» » Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях. Интеграция дополнительного и общего образования Интеграция учебно воспитательного процесса и дополнительного образования

Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях. Интеграция дополнительного и общего образования Интеграция учебно воспитательного процесса и дополнительного образования

Интеграция общего и дополнительного образования детей подразумевает тесную связь и взаимодействие. Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам – личностям:
- уровень личности ребенка – формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование;
- уровень педагога – формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
- уровень органа управления – формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления.
2. По образовательный пространствам:
- уровень предмета – формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета;
- уровень комплексной образовательной программы – формирование межпредметных связей, оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
- уровень учреждения дополнительного образования – формирование образовательного пространства учреждения, формируется в виде программы учреждения.
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию:
- внутренняя интеграция - создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом;
- внешняя интеграция - создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы).

Формы сотрудничества УДО и школы
 создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей;
 проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
 создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
 проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
 организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.

Дополнительное образование дополняет образовательное пространство школы до его целостности.
Пространства взаимодействия»:
 интегрированные уроки (уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.), элективные курсы, предпрофильную подготовку;
 предметные кружки, факультативы, школьные научные общества;
 концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия,
 и др.

Целеполагание должно осуществляться на основе исследования социального заказа
Социальные заказчики:
 дети и их родители;
 государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
 организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.

Технологии управления процессом интеграции
Интегрированная программа
Интегрированные программы можно классифицировать по разным основаниям.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида программ:
 совместной деятельности педагогов (взрослых);
 совместной деятельности детей;
 совместной деятельности детей и педагогов разных объединений.
Интегрированная программа
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
 внешнего сотрудничества;
 внутреннего сотрудничества.
По целям и задачам:
 одноцелевая (целевая);
 многоцелевая.
По содержанию:
 однонаправленная;
 комплексная.
По системообразующему фактору:
 учебно-предметной ориентации;
 проблемно-тематические («сквозные»).

Потеряйло Светлана
Интеграция общего и дополнительного образования

КГУ «Дом детского творчества» акимата Федоровского района

Доклад :

«Интеграция общего и

дополнительного образования »

Составитель Потеряйло Светлана Сергеевна

педагог дополнительного образования .

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,

то есть почву, на которой растут и процветают

таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.

Генрих Нейгауз

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ , оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека .

Изучив инструктивно-методическое письмо, а в частности особенности школах Республики Казахстан меня привлекло то, что, особенностью дополнительного образования детей в общеобразовательных школах республики Казахстан обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования .

Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной школе в значительной степени может быть усилен за счёт дополнительного образования , характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированность обучающихся, а, значит, и реальное творческое самовыражение личности. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей образования , способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулированию познавательной мотивации учащихся.

Интеграция начального , основного и общего среднего образования и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Необходимость развития данного направления основывается на идее сохранения единого образовательного пространства .

В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования . Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок получает продолжение в процессе реализации дополнительной образовательной программы как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.

Учителя-предметники могут вести кружки, секции, студии, клубы по интересам , спортивные секции, подготовительные курсы, организовывать познавательные, конкурсные, развлекательные программы, экскурсии и др. по своему профилю во внеурочное время. Например, я работаю учителем технологии в школе. За один час урока мы проходим только азы прикладного искусства, а на кружке воспитанники раскрываются полностью. Они выбирают понравившуюся им технику (бисероплетение, газетоплетение, декупаж, пошив казахских национальных изделий и др.) делают работу аккуратно, развивая при этом усидчивость, терпение, эстетику оформления изделия. Готовят школьные и районные выставки, участвуют, со своими работами в конкурсах занимают призовые места, дарят свои изделия родным и близким, тем самым экономят домашний бюджет в приобретении подарков. Таким образом , для обеспечения полного охвата занятостью детей во внеурочное время, в том числе в субботний день, необходимо эффективно использовать потенциал учителей-предметников.

Еще одна особенность обновления содержания образования это переход на 5-дневную учебную неделю. У учащегося увеличивается свободное время. Основой организации учебно-воспитательного процесса в субботний день должно стать дополнительное образование .

1) создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения его содержания;

2) осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

3) ориентацию учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др., на реализацию своих способностей в организациях дополнительного образования детей ;

4) компенсацию отсутствия тех или иных учебных курсов, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути , конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

В условиях реализации общенациональной идеи «Мгілік Ел» проводимая учителями школ и педагогами дополнительного образования работа должна быть направлена на формирование человека образованного , обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу своего народа.

Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях

Учителям и педагогам дополнительного образования рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.

Педагогам детских фольклорных коллективов школ продолжать работу по изучению национальных особенностей и традиций казахстанского народа, сохранению и развитию региональной фольклорной традиции : песенной, танцевальной, народных промыслов и т. д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров : почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.

Педагогам школьных объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра .

Педагогам школьных кружков и объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества надо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного.

Как показывает практика, мощным механизмом духовно-нравственного просвещения являются занятия изобразительным искусством , хореографией, музыкой. Структура ряда самостоятельных конкурсов и выставок могла бы быть объединена общей идеей представления «Через искусство – к миру и взаимопониманию» . За 2017-2018 учебный год я как руководитель кружка провела школьные конкурсы по следующим номинациям :

1) «Национальные традиции и обряды» (участники конкурса представили описание и продемонстрировали национальные обряды, а также рассказали о традициях своего народа); Получили грамоты

2) «Декоративно-прикладное творчество «Храм традиций» (в конкурсной программе данной номинации приняли участие авторы творческих работ (мягкая игрушка, вышивка, лоскутное шитье, вязание, декупаж, бисер, резьба по дереву и т. д.). Так участники были награждены грамотами и благодарственными письмами

3) «Блюда национальной кухни» этот конкурс мы с воспитанниками запланировали провести 28 апреля в преддверии празднования 1 мая дня единства народов Казахстана

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования , а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся , то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования , которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка . Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные , но и иные социальные потребности детей. Дополнительное образования детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе.

Одним из трендов столичного образования сегодня является интеграция общего и дополнительного образования детей. Она рассматривается как одно из средств создания единого пространства реализации ФГОС ОО, как эффективный инструмент реализации ключевых проектов Департамента образования города Москвы, объединенных в мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду».

Жирова Надежда Анатольевна,
методист РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук.

Безусловно, интеграция общего и дополнительного образования детей позволит создать условия для разработки новых форм воплощения в жизнь метапредметного и конвергентного подходов, являющихся сегодня ведущими в московском образовании.

Но, может быть, наиболее важным следует считать тот факт, что новая – интегративная – система образования, формирующаяся на стыке двух ранее практически автономно существовавших, станет той платформой, где ученик сможет найти все необходимые средства, условия, «точки роста», которые помогут ему совершить сложный мировоззренческий выбор: самоопределиться в культуре, социуме, профессии.

В столичном образовании складываются различные формы интеграции общего и дополнительного образования детей, данный процесс начался и продолжает развиваться во многом стихийно. Поэтому в данной статье хотелось бы рассмотреть некоторые формы интеграции, существующие в московских образовательных комплексах.

  1. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

Сегодня она является одной из наиболее распространенных. Одна из особенностей данной формы интеграции заключается в том, что она не предполагает выхода за пределы образовательной организации или ее структурного подразделения: как правило, авторами программ внеурочной деятельности являются те же учителя, которые ведут соответствующие предметы. Они же и ведут занятия. Такой формой легче управлять, и с точки зрения преемственности содержания программ она также выглядит позитивно.

Но чаще всего внеурочная деятельность в данном случае является средством для отработки определенных универсальных учебных действий учащихся, которые отстают в изучении какого-либо предмета, или, напротив, пространством подготовки к различным диагностикам или олимпиадам, отрабатывания форм деятельности и навыков по сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В этом есть свои плюсы, но самореализации или стимулированию профессионального самоопределения такая форма интеграции не способствует.

Кроме того, на сегодняшний день в образовательных организациях в основном не разрабатывают интегрированных программ, в контексте которых действительно объединяется содержание урочной и внеурочной деятельности, расширяясь благодаря введению новых методов и форм работы, используемых в рамках последней. Это одна из организационных проблем, существующих в настоящее время: есть достаточно жесткие образцы составления программ, отступить от которых учитель не может, даже если бы и хотел.

  1. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и работы объединений дополнительного образования детей (которые несколькими годами раньше традиционно назывались кружками).

Такая форма интеграции также реализуется в пределах образовательной организации или отдельного ее структурного подразделения и тоже достаточно распространена. В данном случае процесс управления ею также достаточно оперативен, как и обратная связь с управленческим звеном.

С точки зрения удовлетворения потребностей и запросов учащихся и их родителей, такая форма интеграции дает больше возможностей для работы по интересам, интеллектуального и (или) творческого развития учащихся. Это позитивный фактор.

Здесь программы для работы объединений дополнительного образования детей также пишут педагоги, работающие в образовательном учреждении, но не всегда те, кто ведет связанный с тематикой дополнительного образования предмет. Поскольку и в этом случае существуют четко регламентированные требования к написанию программ ДО , у учителя, как правило, нет возможности создавать интегрированную программу в соавторстве со своим коллегой . Это одна из проблем данной формы интеграции, и обусловлена она недостаточностью нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс.

Вторая проблема связана с фактором заорганизованности дополнительного образования в школах. Объединение должно заниматься строго по расписанию, перенос репетиций (если это объединения художественной направленности) или занятий (если общеобразовательной) не допускается. Выходы на концерты, представление проектов, выступления с докладами и тому подобное, то есть за пределы школы, требуют огромного количества бумажной подготовки и хождения по инстанциям: утвердили в своем структурном подразделении, но не утвердили в главном и так далее . В итоге выхолащивается сама специфика дополнительного образования: возможность осуществления просветительской деятельности и представления тех результатов, которых достигают учащиеся, как в образовательной организации, так и за ее пределами. Но постоянные занятия только в классе губят как интерес, так и стремление учащихся к саморазвитию: творческая энергия, которая накапливается, не получает выхода и, как образно говорит А.А. Мелик-Пашаев, выдающийся психолог, занимающийся много лет проблемами творчества и художественного образования, «чайник, у которого запаяны и носик, и крышка, взрывается». В нашем случае – ребенок покидает объединение дополнительного образования.

  1. Форма интеграции, в рамках которой к образовательной организации присоединяется учреждение дополнительного образования детей (Дворец или Центр детского и юношеского творчества).

Данная форма осуществляется, прежде всего, по территориальному признаку, следовательно, сугубо организационно, но и несет ряд позитивных моментов. Так, те представители Дворца или Центра, которые ранее работали с образовательной организацией по договору или временному контракту, могут теперь считаться полноправными основными работниками. С управленческой точки зрения это расширяет возможности их деятельности, равно как ее финансового обеспечения и поощрения.

С другой стороны, образовательная организация получает возможность использования ресурсов (материально-технических, кадровых, интеллектуальных), которые способно предоставить учреждение дополнительного образования. С точки зрения создания условий для развития и самоопределения учащихся, это существенный шаг вперед.

Но на практике такое взаимодействие сводится зачастую к тому, что управление всей системой дополнительного образования, в том числе и деятельностью объединений, открывающихся внутри образовательной организации (см. вторую форму интеграции), передается во Дворец или Центр детского и юношеского творчества, который затем видит свою основную функцию в осуществлении надзора и контроля: комиссии, проверки и тому подобное. Вот еще одна проблема, возникающая в процессе стихийного возникновения форм интеграции общего и дополнительного образования детей и обусловленная фактором заорганизованности.

За ней идет следующая: учителю, работающему в образовательной организации, разрешено заявлять в дополнительном образовании только программу ознакомительного уровня, хотя существуют также базовый и углубленный. Да, углубленный уровень в условиях общеобразовательной школы реализовать сложно, но базовый зачастую возможен.

Градация обусловлена не только объемами финансирования и, соответственно, часов, которые выделяются на программу, но и наполняемостью объединений. Так, в ознакомительном уровне она не должна быть менее 15 человек. В базовом – 12, в углубленном – 10. Получается, что даже если работа объединения была бы качественнее, если бы детей было менее 15, учитель, ведущий занятия в рамках дополнительного образования, обязан выполнять это требование. Соответственно, если 2-3 ученика покидают объединение, оно оказывается под угрозой закрытия .

С другой стороны, поскольку запись учащихся в систему дополнительного образования осуществляется через электронный портал, они тоже оказываются своего рода заложниками первично сделанного выбора: во многих образовательных организациях существует требование сохранения первоначального списка учащихся, нежелательно, чтобы ученик переходил куда-то, разве что в том случае, если он переезжает в другой район города.

Но где же законодательно прописанная в Концепции дополнительного образования детей свобода выбора занятий по интересам? Где возможность «пробы себя», которая необходима, особенно если, например, вспомнить, что в младшем и среднем школьном возрасте интересы детей меняются достаточно быстро?

Очевидно, что мы снова сталкиваемся с препятствиями, обусловленными несогласованностью нормативно-правовой базы функционирования дополнительного образования детей и насущной потребности в осуществлении интеграции общего и дополнительного образования детей как единого пространства реализации ФГОС ОО.

  1. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов из учреждений культуры и дополнительного образования.

Данная форма позволяет расширить возможности образовательной организации в осуществлении дополнительного образования детей, но далеко не всегда приглашенные специалисты настроены на осуществление в собственной деятельности такой интеграции. Они либо предлагают свои профессиональные возможности, реализуя их только на занятиях объединения детей, либо – если речь идет об учреждениях культуры, например, публичных (массовых) библиотеках, которые довольно часто сотрудничают со школами, – склонны приглашать группы школьников на свою территорию. Там им предлагается участие в каком-либо мероприятии (викторина, квест, тематический утренник или вечер и др.), но при этом приглашающая сторона, как правило, мало заботится о том, насколько их предложение согласуется с изучением тех или иных школьных дисциплин и работой системы дополнительного образования.

Таким образом, эта форма, с одной стороны обеспечивает возможность более широкого спектра удовлетворения интересов и образовательных потребностей детей, но в сфере только системы дополнительного образования, безотносительно к интеграции общего и дополнительного образования детей, с другой – работает скорее, как просветительская, нежели нацеленная на интеграцию.

  1. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация выстраивает на договорной основе систему устойчивых взаимосвязей «школа – вуз». Такую форму можно считать наиболее перспективной для осуществления интеграции общего и дополнительного образования детей, в особенности, если в такое взаимодействие вовлечены не только представители вузов, учителя-предметники, ведущие занятия по внеурочной деятельности, но и те, кто руководит объединениями дополнительного образования по соответствующим направлениям.

Итак, обобщая сказанное, можно сделать ряд выводов:

  • стихийно возникшие в образовательном пространстве города Москвы формы интеграции общего и дополнительного образования детей зачастую носят сугубо административный, ситуативно-организационный характер;
  • они имеют позитивные черты, однако и несут в себе ряд проблем, обусловленных тем, что нормативно-правовая база, регулирующая в настоящее время деятельность системы дополнительного образования детей, не нацелена на процесс интеграции общего образования и дополнительного образования детей;
  • для создания интегративной системы, объединяющей основные ценности, принципы, подходы и позитивные особенности общего и дополнительного образования, ориентированной на рост качества образования и – как следствие – самореализацию и самоопределение учащихся, необходим поиск таких же системных средств.

Так, одним из основных документов, регламентирующих создание программ дополнительного образования детей, является Письмо от 11 декабря 2006 года №06-1844 с грифами Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.

Сравните: не далее, как в 2015-2016 году к программам по дополнительному образованию детей выдвигалось такое требование, как «одна программа – один автор». Возможно, какие-либо образовательные организации находили возможность его обойти, но основная масса педагогов была просто вынуждена следовать ему.

Отметим, что еще 3-4 года назад ситуация была иной: сфера дополнительного образования в школах была территорией достаточной свободы.

Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» . Основные положения Приказа действуют и сегодня.

Коллегия МДО одобрила опыт работы Южного окружного управления образования, утвердила предложенное им Положение о блоке дополнительного образования - структурном подразделении государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, в качестве примерного и рекомендовала его для использования в работе. Начальникам окружных управлений рекомендовано изучить опыт ЮОУО и создать окружные программы развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Управлению воспитания и дополнительного образования МДО поручено организовать работу по распространению опыта ЮОУО, подготовить и провести городскую конференцию, семинар для заместителей начальников окружных управлений образования и руководителей методических центров на эту тему, а также организовать и провести городской смотр-конкурс организации дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

В 1997 году благодаря поддержке Департамента образования в нашем округе была развернута в экспериментальном порядке работа по созданию блоков дополнительного образования как структурных подразделений образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы на бюджетной основе во всех окружных образовательных учреждениях - школах, детских домах, школах-интернатах, центрах лечебной педагогики и так далее. Целью эксперимента стало обеспечение доступности дополнительного образования и повышение тем самым качества общего образования. В результате уже в 1997 году произошел количественный скачок по охвату детей допобразованием в 3,5 раза. Если в 1994-1995 учебном году им занимались 18700, то в 1998-1999-м уже 71831, а в 2004-2005-м 133907 учащихся. Такая разница по количеству детей позволяет дать количественную оценку социальной потребности в дополнительном образовании детей.

Мы провели специальное исследование на предмет установления преимуществ, которые имеют БДО по сравнению с внешкольными учреждениями допобразования, и сделали вывод, что блоки на базе учебного заведения имеют несомненные преимущества. Сегодня в округе блок допобразования - структурное подразделение государственного образовательного учреждения, реализующее как образовательные программы, так и различные образовательные программы дополнительного образования детей за пределами определяющих его статус основных (базовых) образовательных программ. В отличие от традиционной, так называемой филиальной модели, кадровое формирование БДО осуществляет директор образовательного учреждения, принимая на работу педагога допобразования с соответствующей записью в трудовой книжке или оформляя учителей-предметников педагогами допобразования путем внутреннего совмещения с обязательным проведением тарификации педагогов БДО. Директор образовательного учреждения утверждает штатное расписание БДО, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним, несет ответственность за уровень квалификации работников БДО.

Социальную потребность нельзя удовлетворить с помощью филиальной модели потому, что она в 4-5 раз выше, чем среднегодовая пропускная способность всех специализированных учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, спорта и муниципальных досуговых клубов округа. Кроме того, сеть филиалов создает большие трудности в решении кадровых вопросов, при контроле режима и качества работы, на филиалах очень трудно развивать перспективные виды деятельности, которые сложны и технически, и организационно.

Результатом эксперимента стало создание двухуровневой системы дополнительного образования, включающей в себя специализированные учреждения дополнительного образования (их 15) и блоки допобразования в учреждениях, реализующих образовательные программы. Кроме того, мы можем сказать, что нынче успешно реализуются принципы системного подхода в развитии образовательного пространства дополнительного образования на территории округа. Например, в районе Нагорное нет учреждений допобразования для детей, поэтому там создание БДО решает проблему территориальной доступности к нему. В районе Нагатино-Садовники есть центр «Юный техник», и здесь создание БДО расширяет тематическое поле, в результате выстраивается образовательное пространство в соответствии с социальным запросом населения. В районе Зябликово есть многопрофильное учреждение ЦРТДЮ «Радужный» и 16 БДО, поэтому учреждение создает условия для занятий на уровне допрофессиональной и профессиональной подготовки, а БДО обеспечивают максимальный охват детей допобразованием. Такое взаимодополнение дает уникальную возможность обеспечить на больших территориях оптимизацию тематико-возрастного поля.

Организация дополнительного образования детей в образовательном учреждении - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная работа. С созданием БДО в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, появилась реальная возможность перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства. Статистические данные по охвату детей из многодетных семей (85%) и детей, состоящих в инспекциях по делам несовершеннолетних (98%), показывают, что получающие допобразование в БДО имеют более широкий спектр услуг (группы продленного дня, бесплатное питание и так далее), а дети-инвалиды (83%) заняты допобразованием в БДО на базе школ-интернатов, коррекционных школ, ЦЛПиДО, применяющих соответствующие методики. Все это - еще одно подтверждение больших возможностей БДО в решении проблемы доступности дополнительного образования для всех категорий обучающихся.

В БДО в Южном округе работают 4006 педагогов, из них около 900 в возрасте до 30 лет. 920 - от 30 до 40 лет, 1093 - от 40 до 50 лет. Организация блоков позволяет привлекать внешних совместителей - специалистов в различных областях дополнительного образования (78%), год от года увеличивается количество педагогов с высшим педагогическим образованием, 93% за последние пять лет повысили свою квалификацию на курсах, большинство (60%) аттестованы и имеют квалификационную категорию, причем 19% - высшую.

19 образовательных учреждений округа, в которых есть БДО, имеют статус городских экспериментальных площадок по теме «Модель центра непрерывного профильного образования» и занимаются интеграцией основного и дополнительного образования. В 2006-2007 учебном году планируется открытие городских экспериментальных площадок по теме «Развитие дополнительного образования в условиях разнопрофильных учреждений» в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения для инвалидов-колясочников, коррекционной школе №991, детском доме №9. Дополнительное образование в разнопрофильных учреждениях - та сфера, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у воспитанников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей. Блок дополнительного образования расширяет воспитательные возможности и культурное пространство учреждений. Для воспитанников данных учреждений дополнительное пространство становится важнейшим средством обеспечения адекватного пространства для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки, создает возможности сознательной профориентации.

В разнопрофильных учреждениях Южного округа дополнительным образованием охвачены 2624 обучающихся по 8 направлениям и 48 видам деятельности, работают 103 педагога. 17 образовательных учреждений функционируют в режиме школы полного дня. В каждой школе блок дополнительного образования играет важную роль, обеспечивая доступное качественное дополнительное образование для 750 учебных групп, 11251 учащегося по 11 направлениям и различным видам деятельности.

В подобных учреждениях особую важность приобретают еще воспитательные и интеграционные функции, способствующие созданию воспитательной системы школы, обогащая и расширяя культурную среду образовательного учреждения.

Задача блока дополнительного образования в школе-интернате, коррекционном образовательном учреждении, школе полного дня и других учреждениях - не только гарантировать определенный уровень образования, воспитания и социальной защиты воспитаннику, но и предоставить ему шанс на успех в будущем.

В ходе эксперимента в округе четко отработан механизм организации деятельности блоков дополнительного образования в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. На основании ежегодного приказа ЮОУО и приказа директора образовательного учреждения БДО как структурное подразделение формируется при условии освоения более 27 недельных часов дополнительного образования с проведением тарификации. Ежегодная тарификация - обязательное условие для организации работ блока.

Нормативно-правовые условия деятельности БДО в образовательном учреждении - запись в Уставе учреждения, лицензия на право ведения образовательной деятельности БДО, Положение о БДО, должностные инструкции сотрудников блока.

Непосредственное управление БДО осуществляет директор образовательного учреждения, а руководить его работой может ответственный в должности заместителя директора по допобразованию или руководитель структурного подразделения, которые назначаются приказом директора. Ответственный за БДО планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работ структурного подразделения.

В ходе экспериментальной деятельности разработана и предложена примерная номенклатура дел ответственного за БДО, включающая нормативно-правовую документацию (локальные акты), отчетно-финансовую документацию (тарификация, журналы, программы, расписание), отчетно-аналитическую документацию (аналитические справки, журналы контроля, мониторинг БДО).

Результатом работы блоков дополнительного образования в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, стали следущие показатели:

высокий процент охвата детей образовательных учреждений различными видами деятельности дополнительного образования во второй половине дня (99,8% учреждений округа имеют блок дополнительного образования);

традиционно в Южном округе большое количество детей принимает участие в фестивале «Юные таланты Московии» - в VIII фестивале принимали участие 17615 учащихся из БДО, 2738 стали победителями;

два творческих коллектива БДО награждены профессиональным призом фестиваля «Юные таланты Московии» «Девочка на шаре» (музыкальная студия школы №623, танцевально-спортивный клуб «Дельта-данс» ПТУ-160);

с 2003 по 2005 годы звание «Образцовый детский коллектив» получили детские творческие коллективы восьми образовательных учреждений Южного округа (школы №№547, 578, 628, 858, 936, 1173, ЦО «Полюс» №504, лицей моды №341);

творческие достижения обучающихся в блоках дополнительного образования отмечены наградами фестивалей, соревнований городского, всероссийского и международного уровней (в 2004-2005 учебном году более 1400 детей участвовали в фестивалях и соревнованиях международного уровня, 130 творческих коллективов и команд стали победителями, на всероссийских фестивалях и соревнованиях из 900 участников - 300 творческих коллективов и команд стали победителями);

педагоги БДО активно участвуют и побеждают в таких конкурсах, как конкурс образовательных программ дополнительного образования детей, научно-методический потенциал дополнительного образования, «Педагог-внешкольник» (например, в окружном конкурсе художественного творчества педагогов дополнительного образования в 2005-2006 учебном году участвовали 119 педагогов из 74 образовательных учреждений, 61 педагог стал победителем).

Могу сказать, что нашу работу в округе видят, чувствуют и высоко оценивают. Например, для окружного научно-методического центра допобразования выделено 500 квадратных метров в доме-новостройке, а кроме того, нам отдали киноконцертный центр «Фестивальный», в котором мы сможем проводить окружные мероприятия.

Ольга БУРЛАКИНА, директор Центра лечебной педагогики и дифференциального обучения:

Наш центр был открыт в 2003 году, он оказывает образовательные услуги детям-инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы, а также детям с проблемами в психическом и физическом развитии. Сегодня в центре постоянно обучаются 240 детей в месяц, 190 - дети, имеющие инвалидность. Из них 35 учатся надомно, 38 получают основное образование в диагностических классах по коррекционному, развивающему обучению, 117 детям из различных районов Южного округа мы оказываем коррекционную помощь. Основная цель центра - создание обогащенной развивающей среды для детей-инвалидов, которые в силу своих ограниченных возможностей имеют узкий круг общения и часто воспитываются в условиях социальной изоляции. Одно из приоритетных направлений работы центра - организация и развитие блока дополнительного образования, который обеспечивает успешную социализацию и адаптацию ребенка к дальнейшей жизни. Главная задача педагогов в том, чтобы помочь ребенку полноценно прожить каждый день его единственного, неповторимого детства. Все обучающееся в центре занимаются различными видами дополнительного образования.

Ребенок включается в блок дополнительного образования на основе приоритета его интересов, дифференцированного подхода, учитывающего его потребности и интересы, ориентации на его индивидуальные особенности, доступность выполняемых видов деятельности и активное участие семьи в выборе направлений деятельности, личностного подхода к ребенку. Отличительная особенность работы блока допобразования - разработка индивидуальных маршрутов для детей-инвалидов по рекомендации специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.

Работа в блоке дополнительного образования ведется по шести направлениям (17 видам деятельности, в 14 объединениях): физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, научно-техническая, социально-экономическая, культурологическая, естественно-научная.

Каждый ребенок обучается в 3-4 различных объединениях. Занятия проводятся индивидуально и малыми группами по 2-3 человека, группы формируются с учетом особенностей развития детей и их совместимости. 13 педагогов центра имеют специальное образование по работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одно из важнейших направлений работы - спортивно-оздоровительная работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, так как детей этой категории не принимают в массовые спортивные секции. В центре они могут заниматься в секциях: «Развивающие спортивные игры», «Общая физическая подготовка на основе подвижных игр», «Адаптивная физкультура».

Наибольшее количество детей занимаются в 10 объединениях художественно-эстетической направленности. Опыт показывает, что систематические занятия детей-инвалидов художественным творчеством помогают не только достичь хороших результатов в развитии их способностей, но и гармонизировать личность, помочь приобрести ей более оптимистический взгляд на жизнь, научить детей терпимости и доброжелательности, повысить их самооценку. Открывая для себя радость творчества, ребенок поэтапно меняет свою жизненную позицию и отношение к миру. Дети занимаются в творческих объединениях: «Декоративная обработка материалов», «Домовята» (изготовление мягких игрушек), «Моделирование из бумаги», «Волшебная ниточка» (вышивка по картону), «Караоке», «Веселые нотки». Многие с удовольствием посещают декоративную студию «Ботега», где занимаются керамикой, батиком, живописью, графикой.

На музыкальных занятиях педагоги используют элементы музыкальной терапии - специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать положительное воздействие на мироощущение ребенка, чьи двигательные и речевые возможности ограничены. Совокупность методов и приемов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных ребенку переживаний, помогают ему быть счастливым и востребованным обществом. Благодаря дополнительному образованию дети с особенностями в развитии могут получить подготовку по таким предметам, как компьютерная грамота, экономика, химия, физика, страноведение с изучением иностранного языка.

Ребята, обучающиеся в блоке дополнительного образования, неоднократно принимали участие в окружных, городских конкурсах и выставках, 62 стали лауреатами и дипломантами, а изостудия «Ботега» награждена дипломом фестиваля «Юные таланты Московии».

Елена ПАВЛОВА, заведующая методической лабораторией дополнительного образования ЮОУО:

Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность - условие эффективности, одно из средств достижения качества деятельности выстроенной системы, ее результатов. Сегодня деятельность методической службы полифункциональна. Она сочетает различные виды деятельности: управленческую и педагогическую, исследовательскую и дидактическую, методическую и организаторскую.

Для совершенствования организационно-методического и информационного обеспечения двухуровневой системы дополнительного образования в Южном учебном округе создана окружная методическая лаборатория дополнительного образования. Содержание деятельности лаборатории определено в окружной Программе развития системы дополнительного образования на 2005 - 2010 годы. Ключевые направления деятельности лаборатории - это научно-методическое сопровождение содержания дополнительного образования, повышение его эффективности и качества; развитие мониторинговой службы системы дополнительного образования; создание различных банков данных системы дополнительного образования; организация и развитие системы повышения квалификации педагогических работников; разработка и совершенствование нормативно-правовой документации для блоков дополнительного образования в учебных заведениях.

Задача научно-методического сопровождения решается в Южном округе комплексно методическими службами учреждений дополнительного образования и окружной методической лабораторией через выстраивание таких современных методических структур, как специализированные учреждения и объединения блоков дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений по профилю. Например, КЛЦ «Петрофлот» занимается военно-патриотическим направлением и морским делом, ДШИ «Родник» - вокально-хоровым искусством, ДШИ «Тутти» - инструментальным, ЦДТ «Логос» - декоративно-прикладным искусством, ЦДТ «Юный техник» развивает спортивно-техническое направление. Все учреждения дополнительного образования детей стали информационно-методическими центрами блоков допобразования. В рамках фестиваля «Юные таланты Московии» у нас создано 29 окружных методических объединений, которыми руководят методисты-кураторы по направлениям и видам деятельности системы дополнительного образования. Методическое сопровождение учреждениями дополнительного образования осуществляется и для массовых мероприятий, например, центр «Радужный» проводит в течение 10 лет окружной тур фестиваля «Надежда» для учащихся блоков допобразования разнопрофильных учреждений, а Дом туризма организует и проводит туристические слеты для детей-сирот.

Самое главное, что в округе выработан механизм совершенствования организационно-методического и информационного обеспечения деятельности блоков дополнительного образования.

На первом этапе мы с помощью электронной тарификации-мониторинга анализируем положение дел и выявляем те актуальные потребности в методической помощи, которая требуется для соблюдения норм учебной нагрузки детей, соответствия образовательных программ требованиям и содержанию дополнительного образования. По итогам тарификации на основе автоматизированной системы мониторинга мы создаем информационно-аналитические книги, например, книга «Тематика образовательных программ» позволяет определить образовательное пространство двухуровневой системы дополнительного образования, корректировать и планировать развитие различных направлений и видов деятельности детей. В результате удается охватить блоками дополнительного образования детей всех возрастных категорий. Скажем, центр детского творчества «Юный техник» специализируется по спортивно-техническому профилю, а блоки допобразования района Нагатино-Садовники реализуют социальные запросы детей по всему спектру тематического направления образовательных программ.

На втором этапе нам важно заниматься повышением качества и эффективности работы в блоках дополнительного образования, поэтому мы проводим для заместителей директоров по блоку допобразования или ответственных за это направление работы многочисленные семинары, «круглые столы»: «Систематизация управленческой деятельности», «Подготовка пакета документов для прохождения лицензирования», «Из опыта работы» и так далее. Кроме того, в практику работы вошли семинары и консультации для педагогов, методистов, заместителей директоров по теме «Разработка образовательной программы дополнительного образования детей». Как результат - педагоги блоков неоднократно становились лауреатами окружных конкурсов образовательных программ и научно-методических разработок по допобразованию детей.

Для профессионального роста педагогических и руководящих кадров в нашем округе на базе двух учреждений допобразования (ДШИ «Тутти», Дом детско-юношеского туризма и экскурсий) проводятся курсы повышения квалификации Московского института открытого образования, в центре детского творчества «Логос» мы ежегодно проводим окружные, всероссийские детские и педагогические конференции по различным видам декоративно-прикладного искусства. В этом году в школе-интернате №95 состоялся городской семинар «Развитие дополнительного образования в условиях школы-интерната».

Кроме того, для повышения качественного уровня существующих коллективов и выявления новых перспективных мы доработали окружную систему конкурсов и фестивалей таким образом, чтобы окружной тур фестиваля «Юные таланты Московии» проходил в два этапа. На первом - конкурсы проходят во всех школах, на втором - соревнуются коллективы. Причем начинающие среди начинающих, а «образцовые детские коллективы» и коллективы, награжденные призом «Девочка на шаре», с такими же.

На третьем этапе мы реализуем задачи кадрового сопровождения. В окружной методической лаборатории допобразования работают методисты по программно-методической деятельности, по редакционно-издательской, по информационно-аналитической деятельности, методисты по работе с блоками допобразования, по различным направлениям деятельности, например, кураторы по жанрам фестивалей и конкурсов, специалист-программист и специалисты по созданию банка данных.

Четвертый, заключительный этап - разработка методического продукта и его трансляция. Благодаря Управлению образования Южного округа педагоги и руководители образовательных учреждений имеют возможность использовать в работе ежегодные издания окружных сборников информационно-методических материалов по дополнительному образованию, где опубликованы нормативно-правовые документы, разработанные в округе локальные акты и документы, регламентирующие деятельность блоков дополнительного образования, разработанные методистами лаборатории методические рекомендации по отчетно-аналитической деятельности ответственных за блоки допобразования по разработке образовательных программ, серия материалов «Из опыта работы», а также сборники образовательных программ дополнительного образования детей. У нас в округе создан и пополняется банк данных по программно-методическим материалам системы дополнительного образования, ведется работа над созданием медиатеки дополнительного образования.

Татьяна ДАНИЛКИНА, директор школы №554:

Сегодня значительно выросли образовательные потребности населения микрорайона, в частности, в области дополнительного образования. То, что в школе есть блок допобразования, часто становится для родителей важным аргументом при выборе школы для своего ребенка. У нас в школе такой блок есть, и мы реализуем программы по 7 направлениям, 22 видам деятельности, организуем работу 35 ученических объединений. В школе трудятся 29 педагогов дополнительного образования, причем для 64% - это основная должность. Руководит работой блока заместитель директора.

На заседании совета школы была разработана и утверждена управляющим советом модель нашего выпускника - выпускника школьного государства Ювента. Мы уже убедились, что задачи по формированию качеств личности успешнее реализуются в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Три основных направления интеграции: по содержанию, по технологиям и формам.

Одно из важнейших направлений деятельности по созданию условий для самореализации личности мы осуществляем через элективные курсы, предпрофильное и профильное обучение в общем образовании, вариативную систему дополнительного образования и ученическое самоуправление - в воспитательной системе. Направления воспитывающей деятельности аналогичны направленностям дополнительного образования, а занятия в объединениях - одна из форм воспитательной работы на уровне класса, школы и социума.

Одна из распространенных форм - проведение клубных дней, которые позволяют учащимся проявить свои творческие способности, продемонстрировать сверстникам свои достижения. Знания и умения, полученные в условиях интеграции общего и дополнительного образования, успешно актуализируются в системе ученического самоуправления. Например, в департаменте массовой информации Ювенты активно работают учащиеся классов гуманитарного профиля, а также посещающие занятия объединения «Юный журналист» и художественную студию.

Чтобы определить, как влияет интеграция на состояние здоровья, успеваемость и развитие личности, мы регулярно проводим мониторинги. 71% детей утверждают, что знания, полученные на занятиях, успешно используют на уроках и наоборот. 30% учащихся ориентированы на профессиональный выбор. Эти данные убеждают нас в положительной роли процессов интеграции. Мы считаем, что общее и дополнительное образование - необходимые компоненты единого образовательного пространства школы, позволяющего успешно развивать познавательную, творческую и гражданскую активность ребенка.

Интеграция основного и дополнительного образования

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
Генрих Нейгауз

Обоснование проекта. Образование является механизмом включения подрастающего человека в уже существующую общность людей, следовательно, школа в первую очередь несет ответственность за качество образования детей, призванной поддержать, сохранить, усовершенствовать общие для всех нормы бытия. Центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик. Все способы, формы организации школьной жизни должны быть подчинены конечной цели учебно-воспитательного процесса: ученик, всестороннее развитие его личности, способности к самосовершенствованию, самоутверждению, самоопределению. Главной причиной дискомфорта в жизнедеятельности школы становятся дети с низким уровнем интеллектуального развития, у которых нет возможности развиваться в условиях системы основного образования, поэтому преобразования касаются не только учебного труда школьника, но практически изменяется весь учебно-воспитательный процесс. Выходом из условий закомплексованности, замкнутости, отчужденности является создание системы дополнительного образования в школе. Деятельность кружков, факультативов, клубов, студий, работа классных коллективов, детских объединений, ученическое самоуправление, работа с родителями, с общественностью подчинены единой цели – развитию личности учащихся.

“Интеграция» – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию”.

Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности.

Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.

Цель проекта. Создание условий для организации учебно-воспитательного процесса на базе интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивающего здоровьесбережение, максимально содействующие творческому развитию личности школьника.

Для интеграции основного и дополнительного образования активно используются материально-технические возможности учреждения.

Роль классного руководителя в проекте: педагогическая помощь и поддержка ребенка в индивидуальном развитии, то есть саморазвитии. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и медицинская – постольку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением.

Основные этапы реализации Проекта:

Первый этап - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; подготовка опытно-экспериментальной базы в условиях интеграции основного и дополнительного образования.

Второй этап - Создание педагогической модели, способствующей развитию творчества в контексте интеграции основного и дополнительного образования.

Третий этап - Сравнительный анализ уровней творческого развития школьников, создание системы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Реализация исследовательского проекта

Четвертый этап - Обобщение и оформление результатов работы. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

Проект внедряется в жизнь по пяти основным направлениям.

Условия реализации Проекта. Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:

креативный (творческий);

проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);

эвристический (изложение педагога + творчество детей);

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Изучение, анализ и учет ценностных ориентаций школьников, их способностей позволяет более целенаправленно спланировать систему воспитательной работы, как по школе, так и по отдельным классам. В целом система дополнительного образования ориентирована на социализацию личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Основные направления системы дополнительного образования: спортивно-оздоровительный, художественно-эстетического содержания, интеллектуальное, экономическое, трудовое обучение и воспитание.

Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования позволяет реализовать на практике стратегию развития личности ребенка, отслеживать его личностный рост и при необходимости осуществлять коррекционно-развивающую деятельность, выявить пути интеграции основного и дополнительного образования как необходимого условия гармоничного развития личности.

Созданы условия, обеспечивающие целостное развитие личности на основе ее самопознания, через: общешкольные коллективные творческие дела; оптимальное сочетание деятельности классных и межвозрастных коллективов, развитие КТД в школе; свободный выбор деятельности с учетом интересов каждого; ученическое самоуправление; работу детских объединений; совместную деятельность школы и родителей.

Эффективным средством воспитания у учащихся умения жить среди людей является методика совместной коллективной организаторской деятельности профессора И.П.Иванова: использование КТД в воспитательной работе позволяет включать всех учащихся в активную познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому проявить себя на уровне своих интересов и возможностей.

В этих условиях появляется возможность оптимального раскрытия творческих способностей. Не будет среди ребят отверженных. Обеспечивает оптимальные условия для формирования опыта и навыков коллективной организаторской деятельности и создает объективные предпосылки для становления самоуправления, преодолевает разобщенность между классными коллективами, разными возрастными группами, дает возможность общаться друг с другом на равных. При подготовке КТД используется старый испытанный прием “Мозговой штурм”, который позволяет разобраться в сущности предстоящего “Дела”, выдвинуть общие идеи по его подготовке и проведению. Во время “Мозгового штурма” обычно рождаются нестандартные мысли, требующие реализации в конкретных делах.

В совместной деятельности детей и взрослых решаются задачи развития и воспитания ребенка.

Личностно-ориентированное дополнительное образование, обеспечивая развитие ребенка в выбранном им самим направлении, желаемое, а не обязательное (в значительной доле) создает ситуацию успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает ребенка с разным уровнем способностей и подготовленности.

Детьми начальной школы занимаемся оригами, лепкой, изонитью, бисероплетение, лоскутным шитьем, мягкой игрушкой – деятельность, которая, с одной стороны, воспитывает аккуратность, прилежность, развивает мелкую моторику, с другой стороны, предлагаются подвижные игры. Каждый из детей начальных классов занимается в каком-то творческом или спортивном кружках, успешен в конкретном направлении, об успешности можно говорить и в основном образовании.

Прикладное, техническое, художественное творчество – развитие способностей, интереса, при этом любое творчество – это новые знания, новые навыки, общение, общее развитие, полезная занятость, практический опыт, друзья по интересу поддержка взрослого, уверенность, которая перенесется и в сферу основного образования, потому что коллектив, где ребенок успешен, и место действия совпадают – это школа.

За всеми успехами – труд внеурочный, огромный. Но это целенаправленное развитие, следовательно, должна быть целенаправленная поддержка, снижающая перегрузки как детей, так и учителей.

Предлагается:

а) предметные кружки, которые ведут преподаватели школы;

б) предоставление дней для самоподготовке к олимпиадам;

в) кружки по интересам;

г) поощрения детей и учителей – награждения за успехи.

Таким образом, мы рассматриваем интеграцию основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивающих:

Здоровьесбережение;

Развитие в избранном направлении;

Оптимизацию организации деятельности ученика и учителя;

Снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;

Повышение уровня качества образования;

Оптимизацию отношений в школьном коллективе.

Проведенные исследования и выводы позволяют учителю глубже уяснить закономерности интеграционных процессов, их значительный познавательный и воспитательный потенциал.

Интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры.

Педагогическая модель развития творчества школьника в условиях интеграционных процессов предполагает: единство эстетического воспитания и образования, этики и эстетики; преемственность содержания, форм и методов работы школы и внешкольных учреждений; активизацию творческого потенциала педагогов и учащихся; создание нравственно-эстетической атмосферы в школьном коллективе.

Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Своеобразием воспитательной системы класса и системы дополнительного образования является: индивидуализация подхода к каждому из учащихся при использовании всех возможностей включения учащегося в общественную, трудовую, внеурочную и прочие виды деятельности в составе групп в процессе проектной и исследовательской деятельности.

Помогает в работе учителям начальных классов и дополнительное образование. На занятиях таких кружков, как театральные игры, сценическая речь, хореография и прикладные ремесла, не только развиваются память, внимание, мышление, но и творческие способности детей, идёт формирование творческой личности. Культурно-массовая и творческая деятельность учащихся класса включает в себя систему творческих объединений (бюро путешествий и экскурсий, школьные хоры, объединение по организации выставок и галереи картин). Мы не сдерживаем творческие порывы детей, для нас важно, чтобы они развивались и совершенствовались. Вовлекая учащихся в кружки помогаем адаптироваться в различных жизненных ситуациях, преодоление психологического дискомфорта, успешная социализация личности ребёнка.

Спортивно-оздоровительная работа класса направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в классе являются общешкольные соревнования по футболу, лыжам, шашкам, настольному теннису, спортивным играм, соревнования “Веселые старты”, “Папа, мама, я – спортивная семья” в рамках традиционного праздника “День семьи”.

Чтобы ответить на вопрос, как осуществить переход от одного типа действия к другому, необходимо понять, на каком действии строится школьное пространство, а на каком – пространство дополнительного образования. Мы понимаем, что это различие требует дополнительных научных исследований. Но уже понятно, что интеграция образовательного пространства школы делает его многомерным.

Методы стимулирования:

поощрение;

одобрение;

награждение;

предоставление привилегий;

вручение свидетельств.

Диагностика

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей.

Наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.

Анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

Интеграция даёт следующие положительные результаты:

1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.

2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по ДН.

3. Уменьшается также количество “трудных” детей.

4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов.

5. Действительно, комфортная психологическая среда способствуют изменению количества неврологических заболеваний.

6. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.

7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.

Модель воспитанника на основе интеграции основного и дополнительного образования.

Заключение

Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), была разработана модель интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе на примере одного направления: художественно-эстетического. В ней представлены взаимосвязи объектов образования (уроки; занятия в творческих объединениях; праздники, конкурсы, экскурсии, концерты); педагогов учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями); содержательных направлений (основные тематические линии комплексной программы «Волшебный мир искусства»).

С целью формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире средствами искусства, в процессе художественно-творческой деятельности и на основе историко-культурологического подхода была разработана программа «Волшебный мир искусства», носящая комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности направленности, различных видов художественной деятельности) интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Основными принципами построения программы были определены - системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонтали; система праздников; система внеурочных дел; историко-культурологическая основа деятельности творческой деятельности школьников; опора на содержание основного образования, ключевых тем учебных программ; воспитательная доминанта занятий с детьми, первоочередное внимание решению нравственных проблем; игровая основа занятий, широкое использование методов театральной и музейной педагогики; включение родителей в совместную со школьниками деятельность; принцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий, а не только победы в конкурсе.

Опытно-экспериментальная работа по программе показала ее довольно высокую эффективность в развитии художественно-творческой активности школьников, о чем свидетельствует: инициативность, выраженное желание участвовать в различных видах художественной деятельности; многообразие и качество творческих продуктов (рисунков, элементарных музыкальных сочинений, коротких рассказов, танцев, ролей в спектаклях и пр.); развитие общей художественной культуры (повышение интереса к разным видам искусства, чтению художественной литературы; расширение кругозора и знаний об истории, культуре, искусству изучаемых эпох; умение дать содержательную и эмоциональную оценку художественному произведению); повышениеуспеваемости и позитивного отношения к предметам образовательной области «Искусство», к литературному чтению; развитие эмоционально-образной сферы, желание и способность находить яркие образы в выполняемой художественной деятельности; развитие способностей, связанных с занятиями разными видами искусства (пластичность и легкость движений, артистизма, улучшение дикции); развитие коммуникативных качеств и самостоятельности.

Успешность интеграции основного и дополнительного образования зависит от профессионализма педагогов, повышения которого в условиях школы осуществляется через методическую службу. Одной из эффективных форм методической деятельности является педагогическая мастерская, которая и была определена основной для работы педагогов по программе «Волшебный мир искусства». Основными направлениями работы педагогической мастерской стали психолого-педагогическое, культурологическое, художественно- творческое, а основные принципы деятельности заключались в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов и потребностей педагогов; постоянной рефлексиисобственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями.

Программно-методическое обеспечение деятельности педагогов позволило добиться важных результатов, о чем свидетельствует: рост активности и конструктивности сотрудничества учителей начальной школы, воспитателей, руководителей дополнительного образования; расширение образовательного и культурного пространства их совместной деятельности; развитие общекультурного кругозора, интереса к искусству, истории различных времен и народов; возможность лучше узнать детей, с которыми педагог работает; совершенствование профессионального мастерства, в частности, за счет освоения методов театральной и музейной педагогики; создания авторских образовательных программ; развитие воспитательного потенциала уроков и занятий в системе дополнительного образования; совершенствование содержания и форм работы с родителями; активизация исследовательской и опытно-экспериментальной работы; развитие системы опытом, проведения открытых занятий, мастер-классов.

Среди нерешенных проблем были определены: увеличение загруженности педагога, повышение интенсивности его труда в процессе взаимодействия с коллегами; недостаточное использование возможностей морального и материального поощрения участников совместной педагогической деятельности.

Проблема интеграции в образовании рассматривается в современных педагогических исследованиях как одна из наиболее важных. Многие ученые отмечают большое значение процессов интеграции для образования, в том числе и по отношению к таким частям системы общего образования детей как основное и дополнительное образование. Вопросы определения основ, принципов и закономерностей интсгративиого подхода к содержанию образования и его структурированию в образовательном пространстве заняли сегодня устойчивую позицию в современной педагогике.

Анализ литературы, диссертационных исследований и практического опыта показал, что идея интеграции получила сегодня самое широкое распространение и оказалась продуктивной в осуществлении концепцийвариативности, непрерывности в сфере образования через создание образовательных комплексов, объединение однопрофильных, норазноуровневых учреждений в образовательные центры на основе одной программы, цели и нужного результата, использования форм организации учебного процесса, межпредмстных связей и т.д. Однако смысл понятия «интеграция» не сводится только к данному пониманию, а более адекватно раскрывается через категории единства, целостности, системы, процесса, гармонии, связи.

Проведенное нами исследование позволило установить, что интеграция - это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграционные процессы могут действовать как в уже сложившихся системах (в образовательных учреждениях или на отдельных ступенях образовательного процесса), повышая уровень их целостности и организованности, так и при создании новых систем из ранее не связанных между собой, относительно автономных элементов. Другими словами, интеграция является инструментом или механизмом восстановления целостности (содержания и всех форм его выражения) в границах определенного пространства через освоение такого типа упорядоченных отношений как взаимодействие, взаимосвязь.

Было выявлено также, что основным элементом единого образовательного пространства является педагогическая система. Она рассматривается как социально - обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности. Именно педагогическая система есть показатель структурности пространства, независимо от его масштаба (отдельное объединение детей и взрослых или учреждение). В конкретном учреждении педагогическая система включает в себя основные подсистемы (обучение, внеучебную деятельность, дополнительное образование детей) и происходящие в них образовательные процессы.

Важный вывод, который удалось сделать в ходе теоретического изучения данной проблемы, состоит в том осознании важной роли дополнительного образования детей, которое обеспечивает целостность и функциональную полноту образовательного пространства. Дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством образовательных программ как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Оно строится на таких приоритетных идеях, как: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.

Соотношение между общим (основным или школьным) образованием и дополнительным образованием детей характеризуется как сотрудничество, содружество, корреляции, взаимосвязь и взаимодействие.

Категория взаимодействия является наиболее существенным методологическим принципом не только познания феномена дополнительного образования детей, но п управления его функционированием и развитием как сложной образовательной системы. Взаимодействие отражает процессы влияния различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Обращение к обширному опыту дополнительного образования детей, имеющегося в нашей стране, и в частности к организационным исодержательным основам в условиях общеобразовательного учреждения, позволило установить: в создании системы основного и дополнительного образования детей в школе, тем более на начальном ее ступени, особое значение имеет такой подвид взаимодействия как отношение преемственности, что подчеркивает изначальную общность идей, целей, приоритетов основного и дополнительного образования. Широкий спектр видов деятельности сферы дополнительного образования, предназначенный для удовлетворения потребностей и интересов детей, направленный на развитие мотивации к творчеству и познанию каждого ребенка предопределяет возможность интеграции с любым предметом основного образования на основепреемственных связей.

Интегративные процессы в начальной школе имеют больше оснований, чем на средней или старшей ступени, когда окончательно начинает преобладать дифференциация обучения. Сближение основного и дополнительного образования в начальной школе продиктовано рядом объективных условий: особенностями организации учебного процесса, отличающегося большей внутренней связанностью школьных дисциплин; один учитель и он леевоспитатель; большая целостность восприятия мира ребенком.

Оптимальный способ построения педагогического процесса в каждом образовательном учреждении или в отдельной его подсистеме связан с разработкой и реализацией образовательной программы, которая представляет собой организационно - управленческое знание, позволяющее реализовывать в практической деятельности принцип личностной ориентации образования. Образовательная программа является системообразующим фактором, компоненты которой отбираются неслучайно, а ориентированы на цель ее создания, значимость ее для учреждения и управления педагогическим процессом.

Применительно к системе дополнительного образования детей образовательная программа - это направляющая модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать общечеловеческие ценности. Основная характеристика образовательных программ дополнительного образования состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются по сути педагогическими технологиями развития личности, формирующие механизм ее самореализации.

Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), необходимо разработать модель. Модель является неким образом объекта, процесса, явления, представленный в виде схемы, в которой отражаются их основные характеристики и связи. Перспективный путь проектирования модели организации заключается в целевой структуризации, т.е. построении блочно-целсвых структур на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления для наиболее эффективного соединения управления с интересами личности и коллектива, предполагающего учет специфических особенностей каждой категории работников, учащихся вшкольном коллективе, а также родителей и общественности.

Разработка такой модели стала составной частью опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в школах №570 и 1907 г.Москвы в течение четырех лет (с 1999 по 2003 год). Специфика нашей деятельности по созданию такой модели заключалась в том, что мы пытались вычленить лишь одно направление интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе- художественно эстетическое. Разработанная модель включала в себя объекты основного образования (уроки), дополнительного образования (занятия в творческих объединениях), деятельность во внеурочное время (праздники, конкурсы, экскурсии, концерты), деятельность во внешкольных учреждениях (ДМШ, библиотека, Детская филармония), содержание которых связано с эстетическим воспитанием и занятиями искусством.

В рамках данной модели осуществлялось многообразное взаимодействие всех педагогов - учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями.Важным условием тесного сотрудничества педагогов, работающих в разных сферах образования, было наличие программы, обеспечивающей содержательный уровень их взаимодействия. Авторской программа «Волшебный мир искусства» была Программа построена в русле историко-культурологических подходов к воспитанию, разрабатываемых Е.Б.Евладовой и Т.И.Петраковой, и согласуется с основными положениями их программы «Путешествие к истокам».

Программа «Волшебный мир искусства» носит комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, использование различных видов художественной деятельности), интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Она строится на следующих принципах: системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонтали; система праздников; система внеурочных дел; историко-культурологическая основа деятельности творческой деятельности школьников; опора па содержание основного образования, ключевых тем учебных программ; воспитательная доминанта занятий с детьми, первоочередное внимание решению нравственных проблем;игровая основа занятий, широкое использование методов театральной и музейной педагогики; включение родителей в совместную со школьниками деятельность; принцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий, а не только победы в конкурсе.

Наиболее значимыми содержательными линиями программы были определены: культурологические пласты трех исторических эпох: первобытности, Древнего мира Египта и Греции, раннехристианской Византии и Древней Руси, а ключевыми понятиями, вокруг которых строится программа, стали: Мир, Миф, Храм. Работа по соответствующим темам («Открытие мира», «Мир мифов и легенд», «Мир храмов и замков»), основывалась на разнообразной художественной деятельности «в духе эпохи», и реализовывалась в процессе подготовки музыкально-драматических постановок, театрализованных праздников, ролевых игр, интегрированных уроков, уроков-путешествий, дидактических игр, интеллектуальных состязаний на материале истории и культуре изучаемой эпохи.

Работа по программе «Волшебный мир искусства» проводилась автором программы и под ее руководством коллективом педагогов - учителей начальной школы, воспитателей, руководителей детских художественных объединений. С целью координации деятельности педагогов была создана творческая группа и регулярно проводилась совместная методическая работа в рамках педагогической мастерской.

Основными направлениями работы педагогической мастерской стали психолого-педагогическое, культурологическое, художественно- творческое, а основные принципы деятельности заключались в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов и потребностей педагогов; постоянной рефлексии собственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями.

Анализ проводившейся опытно-экспериментальной работы позволил сделать выводы относительно эффективности использования в практике школы подобной комплексной программы. Основными показателями явились: развитие художественно-творческой активности школьников; уровень взаимодействия педагогов, участвовавших в реализации программы; создание условий для включения родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

На основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Теоретическими основаниями интеграции основного и дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении являются концепции образовательного пространства, целостности педагогической системы, самоценности дополнительного образования детей как единой системы, имеющей ряд взаимосвязанных субъектов, идеи взаимосвязи и взаимодействия как наиболее существенные в дополнительном образовании детей.

2. Образовательная программа является основой и условием интеграции учебной деятельности, внеучебной работы и дополнительного образования школьников. В системе дополнительного образования детей образовательная программа - это направляющая модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать общечеловеческие ценности.

З.Основными программно-методическими условиями интеграции основного и дополнительного образования в рамках художественно-эстетического направления являются: создание организационной структур I»!, обеспечивающей взаимодействие всех элементов образовательного пространства, как внешних (ДМШ, библиотека, районные или городские мероприятия), так и внутренних (уроков, занятий в творческих объединениях, различных внеурочных дел);

Разработка комплексной, интегрированной, модульной программы, ориентированной на развитие творческой активности младших школьников средствами искусства; обеспечивающей содержательную основу для сотрудничества учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования (прежде всего учителей музыки и изобразительного искусства и руководителей художественно-творческих объединений), обеспечивающей системность на организационном и содержательном уровнях, учитывающей содержание основного образования;

Создание условий для проведения совместной методической работы учителей начальной школы, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

4. Эффективность предложенных программно-методических условий для интеграции основного и дополнительного образования детей в начальной школе заключается в:

Создании структуры, обеспечивающей интеграционные связи между основным и дополнительным образованием школьников; развитии художественно-творческой активности младших школьников; установлении творческих связей между педагогами дополнительного образования, между ними и учителями начальной школы; между педагогами, работающими в школе и педагогами учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры; расширении сферы сотрудничества совершенствовании содержания и форм работы с ними.