» » Кто первым открыл морскую дорогу в индию. Кто открыл Индию? История поиска пути на сказочный Восток. Неолитическая революция. Мореплаватели какой страны открыли морской путь в Индию

Кто первым открыл морскую дорогу в индию. Кто открыл Индию? История поиска пути на сказочный Восток. Неолитическая революция. Мореплаватели какой страны открыли морской путь в Индию

Открытие Индии – одно из величайших географических открытий в истории человечества. Его бы не было, если б европейцам срочно не понадобились прямые контакты со страной, откуда на континент привозили специи. Спор о том, кто открыл Индию, продолжается много столетий. Официальная версия такова – Васко да Гама во время своей экспедиции нашел путь в Индию.

Предпосылки экспедиции

Индия в конце 13 в. была для европейцев таинственной и очень далекой страной. Сведения о ее существовании доходили к жителям Европы через торговцев и мореплавателей. Поиск прямого пути в Индию стал актуальным в конце 13 в., когда распался Арабский халифат и монголы стали быстро покорять города и торговые центры, расположенные на Великом шелковом пути.

Если для арабов торговля была на одном из первых мест во внешней политике, то правители Золотой Орды не считали нужным развивать ее. Когда монголы захватили полностью Китай и Индию, тогда специи перестали поступать к королевским дворам. Огромные финансовые потери несли и арабы, которые монополизировали торговлю на Великом шелковом пути.

Еще одним фактором, оказавшим огромное влияние на поиск пути в Индию из Европы, была заинтересованность португальского короля. Поддержка монархии давало мореплавателям и финансовую, и моральную поддержку, и политическую защиту. Португалии новый путь в Индию был просто необходим, поскольку королевство располагалось вдали от торговых путей. Из-за этого страна не принимала участие в мировой торговле и не получала от нее никаких дивидендов. Таким образом, португальские монархи в 15 в., покровительствуя экспедиции Васко да Гамы, хотели пополнить государственную казну и укрепить международное положение.

Под флагом Лиссабона

Особенности географического расположения Португалии давало возможности изучать западное побережье Африки. Этим пользовался принц Португалии Энрике-Генрих Мореплаватель, который стремился найти морской путь в Индию. Интересно, что сам Энрике ни разу не плавал на корабле, поскольку страдал морской болезнью. Правда это или миф, неизвестно, но именно Энрике Мореплаватель вдохновил других мореплавателей и торговцев на походы к Африке и дальше ее западных окраин.

Постепенно португальцы достигли Гвинеи и других южных земель, привозя на родину золото, рабов, специи, ценные товары и ткани. Одновременно с этим активно развивались астрономические и математические знания, судоходство.

Когда Энрике умер, экспедиции по поиску пути по морю в страну пряностей на некоторое время прекратились. Энтузиазм мореплавателей поутих, когда ни одна из экспедиций не достигла экватора.

Ситуация изменилась радикально, когда в 1480-х гг. офицер из Португалии по суше нашел путь в Индию. Он подтвердил, что в эту страну можно попасть и по морю. Его слова перед монархами звучали правдоподобно, поскольку в Б. Диаш сумел обогнуть Атлантический океан, выйти в Индийский океан, и открыть мыс Доброй Надежды. Если бы моряки Диаша не отказались плыть дальше мыса, то мореплаватель бы стал первым человеком, достигшим Индии. Но история распорядилась по-другому. Корабли Б. Диаша вернулись в Лиссабон, а слава первооткрывателя продолжала ждать Васко да Гамма.

Братья Вивальди

Первую попытку найти альтернативный путь в Индию сделали генуэзцы, когда пал последний опорный пункт Европы в Азии – город Сен-Жан д’Акр. Экспедицию из Генуи возглавили братья Вивальди, снарядившие два корабля с припасами, водой и снаряжением для странствия к далекой стране. Их путь должен был пролегать через порт Сеуту, который располагается в Марокко, а оттуда – через океан. Переплыв океан, братья Вивальди собирались найти Индию, купить там товары – специи, шелка, пряности – и вернуться назад в Геную.

Точных данных о том, удалось или нет этой экспедиции, выполнить поставленные задачи, в письменных источниках историки не находят. Тем не менее, исследователи считают, что часть пути Вивальди все-таки прошли, поскольку на картах, составленные в начале 14 в., стали появляться точное описание Африки. Скорей всего мореплаватели из Генуи обошли Африканский континент с южной стороны.

Подготовка к плаванию

Васко да Гама обладал отличными знаниями навигации, опытом мореплавателя, знал, как обращаться с непокорными людьми, в том числе и с матросами. Также да Гама был искусным дипломатом, поэтому он всегда получал желаемое от монархов других королевств Европы и от правителей варварского мира.

Подготовкой к плаванию занимались Васко да Гама, его брат Паулу и Бартоломеу Диаш. Под руководством последнего были построены четыре корабля, составлены новые карты и приобретены навигационные приборы. На корабли установили пушки и специальные печи, чтобы выпекать хлеб. Для защиты от нападений пиратов, моряков вооружили холодным оружием, арбалетами и алебардами.

В качестве провизии на каждое судно погрузили сухари, рыбу, сыр, воду, вино, уксус, миндаль, рис, чечевицу, муку.

Первая экспедиция и открытие Индии

Отплытие кораблей из Лиссабона под руководством да Гаммы состоялось 8 июля 1497 года. Экспедиция продолжалась три года. На кораблях находились моряки, ученые, священники, переводчики, преступники. Общее количество путешественников варьировалось, по данным историков, от 100 до 170 человек.

Выйдя в Индийский океан, корабли сделали остановку в Мозамбике. Султану подарки и поведение европейцев не понравились, из-за этого они вынуждены были поскорей отплыть от Мозамбика. Остановившись в Момбасе, португальцы захватили немного добычи – судно, людей, товары.

Далее путь пролегал в Малинди (в наше время юго-восток Кении), где да Гама нанял профессионального арабского лоцмана, который и показал португальцам дорогу в Индию. Под управлением лоцмана флотилия пересекла Индийский океан с запада и 20 мая 1498 года вошла в порт города Каликут. На местного правителя ни подарки, ни Васко да Гама не произвели должного впечатления. Для него и торговцев, которые находились при дворе государя из Каликута, были пиратами, а не мореплавателями. Товары в индийском порту продавались плохо, да и постоянно возникали ссоры из-за высоких пошлин со стороны индийских властей.

Видя, что ситуация складывается не в пользу португальцев, да Гама отдал приказ отплывать обратно в Португалию. Путь домой был непростым. Корабли экспедиции грабили пираты, болели члены экипажа, не хватало провизии и пресной воды. Моряки да Гамы сами грабили, захватывали торговые корабли и прибрежные территории.

После обхода Зеленых островов, Васко да Гама решил отправить одно судно Мануэлю Первому. Корабль достиг порта Лиссабона в июле 1499 года. Члены экипажа привезли весть о том, что путь в Индию по воде проложен. Сам руководитель экспедиции и еще один корабль вернулись в Португалию через несколько месяцев. К основным результатам первого плавания к берегам Индии относятся:

  • Потеря личного состава.
  • Потеря двух кораблей из четырех.
  • Покорены новые земли, на которые распространялась власть короля Португалии.
  • Захват большого количества товаров, деньги от продажи которых позволили полностью окупить затраты на снаряжение экспедиции (в 60 раз!).

Колонизация Индии

Новое плавание португальцев в Индию началось в 1502 году и продолжалось год. Король хотел не просто новых географических открытий, но и установления торговых отношений с правителями других государств. Экспедицию поручили возглавить Педру Алваришу Кабралу, который миссию по установлению выгодных торговых связей провалил. Были потеряны хрупкие контакты с торговцами из Каликута.

Из-за этого король решил, что установить власть над Индией можно только силой оружия. И снова обратился Мануэль Первый к Васко да Гаме, который был известен своей бескомпромиссностью. Вторая экспедиция да Гамы была успешнее первой:

  • Основаны крепости и торговые факторы на всем южном берегу Африканского континента.
  • Обложены данью местные эмиры.
  • Установлена власть Португалии над портом Каликут.
  • Захватил город Кочин.

В 1503 году флотилия с огромными дарами вернулась в Португалию. Да Гама получил привилегии, почести, место при дворе монархов. Его советы очень ценил Мануэль Первый, разрабатывая планы по дальнейшему освоению Индии.

В 1487 году искусный мореплаватель Варфоломей Диас достиг наконец самой южной точки Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, он доказал всему миру, что Индийский и Атлантический океаны не окружены полностью сушей, как считали европейские географы того времени, а соединены между собой. И снова португальцы стали бредить идеей достичь во что бы то ни стало найти морской путь в Индию. В помощь мореплавателям в опасное путешествие по суше в Индию был послан Педро да Ковилха, свободно владеющий арабскими языками. Он сумел собрать огромное количество важной информации о портах Восточной Африки и Индии. После этого прошло еще десять лет до того, как португальцы смогли организовать плавание и воспользоваться открытиями этих двух исследователей. В это время Христофор Колумб уже вернулся в Европу, объявив, что он нашёл путь на Восток, переплыв с запада Атлантический океан..

В канун Рождества 1497 года три оставшихся корабля отплыли на север вдоль восточного побережья Южной Африки, а к 11 января 1498 они уже исследовали устье реки Коппер.

Открытие морского пути в Индию стало определяющим моментом в истории открытий. Кроме того, что это было великим событием в искусстве мореплавания того времени, его путешествие стало отправной точкой для серии событий, изменивших мир.

Первой, кто проложил морской путь в Индию для европейцев, стала Португалия. Это произошло в основном благодаря политике Генриха Мореплавателя, стремлением которого было проложить морской путь в Индию, для того чтобы наладить торговлю пряностями и специями со странами Дальнего Востока. В течение сорока лет он организовывал экспедиции для исследования западного побережья Африки, что позволило ему вести успешную торговлю рабами и золотом, но юг континента так и оставался неизведанным для Европы.

В 1497 году на трон взошел Мануэль I, который назначил Васко да Гама возглавить первое путешествие в Индию по морю. Варфоломей Диас лично руководил подготовкой да Гамы к плаванию. Диас считал, что обычных каравелл не достаточно, и экипаж должен иметь более эффективную защиту для такого долгого пути. Флотилия состояла из четырех кораблей, два из которых были построены специально для этого рейса. Экипаж состоял из 170 человек и управлялся самыми опытными мореплавателями тех времен.

Васко да Гама вместе со своим флотом отправился из Лиссабона 8 июля 1497 года. 15 июля они уже достигли Канарских островов и двинулись дальше к островам Зеленого мыса. На борту кораблей были самые новые навигационные приборы и карты. С 26 июля по 3 августа экипаж стал готовится к следующему этапу своего пути, который должен был проходить уже без участия Диаса. Сделав огромную петлю на запад, чтобы избежать штилевой полосы в Гвинейском заливе, корабли снова повернули к южной Африке.

Переплыв Аравийское море, 20 мая 1498 года португальцы прибыли в Каликут. Малабарское побережье Индии находилось в самом центре торговли специями. Португальцы оставались здесь в течение трех месяцев и изначально были хорошо приняты индийским правителем, Заморином. Но мусульманские торговцы, также имевшие значительное влияние при дворе, не хотели отказываться от контроля над торговлей специями в пользу приезжих христиан. И когда да Гама ещё раз предложил свои товары, реакция была неадекватной. Отношения ухудшились, а людям да Гамы пришлось обмениваться товарами на берегу, чтобы купить необходимые припасы для возвращения домой.

Стремясь поскорее попасть домой, путешественники обогнули мыс Доброй Надежды и уже 20 марта 1499 года поплыли вверх вдоль западного побережья Африки.

Васко да Гама прибыл с триумфом прибыл в Лиссабон 18 сентября. Он отсутствовал более двух лет, проехал по морю 38600 км (24000 миль) и провел 300 дней в море. Только 54 экипажа человека из 170 выжили, но король Мануэль был очень доволен. Однажды проложив морской путь в Индию, он открыл для своей страны множество возможностей, которыми вскоре и воспользовался.

ОТКРЫТИЕ ИНДИЙ

Плавать по морю необходимо -

жить не так уж необходимо.

Матросская пословица.

Э поха Возрождения была временем, когда античные искусства и знания снова пришли в мир людей, когда Донателло и Микеланжело возродили античную скульптуру, Леонардо да Винчи воскресил архимедову механику, а Никколо Макиавелли вновь открыл законы истории. Прочитав манускрипты Аристотеля и Птолемея, философы Нового Времени узнали, что земля – это шар, они научились пользоваться астролябией для измерения широты и стали рисовать карты стран и морей. Одним из первых географов Эпохи Возрождения был Паоло Тосканелли, друг Филиппо Брунеллески и Козимо Медичи; Тосканелли объездил всю Европу, измеряя широту разных мест, а потом установил на вершине флорентинского собора гномон и, замерив его тень, вычислил длину меридиана. Поскольку земля имеет форму шара, говорил флорентинский ученый, то, отплыв из Португалии на запад, можно достичь Китая. Тосканелли попытался определить ширину простиравшегося на западе океана и установил, что она составляет около 6 тысяч миль; это расстояние можно было преодолеть за месяц плавания. Однако нужно было найти капитана, который рискнул бы отплыть в «море мрака», не зная ни ветров, ни течений, не зная, сможет ли он вернуться. Тосканелли много говорил и писал о своем проекте, и им заинтересовался один из европейских монархов – король Португалии Альфонс V.

Португалия была страной на краю Европы, где горы подступали к морю, и почти каждый крестьянин был вместе с тем рыбаком, а каждый дворянин – капитаном. Море давало одним пищу, другим – добычу, и с древних времен португальцы плавали вдоль африканского побережья, пытаясь проникнуть дальше на юг, – там, за Великой Пустыней, по рассказам мусульманских купцов, находилась богатая золотом страна негров. Однако морской путь вдоль пустынных берегов Африки таил много опасностей: у мыса Нон моряков подстерегали ураганные ветры; многие корабли уносило в океан, и они пропадали в бесконечных просторах "моря мрака". "Нон" – это означало "дальше пути нет", и португальцы не могли продвинуться дальше, пока не создали каравеллу – судно с треугольным парусом и рулем, способное идти против ветра. Каравелла была одним из великих изобретений того времени – она была Фундаментальным Открытием, подарившим португальцам господство над морями. Дядя Альфонса принц Генрих посвятил свою жизнь организации морских экспедиций; португальцы шаг за шагом учились плавать против ветра и преодолевать морские течения, и, наконец, в 1434 году отчаянный смельчак капитан Жил Эаниш с третьей попытки прорвался сквозь бури за мыс Нон. Он привез "оттуда, куда пути нет" букет роз для принца Генриха и рассказал, что там такое же небо и такие же звезды, и там тоже можно плавать под парусами. Корабли постепенно продвигались вдоль пустынного берега на юг, и в 1445 году Диниш Диаш достиг Зеленого мыса – места, где пустыня сменялась тропическими лесами, где росли баобабы и на речных отмелях лежали огромные "водяные лошади" – гиппопотамы. В этой стране оказалось мало золота, но португальцы нашли способ извлечь прибыль – они стали охотиться за неграми, и, заполняя свои корабли рабами, везли их в Лиссабон на продажу. После первых набегов негры уходили от берега вглубь материка, поэтому работорговцам приходилось продвигаться дальше вдоль побережья. Король Альфонс надеялся, что, обогнув Африку, каравеллы достигнут Индии: эта страна издавна привлекала европейцев своими богатствами, в особенности пряностями, за которые в Европе платили огромные деньги. Берег Африки на большом протяжении шел с запада на восток, однако оказалось, что за горой Камерун береговая линия вновь поворачивает на юг, – тогда король обратился за советом к знаменитому "космографу" Тосканелли.

Тосканелли отправил к португальскому двору письмо со своими расчетами и карту, на которой изобразил маршрут плавания на запад через океан, к берегам Азии. Это письмо читали многие – в том числе Христофор Колумб, капитан и купец из Генуи, проникшийся горячим желанием плыть на запад. Колумб уже давно жил в Лиссабоне, зарабатывая на жизнь изготовлением и продажей морских карт-"портуланов"; он был знаком со многими капитанами и знал направление всех ветров и течений. Однако король Альфонс умер, так и не приняв никакого решения, а его преемник Жуан II отказался поддержать Колумба: итальянец вел себя слишком самоуверенно и требовал слишком больших чинов. Король Жуан решил, что может обойтись без Колумба, и отправил на запад одну из своих каравелл – она вернулась ни с чем, но гордый генуэзец счел королевский поступок за оскорбление; в 1485 году он уехал в Испанию. У Колумба не было ни друзей, ни денег, ничего, кроме его плана, который многие считали безумным. Сойдя с корабля на испанский берег, он взял на руки своего маленького сына и попросил воды и хлеба в ближайшем монастыре. Настоятель монастыря оказался образованным человеком; расспросив Колумба, он свел его с влиятельными людьми, которые помогли генуэзцу добиться королевской аудиенции. Колумб страстно доказывал возможность плавания к берегам Азии; он убедил многих придворных, но Испания вела войну с мусульманами, в казне не было денег, и Колумбу пришлось семь лет ждать окончательного решения. За это время португальцы достигли южной оконечности Африки; в январе 1488 года гонимый бурей корабль капитана Бартоломео Диаша прошел мимо мыса, впоследствии названного мысом Доброй Надежды. Диаш надеялся достичь Индии, однако плавание продолжалось уже полгода, и измученная команда, угрожая бунтом, заставила капитана повернуть назад. Летом 1492 года Колумб, наконец, добился своего; он получил титулы "адмирала моря-океана" и вице-короля всех земель, которые ему посчастливится открыть; в порту Палос была снаряжена эскадра из трех каравелл, "Ниньи", "Пинты" и "Санта-Марии". 3 августа Колумб вышел в море и сначала отправился к Канарским островам: он знал, что в тех местах господствуют восточные ветры. 6 сентября он отплыл от островов в "море мрака", ветер подхватил корабли и помчал их на запад. Матросов охватил страх: они никогда не заплывали так далеко в океан и боялись, что сильный ветер не позволит им вернуться назад; они рассказывали друг другу старинные легенды о морских чудовищах и зарослях, в которых застревают корабли. Через десять дней после выхода в море, действительно, начались чудеса: корабли вступили в воды, покрытые морской травой, вокруг летали птицы, и все были уверены, что где-то рядом земля – но она не показывалась. После месячного плавания многие матросы обезумели от страха и начали бунтовать – но 13 октября на горизонте показался долгожданный берег. Это был остров, который был назван Колумбом Сан-Сальвадор – "Святой Спаситель"; его берега покрывал густой тропический лес, и он напоминал прекрасный сад. Колумб надел свою адмиральскую мантию и с королевским знаменем в руках сошел с лодки на песчаный берег. Он сразу же встал на колени, поцеловал землю и долго молился, со слезами на глазах благодаря Господа; потом Колумб развернул знамя, призвал своих капитанов и совершил церемонию вступления во владение этой землей от имени короля Испании.

Сан-Сальвадор оказался небольшим островом – но за ним лежали новые острова и побережья. Колумб был восхищен этой страной; он с удивлением описывал буйство тропической природы, высокие пальмы, прозрачные реки, леса, наполненные щебетанием птиц. "Я столь поражен бесчисленными красотами, что не знаю, как передать их", – писал Колумб. Адмирал думал, что находится где-то между Индией и Китаем, и называл островитян индейцами, однако его удивляло, что на островах нет городов, что туземцы ходят нагими и не знают железа. В лесах росли необычные деревья с диковинными плодами, а индейцы выращивали странные растения – кукурузу и картофель; они научили моряков свертывать листья кустарника, называемого "табак", а потом зажигать и вдыхать дым. Колумб три месяца плавал между островами, разыскивая дорогу в Китай; он достиг земель, которые "индейцы" называли "Гаити" и "Куба" – но не нашел ни городов, ни золота. Одна из каравелл села на мель, и в конце концов Колумб решил возвращаться. Он построил небольшой деревянный форт, оставил в нем моряков с затонувшей каравеллы и отплыл на восток. Обратный путь оказался трудным: сначала не было попутного ветра, потом корабли попали в жестокий шторм. Огромные волны накрывали маленькие, не имевшие палубы суденышки, и Колумб уже распрощался с жизнью; он составил описание своего плавания, положил его в бочонок и бросил в море. Однако буря стихла, и каравеллы, потерявшие друг друга во время шторма, поодиночке подошли к берегам Европы. Колумба ждала восторженная встреча: все думали, что он нашел путь к богатствам Азии; вскоре была снаряжена новая экспедиция из 17 кораблей с 2 тысячами матросов, солдат и колонистов. В ноябре 1493 года Колумб вернулся на Гаити, но не застал в живых никого из оставленных на острове моряков; форт был сожжен, вокруг лежали трупы: колонисты были убиты индейцами. Основав новую крепость, адмирал продолжил поиски Индии – но безрезультатно; он пять лет плавал между островов и побережий – но нигде не нашел ни городов, ни пряностей. Постепенно наступало разочарование, а в 1499 году пришло известие о том, что португальцы достигли Индии. В ответ на экспедицию Колумба португальский король Мануэл I отправил в плавание вокруг Африки эскадру из 4 кораблей под командованием Васко да Гамы. Это было самое далекое и трудное плавание из всех, совершенных до того времени. Эскадра отплыла из Лиссабона 8 июля 1497 года; через четыре месяца корабли достигли мыса Доброй Надежды, а еще через три месяца – устья реки Замбези. Долгое плавание и однообразная пища вызвали тяжелые болезни, у моряков от цинги выпадали зубы, многие умирали. После месячного отдыха португальцы поплыли на север и вскоре неожиданно для себя увидели на берегу мусульманский город с белыми стенами и высокими минаретами. Это был Мозамбик – город, построенный арабскими купцами на побережье Африки: Васко да Гама достиг границ мусульманского мира. Мусульмане враждебно отнеслись к появлению христианских кораблей; в каждом порту происходили конфликты, и лишь в Малинди местный шейх дал португальцам лоцмана, чтобы плыть в Индию. Лоцмана звали Ахмед ибн Маджид, он был искусным навигатором и за три недели привел эскадру да Гамы к индийскому порту Каликут. В Каликуте было много мусульманских купцов, которым появление португальцев не доставило радости. "Какой дьявол принес тебя сюда?" – спросили купцы посланника да Гамы и сразу же попытались настроить местного раджу против пришельцев. Португальцы провели в Каликуте три месяца, но так и не смогли продать свои товары: индийцы с пренебрежением относились к грубым европейским тканям. После нескольких столкновений с властями да Гама отправился в обратный путь; по дороге он обстреливал из пушек и захватывал арабские корабли. В июле 1499 года поредевшая эскадра вернулась в Европу; двухлетнее плавание стоило жизни половине экипажа – но Васко да Гама вошел в историю, как великий мореплаватель Нового Времени. Теперь уже не было сомнений в том, где находится настоящая Индия, и испанское правительство послало через океан своего эмиссара, чтобы он отстранил от власти Колумба. "Адмирал моря-океана" был обвинен в неспособности управлять колонией, арестован и в кандалах отправлен в Испанию. Чтобы продолжать исследования, в западные моря отправились другие капитаны, среди которых был флорентинец Америго Веспуччи, прошедший более тысячи километров вдоль берегов неизвестных земель и открывший устье огромной реки – Амазонки. Веспуччи подробно описал свои открытия и пришел к выводу, что земли, у берегов которых он побывал, – это не Индия и не Китай, а новый, неизвестный дотоле материк, который он предложил назвать Новым Светом. Записки Америго Веспуччи широко разошлись по всей Европе, и один из издателей предложил назвать новый материк "Америго" – так появилось название "Америка".

Между тем, арестованного Колумба привезли в Испанию; толпы людей собрались посмотреть на седого адмирала, сошедшего с корабля в кандалах; многие были возмущены и говорили, что совершается несправедливость. Король Фердинанд и королева Изабелла обвинили своего эмиссара в самоуправстве и, оправдав Колумба, послали его в новую экспедицию. Это было уже четвертое плавание адмирала в Новый Свет, но он по-прежнему считал, что находится где-то в Восточной Индии и искал устье Ганга. Виной всему была ошибка Тосканелли, который в своих расчетах приуменьшил длину экватора и, наоборот, завысил протяженность азиатского материка. Колумб до конца жизни был верен своей изначальной идее и упорно отрицал то, что другие считали очевидным; он умер вскоре после возвращения из четвертого плавания, в 1506 году.

Мечта о достижении Индии западным путем продолжала жить и после смерти Колумба, и новые капитаны с увлечением молодости шли в открытый океан, чтобы найти еще одну "Индию". Среди этого нового поколения мореплавателей были два друга – португальцы Фернан Магеллан и Франциско Серрано; они участвовали в экспедиции, достигшей берегов Малайского полуострова – юго-восточной оконечности Азии. Магеллан вернулся в Европу, а корабль Серрано наскочил на риф, и ему пришлось остаться на благодатном острове, где росли пряности и воздух был наполнен ароматом гвоздики. Местный князек подарил Серрано тростниковую хижину и смуглую красавицу-рабыню, говорившую на языке, похожем на щебетание птиц. На острове были прозрачные реки, голубые озера, и огромные бабочки порхали среди покрытых лианами деревьев. Иногда к острову подходили португальские корабли, но Серрано отказывался вернуться: он говорил, что уже нашел свой рай. Он посылал письма своему другу Магеллану и звал его к себе, но Магеллан хотел достичь островов пряностей западным путем: он мечтал прославиться великими открытиями, и Серрано оставалось лишь удивляться упорству своего друга: "Куда ты плывешь, капитан Магеллан?" Магеллан перешел на службу к испанскому королю Карлу и убедил его организовать новую экспедицию на запад; осенью 1519 года пять каравелл вышли в море. Магеллан стремился обойти с юга открытый Колумбом материк; он двигался все дальше и дальше к холодным широтам, исследуя берега и заливы Южной Америки. После полугодового плавания, когда наступили холода, Магеллан решил остановиться на зимовку в покрытой снегом стране. Измученная команда подняла бунт, но Магеллан подавил его и казнил двух капитанов. Весной он продолжил плавание и нашел узкий пролив – настоящий лабиринт среди скал; один из кораблей разбился о скалы; капитан другого повернул назад – казалось, что они заблудились в лабиринте, и офицеры постоянно задавали Магеллану все тот же вопрос: "Куда ты плывешь, капитан Магеллан?" Но Магеллан, стиснув зубы, шел к своей цели. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана, наконец, вышли в открытый океан и двинулись на северо-запад. Никто не ожидал, что океан окажется почти беспредельным: плавание по неизвестным водам продолжалось четыре месяца, продовольствие подошло к концу, и матросы ели воловьи кожи, которыми были покрыты реи. Почти все болели цингой, многие умирали, другие не могли подняться, и кораблями было некому управлять. К счастью, погода была хорошей – поэтому Магеллан назвал океан Тихим.

15 марта 1521 года моряки увидели встающие из моря горы – это были Филиппинские острова недалеко от восточного побережья Азии. Команда, наконец, смогла отдохнуть; местный раджа хорошо принял Магеллана и отдался под покровительство испанского короля. Однако, к несчастью для себя, Магеллан обещал помочь радже в его войнах с соседями; со своим отрядом он высадился на враждебный остров, попал в засаду и погиб, забросанный камнями и копьями. Уцелевшие спутники Магеллана сели на корабли и достигли Молуккских островов – знаменитого побережья, где росли пряности и в тростниковой хижине со своей смуглой красавицей жил Франсиско Серрано. Здесь эскадра распалась; одна из каравелл, "Тринидад", попыталась вернуться назад; другая, "Виктория", отправилась на запад; для третьего корабля не хватило экипажа, и его сожгли. "Тринидад" впоследствии был захвачен португальцами, а "Виктория" пересекла Индийский океан и, совершив первое кругосветное плавание, вернулась к родным берегам. Плавание продолжалось три года, и в Испанию вернулось лишь 18 из 265 моряков; остальные погибли от цинги, холода, бурь, копий туземцев; многие остались в португальском плену.

Плавания Колумба, да Гамы и Магеллана положили начало Эпохе Великих Открытый; они раскрыли перед европейцами огромный мир других континентов и далеких морей. Тридцать лет вся Европа с замиранием сердца прислушивалась к новостям, приносимым каравеллами, и огромные толпы восторженно встречали моряков, возвращавшихся из далеких стран. Купцы Венеции, Генуи, Марселя с удивлением наблюдали, как перемещаются торговые пути, как пустеют старые порты Средиземноморья и на берегу океана растут новые торговые города – Лиссабон, Антверпен, Амстердам. Рынки Европы заполнили новые товары: хлопок, сахар, чай, кофе, табак, фарфор, хлопчатые и шелковые ткани – все богатства Азии и Америки выгружались на причалы новых портов. Однако самой большой драгоценностью были невзрачные семена новых, неизвестных прежде растений: кукуруза и картофель позволили накормить миллионы бедняков, отсрочить время голода и расширить экологическую нишу Европы. Все это было следствием великого Фундаментального Открытия – изобретения косого паруса и корабельного руля; это открытие подарило европейцам первенство на морях, и плавания Колумба, Магеллана, да Гамы – это было лишь продолжение истории, которая началась с того, что Жил Эаниш преподнес Генриху Мореплавателю букет роз:

– Плавать по морю необходимо – жить не так уж необходимо…

Из книги В поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века автора Дмитричев Тимур Федорович

Глава II ХРИСТОФОР КОЛУМБ И ДРАМА ОТКРЫТИЯ «ИНДИЙ» МОРСКИМ ПУТЕМ НА ЗАПАД ЧЕРЕЗ

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

ОТКРЫТИЕ ЕВРОПЫ История китайских географических открытий сложна и интересна. Мир открывался не только с запада, но и с востока, и имя путешественника Чжан Цяня должно стоять в одном ряду с именами Геродота и Страбона.До возвышения династии Хань и в начале ее правления

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ОТКРЫТИЕ ХАЗАРИИ В конце пятидесятых профессор Артамонов готовил к печати свою фундаментальную монографию «История хазар». Она могла бы выйти и раньше, если бы не борьба с космополитизмом, то есть с евреями. После того как газета «Правда» выступила в декабре 1951 года с

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Пять Индий истории Вы знаете, где находится Индия?… И вы думаете, она всегда там находилась? Нет, и еще раз нет!В Средние века европейцы вдруг забыли местоположение Индии (если вообще знали раньше). Но уж когда она появилась в письменных источниках, то «нашли» ее сразу в

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

«Открытие уст» Самой загадочной среди этих обрядов являлась церемония «открытия уст». Чтобы понять символику, надо снова обратиться к событиям «изначального времени». Формула «Зеп тепе» означала, впрочем, не только «изначальное время», но также «предков», «нос корабля»,

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Открытие Наскальная живопись известна очень давно. Первым ее, без сомнения, открыл немецкий исследователь Генрих Барт, работавший в Сахаре между 1849 и 1855 годом. Кроме того, многие путешественники возвращались из своих странствий с многочисленными записями, собрание

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Открытие Юга Извечное продвижение восточных славян на юг, в богатые черноземные области Причерноморья - постоянный фактор истории Украины. И вот к концу XVIII в., в основном благодаря усилиям имперского правительства, цель раз и навсегда была достигнута. Отныне вся южная

Из книги Последние дни инков автора Маккуарри Ким

1. ОТКРЫТИЕ 24 июля, 1911 г.Сухопарый тридцатипятилетний американский исследователь Хирам Бингхем совершил достаточно непростое восхождение по крутому восточному склону Анд, следуя за своим проводником-крестьянином. Бингхем решил сделать небольшую передышку; он снял

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник материалов автора Горшенин Константин Петрович

ОТКРЫТИЕ НЮРНБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА, ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ ГЛАВНЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ ОТКРЫТИЕ ПРОЦЕССА ПЕРВОЕ СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛАСудебное заседание Международного Военного Трибунала происходило во дворце юстиции в г. Нюрнберге, Германия (зона

Из книги Путешествия Христофора Колумба [Дневники, письма, документы] автора Колумб Христофор

Описание третьего путешествия 1 [Из «Истории Индий»]

Из книги Недооцененные события истории. Книга исторических заблуждений автора Стомма Людвиг

Бартоломе де лас Касас. История Индий (отрывок) Бартоломе де лас Касас (1484–1566) - испанский священник-доминиканец, первый постоянный епископ Чьяпаса и историк Нового Света. Активо выступал против притеснений коренного населения Америки со стороны испанских колонистов.

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Открытие плотника На Руси издавна говорили: хоть и любит золото молчание, а ежели само подало знак людям, - никакая сила не заглушит молву о нем.В первые годы возведения Форта Росс о драгоценном металле в Калифорнии колонисты уже были наслышаны. Зная страсть бледнолицых

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ Колумб впервые ступил на берег острова Сан-Сальвадор. Гравюра (1840 г.)Период Средних веков зачастую завершают эпохой Великих географических открытий. Действительно, значение открытий, сделанных в конце XV–XVII вв., сложно переоценить. Дело не только в

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

«Открытие» из США Петр Ильич родился на Урале, жил в Москве, в Клину, в Петербурге, где окончил училище правоведения, а затем и Консерваторию. В Петербурге состоялось становление Чайковского как композитора, и были впервые исполнены многие замечательные произведения,

Из книги Русская Атлантида. Россия - колыбель цивилизации? автора Гофман Оксана Робертовна

Народонаселение «трёх Индий» - птицелюди, псоглавцы, амазонки, амфибии… И в письме Иоанна, и в «Сказании об Индийском царстве» упоминается огромное множество «чудес», сведения о которых хронологически более близки древнейшим праэпохам и уже перестали бытовать в

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Зачем нужно было искать морской путь в Индию

Когда люди слышат о том, что Индию открыли в Средневековье, они часто думают, что это было первое знакомство европейцев с этой страной. На самом деле об Индии знали еще в древние времена.

Сначала персы завоевали часть полуострова Индостан, а после пришел Александр Македонский, который завоевал и внутреннюю часть полуострова. Позже римляне торговали с индусами. Этим я хочу сказать, что Индия не была чем-то неизвестным для европейских стран.

Открывать морской путь в Индию нужно было, из-за того что ее северная часть была захвачена монголами, и они не позволяли торговать. В Азии также был город, подконтрольный европейцам, который поддерживал торговлю, но власть над ним была утрачена.


Какие были попытки открыть дальнюю страну

О первых попытках найти путь в Индию через море были упоминания еще в четырнадцатом веке. Попытку совершили братья Вивальди, но неизвестно, как завершилось их путешествие.

Позже португальские мореплаватели пытались повторить путь братьев Вивальди. Благодаря этим попыткам стало возможным освоение побережья Африки и в последующем колонизация континента. Сначала Диогу Канну удалось добраться до юго-западной Африки. Первому добраться до крайней южной точки Африки удалось Бартоломео Диашу. Именно он доказал, что океаны соединены, и путь на Индию есть.


Кто такой Васко да Гамма

Первооткрывателем Индии в истории считается Васко да Гамма. Именно он, воспользовавшись наработками своих предшественников, добрался до Индии. Кроме того, он был первым, кто обогнул африканский материк.

За время плавания экспедиция заходила в такие порты:

  • Мозамбик;
  • Момбасса;
  • Малинди;
  • Каликут.

Из-за отсутствия дипломатического дара у Васко да Гаммы, было трудно наладить отношения с местными правителями и поэтому у экспедиции постоянно были проблемы в портах.

В 1498 году морской путь в Индию был с огромным трудом открыт португальскими мореплавателями.