» » История мангазеи. Легенда Заполярья. Исчезнувший город Мангазея. Что посетить.Краткая история и интересные места

История мангазеи. Легенда Заполярья. Исчезнувший город Мангазея. Что посетить.Краткая история и интересные места

Россия, Сибирь, Легендарная Мангазея. Село Туруханск.

Мангазея- первый русский город Восточной Сибири, основан в 1600 году на правом берегу реки Таза, вел значительную торговлю и считался главным пунктом Нижне-Енисейского края, после двух пожаров обеднел настолько, что во 2-й половине XVII века окончательно запустел.

Местоположение и проезд

Аллегорический город

Село на берегу реки Нижняя Тунгуска, приток Енисея.
Географические координаты : Широта 65°47′36″N (65.793214);Долгота 87°57′33″E (87.95917).
Проезд из Москвы: самолетом до Красноярска-4 час. 30 мин, далее самолетом до аэропорта Туруханска-2 час. 30 мин или из Красноярска по Енисею на речном транспорте (речной вокзал на берегу Енисея в г. Красноярск)

Проезд из Санкт-Петербурга:самолетом до Красноярска-4 час. 50 мин, далее самолетом до аэропорта Туруханска-2 час. 30 мин или из Красноярска по Енисею на речном транспорте (речной вокзал на берегу Енисея в г. Красноярск)
Расстояние от Москвы- 5500 км., от Санкт-Петербурга- 6200 км.

Что посетить.Краткая история и интересные места

Что посетить. Интересные исторические и географические объекты.
В селе существует вся инфраструктура современного населенного пункта: Школы, детские сады, магазины, аэропорт.
Краткая история и описание этих земель.

В описаниях голландских экспедиций, сделанных Яном ван-Линшотеном и опубликованных в 1601 году с весьма интересными картами того времени, говорится, что вторая голландская экспедиция, состоящая из 6 судов, нагруженных товарами и деньгами, прибыла к Югорскому Шару 19 августа 1595 года, где встретила лед. От русских промышленников и самоедского князька она собрала чрезвычайно интересные сведения, что лед в скором времени исчезнет и что лето продолжится еще 7 недель, и что иногда пловучий лед держится в проливе все лето, что зимой пролив замерзает, но море по обе стороны пролива не замерзает; наконец, что русские корабли, нагруженные товарами, ходят ежегодно через пролив этот мимо Оби на реку Енисей, где зимуют, что жители по реке Енисей православного вероисповедания. Вместе с тем самоеды дали экспедиции также верные сведения о дальнейших берегах Ледовитого океана, лежащих за Енисеем.

Экспедиции удалось вскоре выйти в Карское море, но увидев плавающий лед и боясь подвергать опасности от льдов суда, нагруженные дорогими товарами, суда решили вернуться в Голландию.
Уже тогда, очевидно, было развито широко торговое судоходство между северным побережьем России и сибирскими реками- Обью и Енисеем. Все это ясно показывает, что путь по Ледовитому океану вдоль северных берегов России в Сибирь по воде, был еще раньше пройден русскими промышленниками и торговцами. Трудно сказать, кто и когда прошел первым по этому пути, но вероятнее всего, что честь принадлежит предприимчивым и отважным новгородцам. Профессор Буцинский , автор книги «Мангазея и Мангазейский уезд» высказывает мнение, что морской путь в Мангазею известен был новгородцам и суздальским колонистам задолго до основания Архангельска и на основании некоторых исторических указаний считает, что новгородцы еще в 1364 г. ходили именно из устьев Северной Двины, Белым морем, Карским морем и речками полуострова Ямала в Обскую губу на реку Обь и воевали тамошних инородцев. Некоторые историки склонны относить начало этих плаваний даже к XI веку. В „Историческом описании Российской коммерции» Чулкова читаем: „жители Северной страны для получения мягкой рухляди как прежде, так и по построении города Архангельска, ездили на реку Обь и до Мангазеи». Новгородцы совершали плавание ради обдорских и тазовских или мангазейских самоедов, у которых был в изобилии драгоценный пушной товар. Лерберг, имея в виду упомянутые выше попытки голландцев и англичан в XVI и XVII век пробраться в Северный океан через Карское море, замечает: „каких трудов и несчастий избавились бы голландские и английские мореплаватели, отыскивая северо-восточный путь в Индию, если бы могли пользоваться гидрографическими познаниями, которые в Великом Новгороде известны были за несколько сот лет до того». Мангазея была известна русским и инородцам северной Руси задолго до завоевания в 1581 г. Сибири Ермаком , торговля и промыслы в тамошнем крае давно привлекали туда предприимчивых людей. Но Московское правительство долгое время об этом ничего или очень мало знало, и только в самом конце XVI века до него начали доходить на этот счет разные сведения. На основами летописных данных известно, что в 1598 г. Царь Феодор Иоаннович отправил в Мангазею и на Енисей Федора Дьякова с товарищами для «проведания» этих стран и для обложения тамошних инородцев ясаком (натуральный налог, который до середины XIX в. народы Сибири платили преимущественно пушниной). Дьяков возвратился в Москву в 1600 г. Конечно, торговые люди, продолжает проф. Буцинский, проведали о посылке Дьякова и знали, чем она должна кончиться: правительство построит город в Мангазее, и тогда их вольной торговле в том краю настанет конец. И вот они, забегая вперед, в 1599 г., просят Царя Бориса „пожаловать их, разрешить им ездить для торговли и промыслов в Мангазею морем и рекою Обью, на реки Пур, Таз и Енисей и торговать «повольно» (Свободно, вольно, беспрепятственно) с самоедами, которые живут по тем рекам». Борис Федорович пожаловал челобитчиков,-разрешил им вольную торговлю в тех местах, но с тем, чтобы они выплачивали в государеву казну обыкновенную десятинную пошлину и не торговали заповедными товарами. Эта грамота дана в январе 1600 года.

Начальное расположение города Мангазея (по Карте Енисейской губернии (из Атласа Азиатской России 1914 года)

В следующем 1601 году, в царствование Бориса Годунова, был основан город Мангазея, в 200 верстах выше устья реки Таза, впадающей в Обский залив. Город этот в короткий промежуток, времени становится центром торговли, куда стекаются для менового торга отважные промышленные люди и торговцы со всей северной России.
Вся эта огромная территория, занятая Мангазейским уездом, соответствовавшая, приблизительно, нынешнему Туруханскому району, называлась тогда „заморской государевой вотчиной», и морской путь туда по „студеному морю» назывался „старым».
По описанию, город Мангазея имел 5 башен, а между ними стены, вышиною по полторы сажени (3 метра). в которых главным образом и ютились хаты местного населения. Внутри города было две церкви (Троицкая и Успенская), воеводский двор, съезжая изба, таможенная изба, гостиный двор, торговая баня, амбары, лавки и тюрьма.
Ежегодно там устраивалась ярмарка, когда торговые и промышленные люди с торгов и промыслов возвращались на Русь, и временно собиралось свыше двух тысяч человек приезжих гостей. Служилые люди, казаки и стрельцы, духовенство, толмачи составляли постоянное население города. Обороты торговли с Мангазеей для того времени доходили до крупных цифр, привозилось товаров на несколько сот тысяч рублей, много поступало средств и в государеву казну.
Кроме ясака, который собирался с инородцев мехами, были установлены разнообразные пошлины, крайне отягощавшие торговцев и промышленников, как-то: поголовные, амбарные, лавочные, поживотные, проезжие, отъезжие и др., но самая главная пошлина-это десятинная с промыслов, с купли и продажи всяких товаров и разных съестных припасов, которые торговые и промышленные люди привозили в Мангазею, за исключением хлеба, который пропускался безпошлинно. Потом была установлена пошлина и на хлеб, привозившийся сначала с Руси, но с развитием хлебопашества в Верхотурском, Туринском и Тюменском уздах доставляется по притокам р. Оби в Тазовскую Губу и Мангазею. В этих сибирских уездах в урожайные годы пуд муки стоил несколько копеек, а в Мангазее и Туруханске он продавался по 50 коп., по рублю и по 2 рубля.
Но кроме установленных пошлин крупною статьею денежных доходов в Мангазее была продажа вина и меду, там был открыт государев кабак.
Однако Тобольский воевода князь Куракин (в 1616 г.), не сочувствовавший торговым сношениям морем с Сибирью, начал писать в Москву, что „торговые и промышленные люди ходят кочами (Коч, в разных говорах — коча, кочмора, кочмара) – это судно, приспособленное как для плавания по битому льду, так и для волока.) от Архангельского города на Карскую губу и на волок в Мангазею, а другая дорога с моря в Енисейское устье большими судами, и что немцы нанимали русских людей, чтобы их от Архангельского города провели в Мангазею.
Сообщая в Москву сведения о морском пути в Мангазею, воевода князь Куракин высказывал свои опасения, что им могут воспользоваться немцы, „а по здешнему, государь», писал этот воевода: „по сибирскому смотря делу, некоторыми обычаи немцам в Мангазею торговать ездити позволить не можно; да не токмо им ездити (ездить), иное, государь, и русским людям морем в Мангазею от Архангельского города для немцев ездить не велеть, чтоб на них смотря немцы дороги не узнали и проехав бы воинские многие люди сибирским городам какие порухи не учинили».(не захватили бы землю).

По полученным на допросе воеводой сведениям- от Архангельского города ход к Мангазее близок: „по вся годы многие торговые и промышленные люди ходят кочами со всякими немецкими товарами и хлебными запасами и поспевают до Мангазеи в 4- 4 1/2 недели».
Эти донесения так всполошили московское правительство Михаила Федоровича , что в том же году было запрещено под страхом великой опалы и казни плавать этим путем в Мангазею и обратно, а всех торговых и промышленных людей приказано было направлять в Мангазею и из Мангазеи на г. Березов и Тобольск через Верхотурскую заставу. А одного из рассказчиков про немецких людей Еремку Савина даже велено „за то, что чает он по вся годы немецких людей приходу», бити батоги нещадно, чтобы, на то смотря, иным было неповадно воровством смуту затевать». Эти распоряжения, наносившие смертельный удар морской торговле и закрывшие сибирское северное поморье не только от Европы, но и от самой России, вызвали на имя Царя челобитную торговых и промышленных людей всех городов, которые ходят для торгов своих и промыслов в Мангазею. В челобитной своей они писали, - чтобы „их пожаловать, велеть им из Мангазеи к Руси и в Мангазею с Руси ходить позволить большим морем и через Камень по прежнему, чтобы им впредь без промыслов не быть, а государевой соболиной казне в их без торжищ и без промыслу в десятой пошлине убытку не было». И Царь пожаловал торговых и промышленных людей всех городов и велел им ходить с Руси в Мангазею и из Мангазеи на Русь большим морем и через Камень по прежнему; он велит только скрывать этот ход, чтоб об нем не проведали немцы.
Но воевода князь Куракин не успокоился на этом. В своих дальнейших отписках в Москву он продолжает настаивать на воспрещении плавать в Мангазею большим морем, так как невозможно будет пошлину собирать, поэтому необходимо направлять торговых и промышленных людей в Сибирь и обратно только сухим путем, через заставы. Тогда „государеве пошлине прибыль будет вдвое», и кроме того немецкие люди по следам русских могут пробраться в Мангазею и на Енисей и тогда государевой казне наверно будет ущерб. В заключение своей отписки князь Куракин добавляет, что о заказе государевом в сибирские и в поморские города к воеводам он писал, а „укрепится ль тот заказ или нет, и мне холопу твоему того неведомо, потому: места дальние, а поморские городы присуд не сибирский, и моих, холопа твоего отписок не слушают. И буде, государь, которыми мерами корабельной ход морем в Мангазею проищется, а мне бы в том от тебя государя в опале не быть».
Эти сообщения еще более испугали московское правительство, и в своих ответных грамотах оно приказывает: „а будет которые русские люди пойдут в Мангазею большим морем и учнут (начнут) с немцами торговать мимо нашего указу, а тем их не послушанием и воровством и изменою немцы или иные какие иноземцы в Сибирь дорогу отыщут, и тем людям, за то их воровство и за измену, быть казненным злыми смертьми и домы (дома) их велим разорить до основания».
Князь Куракин добился таким образом в конце концов того, что в 1620 году было повелело запереть морской ход в Сибирь и русским людям под страхом смертной казни, а для преграждения пути по волоку на реках Мутной (река Муртыяха) и Зеленой (река Сёяха) построить остроги.
„На остров Матвеев (Матвеев остров, Заполярный район, НАО, Россия, Широта: 69°27′58″N (69.466068); Долгота 58°31′53″E (58.531295) и и на Югорский Шар (пролив Югорский Шар, Заполярный район, НАО, Россия, Широта 69°43′33″N (69.725837); Долгота 60°33′56″E (60.56548) летом отправлялась стража, которая должна была собирать пошлины с промышленников и торговцев в пользу казны. Этот сбор производился с большими стеснениями и лихоимством. Такие меры имели до того гибельное влияние на русское, собственно, беломорское мореходство, что к концу XVII столетия не только купцы, но и зверопромышленники прекратили морские плавания на восток и даже на Новую Землю и ограничились только ближайшими водами».
С тех пор Мангазея быстро идет к упадку, становится мало кому нужной. Pусские торговцы и зыряне привозили на реки Таз и Енисей разные железные, медные, оловянные и деревянные изделия, мужские и женские рубахи, поношенные и новые, разноцветные зипуны английского и сермяжного сукна и пр. Плавания свои они совершали по Ледовитому океану без всяких морских карт, даже без компаса, на небольших судах-кочах, и между тем о крушениях на морском пути нет и помину. Весь путь морской из устьев Двины при благоприятной погоде совершался в один месяц, а если выплывали из Мезени, Пинеги, Печоры, то достигали Мангазеи гораздо скорее.
Для всех этих двинян, мезенцев, пинежан, устюжан, которые главным образом и вели там торговлю, морской путь был гораздо ближе и легче, чем тот, который установило московское правительство через Верхотурье и Тобольск. Одно только плавание из Тобольска до Мангазеи, при благоприятной погоде, требовало 8 недель, а при неблагоприятных условиях продолжалось и 13 недель, и суда часто терпели аварии в Обской губе. Да сколько еще нужно было времени для жителей северных губерний, чтобы добраться с товарами до г. Тобольска.

К концу царствования Михаила Федоровича торговля города Мангазеи значительно пала. К тому же и местные промыслы сократились: соболи и бобры опромышлялись, начали создаваться новые торговые центры. Наконец и некоторые случайные обстоятельства имели большое влияние на падение города Мангазеи, а именно: с 1641 г. и до 1644 г. в этот город не пришло ни одной кочи с хлебом: все они были разбиты бурями в Обской губе. И в Мангазее настал великий голод. К довершению несчастья в 1643 г. город почти весь выгорел: сгорели воеводский двор, государевы амбары, съезжая изба, некоторые городские стены, а оставшиеся от пожара постройки были или разломаны, или раскрыты.
Хотя из Казанского дворца и шлются распоряжения возобновить, построить погоревшие здания, но исполнить приказ оказывается уже невозможным, - не под силу для местного населения, которого, как оказалось, оставалось небольшое число: „нас служилых людишек всего 94 человека, отвечали в Москву, да из них 70 человек посылаются на государевы службы по ясачным зимовьям и с ясаком в Москву, 10 человек сидят в тюрьме и остается в Мангазейском городе для сбережения государевой казны всего 14 человек. Да и те, за не приходом судов с провиантом, терпят голод и разбегаются. Существование Мангазеи приносило уже один только вред торговым и промышленным людям, лишнюю тяготу, попадать в нее сделалось более доступным кружным путем, через Енисейск и Туруханск, чем через Обскую губу; между тем московское правительство продолжало сохранять этот город до самого 1672 года, когда он, наконец, был перенесен к устью р. Турухана на Енисее. В нынешнем Туруханске и в селе Монастырском при впадении реки Нижней Тунгуски в р. Енисей сохраняются и некоторые реликвии старой Мангазеи.

Башня при Туруханской церкви, где висят голландские колокола, привезенные из Мангазеи

И по настоящее время можно видеть на высокой, отдельно стоящей деревянной колокольне при церкви в Туруханске колокола, перевезенные из Мангазеи и доставленные туда, без сомнения, северным морским путем с голландской надписью следующего содержания „Anno 1616 haeccampana svmtibrei pvr peclesemens estoflata honore dei et bsannae» (с голландского перевести не удалось).
Мангазея перестает существовать, и совершенно исчезает с лица земли торговый город. На месте старой Мангазеи находится лишь небольшая построенная впоследствии часовня.
Что касается до значения Мангазеи в истории торговли сибирского края, то, как пишет князь М. А. Оболенский ясно видно, что она начинала уже занимать важное место, и, если бы не гибельная таможенная система, так деспотически господствовавшая над нашей древней торговлей, то нет сомнения, что Мангазея скоро стала бы одним из главных торговых пунктов Сибири. За это ручалось самое местоположение Мангазеи, исключавшее необходимость возить товары сухим путем и, напротив, представлявшее огромные выгоды водных сообщений, которые начинали уже становиться обыкновенными. Крайний север Сибири, говорит проф. Буцинский , Обдория и Мангазея был известен русским людям гораздо ранее, чем средняя или южная полосы этого края. А между тем в историческом отношении упомянутая местность для многих и очень многих-terra incognita, неведомая земля, покрытая мраком глубокой старины. И не удивительно Обдорск, но крайней мере, напоминает ныне существующий город Обдорск, а Мангазея давным давно сошла с географических карт. Та часть Сибири, которая в XVI и XVII веках известна была под именем Мангазеи, ныне ничем не обращает на себя внимания; поэтому глухому, неприветливому краю в настоящее время только бродят со своими оленями и собаками самоеды. А в старину было время, когда в этом крае кипела жизнь, процветали торговля и промышленность, доставлялись большие выгоды и московским Царям, и их подданным: о нем когда-то говорили, как говорят о стране, текущей медом и млеком. Ведь Мангазея в старину это золотое дно, своего рода Калифорния, куда жадно стремились за добычей драгоценного пушного зверя жители нынешних северных губерний: Архангельской, Вологодской, Пермской и др.
С воспрещением морских плаваний в Мангазею всякое морское торговое движение прекращается более чем на 250 лет, а северный морской торговый путь не только забыт, но исчезла даже вера в возможность плаваний по Карскому морю, считавшемуся впоследствии непроходимым ледником. „После экспедиции Вуда (1676 г.) плавания собственно с целью открытия северо-восточного прохода почти прекращаются, и наступает 200-летний промежуток до плавания Норденшельда на «Веге» в 1878- 1879 г.г., окончательно решившая этот вековой вопрос.

Замечательные люди Туруханска.
Суслов Иннокентий Михайлович -Историк и этнограф, минералог, общественный и политический деятель. Родился в семье дьячка и учительницы музыкальной школы.
Анатолий Седельников , поэт, погибший в годы войны под Люблином в Польше (1944 год).
Шестаков Юрий Григорьевич Заслуженный штурман-испытатель СССР (18.08.1977), полковник. Родился 20 апреля 1927 года в селе Торхан Заиграевского района (Бурятия). Детство провёл в городе Туруханск Красноярского края.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - С 1923 по 1925 год здесь отбывал ссылку выдающийся хирург и доктор медицины, лауреат Сталинской премии позже епископ Красноярский и Енисейский, причисленный Православной церковью к лику святых.
Ариадна Эфрон — С 1949 по 1955 год в Туруханск выслали дочь Марины Цветаевой Ариадну Эфрон.

История названия(топоним).
Название:

  1. По имени местного племени ненцев.
  2. Слово «Мангазея» скорее всего- испорченное сибирским произношением-«Магазин», здесь раньше был устроен запасной склад (магазин) для хранения провианта, выдаваемого бесплатно крещеным самоедам, но есть и другие объяснения.

Видео

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Фото и изображения


Современный вид на село Туруханск с берега Енисея.

В 1601 году по приказу царя Бориса Годунова в низовьях реки Таз, вблизи енисейских волоков, был заложен город Мангазея . На местном, зырянском наречии слово означало «земля вблизи моря». Город строился недалеко от берегов Обской губы - залива Карского моря.

Неприютны эти берега: покрытые травой кочки, кустарник, низкорослые деревья. Вокруг ни души. Только всплески волн, ударяющихся о высокий правый берег реки. Ничто не нарушало сна здешней земли до той поры, как пришли царёвы люди и стали рубить деревья, да возводить крепостные стены будущего торгового посада.

В «Расписном списке» за 1626 год сказано: «над Тазом рекою... стоял красивый рубленый пятибашенный кремль - детинец...»

Мангазея стала конечной точкой следования купеческих торговых караванов из Европы в Сибирь. Она завершала ман-газейский морской ход- старинную арктическую трассу, связывавшую русское Поморье (Белое море) с великим Енисеем. В город устремились крестьяне со всей Руси, искавшие вольницы и желавшие разбогатеть на соболином промысле.

Жизнь закипела в Мангазее очень быстро. Торговый люд не переводился ни зимой, ни летом. Денег и товаров развелось так много, что хватило и церкви отстроить, и гостиный двор, да и собственные дворы обустроили весьма добротно.

О богатстве Мангазеи ходили всякие слухи и прозвали её неслучайно «златокипящей». Городские воротилы передрались, как водится, из-за денег. В 1630 году в результате артиллерийской дуэли между приверженцами двух крупно поссорившихся мангазейских воевод - Григория Кокорева и Андрея Палицына знаменитый гостиный двор был разрушен.

В 1619 году очередным царским указом Мангазейский морской ход под страхом сурового наказания был запрещён - с тем, чтобы, с одной стороны, преградить доступ иностранным торговым компаниям на богатый пушниной рынок - ежегодно до ста тысяч шкурок серебристого соболя добывали в енисейской тайге и везли на продажу в Мангазею! С другой стороны желали бояре прекратить бесконтрольные поездки туда крестьян Поморья.

В 1642 году город сильно погорел, а в 1672, очередным приказом нового царя Алексея Михайловича, совершенно оставлен. Уездный центр, каковым он являлся, переместился на берега реки Енисей, в Туруханское зимовье - в Новую Мангазею.

Прошли века - более 300 лет - и в места, где прославилась некогда «златокипящая» Мангазея отправилась научная экспедиция института Арктики и Антарктики во главе с доктором исторических наук Михаилом Ивановичем Беловым. Исследователи быстро нашли следы городского поселения за Полярным кругом.

Раскопки показали, что Мангазея была типичным средневековым русским городом с кремлём и посадом, с ремесленными мастерскими и торговыми рядами. Хорошо сохранились три кремлёвские башни - Спасская, Успенская и Ратиловская; две другие были смыты ранее оползнем.

Крепостные стены возводили в 1 604 году воеводы московские князь Мосальский и боярин Пушкин. На площади 800 квадратных метров был раскопан бывший воеводский двор. В центральной части посада обнаружены остатки зданий - литейных мастерских, а в них среди шлака - части тиглей и плавильных печей.

В жилище ювелира нашли необработанные драгоценные камни - агаты, сердолики, зерна изумруда, серебряные и медные перстни, кольца и нательные крестики. Была раскопана мастерская сапожника с кучей кожаных обрезков и специальным сапожным ножом.

На берегу реки Таз нашлись и остатки гостиного двора и тут же лежали великолепные костяные и деревянные шахматы, ларчики, нарты, лыжи, ножи и топоры, свёрла, фаянсовая и стеклянная посуда, кожаная обувь, одежда и многое другое. Среди находок - замечательный гребень, вырезанный из кости мамонта, несколько сотен монет времён Ивана III, Ивана Грозного, Бориса Годунова, медные монеты царя Алексея Михайловича - те самые, чей выпуск вызвал знаменитый «медный бунт» в Москве.

Исследователи определили не только границы кремля и контуры посада, но также следы трёх культовых построек, в первую очередь, соборной церкви Св. Троицы, Успенской церкви, стоявшей за крепостной стеной и часовни св. Василия Мангазейского - юноши, злодейски убитого местными язычниками. История гласит, что после пожара в 1642 году гроб с Василием «вышел» из земли, после чего произошли чудеса исцеления среди тех, кто касался мощей юноши. Позже гроб Василия был увезён в Новую Мангазею.

Всего несколько десятилетий просуществовал на тюменском севере знаменитый торговый посад. Приходили к нему «с Руси многие торговые люди - пермячи и вятчане, и вымячи и пустозерцы, и усольцы, и важане, и каргопольцы и двивяне, и вологжане - и всех московских городов торговые люди...»

Ходили по улицам, вымощенным, положенными на ребро килями древних судов - кочей. Им довелось увидеть Мангазею во всём блеске, слушать перезвоны колоколов деревянных церквей, жить в домах с двойными стенами для защиты от северных ветров...

Ныне только воображение позволяет восстановить облик некогда шумного заполярного «града Китежа». Мелькнула Мангазея на страницах истории и канула в небытие. Треть старинного городища уже отняла река, но то, что сумела спасти и сохранить для потомков экспедиция М.И. Белова является бесценным достоянием России.

Ирина СТРЕКАЛОВА

Что такое Мангазея? Город-легенда, основанный в 1601 году в Туруханских землях, который просуществовал всего 70 лет. О невиданных богатствах города слагались легенды. С течением веков это стало похоже на сказку, так как местоположение легендарного города не было известно. В экспедицией русского путешественника В. О. Маркграфа было обнаружено и описано городище, которое подтвердило рассказы о существовании в самом начале XVII века за полярным кругом богатого русского города.

Образование названия Мангазея

Слово Мангазея долгое время обозначало легендарный город, который называли «златокипящим». Что такое Мангазея, как появилось это слово? Учёные-этнографы предполагают, что название Мангазея произошло от имени князя Маказея (Монгкаси) - предводителя местного племени самоедов, так русские первопроходцы называли местных жителей - ненцев, энцев и селькупов, которые в голодное время поедали своих соплеменников. Есть мнение, что слово Мангазея произошло от старинного названия реки Таз. Другая версия говорит о том, что название произошло от племени молгонзеев, так в прошлом называли современных энцев.

Первая экспедиция

Первые упоминания о людях, проживающих за землёю Югорскою, появились в конце XV века. Об этом есть свидетельства новгородских летописцев, которые писали о том, что за Восточной страной и Югорой проживают самоеды, называемые малгонзеями. Русские промысловики за соболем уже в то время хорошо освоили этот край.

История Мангазеи началась с первых отрядов, посланных в эти места Борисом Годуновым. В воевода Мирон Шаховский с сотней стрельцов отправился туда из Тобольска, но, как предполагают, в результате бури потерял суда и дальнейший путь отряда был по суше. На Пуре на отряд напала енисейская и пуровская «самоядь». В результате столкновения часть стрельцов погибла, а сам раненый воевода с остатками отряда продолжил путь.

Существует предположение, что самоеды были наняты русскими промысловиками, которые не желали платить в казну, так как понимали, что появление в этих местах государевых лиц прекратило бы вольницу. Судьба отряда долгое время оставалась неизвестной. По следам первой экспедиции в 1601 году был послан второй отряд из двухсот стрельцов, который возглавляли воеводы Савлук Пушкин и Василий Мосальский, которые дошли до заложенных остатками отряда Шаховского острога и церкви.

Первое поселение

Отряд Пушкина и Мосальского, достигнув Мангазеи, расположенной на высоком правом берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья, приступил к обустройству острога и закладке посада. К тому времени предположительно Шаховский скончался от ран, поэтому первыми воеводами принято считать Мосальского и Пушкина. Что такое Мангазея, знали в то время в России, так как слухи об этих краях, где в больших количествах водились пушные звери, доходили до Москвы.

В 1603 году по указу царя Бориса Годунова был прислан новый воевода Фёдор Булгаков. Вместе с ним был священнослужитель с церковной утварью. При нём был заложен гостиный двор. В 1606 году Василием Шуйским присланы новые воеводы - Д. Жеребцов и К. Давыдов. Государственная власть была прочно установлена в этом крае.

Первый город за полярным кругом

В 1607 году была построена крепость - кремль с пятью башнями. На въезде находилась Спасская башня, имевшая в плане вид четырёхугольника. Под ней находилось двое ворот. Четыре башни расположились по углам мощного ограждения, имеющего ширину 3 метра. Успенская была устроена напротив реки Остеровки, башня Давыдовская - напротив башни Тиловская и Зубцовская выходили на тайгу.

В самом кремле располагались две церкви - Троицкая и Успенская, двор воеводы, таможня, съезжая изба, тюрьма. Официально зарегистрированных государевых людей было всего сто человек - стрельцы и казаки.

Было построено 200 изб, церковь, гостиный двор, общественная баня, амбары, торговые лавки, постоялые дома. В посаде проживали более тысячи человек. Это были ремесленники, большей частью литейщики и кузнецы, а также торговцы, промысловики. Много было в городе временно проживающих, в основном купцов, а также бродяжек, спившихся ярыжек и беспутных женщин.

Золотая Мангазея

Чем же богатела Мангазея, что такое особенное было в этом городе? Промыслом и торговлей золотой рухлядью, так называли шкурки пушных зверей, которые во множестве водились в округе. Со всего Тазовского края стекались сюда охотники, большую часть которых составляли аборигены. Здесь шла при которой роль денег выполняли шкуры пушных зверей, особенно высоко ценился соболиный мех.

Купцы везли товары первой необходимости, в основном соль, муку, другие продукты, одежду и хозяйственную утварь, которую обменивали на мех. Высоко ценились и изделия из металла, поэтому основную часть жителей посада составляли ремесленники. Процветали рыбоводство, скотоводство, было развито судоходство.

Почему исчез город

В 1671 году гарнизону было предписано покинуть город вместе с жителями и перебраться в Туруханское зимовье, где была заложена новая Мангазея. Сейчас это город Старотуруханск. Основными причинами исчезновения можно назвать:

  • Закрытие морского прохода к был основан по инициативе государства как опорный пункт при и для сбора ясака. Он приносил в казну огромную прибыль. Тут торговали английские, голландские и немецкие купцы. Слух о малонаселённых землях дошёл и до правительства этих стран. Царь, опасаясь заинтересованности иноземцев, издал указ о закрытии морского прохода под страхом смертной казни. Иностранные торговцы, а с ними и русские купцы-поморы более не приезжали сюда. Это основная причина, превратившая Мангазею в исчезнувший город.
  • Резкое сокращение поголовья пушного зверя.
  • Введение новых таможенных правил, когда торговля стала невыгодной.
  • Пожары.
  • Голод. С 1641 по 1644 год в город из-за сильных штормов не пришла ни одна коча с хлебом, солью. Начался голод и болезни.
  • Богатство и удалённость были причиной беспредельного самоуправства воевод. Вражда между двумя воеводами - Палицыным и Кокаревым, привела к вооружённому противостоянию.

Постепенно остатки поселения без жителей разрушались и зарастали тайгой. Рассказы о золотой Мангазее превращались в легенды и сказания, которые будоражили воображение людей, пытавшихся отыскать остатки сказочного города.

Международный Фестиваль «Звёзды Нового Века» - 2015

Краеведения (от 8 до 10 лет)

«Куда и почему исчез таинственный

сибирский город Мангазея?»

Минаев Владимир, 9 лет

ученик 2-го А класса

Руководитель работы:

МАОУ СОШ №4

Введение........................................................................................................... 3

1. Коч – древнее поморское судно................................................................. 4

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея....................................................................................................

3. Основание первого заполярного города Мангазея................................... 6

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника.............

5. Завесу тайны открывает Мангазея...................................................

6. Судьба Мангазеи...............................................................................

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений. Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Заключение.................................................................................................... 13

Список литературы....................................................................................... 14

Приложение.................................................................................................. 15

Введение

В Красноярском краеведческом музее есть постоянная экспозиция «Освоение русскими Сибири». В этой экспозиции вы познакомитесь с самым купным экспонатом музея – кочем. Коч – это судно русских полярных мореходов. В экспозиции упоминается, что именно на таких судах был осуществлен первоначальный этап освоения русскими Сибири.

В музее представлена копия коча, уменьшенная в 1,5 раза, а в реальности он достигал в длину около 20м и в высоту – 5м.

В экспозиции говорится, что в нашем краевом музее коч представлен не случайно, так как центром кораблестроения речных кочей в 17 веке был город Енисейск. Кочи использовали для походов по крупным рекам Сибири: Енисей, Обь, Таз вплоть до города Мангазея…. Какое загадочное слово – Мангазея…. Если вы подробно изучите карту Сибири, вы не увидите этот город – его нет на карте. Значит, отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались только в легендах и преданиях? Существовал ли этот город на самом деле? Или его просто выдумали и опоэтизировали в народной памяти?

Гипотеза : возможно, таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле.

Целью работы является выяснение фактов, свидетельствующих о том, что город был на территории Сибири.

Для достижения цели был поставлен ряд задач :

1. Выяснить, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование древнего города, и мало кому известно, что это был за город.

2. Найти фактические данные о раскопках, о находках археологов, подтверждающих факт существования древнего города в Сибири, о его жизни, жизни его обитателей.

3. Узнать, в каких музеях хранятся экспонаты с раскопок городища.

4. Составить карту местонахождения древнего городища на территории Сибири.

Объект исследования : сибирский город Мангазея.

Предмет исследования : сведения о древнем городе Мангазея.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что изучая историю возникновения древнего города, его жизнь, причины и тайны его исчезновения, мы знакомимся с жизнью своих предков. Мы открываем для себя прежде неизвестные нам факты из жизни нашего русского народа, наших подвигах, открытиях и достижениях. Мы находим для себя еще одну возможность понять и убедиться в величии своих предков, что привносит в наши сердца гордость за свой народ, свой суровый край.

Методы исследования:

аналитический;

практический.

1. Коч – древнее поморское судно

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это, история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ.

Коча - новгородское слово – означает верхняя одежда – в данном случае ледовая шуба – вторая обшивка корпуса судна, предохраняющая от ледовых повреждений. Её делали из дубовых или лиственных досок. Кочи славились своей прочностью. Изготавливались они из лучших пород дерева: лиственница, дуб, сосна, без единого гвоздя, при помощи железных скоб. Для кочей было характерно мощное рулевое управление, которое находилось в задней части судна. Кроме того, еще одной его особенностью был корпус яйцеобразной формы. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали судно, его корпус не ломался, а выжимался наружу. Эти суда, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, имели еще одну особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег и перетаскивать по суше.

Коч занимал особое место в системе арктической навигации. Однако, по приказу Петра I все старые русские суда были уничтожены и за строительство кочей грозила смертная казнь.

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея

Происхождение слова Мангазея и земли Мангазейской тесно связано с поморами. Поморы – название потомков древних переселенцев преимущественно из Новгородской земли. Они заселяли в период с 12в. по 18в. территорию берегов Белого моря (относится к Северному Ледовитому океану). Они не зависели ни от кого, они могли все сделать сами своими руками при помощи топора. За исключением берегов Скандинавского и Кольского полуостровов, весь европейский и Азиатский приполярный Север был открыт русскими мореплавателями – поморами. Они первыми свободно плавали в Белом и Баренцевом морях, устраивали на их берегах зимовки за сотни лет до того, как сюда проникли англичане и голландцы. Поморы не только занимались рыбной ловлей, но и охотой. В случае необходимости, они спокойно перетаскивали свои кочи по суше, через перевалы северного Урала. Через Обскую губу, круглогодично забитую льдами, Ямалским волоком, они попали в устье реки Таз. По берегам реки Таз жили племена самоедов – это предки нынешних ненцев. Название самоеды пошло от старого названия народов, говорящих на самодийских языках, к которым относятся многие северные народы. Самоеды – местные жители берегов реки Таз – занимались охотой и добычей пушнины. Сами себя они называли Монгкаси, а свою местность Монгкаси Ия, что собственно и означает земля Монгкаси. Поморы стали устраивать на их территории зимовки и вести с ними торговлю, а место по-русски стали называть землей Мангазейской. Первое свое зимовье, построенное на реке Таз, они назвали Мангазея. Обскую губу в те времена называли Мангазейским морем. Так называемый Мангазейский морской ход – из Архангельска по Белому морю в Западную Сибирь, через Мангазейское море – занимал 3-4 масяца в одном направлении. Поэтому поморы были вынуждены оставаться на берегах реки Таз на зимовку и дожидаться весны.

3. Основание первого заполярного города Мангазея

Смутные времена, 1600 год, древнее государство Российское. На престоле царь Борис Годунов. В стране голод. Государство нуждается в срочном пополнении казны, а сделать это возможно, если быстро наладить контроль над районами добычи пушнины – в низовьях рек Обь и Енисей. Пушнина - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра или «мягкое» золото, как его тогда называли. Настоящее золото тогда еще не добывали в России, так как не были открыты месторождения. Только в обмен на меха тогда можно было получить оружие, драгоценные металлы . И вот, чтобы освоить Сибирь и обеспечить государеву казну пушниной приказом царя Бориса Годунова из Тобольска в Заполярье весной 1600 года была отправлена экспедиция под руководством князей Мирона Шеховского и Данилы Хрипунова. Преодолев огромные расстояния и потеряв большую часть своего отряда казаков в столкновениях с враждебными племенами самоедов, весной 1601 года государевы люди все же добрались до реки Таз и основали на месте промыслового зимовья поморов город Мангазея. Этот город изначально задумывался как поставщик пушнины для государства. Так в 1601 году в труднодоступном месте, в суровых климатических условиях возник самый крупный город за полярным кругом.

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника

400 лет прошло с тех пор, как на берегу реки Таз по соседству с нынешним Тазовским районом, был построен древний город Мангазея. Сегодня мало кому известно, что это был за город. Город – призрак. Его имя – магнит, а судьба – назидание потомкам. История уберегла даты, цифры, имена, а вечная мерзлота до сих пор хранит секреты мастерства, традиции и уклад жизни, уроки выживания человека. Недолгую историю существования города историкам удалось воссоздать благодаря сохранившимся летописям и делопроизводственным документам приказного управления 18 века. Однако письменных источников о строительстве города, об особенностях построек, о времени возникновения или разрушения тех или иных зданий очень мало и в этом случае ценным источником служат данные археологии . Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, собственно археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись не так уж и часто. В начале 1970 годов экспедиция Санкт-Петербургского музея Арктики и Антарктики под руководством доктора исторических наук Михаила Белова провела на берегах реки Таз 4 полевых сезона (то есть 4 лета), после чего было объявлено научному сообществу о фактическом завершении археологического изучения Мангазеи. В результате была написана 2-х томная монография. В Санкт-Петербургском музее Арктики и Антарктики хранятся немногочисленные находки с тех раскопок, в том числе макеты коча и самого города. Казалось бы: с Мангазеей все ясно, понятно, тема закрыта.

Однако, даже спустя несколько десятилетий, местные жители Тазовского и Красноселькупского районов Ямало-Ненецкого автономного округа, где и располагалась Мангазея, продолжали находить на месте городища ценные вещи, о чем рассказывали работникам местных музеев. Узнав об этом, на место городища в 2000 году отправилась совместная комплексная археологическая экспедиция Центра историко-культурного наследия Нефтеюганского района (Ханты-Мансийский автономный округ) и Красноселькупского краеведческого музея (Ямало-Ненецкий автономный округ) – сотрудники НПО «Северная археология – 1». В экспедицию входят историки, археологи, топографы, археозоологи, художник, специалист по дендрохронологии. Экспедиция под руководством директора «Северная археология – 1» археолога Георгия Визгалова возобновила исследование городища на новом методическом уровне. В первый же месяц работы они опровергли многие выводы Михаила Белова и заявили: на Мангазее еще копать и копать. Экспедиция там работает уже 14 лет и по сей день.

Уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см. Но зато, сохранность вещей в вечной мерзлоте даже спустя столетия остается очень хорошей.

Раскопки археологов свидетельствуют о том, что застройка Мангазеи велась по древним правилам русского зодчества. Мангазея отличалась от других городов строгой и четкой планировкой - в то время это было редкостью. В Мангазее находился пятибашенный кремль с острожными стенами. Рядом располагалась воеводская усадьба, караульная, канцелярская избы, тюрьма, амбары для хранения оружия и продовольствия. К кремлю примыкал посад. На посаде был гостиный и таможенный дворы, а также кабак, бани, склады, амбары, торговые ряды и избы жителей города.

Город по тем временам был очень богатым и развитым. Численность населения доходила до 1500 человек (для сравнения в Москве тогда численность составляла 100 тыс. человек). Судя по сохранившимся документам, в развивающийся заполярный город с «большой» земли в поисках новой богатой и счастливой жизни устремились охотники, торговые и служивые люди, ремесленники и беглые крестьяне. В городе жили богатые и образованные люди, которые любили роскошь, даже брились, красиво одевались, читали. Таким образом, совершенно другой образ создается о людях того времени, населявших крайний север Сибири. Жители города хорошо знали косторезное, гончарное, портняжное и литейное дело. Сами изготавливали украшения, шахматы и детские игрушки.

Сюда шло все самое дорогое, новое и передовое из Европы. В город плыли из Европы, чтобы продать свои товары и обменять их на пушнину - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра, которые в те времена стоили целое состояние. Мангазею называли «златокипящей», если под золотом понимать пушнину. Караваны кочей везли в заполярный город продовольствие и вооружение, людей, промысловое оборудование, а из Мангазеи – пушнину.

Жители города держали на своих подворьях кур, коров, свиней, коз, что сегодня кажется удивительным для районов крайнего севера. Круглый год повседневной пищей мангазейцев была рыба, мясо, яйца, молочные продукты, дорогостоящие орехи, зерновые, которые везли с «большой» земли. Все эти выводы были сделаны учеными на основе найденных артефактов на месте городища.

К раскопкам на мангазейском городище археологи относятся очень внимательно и бережно, как к чтению древней книги. К примеру, отдельно только большим находкам различной обуви в Мангазее ученые посветили целую книгу. Обувь мангазейцев была кожаная, модная, с орнаментами, с каблучками. Очень много найдено красивой детской обуви , что говорит о том, что было много детей. По словам ученых, все это свидетельствует о достатке людей, живших в городе, и том, что приезжие люди оседали в заполярном городе основательно, обзаводились семьями, воспитывали детей.

В ходе нынешних текущих раскопок на городище археологи ежегодно находят до двух с половиной тысяч артефактов в отличном состоянии – это предметы хозяйственной и бытовой утвари, серебряные монеты, лыжи, кожаные футляры от компасов, футляры для восковых печатей, поплавки для сетей, ножи для чистки рыбы, оконные рамы, шаблоны для вязания сетей, одежда, костяные гребни, переплёты книг с тиснёными орнаментами и многое-многое другое.

Находят, в том числе, магические ритуальные обереги и приклады: их мангазейцы клали по углам изб, под печи. Кроме того, найдено много нательных крестов и символических украшений. Похоже, что мангазейцы, будучи людьми образованными, верили и в Бога, и в нечистую силу одновременно.

Между собой ученые-археологи называют Мангазею северным Лас-Вегасом. На месте городища было найдено много игральных костей, шахмат, кубиков с точками, а также множество допетровских монет и долговые расписки.

По закону, найденные на раскопках артефакты археологи в течение трех лет должны передать в федеральные музеи. Это Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде. Экспонаты уходят с раскопок Мангазеи в эти музеи тысячами экземпляров, но для посетителей выставляются лишь некоторые из них. Остальные же просто пылятся на складах музеев. В Ямало-Ненецком краеведческом музее на данный момент хранится около 20 тысяч экспонатов. Между тем, музеи Тазовского и Красноселькупского районов не имеют в своих фондах с раскопок Мангазеи почти ничего, хоть и располагаются на той же земле, что и городище.

5. Завесу тайны открывает Мангазея

В условиях лесотундры, вблизи от Мангазеи, сложно было найти пригодный для строительства лес. Поэтому при сооружении жилых построек в Мангазее использовали в основном детали разобранных кочей. Ими даже мостили улицы. И это просто удивительно!

На раскопках кочевой постройки Мангазеи, как уже упоминалось, работает комплексная научная экспедиция. Специалист по дендрохронологии, который входит в состав экспедиции, определяет не только возраст древесины, из которой был построен коч, но и где и когда был построен коч: на судоверфях Белого моря или за Уралом – в Верхотурье, Тюмени и Енисейске.

Как говорит Сергей Кухтерин (заместитель директора по проектам «Северная археология»), судя по раскопкам, у каждого коча был один владелец . Такой человек с командой приплывал в Мангазею, разбирал коч и строил из него себе дом.

После того как Петр I указал равняться на Европу и строить совсем другие корабли, о коче незаслуженно забыли. Не сохранилось ни чертежей, ни точных характеристик кочей. И вот теперь, спустя 400 лет, завесу тайны открывает Мангазея. Благодаря раскопкам Мангазеи, ученые могут сказать об основных характеристиках коча: его длине, ширине, водоизмещении, о величине паруса, о том, что он мог ходить и на веслах, и о том, что его легко можно было еще и перетаскивать по суше.

Павел Филин (заместитель директора по научной работе музея «Ледокол Красин») говорит что, археологические раскопки на городище позволили провести полную реконструкцию коча – первого поморского судна России. Эпоха «допетровского» судостроения мало изучена и незаслуженно непопулярна. Эти раскопки дают новый материал по истории судостроения 17в в России.

6. Судьба Мангазеи

Города имеют свои судьбы. Некоторые, возникнув в незапамятной древности, существуют и ныне. Их имена у всех на слуху: Москва, Новгород, Владимир. Другие проживают свою жизнь несколько веков и тихо засыпают, забытые потомками. Лишь памятные знаки на месте их руин напоминают о былом. Третьи же вспыхивают и сгорают, подобно комете, за несколько десятков лет, оставив нам лишь овеянное тайной имя. Именно такой и была «златокипящая» Мангазея. Очень богатый, славный и развитый город прожил жизнь длиною в одну человеческую – всего 70 лет и превратился в забытый призрак.

В 1619 году московское правительство Царя Михаила Федоровича из политических соображений запретило Мангазейский морской ход по Белому морю через Обскую губу (тогда именуемую Мангазейским морем). Теперь суда шли по реке Обь и затем по реке Таз до Мангазеи. И строили теперь кочи не на судоверфях Белого моря, а за Уралом: в Верхотурье и Тюмени.

Каждый год осенью к берегам Мангазеи приплывали десятки кочей, и приплывшие люди оставались зимовать в городе до весны. Весной они расходились по промыслам, которые все дальше и дальше отодвигались на восток, на реку Турухан. В 1607 году на реке Турухан был основан соперник Мангазеи – город Туруханск, который живет и по сей день. В Туруханске образовалась новая ярмарка мехов, куда был открыт уже новый путь по реке Енисей, а в городе Енисейске стали строить кочи.

Мангазея оказалась в стороне от торговых путей, город стал постепенно приходить в упадок. В период с 1641 года по 1643 год караваны с продовольствием из города Тобольска до Мангазеи по неизвестным причинам не дошли, и над городом навис голод. В 1645 году случился сильный пожар. Город восстанавливать не стали. Содержать город становится невыгодно. В 1672 году последние жители Мангазеи покинули город и ушли в Туруханск.

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений.

Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Мангазея сыграла огромную роль в освоении сибирских территорий. Долгое время Мангазея была единственным морским портом Сибири, связанным с Северным Ледовитым океаном (в те времена его называли Студеное море), куда сходилось очень много разных морских путей.

Как уже упоминалось выше, Северный морской путь был освоен русскими мореплавателями – поморами – более чем 400 лет назад. Если до этого всегда говорили, что открытие Северного морского пути – это привилегия Норвегии, то археологические раскопки на Мангазейском городище подтверждают обратное.

Сегодня Мангазея – бесценный клад информации, к которой большой интерес проявляют ученые всего мира. Это чистый памятник 17 века без наслоений предшествующих и последующих веков.

Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. С Мангазеи начинались маршруты многих экспедиций, на кочах открывались острова, проливы, реки, моря и на картах появлялись точные координаты российских земель.

Мангазея признана историко-археологическим памятником федерального значения. Самобытность городища Мангазея бесценна. Сегодня ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Заключение

Изучив дополнительную литературу о древнем сибирском городе Мангазее, я пришёл к выводу:

1. Существует несколько причин того, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование Мангазеи, и мало кому известно, что это был за город:

История России «допетровской» эпохи на самом деле вообще мало изучена и незаслуженно непопулярна;

Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись очень мало;

Кроме того, уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см.

2. Выяснил, что только с 2007 года стала выходить в свет литература, посвященная результатам археологических раскопок на Мангазее, которые ведутся и по сей день.

3. Узнал, что экспонаты с раскопок Мангазеи передаются археологами в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде.

Глядя на карту, с которой я работал, я с уверенностью могу сказать, что моя гипотеза верна. Таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле. Сегодня Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. И ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Список источников информации:

Литература:

1. И, Овсянников. Мангазейский морской ход. – Л., 1980. – 163с.

2. , Мангазея: новые археологические исследования (материалы гг.).- Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Магеллан, 2008. – 296 с.

3. Визгалов, Г. П. Мангазея: кожаные изделия (материалы гг.)/ , . - Нефтеюганск; Екатеринбург: Издательство АМБ, 2011. – 216 с.

4. , Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье . - Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Баско, 200с.

Сайты в интернете:

1. http://library. ikz. ru/hronologiya-osvoeniya-sibiri/Mangazeya

2. http://yamal. altsoft. spb. ru

3. http://www. mvk-yamal. ru/zemlya-yamal/istoriya-yamalskoy-zemli/mangazeya

4. http://www. археологиясевера. рф

5. http://vesti-yamal. ru/ru/novosti_kultury1/

Мангазея была первым русским заполярным городом, построенным на севере Западной Сибири. Этот город называли «златокипящей вотчиной», сюда стремились за непростым русским северным счастьем, которое строилось на труде и взимовыручке.

Великое продвижение русского народа в Сибирь окутано тайнами и легендами. Освоение Сибири - подвиг русских людей, перед которым бледнеют предприятия «разных Кортецов и Пизаров» в Америке. Одна из таких тайн связана с легендарной Мангазеей, сказочным городом, в котором жили предприимчивые поморы, отважные мореходы и землепроходцы, открывшие миру самый северный полуостров Евразии - Таймырский.
В конце XV и начале XVI вв. Сибирь активно осваивалась «неутомимыми трудами нашего нашего народа». И, как справедливо заметил М.В. Ломоносов, «поморские жители с Двины и из других мест, что около Белого моря, главное имеют участие».

В ходе движения поморов «встречь солнца» (на восток) на территории Сибири появляются постоянные селения - деревянные «крепостицы», зимовья и остроги. одним из первых таких городских поселений была Мангазея, построенная в низовьях реки Таза. Она стала первым заполярным морским и речным портом Сибири. И вел в нее Мангазейский морской ход. Так называли в те далекие времена первую арктическую магистраль, связывающее Белое и Баренцево моря с Карским.

Почему Мангазея?

Сказочное название, столь непривычное для русских городов, хранит свою тайну. Есть версия, согласно которой название «Мангазея» пошло от имени жившего в тех краях ненецкого племени Малгонзеи. По мнению историка Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний» «конечный» - и обозначает «окраинный народ». Мы не знаем точной даты основания города, примерно известно, что он существовал уже в начале XVII века.

В зимнее время на нартах, а в летнее на кочах, карабасах и стругах через полярные моря, болота и мелкие притоки в Мангазею приходили большие массы торгового и промышленного люда. Люди называли Мангазею «златокипящей государевой вотчиной», имея в виду ее пушные богатства. Ради них сюда стремились отважные торговцы и охотники, готовы были терпеть лишения, лишь бы потом разбогатеть.

Святые Русского Севера

Что же представлял собой этот «украсно украшенный» город? В нем имелись деревянная крепость-кремль, крепостная стена, посад, кладбище, три церкви, гостинный двор, «государевы житницы». Мангазея не отличалась от других рубленных средневековых городов поморского Севера. В этот приполярный край поморы принесли и память о святых Русского Севера: Прокопии Устюжском, Соловецких чудотворцах, митрополите Филиппе. Одна из церквей была возведена в честь почитаемых на Севере Михаила Малеина и Макария Желтоводского. Почитаемый по всему Поморью Николай Чудотворец имел свой придел в соборной Троицкой церкви. Был здесь и свой святой - Василий Мангазейский, который считался покровителем промышленного люда.

Церкви и другие постройки стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты зданий укреплялись на слое замороженной строительной щепы.

Мир

Мангазейская община («мир») отличалась от земских миров на родине поморов тем, что она объединяла не территорию, не волость и не уезд с постоянным населением, а тех торговых и промышленных людей, которые оказались в «златокипящей вотчине». Кто попадал в Мангазею становился своим. Суровый быт сплачивал людей.

Сведения о Мангазее очень отрывчатые, и больше покрыты тайной. Существовала и летопись Мангазеи, но пропала. Богатый город как быстро появился, так быстро и исчез. Его существование продлилось не более семидесяти лет. До конца не понятны причины, почему люди ушли отсюда в Новую Мангазею - Туруханск. Она как сказочный град Китеж исчезла, но сохранилась в памяти народной как край сказочного богатства, где сбываются мечты.