» » Как лучше запомнить словарные слова. Учить словарные слова легко и интересно. Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов

Как лучше запомнить словарные слова. Учить словарные слова легко и интересно. Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов

На уроках русского языка дети, пытаясь овладеть грамотой, знакомятся с множеством правил, большая часть которых требует умения подбирать проверочные слова. Но как при этом объяснить школьнику, что существует огромное количество исключений, не подходящих под эти нормы?

Помните, что такое словарные слова? Мы все зубрили наизусть, как пишутся лексемы «сентябрь», «до свидания», «электричество», «аллея», «шоссе» и другие. Поговорим сегодня о том, как помочь нашим детям запомнить их без нервов и слез.

Что такое «словарные слова»?

Ведущий принцип русской орфографии - морфологический. Согласно ему одинаковые морфемы на письме обозначаются одними и теми же буквами, независимо от их произношения. Например, корень «вод» пишется одинаково в словах «вода», «подводник», «заводь» , хотя звучит по-разному. Если фонема стоит в слабой позиции, школьников учат подбирать родственные лексемы. В них тот же звук должен находиться в сильной позиции: глазки - глаза, морской - море .

Однако существуют лексемы, написание которых невозможно объяснить с помощью орфографических правил. Примеры слов этого типа вы наверняка можете привести сами: молоко, профессор, велосипед, лаборатория, вокзал . В школьном курсе их называют словарными. Написание таких лексем рекомендуется проверять по орфографическому словарю. Однако самые распространенные из них предлагаются ученикам для заучивания наизусть. Начинается такая практика с первого класса. К концу школы дети должны знать около полусотни словарных слов.

Почему их нельзя проверить?

Что такое словарное слово и почему его написание не подчиняется стандартным правилам? Такой вопрос волнует многих школьников, вынужденных зубрить очередной список «проблемных» лексем. Объясняется все просто. Большинство словарных слов являются заимствованными, и, следовательно, построены по принципу другого языка. Например, безударную гласную в лексеме «портфель» может проверить тот, кто знает французский язык. «Порт» в нем означает «нести».

Другие словарные слова являются исконно русскими. Однако из-за исторических изменений в языке они стали звучать по-другому, разошлись по смыслу с лексемами, от которых были образованы. Либо родственные слова просто вышли из употребления и забылись. Кто из нас помнит, что «ме две дь» - это слияние лексем «ме д » + «ве дать» ? Что «кровать» образовано от «кров» (место, в котором отдыхают)? Слово «лягушка» произошло от старинного «ляга» (нога), которое сейчас не употребляется. Заглянув в мы много интересного найдем для себя.

Словарные слова по русскому языку: как запомнить?

Есть дети, которые с легкостью заучивают новые лексемы. Как правило, у них хорошо развита зрительная память. Однако большинству школьников требуется написать словарное слово около сотни раз, чтобы оно запомнилось намертво. В начальных классах предлагается следующий алгоритм разучивания:

  1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется. «Трудные» места выдели голосом. Объясни его значение своими словами, если нужно - обратись к толковому словарю.
  2. Напиши слово объемными буквами. Можно изготовить их из бархатной бумаги или купить магнитную азбуку. Пальчиком обведи все буквы.
  3. Подели слово на слоги, определи количество гласных и согласных звуков, часть речи.
  4. Перепиши лексему в тетрадь, цветом выделив «проблемные» места.
  5. Придумай предложение или стишок со словом.
  6. Закрыв глаза, напиши его в воздухе. А затем на бумаге по памяти. Проверь себя, исправь ошибки.
  7. Для лучшего запоминания письменно просклоняй или проспрягай слово, каждый раз проговаривая его вслух.

Делаем карточки

Выученные слова должны постоянно повторяться, иначе они забудутся. Родители могут помочь своим детям, изготовив карточки с изучаемыми лексемами и развешав их по квартире. Надписи будут запоминаться непроизвольно и откладываться в подсознание.

Например, вы хотите закрепить словарные слова на тему «Овощи»: капуста, морковь, помидор, картофель, горох, огурец, урожай, огород . Предложите ребенку изобразить эти продукты и подписать цветными карандашами. Еще лучше, если он сделает рисунки на «опасных» буквах. Эти картинки должны быть связаны со смыслом слова. Так, «О» в лексеме «огурец » превращается в этот зеленый овощ. В слове «помидор » она же будет томатом, а средняя перекладина буквы «И» - ножом. Картинки прикрепите на видных местах.

Давайте поиграем!

Заучивание словарных слов может стать нудной обязанностью. Но если проявить немного фантазии, может превратиться в веселую, познавательную игру. Вот несколько примеров.

  • «Устный кроссворд». Вы объясняете значение слова, ребенок отгадывает его и записывает. Дайте время на проверку. Если школьник сам нашел ошибку в слове, оно переписывается 3 раза. Если ошибка осталась незамеченной - 5 раз.
  • Прочитайте лексемы орфографически. Мысленно «расставьте» их по комнате: за диваном - валенки, на столе - телеграмма, в шкафу - пассажир . Через час пройдитесь по этому маршруту, проговаривая все слова так, как они пишутся.
  • На обратной стороне ваших карточек со словами укажите те же лексемы, но с пропущенными буквами. Сложите их в шапку. Вытаскивая по очереди, вслух говорите, какие буквы вставите. За верный ответ насчитывается один балл. Выигрывает тот, у кого очков больше.
  • "Сочинялкин". Прочитайте лексему, которую нужно запомнить. Придумайте пример слова на ту же букву. Объедините обе лексемы в одном словосочетании или предложении: уфолог съел урожай, экскаватор уехал на экскурсию, искусная игра.

Так что же такое словарные слова? Это прекрасный материал для творчества. Играйте с ними, сочиняйте и пишите грамотно.

Как запомнить словарные слова.

Лавриненко Л.А., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ № 13, г.Новосибирск

Почему одна информация запоминается школьниками лучше, а другая - хуже? Если говорить о закономерности усвоения словесного материала, то в младшем школьном возрасте ученики лучше запоминают слова, обозначающие называния предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который является значительным и закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы. Хуже запоминается конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Образная информация запоминается легко, а речевая - хуже.

Во-первых, в речи и тексте содержится меньше слов-образов, чем в окружающем мире; во-вторых, образы, создаваемые на основ слов, «слабее» образов, воспринимаемых зрительно.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение движений. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживаниях. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Для достижения наилучшего результата при изучении словарных слов необходимо задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную).

У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания.

Существует много методов, которые используются для запоминания словарных слов:

- орфографическое проговаривание слова (диктуется слово по слогам, после чего записывается);

- запоминание слова по сетке (слова записываются по принципу «кроссворда», на пересечении с запоминаемой орфограммой записывается слово, наиболее подходящее ему по смыслу: бЕреза - бЕлая, МОсква - РОдина );

Метод Цицерона (слова «разбрасываются» по комнате, а потом собираются снова. 1) Я положил карандаш в пенал, пенал положил в портфель, потом надел пальто и т.д.; 2) Я снял пальто, открыл портфель, достал пенал, из пенала вытащил карандаш и т.д.);

- «устный кроссворд» (учитель описывает слово, ученики отгадывают и записывают верный ответ в тетради. Например: «Как называется инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.), применяемый для письма, рисования, черчения?» Ученики записывают: карандаш );

- метод ассоциативного запоминания слов (запоминаемая орфограмма связана с каким-либо образом).

Нами был разработан алгоритм по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций.

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основ ассоциаций

1. Проговорить слово по слогам.

2. Объяснить значение слова.

3. Поставить ударение.

4. Найти безударную гласную.

5. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»).

6. Подобрать ассоциации к букве, обозначающей звук, который нельзя проверить.

7. Составить предложение со словом.

8. Записать слова в «веселый словарик».

9. В начале следующего урока повторить записанное слово.

При запоминании словарных слов при помощи ассоциаций трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.

Например: лИмон - кИслый, х☺р☺шо, Апельсин - слАдкий; в слове гОрох на месте запоминаемой буквы ученики рисовали горошину, похожую на букву О, а при написании слова яблОкО на месте букв О рисовали круглые яблочки.

Метод ассоциаций помогает школьникам запоминать слова, не заучивая их наизусть.

У данного метода запоминания есть еще одно свойство: выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ученику понять, что он сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, превратить трудный материал в доступный для себя и других, способен самостоятельно (хотя часто интуитивно) пользоваться различными приемами. Ученики начинают предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи, что и становится основой его собственных ассоциативных информационных блоков.

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому - и это станет моим навсегда».


Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Итог

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой публикации представлены два варианта работы со словарными словами.

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а , но невозможно сделать букву о .

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

Почему бы не пофантазировать вот так?

Ну какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Однажды мне купили шар, было здорово!

А у вас на даче есть огород?

Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница.

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или... эскимо.

Этому человечку не страшна лужа на букве о , ведь он в сапогах.

Это слово очень любят мальчишки, вариантов придумывают множество.

Тут все понятно без объяснений.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Примечание. Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторений.

Л.П. Копылова,
психолог лицея № 42 ВСДЖ,
г. Иркутск-17

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

У нашего класс а в субб оту был русс кий язык.

У Кати в ква ртире на ка ртине ка ра ндашом нарисованы ка стрюля и ста кан. А у Оли над кро ватью – ябло ко.

Была хорошая по го да. (Светило солнышко.) Мы поехали по до ро ге на о го ро д. (Рисуем колеса велосипеда.) Мы посадили о во щи. (Семена овощей напоминают букву о .) Го ро х (рисуем горошины), мо рко вь, о гурец, по мидор. Но у нас выросли и "неправильные" ра стения, у них семена напоминают букву о , а вырастает буква а . Ка пуста, ка ртофель.

Мы приехали на тра мвае в ма га зин и купили на завтра к ма лину.

Пасс ажир акк уратно прошел по алл ее большое расс тояние.

В че тверг в лаге ре мы рисовали пше ницу че рным и же лтым карандашами.

Подставка с карандашами напоминает букву е .

Шел человек по городу, вдруг впереди выскочила черная кошка. Повернул назад – тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И слова все эти пишутся вместе.

Правописание букв а и о на конце слов "налево – слева", "направо" – "справа" можно запомнить так:

на окно Ю налево ;
с окна
Ю слева ;
на окно
Ю направо;
с окна
Ю справа .

Ого! О днажды на о сине выросли о рех и ябло ко!

Когда мы очень сильно удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они становятся похожи на букву о .

Дул вете р с севе ра, медве дь качался вм есте с бе рёзой.

Ветки березы и коготки на лапках медведя напоминают букву е . Медведь тесно прижимался к березе, слился с нею, слово вместе тоже слилось.

Ра бочий собирается на ра боту, надевает са поги, па льто, садится в ма шину, едет на за вод.

Мой ри сунок называется "Си рень на ули це".

Фигура человека вписана в букву и . В одной руке он держит кисть, в другой – опирается на стол.

Как ездить на велосипеде? Быстро , весело , ско ро , хо ро шо .

Мой то варищ вскопал ло патой грядки, посадил яго ды, будет хороший уро жай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о .

Был меся ц июнь. Зая ц положил на я зык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Светлана
ЯШЕНКОВА,
учитель начальной школы, г. Сычевка, Смоленская область

Как лучше запоминать написание словарных слов? Этот вопрос волнует как педагогов, так и родителей, которые не понаслышке знают, сколько усилий следует приложить, чтобы ребенок запомнил хоть что-нибудь.

Для эффективного запоминания словарных слов специалисты разработали перечень заданий:

1. Прочесть словарное слово и определить его значение (в том случае, если смысл слова ребенку не понятен, на помощь придет толковый словарь).

2. Провести орфографическую работу над словом (поставить ударение и зеленым цветом выделить «спорную» букву, сделать морфологический разбор, разделить слово на слоги и слоги для переноса).

3. Запомнить правило правописания (подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово).

4. Занести слова в орфографический словарик.

5. Составить небольшой рассказ с группой словарных слов (портфель, учитель, товарищ, каникулы).

6. Провести картинный диктант (покажите ребенку картинки и предложите записать названия изображенных предметов).

7. Записать словарные слова в порядке возрастания (убывания) слогов.

8. Придумать предложение с пропущенным словарным словом, пусть ребенок самостоятельно допишет слово.

9. Образовать множественное число из единственного, и наоборот (ботинки-ботинок, заяц-зайцы).

10. Образовать из данного слова другую часть речи (овощи-овощной, дежурный-дежурить).

11. Выписать словарные слова в несколько столбиков (род; число; склонение; часть речи; тематика («Овощи» или «Животные»); непроверяемые гласные А, О, Е, И; непроверяемые и проверяемые гласные; воодушевленные и невоодушевленные предметы и т.д).

12. Выписать из данных слов те, в которых присутствует шипящая и Й.

13. Просклонять слово по падежам.

13. Записать слова с различными приставками и предлогами (шел-ушел, суббота-в субботу).

14. Составить предложение из приведенных в случайном порядке слов (ребята, и, огурцы, огороде, корзины, в, помидоры, собирали).

15. Образовать с помощью суффикса новое слово (яблоня-яблонька, заяц-зайчик).

16. Заменить длинное определение одним словом (человек, выпекающий хлеб - хлебороб, животное с длинной шеей - жираф).

17. Заменить искомое слово подходящим по смыслу (учитель-педагог, машина-авто).

18. К прилагательным подобрать существительные, которые будут являться словарными словами (верный товарищ, песчаный берег).

19. Списать слова, вставляя одну или две согласные (С или СС: ба...ейн, ка...ир, кла..ный).

20. В завершении провести самодиктант и взаимопроверку.

Закройте глаза и представьте, будто «непослушное» слово написано в книге. Необходимо максимально четко увидеть это слово, назвать его по буквам. Увидели? Теперь заставьте замигать «спорную» букву. Какая из букв мигает? Прочтите слово медленно, как будто нажимая на этот звук. Запишите слово 5 раз, каждый раз проговаривая его вслух.