатое воображение, благодаря которому даже незначительные события окружающей действительности побуждают нас выстраивать гипотезы и делать выводы. Таким образом наш внутренний «жесткий диск» быстрее переполняется, и мы испытываем перевозбуждение».

Перевозбуждение вызывает панику и тревогу, заставляет уединиться, чтобы хоть как-то успокоиться и вновь вернуть способность принимать новые впечатления в виде бесед, шуток и чужих историй.

Признак 2. Восприимчивость к ощущениям

Сенситивы — это люди, которым вечно то дует, то душно, то рядом слишком громко разговаривают по телефону, мешая сосредоточиться. Это они не со зла и не от вредности — просто их органы чувств настроены гораздо тоньше, чем у обычных людей.

Фейерверки не вызывают у них восторга, потому что сопровождаются слишком громкими взрывами. Химические запахи в парикмахерской им кажутся невыносимыми, а радио, включенное фоном коллегами, — главной помехой в работе. Все потому, что их системы восприятия словно работают вдвое интенсивнее, чем у остальных.

Признак 3. Впечатлительность

Сверхчувствительные люди довольно быстро устают от проявления чужих эмоций, негативных — особенно. Поэтому сенситивы всегда первыми чувствуют, если обстановка вокруг них эмоционально накаляется и, чтобы не терпеть неудобства, они стараются всех помирить.

Признак 4. Гиперответственность

Сенситивы — люди очень понимающие. Однако понимая и принимая других такими, какие они есть, сенситивы как будто берут на себя ответственность за их поведение. Они считают, что должны всех помирить, сделать так, чтобы всем было удобно. И на это тратят много сил и внимания; совсем ничего не остается, чтобы заботиться о себе.

Повышенная чувствительность не дает им критиковать окружающих, и она же — причина острой реакции на критику. Негативная обратная связь выбивает их из колеи, заставляет страдать, потому что другие, менее чуткие люди, обычно не церемонятся с чужими чувствами.

Признак 5. Внутренний мир

Избыток эмоциональных, визуальных и аудиальных впечатлений обильно наполняет внутренний мир сенситива. Его мозг постоянно работает над тем, чтобы проанализировать и разложить по полочкам беспрерывно поступающую информацию, иначе наступит хаос.

«Сенситивы почти никогда не страдают от нехватки вдохновения, однако некоторых из них вдохновение даже пугает: они воспринимают его как стимул к действию, противостоять которому невозможно».

Признак 6. Медленная реакция

Так как сверхчувствительный человек постоянно ощущает себя словно под аудио-звуковой -визуальной бомбежкой, и его мозг без перерыва занят обработкой «входящих данных», он реагирует медленнее обычного. Именно про этих людей говорят: «Хорошая мысля приходит опосля».

По мнению автора книги, сенситивы, несмотря на общительность, довольно медленно налаживают контакт с другими людьми. Но, если проявить терпение, в их лице можно обрести надежного, внимательного друга.

Как сверхчувствительным людям восстанавливаться

Научитесь говорить «нет». Как отзывчивый человек, вы часто беретесь помогать другим, тратя много своих сил. Не стесняйтесь отказывать другим, прямо сообщая, что вы устали. В вашем случае — это уважительная причина.

Ограничивайте аудиовизуальные стимулы. 80% впечатлений составляет то, что мы видим глазами. Достаточно несколько раз в день на несколько минут их закрывать, чтобы остановить поток ощущений. Если раздражают неприятные шумы — можно отгородиться от них наушниками с любимой музыкой.

Занимайтесь рутиной. Любая механическая работа, не требующая внимательной вовлеченности, помогает успокоиться и дает возможность мозгу самому спокойно упорядочить все впечатления. Поэтому полезно гулять, мыть посуду, читать.

Проявляйте свои чувства. «Прислушиваясь к чужим словам, но при этом не

выказывая свою точку зрения, вы быстро устаете». Выбирайте такой круг общения так, чтобы близкие позволяли вам выговориться.

Признавайтесь другим в своей сверхчувствительности. Это страшно, учитывая, что окружающие принимают такое качество за слабость. Поэтому постарайтесь, чтобы хотя бы близкие относились серьезно к вашим словам: «Прости, меня это очень утомляет, я нуждаюсь в отдыхе

«По-настоящему творческий ум в любой области – это человеческое существо, рожденное с аномальной, нечеловеческой чувствительностью»
- Перл Бак

Вспоминая процесс записи песен с молодым Майклом Джексоном, продюсер Куинси Джонс сказал, что «Майкл был настолько застенчив, что пел за диваном, повернувшись спиной ко мне, а я сидел, закрыв руками глаза и выключив свет».

Наблюдая за его зажигательными выступлениями на сцене, большинство даже не догадывалось, что Майкл Джексон был глубоко застенчивым и чувствительным человеком. Король поп-музыки излучал энергию, силу, обаяние на сцене, но в личной жизни был до крайности чувствителен и одинок.

Джексон воплощал в себе противоречие многих исполнителей: они невероятно открыты, и в то же самое время крайне чувствительны. Психолог Михай Чиксентмихайи считал открытость и чувствительность противоположными друг другу качествами личности, которые не только сосуществуют в характере творческих исполнителей, но образуют ядро ​​их личности. Этот парадокс помогает объяснить, как исполнители могут быть смелыми и харизматичными с одной стороны, и эмоционально хрупкими - с другой.

«Открытость и чувствительность творческих людей часто являются не только причиной страданий и боли, но и большой радости, - пишет Чиксентмихайи. – Одиночество и популярность делает человека очень уязвимым».

Тот факт, что многие, казалось бы, экстравертные исполнители также весьма чувствительные люди, доказывают многие музыканты, относящиеся к жанру металла и рока. На сцене музыканты кажутся прототипом экстраверсии: смелые, громкие и необузданные. Но за кулисами они показывают другую сторону своей личности. Им требуется одиночество, чтобы зарядиться энергией, и они предпочитают одиночные виды деятельности - чтение, игру на инструментах. Многие музыканты говорили о повышенной чувствительности к окружению, звуку, освещению и запахам. Они часто склонны к мечтательности и фантазиям.

Обладание повышенной чувствительностью может быть и благословением, и проклятием, и часто требует от творческой натуры проводить больше времени в одиночестве. Как пишет психолог Дженнифер Граймс, иногда люди стремятся блокировать «подавляющее стимулы». Все субъекты ее исследования говорили, что музыка - способ выразить себя, найти связь с другими, самореализоваться.

Результаты исследования Граймс позволяют предположить, что очень творческий человек скрывает за внешним фасадом глубину, сложности и противоречия свой личности. Творческие люди всех типов, как правило, остро чувствительны, и, наоборот, чувствительные люди часто весьма креативны.

Очень творческий и высокочувствительной человек больше наблюдает, больше замечает, ему требуется проработать больше информации. Очень чувствительные люди, как говорила лауреат Пулитцеровской премии Перл Бак, видят мир более красочным, трагичным и красивым. Чувствительные люди часто замечают мелочи, которые другие упускают, видят закономерности там, где другие видят случайность, и находят смысл и метафору в мелочах повседневной жизни. Неудивительно, что данный тип личности часто приходит к творческому выражению.
Исследование во главе с психологом Элейн Арон определило чувствительность как фундаментальную размерность человеческой личности. Оказалось, что высокочувствительные люди склонны обрабатывать больше сенсорной информации и во внутренней, и во внешней среде.

По оценкам, jn 15% до 20% людей считаются высокочувствительными, но среди художников и творческих мыслителей этот процент гораздо выше. Высокие уровни чувствительности коррелируют yt только с творчеством, но и с такими чертами характера, как духовность, интуиция, мистические переживания, связь с искусством и природой.

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности



Введение

Особенности формирования творческой личности

Обостренность ощущений как свойство творческой личности

Чувствительность и ее значение для творческой личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Личность - это сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется комплексом различных факторов: биологических, социальных, когнитивных и других. Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Так известный психолог Б.Г.Ананьев пишет: ""Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития"".

В данном реферате будут рассмотрены такие особенности творческой личности, как ощущение и чувствительность, и сделана попытка проанализировать эти понятия.


Особенности формирования творческой личности


Творческая личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, и др.). Нередко красной нитью в различных трудах психологов проходит мысль о том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на развитие других психологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать ""одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством"". Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностные факторы в ее структуру (А.М.Матюшкин, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, К.Хеллер).

От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.

Роль личности в становлении и развитии одаренности велика. Подчеркивается, что одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Дж. Галахер, П. Кляйн, Н.С. Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Э. Чудновский, В.С.Юркевич). В психологии одаренности признается тот факт, что одаренные дети и подростки имеют особенности личностного развития. Психологи обращают внимание на то, что становление личности одаренного ребенка имеет определенные возрастные тенденции, нередко проходит неоднозначно и болезненно.

К. Тэкэкс пишет, что одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей в сфере психосоциального развития. В числе таких свойств и качеств она выделяет:

обостренное чувство справедливости;

развитую систему личных ценностей;

хорошо сформированное чувство юмора;

наличие преувеличенных страхов;

упорство в достижении результата.

При этом К. Тэкэкс подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить:

Неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

Привычка исправлять других. Возникает у одаренного ребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма.

Высмеивание окружающих. Может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка - интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами.

М. Карне отмечает несколько психологических факторов, мешающих реализации способностей детей. К ним относятся: негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями; подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкая самооценка, чувство ""гонимости""; тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других; склонность к фантазированию; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; враждебное отношение к руководителям; скука; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели.

Л. Холлингуорт делает акцент на следующих личностных проблемах одаренных детей:

неприязнь к школе;

конформность;

погружение в философские проблемы.

Л. Холлингуорт установила, что адаптация одаренных детей зависит от уровня их интеллектуального развития. IQ от 185 до 190 - чрезвычайно одаренные подростки обнаруживают тенденцию к изоляции. Их самовосприятие может измениться в негативную сторону, т.к. они часто не принимаются своими сверстниками, не выбираются на лидерские роли. Если их способности не востребованы и требования к ним невысоки, то они становятся инертными, ленивыми. По мнению Л. Холлингуорт индивиды, чей IQ приближается к 170 редко бывают поняты людьми в силу их высокого интеллектуального потенциала. Интеллектуальный показатель IQ 125-155 является ""оптимальным интеллектом"", такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и контроле.

Дж. Уитмор выделяет следующие личностные проблемы одаренных детей:

перфекционизм;

ощущение собственной неполноценности;

нереалистические цели;

сверхчувствительность;

потребность во внимании взрослых;

нетерпимость.

А. Танненбаум, предложивший ""психосоциальную"" модель одаренности, при ее построении учитывал и внешние, и внутренние факторы личности. Ученый отмечает, что трудно определить, какие личностные особенности детерминируют человеческие таланты. Существуют достоверные факты того, что высший уровень способностей связан с сильно выраженным желанием самореализации. Мюнхенская модель одаренности, разработанная К. Хеллером, включает в себя и личностные компоненты. Автор данной модели отмечает, что ""мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавших наибольшего успеха учащихся"".

На основании экспериментальных данных К.Хеллер приходит к выводу, что высокоодаренные отличаются от среднеодаренных по следующим диагностически значимым личностным параметрам:

высокие интеллектуальные способности;

выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность);

способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память;

интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность;

убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

В отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника ""чересчур"" много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя ""белой вороной"" приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного ""Я"".

Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками. Возникновение зазнайства, эгоизма, человеконенавистнических черт убивают проявления талантов.

Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства. Работы, выполненные на высоком уровне мастерства, исполнителем оцениваются как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам. Для ребенка 7-8 лет одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых. Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач.

Дж. Фримэн, английская исследовательница одаренных детей, утверждает, что проявления одаренности связаны с качествами и свойствами личности. Анализируя в своей статье ""Обзор современных представлений о развитии способностей"" состояние науки в области психологии одаренности, выделяет некоторые личностные особенности одаренных детей. При этом Дж. Фримэн подчеркивает роль гендерного фактора. Девочки часто недооценивают свои способности. Показано, что часто этот факт связан с ожиданиями родителей, зависящими от полоролевых стереотипов. Девочки, имеющие равно высокий интеллектуальный и творческий потенциал с мальчиками, отличаются от них в социально-эмоциональном плане. Они сильнее подвержены депрессивным настроениям. Дж. Фримэн отмечает, что исследования представителей творческих профессий показали, что при достижении высокого уровня специализации личностные характеристики, такие как независимость, вносят больший вклад в получение еще более значимых результатов, чем интеллектуальные факторы. Дж.Фримэн делает акцент на роли в развитии способностей детей позитивных, положительных эмоций. Страх способен парализовать интеллектуальные проявления ребенка, такие как любопытство и любознательность. У высокоинтеллектуальных детей развита саморегуляция деятельности, чрезмерное руководство взрослых только тормозит развитие.

Среди личностных качеств индивидов, добившихся значительных успехов, Дж.Фримэн обращает внимание на эмоциональную стабильность, высокую продуктивность, мотивацию, увлеченность, низкий уровень тревожности. Однако, очень способные люди имеют проблемы, интеллект ""создает"" психологические барьеры. ""Особые стрессы"" одаренных подростков могут способствовать развитию депрессии и суицидальных наклонностей.

Таким образом, наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора. Кроме положительных черт личности у одаренных детей встречаются черты личности, тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности. Наибольшее влияние на формирование одаренности оказывают Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности.


Обостренность ощущений как свойство творческой личности


Ощущение - это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. В настоящее время проблематика ощущения интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.

Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции ощущения от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю - протопатическую и более молодую - эпикритическую чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды.

Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма.

Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом ощущения. Значения всех выделенных видов порогов ощущения меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер.

Традиционное понимание ощущения предполагает, что в процессе ощущения индивид не осознает образ воздействующего на него объекта и, следовательно, ощущение - это проявление бессознательного.

Субсенсорное восприятие (как и подпороговое ощущение) характеризуется тем, что индивид не отдает себе отчета не только в отношении образа или других свойств отражаемого объекта, но и не осознает само воздействие объекта. Несомненно, это тоже проявление бессознательного. Таким образом, по отношению ко вполне осознаваемому восприятию и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как бессознательное с различными уровнями осознания, причем ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения).

Функция ощущений и восприятия как элемента функциональной системы состоит в получении (отражении) с помощью органов чувств информации, необходимой для формирования психического образа, адекватного цели и способу ее достижения.

В соответствии с системной концепцией психики ощущение и восприятие рассматриваются как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса - психического отражения, причем ощущение - непроизвольный, неосознанный процесс отражения. По отношению к вполне осознаваемому восприятию, и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как неосознаваемое с различными уровнями осознания, а именно ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие или подпороговые ощущения.

Итак, следует заключить, что "непосpедственность понимания пpедмета", как чеpта творческой личности, по сути испаpяется и существует только по отношению к сознанию, а не к психике в целом. Чувственная интуиция пpедметна и диалектически связана с мышлением и вообpажением. Но она донаучна и есть только матеpиал для научной обpаботки.


Чувствительность и ее значение для творческой личности


Чувствительность - это:

) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям;

) в дифференциальной психологии и характерологии - повышенная готовность к аффективным реакциям;

) в психофизике - величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность.

Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительность к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизических процессов.

В результате, как правило, получаются несколько различные показатели. Например, зрительная чувствительность, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия "порог ощущения".

Что касается особенностей чувствительности творческой личности, то на наш взгляд, можно утверждать, что у лиц с высоким творческим потенциалом - или от природы, или в результате индивидуальной истории становления данной личности - механизмы психологической защиты в той или иной мере оказываются ослабленными. Одной стороной такого ослабления как раз и является то, что информация, способная расшатать существующую систему знания и поколебать стереотипы, имеющие в данное время статус бесспорных (которая у большинства людей блокируется), у креативных личностей получает более свободный доступ на уровень сознания. Это, если так можно выразиться, - положительное следствие ослабления механизмов психологической защиты. Вместе с тем, вряд ли можно предполагать, что такого рода ослабление столь избирательно, что беспрепятственно пропускает на уровень сознания информацию, концептуально значимую, и блокирует травмирующую (ту, которая может причинить боль, страдание субъекту).

Поэтому, скорее всего, в результате ослабления механизмов психологической защиты наряду с информацией, обеспечивающей возможность отказа от когнитивных стереотипов (штампов) и, тем самым, увеличивающей вероятность совершения творческого шага, на уровень сознания более широким потоком устремится и вся информация, которая для данной личности имеет травмирующий характер и в обычных случаях блокируется. Такое предположение, на наш взгляд, дает возможность понять и некоторые другие аспекты в проблеме специфики мышления креативной личности. В частности, это касается соотношения чувствительности (сензитивности) и креативности. Под чувствительностью в данном контексте понимается способность организма реагировать на изменение раздражителя возникновением или изменением ощущения.

В исследованиях, посвященных рассмотрению параметров мышления лиц с высоким творческим потенциалом, часто отмечаются когнитивная и эмоциональная их открытость, высокая степень чувствительности, восприимчивости как к сигналам, поступающим из внешнего мира, так и к внутренним. Эта зависимость является достаточно очевидной: более развитая способность к восприятию и фиксированию оттенков, деталей в поступающей информации, при прочих равных условиях, обеспечит более богатую базу исходных данных самой различной природы. А это, в свою очередь, обусловит возможность вербализации и осознания более тонких аспектов, отношений, свойств в рамках воспринятого и осмысливаемого. В результате исходная база данных для формирования ассоциативных связей будет существенно шире и т.д. Однако, как нам представляется, можно говорить и о менее тривиальном отношении степени восприимчивости, чувствительности субъекта и креативности его мышления. А именно, о восприимчивости, эмоциональной и когнитивной открытости - как следствии развитой творческой способности (поскольку, как уже говорилось, последняя может быть обусловлена, в частности, и ослаблением действия механизмов психологической защиты). Поэтому определенная уязвимость, незащищенность, нестандартность поведения людей с высоким творческим потенциалом (широко известные "чудачества") не должны рассматриваться как их каприз или проявление их нежелания вписаться в стандартную систему межличностных отношений. По существу, эти особенности оказываются оборотной стороной одаренности этих людей и не могут быть сняты произвольно.

В этой связи хотелось бы рассмотреть вопрос о психоэмоциональных особенностях креативных личностей несколько подробнее. В современной литературе этой стороне проблемы уделяется значительное внимание. При этом целый ряд характеристик практически всеми исследователями причисляется к неотъемлемым личностным качествам креативных субъектов. В их числе - любознательность, даже до некоторой степени любопытство (однако не в обыденном понимании, а скорее как выражение стремления к получению новой информации, вероятно, по смыслу приближающееся к понятию "пытливость"), способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

Данное обстоятельство, как попутно справедливо отмечается, способно доставить немало неприятностей и неудобств его обладателю, поскольку усмотрение проблем побуждает говорить о них, а это не всегда приветствуется окружающими, которые - в массе своей - не видят никаких проблем в соответствующем положении вещей.

Упоминается также и такое качество, как гибкость в восприятии и оценке информации (в противовес жесткости, ригидности), присущая в большинстве своем креативным личностям. Последнее находит и экспериментальное подтверждение. Так, интересные исследования особенностей восприятия информации при условии различных способов предшествующего обучения показали, что так называемая "да-тенденция", (т.е. склонность давать позитивный ответ на вопрос о присущности или не присущности вновь предъявляемых конфигураций тому классу объектов (прототипу), который сформировался у испытуемого на основе предшествующего научения) складывается как следствие более разнообразного предшествующего личностного опыта субъекта и обусловливает следующую особенность восприятия: скорее модификации, не принадлежащие к данному классу будут ошибочно причислены к нему, чем подлинные варианты прототипа будут необоснованно отвергнуты. И напротив, так называемая "нет-тенденция" (т.е. склонность к негативному ответу на вопрос о принадлежности некоторого данного объекта к соответствующему классу) формируется как следствие более однообразного предшествующего обучения и обусловливает противоположную особенность восприятия: скорее подлинная модификация некоторого прототипа будет ошибочно отвергнута, чем конфигурация, не являющаяся в действительности вариантом прототипа, будет неверно принята.

Представляется достаточно очевидным, что подобные особенности восприятия не безразличны к формированию способности нахождения нетривиальных решений в познавательных ситуациях.

творческий личность ощущение чувствительность

Заключение


Кроме повышенной чувствительности и обостренности ощущений исследователи и целый ряд других параметров лиц с высоким творческим потенциалом. Среди них - высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внутреннего, так и внешнего мира.

Креативные личности высокомотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии. Они обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие.

Креативы самостоятельны, отличаются значительным стремлением к автономии. Для них характерен низкий уровень социализации и высокий уровень самодостаточности. Они неконформны.

Непослушание есть одна из неизбежных черт, появляющихся в человеке, ищущем и создающем всегда новое в науке, искусстве, литературе, философии. Одно из условий развития таланта человека - это свобода не послушания. Закончить эту главу о мышлении креативной личности хотелось бы словами Мак-Киннона, которые, как представляется, психологически точно и лаконично ее характеризуют. "Главное для творческой личности - это кураж, кураж разума и духа, психологический и духовный. Кураж быть разрушительным для созидания нового, кураж быть открытым восприятию изнутри и извне, кураж следовать интуиции, а не логике, кураж вообразить невозможное и попытаться реализовать его. Кураж думать так, как не думал никто. Кураж стоять в стороне от коллективности и конфликтовать с нею, если это необходимо, кураж становиться и быть самим собой".


Список использованной литературы


1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.

2.Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ""Человек в системе общенаучных отношений"". - М., 1991.

.Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

4.Психология творчества. М., 1990.

5.Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С.303

6.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.