» » Демо вариант егэ по обществознанию. Изменения в демонстрационных вариантах егэ по обществознанию. Структура КИМ ЕГЭ

Демо вариант егэ по обществознанию. Изменения в демонстрационных вариантах егэ по обществознанию. Структура КИМ ЕГЭ
  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели демонстрационному варианту ЕГЭ по обществознанию 2020. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом
    • Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.
    • В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.
    • Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.

Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Первоначально демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части требовалось дать краткий ответ. К заданиям из третьей части нужно было дать развернутый свободный ответ.

В 2013 году в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию были внесены следующие изменения :

  • было усложнено задание В5 : общее количество приведенных в условии задания суждений увеличилось с четырех до пяти; экзаменующимся стало нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения;
  • темы , предлагаемые для написания эссе, сгруппировали в пять блоков вместо прежних шести . Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, были включены в одно общее направление;
  • были скорректированы требования задания С9 .

В 2014 году в демонстрационном варианте по обществознанию были изменены формулировка, критерии оценивания и максимальный балл за выполнение задания С5 (с 2 баллов до 3 баллов), и, в следствие этого, изменился максимальный балл за выполнение всей работы (с 59 до 60 баллов).

В 2015 году в демонстрационный вариант по обществознанию были внесены существенные изменения :

  • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).
  • В каждом из пяти содержательных блоков-модулей было сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • Задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на множественный выбор (по типу бывших В4 и В7).
  • Блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7).
  • Под номером 21 введено задание , проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.
  • Общее количество заданий демонстрационного варианта сократилось на 1 задание (36 вместо 37).
  • Увеличен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).
  • Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

В демонстрационном варианте 2016 года по обществознанию произошли существенные изменения по сравнению с предыдущим 2015 годом. В демонстрационном варианте оптимизирована структуру экзаменационной работы:

  • Задания части 1 стали ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания.
  • Из части 1 исключены задания с кратким ответом в виде 1 цифры, соответствующей номеру правильного ответа, остальные задания перегруппированы. Общее количество заданий части 1 сократилось на 7 .
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился.

В демонстрационном варианте 2017 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2016 годом была измененена структура блока заданий части 1 раздела «Право»:

  • .Добавлено задание 17 на выбор верных суждений.
  • Изменена нумерация заданий 18 и 19 (бывшие 17 и 18).
  • Бывшее задание 19 было исключно из работы.

В демонстрационный вариант 2018 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2017 годом были внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка задания 29.
  • Изменена система оценивания заданий 28 и 29.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.

В демонстрационный вариант 2019 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2018 годом внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

В демонстрационном варианте 2020 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2019 годом были вновь детализированы формулировки заданий 28, 29 и внесены изменения в систему оценивания этих заданий .

ЕГЭ по обществознанию можно смело назвать самым популярным среди экзаменов по выбору. Во-первых, большая часть школьников считает данный тест простым, особенно в сравнении с точными науками. А во-вторых, сертификат с баллами за обществознание обязателен при гуманитарного и социального профиля. В числе самых востребованных специальностей можно назвать политологию, социологию, культурологию, право, психологию, экономику, педагогику, управление персоналом и менеджмент.

Многие одиннадцатиклассники полагают, что данный ЕГЭ можно сдать без подготовки, определив верные ответы на основании логического подхода, а в части эссе просто изложив свои мысли. Сразу скажем, что такая ошибка стоила огромного количества баллов многим школьникам. Обществознание – предмет, в котором недостаточно простого знания терминологии. Лишь умение грамотно оперировать понятиями и понимание глубинной сути социальных, правовых и философских концепций поможет вам успешно сдать этот ЕГЭ.

Кроме того, общегосударственная экзаменация по обществознанию предполагает набор довольно высокого первичного балла, а в последние годы из билетов окончательно были убраны тесты с выбором одного ответа из нескольких предложенных вариантов. Впрочем, всё это не является поводом для паники! Нужно просто разобраться, какие требования выдвигают члены комиссии при оценивании работ, а также вовремя узнать всё про изменения в КИМах 2018 года.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Даты ЕГЭ по обществознанию

Окончательные даты проведения ЕГЭ по обществознанию Рособрнадзор опубликует только в январе, однако при подготовке к ЕГЭ школьники могут ориентироваться на примерные периоды времени, отведенные для тестирования:

  • досрочный этап ЕГЭ пройдет с середины марта по середину апреля и стартует 22.03.2018;
  • основная сдача ЕГЭ начнется в конце мая (28.05.2018) и продлится до начала июня 2018 года;
  • период дополнительной сдачи ЕГЭ назначен на сентябрь 2018 года. Скорее всего, пересдавать предметы будет можно с 4.09.2018.

Напомним, что подать заявление на сдачу ЕГЭ в досрочное время могут:

  • школьники, закончившие общеобразовательное учреждение (школу обычного или вечернего типа, лицей, гимназию) до 2017/2018 учебного года;
  • призывники, решившие перед поступлением в ВУЗ отслужить в рядах ;
  • ученики, поступающие в иностранный ВУЗ, меняющие место жительства или приехавшие учиться из-за рубежа;
  • дети, уезжающие на общегосударственные или международные состязания, конкурсы и соревнования спортивного, культурного или научного характера. В этом случае вам потребуется не только заявление, но вызов на сборы (или приглашение на мероприятие) с указанием точных дат его проведения и фамилии ученика;
  • школьники, нуждающиеся в лечении, оздоровлении или реабилитации в даты основного экзамена. В этом случае к заявлению нужно приложить документ, выданный медицинским консилиумом или комиссией.

Статистика ЕГЭ по обществознанию

В 2017 году обществознание выбрали для себя 318 тысяч учеников, т.е. примерно половина всех школьников, которые сдавали ЕГЭ. Впрочем, после того как экзамен был усложнен, количество желающих сдавать обществознание заметно снизилось – еще в 2016 году таких школьников было на 40,4 тысячи больше. Также отметим, что доля детей, которые не смогли набрать по данному ЕГЭ даже минимальный проходной балл, заметно сократилась: в 2017 году таких неуспевающих учеников было около 13,8%, что на 3,3% ниже уровня 2016 года.

Тем не менее, в 2013 году этот ЕГЭ не сдали лишь 5,3% учащихся, а в 2011 – 3,9%. Учителя поясняют это тем, что несколько лет назад в школах начали отказываться от практики профильного изучения обществознания, хотя оно обязательно для поступления в 1/3 российских ВУЗов. Задания усложняются, а в школьной программе обществознание занимает лишь 1-2 урока в неделю. Тем не менее, при среднем балле в 59,5-60,0 растет число ребят, которые набрали максимум баллов – в прошлом году таких одаренных выпускников было около 500.


При сдаче ЕГЭ по обществознанию довольно высок процент неудач – 13,8%

Регламент экзамена по обществознанию

В 2018 году ученики получат 235 минут для того, чтобы справиться с заданиями экзаменационного билета. Регламент строго запрещает проносить с собой в экзаменационную аудиторию любые посторонние предметы. В их число входят не только шпаргалки, но и смартфоны, камеры, наушники, планшеты, «умные» часы и любая другая аппаратура. И не думайте, что вам удастся воспользоваться чем-то из приведенного выше списка, если вы выйдете в туалет или медпункт! Покинуть аудиторию можно будет только с наблюдателем.

Помните: вас могут вывести из аудитории и аннулировать результат теста, если вы будете не только списывать, но и пересаживаться, советоваться с соседями или поворачивать голову, чтобы подсмотреть ответ в чужой работе. За порядком в экзаменационных аудиториях будут следить около 20000 учителей-наблюдателей, и вряд ли кто-то сможет укрыться от их бдительного взора.

Структура и содержание билета

Данная дисциплина изучает всевозможные аспекты жизнедеятельности современного общества. Школьникам предстоит продемонстрировать свои знания в таких разделах:

  • «Человек и общество» . Данный раздел изучает биосоциальную эволюцию людей, современный социум, факторы и этапы социализации, принципы функционирования общества и место личности в социальных отношениях;
  • «Социальные отношения» – тут нужно будет продемонстрировать понимание проблем взаимодействия различных социальных групп, знания в области конфликтологии и системного строения современного общества;
  • «Экономика» – один из сложнейших блоков экзамена. Школьникам придется показать свои навыки в чтении графиков, знания в области предпринимательства и рыночной экономики, умение рассчитывать экономические показатели и анализировать информацию;
  • «Право». Данный раздел потребует от вас умения оперировать законами Российской Федерации, понимание различных отраслей права и особенностей регулирования правовых отношений, включая основные нормы и механизмы;
  • «Политика». В этом разделе нужно продемонстрировать понимание современного государственного устройства, политических режимов и институтов.

В КИМах по обществознанию отсутствуют задания на выбор одного ответа из предоставленных вариантов. Задания базового уровня проверят умение школьников распознавать, воспроизводить, извлекать, классифицировать, систематизировать и сравнивать информацию, проводить ее оценку и пояснять тренды. В заданиях повышенного уровня сложности нужно будет показать свои навыки в комплексной познавательной деятельности. Билет, состоящий из 29 заданий, структурно представлен двумя частями:

  • часть 1 – состоит из 20 заданий, на которые нужно дать короткий ответ в виде слова, нескольких слов или цифр. 10 заданий относятся к базовому уровню сложности, еще 10 заданий – к повышенному. За эту часть работы можно набрать 35 первичных баллов, что составляет 54,7% от всех баллов за тест;
  • часть 2 – состоит из 9 заданий, на которые нужно дать развернутый ответ. Задания под номерами 21 и 22 являются базовыми, а номера с 23 по 29 – заданиями с повышенной сложностью. За эту часть можно получить 29 баллов (45,3% от всех баллов). В эту же часть входит написание небольшого эссе по одной из 5 тем, данных на выбор школьника.

Инновации в КИМах нового образца

Экзамен по обществознанию не претерпел значительных изменений в содержательной части, однако некоторые структурные моменты были оптимизированы.

  1. Изменена система оценивания задания под номером 28;
  2. Пересмотрена формулировка задания под номером 29, внесены изменения в систему его оценивания;
  3. Максимальное количество первичных баллов за билет увеличено на 2 балла и теперь равняется 64.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию включает в себя освоение целого ряда дисциплин. В их числе – политология, экономика, социология и право

Как баллы переводятся в оценки для аттестата?

В 2018 году баллы, полученные за ЕГЭ, будут иметь влияние на итоговую отметку в аттестате. Ученики, которые желают поступить в ВУЗ или просто поднять средний аттестационный балл, должны хорошенько подготовиться к экзамену. Распределение и перевод баллов производятся следующим образом:

  • 0-41 баллов, набранных на ЕГЭ, означают, что школьник «протирал штаны» на протяжении всего обучения. Эти баллы равны оценке «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла говорят об удовлетворительных знаниях. Выпускник заслуживает отметку на уровне школьной «тройки»;
  • 55-66 баллов – неплохой результат, который равнозначен оценке «хорошо»;
  • 67 баллов и выше означают, что школьник сдал предмет на «отлично».

Минимальный балл, который нужно набрать для прохождения теста – 42, что равно 19 первичным баллам. Опыт прошлых лет показал, что для этого нужно решить хотя бы 13 базовых заданий. Максимальное число баллов за ЕГЭ равно 100. Как показывает статистика прошлого года, для поступления в ВУЗ нужно набрать хотя бы 55 баллов по данному предмету. Увы, это не гарантирует вам поступления на бюджет. Претендовать на бюджетные места в престижных университетах могут лишь абитуриенты, у которых есть сертификат с 84 и более баллами.

Как подготовиться к экзаменации?

Специалисты из ФИПИ говорят, что первое, на что стоит обратить внимание при подготовке – знание и понимание терминов таких дисциплинарных блоков, как экономика, философия, право, социология и политология. Очень часто ученик не может правильно решить задание, потому что не соотносит его с определенной научной отраслью, используя при этом неверный метод анализа.

Еще один важный момент – выбор источников методического и учебного характера. Сегодня многие авторы пытаются заработать, издавая материалы для подготовки к ЕГЭ по определенным предметам. Но не спешите приобретать всё подряд! Выбирайте книги, изданные в 2015-2017 году и получившие рекомендацию Министерства образования и науки РФ. Специалисты ФИПИ рекомендуют пользоваться разработками Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.

Обязательно уделите время проработке демо-варианта ЕГЭ – это поможет вам понять структуру билета, разобраться в требованиях экзаменаторов и сократить время на работу с реальным билетом. Скачать демонстрационную версию ЕГЭ по обществознанию вы можете по ссылкам в начале статьи. Кроме того, специалисты из образовательного ведомства определили количество времени, которое потребуется для решения каждого из предложенных заданий:

  • задания под номерами 1-3 и 10 решаются в среднем за 1–4 минуты;
  • задания под номерами 4-9 и 11-28 требуют от 2 до 8 минут;
  • для задания 29 нужно оставить около 45-55 минут.

Что нужно учесть при подготовке эссе?


Почаще тренируйтесь в написании сочинений, чтобы создать достойное эссе

Написание небольшого эссе – экзаменационное задание, которое вызывает у школьников самые большие сложности. Все потому, что оно требует как фундаментальных знаний по предмету, так и умения грамотно и красиво излагать свои мысли. Мини- можно будет написать по одной из пяти тем, предложенных в билете. Тема формулируется в виде высказывания, сделанного известным представителем в области общественной деятельности, политики, науки или культуры. При написании эссе стоит учитывать несколько моментов:

  • оставьте на эту часть работы хотя бы 50 минут;
  • не пишите на черновике полноценное эссе – этот бланк все равно никто не проверяет. Если слишком увлечетесь черновой работой, потом вам может не хватить времени на переписывание текста. Просто набросайте тезисы, которые потом оформите в единое целое;
  • не спешите с выбором темы – берите только ту, которую вам будет проще аргументировать;
  • важно сразу определить, какую отрасль знаний представляет выбранная вами тема. Ученикам не запрещено излагать мысли, опираясь на несколько общественных наук, но экзаменаторы очень не любят, когда эссе пишут расплывчатыми фразами и обобщенными формулировками;
  • не забудьте сделать введение. В нем следует сделать акцент на актуальности проблемы;
  • продемонстрируйте свои познания, кратко рассказав об авторе высказывания. Опишите другие подходы к данной проблеме, укажите альтернативные точки зрения или приведите поддерживающие высказывания;

Кодификатор по обществознанию включает:

  • Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. Основные блоки тем:
    1. «Человек и общество»
    2. «Экономика»
    3. «Социальные отношения»
    4. «Политика»
    5. «Право»
  • Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию.

Используйте блоки кодификатора по обществознанию для повторения материала и как план подготовки к ЕГЭ.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Человек и общество

  1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
  2. Мировоззрение, его виды и формы.
  3. Виды знаний.
  4. Понятие истины, её критерии.
  5. Мышление и деятельность.
  6. Потребности и интересы.
  7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
  8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
  9. Основные институты общества.
  10. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
  11. Образование, его значение для личности и общества.
  12. Религия.
  13. Искусство.
  14. Мораль.
  15. Понятие общественного прогресса.
  16. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
  17. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

2. Экономика

  1. Экономика и экономическая наука.
  2. Факторы производства и факторные доходы.
  3. Экономические системы.
  4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
  5. Постоянные и переменные затраты.
  6. Финансовые институты. Банковская система.
  7. Основные источники финансирования бизнеса.
  8. Ценные бумаги.
  9. Рынок труда. Безработица.
  10. Виды, причины и последствия инфляции.
  11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
  12. Роль государства в экономике.
  13. Налоги.
  14. Государственный бюджет.
  15. Мировая экономика.
  16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

3. Социальные отношения

  1. Социальная стратификация и мобильность.
  2. Социальные группы.
  3. Молодёжь как социальная группа.
  4. Этнические общности.
  5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
  6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
  7. Социальный конфликт.
  8. Виды социальных норм.
  9. Социальный контроль.
  10. Семья и брак.
  11. Отклоняющееся поведение и его типы.
  12. Социальная роль.
  13. Социализация индивида.

4. Политика

  1. Понятие власти.
  2. Государство, его функции.
  3. Политическая система.
  4. Типология политических режимов.
  5. Демократия, её основные ценности и признаки.
  6. Гражданское общество и государство.
  7. Политическая элита.
  8. Политические партии и движения.
  9. Средства массовой информации в политической системе.
  10. Избирательная кампания в Российской Федерации.
  11. Политический процесс.
  12. Политическое участие.
  13. Политическое лидерство.
  14. Органы государственной власти Российской Федерации.
  15. Федеративное устройство Российской Федерации.

5. Право

  1. Право в системе социальных норм.
  2. Система российского права. Законотворческий процесс.
  3. Понятие и виды юридической ответственности.
  4. . Основы конституционного строя Российской Федерации.
  5. Законодательство Российской Федерации о выборах.
  6. Субъекты гражданского права.
  7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
  8. Имущественные и неимущественные права.
  9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
  10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
  11. Особенности административной юрисдикции.
  12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
  13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
  14. Споры, порядок их рассмотрения.
  15. Основные правила и принципы гражданского процесса.
  16. Особенности уголовного процесса.
  17. Гражданство Российской Федерации.
  18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
  19. Права и обязанности налогоплательщика.
  20. Правоохранительные органы. Судебная система.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ

Знать и понимать:

  1. Биосоциальную сущность человека;
  2. Основные этапы и факторы социализации личности;
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений;
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  6. Основные социальные институты и процессы;
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  8. Особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  8. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Пояснения: Шарипова Назиля Насиховна

1) Мораль
2) Доход (так как все остальные понятия относятся к доходу)
3) 36 (эти принципы относятся к принципам правового государства)
4) 125
5) 32311
6) 345 (так как все остальные пункты относятся к понятию гуманитаризация)
7) 245 (так как все остальные понятия относятся к другим видам экономики)
8) 12121
9) 146
10) 13
11) 235
Социальная стратифика́ция- одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе
12) 123
13) 134
Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление спосо¬бов и методов реализации интересов и достижения целей (про-граммная функция
Политическое лидерство - это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти.
Легитимация политического строя (функция легитима-ции)
14) 24341
1. Порядок утверждения Советом Федерации изменения границ между субъектами Российской Федерации
2. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью
3. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
4. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации
5. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица
15) 234
1.В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
2.В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
3.Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента
16) 24 (Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации. Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
17) 245
18) 11221
19) 235
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования
3. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)
20) 2-деятельность
1-потребность
8-индивид
5-естесственный
4-социальный
9-идеальный(духовный)