» » Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов. Характеристика концертно-исполнительской деятельности Организация концертной деятельности

Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов. Характеристика концертно-исполнительской деятельности Организация концертной деятельности
  1. Функции и принципы социокультурной деятельности

    Курсовая работа >> Социология

    ... деятельности Содержание Введение Основные понятия функций и принципов социокультурной деятельности 1.1 Классификация функций социокультурной деятельности 1.2 Принципы социокультурной деятельности ... концертную и фестивальную деятельность ... органы управления , ...

  2. Функции менеджмента (7)

    Реферат >> Менеджмент

    Смысл функции управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность . В любом случае функции управления всегда... по городу; заказ билетов в театры и концертные залы; секретаря, стенографиста и синхронного переводчика...

  3. Функции государства (26)

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... . «9» Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению обществом, ... музыкальные), картинные галереи, выставочные и концертные залы и т.п. Право пользования учреждениями... в музеи, театры, концертные залы, установлением льгот для...

  4. Управление персоналом организации в современных условиях на материалах ТОО Долголет

    Реферат >> Менеджмент

    Перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций ... контактов на равных с рядовыми работниками в концертных программах, пикниках, туристических поездках, спортивных...

  5. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Сущность и особенные черты концертной деятельности, ее назначение и порядок реализации. Требования к участникам концертных программ: режиссеру, ведущему, исполнителям, музыкантам. Структура и характеристика основных элементов концертной деятельности.

      контрольная работа , добавлен 25.06.2010

      Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.

      курсовая работа , добавлен 04.01.2013

      дипломная работа , добавлен 14.12.2010

      Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

      курсовая работа , добавлен 07.10.2017

      Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях. Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань качеством организации социально-культурной деятельности, рекомендации и методы по ее усовершенствованию.

      дипломная работа , добавлен 07.06.2015

      Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

      контрольная работа , добавлен 27.07.2012

      Режим функционирования, финансовая и хозяйственная деятельность, образовательный процесс, задачи, направления деятельности и функции Дворца детского и юношеского творчества. Направления учебной и методической деятельности в социально-культурной сфере.

      курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Верховых Екатерина Андреевна,
    Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск,
    Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

    Сегодня досуг молодежи носит преимущественно развлекательный характер, преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. Согласно данным, представленным в 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, наиболее востребованными культурными мероприятиями среди молодежи стали концерты: эстрадной, поп-музыки (17 % среди 18-24-летних против 5 % среди пожилых), а также рок-музыки (14 % против 1 % среди 45-59-летних).

    Хотелось бы отметить, что с каждым годом происходит увеличение объемов рынка концертных мероприятий России. Концертный рынок растет примерно на 10-15 % в год. Так в 2011 году музыканты заработали на афишных концертах 1 млрд. 150 млн. долларов, а в 2012 году - 1 млрд. 270 млн. долларов, то есть рост более 10%.
    Как отметил генеральный директор коммуникационного холдинга Inter Media Евгений Сафронов - «сейчас в стране около 4,5 тыс. компаний - организаторов концертов, и больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк» .

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что концертная деятельность на сегодняшний день пользуется большой популярностью среди молодежи, и является неотъемлемой частью ее досуга. Отсюда видится актуальным изучение технологий организации концертной деятельности в России.
    Рассмотрим значение ключевых терминов нашего исследования.

    Молодежь -это «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Это молодые люди в возрасте 16-30 лет» . В психологической науке возраст молодости в начальной своей стадии совпадает с юношеским возрастом, который определяется как «период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью… Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы» .

    В последнее десятилетие ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими моментами:
    - среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;
    - в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
    - все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии, находится на периферии молодежного внимания;
    - духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности молодого человека;
    - молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;
    - в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
    В целом «ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии, общественного идеала и общенациональной идеи» .

    Технология - термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство и «логос» - наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается «совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта» .
    В педагогической науке «технология» имеет два основных значения: «1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения и воспитания) технология содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Технология в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения… 2) определенные образовательные системы, авторские методики» .

    Социально-культурные технологии - это «педагогические системы последовательных алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов» .
    Индустрия досуга - это « процесс создания культурных мероприятий, приоритетных для личности в свободное от повседневной деятельности время» .
    Концерт - « один из видов публичных выступлений, по определенной, заранее составленной программе, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада» . Также концерт является художественно-творческим продуктом в сфере музыкального шоу-бизнеса.
    Концертная деятельность - это одна из форм социально-культурной деятельности, в основе которой лежит массовое, зрелищное мероприятие - концерт. Также под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

    Существует классическая модель организации концертной программы. Она состоит из нескольких этапов:

    1. На первом этапе происходит планирование концерта. В процессе планирования создается группа организаторов концерта; создается организационно - постановочная группа из артистов профессионалов, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Затем ставится цель и планируются результаты, определяется форма, место и время проведения концерта.
    2. Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.
    3. Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, это этап осуществления программы. Ключевые элементы этого этапа составляет работа с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовка сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работа над видеорядом; работа с рекламой.
    4. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта.
    5. После проведения концерта наступает четвёртый этап - этап подведения итогов и анализа результатов .
    На всех этапах концертная деятельность осуществляется при помощи целого ряда социокультурных технологий: художественно-творческие технологии, управленческие технологии, включающие в себя технологии прогнозирования, планирования, организации, технологии выработки и принятия управленческого решения, технологии контроля; проектные технологии, альтернативные, инновационные, рекламные технологии, технологии коммуникации и общественных связей и другие.

    Однако, при всем многообразии технологического инструментария организации концертной деятельности, технологии, направленные на непосредственное вовлечение зрителя в активную деятельность, на данном этапе не используются в должной мере. Чаще всего, организаторы рассматривают зрителя в качестве источника получения прибыли, а не как главного участника программы. А потому, видится необходимым развитие и внедрение интерактивных технологий событийного менеджмента в концертную деятельность, которые способны значительно повысить уровень организации концерта.
    Специальное событие - это явление общественной жизни, организуемое с целью привлечения внимания конкретной аудитории и широкой публики к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства. От традиционных мероприятий специальное событие отличается тем, что результат проведения специального события всегда уникален, а его успех зависит от субъективного восприятия участников, результат события обесценивается в том случае, если событие проходит незамеченным.

    Для любого профессионально организованного специального события характерны следующие аспекты:
    - активное участие, вовлеченность, активность;
    - переключение из состояния монотонной работы, смена ритма, удивление (классический сленг организаторов - «чем сегодня удивлять будем?»);
    - позитивное восприятие, эмоциональность, символика, удовлетворенность.
    Специальное событие должно остаться в памяти участников как нечто исключительное и уникальное. При этом событие, как правило, происходит лишь однажды, оно не может быть повторено и является ярко индивидуальным. Именно специальные события способны создавать культурные смыслы, то есть «идеациональные конструкты, связанные с культурными объектами (денотатами) как со знаками, то есть являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Смыслы культурные формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением» .
    Таким образом, можно говорить, что, по сути, концерт является событием. Для него характерны и активность зрителя, и переключение из состояния монотонности, и, несомненно, позитивное восприятие, эмоциональность. Сколь бы раз ни повторялся концерт, его атмосфера в зависимости от эмоционального настроя исполнителя и зрителя, может отличаться в той или иной степени и по этому критерию он всегда будет уникальным. Многолетний опыт подсказывает, что зритель всегда хочет принять участие в действии и интерактивной программе. Однако если рассматривать концерт как интерактивную площадку для зрителя, то на ней не хватает активной включенности зрительской аудитории в действие.

    Суть интерактива заключается в том, что зритель становится главным участником программы. При этом зрителю могут быть свойственны следующие желания: желание зрителя показать себя (исполнители должны быть готовы спеть, станцевать или сыграть со зрителем); желание зрителей поиграть и/или посоревноваться между собой, которое позволяет познакомиться и, возможно, подружиться, направляя энергию «разогретых» гостей в нужное русло и создавая при этом неформальную атмосферу праздника.
    В качестве таких интерактивных игр мы можем предложить следующие варианты:

    • За 2-3 недели до начала концерта.

    Можно предложить фанатам, зрителям поучаствовать в розыгрышах бесплатных билетов на концерт, который можно осуществить посредством социальных сетей, в группе встречи. Так, можно придумать ряд номинаций: лучшая пародия на любимого артиста (в виде фото или видео), зритель может получить бесплатный билет за самый оригинальный ответ на вопрос, почему именно он должен получить билет бесплатно; или за самое креативное четверостишье, посвященное любимому исполнителю. Так же можно организовать встречу фанатов, на которой они могут разработать интересные варианты встречи артиста, придумать флешмоб, создать оригинальные плакаты, «кричалки» и т.д. Такие встречи не только станут поводом для знакомства и общения, но и дадут зрителям возможность почувствовать себя причастными к действию.

    • Перед концертом.

    Перед началом концерта можно предложить зрителям поучаствовать в мини-викторине (2-3 вопроса) на знание биографии и творчества артиста, по результатам которой он сможет получить в подарок сувенирную продукцию с автографом исполнителя; кроме этого можно провести творческий конкурс на лучшее исполнение песни артиста непосредственно перед публикой, которая и определит победителя, в качестве призов могут быть футболки с изображением артиста, автографы и так далее.
    3. Во время концерта.
    Интересной формой взаимодействия с исполнителем может стать выполнение зрителями определенных танцевальных движений, жестов, которые предлагает сделать сам артист во время исполнения им определенных композиций. Возможно, организовать некую лотерею для зрителей (по номерам билетов), при этом исполнитель сам вызывает везунчиков на сцену, даря им сувенирную продукцию. Похожая форма-аукцион. Исполнитель разыгрывает какой-либо из принадлежащих ему предметов (победителем может стать зритель, который предложил не самое большое количество денежных средств, а, к примеру, назвавший самое большое количество песен из репертуара исполнителя, действие непосредственно происходит на сцене).
    4. После концерта.
    После концерта артист или ведущие могут предложить зрителям сделать оригинальное групповое фото, таким образом, происходит взаимодействие аудитории между собой.
    5. Автограф - сессия и пресс-конференция могут стать отдельным событием концерта, если они будут проходить в неформальной обстановке без столов и галстуков. Учитывая ограниченность по времени, организаторам лучше заранее подготовить готовые автографы исполнителя, соответственно увеличивая время на беседу с ним поклонников. Если при этом будет организовано пространство для чайных посиделок вместе с любимым исполнителем, то такая встреча, несомненно, станет событием.
    Данные интерактивные формы, на наш взгляд, могут разнообразить и обогатить концерт, делая его ярким событием.
    В качестве показателей эффективности события могут выступать:
    1) мнение участников события;
    2) публикации в СМИ (соответствие источника целевой
    аудитории);
    3) непосредственное наблюдение за участниками во время проведения события .
    В заключение хотелось бы кратко отметить, что концертная деятельность является одной из самых популярных форм в организации досуга молодежи. Однако при всем многообразии существующих технологий, в организации концерта наблюдается недостаточное акцентирование внимания организатора на зрительскую аудиторию. В связи с этим, в работе было предложено использование в концертной деятельности интерактивных технологий событийного менеджмента, которые, вовлекая зрителя в активное действие, превращают концерт в уникальное и запоминающиеся событие.

    Список литературы:

    • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
    • Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие: СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 384 с.
    • Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
    • Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
    • Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ.для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
    • Музыканты расцветают весной. Юлия Воронина. 2013.http: // www.rg.ru/2013/05/07/kultura.html
    • Новикова Н. Г. Технологические основы СКД. М., 2010. 158 с.
    • Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
    • Трофимов М. Ю. Ценностные ориентиры индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с межд. участием. Омск: изд-во ОмГУ, 2013.
    • Ценностные ориентации молодых россиян: новые тенденции. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. М.: Московский гуманитарный университет, 2011. 165 с.
    • Чернов А. С. Арт-менеджмент. Омск: ОмГУ, 2012. 88с

    Ваша оценка: Пусто

    Концерты коллективов художественной самодеятельности являются составной частью духовной жизни общества. Концерт играет большую и очень важную роль в жизни самодеятельного коллектива и он нужен как исполнителям так и слушателям. В этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа, которая нарабатывалась в течении двух, трех и более месяцев. Зритель оценивает собранность коллектива, его технические и художественные возможности, психологическую подготовленность исполнителей. Сумеет ли коллектив за такой маленький кусочек жизни на сцене создать атмосферу тепла, доверия, творческого уюта, сумеет ли увлечь слушателя своей программой - именно от этого зависит перспектива данного коллектива.

    Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса. Концерт - это своего рода экзамен на творческую зрелость коллектива, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость своего участия в художественной самодеятельности, способствуют вовлечению в ряды самодеятельности новых участников.

    Формы концертной деятельности в самодеятельном художественном коллективе разнообразны. Это концертные программы, рассчитанные на большую зрительскую аудиторию и камерные выступления, обращенные к не столь многочисленной публике. Ответственным моментом в жизни коллектива является отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Проводить их необходимо не реже одного раза в год - в торжественнойобстановке. Определенное место в творческой биографии коллективов занимает подготовка и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках района, города, области. В связис этим нужно напомнить о том, что подобные мероприятия не должны нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

    Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное поведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несет воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективнаяформа нравственного, гражданского и эстетического развития участника. И целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь - как педагогического средства, в основе которого лежит особое сочетание организационно - методических, исполнительских и нравственно - эстетических факторов.

    Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эффект проведения концерта, показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступление коллектива и подготовку к нему от повседневной репетиционной работы.

    Концертное выступление, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличии от репетиции имеет временную невозвратимость. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Концертное волнение накладывает отпечаток на эмоционально- психологическоеи физиологическое состояние.

    Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у участников, интефицируется воспитательный процесс.

    Формированию социально ценных качеств способствует личный пример руководителя.

    Виды концертной деятельности.

    1. Концерт - самая популярная общедоступная форма показа художественных достижений, отличается значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.

    2. Отчет - ознакомление с достижениями коллектива художественной самодеятельности в целях информации населения, повышения его культуры, а так же пропаганда отдельных видов любительского творчества, освещения и анализа их предварительных или окончательных результатов.

    3. Конкурсы - познавательная форма, позволяющая выявить лидирующих участников или их групп в какой-либо области народного творчества.

    4. Смотры коллективов художественной самодеятельности - публичный показ достижений и результатов деятельности коллективов художественной самодеятельности, групп и отдельных исполнителей с последующейоценкой достигнутого уровня и награждения победителей. Смотры также проводятся по отдельным жанрам и по общему творчеству.

    5. Фестиваль (праздник искусства) - массовое празднество, смотр достижений профессионального, самодеятельного и художественного творчества. Организация этой работы - сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания соответствующей методики, владения специальными навыками и умениями, определенных личностных свойств и характеристик.

    Специфика воспитательной работы в самодеятельном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных коллективов в ее проведении и обеспечении.

    В каком виде преподнести концерт слушателям зависит направленность вечера, на котором он должен состояться Красный день календаря, литературный юбилей, вечер отдыха молодежи - все эти различные виды вечеров подразумевают и различные режиссерские решения концертных программ. Иногда бывает достаточно 2, 3 номеров, впрямую связанных с темой дня, чтобы придать ему смысловую направленность. Конечно, это первый номер, качестве пролога открывающий тематический праздничный концерт, и последний, заключающий программу. Часто праздничные концерты являются художественным продолжением торжественного вечера, а и иногда самостоятельными развлекательными программами. Естественно, что все номера такого концерта должны прямо или косвенно отвечать той дате, тому событию, которому посвящен вечер. Главное, суметь выдержать до конца заданный в начале тематический ключ концерта. У зрителя не должно возникнуть ни малейшего недоумения относительно правомерности присутствия в программе любого из номеров. А каковы особенности тематических концертов, посвященных литературным, музыкальным датам?

    Есть поэты и музыканты, творчество которых нашло отражение в произведениях искусства самых различных жанров.

    Например, Александр Пушкин. Сколько романсов написано на тексты его стихов, сколько опер и балетов создано на сюжеты его произведений! Если позволяет оборудование зала, в концерте можно использовать отрывки из фильмов, поставленных по пушкинской прозе, и из кинокартин о самом поэте. Хорошо, конечно, включить в программу сцены, из пьес Пушкина. Такой концерт будет чрезвычайно насыщенным по материалу и, несомненно, вызовет интерес зрителей.

    Программу можно построить либо по принципу разнообразил тем и проблем, затрагиваемых в творчестве поэта, либо по хронологическому признаку. Надо подготовить и текст, который бы сжато, но ясно комментировал каждый номер.

    Очень важно, чтобы текст конферанса (ведущего) тематических концертов постоянно удерживал внимание зрителей в определенном русле основной темы.

    Юбилейные концерты главное торжественное подведение итогов деятельности какого-то коллектива или отдельного лица. Происходить это может в самых различных формах. Вступительное слово или рассказ о достижениях коллектива сменяется поздравлениями и приветствиями, в которых так же содержится опенка работы юбиляра и пожелания на дальнейшее. Если отмечаются юбилеи какого-либо творческого коллектива, то на вечере уместно выступление этого коллектива с исполнением наиболее удавшихся и любимых всеми произведений. Поводом для празднования юбилея должна служить не только круглая дата, но прежде всего отличные результаты многолетней работы. И естественно, что сам факт решения о праздновании юбилея, подготовка к нему сопровождаются большим эмоциональным подъемом в коллективе. Эта атмосфера праздничности и предопределит успех юбилейного вечера.

    В отчетных же концертах - показывается весь материал, над которым работал коллектив в течении всего учебного года. И естественно на протяжении всего вечера выступает один коллектив. Если это оркестр, то для разнообразия программы можно включить пьесы с солистом, ансамбли и солирующие произведения. Например, первое отделение может быть классическим, а второе народным. Нужно составить программу так, чтобы зритель не устал, показав все разнообразие исполнений игры на инструментах.

    Если это отчетный концерт, то здесь ставится задача быстро переодеться. Для этого нужно на генеральной репетиции отработать все моменты связанные с переодеванием. Каждый участник должен знать, где находится его костюм.

    Что касается выездных концертов. Руководитель должен заранее позаботиться о транспорте для перевозки инструментов, костюмов и участников. Лучше, чтобы руководитель уже побывал в том месте, где будет проводиться концерт и прорепетировал с оркестром. Это делается для того, чтобы узнать акустику зала; как расположить инструменты, чтобы они звучали; узнать где на сцене находятся розетки; сколько микрофонов имеется в наличии или вести аппаратуру свою. Руководитель должен вести себя собранно и спокойно. Он должен назначить ответственных за количество костюмов, пультов, нот, инструментов, медиаторов, чтоб не чего не искать в последний момент.

    По приезду он должен провести беседу с участниками, психологически настроив их на концерт. Перед самим концертом, за пол часа, на сцене уже должно все стоять: стулья, пульты, папки, инструменты.

    Выездные концерты могут быть самыми различными по виду, их особенностью является «пропаганда своего искусства» в чужом учреждении культуры.

    Есть еще вид концерта который называется «капустник» - это шуточное или сатирическое представление, которое обычно готовится для "закрытого" вечера, т.к. в «капустниках» затрагиваются, как правило, темы внутренней жизни данного коллектива.

    Кроме полуимпровизационной драматургии, «капустник» отличается от иных форм эстрадного представления и основным принципом сценического воплощения. Исполнители лишь внешними признаками, очень условно обозначают характеры действующих лиц. Все перемены оформления производятся открытым приемом, места где действия зачастую определяются одной - двумя деталями, понятными только осведомленной аудитории. «Капустники» более импровизационны и условны не только в текстовой части, но и в исполнительской. Они увлекают не только юморным содержанием, но и тем, что среди действующих лиц обязательно присутствуют лица всем знакомые, занимающие подчас даже довольно высокое положение в данном учреждении. Дружеская пародия друг друга, дружеский шарж всегда воспринимаются легче и с очень большим интересом.

    Эстрадное обозрение. Но не путайте его с эстрадным концертом. Эстрадный концерт, как правило, обычный смешанный концерт, большинство номеров которого относится к так называемым легким жанром. В них много юмора и по содержанию они не претендуют на большую глубину. Но в этих же программах могут найти место и «серьезные жанры»: инструментальная музыка, классическая хореография, художественное слово.

    В эстрадном обозрении (эстрадном спектакле) подобные же номера объедены сюжетным или иным стержнем. Герой или герои этого обозрения по ходу действия сталкиваются с эпизодическими персонажами, которые в свою очередь в силу обстоятельств сюжета исполняют свой концертный номер. Особое внимание нужно обращать руководителю, как организатору досуговых программ, на четкость переходов от номера, к номеру, от эпизода к эпизоду. Тщательно отработать с исполнителями темпоритм их появления на сцене и их ухода со сцены.

    Специально выверяйте тексты интермедий, учитывая реакцию зала. Бывает, что исполнители, хорошо подготовленные в драматическом коллективе для участия в спектаклях, в эстрадных шуточных номерах плохо доносят текст, проходят мимо каламбуров, реприз и т.д.

    Постановочно-организационная работа.

    Постановка любого концерта, тем более театрализованного тематического, где обычно много исполнителей - хоры, оркестры, танцевальные коллективы, солисты, участники массовых сцен, ведущие - процесс не только творческий но и организационный.

    Осуществляется такой концерт специально создаваемой постановочной группой во главе с режиссером - постановщиком концерта.

    Музыкальный руководитель (главный дирижер), отвечающий за всю музыкальную сторону концерта. Как правило, это руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте. Главный балетмейстер, отвечающий за хореографию в коллективе (руководитель ведущего танцевального коллектива).

    Режиссер по пантомиме (если в концерте используются такие номера). В задачу этих трех человек входит проведение всей работы по постановке музыкальных, хореографических и пластических номеров и эпизодов, связанных с осуществлением сценария концерта.

    Художник (сценограф). Ему подчиняются рабочие сцены, реквизиторы, костюмеры, киномеханик и др. Его задача - оформление сцены, создание реквизита.

    Художник по свету - осуществляет постановку света, организует работы электриков-осветителей.

    Звукорежиссер. По указанию музыкальных руководителей создает шумовые фонограммы, руководит работой радистов. Режиссер по кино. Подбирает и монтирует необходимый киноматериал, отвечает за работу киномехаников.

    Ассистент режиссера - первый помощник постановщика по всем организационно-творческим вопросам, обеспечивающий вызов коллективов и участников на репетиции.

    Помощники режиссера. Обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Все эти люди под руководством режиссера-постановщика работают вместе по единому плану-графику.

    Партитура концерта.

    Чтобы успешно осуществить концерт, режиссеру постановщику необходимо держать в памяти буквально все слагаемые концерта. Любая упущенная во время работы над концертом «мелочь» может обернуться большой бедой. Конечно у режиссеров профессионалов отменная память, но иногда и она может подвести.

    Для того, чтобы избавить себя от случайностей, им создается «партитура концерта» или «постановочный план». Такая партитура не только дает представление, из чего складывается каждый момент концерта в их последовательности и временной протяженности, но и точно фиксирует весь ход действий каждой службы. К тому же партитура значительно облегчает и ускоряет создание постановщиком так называемых «выписок» - последовательного описания содержания и порядка работы каждой службы (реплики и действия, которые являются сигналами для изменения света, включения и выключения фонограммы, смены оформления и закрытия занавеса и т.д.)

    В ней фиксируется кому и какие нужны костюмы, реквизит, что происходит в каждый момент действия за кулисами и на сцене.

    Как выглядит партитура концерта?

    Это своеобразное графическоеизображение концерта, в котором по горизонтали описаны действия всех участников концерта и помощников в определенный момент, а по вертикали - порядок действия и его временная протяженность.

    Обзор документа

    Разработана концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в России на период до 2025 г.

    В ней намечены приоритетные направления государственной поддержки такой деятельности, сформулированы ключевые понятия, определены функции ее участников.

    Поставлен ряд задач. В частности, необходимо сформировать эффективный менеджмент и обеспечить единое концертное пространство в области академического музыкального искусства в России. Предстоит создать современную материально-техническую и информационную инфраструктуру филармонической концертной деятельности. Важно активизировать любительское музыкальное движение (хоров, оркестров, ансамблей, в т. ч. школьных и студенческих).

    Реализация концепции будет проходить в два этапа. На первом (2015-2019 гг.) предусматривается создание правовых, организационных и методических условий. На втором (2020-2025 гг.) планируется формирование федеральной и региональных программ поддержки концертной деятельности в области академической музыки, строительство новых (реконструкция действующих) филармонических концертных залов.

    Предполагается, что к 2025 г. общее количество концертов академической музыки увеличится в среднем по России в 2 раза. Число слушателей интернет-трансляций таких концертов должно вырасти в 5 раз. Доля концертных программ, исполняемых молодыми приглашенными солистами и дирижерами в регионах страны, должна повыситься до 25 процентов. Вдвое необходимо увеличить количество выступлений ведущих творческих коллективов в субъектах Федерации.