» » Интервью: Александр Ватагин, гендиректор ОАО "Климов". Интервью: Александр Ватагин, гендиректор ОАО "Климов" Ватагин герой советского союза

Интервью: Александр Ватагин, гендиректор ОАО "Климов". Интервью: Александр Ватагин, гендиректор ОАО "Климов" Ватагин герой советского союза

Быть в России оппозиционером считается почетным, а иногда и выгодным народ у нас любит обиженных властью. Еще лучше быть оппозиционером, которого любит власть. Это хорошо знает Александр Иванович Ватагин один из руководителей Социалистической Единой партии России.

Родившийся 28 января 1957 года в деревне Осетище Шумячского района Смоленской области в крестьянской семье Ватагин пошел по профессиональной военной дорожке сразу после окончания десятилетки. Придя в ВМФ на срочную службу в 1975 году, он поступил позднее в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского, из стен которого вышел офицером в 1980 году. Годом позже он добавил к послужному списку учебу в 6-м Высшем специальном офицерском классе ВМФ. Еще в училище Ватагин вступил в ряды Коммунистической партии, без членства в которой карьеру он сделать бы не сумел.

Став специалистом-водолазом, Александр Иванович несколько лет отслужил в морских частях спецназначения и поучаствовал в испытаниях сверхмалых подводных лодок Тритон-2. Кстати, именно за успехи в водолазных испытаниях капитан 3-го ранга Ватагин получил в 1991 году звание Героя Советского Союза. Но в том же году СССР не стало, и военная карьера стала интересовать нашего героя гораздо меньше.

В 1995 году он уволился в запас, осев в Санкт-Петербурге и став председателем Центрального совета общества Спортивная Россия.

Решив, что пришло время переходить от размеренной жизни отставника к менее предсказуемой, но потенциально более выгодной карьере политика, Александр Иванович недолго колебался в выборе партии. В красную или националистическую оппозицию он пока что не собирался ввиду отсутствия четких электоральных перспектив, демократов, видимо, недолюбливал. В итоге каперанг Ватагин вступил в ряды партии власти Единства.

И сразу же поссорился с партийным начальством. На ставшее вакантным место депутата в округе 209 в 2001 году оказалось слишком много претендентов. И единец Ватагин с удивлением обнаружил, что по округу его партия поддерживает совсем не бывшего моряка-подводника, а декана философского факультета Юрия Солонина. Поскольку партийных боссов тоже не устраивало наличие сразу двух кандидатов от партии власти, они попытались договориться и даже поспешили объявить, что Ватагин откажется баллотироваться, поскольку давал слово офицера не выдвигать свою кандидатуру. Александр Иванович не на шутку разобиделся, поскольку переговоры еще продолжались, и сгоряча пообещал подать в суд на главного городского единца Александра Михайлушкина (мол, бросает тень на звание Героя Советского Союза в целом).

Впрочем, довольно скоро бывший подводник передумал судиться. 24 сентября он уведомил избирательную комиссию о намерении отказаться от дальнейшей борьбы. Избирателям он предложил голосовать за Солонина. Этому предшествовали кадровые перестановки в городском Единстве: медведи выгнали зампредседателя своего политсовета Виктора Юракова, оказывавшего протекцию Ватагину.

Пояснение кульбитам в своем поведении Александр Иванович дал витиеватое: он якобы потребовался государству на другом посту, где сможет больше принести пользы стране и электорату лишь бы не допустить развязывания третьей мировой войны. Публика стала ломать голову над тем, какие задачи предстоит решать профессиональному акванавту-разведчику, и не отправят ли его на поиски подводного убежища Шамиля Басаева и Бен Ладена.

Но все оказалось гораздо проще. Ватагин решил баллотироваться в состав городского Законодательного собрания по округу ушедшего в Совет Федерации Сергея Миронова. В общем, маневр был понятен. 12-й (мироновский) округ целиком входит в думский округ 209, а Александр Иванович уже успел засветиться среди избирателей. Но несмотря на это медведь-подводник проиграл выборы бывшей помощнице Миронова Зое Заушниковой. Не помогла и поддержка со стороны Единства.

Вполне вероятно, что именно тогда Александр Иванович стал задумываться о том, что лейбл партии власти далеко не всегда гарантирует победу, особенно если не находится на первых местах в федеральном избирательном списке. Еще больше заставили его подумать о будущей карьере пертурбации в городском Единстве в момент создания Единой России. Получившие добро на создание петербургского филиала медвежьей партии Юрий Солонин и ничтоже сумняшеся вычеркнули из списка кандидатов в учредители партии в городе 67 человек из 100. В их числе оказались не только тогдашний вице-спикер и председатель исполкома Единства Вадим Сергиенко, но и Ватагин. Открытое письмо в Москву не помогло. В итоге, по слухам, Александр Иванович вообще приостановил членство в партии, но партийный билет на всякий случай не сдал.

Дальнейшие раздумья завели его летом 2003 года в Высший Совет избирательного блока Родина, отправившегося на завоевание Госдумы под флагом борьбы с олигархами и передел природной ренты. Выбор компании на выборах снова оказался характерным формально Ватагин вступил в ряды оппозиции, но при этом блок пользовался полным расположением Кремля и не скрывал своего доброго отношения к президенту Владимиру Путину. Впрочем, с думским мандатом Александру Ивановичу опять не повезло второе место в группе Золотое кольцо оказалось непроходным.

Но в Президентской Администрации бравого подводника не забыли, а понадобились его услуги довольно скоро. В январе 2004 года, аккурат во время президентских выборов, Родина раскололась. Выдвижение Сергея Глазьева в президенты не поддержали Дмитрий Рогозин, Юрий Скоков, Сергей Бабурин и Александр Ватагин.

А вскоре произошел раскол в движении Духовное наследие (входившем в Родину), причем Ватагин сыграл не последнюю роль в провале усилий Глазьева обрести политическую крышу у духовников. Вместо ДН появилась Социалистическая Единая партия России, лидером которой стал депутат Госдумы Василий Шестаков, более известный как бывший тренер Владимира Путина по дзюдо. Александр Иванович же оказался зампредседателя генсовета данной партии.

Следует вспомнить, что декларирующая свою оппозиционность правительству (и одновременно любовь к президенту) СЕПР довольно тесно связана с господином Дмитрием Разумовым, который не так давно собирался стать руководителем аппарата Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Разумов известен своей близостью к Виталию Южилину и Геннадию Семигину. Ни один из них радикальным оппозиционером не является, наоборот, довольно активно сотрудничает с Кремлем. Так что Александр Иванович Ватагин оказался в весьма удобной компании. А если вдруг политическая ситуация изменится, то он всегда успеет сменить партийную ориентацию.

В этой, как и в любой другой новости/статье/интервью и т.д., теперь вы можете проголосовать "за" или "против" упоминаемых в ней персонажей. Для этого достаточно навести на фамилию человека курсор мышки. Подробно о правилах голосования и о том, где посмотреть текущие рейтинги персон, написано в "


Гендиректор ОАО "Климов" Александр Ватагин вывел разработчика авиадвигателей из кризиса

Недавно на заводе "Климов" президент России Владимир Путин провел совещание по развитию двигателестроения. На нем было принято решение о консолидации отрасли в рамках четырех холдингов, один из которых будет создан под эгидой "Климова". А еще три года назад завод находился на грани банкротства. Управление им было доверено Александру Ватагину. Этот новый для отрасли человек в прошлом был военным и получил за испытания глубоководных станций звание Героя Советского Союза. Когда он пришел на "Климов", старожилы авиастроительной индустрии презрительно называли его "водолазом". "Я не водолаз, я космонавт, только гидро-, и главное - какой результат", - отвечал Ватагин. В интервью "Ведомостям" он рассказал, как вывел предприятие из кризиса и как собирается развивать его дальше.

До прихода на "Климов" вы не работали в двигателестроении, а отрасль консервативная, новичков не любит. Были проблемы во взаимоотношениях с коллегами?

По образованию я инженер-кораблестроитель, во время службы в Вооруженных силах участвовал в создании практически всех типов подводных лодок спецназначения от этапа отработки боевого применения, создания макета до сдачи этих образцов и принятия на вооружение ВМФ. Мне понятны принципы выполнения исследовательских работ, знаю, как устроена промышленность. Когда в сентябре 2004 г. я пришел на завод, у него не было заказов, были долги по зарплате и перед бюджетом; я точно знаю, что в ноябре планировалось начать его банкротство. Но до конца 2004 г. основные финансовые проблемы были решены. Коллектив все это видел, поэтому и адаптация прошла успешно. А что касается отрасли, то ведь мы многим порушили схемы, по которым у "Климова" высасывали кровь, для этих структур мы своими никогда не станем. Будь экономическая ситуация на предприятии чуть лучше, мы, возможно, действовали бы менее жестко. И ни у кого не должно быть сомнений: "Климов" будет участвовать во всем жизненном цикле созданных нашим КБ изделий и в народном хозяйстве, и в Вооруженных силах. И за наше участие всем придется платить. Кто согласен, тот наш партнер, кто нет - мы готовы и к борьбе. А что касается отношения ко мне лично… Ну говорят, что водолаз пришел в авиастроение. А я отвечаю: почему водолаз? Я не водолаз, я космонавт, только гидро-. Главное - результат.

- На "Климове" очень молодые топ-менеджеры и генеральный конструктор. Почему?

Прежние руководители сознательно готовили ликвидацию предприятия, поэтому топ-менеджмент мы вычистили. Назначать авторитетного, но 60-70-летнего генерального конструктора считаю контрпродуктивным. Так что нужен был человек, способный видеть перспективу на 20-25 лет вперед. Исходя из этого назначили генеральным конструктором Алексея Григорьева, он стал самым молодым генеральным конструктором в мире. В силу молодости и недостатка опыта он допускает ошибки в подковерных играх, в отношениях с великими, амбициозными авторитетами. Но это все непринципиально. Принципиально, что он ориентирован на развитие предприятия, а ошибки всегда можно поправить.

- У завода быстрыми темпами растет объем реализации. Чего больше - экспортных или внутренних заказов?

Главное, чего мы добились, - это концентрация финансовых потоков, которые ранее выводились через предприятия-прилипалы. Был хозяин, который все тащил из дома, а пришел тот, кто все тащит в дом, вот так и удалось добиться кардинальных перемен с точки зрения общего оборота. В 2004 г. он был 1 млрд. руб., в 2006 г. - более 4 млрд. руб. Основные объемы обеспечены экспортом. Мы разработали для Китая двигатели РД-93, работаем над контрактом по РД-33МК с Индией, экспортируем вертолетные двигатели, оказываем сервисные и ремонтные услуги. Госзакупки растут, но сейчас составляют всего 7,7% [от объема реализации]. По линии Роспрома мы добились финансирования по теме двигателя ВК-800, пусть даже там на каждый бюджетный рубль пять внебюджетных. Надеемся получить финансирование и на разработку ТВ7-117В по программе международного сотрудничества, на организацию сервисного обслуживания. Россия имеет плохую репутацию по части послепродажного обслуживания, и наша задача - эту ситуацию исправить.

- А трудно получить госфинансирование?

Процедура получения бюджетных денег в Роспроме достаточно сложная, на заводе эта работа не велась, людей, которые умеют качественно готовить конкурсную документацию и защищать ее, нет. Сейчас молодежь учится, бьется в Роспроме, набивает шишки, но есть и результат.

- Как обстоит дело с китайским заказом на двигатель РД-93 для истребителя FC-1/JF-17? Получил Китай право на их реэкспорт?

Судя по сообщениям СМИ - да. Это правильное решение. Если мы со своим мотором не придем на этот рынок, придут другие. На него уже зашли наши конкуренты - Turbomeca, Pratt & Whitney, Rolls-Royce. По оценкам наших и китайских специалистов, рынок FC-1 обеспечит объем продаж двигателей РД-93 в 1000 единиц, а общая стоимость программы, если ее правильно организовать, может достичь $7-8 млрд. Китайский рынок очень перспективный, и не только по РД-93, но и по всей номенклатуре изделий "Климова".

- Сейчас больше половины вертолетов российского производства оснащены двигателями ТВ3-117/ВК-2500 с украинского завода "Мотор Сич". "Климов" эти моторы разработал, а сейчас выпускает небольшие партии. Недавно завод подписал с администрацией Санкт-Петербурга соглашение о взаимодействии по организации на "Климове" серийного выпуска таких моторов. Политическое решение на этот счет принято?

С 2008 г. в Петербурге заработает программа по поддержке инновационных проектов. Одним из них и станет программа производства вертолетных двигателей на территории "Климова". В федеральной целевой программе развития предприятий ОПК, раздел "Импортозамещение", стоимость проекта определена в 3 млрд. руб. Минимальное финансирование предусмотрено уже в этом году. Мы не будем дублировать технологии "Мотор Сич". Новое технологическое оборудование должно быть ориентировано на производство двигателей нового поколения, которые только разрабатываются, - ВК-800, ТВ7-117В, вертолетных двигателей мощностью 1500 л. с. В год на Украине в среднем производится 200 и выполняется 600 ремонтов моторов типа ТВ3-117/ВК-2500. Стоимость одного двигателя - $0,5 млн., стоимость ремонта - около $100 000. В ближайшие 10 лет новые вертолеты с этими двигателями будут строиться и еще 25-30 лет эксплуатироваться, так что рынок есть.

- А кто инициатор проекта - потребители или государство?

Это инициатива в том числе и Минобороны, потому что сейчас весь парк вертолетов зависим от Украины. А там звучат заявления о возможном вступлении в НАТО. Что будет, если завтра они прекратят поставку?

- Президент "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев говорит, что организация у вас такого производства займет не менее пяти лет, а затраты превысят $300 млн.

Это его личная оценка. Если бы "Мотор Сич" принял участие в программе, проект можно было бы сделать быстрее и дешевле, от этого выиграли бы и Россия, и Украина. Но проект однозначно будет реализован, с "Мотор Сич" или без него.

- "Климов" также планирует принять участие в разработке двигателя для самолета пятого поколения. В конкурсе на право разработки ваше предприятие участвует в кооперации с "Сатурном". Не боитесь оказаться в проигравшей команде?

Мы, конечно, будет бороться за этот заказ, но я считаю, что тендер по двигателю пятого поколения организован в принципе неправильно. С моей точки зрения, постановлением правительства должен быть назначен ответственный и полномочный генеральный конструктор, дирекция по этому проекту. А в создании двигателя должны участвовать все предприятия отрасли, по-другому его просто не сделать. Ни одно предприятие двигатель пятого поколения самостоятельно не создаст, это должен быть национальный проект под контролем государства.

- А в какой стадии находится разработка двигателя РД-33МК для МиГ-29К?

Два истребителя проводят летные испытания с двумя силовыми установками (четыре двигателя). Ситуация очень непростая, контракт, подписанный в октябре 2004 г., предусматривает объем финансирования в два раза ниже потребностей, а сроки разработки очень сжатые. Вообще, судьба контракта по поставке корабельных "МиГов" в Индию очень непростая. Но мы понимаем, что никто другой все равно задачу по силовой установке не решит, кроме "Климова" вместе с серийным Заводом им. Чернышова. Так что все проблемы будут решены и серийная поставка начнется в этом году.

- Недавно на "Климове" состоялось совещание по вопросам двигателестроения, на котором было принято решение на первом этапе консолидации отрасли создать четыре холдинга, один из них - под эгидой "Климова". Довольны принятыми решениями?

Главное, чем я доволен, - что принято решение о консолидации отрасли. Что касается конкретных деталей, то для первого этапа вряд ли возможна другая конфигурация. Главное - чтобы процесс шел быстро и не было затягивания последующих этапов.

- Как будет выглядеть схема формирования корпорации во главе с "Климовым"?

Это относится к компетенции РСК "МиГ" (владеет "Климовым". - "Ведомости"). Думаю, что соответствующие специалисты сейчас прорабатывают этот вопрос.

Биография

Александр Иванович Ватагин родился в 1957 г. в д. Осетище (Смоленская обл.). В 1980 г. окончил Высшее военно-морское инженерное ордена В. И. Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского по специальности "военный инженер-кораблестроитель". В 1981 г. прошел полный курс 6-го Высшего специального офицерского класса ВМФ СССР. В 1980-1985 гг. служил в специальном разведподразделении ВМФ испытателем, командиром испытательной группы. В 1985-1995 гг. служил в 40-м НИИ Министерства обороны, участвовал в разработке новых образцов военной Technikи спецназначения, аварийно-спасательных и подводно-технических работах, организовывал и проводил испытания новых образцов снаряжения и специальной Technikи. В 1990 г. руководил группой, осуществляющей первый в СССР эксперимент по длительному пребыванию и работе на больших глубинах. За проявленные при этом мужество и героизм в 1991 г. удостоен звания Героя Советского Союза"В 1995 г. вышел в запас в звании капитана 1-го ранга. С 1995 по 2004 г. занимал следующие посты: гендиректор ООО"Информационно-консалтинговый центр "Альтернатива-Скат", председатель совета региональной общественной организации "Координационный совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда", председатель центрального совета Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное общество "Спортивная Россия". С 2004 г. - гендиректор ФГУП "Завод им. В. Я. Климова", а после его акционирования - гендиректор ОАО "Климов".

О компании

Завод "Климов" - мировой лидер в разработке, производстве, ремонте и обслуживании газотурбинных двигателей. В последнее десятилетие на предприятии созданы турбовинтовой двигатель ТВ7-117С, модификации двигателей семейства ТВ3-117, модификации двигателей семейства РД-33, система автоматического управления двигателями.

В декабре 2006 г. предприятие из ФГУП "Завод им. В. Я. Климова" было преобразовано в ОАО "Климов", в апреле 2007 г. 100% акций ОАО было передано в собственность корпорации "МиГ". Выручка "Климова" в 2006 г. выросла на 58,4% до 1,99 млрд. руб., чистая прибыль составила 138,7 млн. руб.

Запаса.

Александр Иванович Ватагин
Дата рождения 28 января (1957-01-28 ) (62 года)
Место рождения село Осетище , Шумячский район , Смоленская область , СССР
Принадлежность СССР СССР
Род войск ВМФ
Годы службы 1975-1995
Звание
Награды и премии

Общественный и политический деятель. Председатель Центрального Совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», с 2003 по 2004 год возглавлял ДОСААФ России и являлся председателем , членом Высшего совета блока «Родина », в настоящее время заместитель председателя Генерального совета Социалистической единой партии России.

Руководитель ряда предприятий военно-промышленного комплекса. С 1995 года - Генеральный директор ООО «Информационно-консалтинговый центр „Альтернатива-Скат“», с 2004 года - генеральный директор ФГУП «Завод им. В. Я. Климова», а после его акционирования в 2009 году - исполнительный директор ОАО «Климов «ОПК „Оборонпром“» .

С 1998 года - исполнительный директор, а затем председатель совета региональной общественной организации «Координационный совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда» (Санкт-Петербург).

Биография

Александр Иванович Ватагин родился 28 января 1957 года в деревне Осетище Шумячского района Смоленской области . Отец Александра работал в лесничестве и сельском совете, а мать была медицинским работником . С 1964 по 1972 год Александр учился в Студенецкой восьмилетней школе . После окончания седьмого класса за отличную учёбу был премирован путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Орлёнок» , где впервые увидел море и решил стать моряком . В 1974 году окончил 10 классов Шумячской средней школы. В 1975 году поступил на кораблестроительный факультет Высшего Военно-морское инженерное ордена В. И. Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского . В 1976 году на факультете, где учился Александр, открылась специализация «аварийно спасательная, водолазная», на которую он перешёл на втором курсе . На пятом курсе училища вступил в члены КПСС .

Служба в Военно-Морском флоте

В 1980 году окончил училище по специальности военный инженер-кораблестроитель, был направлен испытателем-водолазным специалистом учебной испытательной группы в морских частях специального назначения Каспийской военной флотилии. В 1981 году окончил 6-й Высший специальный офицерский класс ВМФ СССР, продолжил службу на флотилии командиром группы, старшим водолазным специалистом .

Участвовал в испытаниях одной из самых засекреченных в ВМФ СССР сверхмалой подводной лодки «Пиранья» , экипаж которой - всего три человека, но на борт лодка способна принять группу диверсантов - до шести боевых пловцов. Автономность ПЛ - 10 суток, глубина погружения - до 200 метров, предназначалась для разведки в мелководном Балтийском море .

Ватагин проработал под водой общей сложностью более трёх тысяч часов. В 1990 году руководил группой из шести испытателей, осуществившей первый в СССР эксперимент по длительному пребыванию и работе на глубине 500 метров: 32 суток, из них десять - на глубине 500 метров .

В 1991 году участвовал в глубоководных испытаниях по теме «Кинопроба», результаты которых легли в основу разработки подводной техники нового поколения. Принимал участие в подготовке высококлассных водолазных специалистов и в освоение ими новой водолазной техники. Автор более 30 научных работ по проблемам подготовки и работы водолазных специалистов .

В 1995 году Ватагин был одним из руководителей первого в России длительного научного эксперимента - двухнедельного гипербарического погружения испытателей капитана 2 ранга А. Г. Храмова (одноклассник Ватагина по училищу) и капитана 1-го ранга В. С. Сластена на глубину 500 метров, в ходе которого над гидронавтами был проведён ряд научных опытов и медицинских наблюдений, призванных лучше изучить проблемы пребывания человека на сверхглубинах .

В 1995 году капитан 1 ранга А. И. Ватагин уволился с действительной военной службы в запас .

Дальнейшая жизнь

В 1995 году Ватагин стал организатором создания региональной общественной организации бывших военнослужащих спецназа армии и флота «РОС» . В том же году стал генеральным директором ООО "Информационно-консалтинговый центр «Альтернатива-Скат», с 1998 года - исполнительный директор, а затем председатель совета региональной общественной организации «Координационный совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда», председатель центрального совета Общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное общество «Спортивная Россия» . Участвовал в реализации программ подготовки к празднованию 300-летия Петербурга и 60-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов .

С 2002 по 2003 год Ватагин являлся Председателем Центрального Совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», с 2003 по 2004 год возглавлял ДОСААФ России. С 2003 года являлся председателем Социалистической единой партии России и членом Высшего совета блока «Родина » . 21 января 2004 года Александр Ватагин совместно с Дмитрием Рогозиным , Сергеем Бабуриным и Юрием Скоковым подписал специальное заявление, в котором официально отказался поддержать кандидата в президенты РФ Сергея Глазьева. В феврале 2004 года на съезде СЕПР на высшую должность в партии вместо Ватагина был избран Василий Шестаков . В настоящее время Ватагин является заместителем председателя Генерального совета СЕПР .

В 2004 году Ватагин был назначен генеральным директором ФГУП «Завод им. В. Я. Климова» - предприятием, которое занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для вертолётов , а также реактивных двигателей для истребительной авиации. Старожилы авиастроительной индустрии презрительно называли его «водолазом», а он им отвечал «Я не водолаз, я космонавт, только гидро-, и главное - какой результат». За три года он сумел вывести предприятие из кризиса. Несмотря на непогашенные долги по зарплате, налогам, первым делом он принял решение по внедрению на заводе автоматизированной системы управления, оснащению конструкторского бюро современными информационными технологиями и благодаря этому объём реализации продукции завода стал расти быстрыми темпами . С 2009 года Ватагин - исполнительный директор ОАО «Климов » в составе Объединённой двигателестроительной корпорации ОАО «ОПК „Оборонпром“» .

Председатель Региональной Общественная Организация «Координационный Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического труда».

Александр Иванович женат, в семье - двое детей и трое внуков .

Взгляды и мнения

О воинской службе:

Школа службы в Вооруженных Силах в наше время - одна из лучших школ по выработке характера и формирования личности.

О социальной справедливости:

…миллионы наших земляков, в большинстве своём работоспособных и талантливых, находятся в унизительном положении. И государство от этого проигрывает - во всех отношениях. Идею социальной справедливости нельзя выбрасывать за борт истории. Без неё невозможен дальнейший экономический рост. Я стал социалистом, чтобы помочь россиянам и России преодолеть экстремальную ситуацию

Награды и звания

Примечания

  1. Бочаров А. Ватагин, Александр Иванович (рус.) . Сайт «Герои страны ».
  2. Александра Соколова, Алёна Мокринская. Знакомство с Героем Советского Союза (неопр.) . Сайт телеканала «Социальное Телевидение». СПб. (19 мая 2014 года). Дата обращения 10 апреля 2015.
  3. (неопр.) . Официальный сайт муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области. Дата обращения 10 апреля 2015.
  4. Галина Терещенко. Морской разведчик стал социалистом. // «Восточно-Сибирская правда»: Газета. - 7 октября 2004 года.
  5. Биография Ватагина А. И. (неопр.) . Сайт ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Дата обращения 10 апреля 2015.

(1991), капитан 1-го ранга запаса.

Общественный и политический деятель. Председатель Центрального Совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», с 2003 по 2004 год возглавлял ДОСААФ России и являлся председателем , членом Высшего совета блока «Родина », в настоящее время заместитель председателя Генерального совета Социалистической единой партии России.

Руководитель ряда предприятий военно-промышленного комплекса. С 1995 года - Генеральный директор ООО «Информационно-консалтинговый центр „Альтернатива-Скат“», с 2004 года - генеральный директор ФГУП «Завод им. В. Я. Климова», а после его акционирования в 2009 году - исполнительный директор ОАО «Климов «ОПК „Оборонпром“» .

С 1998 года - исполнительный директор, а затем председатель совета региональной общественной организации «Координационный совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда» (Санкт-Петербург).

Биография

Александр Иванович Ватагин родился 28 января 1957 года в деревне Осетище Шумячского района Смоленской области . Отец Александра работал в лесничестве и сельском совете, а мать была медицинским работником . С 1964 по 1972 год Александр учился в Студенецкой восьмилетней школе . После окончания седьмого класса за отличную учёбу был премирован путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Орлёнок» , где впервые увидел море и решил стать моряком . В 1974 году окончил 10 классов Шумячской средней школы. В 1975 году поступил на кораблестроительный факультет Высшего Военно-морское инженерное ордена В. И. Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского . В 1976 году на факультете, где учился Александр, открылась специализация «аварийно спасательная, водолазная», на которую он перешёл на втором курсе . На пятом курсе училища вступил в члены КПСС .

Служба в Военно-Морском флоте

В 1980 году окончил училище по специальности военный инженер-кораблестроитель, был направлен испытателем-водолазным специалистом учебной испытательной группы в морских частях специального назначения Каспийской военной флотилии. В 1981 году окончил 6-й Высший специальный офицерский класс ВМФ СССР, продолжил службу на флотилии командиром группы, старшим водолазным специалистом .

Участвовал в испытаниях одной из самых засекреченных в ВМФ СССР сверхмалой подводной лодки «Пиранья» , экипаж которой - всего три человека, но на борт лодка способна принять группу диверсантов - до шести боевых пловцов. Автономность ПЛ - 10 суток, глубина погружения - до 200 метров, предназначалась для разведки в мелководном Балтийском море .

Ватагин проработал под водой общей сложностью более трёх тысяч часов. В 1990 году руководил группой из шести испытателей, осуществившей первый в СССР эксперимент по длительному пребыванию и работе на глубине 500 метров: 32 суток, из них десять - на глубине 500 метров .

В 1991 году участвовал в глубоководных испытаниях по теме «Кинопроба», результаты которых легли в основу разработки подводной техники нового поколения. Принимал участие в подготовке высококлассных водолазных специалистов и в освоение ими новой водолазной техники. Автор более 30 научных работ по проблемам подготовки и работы водолазных специалистов .

В 1995 году Ватагин был одним из руководителей первого в России длительного научного эксперимента - двухнедельного гипербарического погружения испытателей капитана 2 ранга А. Г. Храмова (одноклассник Ватагина по училищу) и капитана 1-го ранга В. С. Сластена на глубину 500 метров, в ходе которого над гидронавтами был проведён ряд научных опытов и медицинских наблюдений, призванных лучше изучить проблемы пребывания человека на сверхглубинах .

В 1995 году капитан 1 ранга А. И. Ватагин уволился с действительной военной службы в запас .

Дальнейшая жизнь

В 1995 году Ватагин стал организатором создания региональной общественной организации бывших военнослужащих спецназа армии и флота «РОС» . В том же году стал генеральным директором ООО "Информационно-консалтинговый центр «Альтернатива-Скат», с 1998 года - исполнительный директор, а затем председатель совета региональной общественной организации «Координационный совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда», председатель центрального совета Общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное общество «Спортивная Россия» . Участвовал в реализации программ подготовки к празднованию 300-летия Петербурга и 60-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов .

С 2002 по 2003 год Ватагин являлся Председателем Центрального Совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», с 2003 по 2004 год возглавлял ДОСААФ России. С 2003 года являлся председателем Социалистической единой партии России и членом Высшего совета блока «Родина » . 21 января 2004 года Александр Ватагин совместно с Дмитрием Рогозиным , Сергеем Бабуриным и Юрием Скоковым подписал специальное заявление, в котором официально отказался поддержать кандидата в президенты РФ Сергея Глазьева. В феврале 2004 года на съезде СЕПР на высшую должность в партии вместо Ватагина был избран Василий Шестаков . В настоящее время Ватагин является заместителем председателя Генерального совета СЕПР .

В 2004 году Ватагин был назначен генеральным директором ФГУП «Завод им. В. Я. Климова» - предприятием, которое занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для вертолётов , а также реактивных двигателей для истребительной авиации. Старожилы авиастроительной индустрии презрительно называли его «водолазом», а он им отвечал «Я не водолаз, я космонавт, только гидро-, и главное - какой результат». За три года он сумел вывести предприятие из кризиса. Несмотря на непогашенные долги по зарплате, налогам, первым делом он принял решение по внедрению на заводе автоматизированной системы управления, оснащению конструкторского бюро современными информационными технологиями и благодаря этому объём реализации продукции завода стал расти быстрыми темпами . С 2009 года Ватагин - исполнительный директор ОАО «Климов » в составе Объединённой двигателестроительной корпорации ОАО «ОПК „Оборонпром“» .

Председатель Региональной Общественная Организация «Координационный Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического труда».

Александр Иванович женат, в семье - двое детей и трое внуков .

Взгляды и мнения

О воинской службе:

Школа службы в Вооруженных Силах в наше время - одна из лучших школ по выработке характера и формирования личности.

О социальной справедливости:

…миллионы наших земляков, в большинстве своём работоспособных и талантливых, находятся в унизительном положении. И государство от этого проигрывает - во всех отношениях. Идею социальной справедливости нельзя выбрасывать за борт истории. Без неё невозможен дальнейший экономический рост. Я стал социалистом, чтобы помочь россиянам и России преодолеть экстремальную ситуацию

Награды и звания

Примечания

  1. Бочаров А. Ватагин, Александр Иванович (неопр.) . Сайт «Герои страны ».
  2. Александра Соколова, Алёна Мокринская. Знакомство с Героем Советского Союза (неопр.) . Сайт телеканала «Социальное Телевидение». СПб. (19 мая 2014 года). Проверено 10 апреля 2015.
  3. (неопр.) . Официальный сайт муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области. Проверено 10 апреля 2015.
  4. Галина Терещенко. Морской разведчик стал социалистом. // «Восточно-Сибирская правда»: Газета. - 7 октября 2004 года.
  5. Биография Ватагина А. И. (неопр.) . Сайт ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Проверено 10 апреля 2015.
  6. Подводные полёты. Тихие подвиги питерских водолазов // МК в Санкт-Петербурге: Газета. - 10 мая 2012 года. (недоступная ссылка)
  7. Бубнов Ю. М. , Пушкин И. А. Создание средств обеспечения боевой деятельности спецчастей ВМФ // Деятельность подразделения на современном этапе. Курс лекций. - Могилёв: «Могилёвский государственный университет продовольствия», 2003.