» » Откуда взялся терроризм. История возникновения понятия терроризм. Терроризм в Средние века

Откуда взялся терроризм. История возникновения понятия терроризм. Терроризм в Средние века

Любой порядочный человек не раз задавал себе вопрос – откуда взялся и почему продолжает существовать терроризм. Свести все к тому, что причина терроризма – это психически нездоровые или очень плохие люди нельзя. Ингода приходится слышать мнение, что чтобы покончить с терроризмом, надо поймать или уничтожить всех террористов. Это тоже не правильно. Место уничтоженных и арестованных бандитов займут новые. Для того, чтобы искоренить терроризм следует понимать разнообразные причины этого явления.

Первая причина, назовем ее объективной, заключается в том, что в мире есть благополучные и неблагополучные страны и регионы. В одних странах развита промышленность, транспорт, много материальных и духовных благ. В других, свирепствуют нищета, голод, болезни. Именно в таких регионах отчаявшиеся люди готовы к любым, даже непродуманным действиям. Главари террористов подсказывают – «виновники те, кто живет хорошо» и снабжают набранных «борцов» оружием и взрывчаткой. Большинство известных в мире террористов – выходцы именно из таких бедных стран и регионов. В благополучной стране возможны лишь одиночные акты психически неуравновешенных людей, но терроризм как явление слабо выражен.

Бедность, неблагополучие, необразованность – самые главные друзья террористов. Вот почему правительство России выделяет огромные средства на помощь отдельным областям и республикам, стараясь не допустить экономического, образовательного, культурного неравенства. Вот почему террористы стараются уничтожать школы, больницы, мосты и железные дороги, убивают бизнесменов и учителей.

Другую причину можно назвать социальной нестабильностью. Появлению большого числа неустроенных, агрессивных людей способствуют крупные перемены в обществе, сильные потрясения (войны, революции), которые создают основу для экстремизма. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям, попытка изменить мир насилием. Люди, которые не знают, что их ждет завтра, проявляют нестабильное, часто экстремистское поведение. За последние два десятка лет наша страна испытала много перемен: политических, экономических, идеологических. Это привело к появлению социально неустроенных людей, особенно среди молодежи. Кто-то не может найти работу, кто-то с распадом СССР ощущает потерю Родины, кто-то, наоборот, увлекся идеями независимости своей малой Родины (района, республики), думая, что так будет легче жить. Чем больше социальная нестабильность – тем больше вероятность возникновения и развития терроризма. Поэтому, так не нравится главарям террористов стабилизация, которая происходит в нашей стране.


На появление терроризма оказывает и принятая в обществе ценность человеческой жизни. Вспомним, в чем сущность терроризма – угрожая и уничтожая беззащитных людей, террористы требуют от общества и правительства реализации своих требований. Расчет террористов прост – раз жизнь любого человека для общества представляет главную ценность, то пусть общество и государство ради сохранения жизни отдельных членов поступится другими ценностями – выплатит много денег, выпустит из тюрьмы убийц и мошенников, откажется от территориальной целостности страны. Объектами, мишенями для терроризма в большей степени являются граждане тех стран, руководство которых признает необходимость и проявляет ответственность за сохранность жизни своих граждан. Терроризм невозможен в тоталитарных и авторитарных обществах, где руководству безразлична судьба отдельных людей. В России, где ценность человеческой жизни достаточно велика, террористы пытаются гибелью мирных людей вызвать общественное недовольство проводимой политикой и повлиять на принятие решений властями.

Мы часто слышим это пресловутое слово «терроризм». Ни один выпуск новостей без него не обходится. Сейчас, после операции России в Сирии против «Исламского государства» (запрещено в РФ), теракты ждут на нашей территории. Но мы обратимся к теории и истории вопроса. Это слово, «терроризм», уже почти затерто, и почти потеряло первоначальный смысл. Каковы его истоки, насколько терроризм – древнее явление? Как он пришел в нашу жизнь?

Храм Артемиды – это тот же «Норд Ост»
Терроризм как серьезная международная проблема общества встал на рубеже третьего тысячелетия. Особенности террора сегодня – его внезапность, зрелищность и жестокость. Однако вопрос этого «общественно опасного действия» уходит корнями на столетия назад, а подобные ему отголоски можно проследить и во времена античности. Политические заговоры, перевороты и убийства стали существовать с того момента, как люди начали заниматься политикой. На что направлены требования экстремистов? Как восприняло явление террора общество? Давайте проанализируем терроризм как феномен общественной жизни, вышедший за грани «добра и зла».
Рассматривая историю проявлений террора, хотелось бы обратиться к временам античности, чтобы упомянуть факт сожжение храма Артемиды в Эфесе. Поджигателем стал молодой житель Эфеса Герострат, а само событие поджога точно зафиксировано в 356 году до н.э. Безусловно, что террористическим актом в то время, да и сейчас, этот случай трудно назвать. Герострат не выдвигал никаких идеологических, политических или социальных требований, а совершил данное кощунство лишь для того чтобы прославиться у потомков. Также, во время данного теракта, никто из людей не погиб (кроме самого Герострата, впоследствии казненного за совершенное преступление). Однако с точки зрения уголовного кодекса, данный факт можно расценить как уничтожения имущества общественно опасным способом, т.е. «подогнать» под статью УК о терроризме (сожжение храма Артемиды вполне может сойти за захват заложников при показе «Норд Оста», но еще более оно похоже на уничтожение талибами в Афганистане буддистких статуй). Но даже не это главное. На мой взгляд, можно проследить параллели между Геростратом и современными террористами в плане мотивов совершения террористического акта, а именно – если не желание войти в историю, то, по крайней мере, сделать так, чтобы о тебе говорили. Но Герострату удалось и прославиться, и навсегда войти в историю. В античности не было средств массовой информации, «слава» о молодом эфесце расходилась по всей Греции в течение десятков лет после поджога храма. Его имя и поступок были зафиксированы античными историками и сохранены для потомков. Практически всегда, желание произвести впечатляющий эффект, сделать так, чтобы тебя услышали и говорили о тебе долго и много, будет играть важную роль на протяжении всего террористического движения. В отсутствии СМИ нужен был иной способ распространения информации. Пример Герострата не единственный в истории в распространении славы о том или ином девиантном действии. В первом веке нашей эры группа людей, с современных позиций рассматривающаяся как террористическая, выразила такой способ фиксации шокирующего акта путем неоднократного совершения его в общественных местах. Имеются в виду действия, проводимые в Иудее так называемыми сикариями – тайной иудейской сектой, выступавшей против римского владычества и пособничающих римлянам иудеям. Цель их действий состояла в том, чтобы усилить сопротивление римской оккупации со стороны гражданского населения. Своим оружием сикарии выбирали кинжал или короткий меч (сика). В акты террора и в инструмент социального влияния эти убийства превращал выбор места их совершения. Так, иудейский историк Иосиф Флавий отмечает: «Они смешивались во время праздников с народною толпою, отовсюду стекавшеюся в город для отправления своих религиозных обязанностей, и без труда резали тех, кого желали. Нередко они появлялись также в полном вооружении во враждебных им деревнях, грабили и сжигали их». Сикарии понимали, что они не способны оказать какого-либо внушительного влияния на оккупационные власти Рима. Но своими действиями они стремились объединить рядовых евреев на борьбу и восстание, а также выразить предупреждение новой римской власти.

«Общество спектакля»
Важную роль всегда играла готовность и желание самого общества воспринимать зрелища. Потребность в таковых зарождается в той среде, которую французский философ Ги Дебор назвал «обществом спектакля». Спектакль как мировоззрение, «облекшееся плотью материального». Особенно желание «засветиться» начнет касаться современных террористов 20 – 21 веков, когда террор, посредством единого информационного пространства, навсегда войдет в каждый дом. Охват такого пространства – весь мир. Слава будет приобретаться с целью запугивания гражданского населения путем психологического давления на массы и устрашения политиков, а СМИ будут играть в этом отношении важную роль проводника. Восприятия террористических действий как спектакля, близко изначальному определению понятия «террор», которое дал еще Аристотель. В Древней Греции террором назывался ужас, испытываемый зрителями в театре в ожидании развязки трагедии. В наши дни, это фактически тот же ужас в глазах огромного большинства, создаваемый радикальным меньшинством. Сегодня, среди многообразия телевизионных каналов, каждый из них зачастую стремится преподнести зрителю лишь мнимую сенсацию, показать тот или другой теракт в «новом свете» только ради поднятие своего рейтинга. «Террористические акты – это эмоционально возбуждающие и определенно плохие новости (хорошие для журналистов). Поэтому, говоря на журналистском жаргоне, террористические события – это «хорошее пастбище для продажи» – для читателей, слушателей и выразителей различных точек зрения (Соснин В.А.)». Зритель воспринимает такой плюрализм информационных источников как возможность выбрать альтернативу, однако, все они всегда направлены на один эффект. Способность СМИ, а также современной киноиндустрии, создавать альтернативную реальность, вообще очень велика. С каждым годом развитие технологий делает нереальное вполне себе реальным. В киноиндустрии последних лет, функцию создания погружающего в себя пространства, начинают играть так называемые 3D технологии. От специально оборудованных кинотеатров, трехмерные технологии уже вышли на «узкий» экран домашних телевизоров. Уже с 2010 года человек может смотреть на мир 3D через красно-синие очки. Славой Жижек, анализируя сложившуюся ситуацию в США после 11 сентября, характеризует падение башен-близнецов как падение виртуального мира «благополучия». Он сравнивает крупнейший теракт в истории человечества с обнаружением героем фильма «Матрица» материальной реальности. Для Нео (Кеану Ривз) открывается, что видимый мир является лишь виртуальным, а в обнаруженной материальной реальности, на самом деле, все лежит в руинах. Виртуальная реальность выдает себя за действительное в «глянцевой обложке», но на деле не является таковым. Таким образом, воспетое социальное благополучие Америки, одной из визиток которого и был Всемирный Торговый Центр, вдруг оказывается в руинах. При этом, стирается грань между материальным и виртуальным мирами настолько, что остается непонятной первоначальная визуальная идея «самолета, врезающегося в небоскреб». Зритель столько раз видел подобную картину на киноэкране и мониторе, что новостные кадры о взрыве башен-«близнецов» многими воспринимались как артефактные, сотворенные по подобию уже виденного. «Странным образом ужасные международные террористические сети сначала появляются в романах и фильмах, порожденных фантазией англо-американских писателей, выходцев из спецслужб. А затем эти фантазии материализуются в “Аль-Каиде” и других подобных формированиях». Наконец, российская власть объявляет чеченских сепаратистов международными террористами, и они действительно таковыми становятся. Тут же в обществе начинает подогреваться страх перед открывшейся реальностью. Восприятие спектакля террора в информационном пространстве в остальной части света проходит, подобно сюжетам об изменении климата, как нечто неизбежное, идущее своим чередом или как очередное ток-шоу. Только теперь вслед за ужасающими кадрами разрушений следуют комментарии о необходимости ответного удара. Правительство Соединенных Штатов, в целях большей эффективности настройки (перенастройки) своих граждан по кампании против терроризма, использует термин “война”. Оно делает людей готовыми к применению крайних мер; оно также позволяет правительству использовать язык войны, тем самым поддерживая людей в высоком эмоциональном напряжении.

Продолжение следует

Термин «терроризм» впервые получил распространение в годы Великой французской революции. Отличительной особенностью современного его значения было то, что в ту эпоху «терроризм» имел исключительно положительный оттенок. Система управления, называемая режимом террора, появилась в 1793--1794 годах и дала развитие английскому термину «терроризм». Она была установлена с целью поддержания порядка в анархический переходный период, последовавший за восстаниями 1789 года и отмеченный беспорядками и потрясениями, как это случалось в ходе революций в других странах. Таким образом, в отличие от терроризма в современной трактовке, означающей некую революционную или антиправительственную деятельность, которая проводится негосударственными или субнациональными организациями, режим террора был инструментом управления нового революционного государства. Его основной задачей было также укрепление власти нового правительства через устрашение тех, кто вел контрреволюционную, подрывающую интересы новой власти деятельность, а также диссидентов, считавшихся врагами народа. Комитету общественной безопасности и Революционному трибуналу (в современном языке -- Народному суду) были даны широкие полномочия для ареста и осуждения, а также публичной казни на гильотине лиц, обвиняемых в предательстве, иначе--в реакционной деятельности. Итак, каждый гражданин ясно понимал, чем может грозить ему сопротивление новому революционному порядку или проявление ностальгии по старому режиму. Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Юрлитинформ, 2002.- 560 с.

Как бы ни удивительно это звучало, но терроризм в своем первоначальном значении был тесно связан с идеями добродетели и демократическими взглядами. Лидер революционного движения Максимилиан Робеспьер безукоризненно верил, что добродетель должна стать основой побуждения для деятельности народного правительства в мирное время, но в неспокойное время революционных потрясений она должна объединяться с террором ради процветания демократии. Он всегда ссылался на добродетель, без которой террор, увы, но становится злом, однако и добродетель в виду отсутствия опоры террора становится беспомощной. Робеспьер заявлял: террор есть не что иное, как правосудие, скорое, строгое и непреклонное, и тем не менее он является эманацией добродетели.

Термин «терроризм» времен Великой французской революции все же имеет несмотря на подобное отличие от более позднего значения, две важные характеристики, совпадающие с современным его значением. Во-первых, режим террора не носил случайный или беспорядочный характер, приписываемый террору современными средствами массовой информации, а, наоборот, действовал систематично, продуманно и упорядоченно. Во-вторых, единственной его целью и оправданием, которые он преследовал, было создание «нового и лучшего общества» вместо старой, недемократической неизлечимо коррумпированной политической системы, что роднит режим террора с терроризмом в современном понимании. В самом деле, неопределенное и утопическое толкование главных задач революции, предложенное Робеспьером, превосходным образом сходилось с настроем и сущностью пропитанных идеями «светлого будущего» манифестов, издаваемых многими революционными террористическими, а именно левосторонними марксистскими организациями. К примеру, в 1794 году Робеспьер сделал зловещее заявление, похожее в манере на официальные сообщения революционных группировок, таких, как итальянские Красные бригады, немецкая Фракция Красной армии, которые существовали два века спустя. Заявление было следующим: «Нам необходим такой порядок вещей, при котором искусства будут служить украшением свободы, облагораживающей их, а торговля станет источником благосостояния для простого народа, а не способом наживы, питающим чудовищную роскошь единиц. Для своей страны мы требуем нравственности взамен эгоизма, честности взамен хваленой чести, закона взамен приверженности традициям, исполнения долга взамен следованию законам морали, власти разума взамен следованию моде, осмеяния безнравственности взамен презрения к малоимущим...» Жаринов К.В. Терроризм и террористы. - Минск: Харвест, 1999. - 606 с.

Итак, судьба Великой французской революции была весьма печальной, как и прочих революций -- она уничтожила сама себя.

Но именно террористические акции начинают проявляться во второй половине девятнадцатого века. Например, в России шла революционная борьба с самодержавием с 1878 по 1881 гг. Так, армяне, ирландцы, македонцы, сербы, входившие в радикальные националистические группировки, использовали террористические методы в борьбе за национальную автономию или независимость. А вот в Испании и США терроризм имел свою специфику так, как он использовал поддержку определённых групп населения.

В США тогда идеями терроризма пользовались многие, начиная от представителей рабочего движения - "Молли Магуайрес", и заканчивая Западным профсоюзом шахтеров.

Так, крестьянские и рабочие движения в Испании считали средством защиты терроризм. Все эти выступления имели много общего, несмотря на различия в политической конкретике: здесь, с одной стороны, прослеживается связь с ростом демократии, а с другой - национализма. Проблемы существования, которые тяготили людей, не давали покоя и раньше: угнетение меньшинств, авторитаризм был основой, не знавшей исключений, но с появлением идей просвещения и ростом национализма социальные условия, не вызывавшие ранее проблем, стали казаться чудовищными. Однако, успешным был вооружённый протест только в том случае, если верхи соглашались на новую игру с определёнными правилами, которая прежде всего исключала расправу с инакомыслящими. В общем, террористические группировки могли победить только такое правительство, которое презирало террористические методы. Вот так парадоксально всё это выглядело для террористов, а методами старых авторитарных режимов, от которых отказались многие правительства, пользовались новые тоталитарные государства. Раззаков Ф. Век террора: хроника покушений. М.: Эксмо, 1997.- 432 с.

Террористическое движение "Народная воля", действовавшее в России с января 1878 по март 1881 года играла особую роль. Когда эта организация начала вооружённую борьбу, некто Ковальский - один из ёё участников, применил оружие, сопротивляясь аресту; позднее Верой Засулич был застрелен генерал-губернатор Петербурга, а первый шаг этой кампании террора ознаменовался убийством генерала Мезенцева, являвшегося шефом Третьего отделения, в августе 1878 года. В сентябре 1879 года революционный трибунал "Народной воли" приговорил к смерти императора Александра II. Ранее, в апреле, было совершено покушение на жизнь царя неким Соловьёвым, но сделал он это по собственным причинам. Остальные покушения на государя (попытка пустить под откос царский поезд и взрыв бомбы в Зимнем дворце) также не были успешными. Царя убили 1 марта 1881 года, и парадоксом ситуации стало то, что к этому моменту было уже арестовано большинство народовольцев. Это происшествие стало одновременно и апогеем, и финалом кампании террора, и примерно на два десятилетия в России наступило затишье. Черницкий А.М. Падшие звёзды террора. М: Феникс. 2006. - 480 с.

Второй волной террора оказалась деятельность эсеров. Не принимая в счёт отдельных инцидентов, после 1911 года индивидуальный террор прекратился. После захвата власти большевиками в 1917 году поднялась третья волна терроризма. Частично она боролась с большевистскими руководителями (были убиты Урицкий и Володарский и ранен Ленин), частично с германскими дипломатами и военными, чтобы помешать мирным переговорам между Россией и Германией. Но большевики без особого труда погасили этот пожар. Вольский В.Т. Тайны политических убийств. - Ростов: Феникс, 1997.- 544 с.

В последнее десятилетие девятнадцатого и первое двадцатого века немалому числу покушений на жизнь подверглись ведущие политики Европы и Америки. Во многих случаях убийцы были анархистами, и действовали по собственным желаниям, не сообщая соратникам о своих планах. В то время все позабыли, что цареубийство имеет долгую традицию и что во Франции, например, в том же столетии покушались на жизнь Наполеона и Наполеона III. Как писал современник, который никак не проявлял симпатию к анархистам, "сложно обвинить их во всех этих многочисленных злодеяниях, в том числе и в покушениях на жизнь монархов". Путилин Б. Г. Террористический интернационал. М.: Кучково Поле, 2005. - 320 с.

До первой мировой войны терроризм считался признаком левизны, хотя его индивидуалистический характер подчас плохо вписывался в общий шаблон. Но ни ирландские и македонские борцы за независимость, ни армянские и бенгальские террористы не имели никакого отношения к анархизму или социализму. Российские черносотенцы были террористами, но они боролись с революцией: учиняли еврейские погромы и убивали тех, кто состоял в оппозиции самодержавию. "Черная сотня", основанная при содействии полиции, находилась на правом фланге российской политической жизни. Но, как говорится, ученик чародея сам стал колдовать. Вскоре, члены организации, которую создали для поддержки монархии, заявили, что лучше вообще жить без правительства, чем терпеть нынешнее так, как в стране пошли разговоры о перераспределении земли и сокращении рабочего дня. Черносотенцы говорили, что честные офицеры могут принести стране много пользы, как в Сербии (намек на политические убийства в этой балканской стране).

После первой мировой войны правые и сепаратистки настроенные группы поддерживали террористические организации, например, хорватские усташи, получали помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты жаждали получить независимость, поэтому принимали помощь от кого угодно. Как и ирландцы, продолжали бороться и после второй мировой войны. В 20-е годы систематический терроризм получил своё распространение в новых и многочисленных фашистских движениях, а также среди их предшественников, например "фрайкоровцев" в Германии и, особенно среди членов румынской "Железной гвардии". Но в целом активность боевиков осталась в узких рамках. Пришло время, как правых, так и левых, массовых политических партий, и анархизм перерос стадию индивидуального террора. Несомненно, и в те годы совершались громкие политические убийства - Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау - в 1922-м, югославского царя Александра и французского премьера Барту в 1934-м. Вмешалась Лига Наций, потому что последний инцидент был международным: в нем участвовали четыре правительства. Был вынесен ряд резолюций и основано несколько комиссий для борьбы с международным терроризмом. Но все старания были напрасными, поскольку в одних странах пытались подавить подобные проявления жестокости, а в других не прилагали усилий для борьбы с терроризмом так, как он способствовал процветанию их политики. Спустя три десятилетия со сходной ситуацией столкнулась и Организация Объединенных Наций. И по сей день мир борется с проявлениями терроризма. Раззаков Ф. Век террора: хроника покушений. М.: Эксмо, 1997.- 432 с.

Ранним утром 12 июля в Нальчике в перестрелке были убиты трое участников незаконных вооруженных формирований. Спецоперация началась примерно в 4.30 на окраине города, рядом с микрорайоном Предгорный, на территории садоводческого товарищества "Труженик". Обнаруженные там вооруженные люди отказались сдаваться и были убиты. Этот случай за последнее время не единственный, рассказал Радио Свобода журналист из Нальчика Олег Гусейнов :

"Несколько дней назад рядом с другим селением тоже был убит член незаконных вооруженных формирований. В другом микрорайоне города еще один был убит. Он сидел в автомобиле и, когда к нему подошли сотрудники полиции, открыл по ним огонь. Он был, как говорят силовики, "легальный пособник", то есть человек на легальном положении, помогавший членам подпольной террористической группы. Это только то, что произошло за последнее время, а вообще это длится уже давно. После событий октября 2005 года, когда террористы напали на город, на силовые структуры, на военных и когда было убито около ста нападавших, многие подумали, что все на этом и закончится.

Но, к сожалению, это оказалось не так. Ситуация стала усугубляться. Нападения участились. Кто это делает? Сложно сказать. С одной стороны, террористы, по данным правоохранительных органов, собирают дань с предпринимателей. У них есть какие-то пособники, сочувствующие, которые им помогают. А причина, по-моему, в том, что государством и обществом с 2005 года ничего не было сделано, чтобы эти процессы предупредить. Надо было с этими исламскими молодежными группами работать, общаться, заниматься ими, чтобы они не были отторжены от общества, но это не было сделано. Их отторгали, им все запрещали, изначально считая, что они какие-то противники нашего общества.

Хотя там не все было так просто. С другой стороны, конечно, там были те, у кого были планы создания каких-то террористических групп. Но тогда эту молодежь возглавляли люди, с которыми, по крайней мере, можно было вести переговоры, общаться, это были люди образованные в значительной степени. Они все были на легальном положении. Не было ни одного уголовного дела по экстремизму. Были, конечно, всякие моменты, когда их забирали в милицию, пытались каким-то образом трамбовать, спрашивая – а почему ты ходишь в мечеть? Это тоже было.

А сейчас подпольщики – это, в основном, молодые люди, у которых нет ни моральных, ни каких-то иных тормозов и преград. Я не знаю, как они действуют. Можно только понять, что они считают: силовики – их враги. Это очень молодые люди, которые ничего не знают, кроме того, что там есть какой-то враг, и если ты его убьешь, то будешь молодец. Все. Вся их идеология только в этом. Она далека от ислама, от религии и вообще от всего. Их убивают, появляются новые. Как это остановить? Я не знаю, и никто не знает. Это очень сложный вопрос.

Стремительное развитие современной цивилизации повлекло за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира, среди которых ведущее место занимает международный терроризм.

Терроризм как политическое явление уходит своими корнями в глубокое прошлое. По своему происхождению латинский термин \"терроро\" означает \"страх, ужас\". Он был введен в политический лексикон Франции жирондистами и якобинцами, объединившимися для подготовки народного восстания и свержения \"с помощью устрашения и приведения в ужас\" кабинета министров при короле Людовике XVI.

Однако терроризм как явление появился задолго до получения своего названия.

Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка - секта сикариев -действовала в Палестине в 66 - 73 гг. нашей эры.
В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чье название и доныне считается синонимом коварного убийства, основал Хасан аль-Саббах, которого историки считают основоположником идеологии терроризма. Его называли гением зла. Он основал не только идеологию терроризма, но и создал прототип государства новой формации - террористическое государство, в котором существовала четкая иерархия подчинения и не было единых границ, четко очерченной территории. Владения аль-Саббаха состояли из отдельных замков-крепостей. Территорию его государства нельзя было захватить, завоевать или покорить. Его сторонники кочевали из крепости в крепость.

Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке, в Индии.

Весьма воинственными были они в Китае. Их члены занимались традиционным вымогательством, а профессиональные киллеры, которых тоже было немало, служили всякому, кто платил.

Мощный толчок распространению терроризма дала Великая Французская революция. Здесь впервые в своей истории человечество столкнулось с политическим террором.

Начиная со второй половины XIX века террористические акции в Европе приняли систематический характер, однако они не были столь глобальны, как в конце XX века.
Особый вопрос - развитие террористического движения в России. Среди многочисленных террористических организаций выделяется \"Народная воля\". Всего за три года своего существования народовольцы совершили немало терактов. В этом ряду убийство генерал-губернатора Петербурга, шефа Третьего отделения генерала Мезенцева, царя Александра II. В рядах террористов были Вера Засулич. Степан Халтурин. Софья Перовская и другие. Идеи народовольцев вдохновляли не одно поколение террористов как в России, так и за рубежом.

Преемниками террористических идей и традиций народовольцев стали эсеры. Практически все убийства в России первого десятилетия XX века с 1901 по 1911 г. совершили террористы-эсеры. Среди исполнителей были Степан Балма-шев, Григорий Гершуни, Евгений Шуман и другие. А всего за эти годы проведено 263 террористических акта. Объектами нападения террористов стали 2 министра, 33 генерал-губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, начальников окружных отделений, полицмейстеров, прокуроров, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников, 8 присяжных поверенных.

В июне 1918 года эсер Сергеев убил комиссара по делам печати, пропаганды и агитации Володарского, в июле эсер Блюмкин стрелял в посла Германии в России графа Вильгельма Мирбаха, в августе от руки эсера Каннегисера погиб председатель Петроградской ВЧК Моисей Урицкий. В тот же день эсерка Фанни Каплан стреляла в Ленина. В ответ на это в сентябре 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о красном терроре как чрезвычайной мере защиты молодого советского государства.

Западная и восточная цивилизации тоже не отставали в этом плане от России. В Америке террористами были убиты президенты США Мак-Кинли и Гарфилд. Предприняты покушения на Бисмарка, гермайского кайзера. В 1894 г. был убит президент Франции Карно, в 1987 г. премьер-министр Испании Кановас, в 1898 г. австро-венгерская императрица Елизавета, в 1900-м король Италии Умберто.

В XX веке, до Первой мировой войны, терроризм рассматривался исключительно как признак левого движения, хотя ни ирландские, ни македонские борцы за независимость, ни армянские, ни бенгальские террористы не имели никакого отношения к социализму.

После Первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, например хорватские усташи получали помощь от Италии и Венгрии. Терроризм культивировался и на периферии многочисленных фашистских движений. Примером тому служила румынская \"Железная гвардия\".

В 30-40-е годы XX века терроризм взяли на вооружение экстремистские организации правого толка: \"Мусульманское братство\" и \"Молодой Египет\".
Даже в Индии с ее традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила террористическая группировка \"Бхагат Сингх\".

После Второй мировой войны действия террористов ушли как бы на второй план. Их вытеснили так называемые конфликты малой интенсивности - война в Корее, во Вьетнаме. Террористические группы стали теперь частью партизанского движения или армейских подразделений. Так было с еврейскими террористическими группами, которые с началом гражданской войны в Палестине и вторжением арабских войск вошли в состав израильской армии.

Однако уже в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века произошла резкая активизация террористического движения. Эти годы - особый рубеж в истории терроризма.
Символично, что наиболее громкие террористические акты происходят именно в моменты наивысшего единения человечества, в частности, во время проведения Олимпийских игр. Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 г. 5 сентября 1972 г. боевики террористической группировки \"Черный сентябрь\" захватили в заложники спортсменов Израиля. При штурме погибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские.

В последнее тридцатилетие терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Он прибегает к различным видам насильственных актов. Взрывы в публичных местах, поездах, вокзалах, ресторанах, во время празднеств. Особенно популярным стало использование автомашин, начиненных взрывчаткой. Всем нам памятны страшные взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске...

Участились похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров, а также убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический, информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель - не получение денежного выкупа или освобождения из тюрем арестованных боевиков. Она гораздо масштабнее и грандиознее - поставить на колени целые народы и государства.

История показывает, что все главные террористические события современности укладываются в последнее десятилетие XX века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться в интернациональные \"бригады\", ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества, изобретают и приводят в действие невиданные террористические \"ноу-хау\".