» » Активный резерв вс рф. Путин начал эксперимент по формированию армии резервистов. Порядок исключения из резерва

Активный резерв вс рф. Путин начал эксперимент по формированию армии резервистов. Порядок исключения из резерва

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с пребыванием граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок поступления граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - граждане), в мобилизационный людской резерв (далее - резерв) в мирное время, пребывания в резерве, исключения из резерва, а также заключения контракта о пребывании в резерве (далее - контракт) и прекращения его действия.

2. Пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.

3. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия

4. Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части (далее - соответствующее должностное лицо) по форме согласно приложению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может указать в контракте дополнительные обязанности граждан, заключивших в установленном порядке контракт (далее - резервисты), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом. О заключении контракта издается соответствующий приказ.

6. Срок пребывания гражданина в резерве устанавливается контрактом в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта.

В случае если истечение срока пребывания в резерве приходится на месяц, в котором отсутствует соответствующее число, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

7. Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается резервисту.

Уведомление о заключении контракта направляется в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта Российской Федерации (далее - отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

8. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и основания его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле резервиста, соответствующим должностным лицом, скрепляется его подписью и гербовой печатью.

Уведомление о прекращении действия контракта направляется в отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

9. Гражданин, изъявивший желание заключить контракт, подает заявление в отдел (муниципальный) или в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть.

10. В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) регистрация по месту жительства (пребывания);

в) военно-учетная специальность и воинская должность;

г) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин намерен заключить контракт.

11. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство Российской Федерации, а также:

а) военный билет (военный билет офицера запаса);

б) анкету, заполненную по установленной форме;

в) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

г) копии трудовой книжки, документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, заверенные в установленном порядке;

д) служебную характеристику с последнего места работы (учебы), в случае, если гражданин временно не работает, - из органа местного самоуправления по месту его жительства (месту пребывания);

е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей.

12. Перечень и форма дополнительных документов, представляемых гражданином, изъявившим желание заключить контракт, могут устанавливаться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

13. Отдел (муниципальный), орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан.

Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим в резерв (далее - кандидат).

Отдел (муниципальный) оформляет на кандидата личное дело в порядке, определяемом для военных комиссариатов Министерством обороны Российской Федерации.

14. Начальник отдела (муниципального) рассматривает принятое заявление в течение месяца и принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела (муниципального) по отбору граждан, поступающих в резерв (далее - комиссия по отбору кандидатов).

15. На начальника отдела (муниципального) возлагаются следующие обязанности:

а) организация оформления документов и подготовка запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;

б) организация взаимодействия с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);

в) организация работы комиссии по отбору кандидатов и утверждение ее решений;

г) организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов.

16. Кандидат (при необходимости) проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

17. Определение соответствия кандидатов, отбираемых отделами (муниципальными), требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, возлагается на комиссию по отбору кандидатов, назначаемую приказом начальника отдела (муниципального).

В состав комиссии по отбору кандидатов включаются должностные лица отдела (муниципального), в том числе врач-терапевт отдела (муниципального).

Председателем комиссии по отбору кандидатов приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначается начальник отдела (муниципального).

В работе комиссий по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

18. Кандидат признается комиссией по отбору кандидатов соответствующим либо не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

Копия решения комиссии по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.

19. Кандидат, признанный комиссией по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, получает от начальника отдела (муниципального) соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

20. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.

Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в отделе (муниципальном) по месту жительства (пребывания), в органе федеральной службы безопасности, в соответствующем структурном подразделении Службы внешней разведки Российской Федерации один раз за время пребывания в запасе.

21. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел (муниципальный), где он состоит на воинском учете. На гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела (муниципального), который подписывается соответствующим должностным лицом.

Отбор граждан для поступления в резерв из числа граждан, пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

22. В связи с поступлением граждан в резерв на соответствующее должностное лицо возлагаются следующие обязанности:

а) заключение контрактов с учетом решения комиссии по отбору кандидатов;

б) организация работы аттестационной комиссии воинской части (далее - аттестационная комиссия) по определению соответствия кандидатов требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

23. Министерство обороны Российской Федерации организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам отбора и приема граждан в резерв.

III. Порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен

24. В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.

25. Основными задачами аттестации резервиста являются:

а) определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;

б) подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;

в) представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;

г) рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.

26. Резервист аттестуется за 3 месяца до истечения срока пребывания в резерве.

27. На аттестуемого резервиста соответствующим должностным лицом составляется аттестационный лист.

28. Резервист должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

29. Соответствующее должностное лицо несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

30. Проведение аттестации, а также решение иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) возлагаются на аттестационные комиссии.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен резерв, вправе создать аттестационные комиссии в органах военного управления.

31. Аттестационная комиссия выносит по всем рассматриваемым вопросам заключения в письменной форме.

На заседания аттестационной комиссии в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые, и другие должностные лица.

32. Особенности организации и проведения аттестации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

33. Для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен.

34. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.

Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

35. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

IV. Порядок исключения из резерва

36. Гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 57 Федерального закона.

37. Исключение из резерва по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 57 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

38. Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части.

Об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

V. Порядок исполнения резервистами специальных и должностных обязанностей

39. Исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также должностным регламентом.

40. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

41. Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.

Периодичность и продолжительность привлечения резервистов к указанным мероприятиям устанавливаются в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

42. Резервист подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

43. В должностном регламенте резервиста указываются:

а) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу пребывания в резерве, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

б) должностные обязанности, права и ответственность резервиста за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

44. Результаты исполнения резервистом должностного регламента учитываются при включении его в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности, а также при применении к нему мер поощрения.

45. Порядок разработки и утверждения должностного регламента устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Для граждан, которые в нее войдут, введут ежемесячные выплаты

Президент подписал указ о создании мобилизационного резерва Вооруженных сил России на время проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки резервистов. Правительству поручено обеспечить проведения мероприятий, «связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе». Их финансирование, отмечается в указе, будет осуществляется за счет бюджета Минобороны.

Ранее первый замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Евгений Бурдинский уже сообщал, что в 2015 году в Вооруженных силах пройдет эксперимент по возобновлению военной службы в резерве.

Почему именно по возобновлению? Дело в том, что аналогичный указ был принят в 2013 году — тогда был создан мобилизационный людской резерв «на период апробации новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов».

Однако в из-за отсутствия финансирования, формирование профессионального мобилизационного резерва начато так и не было. По расчетам думского Комитета по обороне, затраты на проведение эксперимента должны были составить в 2014 году 279,4 млн. руб., в 2015-м — 288,3 млн, в 2016-м — 324,9 млн.

Судя по всему, теперь деньги нашлись. Хотя и небольшие, так как, по словам Бурдинского, в первый набор попадут 5 тысяч военнослужащих, набранных из запаса.

В советские времена, когда армия в стране формировалась исключительно по призыву, мобилизационным резервом считалось практически все мужское население страны старше 18 лет. Отслужив в армии, мужчины отправлялись в запас, формируя тем самым мобилизационный резерв (женщины ряда профессий, например медики - врачи и медсестры, тоже считались военнообязанными). Благодаря этому СССР в угрожаемый период мог довольно быстро сформировать многомиллионную армию.

Периодически резервистов призвали на непродолжительные сборы, где выдавали военное обмундирование (как правило, старое, потому в армии за потрепанный внешний вид их прозвали партизанами). В течение нескольких недель, чаще всего в полевых лагерях, они вспоминали все, чему их когда-то учили в войсках. Однако в последние годы существования СССР такие сборы из-за отсутствия средств (а иногда их воровства) проводились все реже. Сборы резервистов все более стали походить на мужской отдых от семьи, сопровождавшийся обильными возлияниями.

Теперь, когда военная техника стала намного сложней, ее обслуживание требует большего профессионализма и подготовки, ставка делается на конрактников-профессионалов. Соответственно их подготовка в качестве резервистов требует иных подходов.

Планируется, что она будет выглядеть так: перед увольнением в запас солдат может подписать контракт, по которому он обязуется периодически проходить военные сборы, отличающиеся значительно более серьезной подготовкой от обычных сборов для военнослужащих запаса. Решение он должен принять исключительно по доброй воле. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок в три года, в дальнейшем контракт может быть возобновлен на срок в три года, пять лет или на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Причем, для материального стимулирования резервистов планируются ежемесячные выплаты, которые, по некоторым данным, должны составить 5 - 8 тысяч рублей.

По словам Евгения Бурдинского, новую службу резервистов можно будет сравнить с израильским аналогом, но она будет выполнять несколько иные функции. Что-то похожее существует в США и Великобритании, где также подписывают контракт, обязывающий уволившихся в запас военнослужащих проходить регулярную переподготовку, за что им выплачивается небольшое денежное содержание.

В конце ноября в России заговорили о создании людского резерва на случай глобальной войны. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Минобороны России, заместитель начальника Генштаба ВС РФ Василий Смирнов заявил, что в ближайшем будущем планируется создать институт контрактников-резервистов. Генерал рассказал, что в настоящее время активно прорабатывается вопрос изменения концепции подготовки граждан в резерве, одновременно создаётся новая система обучения «запасников». Как сегодня обстоят дела с мобилизационным резервом в Российской армии, насколько реальны планы военных создать новый институт резервистов, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

По новым планам резервистами смогут стать военнослужащие, которые завершили службу по призыву и заключили контракт о дальнейшем прохождении службы в резерве. Услуги «запасников» понадобятся в случае войны, когда резервисты должны будут оперативно пополнить состав кадровой армии. Планируется, что за свою готовность немедленно защитить Родину в мирное время солдаты резерва будут получать деньги.

По прогнозам представителей Минобороны, этот институт начнёт действовать с 2016 года. Сейчас готовятся поправки в соответствующие нормативные акты. По мнению оптимистично настроенных экспертов, создание института резервистов не только решит вопрос с мобилизацией, но и может послужить толчком к отказу от призывной системы. А проблемы с мобилизационной готовностью сегодня серьёзные – больше года назад Министерство обороны более чем в 20 раз сократило количество военных комиссариатов на территории России. Тем самым была практически похоронена старая система мобилизации, которая полностью была завязана на работе этих органов местного военного управления. При этом ничего нового создано не было. В итоге, по оценкам экспертов, после завершения очередного реформирования наша армия окажется не в состоянии обеспечить обороноспособность страны в случае серьёзной войны даже на собственной территории. Это основывается на опыте последних военных конфликтов, который однозначно показывает, что сегодня ни одна армия мира не имеет достаточного потенциала, чтобы вести серьёзные войны только кадровым составом.

Понимают это и военные. Не случайно помимо частей постоянной готовности было создано более 60 баз хранения бригадного состава. По задумке эти базы будут представлять собой хранилища боевой техники, неподалёку на окружных складах хранится вещевое имущество, оружие и боеприпасы. В мобилизационный период такие базы будут развёртывать до штатов военного времени за счёт мобилизационного резерва. Откуда вдруг будет появляться этот резерв, до сих пор непонятно.

Эксперты считают, что Участник подобных учений полковник запаса Евгений Агафонов поделился с «Нашей Версией» впечатлениями об этих мероприятиях: «Казалось, всё делалось для галочки, было положено проводить сборы – имитировали их проведение. Правда, чем занять резервистов, толком никто не знал. В лучшем случае оторванных от работы и семей взрослых людей «грузили» политзанятиями, ещё более усугубилась ситуация в период развала армии, когда подобные сборы превращались в сборища, переходящие в массовые попойки. Так или иначе, резервисты возвращались домой, ничем не усилив свою военную подготовку. При этом на проведение подобных манёвров бессмысленно тратились миллионы государственных рублей».

Последний раз в России крупное мобилизационное учение проводилось в 2008 году, в рамках командно-штабного учения «Стабильность-2008». Тогда, как заявляли военные, впервые в постсоветское время за счёт призыва резервистов было развёрнуто целое соединение. Для развёртывания танковой дивизии было призвано 10 тыс. человек, в основном из Пермского края. Затем танкисты даже совершили марш из Перми на Тоцкий полигон под Оренбургом. Учения официально были признаны успешными. Однако за кадром осталось, что дивизия формировалась почти три месяца, а такая расторопность для современных войн, мягко говоря, недостаточная. Также ничего не упоминалось о затраченных средствах и титанических усилиях работников военкоматов, которые несколько месяцев днём и ночью буквально по подъездам отлавливали резервистов. Ничего не сообщалось и об уровне подготовки резервистов. Как нам удалось выяснить, в сборах участвовали такие запасники, которые не брали в руки оружие, не сидели за рычагами танков уже несколько десятилетий. Неудивительно, что после «успешного» учения эта дивизия прекратила своё существование.

В ходе нынешней реформы новые идеи, как реанимировать систему мобилизации, возникают регулярно. Первоначально высокопоставленные генералы заявляли о планах сформировать институт кадрового резерва из числа сокращаемых молодых офицеров, которые не успели выслужить пенсию и получить другие социальные гарантии от государства. Таких набиралось порядка 60 тысяч. Однако скоро об этих планах было забыто. Сегодня в Минобороны сложилась уникальная ситуация, когда роль кадрового резерва фактически выполняют сокращаемые в результате военной реформы офицеры. Так называемые заштатники, которых Минобороны не может уволить из-за отсутствия жилья. Эти военнослужащие получают часть денежного довольствия, при этом на них не возлагаются служебные обязанности, но в случае войны они будут обязаны взять в руки оружие. По самым приблизительным данным, их сегодня в Минобороны около 100 тысяч.

Как считают специалисты, институт контрактников-резервистов, который военные предлагают создать в 2016 году, – это прямое копирование американского «резерва первого уровня». В Америке уволенные в запас офицеры и специалисты видов вооружённых сил раз в год в течение месяца тренируются в составе своих резервных частей и частей Национальной гвардии. Плюс к этому они дважды в год по две недели участвуют в крупных учениях. За это им платят деньги и обеспечивают всеми льготами, которые положены тем, кто служит государству.

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, сегодня в ситуации с созданием института контрактников-резервистов в Российской армии больше вопросов, чем ответов. Попытка копирования американской системы скорее всего разобьётся о российскую действительность, поскольку требует жёсткого контроля за средствами, выделяемыми на содержание резервистов, и ответственного подхода к их обучению. Кроме того, эта система не является на сегодняшний день самой эффективной, даже у самих американцев она даёт сбои, что наглядно показала война в Ираке, где регулярные части были на голову выше резервных. Для России больше подходит принцип милиционной армии Швейцарии, значительную часть которой составляют обученные резервисты – бывшие призывники, которых ежегодно призывают на сборы из запаса. Или близкий, по сути, израильский вариант, где после окончания регулярной службы все лица рядового и офицерского состава призываются ежегодно на резервистские сборы на срок до 45 дней, считает эксперт. В результате израильская армия имеет в своём распоряжении 445 тыс. человек, готовых в любую минуту выполнить вместе с кадровыми частями любую боевую задачу.

Пока неизвестно, по какому конкретно принципу будет создаваться институт контрактников-резервистов в России, но очевидно, что, поскольку российское военное руководство в ближайшие годы планирует закупать самые современные вооружение и технику, под стать ей должны быть и резервисты. Это автоматически выдвигает более высокие требования и к их подготовке, теперь их обучение должно проводиться не от случая к случаю, а необходимы регулярные сборы и учения. Военные эксперты подсчитали, что примерные затраты на содержание резервистов-контрактников составят 1–1,5 млрд рублей в год. Это минимальная сумма, которая позволит поддерживать их в тонусе и не даст потерять квалификацию. В итоге эти средства обеспечат развёртывание мобилизационного резерва численностью от 100 до 200 тыс. в случае войны. При этом в мирное время резервные военные получать должны стимулирующие выплаты минимум 8–10 тыс. в месяц.

Однако нет уверенности, что такое положение дел будет устраивать всех, к примеру работодателей, ведь резервист будет обязан несколько раз в год исчезать со своего рабочего места, и не факт, что при первой возможности такого работника не попытаются уволить.

В середине 2015 года в стране был подписан Указ Президента №370, определяющий создание мобилизационного резерва. В его исполнение чуть позже принято ПП №933, где утвержден порядок нахождения в составе резервистов. Данные нормативно-законодательные акты наряду с законом «О воинской обязанности» легли в основу мобрезерва и ресурса – образования, необходимого для решения задач во время войны или при возникновении сложных ситуаций.

Понятие мобилизационного людского резерва

Подобная служба в России впервые была создана еще во времена Александра II, который в XIX веке провел армейскую реформу. В Советский период организация данного формирования не намного изменилась, благодаря чему во времена ВОВ за короткий период была создана мощная армия. Немалое количество военнослужащих, было и в Афганистане. За невысокую дисциплину еще их принято называть «партизанами».

Безусловно, мобилизационный людской резерв вооруженных сил Российской Федерации отличается явными преимуществами. Если партизаны фактически относятся к гражданским лицам, которые являются патриотами, и готовы защищать свою Родину, однако, военному делу не обучены, то «резервные бойцы» не только имеют соответствующие знания, но и регулярно проходят спецподготовку. Резерв предназначен для увеличения ВЧ, соединений ВС РФ, иных формирований во время мобилизации, приведения в боевую готовность и войны.

Общие положения

С целью мобилизации войск и соответствующих формирований создается запас ВС, СВР, а также ФСБ. В него входит мобилизационный людской резерв и ресурс. Мероприятия по формированию резерва осуществляются за счет бюджета страны. Организационные моменты решают военные комиссариаты. Договор о пребывании в резерве заключается с гражданами, имеющими разные воинские звания. От этого фактора зависит предельный возраст резервиста: он варьируется от 42-х до 57-ми лет.

Положение о мобилизационном резерве содержит список бумаг, которые необходимо подать в военный комиссариат. Решение принимается в течение месяца. Если кандидат соответствует требованиям, начальник выдает предписание, с которым первый направляется в воинскую часть.

После заключения договора о мобрезерве резервист должен пройти аттестационные мероприятия и сдать экзамен на получение квалификации. Аттестация осуществляется за квартал до окончания действия договора, а экзамен - не меньше одного раза в 3 года.

При пребывании в людском резерве присваивается воинское звание и должность. Резервист обязан участвовать в мобилизационных мероприятиях и действиях иного характера, а также в боевой подготовке, при этом каждый месяц ему выплачиваются денежные средства и единовременные.

К месячным выплатам относятся следующие:

  • оклад;
  • коэффициент по району и надбавка за нахождение в определенных регионах;
  • средства за постоянное пребывание в резерве.

К единовременным причисляются выплачиваемые средства при составлении нового договора. Размер зависит от его срока и других моментов.

Важно! Размер ежемесячного оклада резервиста составляет не менее 10% от выплаты по приписанной должности и званию к ВЧ.

Помимо денег, резервисту предоставляется:

  • питание на время несения службы;
  • соответствующие вещи.

В подготовку резервиста может входить и получение разного бесплатного образования.

Конкретные детали того, как осуществляются сборы, общественности не разглашаются. Приказ Президента содержит пункты для, так называемого, служебного пользования. Сроки и время проведения мероприятий согласовываются в регионах отдельно. Порядок их осуществления установлен Законом «О воинской обязанности», а также Постановлением Правительства «О сборах». Они длятся не больше 2-х месяцев, а в целом, за период нахождения в запасе - 12-ти месяцев.

Участникам данных мероприятий гарантируется:

  • сохранение рабочего места;
  • выдача продуктов, вещей и финансовых выплат, согласно закону;
  • обязательное страхование жизни в случае получения ранения или болезни на время сборов;
  • зачет срока в несение службы.

К сборам в качестве резервистов не призывают следующих лиц:

  • женщин;
  • чиновников;
  • сотрудников ВС, ФСКН, ОВД и организаций УИС, пожарной службы;
  • работников ж/д и авиа транспорта, летного и плавающего состава;
  • педагогов;
  • рабочих на посевных;
  • студентов очников во время всего обучения, а также заочников в период подготовки к сдаче диплома;
  • многодетных отцов;
  • граждан, отсроченных от несения службы по тем или иным причинам;
  • лиц, прошедших ;
  • граждан, имеющих наказание, судимость или при наличии подозрения в преступлении;
  • лиц, пребывающих за границей.

Штатная численность мобилизационного резерва ВС РФ

Данная система возникла в 2015 году на основании Указа Президента. Он же решает вопрос с численностью мобилизационного резерва. Комплектация осуществляется территориально, то есть запаснику предстоит служить недалеко от места проживания. Главная цель заключается в том, чтобы завершить неразбериху с запасниками, а также при необходимости обеспечить точное увеличение армии в самые короткие сроки. Помимо мобилизации, резервисты могут быть задействованы в период кризиса, так как к ним относится не только армия, но и бывшие сотрудники ФСБ, так же как и СВР.

Точная численность мобилизационного резерва не разглашается в тех бумагах, которые предназначены для широкой публики, поэтому о реальной численности мобилизационного резерва и ресурса остается только гадать.

Порядок исключения из резерва

Исключение резервиста из состава резерва осуществляется по разным причинам. Помимо окончания срока, предусмотренного контрактом, к таковым относятся следующие моменты:

  • предельный возраст;
  • лишение звания;
  • негодность или ограниченная годность к несению службы (на основе ВВК);
  • выход из российского гражданства или получение иностранного;
  • появление причин для отсрочки службы.

Основаниями для исключения из мобрезерва до окончания срока договора являются нижеуказанные:

  • проведение мероприятий в штатном режиме;
  • неисполнение требований договора;
  • отказ в допуске к государственной тайне или его лишение;
  • служба в прокуратуре, судебном органе в качестве судьи или СК РФ.

Помимо этого, гражданин исключается из мобилизационного резерва в досрочном порядке и по собственной воле. В некоторых ситуациях ему потребуется возместить денежные средства, потраченные из бюджета на содержание и эксплуатацию техники, вооружения, тренажеров, с которыми проходило обучение, применяемых материальных запасов, а также содержание командиров. При этом определяют фиксированные суммы, а конечные значения рассчитываются с применением специальных формул. Это происходит при лишении звания, приговора суда о наказании, неисполнения договора и лишения в допуске к государственной тайне.

Фото: сайт

17 июля президент Путин подписал Указ № 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации"

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют - за не очень высокий уровень дисциплины - “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они при желании подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” - для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” перед традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках - но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы в рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. По крайней мере – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроенные, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, были готовы в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные расходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так чтобы много, конечно, – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь и служба-то идет не все время – а, по студенческой аналогии, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько более скромные – 5-8 тысяч рублей . При оценках общих расходов на “эксперимент”: в 2015-м - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-м - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года , потом последовал и соответствующий Закон , а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может, такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – неспособные понять . По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное, не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.