» » Фонетическая шпаргалка. Буквы гласные и согласные и фонетический разбор слова Гласные и согласные звуки их характеристика

Фонетическая шпаргалка. Буквы гласные и согласные и фонетический разбор слова Гласные и согласные звуки их характеристика

Гласные – звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога. Артикуляционные и акустические характеристики гласных не позволяют говорить об их принципиальных различиях с согласными: когда называют гласные «ртораскрывателями», упускают из виду то обстоятельство, что в действительности сужение, образуемое при артикуляции некоторых закрытых гласных, может быть не меньше сужения, образуемого при образовании некоторых согласных; акустической особенностью гласных считают то, что при их образовании действует только голосовой источник, но и это не является специфическим свойством гласных, т.к. и некоторые сонорные согласные образуются лишь при участии голосового источника. При артикуляционной классификации гласных учитывают положение языка – степень подъема языка по направлению к твердому небу и его продвинутость вперед или назад в полости рта и губ.
По подъему различают гласные верхнего (закрытые или узкие), среднего и нижнего (открытые или широкие) подъема; по продвинутости – гласные переднего ряда и гласные заднего ряда; по работе губ – огубленные (лабиализованные), при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли.
В русском языке шесть гласных. Их характеристики могут быть представлены таблицей.

Таблица 1

Эти особенности артикуляции влияют на акустические свойства гласных. Надгортанные полости, выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты, называемые формантами гласных. При описании акустических характеристик гласных используют обычно сведения о частоте двух формант – первой и второй; имеется зависимость между частотой формант и характером артикуляции: чем более закрыт гласный, тем ниже частота первой форманты; чем более закрыт задний гласный, тем ниже частота второй форманты; огрубленность понижает частоту и первой, и второй форманты. Акустические характеристики находятся в полном соответствии с этим правилом: наиболее низкой частотой первой форманты характеризуются гласные верхнего подъема – и, ы, у; гласный нижнего подъема а имеет наиболее высокую по частоте первую форманту; наиболее высокую вторую форманту имеет гласный переднего ряда и наиболее низкую – огубленный гласный заднего ряда у и т.д.
Безударные гласные отличаются от ударных по степени выраженности артикуляционно-акустических свойств; так, безударный и менее передний, и менее закрытый, чем ударный; безударный и менее задний, и менее закрытый, чем ударный. Редукция безударных меньше, если безударный гласный находится в абсолютном начале слова. Предударные гласные редуцируются меньше, чем заударные. Существуют определенные закономерности употребления гласных. Так, под ударением возможны все шесть гласных, в безударных слогах, как правило, не употребляются о и е.
Гласный и употребляется только после мягких согласных, ы – только после твердых, е употребляется после твердых согласных только в заимствованных словах или в положении после согласных ш, ж, ц. Гласные заднего ряда а, о, у могут находиться как после твердых, так и после мягких согласных. Согласные – звуки речи, которые в соседстве с гласными не могут быть словообразующими. Артикуляционно согласные характеризуются мускульным напряжением в определенной части произносительного аппарата, но этот признак не является обязательным. Акустически согласные характеризуются участием шумового источника, однако и этот признак не универсален, т.к. к группе согласных относятся и сонанты, образующиеся без шумовых источников. При артикуляционной классификации согласных учитываются следующие признаки:
1) активный действующий орган. В зависимости от того, какой из действующих органов активно обеспечивает образование сужения или смычки, различают губные, переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные. У переднеязычных согласных в качестве активного действующего органа могут выступать:
а) только передняя часть языка – тогда говорят об однофокусных переднеязычных согласных, например с, з (их часто называют свистящими – по акустическому эффекту или же зубными – по пассивному органу);
б) задняя часть языка – в этом случае образуются двухфокусные переднеязычные согласные со вторым задним фокусом, например ш, ж (их называют также шипящими или же небными);
2) способ образования согласных. Если активный орган образует с пассивным полную смычку, образуются т.н. смычные согласные, которые в свою очередь делятся на взрывные и аффрикаты, в зависимости от способа раскрытия смычки – быстрого («мгновенного»), при образовании взрывных (например, п, б) или медленного, постепенного,– при образовании аффрикат (ц, ч), у которых после смычки следует щелевая фаза. Если активный орган образует с пассивным сужение, через которое непрерывно проходит воздушная струя, образуются щелевые согласные (например, ф, в). В зависимости от того, образуется ли сужение (щель) в срединной части языка или воздух проходит в щель, образованную краями языка, различают щелевые срединные (например, с, з и боковые (например, л). Специфически образуются согласные р и р’ , при артикуляции которых происходят своеобразные вибрации кончика языка. Эти согласные называются дрожащими;
3) работа голосовых связок. В зависимости от того, работают ли голосовые связки при образовании согласных, различают звонкие и глухие согласные;
4) участие полости носа. Если при артикуляции согласных проход воздушной струи в полость носа закрыт (в этом случае мягкое небо поднято), образуются т.н. чистые согласные; если же мягкое небо опущено и воздух при артикуляции согласных проходит не только в полость рта, но и в полость носа, образуются носовые согласные;
5) участие средней части спинки языка. Если при образовании любого согласного происходит подъем средней части спинки языка к твердому небу, образуются мягкие согласные; твердые согласные артикулируются без этого дополнительного движения. Кроме этих собственно артикуляционных свойств, при классификации согласных учитывают и некоторые акустические их характеристики – в первую очередь степень участия шумовых составляющих в звучании согласных. По этому признаку согласные разбиваются на шумные и сонанты. В русском языке существуют определенные закономерности употребления согласных:
1) в абсолютном конце слова или перед глухими согласными невозможно употребление звонкого согласного (сказать – сказ – сказка);
2) перед звонким шумным согласным нельзя произносить глухой согласный сват, но свадьба;
3) перед двухфокусным не произносится однофокусный согласный (разжалобить, расшить).
Сонанты с точки зрения правил чередования образуют особую группу: хотя артикуляционно они являются звонкими согласными, сами они в конце слова и перед глухими не чередуются с глухими, а перед ними возможно употребление как глухих, так и звонких шумных (снять, но знать; сила, но злость). Губные щелевые звонкие согласные в и в’ , если они находятся не перед шумными согласными, также допускают перед собой и глухие, и звонкие согласные, т.е. функционально сближаются с сонантами: свой, свить, звал и т.д.
Если же в, в’ находятся перед шумными согласными, то употребление перед ними глухих запрещено: брат вбежал, но брат выбежал.
Среди губных согласных смычные и щелевые различаются не только по способу образования, но и по пассивному действующему органу: если смычка образуется двумя губами, то при артикуляции щелевых пассивным органом являются верхние зубы, поэтому согласные ф и ф’ , в и в’ являются губно-зубными.
Для заднеязычных мягких к’ и х’ несвойственно положение в абсолютном конце слова.

Таблица 2

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

Классификация гласных:

1) степень подъёма спинки языка (способ образования): гласные верхнего подъёма: и, ы, у; гласные среднего подъёма: э, о; гласный нижнего подъёма а.

2) место подъёма спинки языка (место образования) : гласные переднего ряда: и, э; гласные среднего ряда: ы, а; гласные заднего ряда: у, о;

3) участие или неучастие губ: гласные лабиализованные (огубленные): о, у; нелабиализованные (неогубленные): а, э, и, ы.

По широте раствора рта гласные разделяются на широкие (акустически более звучные): а; средние (акустически средней звучности): э, о; узкие (акустически наименее звучные): и, ы, у.

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды.

Классификация согласных:

1) согласные сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума: м, н, л, р, j;

2) согласные шумные, подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: б, в, г, д, ж, з, и шумные глухие, образуемые только с помощью шума, без участия голоса: п, ф, к, т, ш, щ, с, х, ц, ч.

2. Место образования:

1) согласные губные, подразделяемые на губно-губные: б, п, м и губно-зубные: в, ф;

2) согласные язычные, подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные т, д, с, з, ц, н, л и нёбно-зубные ш, щ, ж, ч, р;

3) среднеязычные (задненёбный) j;

4) согласные заднеязычные (задненёбные) к, г, х.

3. Способ образования:

1) согласные взрывные (смычные): б, п, д, т, г, к;

2) согласные фрикативные (щелевые): в, ф, з, с, ж, ш, щ, j, х;

3) аффрикаты ц, ч;

4) согласные смычно-проходные, к которым относятся носовые м, н и боковой л;

5) дрожащий р.

4. Отсутствие или наличие палатализации: согласные твёрдые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме ч и щ), и мягкие, образуемые с такой дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме ц и ш).

Звуковой разбор слова:

1. скажи слово и послушай себя;

2. найди ударный слог и произнеси слово по слогам;

3. протяни первый звук в полно слове, назови его и охарактеризуй;

4. обозначь выделенный звук условным значком;

6. проверь, получилось ли слово.

Слова должны быть: не сложные для восприятия.

Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое.

2) Подготовка и проведение урока обучения чтению басен: И.А. Крылов «Мартышка и очки».

Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.

Последовательность работы над басней:

I. Подготовительная работа:

2. викторина по материалу прочитанных басен;

3. беседа о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.

II. Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма.

III. Беседа эмоционально-оценочного плана.

IV. Анализ конкретного содержания басни:

1. уточнение структуры и композиции басни;

2. выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт;

3. установление главной мысли конкретного содержания басни.

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки - не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки - произносим и слышим. Буквы - это графические письменные символы, в то время как звуки - акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, -- другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика , а буквенные символы - графика . Правописание букв прерогатива орфографии .

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации -- твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных - их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с , ф , ш , щ ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к , с или частицей б , это некоторые иноязычные имена собственные (Крч - район Праги; армянское имя Мкртч , которое в русском языке иногда пишут с гласной - для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс .

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом - называются звонкими.

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы] , [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными . Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными .

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б - п л х
в - ф м ц
г - к н ч
д - т р щ
ж - ш й
з - с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж , ц , ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й , ч , щ - мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а , о , у , э , ы , ъ - тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е , ё , и , ю , я , ь - тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж , ш , щ , ч , которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з , с , ц -- свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки


В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность - их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв - согласных, твёрдого и мягкого знаков - может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись , по-лом-ка , двор , кар-ти-на .

Количество гласных букв в русском языке - 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы - е , ё , ю , я - двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ] , [йо] , [йу] , [йа] . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения -- я , её ; союзы -- и , а ; предлоги -- у , о ; междометия -- э , ау .

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге - сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» - маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] - твёрдый звук, то [б’] - мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса - [кас:а] .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна - [вална́] .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б » -- слова баран -- белый, «р » - работа -- ремень, «л » - лошадь -- лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

  • й , ч , щ
  • ж , ш , ц

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» - подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной - а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла -- ля , му -- ми , зо -- зя , бо -- бю , ры -- рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое - с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама , пап а - дядя , тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые - другим. Например:

  • Н О С И К
  • К О В Ё Р
  • Ч И СЛ О
  • Т Ё ПЛ Ы Й

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример - произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе - при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах - ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф », имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й », также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё » в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало - это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты ), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх -- (двадцатитрёхзна́чный , четырёхдве́рный , трёхты́сячный ). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё », одна из которых становится ударной, а другая - безударной (трёхзвё́здочный , четырёхколё́сный , самолётоподъё́мник , трёхрублё́вка ).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед , зоообъединение , длинношеее . Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм ). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность , уменьшительность , мультифункциональность , прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь . Односложное слово из 8 букв: вскользь . Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке - о , е , а , и , т , н , с , р . Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком - один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста - основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть - через личный опыт.

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано - слуховое восприятие, чтение, письмо - представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

  • Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .

  • Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :

[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :

[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить .

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], бе­лье - бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а ). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т ) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З ], а пишем С ) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Гласными называются звуки , в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - а, о, у, э, ы, и , но на письме они обозначаются десятыо буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа - ехать - [j"э ]хать, ёжик- [j"о ]жик, юла - [j"у ]ла, яма-[j"а ]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j" ].

Согласные звуки

Согласными называются звуки , которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат ], [хлеп ], [морос ], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба ], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные четыре звонких - р, л, н, м и четыре глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые.

Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие" ч, щ - всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда" не пишется (палец, колодец, огурец ), а после шипящих ж, ш , а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож ).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо ;
2) постановкой после согласного букв и , е , ё , ю , я ; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц ") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый .

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий ). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла ).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе -рестора н, торго во-промы шленный ).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни" га, бума" га, переде" лка ).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской ).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка ).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у же и уже , засы пать и засыпа ть , дома и до ма ).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j"и-вo ] 2 слога, второй ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б" ] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика » предлагается сделать частичный фонетический разбор .