» » К.Г. Юнг об архетипе «Бога», религии и душе

К.Г. Юнг об архетипе «Бога», религии и душе

Куда не глянешь - повсюду только архетипы. Что такое архетип? Это, прежде всего, программа поведения, универсальная врожденная психическая структура. Автор термина (кстати, слово "Архетип" - сложносоставное, состоящее из греческих "Arche"- начало и "Typos" - изначальный образ, первичная форма) - Карл Густав юнг. Именно он концепцию архетипов разработал
. Сегодня знание архетипа человека помогает ему самому и окружающим лучше ориентироваться в его психической жизни, лучше понимать мотивы его поступков.

Архетип - символ, концепция, объединяющая в себе инстинкты, образы, тело, психику. Принадлежность к определенному архетипу оказывает серьезное влияние на мировоззрение, позицию и жизненный сценарий любого человека. Доминирующий в психике архетип задает человеку тип мышления и действительно становится моделью поведения, определяющей судьбу своего носителя.

Почему доминирующий? Потому что в человеке способны находиться до 3 архетипов, каждый из которых имеет собственные сценарии, отраженные в древнегреческих мифах. Естественно, что и сами архетипы получили имена богов древней Греции.

Мужские и женские архетипы существуют. Для женщины знание основных мужских архетипов может оказаться весьма полезным. Да и мужчинам стоило бы познакомиться со своим богом поближе.

Посейдон.

Посейдон также стремится обзавестись собственным царством. Однако повышенная эмоциональность, быстро загорающийся и гаснущий интерес, сиюминутные и принимаемые под влиянием чувств решения не дают Посейдону достичь многого в жизни. Такова плата за чрезмерную чувствительность и яркую душевную жизнь.

Как и властитель подземного царства, носитель архетипа Аида погружен в свой мир и как будто бы не интересуется миром людей, не присутствует в нем. Аид - интроверт. Он отрешен и замкнут.

Юнг считал, что у людей, принадлежащих к данному архетипу, чрезвычайно развита интуиция. Они очень тонко чувствуют подоплеку любых событий вокруг них, ощущают глубинную суть людей, хотя внешне ничем не выдают своих эмоций.

Аполлон.

Мужчины - аполлоны - приятные собеседники, он гармоничны и дипломатичны. Обожающий точность и порядок во всем, Аполлон мало уделяет внимания эмоциональной стороне жизни. Ведь он практичен чрезвычайно, и во всем руководствуется логикой, разумом, а не преходящими эмоциями и чувствами. Даже в отношениях с женщинами.

Живой, талантливый, подвижный, быстро и ясно мыслящий мужчина - Гермес воплощает в себе все лучшие и худшие черты непостоянного бога. Он хочет все, сразу, и готов отправиться за этим всем сразу в нескольких направлениях. Причем во всех одновременно.

Очаровывать, заманить в сети своего обаяния - это у Гермеса получается великолепно. К сожалению, сам он ничего не чувствует и потому, совершенно не способен заботиться о чувствах других людей.

Эксцентричный страстный арес только сегодняшним днем живет. Его разум - это инстинкты, его стратегия - эмоции и чувства. Он от самого рождения отличается эмоциональностью, импульсивностью, агрессивностью, а позже - яркой сексуальностью. При таких качествах неудивительно, что арес не выносит одиночества.

Вечно о чем-то тревожащиеся интроверты, живущие во власти эмоций, творческие тонкие и ранимые личности, часто художники с большой буквы - таковы представители архетипа бога - ремесленника гефеста. Гефест никогда не становится командным игроком. Он просто не переносит давления со стороны авторитета или группы, да и общаться с людьми мужчине - гефесту трудно.

Противоречивый эмоциональный экстраверт Дионис, который доминирует в мужчине, заставляет своего носителя быть всегда немножечко "Слишком". Слишком привлекательный, слишком яркий, слишком женственный, слишком вызывающий, слишком ребячливый. Дионис неугомонен и все время пытается что-то изменить.

Дионис не любит мужских компаний. Да и мужчины редко принимают его "за Своего". Этот веселый бог предпочитает мужскому коллективу общество подружек - женщин.

Но к чему и зачем выяснять, какой из древних богов живет в мужчине, тасует его жизненные сценарии и модели поведения? А к тому, что зная архетип мужчины, причины некоторых его поступков, уже гораздо легче понять и принять его таким, каков он есть.

Женские архетипы.

Артемида.

Первой в списке значится Артемида - богиня, демонстрирующая невероятную силу духа. Она, как воин, всегда стремится к победе и никогда не ищет путей назад. Ее решительность, целенаправленность и Вера в себя вошли в историю. Такая женщина в современном мире, скорее всего, занимает "Мужскую" должность, и обладает рядом мужских качеств.

Для нее нет такого слова "Я не Могу", у нее все основано на "я хочу и я добьюсь". При этом она очень любит свободу и никогда от нее не откажется. Поэтому любовь и семья - это не цель ее жизни, хотя такие и могут присутствовать в ее судьбе.

Мужчин она воспринимает как друзей и деловых партнеров, возможно, как любовников. Но открыться перед кем-то полностью, довериться - это ей вовсе не свойственно.

Еще одна сильная представительница слабого пола - Афина. Ее черты характера схожи с Артемидой, но только отчасти. Она также не любит выражать свои эмоции, быть чувствительной и слабой. В жизни предпочитает достигать высот и воплощать в жизнь большие мечты.

Ее мышление чисто аналитическое, она прекрасный стратег и все просчитывает все наперед, поэтому уровень ее интеллекта определенно выше среднего. Таким образом, если нужно, она может сделать так, чтобы интересующий ее мужчина сам к ней подошел, даже не ведая, что встреча была не случайна.

Кстати ей интересен только тот, кто сам смог добиться многого в своей жизни, а романтики и мечтатели Афине не подходят. По свой натуре она - лидер, который сам руководит своей жизнью и является очень сильной личностью.

Геста - абсолютно противоположный образ двум предыдущим. Она - настоящая домохозяйка. Ее внутренний мир и переживания - это только ее. Такая девушка никогда не будет делиться с окружающими своими чувствами, будет прекрасным слушателем и тихой мышкой в компании.

Но, несмотря на это, она не будет чувствовать дискомфорта в своем одиночестве. Заботы по дому и хлопоты о муже могут превратиться в ее маленький мир, где ей будет хорошо и надежно.

Главное для Геры - это муж. Он целью ее жизни и всего существования есть. Она инстинктивно ищет себе сильного и уверенного партнера, за которым будет заботиться до конца своих дней. В случае если до замужества она хоть немного общается с подругами, то после вообще про них забывает.

Зачастую она всегда думает о благополучии своего супруга, и дети никогда не станут важнее его. Вероятнее всего, она постарается работать вместе с ним, чтобы никогда не упускать из виду. А если муж ей изменит, виноватой во всем, с ее точки зрения, будет вторая женщина, но не ее "Идеал".

Очень боится остаться одна, а потому может очень много простить ради спасения брака. Между тем является особой ревнивой и непостоянной.

Деметра - еще одна чересчур заботливая женщина. Правда ее фетишем становится не столько муж, сколько вся семья в целом. Ко всему этому она способна на близкую дружбу с женщинами, особенно если те также имеют семью и схожие проблемы. Как, внимание, только в ее жизни появляются дети, она готова полностью раствориться в заботе о них и превратить их в смысл своего существования.

Ее мужем может стать человек со слабым характером, возможно творческий, который нуждается в материнской ласке. Деметра прекрасно справится с этой задачей, и будет жалеть его, как малое дитя. Правда, стремясь всем помочь, она рискует забыть о собственных желаниях.

Персефона.

Данный архетип описывает морально слабую личность, которая постоянно прислушивается к мнению окружающих и поступает так, как кто-то ей сказал. С виду она похожа на малое дитя, требующее опеки, поэтому очень часто вызывает материнские чувства у окружающих ее женщин.

В душе она всегда останется молодой, и частично это будет отображаться на ее внешности. Зачастую она очень близка со своей матерью, а затем и мужем. Ею легко повелевать и командовать, поскольку собственного мнения она не имеет.

В отношениях с мужчинами она застенчива и наивна как дитя, поэтому ее избраннику придется многому ее научить и помочь переступить через собственную стыдливость.

Афродита. Она - настоящий праздник.

Пример истинной женственности и красоты. Ее обаяние даже сквозь невзрачные черты просматривается. Такая девушка постоянно влюбляется в кого-то, но сильно не привязывается. Для других женщин она настоящая соперница, но для некоторых может быть и подругой.

Касаемо работы, то Афродита довольно творческая личность и может быть очень трудоспособной, если направит свою неуемную энергию в это русло.

Девушка - геба чем-то напоминает персефону. Она также обладает мягким характером и любит прислушиваться к мнению других. Но самой главной ее чертой есть то, что она желает всегда оставаться молодой. Это четко просматривается в ее внешнем виде и поведении. Геба в любом возрасте будет одеваться молодежно и ярко. К сожалению, с годами из-за этого у нее начнутся проблемы, так как она просто не хочет признавать влияние времени на свою внешность.

К тому же, как человек, она несколько безответственна, поскольку предпочитает, чтобы кто-то принимал ответственные решения вместо нее.

Тихе - очень интересная личность, стремиться контролироватьtyche всех и вся, быть в центре внимания и обладать правом голоса. При этом она слишком эмоциональна, чтобы вести спокойную размеренную жизнь. Так, у нее есть много друзей, но на их количество влияет ее мимолетное желание или настроение. Стоит кому-то ей не угодить и все, она сделает так, что этот человек перестанет находиться в близком к ней окружении. И, наоборот, как только она что-то себе придумает, бывший враг может снова стать лучшим другом.

Самое поразительное во всем этом то, что такая девушка не руководствуется объективными причинами, а просто расценивает все по типу "Нравиться - не Нравиться".

Также данный архетип характеризируется бесстрашием. Как лидер, человек с этим характером может идти на рискованные шаги, но он никогда не будет бояться возможных негативных последствий.

В семье тихе поначалу ведет себя, как и любая влюбленная дама, а потом, потихоньку начинает перебирать право голоса на свою сторону. Ее любовь к контролю проявляется и здесь, она старается командовать жизнью мужа со всех сторон. Может дойти и до того, что будет работать с ним на одной работе, лишь бы не выпускать его из виду.
Для того чтобы прийти к балансу и гармонии, тихе стоит понять, что каждый человек имеет право на личное пространство и свободу действий.

Немезида.

Многие знают, что немезида - это богиня правосудия. И недаром о ней так говорят, ведь она, в самом деле, всю жизнь живет по правилам и нормам. Такая женщина часто судит поступки каждого человека (да и свои тоже) по тому, насколько они верны или правильны. К сожалению, зачастую речь идет не о соблюдении действующего закона или норм морали. Немезида сама придумывает свои личные правила, то есть у нее слишком развито индивидаульное восприятие мира.

По поводу чувств, то она не слишком эмоциональна, ведь там где просыпаются эмоции, отключается разум, и придерживаться какого-либо закона становится невозможным. Соответственно девушка с таким архетипом не может позволить себе любить. Конечно, в ее жизни есть отношения, то глубокой любви в них не будет.

С дружескими отношениями все обстоит так же. Она судит людей по поступкам, но не включает в расчет их чувства. Несмотря на такие качества, она очень принципиальна, прямолинейна и ответственна. В том случае, если берется за какое-то дело, то доводит его до конца.

Геката - самая загадочна богиня из всех, описанных швейцарскимgekata психиатром. Она представляет мистический мир, а потому женщина, обладающая таким архетипом, часто любит все, что связано с магией и мистикой вообще.

Ее сила в том, что она читает людей, словно открытые книги, в этом ей помогает развитая интуиция. В психологическом плане это очень сильный человек с богатым внутренним миром. Порой люди боятся таких способностей и считают ее чуть ли не колдуньей. Кстати все ведьмы и люди, склонные к колдовству непременно обладают архетипом Гекаты.

В личных отношениях у такой девушки тоже не все гладко. Она больше поглощена миром потусторонним, чем реальным, а потому любовь и все, что с ней связано - это не для нее. Идеальным партнером может быть только тот мужчина, который сам интересуется данной тематикой.

Напоследок стоит отметить, что в одном человеке не может быть только один архетип. Как правило, всегда совмещается два - три архетипа и один из них может быть доминирующим. Для того чтобы быть гармоничной личностью, нужно стараться как-то уравновешивать в себе черты разных типов. Почти в каждом архетипе есть свои недостатки и с ними нужно бороться путем приобретения новых черт характера.

Работы К. Юнга и до настоящего времени остаются для многих загадочными и не до конца понятными. Причиной этому является необычный стиль его психологической теории, который большинством воспринимается не столь однозначно. Тем не менее, если рассматривать теорию Юнга с точки зрения ценности, то она является бесценной.

Так что же такое архетип? Данный термин довольно часто встречается в мифологии. В работах с проведением теоретического анализа его первым начал использовать швейцарский психиатр К. Юнг. Однако он придал этому термину значение, отличное от его конкретного перевода. Архетипы в интерпретации Юнга являются не чем иным, как начальными схемами различных образов, которые воспроизводятся на бессознательном уровне и активизируют наше воображение. И только впоследствии все это находит отражение в снах и мифах, в фантазиях и верованиях человека, в искусстве.

Важно понять, что архетипы - это вовсе не образы, а всего лишь схемы. Их еще называют возможностью и психологической предпосылкой.

У Юнга архетипы обладают формальной характеристикой. Первая из них может проявляться в том случае, когда определенный образ проникнет в сознание и начнет наполняться жизненным опытом. Сам Юнг считал, что благодаря мифотворчеству происходит определенная трансформация. Она и способствует превращению понятия в образ. Порой подобное происходит при невольных высказываниях, относящихся к душевным событиям и носящих, как правило, бессознательный характер.

Несмотря на то что архетип представляет собой нечто бессодержательное, формальное и обобщенное, он обладает определенными свойствами. По мнению специалистов, исходя из уровня своей эмоциональной насыщенности и отчетливости, такие начальные схемы способны увлечь и впечатлить человеческую природу. И только после этого рождается художественный первообраз, столь необходимый для творчества.

Кроме этого, по утверждению Юнга, человечество наследует архетипы. Другими словами, первообразы представляют собой коллективное бессознательное наследие.

Архетип может быть рассмотрен с точки зрения концепции или символа. При этом он объединяет в себе психику, тело, образы и инстинкты. Принадлежность человека к тому или иному архетипу оказывает существенное влияние на его мировоззрение, жизненный сценарий и позицию. Прообраз, доминирующий в психике индивида, задает ему определенный тип мышления, становясь той моделью поведения, которая определяет дальнейшую судьбу личности. Почему мы говорим о доминирующем архетипе? Да потому, что в человеке их может быть не один, а два или три. При этом они находятся в постоянном соперничестве друг с другом. Присущие индивиду архетипы управляют своим носителем. Они определяют направление его деятельности, область интересов, а также приверженность определенным идеалам.

В своей теории Юнг дал описание мужских и женских архетипов. Знание и тех, и других весьма полезно для изучения человеком своего внутреннего «Я», часто скрытого от нас на подсознательном уровне. В этой статье мы рассмотрим мужские архетипы.

Архетип (архаический остаток) - это первообраз, который базируется на определенных символах из мифологии и сюжетах сновидений. В своей новаторской работе немецкий специалист по антропологии Адольф Бастиан впервые озвучил такой термин, как «элементарная идея».Впоследствии швейцарский психиатр Карл Юнг изменил озвученную формулировку, дав ей название «архетип». Именно он стал утверждать, что так называемый архаический остаток представляет собой блок, который строится на базе подсознательного и бессознательного разума.Если расшифровать это утверждение, то любой индивидуум уже при рождении имеет определенную модель «поиска», «ментора» или «героя» на уровне подсознания.

Мужской архетип Гермес

Гермес как архетип Подобно богу-Гермесу, Гермес-архетип обладает как позитивным, так и негативным потенциалом. Изобретательность, талант общения, живость ума и способность действовать быстро -- все эти качества можно использовать и для творческих достижений, и для

14.08.2012, 13:36

Для того, чтобы пройти тест на свой ведущий архетип:

Ответьте на каждое утверждение. Затем подсчитайте общее количество баллов в каждом отдельном блоке. Варианты ответов могут быть - нет (0), возможно (1) и да (2). Там, где количество баллов будет больше, влияние архетипа будет сильнее. Внизу найдете ответы.

Женские архетипы


-A-
  • Я умею намечать цели и достигать их.
  • Я независима.
  • У меня много подруг. Дружба для меня - очень важный аспект.
  • Я безжалостна к своим врагам.
  • Я способна ясно мыслить.
  • Мне хорошо удается справляться с практическими задачами.
  • Я не плохой стратег.
  • Я не считаю, что сочувствие так необходимо людям.
  • Правила социума мне не интересны, я предпочитаю свой внутренний мир.
  • Я часто наслаждаюсь одиночеством.
  • Я предпочитаю видеть во всем духовный смысл.
  • Дом должен быть как храм - чистый и уютный.
  • Я ревнива и умею мстить своим соперникам.
  • Я умею быть верной.
  • Замужество - главное в жизни.
  • Какие бы ужасные не были отношения в супружеской паре - это не повод для расставания.
  • Я очень хорошо знаю, что значит депрессия. Периодически пребываю в этом.
  • Мне приходится делать все самой, потому что лучше меня все равно никто не сделает.
  • Я обожаю кормить и заботиться о других. Мне нравится быть нужной людям.
  • Я считаю, что aборты делать нельзя. В любом случае нужно рожать.
  • Я никогда не прошу открыто чего-то. Все, что мне нужно, люди дают мне и так.
  • Я умею чувствовать людей.
  • Мне часто снятся вещие и значительные сны.
  • Я люблю мечтать и погружаться в воображение.
  • Я могу сказать, что имела достаточно бурных романов в своей жизни.
  • Мои любовные связи обычно очень интенсивные, но не продолжительные.
  • Для меня не важно, что будет в будущем в отношениях с моим возлюбленным. Главное - «здесь и сейчас».
  • Я обожаю наслаждаться удовольствиями и красотой

Мужские архетипы


-А-
  • Я всегда решителен и беспощаден.
  • Главное в работе - это плодотворность.
  • Я обладаю определенной властью и прекрасно управляю ею.
  • Эмоции - это удел слабых.
-В-
  • Мне порой трудно справляться со своими эмоциями.
  • Каждый должен платить по счетам. Зуб за зуб.
  • Семья - моя опора.
  • Я очень хорошо чувствую людей.
-С-
  • Мне хорошо знаком вкус депрессии.
  • Внутренний мир более важен для меня.
  • Меня не привлекает общение с людьми.
  • Я умею создавать создавать свои богатые образы и проживать их.
-D-
  • Я всегда во всем стремлюсь к совершенству.
  • Главное в жизни - это цель.
  • В жизни все можно просчитать.
  • Карьера важнее, чем личные отношения
-Е-
  • Я могу горы свернуть, пока мне будет интересно то, что я делаю.
  • Я не люблю долго пребывать на одном месте. Мир создан для того,чтобы его познавать.
  • Я быстро схватываю идеи и суть любых знаний.
  • Мне не важно мнение других, главное - иметь нужный результат.
-F-
  • Часто чувствую себя козлом отпущения.
  • Я очень быстро реагирую на происходящее.
  • Я предпочитаю подвижный образ жизни. (Спорт, танцы)
  • Мне нравится сексуальная страстность.
  • На людях я порой неловко себя чувствую.
  • Я прекрасно умею справляться с любой мужской работой.
  • Я умею чувствовать и видеть красоту.
  • Работа - лучший лекарь души.
  • Я совсем не похож на других людей. Возможно поэтому они меня не понимают.
  • Главное для меня - естество. Мир и без того такой искусственный.
  • Порой чувствую страсть к жизни.
  • Человек должен попробовать в жизни все.
ОТВЕТЫ

Женские архетипы

A - Артемида
B - Афина
C - Гестия
D - Гера
E - Деметра
F - Персефона
G - Афродита

Мужские архетипы

A - Зевс
B - Посейдон
C - Аид
D - Апполон
E - Гермес
F - Арес
G - Гефест
H - Дионис

"Мужской архетип - это древняя модель мужского поведения; неизменный на протяжении веков способ мужской са­мореализации в социуме, внешнем мире. Каждый ар­хетип дает мужчине специфическую Силу и базовую мотивацию.

Мы выделили семь основных мужских архети­пов- Воин, Философ (учитель), Купец (охотник), Крестьянин, Монарх, Монах, Раб (слуга). Потому что во всех обществах, во всех государственных строях среди мужчин всегда были воины, философы, купцы (предприниматели), крестьяне, монархи (правители, лидеры), монахи (отшельники, юродивые, посвящен­ные) и рабы (слуги, исполнители).

Воин - формирует в мужчине желание бороться и побеждать, провоцировать конфликт и активно дей­ствовать в нем, захватывать новые территории. Ос­новные состояния Воина - возбуждение и торможе­ние. Либо он дерется, либо активно расслабляется (причем женщинам совсем не нравится, как он это делает). Архетип Воина - основной источник мужс­кой агрессии, злости, ярости. Если мужчина не имеет нормальных способов отреагирования агрессии Вои­на (спорт, например, ссоры с конкурентами, началь­ством или просто дураками), он будет невыносим в обыденной жизни. Гармоничный Воин в мужчине дает возможность женщине почувствовать себя защищен­ной - он будет оберегать, охранять и приносить к ее ногам военные трофеи.

Философ - формирует в мужчине стремление познать истину и передать это знание другим. Благо­даря Философу мужчина стремится получить обра­зование (и не одно!), создать свою теорию, объясня­ющую устройство мира и человеческих отношений, а также рассказать об этом многим. Теневая сторона Философа проявляется в ортодоксальности сужде­ний, болезненной привязанности к своим взглядам, негибкости позиции. Гармоничный Философ делает мужчину мудрым, терпимым, дает дар слова, способ­ность к наблюдению и созерцанию. Гармоничный Философ позволяет мужчине быть мудрым отцом.

Купец - формирует в мужчине тягу к приключе­ниям, риску, авантюрам, дает прекрасные коммуни­кативные способности и творческое мышление. Ар­хетип Купца помогает мужчине находить подход и общий язык с разными людьми, манипулировать ими, подводить к нужному для себя решению. Сильный архетип Купца делает мужчину Великим Комбинато­ром. В его голове существует одновременно множе­ство вариантов решения одной задачи. Теневая сто­рона Купца проявляется в стремлении манипулиро­вать людьми, чрезмерной тяге к риску, азартным играм, экстремальным состояниям. Гармоничный Купец формирует в мужчине превосходного Охотни­ка. Кроме того, гармонично развитый архетип Купца по-настоящему притягивает к мужчине деньги.

Крестьянин - формирует в мужчине стремление к стабильной, хорошо отлаженной жизни. Именно ар­хетип Крестьянина в мужчине говорит: «Главное, что ты должен, - это построить дом, посадить дерево и вырастить сына. В этом случае твою жизнь можно назвать удавшейся. Не надо хватать звезд с неба, довольствуйся тем, что имеешь, и не упускай шанс это преумножить!» Крестьянин помогает мужчине де­лать запасы, заботиться о потомстве, быть бережли­вым, прагматичным, дальновидным. Теневая сторона Крестьянина проявляется в жадности, эгоистичном прагматизме, привязанности к материальным ценно­стям. Гармоничный Крестьянин помогает мужчине грамотно обращаться с деньгами, планировать дохо­ды и расходы, усиливает природное чутье.

Монарх - формирует в мужчине стремление к вла­сти, первенству, доминированию во всем. Теневая сто­рона Монарха может сделать мужчину деспотичным, авторитарным, жестоким, самовлюбленным, некритич­ным. Гармоничный Монарх дает мужчине силу брать на себя ответственность, принимать важные решения, покровительствовать и заботиться о близких (а также и далеких). Архетип Монарха- еще один источник муж­ской агрессии. Но в этом случае она уже имеет иной окрас, нежели чем у Воина. Агрессия Монарха возни­кает не сама по себе, а всегда как реакция на непови­новение, неподчинение, несогласие другого, а также в случаях, когда кто-то еще, кроме него, имеет наглость претендовать на роль лидера. Монарх в мужчине злит­ся оттого, что дела идут не так, как он себе представ­лял; люди действуют по-своему, а значит- не дове­ряют ему, самому мудрому и прозорливому! Агрес­сию Монарха просто так не отреагировать в спортза­ле. С этой агрессией мужчина сможет справиться пос­ле того, как кого-нибудь побьет. Только после этого он сможет поразмышлять, анализируя причины неповино­вения и корректируя собственную теневую природу.

Монах- формирует в мужчине самодостаточ­ность, желание жить уединенно, стремление служить высокой красивой Идее. Архетип Монаха дает мужчи­не силу самоограничения, воздержания. Существуетнемало легенд о воинах-одиночках. В тех героях по­мимо архетипа Воина был сильно выражен архетип Монаха. Теневая сторона этого архетипа делает муж­чину замкнутым, недоверчивым, нелюдимым, обес­ценивающим красивые достойные идеи. Гармонич­ный Монах дает мужчине вдохновение служить высо­кой идее (идее Бога, всеобщего блага, мира во всем мире и пр.), внутреннюю и внешнюю дисциплиниро­ванность, самодостаточность.

Раб - формирует в мужчине стремление и способ­ность служить кому-то другому, подчиняться прави­лам, не обсуждая их целесообразность, терпимость к невзгодам и лишениям. Теневая сторона Раба делает мужчину завистливым, неуверенным в себе, тревож­ным, безответственным, недовольным установленны­ми правилами и своими «хозяевами» и при этом отча­янно желающим обладать всеми благами мира бес­ платно и сразу. Гармонично представленный Раб дает мужчине силу подчинения необходимости; способ­ность адаптироваться в системе «пирамиды», жесткой иерархии; стремление четко выполнять приказы, не обсуждая и не критикуя их.

Есть еще один интереснейший мужской архе­тип - это Шут. Он сформировался значительно позднее. Однако сегодня Шут присутствует практи­чески в каждом достойном мужчине, наделяя его чувством юмора, ироничным отношением к жизни, способностью к провокациям, парадоксальностью суждений и актерскими способностями.

Мужская Сила поддерживается одновременной работой всех семи архетипов. Но в зависимости отиндивидуальности мужчины, его темперамента, на­следственности его Мужская Сила может проявлять­ся через два-три архетипа."

Архетип источник силы, которая приходит из бессознательного Мужчина часто сосредотачивается на одном образе или сценарии. Мужчине сложно переключиться с одного образа на другой, почувствовать себя другим, изменить мотивацию просто по своему желанию. Для изменения мужчинам приходится прикладывать определенные усилия не только для того, чтобы перейти от влияния одного архетипа к другому, но и для того, чтобы развиваться внутри одного образа и сценария. Ключевыми метафорами этапов развития мужчины определенного типа выступают события, которые меняли, трансформировали богов.

Аполлон – бог солнца, света и правды Области достижения успеха: Наука, юриспруденция, искусство, педагогика, управление, политика, критика, медицина, индивидуальные виды спорта Мифологическая история: Рос без отца, сын своей матери, соперничал с сестрой. Не везло с женщинами возлюбленными, они его отвергали изменяли ему. Внешний вид: Красивый безбородый молодой человек. Физически довольно слабый.

Психологические качества Аполлона Чувствительный, любит эстетику, нуждается в партнерах любого пола для получения восхищения и подтверждения высокой самооценки.

Психологические качества Аполлона Гибкий. Формирует себе «правильный» образ. производит впечатление такого человека, каким его хотят видеть.

Психологические качества Аполлона Умный, эрудированный. Яркий рассказчик, интересный собеседник. Использует речь для демонстрации своего превосходства. Любит использовать «умные» и «непонятные» слова.

Психологические качества Аполлона Склонен к философствованию, декларируемые идеи далеко не всегда выполнимы в реальной жизни. В теории достигает больших успехов, чем на практике.

Психологические качества Аполлона Рациональность возводит в культ. Свои самые странные, с точки зрения морали, действия и поступки способен объяснить логичными доводами.

Психологические качества Аполлона Умелый тактик, умеет выбирать цель и достигать ее. Хорошо справляется с краткосрочными заданиями, способен однообразно следовать отдаленной цели. Путь достижения цели – прямой, логичный и поэтапный.

Психологические качества Аполлона Редко удается выстроить многоуровневую и разнообразную стратегию. Хорошо получается пошаговое планирование, но обычно не учитывает возможные помехи и испытывает сложности с тем, чтобы быстро сориентироваться в новой для себя ситуации. Хороший генератор идей, но не лидер. Вдохновив на какое -то дело, через некоторое время устраняется из процесса, снизив свою активность или незаметно исчезнув.

Психологические качества Аполлона Самовлюбленный, нарциссичный. Имеет завышенные требования к себе, перфекционист. Тяжело воспринимает неудачи. Испытывает состояние тоски и депрессии, когда ему кажется, что все идет плохо.

Психологические качества Аполлона Нередко чистоплотен до брезгливости. Склонен к ревности, соперничеству, но имеет внутренний запрет на агрессию. Избегает открытого соперничества с авторитетами, прямого противодействия, уверен, что проиграет, выбирает тактику действовать за спиной.

Психологические качества Аполлона В общении сохраняет эмоциональную дистанцию. Бывает то холоден и отстранен, то гневлив и насмешлив. В домашней жизни устанавливает свои правила, которые близкие не должны нарушать ни при каких обстоятельствах и проявляет требовательность к соблюдению этих правил. Способен нанести удар по самым уязвимым сторонам близких людей. В близких контактах может применить физическую силу.

Психологические качества Аполлона Помогает нуждающимся - женщинам и детям. Тянется к проблемным женщинам – непредсказуемым и сложным. Иногда пытается их переделать, но чаще поддается водовороту эмоций и событий.

Психологические качества Аполлона Нередко имеет страхи, наличие которых скрывает. Интимофоб – испытав мгновение реальной интимности, может отталкивать партнершу или критиковать ее. Способен разрывать отношения только потому, что они стали слишком близкими. Защитный механизм: «Я не дам себя бросить. Я сам брошу, а потом еще и посмеюсь» .

Путь развития Аполлона Развитие самостоятельности. Установление связи с «музами» . Переживание момента, когда все рушится. Встреча с обратной стороной медали, чаще это дионисийская сторона.

Гермес - бог торговли, посланник, покровитель купцов, ремесленников, путешественников и воров Области достижения успеха: Торговля, посредничество, психология, менеджмент, управление, журналистика. Внешний вид: Вечный юноша. Мифологическая история: Рожденный вне брака. Активный и деятельный богребенок, прославился воровством и хитрыми проделками. Способен усыплять и пробуждать людей. Был посланцем богов, проводником в Аид.

Психологические качества Гермеса Живость, открытость, приспособляемость. Инициативность. Ему надо все успеть здесь и сейчас. Живет настоящим и немного будущим. Прошлого для него как бы не существует. Путешественник, предпочитает все исследовать опытным путем.

Психологические качества Гермеса Способен играть любые роли, извлекая из этого выгоду и пользу. Умеет посмотреть на ситуацию с разных сторон и примирить разные точки зрения. Часто хорошо осведомлен о том, что происходит с другими, способен оказать полезную услугу.

Психологические качества Гермеса Не различает границ между добром и злом, хорошим и плохи. Основная цель извлечение выгоды. Безответственный, перекладывает вину на какие-нибудь высшие силы или действие рока. Меняя планы не предупреждает окружающих. Легко бросает начатое, потому что не относится ни к чему серьезно. Легко и постоянно опаздывает, привычно извиняется, в полной уверенности, что ему все простят. Не в состоянии создавать и поддерживать зрелые отношения, все время ждет новых приятных ощущений.

Путь развития Гермеса Принятие факта существования правил и ответственности за свои поступки. Обретение глубокого интереса к какому-либо знанию на собственном непосредственном опыте и личного успеха в этом пути. Передача своего опыта другим людям. Принятие существующего порядка вещей. Отказ от инфантильных ожиданий об удобном, привлекательном мире. Освобождение от материнского комплекса, от внутренних наставлений матери, ее запретов и советов. В результате обретение своего мнения и своего пути. Желание установить реальные отношения с женщиной, отличающиеся от отношений сына с матерью.

Арес – бог войны Области достижения успеха: Военное дело, групповой спорт, охрана и защита правопорядка, работа в спецслужбах. Мифологическая история: Породила мать, без всякого участия мужчины. Нелюбимый сын отца.

Психологические качества Ареса Храбрый, смелый, импульсивный. Агрессивный. Предпочитает физическую активность, ему легче действовать, чем обдумывать что-то или переживать. Естественная среда его обитания – мужское братство. Отношения строятся на основе субординации внутренней иерархии. Важная тема – преодоление собственного страха, может идти на осознанный риск, играть со смертью. Хобби – охота, быстрая езда на автомобиле или мотоцикле.

Психологические качества Ареса Ему сложно выразить и объяснить свои чувства. Проявляет агрессию, чтобы уйти от эмоциональных переживаний. Более развитые умеют перенаправлять свою агрессию в активные физические действия, спорт или просмотр боевиков. Хвастлив и самонадеян. Сражается не столько ради победы, сколько ради славы. Любит рассказывать о своих подвигах.

Психологические качества Ареса Верен своему лидеру и группе в целом, установленным правилам, тем, кого необходимо защищать. Для него чрезвычайно важно чувство правоты. Испытывает потребность быть комуто защитником. Устанавливает правила для окружающих, старается их контролировать. Не боится связать себя узами брака, для него это доказательство собственной зрелости. Предпочитает сексуально доминировать.

Психологические качества Ареса Его жизнь проходит в постоянном соперничестве, реальном или воображаемом с другими людьми. Выбирает противника своей весовой категории или сильнее, если сам хочет быть таким. Мстителен, не прощает обиды. Неверность расценивают как предательство. Ревнив, подозрителен, может организовать слежку.

Путь развития Ареса Контроль за эмоциями – этому лучше всего может научить хороший отец. Первый повод научиться владеть своими эмоциями, чтобы пережить сепарацию с матерью, второй – чтобы успешно социализироваться. Подчинение правилам. Важно научиться осознанно делать выбор и видеть далеко вперед, чтобы противостоять сиюминутным желаниям. Взятие кого-то под опеку, чтобы знать ради чего и кого он живет. Нахождение великой цели, смысла своей жизни. Как результат осознанность и осмысленность поступков.

Гефест – бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников Области достижения успеха: Инженерия, механика, программирование, хирургия, сапожное дело, парикмахерское искусство, кулинария, изготовление одежды и ювелирных украшений. Внешний вид: Непривлекательная внешность. Может производить впечатление простофили, человека социально неадаптированного. Мифологическая история: Родился хилым и мать, чтобы не мучить себя жалким зрелищем сбросила его с Олимпа (В реальной жизни это часто история с матерью, которая то любит, то отвергает. Или очень тревожная мать. Или деспотичный отец, требующий чтобы мальчик шел определенным курсом.) Отомстил матери за отвержение. Стал главным изобретателем и мастером ремесленником. Был влюблен в Афину и пытался овладеть ею. Был мужем Афродиты, которая часто изменяла ему.

Психологические качества Гефеста Практик и экспериментатор. Обладает развитыми творческими способностями. Умеет и любит работать руками. Стремится технически усовершенствовать разные вещи.

Психологические качества Гефеста Способен трудиться от зари до полночи что-то изобретая или решая сложную техническую задачу. Старателен и упорен. Серьезный, законопослушный, глубокомысленный. Держится в некоторой изоляции от общества. Любит одиночество, склонен к уходу в себя.

Психологические качества Гефеста Ему свойственно наделять механизмы свойствами одушевленного существа. С женщинами может обращаться как с куклами или живыми механизмами. Любимое занятие или собаку он часто предпочтет женщине. Разочаровавшись человеческими отношениями, может увлечься коллекционированием. Пространство, в котором живет часто превращает в склад.

Психологические качества Гефеста Не ищет соперничества, предпочитает оставаться единственным и неповторимым. Встречаясь с противником испытывает зависть, злобу, особенно если другой имеет то, что нельзя добыть упорным трудом, и может вступать в откровенную борьбу. Подозрителен. Обладая талантом, страдает из-за несправедливого отношения окружающих и вместе с тем часто отталкивает тех, кто хочет помочь. Ему не свойственно прямо выражать своих чувств и эмоций, он их скрывает, сублимирует в творчестве или накапливает, пока не «рванет» .

Путь развития Гефеста Творческая реализация. Обучение в выбранной специальности, самодисциплина, планомерность в деятельности. Цель – стать мастером своего дела. Получение социального признания. Задача – найти место, где его оценят по достоинству. Преодоление негативного материнского влияния: Научиться узнавать и нейтрализовать голос матери внутри, который оценивает, сомневается, обвиняет. Отказаться от построения отношений по принципу материнско-сыновьих. Оживление механизмов. Вывести в реальную жизнь свои изобретения.

Дионис – бог виноградарства и виноделия Области достижения успеха: Артист, музыкант, певец, скорее экспериментаторских направлений. Организация досуга, светских мероприятий. Литературное творчество, журналистика. Продвижение политических, религиозных идей, музыкальных, художественных, литературных течений. Изотерика, оккультизм. Внешний вид: Экстравагантный. Протест против официоза, неформальная одежда. Длинные волосы. Борода. Стилизация варварства: Металл в одежде. Татуаж. Серьга в ухе, украшения на пальцах и шее. Мифологическая история: Психотравмы в раннем детстве. Смерть матери, отвержение отцом, сумасшествие приемных родителей. Воспитывали как девочку.

Психологические качества Диониса Склонность к игре, творчеству. Свободолюбие. Магическое мышление: видение мира целым, полным таинственных взаимосвязей, угадывание знаков и примет, предвидение будущего, разгадывание прошлого (способ снизить тревогу, сохранить связь с природой, чтобы избежать одиночества).

Психологические качества Диониса Легко бросает насущные дела и предается влечению инстинктов или общему течению. Легко присягает в преданности каким-нибудь идеологическим принципам. На какой-то период групповые ценности могут стать для него важнее индивидуальных. Ради развития идеи он способен пожертвовать не только собой, но и другими, близкими или незнакомыми.

Психологические качества Диониса Имеет склонность к разрушению существующего порядка. Увлечение алкоголем, наркотиками (раствориться в небытии, на какое-то время залечить раны, заполнить пустоту в душе или просто отвлечься). Склонность к саморазрушению (боль приносит ощущение жизни).

Психологические качества Диониса Непредсказуемость, агрессивность, склонность к экстатическим переживаниям. Способен кардинально менять направление своего движения. Эмоциональность, способность целиком отдаваться страсти. Взаимодействие с женщинами на равных. Измененные состояния сознания.

Путь развития Диониса Связан с трансформациями. Сложно предсказать, что станет переломным или поворотным моментом. Автономия от материнского влияния (алкоголя, наркотиков, сексуальных излишеств) под влиянием отцовской фигуры (например, авторитета в избранной области, или наставника). Этот первый опыт утверждения мужского Эго дает возможность стать автономным, но не спасает от дальнейшего безумия. Обретение разумности и самоконтроля, умения выходить из-под действия стихии, когда это нужно. Работа в бессознательным: разделение материнского комплекса и реальной матери (осознанное принятие ее реальной женщиной, такой, какая она есть). Достижение социального признания, почитания и уважения людей. Контролируемая спонтанность, творческая самореализация Супружество с Ариадной. Девушкой, которая помогает мужчинам выйти из лабиринта. Важно найти эту Ариадну в себе – Аниму, которая поможет выйти из лабиринта чувств, эмоций, состояния близкого к безумию.

Зевс - бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона Области достижения успеха: Политика, государственная служба.

Психологические качества Зевса Харизма, обаяние, эталонность для окружающих. Организаторские способности, позволяющие устанавливать собственные порядки. Основная цель – власть. Эгоистичность, тщеславность.

Психологические качества Зевса Высокая работоспособность. Способность находить союзников и заключать с ними партнерские сделки. Умеет менять стиль руководства в зависимости от ситуации (дерективный, коллегиальный или нейтральный). Контролирует жестко лишь соблюдение самых важных постулатов. Подозрительность.

Психологические качества Зевса Обладает политической беспринципностью, прав тот, кто наиболее удачлив и успешен. На этапе успешного овладения властью может появиться ощущение вседозволенности, нарушение всех мыслимых моральных норм. В брак вступают по расчету – привлекательная, безличная жена, как доказательство положения мужа. Имеют внебрачные связи.

Путь развития Зевса Условно можно назвать путем развития, такой человек уже вырос и стал сам себе хозяином, это скорее оптимальный способ существования. Победа над врагами. Изгнание тех, кто не вписывается в структуру. Построение своей системы: установление законов и выстраивание системы отношений. Важно помнить о правилах: «Король должен быть овчаркой, а не волком» . Еще лучше, когда правитель пастух и способен предвидеть больше, чем овчарка. Сопротивляемость групповым фантазиям. Развитие умения сохранять нейтральность и позволять событиям идти своим чередом. Противодействие стихии и подавление бунтов. Выявление и усмирение бунтующих подчиненных. Предвидеть события и предупредить их нежелательное развитие.

Посейдон – владыка морей Области достижения успеха: Предпринимательство, бизнес. Собственное дело, хозяйствование. Промышленность, рыболовное, морское дело. Режиссура, руководство художественными коллективами. Внешний вид: Экстравагантность. Демонстрация своим внешним видом благосостояния. Мифологическая история: Владыка вод. С буйным нравом и стремлением к независимости от брата. Соперник Афины. В гневе насылает бедствия, потом проявляет милость. В детстве переживал ситуации обделенности и обиды (предпочтение матерью другого ребенка, осознание имущественного или социального неравенства). Судьба его, то награждала, то наказывала, то прижимала к груди, то отшвыривала прочь.

Психологические качества Пасейдона «Бывалый человек» , может быть солдат или путешественник, много чего повидал и много чего умеет и знает. Часто становится неформальным лидером в группе, где строит своеобразную иерархию, устанавливает кодекс чести. Берет на себя ответственность за команду. Решителен, настойчив, обладает развитой волей к победе.

Психологические качества Пасейдона Больше всего ценит личную независимость, самостоятельность в принятии решений. Спонтанный, эмоциональный. Готов идти на риск. Признает главенство власти, но доказывает свою независимость от нее. Меряется ресурсами своей власти и богатством. Мстителен, не прощает предательства. Использует всю свою власть и влиятельность, чтобы причинить вред обидчику.

Психологические качества Пасейдона Тщеславен, не видит ничего предосудительного в незаслуженных почестях, полагает, что можно купить и славу, и уважение. Склонен к разгулам и обильным застольям. Увлекается азартными играми. Щедр, расточителен. Занимается спонсорством, благотворительностью. Если что-то препятствует внешней реализации может превращаться в самодура. Если Посейдон сильный, он способен в случае неудачи подниматься и начинать все с начала.

Психологические качества Пасейдона Собственник, считает свое имущество неотчуждаемым, включая женщин, детей и собак. Привязан к детям и покровительствует им. Часто меняет жен и любовниц. Любит по-своему пошутить, часто зло. Если что-то препятствует внешней реализации может превращаться в самодура.

Путь развития Посейдона Определение территории, владения. Принятие на себя ответственности. Важно четко ограничить сферу своей деятельности, интересов и влияния. Лучше не мешать Зевсу и не быть с ним тесно связанным. Никогда не посягать на права Аида – владыки мертвых и носителя некоей тайной власти. Экспансия, расширение сферы влияния. Вытерпеть принуждение и наказание. Принятие своего жребия. К старости он не меняется, только становится более равнодушным к забавам и менее азартным и вспыльчивым. И в старости сохраняет склонность к чудачествам.

Аид – владыка подземного царства мертвых Области достижения успеха: Специальные службы. Колдовство, оккультизм. Тайное знание, возможно с творческим воплощением. Художественное искусство. Монашество. Внешний вид: Маска. Мифологическая история: Часто вырастает в семье, где есть страшная тайна, о которой не рассказывают даже ему. Не вступал ни в какие интересные отношения с другими богами, за исключением похищения своей супруги. Уход на второй план – так выпадает жребий. По собственной воле редко выбирают подобную участь. Имеет много имен.

Психологические качества Аида Одинок, предпочитает уединение в своих фантазиях. Держится в тени, преследует собственные цели. Отношения с окружающими функциональные. Взамен чувств у него либо разум, либо контроль, либо божественность. Часто творчески одарен. Иррациональное мышление, странное поведение. Обладает скрытой от других информацией. Организатор и участник мистификаций. Аскетичен, живет в своем символическом мире. Не нуждается ни в общении, ни в отношениях, ни в чувствах, ни в удобствах. В этом нет преодоления себя, для него это в порядке вещей.

Психологические качества Аида Меланхоличен, страдает от собственного несовершенства и несовершенства мира, от убогости происходящего и невозможности ничего изменить. Возможна склонность к саморазрушению. Рядом с собой никого не замечают, видят лишь свои тени и проекции. От женщины рядом ждут заботы, постели, уюта, такого каким они его видят и часто защиты их прав в земном мире. Если она будет навязчива вмешиваться, может быть изгнана. Ее участь – быть тихо счастливой от того, что делит участь с таким исключительным существом.

«Бог» как психический факт есть типичный автономизм, коллективный архетип /…/ Поэтому он характеризует не только все высшие формы религии, но спонтанно возникает и в индивидуальных сновидениях. Архетип как таковой является бессознательным психическим образом, но он обладает реальностью, независимой от установки сознательного разума. Подобное психическое существование не следует путать с идеей метафизического Бога. Существование архетипа не утверждает существование Бога, но и не выражает каких-либо сомнений в том, что он существует. Бого-образ, созданный в спонтанном акте творения, представляет живую фигуру, бытие, существующее по «своему собственному усмотрению» и поэтому независимо конфронтирующее со своим показным («мнимым») творцом. /…/ Поскольку этот процесс естественный, то он не может быть решен в контексте вопроса: то ли Бого-образ сотворен, то ли он сотворил себя сам. Наивный интеллект не может принять в расчет его автономность и поставить диалектическую взаимосвязь на практические рельсы. Он делает это, призывая божественное присутствие во всех трудных и опасных ситуациях, с целью переложить все свои невыносимые тяготы на Всемогущего, и в ожидании соответствующей помощи от подобной терпимости. В психологическом смысле это означает, что комплексы, взвешиваемые в душе, сознательно переносятся на Бого-образ /…/ В любой религиозной практике чрезвычайно важно, чтобы человек оставался в осознании своих трудностей и тягот, — другими словами, сознавал свои грехи. Превосходным примером этому является взаимное признание греха. В действительности весь внутренний опыт проистекает из бессознательного, над которым мы не имеем никакого контроля. Но бессознательное есть природа, которая никогда не обманывает; только мы сами обманываем себя. Все психически могущественное неизменно именуется «богом». В то же самое время «Бог» противостоит человеку и впечатляюще отстоит от него. Но любовь сродни обоим. /../ Любовь не выглядит пустяковой вещью: она и есть сам Бог. В психологическом ракурсе эта функция отношения с одной стороны, и чувственное психическое состояние — с другой, что, как мы видим, практически совпадает с Бого-образом. Бого-образ был духом, который нуждался в духе человеческом. Современный цивилизованный человек, по-видимому, очень далек от всего этого. Он просто стал невротиком. Оттого потребность в христианских общинах по необходимости должна была исчезнуть вместе с утратой их смысла и значения. Мы даже не знаем, от чего призвана охранять нас эта община. В глазах просвещенных людей религиозность придвинулась, и даже очень близко, к неврозу. Необходимо согласиться с тем, что христианский акцент на духе неизбежно ведет к невыносимому обесцениванию физической стороны жизни и, таким образом, создает нечто вроде оптимистической карикатуры на человеческую природу. В двух мировых войнах нам открылась бездна, преподавшая нам наиболее поучительный урок, который только и можно было себе вообразить. Теперь мы знаем на что способны люди и что хранится на нашем складе, если когда-либо снова массовая психика вздернет вверх правую руку (приветствие фашистов) /…/ В той мере, в какой современный разум страстно занят предметами совершенно другого рода, нежели религия, последняя и ее предмет, т.е. изначальная греховность, отошли на задний план, т.е. почти ушли в бессознательное. Поэтому в наши дни не верят ни в то, ни в другое. Люди бранят психологию за то, что она погрязла в нищенской фантазии. Между тем даже самый мимолетный взгляд на историю античной религии и морали позволяет увидеть, каким демонам дает прибежище у себя душа человека. С неверием в нравственную грубость человеческой природы соединяется неверие и в мощь религии. Явление, хорошо известное каждому психоаналитику, а именно — бессознательная трансформация эротического конфликта в религиозную деятельность, представляет собой нечто, совершенно лишенное всякой этической ценности, просто истерическую подделку, тогда как тот, кто своему сознательному греху столь же сознательно противопоставляет свою религию, тот совершает нечто, чему с исторической точке зрения нельзя отказать величие.Такое отношение является здоровой религиозностью. Бессознательной же трансформации эротического в религиозное следует сделать упрек в сентиментальном позировании, лишенном всякой нравственной ценности. /../ Через смещение интереса от внутреннего к внешнему миру наше знание природы тысячекратно увеличилось по сравнению с предшествующими веками, но знание и опыт в отношении мира внутреннего соответственно сократилось. Религиозные интерес, который должен был бы оставаться наивысшим и самым решающим фактором, во внутреннем мире утратился, и наиболее значительные догматические фигуры истощились до незнакомых и непостижимых рудиментов, некой добычи для разного рода критики. Даже современная психология переживает огромную трудность в утверждении права человеческой души на существование, в статусе, заслуживающем доверия; что душа — это форма существования со свойствами, которые могут быть исследованы, и поэтому является подходящем объектом для научного изучения; что она не нечто, пришпиленное к потустороннему, но обладает также и внутренней автономностью, и своей собственной жизнью; что это не просто эго-сознание, а некое существование, которое во всех своих ипостасях может быть проявлено лишь косвенном образом. (цитаты из книги «Символы трансформации») Как наиболее консервативная из всех производных человеческого разума, религия сама по себе является мостом к вечно живому прошлому, которое все еще существует и воздействует на нас. Религия, которая не в состоянии ассимилировать мифы, забывает о присущей ей функции. Ее духовная витальность зависит от близости к мифу и может сохраняться, только если каждое поколение переведет миф на свой язык и сделает его существенной частью своего мировоззрения. Психология, будучи наукой, наблюдает религиозные идеи с точки зрения их психической феноменологии, не вдаваясь в их теологическое содержание. Она относит догматические образы к категории психических содержаний, поскольку психика является целью ее исследования. (цитаты из «Таинство воссоединения»)