» » История округа. Старт в науке

История округа. Старт в науке

Б алаклава. Название маленького городка в 15 км. от Севастополя известно практически во всем мире. Ведь именно на этой земле рождались завораживающие легенды, шли кровавые военные сражения и случались самые красивые романтические истории.

Тихая бухта, окруженная горами и ближайшее соседство с морем привлекло тавров — древних жителей Балаклавы еще в VIII вв. до н. э. Именно с ними и их домом связан миф Гомера об Одиссее, где одним из мест, посещенных главным героем, является именно Балаклавская бухта.

История Балаклавы поистине удивительна. Начиная с VI века до н.э на нее претендовали практически все правившие в то время империи. Греческий, римский, византийский, турецкий периоды сменялись один за другим в жизни этой живописной бухты. Она терпела разрушения, а затем процветала, ее осаждали и снова освобождали, засекретили как военную базу и в итоге — сейчас это первоклассное туристическое место, со своей уникальной историей и достопримечательностями прежних эпох.

Сейчас Балаклава — это район Севастополя, входящая в состав Севастопольских бухт. Бухта удивительно напоминает европейский портовый город. Возможно, кристально белыми яхтами, и расположенными вдоль пирса разноуровневыми рыбными ресторанчиками, мягкой атмосферой и доброжелательными лицами туристов. Для ознакомительной прогулки можно взять экскурсию на маленькой яхте по заливу.


…Не везде в Балаклаве «очень кристально белые яхты», но многие очень красивые и веселые. Фото: travel-hystory.com

Экскурсоводы знают этот городок как самих себя и с искренним удовольствием ответят на все возникающие вопросы путешественников. После их слов такая загадочная Балаклава становится новым ярким открытием, ведь каждое здание или оставшиеся от него руины, возвышающие над уровнем моря, наполнены событиями многовековой давности, у каждого своя драма или счастливая история.

Интересным для посещения будет Военно-морской музей.


Военно-морской музей Балаклава, Фото: static.panoramio.com

Строительство комплекса началось в 1957 году и относилось к секретному государственному уровню. Проект представлял собой подводную гавань для укрытия и ремонта подводных лодок. Строение было оборудовано складами для хранения продовольственных продуктов, топливными хранилищами, тайниками для военного снаряжения и боевых снарядов.


Музей подводных лодок в Балаклаве Фото: krym4you.com
Комплекс представляет собой сооружение колоссальных размеров и скрывается под 120-метровой толщиной горных пород и таким образом рассчитан на устойчивость к попаданию атомной бомбы.

В скрытых от окружающего мира штольнях работали почти 1000 человек. По своему назначению сооружение использовали почти 30 лет, а сейчас это музейный комплекс, готовый принять всех желающих.

Балаклава — город военной славы и на всей его территории расположены памятники и стелы воинам и морякам — героям, державшим оборону Севастополя, воевавших в Балаклавском сражении и отважно пожертвовавших своими жизнями для спасения многих людей.


Балаклава. Стела посвящённая мужеству и стойкости советских подводников, фото: Sergey Nikitin

С восточной стороны бухты, на вершине мыса расположена генуэзская крепость, именуемая Чембало. Первые упоминание о создании именно этих крепостных укреплений обнаружены в 1343 году. На протяжении веков, крепость захватывали, поджигали и разрушали бесчисленное количество раз, но с таким же рвением происходило ее восстановление и строительство более мощных ее элементов. В настоящее время от генуэзской крепости остались руины, но именно в них заложено столько эпохальных событий и местные старожилы и экскурсоводы с удовольствием расскажут подробно о всех исторических секретах.


Крепость Чембало, фото: russian.crimea-photo.com

Можно посетить живописные галечные пляжи юго-восточнее Балаклавы. Но учитывая их расположение у основания скал, добраться возможно только на водном транспорте.

Одно из первых упоминаний о Балаклаве, дошедших до наших дней, можно найти в поэме Гомера "Одиссея", в ней Гомер описывает события 12 веке до нашей эры:

"В гавань красивую там мы вошли. Ее окружают скалы с обеих сторон непрерывной стеною. Около входа высоко вздымаются друг против друга. Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань. Там племя мы встретили кровожадное Лестригонов" Как сходятся историки - это было племя Тавров, обитавших в то время в этим местах.

Второе упоминание о Балаклаве, тоже находится в греческом эпосе, про двух друзей Аресте и Пилате которые прибыли сюда спустя 10 лет после высадки Одиссея. На берегах Балаклавы, где живут кровожадные листригоны, им нужно было выкрасть статую Артемиды. Первое греческое название Балаклавы - Сюмболон Лимен, что означает "Бухта предзнаменования". Следующее название, которое встречается в истории - это название, под которым мы сейчас и знаем город, Балаклава. Название Балаклава имеет два перевода с татарского - "Рыбье гнездо" и "Рыбная погода". Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов.В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством Плавтия Сильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон. В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам. В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение. В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу. В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть сумев выбраться из окружения добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".
Во время пребывания англичан в Балаклаве, была отстроена первая деревянная
набережная в городе, позже она стала называться набережной Назукина. Появилось множество торговых лавочек, ремесленников. В это же время англичане начали строительство первой железной дороги в Крыму, она соединяла Сапун-гору с Балаклавой, протяженность составила практически 13 км. На протяжении всего периода нахождения англичан, в городе все время было не спокойно, постоянные убийства, виселица не пустовала и на день. Английские матросы, по одному практически не перемещались по городу, а в окрестности выходили только группами, очень сильное было сопротивление местными жителями.

Уже в 1856 году порт в спешном порядке покидают англичане, город практически заново разграбили, а отстроенную железную дорогу разобрали и продали туркам.
Восстановление города полностью завершилось в 1871 году, город становится одним из популярных курортов русской аристократии.

В 1887 в городе была открыта первая гостинца "Гранд Отель" и через год князь Юсупов построил на противоположном берегу бухты охотничий домик, Балаклава набирает свою популярность.

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.
В период второй мировой войны оборону города держали практически год, русские войска оставили город практически стертым с лица земли.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память войнам погибшим в "Долине смерти".

В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ.

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ.

Довольно небольшой Крымский городок, каких немало есть на свете. Тем не менее, Балаклаву знают во всём мире - это не просто знаменитый топоним, но и нарицательное понятие. История Балаклавы окутана легендами, наполнена сражениями и романтическими приключениями.

В VI веке до н.э греки основали на западе Гераклейского полуострова город Херсонес. В этот период Балаклавская бухта носила греческое название Сюмболон Лимен («бухта предзнаменований»). В 63 г. до н.э. после завоевания Римом Балканов и Малой Азии, в истории Балаклавы начался Римский период. В это время, Балаклава была процветающим и мирным краем, но это длилось недолго. В III веке началось великое переселение народов и в Крым ринулись полчища готов и гуннов. С начала VI века, Крым взяла под свою опеку Византия.

В 1357 генуэзцы у берегов возвели крепость, под названием Чембало (от Сюмболон). Второй их постройкой, был , неподалёку от крепости. Чембало была важным форпостом Генуи и в 1433 году поднялся бунт греческого населения Балаклавы против генуэзской колонизации. Почти год крепость и город находились в руках повстанцев, но в июне 1434г. шеститысячное войско из Генуи сумело вернуть себе Чембало.

В 1453 году Византия пала под ударами Османской империи, но уже в 1475 году без боя захватила турецкая армада. В истории Балаклавы начинается турецкий период Сюмболон Лимен получает новое имя «Балыклагы» (рыбное место, гнездо).

Была и в руках запорожских казаков, но это длилось недолго, летом 1625г. бухту захватил турецкий флот. С 1771 года крепость Чембало турки сдали без боя во владения князя Долгорукова. с этого времени стала первым пристанищем российского флота. Спустя три года, Турция признала независимость Крыма, подписав с Россией Кючук-Кайнарджийский мирный договор, а в апреле 1783 года манифестом Екатерины II Крым присоединился к России.

Дорога к крепости Чембало

В период Крымской войны 1854-1855г. в находились английские войска. Англичане построили первую в Крыму железную дорогу, магазины, гостиницы, развлекательные заведения. В октябре 1854 г. в Балаклавской долине произошло знаменитое Балаклавское сражение , в ходе которого англичане потеряли большую часть легкой кавалерии. Но это были ещё не все беды для британцев. Спустя месяц на Чёрном море поднялась буря, потопившая 30 и сильно повредившая не менее 40 кораблей союзников. Эта буря стала причиной появления легенды о «золоте Черного принца», в следствии чего в 1923 года создали Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Впервые в литературе прославил А.С.Пушкин, после путешествия 1820 г. к древнему . В 1840г здесь был ещё один не менее знаменитый русский поэт – М.Ю.Лермонтов в сопровождении со своей возлюбленной из Франции Адель Оммер де Гель. Летом 1907 года в Балаклаве отдыхала и лечилась поэтесса Леся Украинка, об этом можно узнать посетив Ялтинский музей Леси Украинки.

А.С.Грибоедов, И.А.Бунин, А.П.Чехов, А.Грин, А.Н.Островский, Л.Н.Толстой, М.А. Горький посещали Балаклаву , воспевая её в своих творениях. Но больше всех любил Балаклаву А.И. Куприн, здесь он черпал вдохновение для своих очерков, рассказов и повестей. Он прожил в Балаклаве 1904 - 1905 гг. , пока не был сослан из Крыма за написание очерка «События в Севастополе».

Музей подводных лодок

В годы Великой Отечественной войны во время второй обороны Севастополя оказывается привлекательной для немцев. На её захват была брошена 72-я пехотная дивизия в сопровождении танков. Большие потери понесли защитники Балаклавы и были оттеснены в район генуэзской крепости. Последним оборонительным рубежом Балаклавы вновь становится . Защитники генуэзской крепости, заняв 20 ноября 1941г. оборону, за пару месяцев отбили около 70-ти атак фашистов, без единой потери. Оборона Балаклавы длилась по 1942г., а уже в 1944 году, советские войска освободили Балаклаву.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.

В современном мире присоединение Крыма к России - самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение». По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать.

"Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и - вековечная мечта - выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе - это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» . Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.

Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.

После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.

Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.

Цель работы : определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.

В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:

    Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.

    Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.

    Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.

    Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.

Перспективы исследования.

В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.

Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.

Глава 1. Из истории местечка Балаклава

Балаклавская бухта - уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции - о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].

В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.

В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в "Долине смерти".

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.

Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС

Балаклава - небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта - уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).

Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место - база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок, который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы .

Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом (Приложение 5).

Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривен.

Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись "Счастливого плавания!", расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными "волчьими ямами" почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие "кладоискателей", но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, - это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).

Глава 5. Современное состояние секретного объекта

На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей - "в назидание потомкам". Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.

В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.

Заключение

Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его

развития.

Секретный объект в Балаклаве - это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.

Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены

Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.

Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.

Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.

Список используемой литературы

    Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.

    Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с

    Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.

    Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.

    Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.

    Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 - 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.

    Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.

    Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)

    www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/

    virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

    http://anastgal.livejournal.com/909772.html

    http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html

    http://www.viza-yalta.com/country.php

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.youtube.c

Приложение 1

Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)

Приложение 2

История создания объекта (редкие кадры-фото автора)

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Приложение 3

Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.

Приложение 4

Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.

Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы

Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.

Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...

Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.

Головная часть торпеды.

Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.

Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.

В одном из стендов

Модель современного корабля

Вход в подводную лодку

1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.

Торпеда и тележка для перевоза торпед

Туннели, по которым проплывали подлодки.

Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями

Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.

Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды

Одна из подводных лодок.

Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.

Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.

Как и обещала рассказываю о наших дальнейших приключениях в Севастополе. Здесь огромное количество мест, которые стоит посетить и осмотреть. Большинство достопримечательностей Севастополя я осветила в . Теперь расскажу о не менее интересном пригороде.

Балаклава – город-призрак

Всего лишь 15 минут на машине от Севастополя, и мы прибыли в замечательный городок Балаклава. Это огромная бухта, окруженная скалами, на склонах которых вольготно разместились белоснежные домики.

Бухта имеет изогнутую форму, и именно по этой причине с моря совершенно не виден вход в морпорт. Море здесь очень тихое, благодаря тому, что залив окружен горами. Ветерка практически нет. Купаться одно удовольствие. Чем мы и не преминули воспользоваться, берег довольно пологий и даже ребенку было не боязно заходить в воду.

Интересный факт, оказывается, что Балаклаве уже 2500 лет. Она воспевалась многими поэтами и писателями. В частности, Куприн посвятил именно этому городку целую серию рассказов под названием «Листригоны». А также именно это побережье описывает Гомер в «Одиссее».

До недавнего времени этого города вообще не существовало. Нет, в реальности, Балаклава существовала, но не ее не было ни на одной карте. Так как это был очень важный стратегический объект. Почему? Читайте ниже.

Набережная Балаклавы

Очень красива набережная Балаклавы. Здесь так классно прогуляться пешочком и полюбоваться великолепными морскими видами. Также радует наличие бесплатного интернета. Но есть тут и определенный жирный минус. Прямо на набережной все автолюбители паркуют свои машины. Все заставлено довольно плотно, но все бы ничего, если бы нам не встретилась парочка лихачей, которые с довольной большой скоростью гоняли прямо по пешеходным дорожкам.

Странным было то, что в радиусе взгляда не было ни одного полицейского или хотя бы охранника. Так что, если будете с детьми, то не расслабляйтесь и ребенка одного не отпускайте.

Мне Балаклава напомнила Монте-Карло.

Правда есть определенное сходство. Красивые дачи богатеньких мажоров, шикарные яхты у набережной.

Церковь 12 апостолов


На улице Рубцова 43 находится самая древняя церковь Крыма. Год ее постройки датируется 1357 годом. На самом деле ничего особо примечательного в постройке нет, все просто, без изысков и излишеств. Вы знаете, даже не могу описать сооружение. Все банально.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Музей подводных лодок

Улица Мраморная 1

Вот здесь действительно интересно. Все дело в том, что в годы холодной войны, Балаклава была строго-настрого засекреченным объектом. Даже самого поселка не было на картах. Здесь в огромной скале был прорублен тоннель, в котором находились стратегически важные объекты по строительству и ремонту подводных кораблей. Комплекс поистине огромный и являлся еще и бомбоубежищем на случай возможной войны.

Двадцати сантиметровые стальные двери и укрепленные забетонированные стены с легкостью выдержат удар ядерной бомбы. Огромное количество цехов, причем каждый интересен по-своему. Здесь свободно поместиться 10 подлодок с экипажами и более 3000 людей. Можете представить себе масштаб? Здесь нам предложили 2 варианта экскурсии по воде, и по суше.


Сперва мы осмотрели все с воды, а на следующий день вернулись еще раз для сухопутной экскурсии. Можете мне поверить, но здесь нереально интересно и нас нисколько не напрягло, что экскурсия двойная. Сразу хочу предупредить, в комплексе очень холодно, не более 10 градусов плюсом. Поэтому не будьте легкомысленны и запаситесь теплой одеждой.

Мыс Фиолент

Тигровый мыс находится на западе Балаклавы. С эти местом связано множество легенд. Говорят, что именно тут древняя жрица таврского племени приносила человеческие жертвы для умасливания аппетита идолов. Жертвами всегда были иноземцы. А древние греки возвели тут храм богине Артемиде и назвали этот мыс Божественная страна.

Не отставали от предшественников и христиане, возведшие здесь храм Святого Георгия, который по преданию спас греческих мореплавателей, потерпевших крушение.


На территории храма есть источник со святой водой, которую может набрать с собой любой желающий. Данная водичка обладает чудодейственными свойствами и исцеляет немощных.

А вообще это местечко очень красивое, особенно в утренние часы, когда солнце только поднимается в небо и озаряет своими лучами море и горы. Здесь также несколько великолепных пляжей: Затерянный мир или Яшмовый.


Чистейшая вода, ухоженная прибрежная линия – все это абсолютно бесплатно. Есть и халявные лежаки с зонтиками, а вот это уже реально удивило.

Фрегат «Черный принц»


Да, наверно, не только я хотела бы увидеть этот корабль. Желающих явно очень много, а после того, как я вам рассажу легенду, мои дорогие читатели, желающих встретить этот фрегат точно прибавится. В далеком 1854 году у берегов Балаклавы разыгрался очень мощный шторм, потопивший немалое количество судов. Среди потонувших и был знаменитый «Черный принц», на борту которого находилось огромное количество золота, предназначенного для жалованья всей английской армии. А теперь внимание, сокровища не найдены до сих пор! Ну, что махнем, не глядя на поиски сокровищ?

Шапка Балаклава

Всем известная шапочка-маска с прорезями для глаз была придумана именно в Балаклаве. Эта идея принадлежит англичанам. Во время Крымской войны выдалась неимоверно холодная зима и бойцы английской армии придумали этот атрибут для утепления. Теперь же это непременный аксессуар спецназовцев и туристов-экстремалов.


На юге Балаклавы находятся весьма живописные горы, которые мы не преминули посетить всей компанией. Очаровательный сосновый бор, цветы и травы. Целебный горный воздух просто напоен ароматами трав и сосен. Мы разбили палатку прямо в бору неподалеку от бухты.
Костер, шашлыки и песни под гитару под сиянием огромных южных звезд, что еще нужно туристам. Это была незабываемая ночь, которая запомнилась нам всем надолго. Кстати, там располагается немало туристов-дикарей. Так что не бойтесь забраться в горную чащу, даже там вы не останетесь в горном одиночестве. Но меры безопасности все же соблюдайте, не ведитесь на головокружительный горный воздух и всеобъемлющее умиротворение.

Дельфины

Мы узнали, что в море можно свободно увидеть дельфинов. Недолго думая, был арендован катер. Красота, скажу я вам. Балаклава с моря еще более великолепна, чем с суши. Зеленая бухта. Нам повезло и дельфинов мы действительно встретили. Они очень забавно резвились и пищали в воде.

Я насчитала более 15 штук. Наш друг совершил экстремальный поступок, взял и прыгнул в море к дельфинам. На всеобщее удивление, они окружили его плотной стайкой и стали общаться. Ему даже удалось прокатиться на плавнике одного из дельфинов.
Эти рыбки действительно очень общительные и добрые.

Пока мы путешествовали по городу, то посетили несколько замечательных кафе и ресторанов.

Где покушать в Балаклаве

Ресторан «Капрал»


Естественно, что, находясь на море, не отведать рыбки будет преступлением.

На набережной города количество ресторанов просто зашкаливает. Это и неудивительно, ведь Балаклава – туристический город. Мы не смогли пройти мимо одного с интересным названием «Капрал». У этого ресторана есть терраса, на которой можно расположиться и отведать дары моря. Цены доступные, а блюда необычайно вкусные.


Рыба используется самая свежая, выловленная в окрестностях. Сходите в хороший ресторан. Конечно, денег вы оставите побольше, чем в кафе, но и воспоминания останутся более существенные.

Кафе на колесах


Есть и кафе общепита. Такие машинки-вагончики. Там можно перекусить на бегу. Меню в разных машинах существенно отличаются, то есть можно выбрать разные блюда для праздника живота. 3